Бюджетные правонарушения
СОДЕРЖАНИЕ: - (англ. breach of budget law) - неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленных бюджетным законодательством правил составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, которое влечет за собой применение к нарушителю мер принуждения.Бюджетные правонарушения
- (англ. breach of budget law) - неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленных бюджетным законодательством правил составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, которое влечет за собой применение к нарушителю мер принуждения.
Перечень нарушений бюдж, законодательства, определенный в Бюджетном кодексе РФ, включает: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюдж. средств; несвоеврем. и неполное перечисление и зачисление бюдж. средств на счета бюджетополучателей; несвоеврем. представление отчетов и др. сведений, связ. с исполнением бюджета; несвоеврем. доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях и о лимитах бюджетных обязательств; несоответствие сводной бюджетной росписи закону (решению) о бюджете; несоответствие уведомлений о бюдж. ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержд. расходам и бюдж. росписи; несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюдж. систему РФ; несвоеврем. исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и гос. внебюдж. фондов; несвоеврем. представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов; отказ подтвердить принятые бюдж. обязательства, кроме оснований, установл. Бюджетным кодексом РФ; несвоеврем. подтверждение бюдж. обязательств, несвоеврем. платежи по подтвержд. бюдж. обязательствам; финансирование расходов, не включ. в бюдж. роспись; финансирование расходов в размерах, превышающих суммы, включ. в бюдж. роспись и утвержд. лимиты бюдж. обязательств; несоблюдение нормативов финанс. затрат на оказание гос. или муницип. услуг; несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, гос. или муницип. долга и расходов на обслуживание долга; открытие счетов бюджета в кредитных орг-циях при наличии на соотв. тер. отделений Банка России; иные правонарушения, Наиболее частое Б.п. - использование бюдж. средств не по целевому назначению.
Под этим понимается такое их использование, к-рое не приводит к результатам, предусмотр. при их предоставлении, или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями, неправомерность к-рых закрепляется в правовых актах, в заключаемых договорах или в решениях полномочных органов, определяющих целевой характер выделяемых из бюджета средств. Бюджетополучатель не вправе самостоятельно перераспределять средства между предметными статьями.
Нецелевым использованием бюдж. средств признаются также: направление средств на банковские депозиты, приобретение разл. активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) с целью их последующей продажи; взносы в уставный капитал др. юридич. лица; расходование (перечисление или создание кредиторской задолженности) средств при отсутствии оправдат. документов; завышение объемов выполн. работ, расценок; выполнение работ, не предусмотр. утвержд. проектно-сметной документацией; направление средств на объекты (разработки), не включ. в адресные и целевые программы; недостача материальных ценностей, приобрет. за счет средств бюджета; расходование средств сверх норм, утвержд. в установл. порядке (норм возмещения командировочных расходов, норм на расходование ГСМ и т.п.); просроченная дебиторская задолженность по перечисл. авансам за поставку товарно-материальных ценностей и оказание услуг; заключение договоров на работы, не предусмотр. в бюджете (смете расходов), ведущие к потере бюдж. средств или имущества, являющегося гос. или муницип. собственностью.
За Б.п. предусмотрены различные меры ответственности, к-рые определены Бюджетным кодексом РФ.
При этом регулирование ответственности за нарушение бюдж. законодательства складывается из: определения органов, применяющих меры принуждения к нарушителям бюджетного законодательства (органы Федерального казначейства РФ, Арбитражный суд РФ, Счетная палата РФ); установления системы санкций и мер воздействия на правонарушителей (предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, блокировка расходов, изъятие бюдж. средств, приостановление операций по счетам в кредитных орг-циях, наложение штрафа, начисление пени и т.д.); определения процедуры применения мер принуждения (списание в бесспорном порядке сумм бюдж. средств, используемых не по целевому назначению, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата к-рых истек; предупреждение руководителям органов исполнит, власти, органов местного самоуправления и получателей бюдж. средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, приостановление операций по счетам в кредитных орг-циях сроком до 1 мес. и т.д.).
Размеры штрафов и пени устанавливаются Бюджетным кодексом РФ и законом о федеральном бюджете на соответств. год. Б.с. предусмотрены также региональным законодательством, гл. обр., законами об областных (и др. региональных) бюджетах на соответств. год.
Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
Основанием для привлечения лица к юридической ответственности является совершение им правонарушения. Под нарушением бюджетного законодательства понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Бюджетным кодексом РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов уровней бюджетной системы Российской Федерации.
К нарушителю бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры: 1) предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; 2) блокировка расходов; 3) изъятие бюджетных средств; 4) приостановление операций по счетам в кредитных организациях; 5) наложение штрафа; 6) начисление пени; 7) иные меры, предусмотренные Кодексом и федеральными законами.
В соответствии с Кодексом применять меры принуждения могут руководители органов Федерального казначейства и их заместители, которые вправе:
1) списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств: а) используемых не по целевому назначению; б) подлежащих возврату в бюджет, срок которых истек;
2) списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;
3) взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;
4) выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
5) составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;
6) взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;
7) приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до одного месяца.
Как уже отмечалось, одной из мер принуждения, применяемых органами Федерального казначейства, является бесспорное списание бюджетных средств. В БК РФ предусмотрено бесспорное списание бюджетных средств с лицевых счетов их получателей, списание бюджетных средств со счетов Федерального казначейства и его территориальных органов без их распоряжения, списание средств со счетов бюджетов субъектов Российской Федерации и со счетов местных бюджетов без распоряжения их финансовых органов, а также списание средств с лицевых счетов бюджетных учреждении без их распоряжения.
Бесспорное списание бюджетных средств с лицевых счетов получателей бюджетных средств осуществляется на основе постановления, подписанного руководителем (заместителем руководителя) соответствующего органа Федерального казначейства.
Названное постановление принимается в течение 10 дней после составления акта проверки получателя бюджетных средств, подписанного должностным лицом органа Федерального казначейства, либо на основании заключения должностного лица того же органа об истечении срока возврата бюджетных средств или процентов (платы) за пользование бюджетными средствами.
При недостаточности средств на лицевом счете получателя бюджетных средств постановление о бесспорном списании бюджетных средств исполняется в соответствии с ч. 2 ст. 855 ГК РФ, при этом указанное постановление относится к очереди, предусматривающей расчеты с бюджетом.
Списание названных средств производится кредитной организацией либо Федеральным казначейством.
Списание средств с единого счета бюджета без распоряжения Федерального казначейства и его территориальных органов осуществляется по решению арбитражного суда.
Размер средств, списываемых со счета территориального органа Федерального казначейства, не может превышать разницу между суммой средств, находящихся на счете указанного территориального органа, и суммой средств, которые в момент списания отражены на лицевых счетах бюджетных учреждений либо считаются зачисленными на их счет.
Списание средств со счетов бюджетов субъектов Российской Федерации и со счетов местных бюджетов без распоряжения органов, исполняющих соответствующие бюджета, осуществляется по решению арбитражного суда. Данное списание не должно превышать разницу между суммой средств, находящихся на счете соответствующего бюджета, и совокупной суммой средств, указанных в своде лимитов финансирования на месяц по всем получателям бюджетных средств.
Списание средств с лицевых счетов бюджетных учреждений без их распоряжения осуществляется в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством. Порядок списания средств подробно регламентируется ст. 285-288 Бюджетного кодекса РФ.
В БК РФ впервые дается перечень различных нарушений бюджетного законодательства (ст. 283, 289-306), совершение которых является основанием для применения названных ранее мер. К сожалению, существуют противоречия и несовпадения между ст. 283 БК РФ, в которой перечислены основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства, и ст. 289-306, в которых раскрываются отдельные виды правонарушений. Перечень статьи 283 должен был бы носить исчерпывающий характер и включать все виды бюджетных правонарушений, но в следующих статья Кодекса дается характеристика некоторых видов правонарушений, не вошедших в данный перечень. Несомненно, что имеющиеся противоречия усложнят привлечение к ответственности виновных лиц, поэтому необходимо серьезно доработать данный раздел Бюджетного кодекса.
К нарушениям бюджетного законодательства законодатель, в частности, относит:
- нецелевое использование бюджетных средств;
- невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе;
- неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;
- непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением;
- неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
- несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств;
- несоответствие бюджетной росписи расходам, утвержденным бюджетом;
- несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств бюджетной росписи;
- финансирование расходов сверх утвержденных лимитов;
- предоставление бюджетных кредитов, бюджетных ссуд с нарушением установленного порядка;
- предоставление бюджетных инвестиций с нарушением установленного порядка;
- предоставление государственных или муниципальных гарантий с нарушением установленного порядка;
- осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка;
- нарушение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передачу их в доверительное управление;
- несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов;
- несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов;
- несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств на лицевые счета получателям бюджетных средств;
- несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам.
За совершение названных видов нарушений предусмотрено наложение штрафов в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях и иные меры принуждения.
В частности, законодатель рассматривает такое правонарушение, как нецелевое использование бюджетных средств, выражающееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения (ст. 289 БК РФ).
За подобное нарушение предусмотрено применение различных санкций: наложение штрафа на руководителя получателя бюджетных средств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях; изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления - уголовное наказание в соответствии с У К РФ*.