Cамое важное изобретение
СОДЕРЖАНИЕ: Сегодня мы поговорим о книге - наиболее сложном и великом чуде из всех чудес, созданным человечеством за время своего существования и развития.Сегодня мы поговорим о книге - наиболее сложном и великом чуде из всех чудес, созданным человечеством за время своего существования и развития.
Человек научился усиливать могущество своих мускулов намного раньше, чем открыл способы усиления своей памяти. Шельское каменное рубило появилось более полумиллиона лет тому назад. От первых наскальных изображений нас отделяют немногие тысячелетия.
Этот контраст во времени очень наглядно обрисовал Г. Эйхельберг в книге «Человек и техника» (Q. Eichelberg. Der Mensch und die Technik. Zurich, 1953): «Полагают, что возраст человечества равен примерно 600 000 лет. Представим себе это движение человечества в виде марафонского бега на 60 километров, который, где-то начинаясь, идет по направлению к центру одного из наших городов, как финишу.
Итак, большая часть этого 60-километрового расстояния пролегает по весьма трудному пути — через рощи и девственные леса — мы об этом ничего не знаем; ибо только в самом конце, после 68—59 километров, мы находим наряду с первобытным орудием пещерные рисунки, как первые признаки культуры...
До финиша остается еще 50 метров; там стоял человек, умными и понимающими глазами следивший за бегом,— это были глаза Леонардо да Винчи. Осталось только 10 метров! Они начинаются при свете факелов и скудном освещении масляных ламп. Но, при броске на последних 5 метрах, происходит ошеломляющее чудо: свет заливает ночную дорогу, повозки без тяглового скота мчатся мимо, машины шумят в воздухе, и пораженный бегун ослеплен светом прожекторов репортеров...».
Предшественники наших книг появились на последнем километре этого схематически изображенного пути человечества. С помощью узлов, ракушек, нанизанных на веревочки из природных волокон растительного или животного происхождения, сохранялись в памяти и передавались поколениями рассказы о важных событиях.
Нарубки на дереве или нарезки на палочках помогали запомнить счет до изобретения письменности. Рисунки также были началом предметной записи, они заменяли азбуку.
Наскальные рисунки до их расшифровки считались забавами или, как их называли в карельских преданиях, «бесовыми следками». Туземцы Америки, не знавшие письменности, разъяснили, что это исторические рассказы, летопись реальных событий.
Каменные глыбы, громадные каменные нагромождения, замысловатые комбинации из камней и, наконец, зодчество древних — это тоже своеобразные огромные книги. «Зодчество,— писал Виктор Гюго,— служило человечеству великой книгой истории, начиная с самой древней пагоды Индостана и кончая Кельнским собором».
Материалов для письма, для книги было испробовано множество, прежде чем была изобретена так хорошо знакомая нам бумага: камень, кость, дерево, пальмовые листья, глиняные таблички, металлические доски, египетский папирус и пергамент из телячьих кож и многие другие материалы.
Глиняные книги и папирусные свитки — одни из самых древних. В Париже хранится свиток папируса, которому более 5300 лет.
Пергамент появился незадолго до наступления нашей эры.
Бумага изобретена то ли в Китае, то ли в Восточном Туркестане во II— IV вв. Образцы японской бумаги относятся к VI в., в 650 г. ее видели в Самарканде, около 800 г. в Багдаде. В начале нового тысячелетия она появляется в Европе.
Во всяком случае, в середине XI столетия в Валенсии было уже немало бумажных мельниц. Знаменитую в Европе бумажную мельницу в Ураниенбурге построил во второй половине XVI в. рядом со своей обсерваторией «Урания» Тихо де Браге.
Первые документальные данные о бумажной фабрике в Московском государстве относятся к тому же году, что и выпуск первой книги Ивана Федорова — 1564.
В зависимости от материала книги менялся и ее внешний облик. Законы вавилонского царя Хаммурапи были написаны за 2000 лет до нашей эры убористой клинописью на базальтовом столбе, который имел более двух метров высоты и около двух в окружности. «Книга» весила 10 тонн. Теперь этот текст можно уложить на 50 страницах книги среднего формата. А во времена Цицерона текст «Илиады» Гомера был написан так, что мог уместиться в скорлупе ореха.
«За 50 метров до финиша», т. е. более 500 лет назад, рядом с Леонардо да Винчи стоял Иоганн Гутенберг. С этого времени книга начинает свое победное шествие в народные массы. Это был нелегкий путь. Тернист был путь книги. Ее жгли, истребляли, казнили ее передовых авторов.
Первые книгохранилища, о которых имеются достоверные сведения,— это библиотеки глиняных плиток с клинописью Ассирии, Вавилонии, Шумера, Урарту и других стран древнего Востока.
Археологические раскопки середины прошлого столетия открыли библиотеку Ашшурбанипала, в которой хранилось не менее 20 тыс. глиняных плиток. На одной из них, когда была расшифрована клинопись, было прочитано: «Я велел начертать на плитках славные письмена, произведения книжного искусства, которых не изучал ни один из моих предшественников, я собрал письмена во дворце моем, я разделил их на разделы, и я, царь царей, любимец богов, я умею даже читать их. Да обрушится гнев Ассури и Бениты на того, кто посмеет унести эти плитки или же нанести свое имя рядом с моим, и да уничтожат боги его имя и его потомство на земле...».
Эти слова были продиктованы Ашшурбапипалом умелому писцу в VII в. до н. э. Свой дворец в Ниневии он назвал «Домом наставлений и советов»; в библиотеке работали астрономы и астрологи, грамматики и математики, строители дворцов, храмов, каналов я плотин, врачи и юристы, писатели и жрецы.
Нипевийская библнотека, созданная «царем царей», который даже сам умел читать, раскрыла сокровищницу знаний об одной из самых древних цивилизаций. Каждая страница книг этой библиотеки размером примерно в лист современной писчей бумаги, но толщиною в 25 мм, после того, как мягкая глиняная плитка, покорная острой палочке писца, покрывалась письменами, обжигалась, приобретала прочность на долгие времена.
Афинская библиотека VI в. до н. э. состояла из книг, написанных на дощечках, коже и папирусе, в III — возникли Пергамская библиотека и ее блестящая соперница — Александрийская библиотека египетских царей-библиофилов — Птолемеев. В этой библиотеке насчитывалось не менее 200 тыс. свитков.
Первый известный в истории библиограф греческий поэт Каллимах (310—238 до н. э.) составил каталог Александрийской библиотеки в 120 книгах.
В это время в Александрии была еще одна большая библиотека, именуемая храмовой, в отличие от первой — дворцовой. В ней насчитывалось более 40 тыс. свитков, но когда Антоний преподнес в дар Клеопатре 200 тыс. книг вывезенной им Пергамской библиотеки, она стала гигантским книгохранилищем. Ниневия и ее библиотека были разрушены мидянами в 609 г. до н. э., Афинскую увез персидский царь Ксеркс в 480 г. до н. э.
Дворцовая в Александрии частично погибла в 48 г. при осаде города Юлием Цезарем, храмовая погибла в конце IV в. н. э. во время религиозных войн, когда истреблялись все памятники языческой культуры; остатки дворцовой были уничтожены в 868 г.
В древней Греции и Риме были и частные собиратели книг: Еврипид и Демосфен, Платон и Аристотель; Цицерон имел библиотеку в городском доме в Риме и на загородной вилле. А Гай Плиний Секунд (старший) имел библиотеку в несколько тысяч томов.
Многие собрания составлялись путем военной добычи. Сулла ограбил Афины — по некоторым сведениям, он вывез в Рим 30 тыс. свитков, Лукулл сделал то же самое с книжными богатствами Средней Азии.
Первую публичную библиотеку основал в Риме в 39 г. до н. э. друг Вергилия и Горация — Гай Азиний Поллион. В начале нашей эры в Риме появились книжные лавки. Такая лавка обнаружена и при раскопках Помпеи. По свидетельству Марциала, писец книжной лавки мог записать под диктовку девять стихов в минуту.
Нашествие на Римскую империю готов, гуннов, вандалов в IV и V вв. уничтожило книжные сокровища библиотек и собраний древнего греко-римского мира. Немного уцелело под руинами.
Во время средневековья искусство рукописной книги богословского содержания развивается в монастырях. В них же накапливаются и библиотеки. Материалом для рукописных книг служит главным образом пергамент.
Книги состоят из пачек квадратных листов (Codex quadratus). Миниатюры, заглавные буквы, заставки таких книг до сих пор остаются замечательными образцами книжного искусства.
В XIII в. возникает Парижский университет и при нем библиотека. В Италии книги собирают Франческо Петрарка и Джовашщ Боккаччо. В эпоху Возрождения вновь строятся роскошные библиотечные здания. Библиотека Лауренциана во Флоренции была построена Дж. Вазари по эскизам Микеланджело.
Первая большая библиотека на Руси была создана Ярославом Мудрым. Летопись 1037 г. свидетельствует: «Великий князь Ярослав любил книги, читал их часто как днем, так и ночью, и собрал много переписчиков, которым и поручал переводить книги с греческого языка на славянское письмо».
Рукописное книжное искусство было высоко развито в Новгороде. Остромирово евангелие, написанное в 1056—1057 годах, с его четкой «уставной кириллицей», раззолоченными заглавиями, фигурными буквами в начале глав и гравюрами — шедевр новгородских мастеров рукописной книги.
При монастырях возникают «книгописные кельи». Библиотеки появляются во Владимире, при Московском Кремле и во многих монастырях. Па-шествие татар разорило и книжное дело в России. Оно перекочевало на север страны; но, не имея ни пергамента, ни бумаги, книги стали писать по древнеславянскому обычаю на бересте, сшивая лыком стопки листов в тетради или книги.
Книжное дело и библиотеки возродились после изгнания татар и начинают свое новое трудное и все же победное шествие на совершенно новой технической основе — подвижные буквы, печатный станок и тонкая бумага.
За 500 лет после изобретения книгопечатания книга и библиотеки завоевали весь мир и сопутствуют человеку во всех сферах его жизни. Печатный станок выдал более 50 млн. книг. Эту цифру надо умножить на тираж книг, чтобы оценить суммарные масштабы мировых книгохранилищ. Новые поступления крупных библиотек составляют сотни тысяч единиц ежегодно. Мировой книжный поток становится особенно интенсивным в нашем веке.