Человек и общество в повести «Старик и море»

СОДЕРЖАНИЕ:  «Старик и море» - это, прежде всего, произведение о человеке, о его неповторимом внутреннем мире, его уникальности, его личных переживаниях. Но это также и произведение о природе и обо всем человечестве.

Человек и общество в повести «Старик и море»

«Старик и море» - это, прежде всего, произведение о человеке, о его неповторимом внутреннем мире, его уникальности, его личных переживаниях. Но это также и произведение о природе и обо всем человечестве.

Э. Хемингуэй отмечал, что в повести «Старик и море» он хотел рассказать историю реального старого рыбака и его жизни. Автор встречался со многими рыбаками, поэтому образ Сантьяго имеет реальных прототипов. Однако, хотя здесь и отображается в определенной мере реальная жизнь, но «Старик и море» - модернистское произведение.

Задача: докажите, что повесть «Старик и море» - это произведение модернизма. Назовите особенности этого произведения, которые обусловливают его принадлежность к этому направлению.

Для модернизма характерно усиленное внимание к внутреннему миру личности. Человек возникает в центре литературного произведения, он способен создавать свой особенный мир, не менее значащий, чем мир реальный. Модернисты провозглашали ценность человека, считая его главной целью жизни, они верили в его широкие возможности и силы. Все это мы находим в повести «Старик и море». Чтобы раскрыть глубину ощущений и переживаний личности, модернисты использовали новую поэтику. Кроме того, для модернизма характерно слияние с философией. В повести Хемингуэя мы видим пример художественного воплощения сложных философских проблем бытия.

Герой повести «Старик и море» не ищет спасения в природе, он принадлежит ей. Старик не только проживает долгую жизнь в единении с природой, с морем - он часть этого мира природы. Сантьяго любил летающих рыб - это были его первейшие друзья в океане, а вот птиц жалел, особенно маленьких и хрупких морских ласточек.

О море старик думал, как о женщине, о живом существе, которое может и подарить большую ласку, и лишить ее. Ему было жаль и гигантских морских черепах, сердце которых бьется еще несколько часов после того, как их забьют. Он жалеет и захватывается большой рыбой, которая была у него на крючке, называет ее замечательной, необыкновенной, любит ее и уважает. Логическая схема отображает суть этой проблемы.

Действительно, человек - часть природы. И все они - птицы, черепахи, рыбы - его братья и сестры. А что им может противопоставить человек? Лишь единственное оружие - волю и ум. Так считает Сантьяго и приходит к выводу, что «человек - довольно никчемное существо против сильных птиц и зверей». Почему он так сказал? Наверное, через это глобальное понимание человечности, которое способно было охватить все достойное и прекрасное в жизни.

Сантьяго живет среди людей. Он старый, но все еще ходит в море. Это дело его жизнь, его призвание. И рыба ему нужна лишь для того, чтобы выжить, причем для Сантьяго биться за рыбу - значит биться и за свое место в человеческом обществе, которое не признает неудачников, даже уже пошел слух о том, что его лодка «несчастливая», поскольку восемьдесят четыре дня он выходил в море и не поймал ни одной рыбины. Парус его лодки было починен мешковиной и был похож «на флаг безнадежного поражения». Но сам старик думает о том, что ему не везет в последнее время. Но рассчитывать он должен лишь на себя: «Оно-то и хорошо иметь участь. Но лучше быть исправным. Тогда счастье не захватит неожиданно». Беспокоится о старике лишь мальчик Манолин. Тем не менее, старик думает о людях, которые ждут его на берегу: «Надеюсь, там за меня не очень тревожатся. Собственно, беспокоиться будет только мальчик. Однако я уверен, что он верит в меня. Будут беспокоиться старшие рыбаки. Да и другие тоже. Люди в нашем поселке добрые».

Из опорной схемы, видно, что Сантьяго - часть человеческого общества, которое толкает людей на постоянную борьбу за существование и на одиночество.

В повести-притче Хемингуэй поднимает проблемы, которые волновали и старика, и автора, и все общество: о верности обязанности, высоком мастерстве, жизненном призвании и т.п.

Луна, солнце, звезды - они для старика его далекие друзья, дорогие братья и сестры. Они - как люди: и отдыхают так, как люди, просто спят. Сантьяго остался один в безграничном мировом пространстве. «Человек и океан - они друзья, и ветер нам все-таки друг, и небо, и тучи», так думал Сантьяго, умел читать по ним погоду. Но чуть ли не наибольшим признанием величия вселенной являются слова старика рыбака о том, что «все-таки хорошо, что нам не надо покушаться убить солнце, луну или звезды. Достаточно и того, что мы живем возле моря и убиваем своих искренних братьев». В ходе рассказа воспроизводится логическая схема, которая отображает эту проблему.

Так необразованный рыбак ощущает свою связь с целым миром. В душе поэт, он одухотворяет все, что его окружает, и тысячами невидимых нитей связывает его с небом, звездами, космосом, со всем, что существует вечно. В работе - борьбе с необыкновенной рыбой, акулами, в победе над телесными недугами - раскрывается мужественный характер старика.

Скачать архив с текстом документа