Что должен знать бухгалтер работодателя, нанимающего иностранцев
СОДЕРЖАНИЕ: Особенностей, связанных с работой иностранцев в российских организациях, достаточно много. Тут и получение всевозможных разрешений, и квотирование, и запреты, и особый порядок расчета налогов.Алексей Крайнев
Особенностей, связанных с работой иностранцев в российских организациях, достаточно много. Тут и получение всевозможных разрешений, и квотирование, и запреты, и особый порядок расчета налогов. Сегодня мы расскажем о том, на что надо обратить внимание бухгалтеру, если руководство решило принять на работу иностранного сотрудника.
Какие документы необходимы
Прежде чем начинать набор иностранных сотрудников, организация должна получить разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы. Данный документ выдается на срок до года в отделении Федеральной миграционной службы по местонахождению организации (п. 4 ст. 13 закона № 115-ФЗ). Такое разрешение не потребуется, если на работу принимаются граждане стран, с которыми у нас установлен безвизовый порядок пересечения границы (например, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Украина, Азербайджан, Узбекистан, Молдавия, Армения).
Если работодатель собирается нанять иностранцев, прибывших в Россию по визе, то организация должна получить еще и разрешение на работу каждого такого иностранца. А оно выдается только при наличии заключения о целесообразности привлечения и использования иностранных работников, которое надо получать в Центре занятости населения по месту регистрации фирмы (или филиала). При этом работодатель должен обосновать необходимость привлечения на данную должность именно иностранного специалиста.
Иностранцы же, прибывающие в Россию без визы, либо имеющие разрешение на временное проживание в нашей стране, должны озаботиться получением разрешения на работу самостоятельно. Ведь без этого документа принимать их на работу нельзя, а обязанности организации по получению таких разрешений закон не установил (абз. 2 п. 4 ст. 13 закона № 115-ФЗ). Исключение составляют только граждане Белоруссии, поскольку им гарантированы такие же права на трудоустройство, как и россиянам (п. п. 1, 2 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.96 № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий»).
Ну и, наконец, не надо требовать разрешение на работу от иностранца, имеющего вид на жительство в РФ (пп. 1 п. 4 ст. 13 закона № 115-ФЗ).
Куда сообщать о найме иностранцев
После получения всех документов с иностранцем можно заключить трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ, оказание услуг. Причем, если договор заключается с иностранцем, прибывшим в РФ без визы и получившим разрешение на работу, то о факте заключения договора в течение трех рабочих дней надо уведомить подразделение миграционной службы и службу занятости (п. 9 ст. 13.1 закона № 115-ФЗ). Форма уведомления утверждена Постановлением правительства РФ от 18.03.08 № 183. Кроме того, в течение 10 дней уведомление о договоре нужно направить в налоговую инспекцию. Примерная форма такого уведомления приведена в письме ФНС России от 24.08.07 № ГИ-6-04/676@.
Обратите внимание: отдельное уведомление в налоговый орган потенциальный работодатель должен направить в течение 10 дней с момента подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения на приезд РФ с целью трудоустройства. Кроме того, в описанной ситуации в налоговую направляются еще два уведомления: первое после прибытия иностранца в страну, второе — после получения им разрешения на работу.
Налог на доходы физических лиц
Итак, иностранец принят на работу и ему начислена первая зарплата. Здесь бухгалтеру следует помнить: до тех пор, пока иностранец не провел на территории РФ 183 дня, его доходы облагаются по ставке 30 процентов и к ним не применяются стандартные налоговые вычеты (ст. 224, п. 4 ст. 210 НК РФ). После 183 дней доход облагается так же, как и у российских работников — по ставке 13 процентов и с применением вычетов. Причем, по истечении 183 дней по ставке 13 процентов будет облагаться весь доход, в том числе и тот, с которого уже удержан налог по ставке 30 процентов. А это означает, что бухгалтеру надо будет сделать перерасчет и вернуть иностранцу (по его заявлению) излишне удержанный налог.
Как видим, от правильного расчета дней пребывания в России зависит определение суммы НДФЛ, которую надо удержать у иностранца. Поэтому остановимся на правилах подсчета 183-х дней подробнее.
Начнем с того, что эти дни определяются в течение 12 месяцев, следующих подряд друг за другом (п. 2 ст. 207 НК РФ). А это значит, что, во-первых, данные месяцы не обязательно должны составлять календарный год (т.е. считать надо не только с января по январь, но и с февраля по февраль, марта по март и т.д.).
Во-вторых, это не обязательно должны быть календарные месяцы. Проще говоря, расчет ведется по числам на дату выплаты. Например, если зарплата выдается 5 июня 2009 года, то периодом для определения ставки НДФЛ будет время с 5 июня 2008 по 5 июня 2009 года.
При расчете сроков надо также учитывать: если иностранец выехал из России менее чем на 6 месяцев для лечения или обучения, то время такого «выезда» учитывается, как время, проведенное в РФ (п. 2 ст. 207 НК РФ). А вот время, проведенное за границей по другим причинам (отпуск, командировка, туризм), при расчете 183 дней считается проведенным вне России.
Есть и один спорный момент — что считать первым днем пребывания в РФ. Налоговая служба разрешает начинать отсчет 183 дней непосредственно со дня въезда в Россию (письмо ФНС РФ от 04.02.09 № 3-5-04/097@). Аналогичная позиция выражена и в письме Минфина России от 03.07.08 № 03-04-05-01/228. Однако Налоговый кодекс говорит, что при расчете сроков, начало которых определено событием (в нашем случае — въездом в РФ), первым днем считается день, следующий за днем события (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Поэтому в таких «пограничных» ситуациях мы бы советовали бухгалтеру удерживать НДФЛ по ставке 30 процентов и без предоставления вычетов, т.к. данный подход соответствует НК РФ и не несет в себе налоговых рисков.
Что касается дня выезда, то тут позиция контролирующих органов полностью совпадает с Налоговым кодексом. Этот день включается в расчет 183-дневного срока (п. 8 ст. 6.1 НК РФ, письмо ФНС РФ от 04.02.09 № 3-5-04/097@), письмо Минфина России от 03.07.08 № 03-04-05-01/228).
Взносы в ПФР
Со взносами на обязательное пенсионное страхование все достаточно просто: они начисляются на выплаты только в пользу тех иностранцев, которые имеют вид на жительство или разрешение на временное проживание (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). Соответственно, на выплаты работникам, имеющим только миграционную карту, начислять взносы в ПФР не надо (письмо Минфина России от 10.12.07 № 03-04-06-02/217).
Единый социальный налог
Особенности начисления ЕСН на выплаты в пользу иностранных работников тесно связаны с порядком начисления взносов на обязательное пенсионное страхование. Ведь начисленные взносы вычитаются из суммы ЕСН, подлежащей уплате в федеральный бюджет (абз. 2 п. 2 ст. 243 НК РФ). Отсюда следует вывод: раз доходы иностранцев, временно пребывающих в России, не облагаются взносами на пенсионное страхование, то и вычет по ЕСН не применяется. А значит, в федеральный бюджет по этим работникам будет перечисляться большая сумма, нежели по российским работникам и по иностранцам, имеющим вид на жительство или разрешение на временное проживание.
Взносы на травматизм
Если иностранцы работают по трудовому договору, они, так же как и российские работники, подлежат обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ). Причем, в данном случае взносы начисляются на выплаты в пользу любого иностранца, независимо от его статуса (см. письмо УФНС России по г. Москве от 10.11.06 № 21-18/668). Если же иностранец работает по гражданско-правовому договору, то взносы на травматизм будут начисляться только в случае, когда их начисление предусмотрено самим договором.