Деятельность участкового уполномоченного милиции по обеспечению паспортно-визового и регистрационного режима

СОДЕРЖАНИЕ: Понятие, назначение паспортно-регистрационной системы. Виды паспортно-регистрационных режимов. Деятельность участкового уполномоченного милиции по осуществлению контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства пасортного режима.

Реферат

по теме: «Деятельность участкового уполномоченного милиции по обеспечению паспортно-визового и регистрационного режима»


План

Вступительная часть

1. Понятие, назначение паспортно-регистрационной системы. Виды паспортно-регистрационных режимов

2. Деятельность участкового уполномоченного милиции по осуществлению контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без граж­данства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Российской Федерации -

Заключительная часть (подведение итогов)


Вступление.

Важнейшими задачами государственных органов являются укрепление законности, охрана прав и законных интересов граждан, обеспечение общест­венного порядка, государственной и общественной безопасности. В успешном решении этих задач существенное значение имеет паспортно-регистрационная система, тесно связанная с учетом и статистикой населения, с упорядочением внутренней миграции населения. Паспортно-регистрационная система способ­ствует охране и укреплению государственной безопасности. Она широко ис­пользуется органами внутренних дел в деятельности по предупреждению пра­вонарушений и розыске лиц, их совершивших.


1. Понятие, назначение паспортно-регистрационной системы. Виды паспортно-регистрационных режимов.

Инструкцией по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденной Приказом МВД России от 16.09.2002 г. №900 определены должностные обязанности участкового уполномоченного милиции, среди которых важное место занимают обязанности по контролю за соблюдением гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства правил паспортно-регистрационной системы, а именно:

- осуществлять проверки соблюдения должностными лицами и гражданами Российской Федерации установленных правил регистрационного учета;

- вести списочный учет постоянно проживающих на административном участке иностранных граждан и лиц без гражданства, ежемесячно осуществлять проверки их фактического проживания;

- по письменным запросам паспортно-визового подразделения в отношении лиц, обратившихся по вопросу приобретения гражданства РФ, проводить проверку фактического проживания данных лиц по месту регистрации, а также подтверждения их трудовой деятельности. О результатах проверки в месячный срок нпаравлять рапорт инициатору запроса.

Паспортно-регистрационная система представляет собой совокупность правовых норм, определяющих порядок выдачи, обмена, сдачи и изъятия пас­портов и иных выдаваемых органами внутренних дел документов, удостове­ряющих личность гражданина, учета и регистрации граждан в целях упорядо­чения передвижения населения по территории государства, обеспечения реали­зации субъективных прав и обязанностей граждан, охраны общественного по­рядка, государственной и общественной безопасности.

В условиях социально-экономического развития России для улучшения управления хозяйством и социально - культурным строительством важное значение имеют учет и статистика населения. Учет населения, прожи­вающего в различных регионах страны, и его миграционных потоков призван обеспечить научность и обоснованность управления происходящими в общест­ве процессами, эффективность текущего и перспективного планирования, а также рациональное размещение и перераспределение производительных сил.

Текущий оперативный учет населения осуществляется в процессе реги­ страции граждан. Данные аппаратов паспортно-визовой службы органов внутренних дел о количестве прибывших на жительство и убывших в другие местности используются в качестве исходного материала для последующего обобщения и анализа их органами государственной статистики в масштабе об­ласти, края, республики и Российской Федерации в целом. Одновременно со статистическим учетом населения регистрация позволяет вести персональный учет граждан. Данные персонального учета используются в адресно-справочной работе для установления места проживания конкретных лиц.

Известно, что в послевоенное время адресно-справочная служба сыграла огромную роль в розыске лиц, потерявших связь с родственниками. Усилия со­трудников паспортных аппаратов позволили сотням тысяч родителей, детей, братьев и сестер восстановить родственные связи. Распад СССР и возникнове­ние межнациональных конфликтов породили значительные иммиграционные потоки и потоки беженцев, направляющиеся в Россию. В этой связи сущест­венно возросло значение адресно-справочной работы.

Данные статистического и персонального учета граждан необходимы также органам гражданской обороны для составления планов эвакуации насе­ления и проведения иных мероприятий, а также военным комиссариатам и дру­гим органам Министерства обороны России для работы с призывниками и во­еннообязанными лицами.

Структурные изменения в экономике, кризис в отдельных отраслях промышленности и ряд других факторов обусловливают потребность в передви­жении людей из одних регионов и населенных пунктов в другие. Стихийное переселение граждан приводит к нежелательным социально-экономическим последствиям: чрезмерному росту и перенаселенности крупных городов, пере­избытку рабочей силы в одном регионе и нехватке ее в другом и т.д. Непра­вильная миграционная политика, игнорирующая объективные обстоятельства, сложившиеся в том или ином регионе страны, может привести к усилению на­пряженности в межнациональных отношениях. Интересы обеспечения государственной безопасности также требуют контроля за перемещением граждан (на жительство, в отпуск и т.п.) в пограничных местностях и запретных зонах .

Паспортно-регистрационная система является важнейшим правовым средством контроля и регулирования передвижения населения. Упорядочивая миграцию населения путем установления специальных правил проживания в различных местностях и переезде на жительство в другие районы, она вместе с тем не препятствует реализации права граждан на свободу передвижения.

Паспортно-регистрационная система играет важную роль в обеспечении реализации субъективных прав и обязанностей граждан. На протяжении своей жизни граждане вступают в многочисленные и разнообразные отношения как между собой, так и с государственными органами, общественными организа­циями. Как субъект правоотношений гражданин участвует в них от своего имени, являясь при этом стороной строго индивидуализированной, т.е. обла­дающей рядом демографических и биографических признаков. В целях обес­печения реализации гражданином своих прав и обязанностей эти признаки (фамилия, имя, отчество, время и место рождения и др.) закрепляются в доку­менте, удостоверяющем его личность.

К документам, удостоверяющим личность гражданина, относятся: паспорт; свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 14-летнего воз­раста; заграничный паспорт - для постоянно проживающих за границей граж­дан, которые временно находятся на территории России; удостоверение лично­сти - для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов); военный би­лет - для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих службу по при­зыву или контракту; справка об освобождении из мест лишения свободы - для лиц, освободившихся из таких мест; иные выдаваемые органами внутренних дел документы, удостоверяющие личность гражданина.

Основным документом, удостоверяющем личность, является паспорт. Наличие у гражданина паспорта во многих случаях подтверждает его конкрет­ные субъективные права. Так, паспорт необходимо предъявлять при участии в выборах органов власти, поступлении на работу, учебу, регистрации брака, за­ключении некоторых гражданско-правовых сделок и т.д.

В отличие от других документов паспорт обладает рядом существенных признаков и свойств: он подтверждает принадлежность к гражданству; в нем отражаются основные сведения, относящиеся к личности гражданина; этот документ имеет единую форму и изготовляется в централизованном порядке; он имеет защитные средства, предохраняющие его от подделок; его нельзя при­нимать в качестве залога; за его утрату уста­новлена административная ответственность, а за хищение - уголовная.

Наконец, паспортно-регистрационной системе принадлежит существен­ная роль в охране и укреплении общественного порядка, обеспечении общест­ венной безопасности. Паспортно-визовые подразделения обладают реальной возможностью выявлять лиц, скрывающихся от суда и следствия, уклоняю­щихся от исполнения своих обязанностей (например, от уплаты алиментов) или отбывания наказания по приговору суда, и осуществлять целый ряд других функций. Регламентируя порядок проживания в определенных местностях, паспортная система в значительной мере способствует обеспечению государ­ ственной безопасности.

С понятием «паспортно-регистрационная система» тесно связано поня­тие «паспортно-регистрационный режим». Разграничение между этими поня­тиями производится по признаку территории и кругу лиц, на которых распро­страняется действие паспортно-регистрационных правил. В этой связи следует иметь в виду, что паспортно-регистрационной системой осуществляется общее регулирование отношений, возникающих по поводу получения паспортов, уче­та и регистрации граждан, определяются субъекты этих отношений и их право­вое положение, а также ответственность за нарушение установленных правил. Однако особое экономическое и оборонное значение некоторых местностей требует дифференцированного действия определенной части норм паспортно-регистрационной системы на тех или иных территориях, а также установления дополнительных норм, регламентирующих порядок въезда граждан в эти мест­ности на жительство, направленных на усиление охраны общественного по­рядка и государственной безопасности. Такая дифференциация производится путем установления паспортно-регистрационного режима, представляющего собой совокупность норм паспортно-регистрационной системы, действующих в пределах конкретной местности и в отношении определенного круга лиц.

Различают следующие виды паспортно-регистрационного режима: об­ щий, особый и режим пограничной зоны . Общий паспортно-регистрационный режим установлен в подавляющем большинстве районов Российской Федера­ции. Для местностей с общим режимом характерно отсутствие каких-бы то ни было ограничений при въезде, проживании, передвижении и регистрации гра­ждан. В местностях, имеющих особое политическое, экономическое и оборон­ное значение, введен особый паспортно-регистрационный режим, характери­зующийся ограничениями въезда и проживания в них некоторой категории лиц, а также более строгой административной и уголовной ответственностью за нарушение установленных правил. В местностях, отнесенных к пограничной зоне, помимо этого действуют также дополнительные нормы, предусматрива­ющие обязанность предварительного получения разрешения на въезд в эти ме­стности. В них действует режим пограничной зоны.

На территории России деятельность по обеспечению паспортно-регистрационной системы осуществляется Паспортно-визовой службой МВД России и подразделениями этой службы в органах внутренних дел. Они созда­ны для защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, находящихся на ее территории иностранных граждан, лиц без гражданства, а также реализации законодательства по вопросам паспортной системы, гражданства, выезда за границу и въезда в Россию, правового положения иностранных граждан в Рос­сийской Федерации. Существенная роль в обеспечении соблюдения правил паспортно-регистрационной системы принадлежит участковым уполномоченным милиции.

Необходимым условием успешного выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел в рассматриваемой сфере, является постоянное и тес­ное взаимодействие всех служб и подразделений между собой, а также с аппара­тами Федеральной миграционной службы Российской Федерации, другими го­сударственными органами и общественностью.

Координация деятельности государственных органов, должностных лиц и общественных организаций по проведению в жизнь требований паспортно-регистрационной системы в пределах административно-территориальных еди­ниц осуществляется соответствующими органами государственной власти. Они же принимают необходимые меры по созданию надлежащих условий для нор­мального функционирования аппаратов паспортно-визовой службы и обслужи­вания населения.

Вывод: Соблюдение гражданами правил паспортно-регистрационной системы имеет существенное значение в обеспечении безопасности государства, особенно в ситуации возросшей угрозы международного терроризма. Поэтому сотрудники паспортно-визовой службы, участковые уполномоченные милиции иные должностные лица ОВД обязаны строго следить за соблюдением указанных правил.

2. Деятельность участкового уполномоченного милиции по осуществлению контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без граж­ данства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

Укрепление взаимных политических, экономических, научно-технических и культурных связей Российской Федерации с иностранными го­сударствами способствует облегчению режима международных контактов, приведению законодательства и практики в соответствие с международными стандартами, пактами и договорами. За последние годы предприняты конкрет­ные шаги в этом направлении. Они касаются упразднения ряда ранее действо­вавших ограничений и более полного правового закрепления порядка оформ­ления въезда в Россию и выезда из России иностранных граждан и лиц без гражданства, расширения безвизовых поездок, упрощения таможенных фор­мальностей и т.п.

Обеспечение контроля за соблюдением иностранными гражданами и ли­цами без гражданства установленных для них правил пребывания на террито­рии России является одной из функций органов внутренних дел.

Основные положения правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяет Конституция Российской Федерации. Более детальная регламентация их прав и обязанностей содержится в текущем законодательстве.

Порядок въезда в Россию и выезда из России иностранных граждан и лиц без гражданства установлен Федеральным законом от 18 июля 1996 г. «О по­рядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Согласно этому закону иностранные граждане могут въезжать в Россию и выез­жать из России при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства могут въезжать в Россию и выезжать из России при наличии российской визы по действительным документам, выданным соответствующими органами госу­дарства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Рос­сийской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено междуна­родными договорами Российской Федерации.

Основанием для оформления въезда в Российскую Федерацию иностран­ных граждан или лиц без гражданства является письменное обращение (лично или через представителя) в дипломатическое представительство или консуль­ское учреждение Российской Федерации. В случае, если иностранные граждане или лица без гражданства намерены въехать в Россию по приглашению рос­сийского физического или юридического лица, порядок оформления такого приглашения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Основанием для оформления въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства является также надлежащим образом оформленный договор о туристической поездке.

Въезд в Россию иностранным гражданам или лицам без гражданства мо­жет быть не разрешен, если они:

- при обращении за российской визой не смогли подтвердить наличие
средств для проживания на территории России и выезда из России или предъявить гарантии предоставления таких средств в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации;

- в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации нарушили правила пересечения Государственной границы, таможенные правила, санитарные нормы; до устранения нарушения;

- сообщили о себе или о целях своего пребывания заведомо ложные сведения.

Указанным законом въезд в Российскую Федерацию иностранным граж­данам или лицам без гражданства не разрешается в случаях, если:

- это необходимо в целях обеспечения безопасности государства;

- в период своего предыдущего пребывания в России они были осужде­ны в соответствии с российским законодательством за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо в период предыдущего пребывания были выдворены за пределы России в принудительном порядке, - в течение пяти лет после отбытия наказания за совершенное преступление или в течение одно­го года со дня выдворения в принудительном порядке;

- они не предъявили документы, необходимые для получения россий­ской визы в соответствии с законодательством России, - до их представления;

- они ходатайствуют о российской визе на срок более трех месяцев и не представили сертификат об отсутствии у них ВИЧ-инфекции, - до представления такого сертификата.

Законом предусмотрено ограничение выезда из России иностранных граждан или лиц; без гражданства. Ограничение может быть применено, если они:

- в соответствии с российским законодательством задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых;

- до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;

- осуждены за совершение преступления на территории России; до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказа­ния;

- уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

- не выполнили предусмотренные российским законодательством обя­зательства по уплате налогов, - до выполнения этих обязательств.

Законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Россий­скую Федерацию» определен порядок проезда иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию России. Транзитный проезд осуществляется, как правило, без права на остановку. Проезд в государство назначения всеми вида­ми пассажирского транспорта разрешается по предъявлении российской тран­зитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по мар­шруту следования государство, либо визы государства назначения и действительных для выезда из России проездных билетов или подтвержденной гаран­тии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федера­ции.

Транзитный проезд без визы разрешается иностранному гражданину или лицу без гражданства в случаях, если они:

- совершают беспересадочный полет воздушным транспортом через территорию Российской Федерации;

- следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэро­порту на территории России и имеют надлежащим образом оформленные документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с подтвержден­
ной датой вылета из аэропорта пересадки на территории России в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки;

- проживают на территории государства, с которым Российская Федерация имеет соответствующий международный договор.

Вынужденной остановкой признается пребывание более 24 часов в пре­делах населенного пункта вследствие наступления следующих обстоятельств: стихийных бедствий, задерживающих движение поездов, автотранспортного средства, судна или самолета; необходимости ремонта соответствующего транспортного средства, поврежденного в результате порчи каких-либо его частей или в результате транспортного происшествия; болезни, если по заклю­чению врача дальнейшее следование больного представляется опасным для его жизни и здоровья; непредусмотренных задержек при пересадке с одного вида транспорта на другой в пункте пересадки.

В случае вынужденной остановки оформление пребывания на террито­рии России и продление срока действия транзитной российской визы произво­дятся органом внутренних дел в месте вынужденной остановки по заявлению иностранных граждан или лиц без гражданства. Сотрудники паспортно-визовой службы совместно с участковыми уполномоченными милиции должны следить за соблюдением правил пребывания.

Все иностранные граждане, пребывающие на территории Российской Федерации, подразделяются на две категории:

1) постоянно проживающие ли­ца;

2) временно пребывающие лица.

Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории России, должны иметь разрешение и вид на жительство. Заявления о получении разрешения на постоянное проживание подаются в ор­ганы Федеральной миграционной службы через российские дипломатические представительства или консульские учреждения. Разрешение на постоянное проживание, как правило, первоначально выдается на срок до двух лет, а после истечения этого срока - бессрочно. Виды на жительство выдаются по месту разрешенного иностранному гражданину постоянного жительства на срок дей­ствия заграничного паспорта или документа, его заменяющего, однако не дольше двух лет. По истечении предоставленного срока действия по заявлению заинтересованного иностранного гражданина срок действия вида на жительст­во продлевается либо выдается новый вид на жительство. Эти лица также под­лежат регистрации по постоянному месту жительства.

Въезд на территорию России производится через пункты пропуска на Го­сударственной границе России.

Прибывшие на территорию России иностранные граждане обязаны крат­чайшим путем следовать по установленному маршруту проезда в пункт, ука­занный во въездной визе, свидетельстве (телеграмме) о приглашении либо в другом документе, подтверждающем цель поездки. Лица, которым предостав­лено право на безвизовый въезд, следуют в пункт, названный ими представите­лям пограничных войск при пересечении Государственной границы согласно цели поездки.

Иностранные граждане, временно пребывающие на территории России, должны иметь зарегистрированные в установленном порядке заграничные пас­порта или заменяющие их документы. Некоторые категории иностранных гра­ждан освобождаются от регистрации документов.

В органах внутренних дел регистрируются заграничные паспорта ино­странных граждан и лиц без гражданства в срок не позднее трех суток, исклю­чая выходные и праздничные дни, на срок, не превышающий трех месяцев.

От регистрации освобождаются члены экипажей военных и невоенных судов и самолетов, иностранные туристы, иностранные граждане до 18-летнего возраста.

Регистрация паспортов иностранных граждан производится в пункте, указанном в визах, свидетельствах (телеграммах) о приглашении. Если во въездных документах указано несколько пунктов, то регистрация производится в органах миграционной службы или в гостиницах только в первом пункте, в который прибыл иностранный гражданин после пересечения Государственной границы, и сразу на весь срок пребывания в России независимо от продолжи­тельности нахождения в этом пункте. В других пунктах, которые посетит ино­странный гражданин в России согласно плану приема, его паспорт не регист­рируется, а в визе проставляется отметка о днях пребывания в данном пункте.

Иностранные граждане, следующие через территорию России транзитом с остановкой в гостиницах, общежитиях посольств, генконсульств и других по­стоянных представительств этих стран, регистрируются в представительствах своих стран. Данные представительства осуществляют учет этих граждан и проставляют в их документах отметки, свидетельствующие о проживании в указанных местах.

Выезд из России иностранных граждан и лиц без гражданства разрешает­ся по действительным заграничным паспортам или по документам, их заме­няющим, при наличии выездных виз, если иной порядок выезда не установлен соглашением России с соответствующей страной. Визы на выезд выдаются ор­ганами миграционной службы. Визы на выезд из России иностранным гражда­нам и лицам без гражданства могут быть выданы также и за границей (въездные-выездные визы) при въезде в Россию на ограниченный срок. Такие визы выдаются российскими посольствами, миссиями и консульствами или в отдельных случаях уполномоченными на то представительствами.

Согласно действующему законодательству въезд иностранному гражда­нину не разрешается: 1) если имеются основания для привлечения его к уго­ловной ответственности - до окончания производства по делу; 2) если он осужден за совершение преступления - до отбытия наказания или освобожде­ния от наказания; 3) если его выезд противоречит интересам обеспечения государственной безопасности - до прекращения действия обстоятельств, препят­ствующих выезду. Кроме того, выезд иностранного гражданина может быть отложен до исполнения им имущественных обязанностей, с которыми связаны существенные интересы граждан России и других лиц, государственных, обще­ственных и частных организаций.

Контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гра­жданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и тран­зитного проезда через территорию Российской Федерации осуществляют подразделения паспортно-визовой службы, участковые уполномоченные милиции во взаимодействии с Федеральной миграционной службой России, пред­приятиями, учреждениями, организациями, обслуживающими иностранных граждан. Практическая организация и осуществление контроля возлагаются в МВД России - на ГУООП, в МВД республик в составе России, УВД (ГУВД), УВДТ - на одного из заместителей министров, заместителей начальников пе­речисленных органов внутренних дел, в горрайорганах внутренних дел - на начальников этих органов.

Участковые уполномоченные милиции совместно с сотрудниками паспортно-визовой службы контролируют, чтобы все находящие­ся на обслуживаемой ими территории иностранные граждане и лица без граж­данства выполняли свои обязанности, установленные законодательством о правовом положении иностранных граждан в России, соблюдали правила пре­бывания иностранных граждан в России, правила транзитного проезда ино­странных граждан через территорию России, а также действующие законы и иные нормативные акты. Участковые уполномоченные милиции проверяют нали­чие у иностранных граждан разрешений на пребывание в данном пункте и пас­портов.

Постоянно проживающие в России иностранные граждане обязаны иметь действующие документы на право проживания. Участковые уполномоченные милиции осуществляет кон­троль за сроком действия этих документов, порядком передвижения иностранных граждан на территории России, сроком их пребывания и своевременным выездом из России.

Для успешного выполнения функций контроля участковые уполномоченные милиции должны обладать информацией о количестве иностранных граждан в местах их пребывания. Та­кие сведения поступают: из учебных заведений, организаций, пред­приятий об иностранных гражданах, постоянно проживающих в России и при­нятых на работу, зачисленных на учебу, о переводе, увольнении с работы или об отчислении из учебного заведения, а также пребывающих для прохождения производственной практики, повышения квалификации, на лечение и отдых; из гостиниц, кемпингов, мотелей, санаториев; о лицах, прибывших в Россию по служебным, торговым, общественным и частным делам, а также от граждан России, к которым прибыли иностранные граждане по частным делам. Данную информацию участковый уполномоченный милиции запрашивает по мере необходимости в рабочем порядке.

Информация об иностранных гражданах и лицах без гражданства может поступать к участковому уполномоченному милиции из органов Федеральной миграционной службы России.

Как уже отмечалось, иностранные граждане вправе следовать транзит­ным проездом через территорию России в третью страну воздушным, морским или железнодорожным транспортом при наличии документов, разрешающих въезд в сопредельное государство с нашей страной, и соответствующих про­ездных документов с подтверждением в них даты выезда из пункта пересадки на территории Российской Федерации.

Транзитом проезжающие через территорию России иностранные гражда­не прибывают в пограничный пункт выезда из России по намеченному мар­шруту и вправе останавливаться на территории России лишь в пунктах, указан­ных в российских транзитных визах.

Иностранные граждане, следующие транзитом через территорию России на автотранспортных средствах, в том числе осуществляющие междугородние автомобильные перевозки грузов, следуют по дорогам, открытым для между­народного автомобильного сообщения.

Иностранным гражданам с разрешения органов внутренних дел предоставляется право передвигаться на служебном и личном автотранспорте по ав­тодорогам, используемым общественным транспортом и проходящим по рай­онам, открытым для посещения иностранных граждан. Если этим гражданам необходимо проехать через территорию, закрытую для посещения ино­странных граждан, то органы внутренних дел, с территории обслуживания ко­торых выезжают граждане, обязаны согласовать этот вопрос с органами внут­ренних дел, через территорию обслуживания которых будет осуществляться проезд. Последние же согласовывают этот вопрос с органами федеральной службы безопасности на местах. Иностранные граждане, прибывшие в Россию для работы в качестве персонала совместных предприятий, международных объединений или по иным служебным, общественным, торговым делам, в ус­тановленном порядке могут посещать территории, закрытые для иностранных граждан.

Участковые уполномоченные милиции, вступая в отношения с иностранными гражданами, обязаны быть тактичными, выдержанными, корректными и вежливыми, посто­янно помнить о высокой ответственности за выполнение служебного долга.

Для защиты своих прав и законных интересов иностранные граждане вправе обращаться в органы внутренних дел, которые обязаны организовать их прием в определенные дни и часы. Как правило, прием иностранных граждан производится в специально выделенных помещениях, расположенных вне служебных зданий. Если выделение таких помещений невозможно, прием органи­зуется в приемных МВД, УВД или служебных помещениях. Часы приема ино­странных граждан не должны совпадать с часами, установленными для приема граждан России. Прием иностранных граждан осуществляется двумя работни­ками органов внутренних дел. О каждом случае производится запись в книге учета приема иностранных граждан и лиц без гражданства в органах внутрен­них дел.

Если в орган внутренних дел обращаются иностранные граждане - со­трудники дипломатических представительств и консульских учреждений, участковые уполномоченные милиции, не входя в обсуждение затрагиваемых вопросов, должны рекомендовать им обратиться в МИД России, дипломатическое агентство МИД России и доложить об этом начальнику органа внутренних дел. Последний обя­зан немедленно информировать об этом руководителей МВД, УВД.

Иностранные граждане и лица без гражданства подлежат ответственно­сти на общих основаниях. Вопрос об ответственности представителей ино­странных государств разрешается дипломатическим путем. Посол и члены ди­пломатического персонала лично неприкосновенны, т.е. они пользуются имму­нитетом. Это относится и к проживающим вместе с ними членам их семей.

Иностранные граждане, находящиеся на территории России, отвечают за совершенные ими административные правонарушения на общих основаниях, если им не предос­тавлен иммунитет от административной юрисдикции. Вопрос об ответственно­сти за административные проступки лиц, пользующихся иммунитетом, разре­шается дипломатическим путем. Так, пересекая Государственную границу России, иностранные граждане соприкасаются с таможенными правилами. Нару­шение этих правил – административное правонарушение, а в некоторых случаях (контрабанда) - уголовное преступление.

Участковые уполномоченные милиции, а также иные сотрудники милиции обязаны не только охранять права и законные интересы иностранных граждан и лиц без гражданства, но и пресекать нарушения ими уста­новленных правил пребывания в России. Под нарушениями правил пребывания следует понимать проживание без документов на право проживания или про­живание по недействительным документам, несоблюдение установленного по­рядка регистрации, либо передвижения и выбора места жительства, уклонение от выезда по истечении определенного им срока пребывания, а также несоблю­дение правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

Вывод: В практическом решении возложенных на органы внутренних дел задач по контролю за соблюдением паспортно-регистрационных правил участковым уполномоченным милиции отведена важная роль, т.к. они несут полную ответственность за состояние паспортно-регистрационного режима на обслуживаемых участках.

Заключение.

Подводя итог можно сделать вывод, что в условиях социально-экономического развития России для улучшения управления хозяйственной и социально – культурной сферами жизнедеятельности общества важное значение имеют учет и статистика населения. Учет населения, прожи­вающего в различных регионах страны, и его миграционных потоков призван обеспечить научность и обоснованность управления происходящими в общест­ве процессами, эффективность текущего и перспективного планирования, а также рациональное размещение и перераспределение производительных сил.

Литература:

Основная:

1. Конституция РФ. - Москва, 1993г.

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 №174-ФЗ. (Извлечение)

3. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О милиции» от 24.08.2004. // СЗ, 2004, №35.

4. Приказ МВД России от 16.09.2002 №900 (в ред. от 03.05.2003) «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции»

5. Волков Ю.Н., Каплунов А.И., Милюков С.Ф. Правовые основы деятельности органов внутренних дел: Сборник нормативно-правовых актов: В 3-х томах. Санкт Петербург, 2003.

6.Сальников В.П. Административная деятельность ОВД: Учебник (том1-3). - Санкт-Петербург, 2003г.

7.Справочник участкового уполномоченного милиции. - Москва, 1997г.

Дополнительная:

1. Федеральный закон от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 15.08.1996 Г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2003 г. №382 «О проставлении отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства».

4. Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел: теория и практика: Монография. - Санкт-Петербург, 2004.

5. Каплунов А.И., Бородин С.С., Берекет В.М. Административная деятельность ОВД: Учебное наглядное пособие. - Москва, 2004

6. Черепанов А.В.. Организация деятельности участкового уполномоченного милиции: Учебное пособие. - Москва, 2002.

7. Каплунов А.И., Уткин Н.И., Бородин С.С. Административная деятельность ОВД: Сборник заданий. - Москва, 2002.

8. Каплунов А.И. Применение и использование сотрудниками милиции огнестрельного оружия: Монография. - Санкт-Петербург, 2001.

Каплунов А.И., Милюков С.Ф. Применение и использование огнестрельного оружия: Научно-практическое пособие. - Санкт-Петербург, 1998.

Скачать архив с текстом документа