Диагностическое тестирование как механизм управления учебной деятельности в дистанционном обучении

СОДЕРЖАНИЕ: Рассматривая вопрос контроля в дистанционном обучении, необходимо, прежде всего, составить представление о том, что же такое “дистанционная форма обучения” и в чем ее особенности. Дистанционное обучение - это обучение на расстоянии, когда преподавателя и обучаемого отделяет значительное пространство.

Диагностическое тестирование как механизм управления учебной деятельности в дистанционном обучении

Девтерова З.Р.

Рассматривая вопрос контроля в дистанционном обучении, необходимо, прежде всего, составить представление о том, что же такое “дистанционная форма обучения” и в чем ее особенности. Дистанционное обучение - это обучение на расстоянии, когда преподавателя и обучаемого отделяет значительное пространство. В “Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России” под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений [1]. Подобная форма обучения издавна привлекала внимание педагогов и обучаемых. Такое обучение может принимать различные формы в зависимости от организации и используемых технологий.

До недавнего времени в нашей стране подобное обучение в основном сводилось к обмену печатной корреспонденцией, эпизодическим встречам обучаемых с преподавателями во время зачетных и экзаменационных сессий. Это так называемое заочное обучение, которое было широко распространено во всех вузах страны. В других странах для целей обучения широко использовались наряду с печатными средствами возможности телевидения, видеозаписи, учебные радиопередачи.

В последние годы университеты разных стран мира обратили внимание на возможности использования компьютерных телекоммуникационных технологий для организации дистанционного обучения. Компьютерные телекоммуникации обеспечивают эффективную обратную связь, которая предусматривается как в организации учебного материала, так и общением с преподавателем, ведущим данный курс. Такое обучение на расстоянии и получило в последние годы название “дистанционного обучения” в отличие от знакомого всем заочного обучения. Обучение на расстоянии особенно актуально для России с ее огромными территориями и сосредоточием научных центров в крупных городах.

Организация контроля знаний при дистанционном обучении - очень важный этап в проведении обучения. От правильно выстроенного контроля зависит качество знаний обучаемых. Овладение методикой проверки знаний и выставления оценок является одной из важнейших и труднейших задач обучения [4].

Действительно, при дистанционном обучении есть один выход - предполагать достаточно высокую мотивацию самого обучаемого: у педагога нет практически никаких средств дисциплинарного контроля. При желании учащийся может легко ввести в заблуждение педагога-куратора относительно своих знаний, поэтому задача дистанционного контроля и оценки знаний достаточно сложна.

Контроль в учебном процессе может преследовать разные цели, однако во всех случаях он носит обучающий характер, позволяет совершенствовать процесс обучения, заменять малоэффективные приемы и способы обучения более эффективными, создавать благоприятные условия для коррекции и улучшения знаний. Контроль знаний имеет большое значение и для учащихся. Он помогает каждому студенту понять и почувствовать, каких успехов он достиг в обучении или над чем ему необходимо больше работать. Правильные объективные оценки, выставленные преподавателем, являются стимулом для дальнейшей работы учащихся.

Важными условиями эффективного управления процессом усвоения знаний являются систематический контроль и своевременное внесение соответствующих поправок в этом процессе. Отсроченная, несвоевременная проверка и оценка преподавателем знаний подавляет инициативу обучаемых, делает их равнодушными и безразличными к познавательной деятельности. Для того, чтобы контроль и информирование обучаемых о ходе усвоения ими знаний можно было назвать своевременными, требуется сокращение временных интервалов между сообщением, применением, достижением определенного результата и получением соответствующей информации о результатах деятельности. Своевременная информация об усвоении студентами материала необходима для проведения мероприятий по устранению возникающих отклонений, предупреждению отставаний, для проведения индивидуальной и самостоятельной работы [2].

Один из первых способов связи, появившийся в дистанционном обучении, электронная почта (один на один) или ее разновидность - телеконференции (многие ко многим). Позднее появился так называемый чат - общение в режиме реального времени. Электронная почта, телеконференции и чат позволяют достаточно оперативно обмениваться сообщениями, но при этом способе общения собеседники не видят друг друга, то есть существует проблема идентификации собеседника.

За последние несколько лет в связи с массовым развитием средств мультимедиа в Интернете ситуация стала меняться. Теперь можно подключить к компьютеру небольшую видеокамеру и видеть слушателя в процессе беседы on-line. Но эта форма контроля пока еще остается для многих дорогостоящей и малоэффективной с точки зрения охвата слушателей. Для этой цели используется система электронной идентификации и контроля посещения занятий слушателями.

На выбор форм контроля учебной деятельности в Интернете влияют следующие факторы:

продолжительность контрольных мероприятий;

оперативность (чем быстрее преподаватель получит ответ от слушателя, а слушатель - от преподавателя, тем эффективнее процесс обучения);

доступность (выбор технических устройств и программного обеспечения);

наличие обратной связи (слушатель должен получить ответ от преподавателя с комментариями и оценками);

достоверность (преподаватель должен знать, кто выполнял контрольное задание “на другом конце провода”).

В настоящее время подавляющее большинство дистанционных курсов, проводящихся на базе телекоммуникационной сети Интернет, включают обязательное тестирование слушателей в качестве контроля над их учебной деятельностью. При тестировании большого количества слушателей одновременно возникает проблема оперативной автоматической обработки большого количества тестов. При использовании современных компьютерных технологий и телекоммуникаций эта проблема может быть решена. Появилось новое понятие - телетестинг, обозначающее новую информационную технологию, обеспечивающую быстрое и широкое распространение различных тестов при помощи современных средств дистанционной передачи данных [3].

При наличии возможности соединения компьютера обучающегося с сервером в синхронном режиме учащийся выполняет тесты в режиме реального времени. При этом результаты тестирования выдаются с большой скоростью. При соединении в асинхронном режиме студент получает вопросы теста от сервера, отвечает на них и отсылает по электронной почте на сервер, на что уходит некоторое количество времени. В этом случае возникает проблема обеспечения достоверности результатов тестирования. Для защиты данных тестирования от фальсификаций могут быть предусмотрены следующие действия:

защита на техническом уровне - это использование различных шифров и кодировок для защиты самих тестов от несанкционированного доступа;

защита на организационном уровне - это создание сети региональных центров тестирования, имеющих лицензию на проведение тестирования;

защита на психологическом уровне - это жесткое ограничение времени;

защита на статистическом уровне - это когда степень правдоподобия полученных протоколов оценивается с помощью специальных алгоритмов многомерного анализа данных.

Однако, как выяснилось, очень сложной проблемой является не только организация тестирования, но и сам процесс оценивания и подсчета результатов. При оценивании ответов слушателей привычными ступенями “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно” и “неудовлетворительно” не удается добиться объективности и достоверности. Преподаватели в разных учебных центрах один и тот же ответ могут оценить совершенно по-разному. В этом случае принято использовать методику рейтинговой оценки, при которой зачетный итоговый балл формируется чисто статистически.

Составление компьютерных тестов является сложным делом и предполагает тщательный анализ содержания учебной дисциплины, классификацию учебного материала, установление межтематичес- ких и межпредметных связей, укрупнение дидактических единиц с последующим представлением этих единиц через элементы композиции задания.

В заключение необходимо отметить, что на сегодняшний день тесты очень важны для организации обучения в Интернете, но ими нельзя ограничиваться. Наряду с несомненными преимуществами, тестирование обладает и определенными недостатками: высокая вероятность выбора ответа наугад; ослабление связи между обучаемыми и преподавателями в период контроля; нет индивидуального подхода к обучаемым; оценивается объем знаний без учета творческих способностей. Это значит, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими формами контроля учебной деятельности.

Список литературы

Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. М., 1995.

Малышева В.А. Методика тестового контроля // Профессиональное образование. 2000. № 7.

Нейман Ю.М., Хлебников В.А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов. М., 2000.

Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М., 2002.

Скачать архив с текстом документа