Дикция в хоре
СОДЕРЖАНИЕ: Донесение до слушателей поэтического текста зависит от дикции хора - произношения гласных и согласных - и орфоэпии - соблюдения произносительных норм (фонетических и грамматических), принятых в данном литературном языке.Донесение до слушателей поэтического текста зависит от дикции хора - произношения гласных и согласных - и орфоэпии - соблюдения произносительных норм (фонетических и грамматических), принятых в данном литературном языке. Хоровое произношение способствует формированию важнейших качеств певческого звука, активизирует дыхание, помогает формированию звука в высокой позиции, достижению яркого и близкого звучания, помогает достигать наибольшей силы звучания при экономной затрате энергии. Ясность и чёткость произношения слов и даже отдельных слогов в большей мере зависит от подвижности артикуляционного аппарата певца (рот, губы, язык, мягкое и твёрдое нёбо). Поэтому при работе над дикцией необходимо тренировать артикуляционный аппарат. Особое внимание следует обратить на рот певца. Очертание губ и раскрытие рта при пении отдельных слов должны соответствовать той или иной произносимой гласной.
Хоровая дикция имеет свои специфические особенности. Во-первых, она певческая, вокальная, что отличает её от речевой (бытовой, и сценической). Во-вторых, она коллективная. Поэтому будет более точным определять её как вокально-хоровую. Работая над дикцией с хоровым коллективом, хормейстеры обычно стараются научить певцов как можно чётче и яснее произносить согласные. Но не менее важно научить певцов правильно формировать и произносить гласные (в частности, обучить их приёму редуцирования гласных), законам и правилам логики речи. Редукция гласных в пении имеет различные формы. Безударные А и Э ослабляются динамически и произносятся фонетически менее ярко, чем ударные, безударное О в большинстве случаев произносится, как А. Безударное Я произносится как «Яе» (грЯеда, памЯеть), но на конце слова всегда должно звучать чисто. В большинстве случаев редукция Е в пении решается динамическим ослаблением этого звука. Сочетание двух гласных требует особой фонетической ясности. Безударное О в этом случае произносится как ясное А.
Согласные звуки распадаются на несколько групп. Сонорные согласные - м, н, л, р - звуки, которые можно петь, точно интонировать. Остальные согласные этих качеств лишены.
Шесть первых согласных русского алфавита - звонкие, произносятся с участием голосовых связок, остальные, кроме сонорных, - глухие, в их произношении голосовые связки не участвуют. Большинство звонких и глухих согласных произносятся твёрдо и смягчённо. Глухие ц, х, ч не имеют парных звонких.
Отличительной особенностью вокально-хоровой дикции является использование всеми певцами хора единых правил и приёмов артикуляции.
Некоторые из них.
.Красивое, выразительное звучание гласных обеспечивает красоту вокального звука, и наоборот, плоское звучание гласных приводит к плоскому, некрасивому, невокальному звуку.
.Если в слове или на стыке слов две гласных стоят рядом, то в пении их нельзя сливать - вторую гласную нужно спеть на новой атаке, как бы произнести вновь, например: ни огня; не увидит; но остался.
3.Чем протяжённей редуцированный гласный, тем ближе его звучание к вокальной речи; чем он короче - тем ближе к разговорной. Например; при исполнении хором М.И. Глинки «Попутной песни» редуцированные гласные в рефрене, построенном на быстром скандировании, напоминающем скороговорку, произносятся неясно, как в речи; а в певучих эпизодах - полно и протяжно.
.Достижение однотембрового звучания гласных тесно связано со стабильностью артикуляционной формы в процессе пения.
.В отличие от гласных, которые поются максимально протяжённо, согласные должны произноситься в самый последний момент. Согласная, завершающая слог, присоединяется к следующему слогу, а заканчивающая слово при тесном стыке слов, - к следующему слову. Это правило относится в первую очередь к произведением, исполняемым легато; при стаккато согласные не переносятся.
.Согласные в пении произносятся на высоте гласных, к которым они примыкают. Невыполнение этого правила ведёт в хоровой практике к так называемым «подъездам», а иногда и к нечистому интонированию.
.Нечёткое, невнятное произношение заканчивающих слово согласных затрудняет понимание текста.
.В целях лучшего донесения до слушателей поэтического текста и достижения большей художественной выразительности пения иногда полезно использовать несколько подчёркнутую артикуляцию согласных. Однако приём «удвоенного» и даже «утроенного» их произнесения, уместен только в особых случаях (произведениях драматического характера, торжественных гимнах). При исполнении хоровых пьес в быстром темпе следует произносить слова легко, «близко» и очень активно, с минимальными движениями артикуляционного аппарата. В целом же характер певческой дикции при условии соблюдения чёткого произношения зависит от особенностей музыки, содержания произведения, его образного строя, стиля, жанра. В спокойных, распевных, лирических сочинениях текст произносится мягко; в драматических - энергично, жёстко, экспрессивно; в маршевых - твёрдо, скандировано.
На качество произношения текста влияют сила звука и тесситура. Наилучшие условия для создания дикционного ансамбля - умеренная сила звучания в средней части диапазона хоровых партий. В верхнем и нижнем регистре дикционные возможности голосов снижаются в связи с общими вокальными трудностями.
Степень ясности и выпуклости произношения текста той или иной хоровой партией в большой мере зависит от её роли в фактуре сочинения. Голос или голоса, выполняющие тематическую функцию, должны выявлять текст рельефнее, чем голоса, останавливающиеся в это время на выдержанных звуках.
Особые виды дикционного ансамбля возникают при исполнении произведений полифонического склада. Основная ансамблевая сложность здесь состоит в неодновременном произношении слов разными партиями, в словесных повторах, сокращениях слов в отдельных голосах.
Однако отчётливость произношения - это лишь одно из условий передачи исполнителем поэтического текста сочинения. Не менее, а может быть, и более важно произнести его правильно с точки зрения орфоэпии, ибо орфоэпические нормы, как и нормы грамматические, лексические, орфографические, характеризуют культуру речи человека и, конечно, артиста, певца, хорового коллектива. Но ещё важнее, чтобы участники хора и хоровые дирижёры владели бы искусством выразительной речи, выразительного, художественного слова.
Соотношение слова и музыки - важнейшая проблема, которая постоянно должна находиться в поле зрения хорового дирижёра. В этой проблеме можно выделить три группы частных вопросов.
. Касается содержания - это вопросы соотношения музыкального образа с образами словесного текста, степени их художественного соответствия.
. Включает вопросы, связанные с соотношением поэтической и музыкальной композиции.
Объединены вопросы, касающиеся выразительных средств, а именно: вопросы вокальной декламации, взаимоотношения музыкальной и речевой интонации, сопоставления музыкальной и речевой акцентуации и фразировки.
Дикция - это всего лишь один из составных элементов работы над художественным качеством звучащего слова. Именно логика построения фразы, верная расстановка ударений, акцентов, пауз, а вовсе не дикция определяют в первую очередь выразительность речи и её смысловое воздействие.
При вокализации поэтического текста исполнитель должен стремиться сгладить, сделать незаметными «неправильности» музыкальной декламации - несовпадение ударных слогов с сильными, безударных - со слабыми долями такта. Хормейстеру, как и певцу, надо следить за тем, чтобы в процессе пения не выделялись безударные слоги (к этому часто провоцируют и метрические музыкальные акценты, и «скачки» на высокие звуки), а выделяемое ударением слово было действительно самым важным и существенным для понимания смысла фразы.
Список литературы
В.Л. Живов «Хоровое исполнительство» теория методика практика
В.А. Самарин «Хороведение»
В. Соколов «Работа с хором»