Развитие малого и среднего бизнеса в Казахстане

СОДЕРЖАНИЕ: Основные меры системного характера, направленные на создание условий для малого и среднего бизнеса. Основные итоги проведения государственной программы ускоренных мер по развитию предпринимательства. Упрощение системы микрокредитования в Казахстане.

1. Развитие малого и среднего бизнесав Казахстане

Президент РК Н.Назарбаев в своем Послании Народу Казахстана дал поручение снизить административные барьеры для бизнеса и создать экономические стимулы для его развития – Правительство использует новые и эффективные методы по реализации поставленных задач;

Правительством за основу взят принцип взаимовыгодного сотрудничества, истинного партнерства государства и бизнеса для достижения общих стратегических целей;

Системность и оперативность предпринимаемых государством мер находит положительные отклики со стороны деловых кругов.

1. Равноправный и открытый диалог – совместные рабочие группы с представителями делового сообщества стали основным инструментом Правительства для создания лучших условий ведения бизнеса. По поручению ПМ РК, представители Ассоциаций активно вовлечены в работу по разработке нового Налогового кодекса, снижению административных барьеров, устранению условий для проявления коррупционных правонарушений. Ранее, закон О частном предпринимательстве сделал обязательным экспертизу всех законопроектов в профильных ассоциациях предпринимателей;

2. Системность – Правительство особое внимание придает принятию системных мер, нацеленных на долгосрочную перспективу. В новом налоговом кодексе предлагается устранение многочисленных льгот и преференций с заменой их на пониженную ставку налогообложения для несырьевого сектора экономики. Разрабатывается закон О конкуренции на принципиально новых принципах, создано Агентство по защите конкуренции, которое, по сути, будет защищать интересы бизнеса от недобросовестной конкуренции и ограничению конкуренции со стороны государственных структур;

3. Оперативность – Понимание важности вопроса вынуждает Правительство действовать и принимать решения в максимально сжатые сроки. После объявления Главой государства о введении моратория на проверки малого и среднего бизнеса до упорядочения регулятивных процедур, соответствующее постановление Правительства было подписано уже на следующий день. Налоговый и Бюджетные кодексы, закон О конкуренции разрабатываются в предельно короткие сроки.

2. Основные меры системного характера,направленные на создание условий для бизнеса

1. Введение моратория на проверки малого и среднего бизнеса;

2. Выделение 4 млрд. долл. США на поддержку казахстанского бизнеса ввиду сокращения возможностей банков второго уровня по кредитованию экономики;

3. Разработка нового Налогового кодекса, предусматривающего кардинальное снижение налогового бремени на не-сырьевые сектора экономики и упрощение налогового администрирования;

4. Проведение административной реформы, основной целью которой является устранения возможностей для коррупции со стороны недобросовестных чиновников;

5. Снижение административных барьеров;

6. Привлечение ассоциаций предпринимателей к законотворческой деятельности, касающейся интересов бизнеса;

7. Реализация программы 30 корпоративных лидеров, в рамках которой оказывается государственная поддержка прорывным проектам, которые, в свою очередь, создадут вокруг себя сотни малых и средних предприятий;

8. Разработка закона О конкуренции, создание профильного Агентства;

9. Совершенствование закона О государственных закупках, использование ресурса госзакупок для развития отечественного машиностроения;

10. Создание и развитие центров поддержки предпринимательства и других объектов инфраструктуры;

11. Учебно-методологическое и информационное обеспечение деятельности субъектов предпринимательства.

12. Политическая воля – особое внимание проблемам предпринимательства со стороны Главы государства и Премьер-министра Республики Казахстан.

3. Статистика

Таблица 1

Наименование показателей Единицы измерения

Показатели

(на 1 января 2008 года)

к отчетному периоду прошлого года в %
Количество зарегистрированных субъектов малого предпринимательства единиц 985496
в том числе: индивидуальных предпринимателей 601057
юридических лиц 189671 110,1
крестьянских хозяйств 194768 100,5
Количество активных субъектов малого предпринимательства единиц 680138 119,8
в том числе: индивидуальных предпринимателей 454959 124,5
юридических лиц 55865 110,0
крестьянских хозяйств 169314 100,6
Численность занятых в малом предпринимательстве человек 1835606 112,8
Выпуск продукции (товаров и услуг) активными субъектами малого предпринимательства млн. тенге 2001712,0 118,7

Таблица 2Численность занятых на предприятиях малого бизнеса в разрезе регионов(по состоянию на 1 января 2008 года )

Текущие меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса

В 2007 году завершила свое действие Программа ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства на 2005-2007 годы. В частности, разработан и принят ряд законодательных актов, таких как Закон Об амнистии в связи с легализацией имущества, внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения, лицензирования, административных правонарушений.

Функционируют семь социально предпринимательских корпораций, которые будут способствовать продвижению продукции малого и среднего предпринимательства, а также консолидации малоуспешных частных предприятий. Участие в проектах СПК будет привлекательно для малого и среднего бизнеса посредством доступа к финансовым, земельным, технологическим ресурсам, внешним рынкам, обеспечения залоговых имущественных гарантий со стороны СПК, возможностью расширения деятельности путем создания совместных предприятий.

В целях стимулирования и поддержки малого и среднего бизнеса со стороны государственных холдингов в процессе диверсификации экономики в октябре 2007 года создана Комиссия по аутсорсингу нестратегических непрофильных активов и видов деятельности акционерных обществ, созданных с участием государства, государственных предприятий и передачи их в конкурентную среду.

В результате проведенной работы был определен перечень предприятий и организаций, подлежащих приватизации, ликвидации или передаче в конкурентную среду.

Важнейшим направлением развития малого и среднего бизнеса является система микрокредитования. Это особенно важно в контексте поручений Президента РК Н.Назарбаева, данных им 23 января текущего года на встрече с Правлением Союза Атамекен. В частности, Президентом страны поручено внести предложения по выделению соответствующего финансирования, повышению доступности микрокредитов для населения, привлечению негосударственных средств в этот сектор.

С долевым участием финансовых институтов было создано 70 МКО. Были прокредитованы через Фонд развития малого предпринимательства 199 действующих организаций. Доля вклада Фонда на поддержание активных МКО в целом по республике составляет 44%.

Количество микрокредитных организаций ежегодно увеличивается и составляет на 1 января 2008 года около тысячи, из них активно действуют 44%. По сравнению с соответствующим периодом 2007 года количество зарегистрированных МКО увеличилось в 1,5 раза или на 46%.

Потребность микрокредитования в Казахстане, по данным экспертов ООН превышает 800 миллионов долларов США, в то время как из бюджета было выделено в 10 раз меньше (порядка 80 млн. долл.).

Аналогичная программа на 2005-2007 годы, успешно завершена. Благодаря микрокредитованию, особенно социально уязвимого населения, создаются и поддерживаются рабочие места.

Рабочей группой по вопросу микрокредитования разработана Концепция законопроекта О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан, регулирующие деятельность микрофинансовых организаций.

Основными целями законопроекта является внедрение международных стандартов, привлечение инвестиций, упрощение капитализации и возможностей небанковских операций.

С 1 июня 2006 года любой нормативный правовой акт, касающиеся интересов малого и среднего бизнеса принимается государством с участием предпринимателей. Данная норма не принята ни в одной из государств СНГ.

За истекший период через экспертные советы центральных государственных органов прошло 510 НПА, местных исполнительных органов – 310.

Проводятся регулярные заседания Координационного совета по вопросам предпринимательства (20 апреля и 31 августа), на которых рассматриваются проблемные вопросы деятельности экспертных советов.

По итогам заседаний совета, Министерством индустрии и торговли совместно с аккредитованными объединениями, были представлены в Правительство предложения по улучшению деятельности экспертных советов. А именно, в части сроков, устанавливаемых государственными органами для предоставления экспертных заключений на проекты НПА, которые не могут быть менее десяти рабочих дней с момента их направления.

В 2008 году будет внедрена система рейтинговой оценки свободы предпринимательства в регионах республики, которая призвана представлять объективную оценку ее развития. Путем определения вопросов, связанных с развитием малого бизнеса, будут выявляться барьеры, препятствующие его развитию.

По итогам рейтинга будет проведена оценка деятельности акиматов, государственных органов и представлены конкретные предложения по улучшению бизнес среды и устранению административных барьеров на местах.

В рамках рабочей группы, созданной распоряжением Премьер-Министра от 15 января 2008 года, рассмотрены предложения объединений предпринимателей по снижению административных барьеров и определены механизм и объем финансирования субъектов малого и среднего бизнеса.

На настоящее время некоторые вопросы административных барьеров уже сняты, в тоже время есть предложения, решения которых носят долгосрочный характер и требуют процедуры согласования, внесения изменений и дополнений в соответствующие законодательные акты.

Скачать архив с текстом документа