Доходы торгового предприятия и пути их увеличения
СОДЕРЖАНИЕ: КУРСОВАЯ Тема: Доходы торгового предприятия и пути их увеличения. Содержание: Введение. Понятие, виды, источники доходов торговых предприятий. Организационно-экономическая характеристика предприятия.КУРСОВАЯ
Тема:
Доходы торгового предприятия и пути их увеличения.
Содержание:
Введение. | 3 |
1. Понятие, виды, источники доходов торговых предприятий. | 5 |
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия. | 8 |
3. Расчет доходов предприятий торговли на предстоящий период. | 11 |
4. Пути увеличения доходов торговых предприятий. |
16 |
Заключение. | 19 |
Список литературы. | 21 |
Введение
Извлечение доходов и прибыли представляет собой основной принцип предпринимательской деятельности.
Возмещение общественно-необходимых затрат предприятий является составной частью экономического содержания доходов. Доходы также обеспечивают получение определенной нормы прибыли.
Из вышесказанного следует, что доходы представляют собой финансовую базу предприятия, а также решают следующие задачи:
- возмещают текущие расходы, обеспечивая тем самым самоокупаемость обычной деятельности предприятия;
- формируют прибыль, что в свою очередь представляют собой основу для самофинансирования. Это объясняется тем, что прибыль является источником средств, используемых предприятием для развития и расширения его хозяйственной деятельности.
В связи с этим можно сказать, что актуальность работы заключается в том, что прибыль, а, следовательно, и доходы как источник этой самой прибыли представляют собой основу всей экономики. Ведь именно потому что доходы предприятий (в том числе и предприятий торговли) не всегда покрывают понесенные предприятием издержки, фирмы вынуждены активно прибегать к кредиту. Причем не только для финансирования расширения бизнеса, но и на покрытие текущих издержек. Это ставит компании, крупные средние и малые, в серьезную зависимость от банковской системы. Кризис в банковской системе влечет тем самым кризис во всех отраслях экономики. Именно это стало причиной нынешнего финансового кризиса. Таким образом, изучение доходов предприятия способствует выработке вариантов стабильного работы организации, что в национальном масштабе делает экономику более устойчивой в кризисной ситуации.
Целью данной работы является изучение доходов предприятий торговли в современных условиях, рассмотрение источников их образования и путей увеличения.
Задачами данной работы является: изучение понятия, видов, источников доходов торговых предприятий; предоставление организационно-экономической характеристики описываемого в работе предприятия; изучения расчета доходов предприятий торговли на предстоящий период; изучение различных способов выявления путей увеличения доходов торговых предприятий.
Объектом исследования является предприятие ООО «Парус», на основе изучения деятельности которого и выполняется работа.
1. Понятие, виды, источники доходов торговых предприятий.
Самоокупаемость является одним из основных факторов успешной и эффективной хозяйственной деятельности предприятий. Смысл этого состоит в том, что доходы предприятия покрывают все его расходы. Также надо сказать, что доходы должны быть больше расходов. Это является необходимой составляющей для получения прибыли, необходимой для дальнейшего развития предприятия.
Таким образом можно сказать, что доходы представляют собой один из основных факторов на основе которого формируется финансовый результат деятельности субъекта хозяйствования.
В зависимости от вида деятельности и условий получения доходы можно разделить на доходы от обычных видов деятельности, операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы.
Как говорится в Положении по бухгалтерскому учету, доходы от обычных видов деятельности представляют собой выручку от продажи продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Формирование доходов от реализации товаров происходит в зависимости от порядка ценообразования. Источник данных доходов, в случае свободного рыночного ценообразования, представляет собой торговая надбавка к закупочной цене товаров.
Доходами, которые остаются в пользу торгового предприятия, является выручка от продажи товаров по розничной цене за вычетом:
- себестоимости проданных товаров (закупочной цены);
- налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов и аналогичных обязательных платежей.
Упомянутая сумма доходов является торговой надбавкой в пользу предприятий торговли. В бухгалтерском учете в форме №2 (отчет о прибылях и убытках) данный общепринятый показатель имеет название «Валовая прибыль».
К операционным доходам следует относить:
- поступления от сдачи в аренду основных средства и других активы;
- поступления от реализации основных средств;
- проценты, получаемые организацией при совершении операций с ценными бумагами; за пользование денежными средствами, находящимися на счетах в банках, за предоставление в качестве займа средств юридическим и физическим лицам.
- прибыль, получаемая согласно договорам совместной деятельности.
Под внереализационными доходами следует понимать:
- штрафы, пени и неустойки, получаемые хозяйствующим субъектом в связи с нарушением хозяйственных договоров;
- списание кредиторской задолжности при истечении срока исковой давности (свыше 3-х лет после момента ее возникновения);
- положительные курсовые разницы, вязанные с повышением курса иностранной валюты;
- дооценка стоимости материальных запасов (сырья материалов, товаров) если имеет место повышения соответствующих цен и др.
К чрезвычайным относят доходы, возникшие из-за последствий таких обстоятельств, от страховых возмещений.
Совокупная сумма всех доходов (валовые доходы) используется для того, чтобы возместить общую сумму расходов и получить прибыль.
Для того, чтобы рассчитать доходы, которые были заработаны непосредственно субъектом хозяйствования, следует учитывать материальные и приравненные к ним расходы. Стоимость, добавленная в сфере обращения, является суммой расходов на содержание персонала предприятия, а также формирует прибыль торговой фирмы.
Рассматриваемое в данной работе предприятие ООО «Парус», занимающееся розничной торговлей одежной и обувью, получает доходы, в основном, от обычных видов деятельности, т.е. перепродажи товаров. Перепродажа товаров является основным источником доходов предприятия. Полученные от продажи товаров доходы идут на покрытие издержек по закупке продаваемых товаров, покрытие издержек на транспортировку, аренду, зарплату сотрудникам, выплату НДС и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Оставшаяся прибыль необходима фирме для осуществления развития своей деятельности, расширения своего присутствия на рынке, а также для распределения в пользу учредителей организации.
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия.
ООО «Парус» было учреждено согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации (ГК РФ), который был принят Государственной Думой Российской Федерации 21.10.94 г. и Федеральному законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.98 г., а также на основании Решения учредителей.
Данное предприятие представляет собой юридическое лицо с моментом его государственной регистрации, владеет обособленным имуществом, арендуемым у муниципалитета (договор заключен с Комитетом по управлению имуществом г. Ростова-на-Дону), имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, круглую печать, товарный знак и иные реквизиты.
Целью создания ООО «Парус», согласно Устава, является более полное насыщение рынка товарами народного потребления и услугами для удовлетворения потребностей организаций и физических лиц, а также создания дополнительных рабочих мест и получения дополнительной прибыли.
Предметом деятельности предприятия является: розничная торговля товарами народного потребления, включая одежду, обувь из кожи, сувениры.
В соответствии с Уставом в обязанности ООО «Парус» входит:
- выполнение обязательств, вытекающих из законодательства РФ и заключенных им договоров,
- заключение трудовых договоров,
- полный и своевременный расчет с работниками предприятия по заработной плате и социальным пособиям,
- осуществление всех видов обязательного страхования,
- своевременное предоставление декларации о доходах и бухгалтерской отчетности,
- уплата налогов в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации.
Нижеприведенная схема описывает структуру управления обществом с ограниченной ответственностью «Парус».
Организационная схема управления ООО «Парус».
Оперативными работниками на предприятии является торговый персонал, который составляют продавцы и кассиры, которые непосредственно осуществляют торговлю продукцией предприятия. К административно-управленческому персоналу можно отнести директора, главного бухгалтера, заведующего секциями, специалистов - товароведов.
Руководство организацией осуществляется директором магазина. Директор же является также и основным его учредителем. В связи с этим, директор имеет право без доверенности от имени предприятия заниматься представлением его интересов, осуществлять заключение договоров, проводить выдачу доверенностей, утверждать штатное расписание, издавать приказы и распоряжения.
В подчинение к директору входят товароведы, главный бухгалтер и заведующая секциями, которым в свою очередь, подчиняются, торговый и обслуживающий персонал.
В круг обязанностей товароведов входит контроль качества товаров, реализуемых в магазине. Работа, которую они выполняют, имеет огромную важность, так как от качества товаров зависит репутация магазина и отношение покупателей.
Главный бухгалтер отвечает за ведение на предприятии ООО «Парус» бухгалтерского учета. В его обязанности входит учет всех хозяйственных операции, проводимых на предприятии, составление бухгалтерской отчетности, ведение налогового учета, подача налоговых деклараций и форм отчетности в органы налоговой инспекции в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, начисление заработной платы и премий работникам организации, а также другие обязанности, определенные действующем законодательством.
Заведующая секциями отвечает за распределение товара по секциям, группам и т.д. Также данный работник призван следить за работой торгового и обслуживающего персонала, помогать адаптироваться новым сотрудникам, свести к минимуму ошибки персонала, обеспечивать эффективное распределение работников по секторам торгового зала, чтобы обеспечить оптимальное использование имеющихся на предприятии трудовых ресурсов.
3. Расчет доходов предприятий торговли на предстоящий период.
Торговые предприятия и другие хозяйствующие субъекты аналогично другим показателям финансовых результатов хозяйственной деятельности, самостоятельно планируют доходы на планируемый период (год, кварталы, месяц). Расчет плановых доходов имеет большое значение для экономического обоснования ценовой политики и прибыли предприятий торговли.
Существуют следующие основания для планирования доходов:
- намечаемые предприятием плановые показатели оборота и реализации товаров в целом, по видам и группам;
- планируемые показатели расходов предприятий торговли;
- величина процентной ставки установленного налога на добавленную стоимость (НДС) по товарным группам;
- планируемая торговой организацией величина торговых надбавок и наценок;
- результаты, полученные при анализе доходов от реализации товаров, операционных и внереализационных доходов за предыдущие периоды.
При проведении плановых расчетов доходов часто могут вноситься коррективы и изменения в ранее намеченные показатели деятельности предприятия торговли. К таким показателям можно отнести: торговый оборот, численность работников и оплата их труда, расходы, надбавки и наценки и т.п.. Таким образом, достигается необходимые согласованность и взаимная увязка между всеми показателями хозяйственно-финансовой деятельности.
Для того чтобы повысить обоснованность также следует рассматривать многовариантные подходы и проводить плановые расчеты доходов от реализации товаров и продукции.
Первый подход имеет целевой характер. Необходимую сумму доходов на планируемый период можно определить, основываясь на планируемых показателях издержек обращения и прибыли от реализации товаров.
Второй подход имеет ресурсный характер. Под ресурсами при формировании доходов принято понимать планируемые показатели, характеризующие оборот по реализации отдельных товаров и размеры торговых надбавок. С помощью данного подхода характеризуется дифференциация величины надбавок по товарным группам.
Базой третьего подхода являются материалы критической оценки результатов анализа доходов за прошлые периоды (опытно-аналитический, экономико-стратегический методы и т.п.). Но здесь следует отметить, что при использовании этих методов могут иметь место серьезные недостатки. Определяя уровень дохода на планируемый период беря за основу средние показатели его вариации за ряд прошлых лет или выравнивая его по методу скользящей средней не возможно учесть те или иные особенности от которых зависит формирование дохода от реализации товаров. В связи с условиями стремительно изменяющейся и нестабильной рыночной обстановки, торговые организации оперативно и достаточно часто вносят корректировки в ценовую стратегию. Это в значительной степени влияет на уровень доходов. При проведении анализа достаточно проблематично определить те или иные стабильные тенденции изменения уровня доходов, которые дали бы возможность их учесть, прогнозируя доходы на предстоящий период не вдаваясь в изучение конкретных факторов, которые стали причиной этих тенденций.
Результаты анализа можно использовать как один из ориентиров при обосновании уровня доходов на планируемый период, учитывая также намеченные структурные сдвиги оборота и величины издержек обращения.
Экономическое обоснование на планируемый период дополнительных доходов следует проводить отдельно по каждому виду доходов.
Существует следующая методика с помощью которой производится расчет основных видов операционных доходов:
1. Доходы, получаемые от сдачи имущества в аренду. устанавливаются исходя из заключенных договоров. В договорах стороны отражают площадь помещений, передаваемых в аренду, размер арендной платы и условии на которых производятся расчеты. Вполне целесообразным может также быть вариант, предусматривающий использование помещений торгового предприятия по прямому назначению. Это будет способствовать увеличению его дохода от обычных видов деятельности.
2. Доходы, которые предприятие может получить при реализации ненужного имущества можно выявить на основании данных, полученных от технической службы предприятия торговли, касающихся намечаемого движения основных фондов в планируемом периоде, степени их износа и планируемой рыночной цены продажи имущества, которое подлежит реализации.
3. Прибыль от совместной деятельности может быть определена исходя из соответствующих заключенных договоров. Она также находится в зависимости от суммы и величины рентабельности произведенных вложений.
4. Доходы, которые организация получает при проведении операций с ценными бумагами можно спрогнозировать в соответствие с данными финансовой службы, в которых содержится информация о намечаемом движении этих ресурсов в планируемом периоде и прогнозируемом уровне доходов.
5. Доходы от предоставления займов юридическим и физическим лицам можно определить, основываясь на заключенных договорах займа, в которых стороны, заключающие договор, отражают сумму этих средств и процентные ставки.
Необходимо отметить, что не все виды внереализационных доходов имеют экономическое обоснование на предстоящие периоды. Ведь достаточно проблематично заранее предвидеть нарушение партнерами своих обязательств, а следовательно получение от них штрафных выплат.
Доходы, которые предприятие может получить при списании кредиторской задолжности можно предусмотреть только в случае истечения в планируемом периоде сроков ее исковой давности.
Возможные доходы от положительной разницы курсов валют можно рассчитать, основываясь на планируемых данных движения средств на валютных счетах в процессе изменения внешнеторговых операций и прогнозируемом Правительством Российской Федерации курсе иностранной валюты в планируемом году. Этот курс отражается при разработке государственного бюджета страны.
Возможные доходы, которые могут возникнуть при дооценки стоимости материальных запасов можно спрогнозировать, основываясь на данных о движении этих запасов, а также прогнозируемом индексе цен в планируемом периоде.
На рассматриваемом нами предприятии ООО «Парус» расчету доходов предприятия на предстоящий период уделяется весьма большое внимание. Это является необходимым условием дальнейшего развития предприятия, а также немаловажной составляющей для выживания в конкурентной борьбе на рынке розничной торговли одежной и обувью.
Для качественного проведения расчета доходов на предстоящий период, ООО «Парус» использует анализ своих доходов. Примеры этот анализа даны в нижеследующих таблицах:
Таблица 1. Анализ доходов по ООО «Парус» за 2009 год
Показатели | Базисный период | Отчетный период | Отклонение,+,- |
1. Доходы за вычетом НДС (валовая прибыль) | |||
а) сумма, тыс. руб. | 8200 | 11070 | 28070 |
б) в % к товарообороту | 82 | 85 | 0 |
2. Розничный товарооборот, тыс. руб. |
10000 | 13500 | 3500 |
Таблица 2. Расчет влияния изменения структуры товарооборота на уровень доходов по ООО «Парус» за 2009 год.
Укрупненные товарные группы | Удельный вес в % к итогу | Уровень наценки, % | Процентные числа по структуре | ||
прошлый период | отчетный период | прошлого периода | отчетного периода | ||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Продовольст-венные товары | 69 | 71 | 22 | 1518 | 1562 |
Не продоволь-ственные товары | 31 | 29 | 28 | 868 | 812 |
Итого | 100 | 100 | 25 | 2386 | 2374 |
Из данных таблиц видно, что товарооборот предприятия вырос в отчетном периоде по сравнению с предыдущем. В структуре товарооборота также произошли изменения. Возрос процент продаж продовольственных товаров, хотя в натуральном выражении выручка от не продовольственных товаров выросла.
4. Пути увеличения доходов торговых предприятий.
В условиях рыночной экономики, которая характеризуется высоким уровнем конкуренции, несмотря на величину доходов любое предприятие, в том числе и предприятие торговли, должно постоянно искать пути и варианты увеличения своих доходов.
Существуют следующие основные направления, с помощью которых предприятие торговли может добиться повышения своей доходности:
1) уменьшение числа посредников на пути движения сырья и товаров от производителя до розничной торговой сети;
2) развитие сервисных услуг, которые могут быть оказаны покупателям и клиентам предприятия торговли;
3) разработка и осуществление обоснованной ценовой политики и стратегии;
4) улучшение структуры оборота предприятия торговли. Структура оборота должна соответствовать меняющимся предпочтениям потребителей;
5) поиск дополнительных источников доходов путем обновления материально-технической базы, повышения эффективности деятельности коммерческой, финансовой и расчетно-платежной служб и др.
На предприятии ООО «Парус» к вопросу увеличения доходов подходят очень серьезно. Это обоснованно тенденциями развития того сектора экономики, в котором осуществляет свою деятельность данное предприятие. Конкуренты постоянно расширяются, несмотря на кризис появляются новые фирмы, работающие в этом сегменте рынка.
ООО «Парус» стремится улучшить свои доходы, использую все вышеперечисленные пути.
Для снижения себестоимости продаваемой предприятием текстильной продукции и обуви, отдел по закупкам ООО «Парус» стремится заключать контракты на поставку продукции непосредственно с ее производителями. Таким образом, исключение из процесса торговых посредников в виде оптовых фирм, делает цену закупки для предприятия ниже. Но этот способ сопряжен с необходимостью осуществления крупных оптовых закупок у производителей, что влечет за собой обязательность для увеличения объемов розничных продаж, что удается сделать не по всему ассортименту товаров.
Для привлечения постоянных покупателей и повышения спроса на свою продукцию, менеджмент фирмы обязывает своих продавцов-консультантов быть вежливыми с покупателями, предлагать им разнообразные варианты реализуемых изделий, ведь качественное обслуживание - один из основных путей увеличения доходов.
ООО «Парус» в своей деятельности придерживается политики низких цен. Небольшие наценки на продаваемую продукцию значительно повышают спрос и оборот предприятия. Благодаря большим оборотам, фирма может закупать больше товаров по более низкой оптовой цене. В итоге совокупная прибыль получается больше, чем если б компания завышала цены.
Так как компания работает на рынке розничной торговли одеждой и обувью, ей необходимо постоянно отслеживать последние модные тенденции. Ведь именно мода диктует предпочтения потребителей в этом сегменте бизнеса. Таким образом, чтобы в полной мере удовлетворять потребительский спрос, ООО «Парус» формирует свою структуру товарооборота в соответствии с ожидаемыми модными тенденциями того или иного сезона.
Также для повышения доходов, предприятие ведет постоянную работу в целях улучшения работы всех своих служб. Так, например, введение системы безналичной оплаты за купленные товары позволяет облегчить покупку продукции предприятия для владельцев пластиковых карт. Также, надо отметить, данная услуга, несомненно, повышает престиж фирмы. ООО «Парус» также ведет работу по повышению эффективности деятельности коммерческой службы на предприятии. Специалисты по сбыту используют для повышения продаж самые последние маркетинговые инновации. Расположение продукции в магазине, обстановка, внешний вид продавцов-консультантов, ассортимент продаваемо продукции - все это изучается и совершенствуется с целью выработки оптимальных вариантов, которые будут наиболее приемлемы для потребителей и должны способствовать повышении уровня доходов организации.
Заключение.
В заключении данной работы следует сделать следующие выводы:
Доходы являются одним из основных показателей деятельности торгового предприятия. По видам доходы различаются на доходы от обычного вида деятельности, операционные доходы, внереализационные доходы и чрезвычайные доходы. Рассматриваемое в данной работе торговое предприятие ООО «Парус» в структуре своих доходов большую часть имеет доходы от обычного вида деятельности.
По организационно-правовой форме рассматриваемое предприятия ООО «Парус» является обществом с ограниченной ответственностью. Оно зарегистрировано как юридическое лицо, согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации. Свою деятельность оно осуществляет в соответствии с принятым Уставом организации.
Планирование доходов является необходимым для предприятия торговли в целях улучшения контроля за своей деятельностью и максимизации прибыли. Основанием для планирования доходов являются:
- намечаемые плановые показатели оборота и реализации товаров в целом, по видам и группам;
- проектируемые показатели расходов предприятий торговли;
- размер установленного налога на добавленную стоимость по товарным группам;
- прогнозируемые размеры торговых надбавок и наценок;
- материалы анализа доходов от реализации товаров, операционных и внереализационных доходов за предыдущие периоды.
ООО «Парус» уделяет планированию своих доходов весьма повышенное внимание, что позволяет ему сохранять твердые позиции на рынке.
Повышение доходов является одной из наиважнейших целей любого торгового предприятия. Можно выделить следующие основные пути повышения доходности предприятий торговли:
- уменьшение количества посредников на пути продвижения сырья и товаров от производства до розничной торговой сети, в частности увеличение ресурсов, формируемой на предприятиях потребительской кооперации;
- развитие сервисных услуг, оказываемых покупателям и клиентам;
- разработка и осуществление обоснованной ценовой политики и стратегии;
- улучшение структуры оборота предприятия торговли в соответствии с меняющимися потребительскими предпочтениями;
- изыскание дополнительных доходов путем обновления материально-технической базы, улучшения деятельности коммерческой, финансовой и расчетно-платежной служб и др.
ООО «Парус» в своей деятельности использует практически все вышеперечисленные пути, что помогает предприятию добиваться поставленных задач.
Список использованной литературы.
1.Баскакова О.В. Экономика организаций (предприятий). Москва «Дашков и К» 2005 г.
2.Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия. М.. Экономика. 1996.
3.Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. М.: ИНФРА-М, 1999.
4.Захаров И.В. Анализ и планирование прибыли торговых предприятий и потребительского общества. Москва. 1997.
5.Кнышова Е.Н., Панфилова Е.Е. Экономика организации. Москва. Форум-ИНФРА-М. 2005
6.Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года. М. Центрсоюз Российской Федерации, 2001.
7.Л.Н. Чечевицына «Микроэкономикс» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
8.Налоговый Кодекс Российской Федерации, ч. II гл. 25.
9.Раицкий К.А. Экономика предприятия. - М.: «Дашков и К», 2002.
10.Сергеев И.В. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика, 2001.
11.Соломатина А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. Москва. ИНФРА-М. 2000.
12.Фридман А.М. Экономика торговой деятельности потребительского общества. Воронежский ун.: 1994.
13.Чечевицына Л.Н. «Экономика предприятия» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.