Документальный учет товаров на складе
СОДЕРЖАНИЕ: Способы хранения товаров на складах торговой организации: сортовый, партионный, партионно-сортовый, по наименованиям. Снабжение товаров товарными ярлыками для учета товарно-материальных ценностей в местах хранения. Правила заполнения товарных ярлыков.МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, МАРКЕТИНГА И ФИНАНСОВ
Экономический факультет, заочное отделение
Контрольная работа
по курсу: «Учет и анализ в торговле »
На тему: Документальный учет товаров на складе
Выполнила:
Студентка 3 курса гр. БУ/034
Преподаватель:
Воронеж 2008
1. Документальный учет товаров на складе
Хранение товаров на складах торговой организации может осуществляться одним из следующих способов:
- сортовым. При этом способе товары различной сортности размещаются отдельно друг от друга. Такой способ хранения позволяет наиболее рационально использовать складскую площадь и оперативно контролировать расход товаров. При этом способе необходимо разделять товары одного сорта, поступившие по разным ценам;
- партионным. Каждая партия товара, поступившая на склад по одному транспортному документу, хранится отдельно. При этом в состав партии товаров могут входить товары различных сортов и наименований. В данном случае складская площадь используется нерационально, так как остатки товаров одного и того же сорта хранятся в разных местах. С другой стороны, при таком способе хранения можно выявлять излишки и недостачу по каждой партии товаров и контролировать их оплату;
- партионно-сортовым. Каждая партия поступивших на склад товаров хранится отдельно. При этом внутри партии товары разбираются по наименованиям и сортам и также размещаются отдельно;
- по наименованиям. Товары одного наименования хранятся отдельно от товаров других наименований.
Товары, хранящиеся на складе, должны быть снабжены товарным ярлыком.
Форма ТОРГ-11 «Товарный ярлык»
Эта форма применяется для учета товарно-материальных ценностей в местах хранения товара. Товарный ярлык заполняется в одном экземпляре материально ответственным лицом на каждое наименование с проставлением порядкового номера ярлыка. Товарный ярлык хранится вместе с товарно-материальными ценностями по месту их нахождения.
Данные товарного ярлыка применяются для заполнения инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей.
Вне зависимости от того, каким способом хранятся товары, материально ответственные лица должны соблюдать принципы товарного соседства. Например, товары, имеющие специфический запах, должны храниться отдельно от товаров, восприимчивых к запаху. Готовые продукты хранятся отдельно от сырья и полуфабрикатов. Продовольственные и непродовольственные товары размещаются на разных складах или в обособленных складских помещениях. Полный перечень правил товарного соседства определен многочисленными нормативно-техническими документами по отдельным видам товаров.
Администрация торговой организации обязана обеспечить соблюдение санитарных норм и правил, норм складирования, а также требований пожарной безопасности.
Государственными и общеотраслевыми стандартами, иными нормативными документами, стандартами, разработанными самой торговой организацией, устанавливается режим хранения товаров. Под режимом хранения понимают:
- температуру хранения;
влажность;
- освещение;
- сроки хранения.
Так, например, ГОСТом 10581-91 для швейных изделий установлены следующие условия хранения:
1) изделия должны храниться в крытых складских помещениях и быть защищены от прямого попадания солнечных лучей и атмосферных воздействий;
2) изделия, транспортируемые в подвешенном или сложенном виде, должны храниться до реализации в подвешенном виде, транспортируемые в потребительской таре - или связанными пачками, в бумаге или без нее - на стеллажах;
3) расстояние от пола до нижней части полки стеллажа должно быть не менее 0,2 м, от внутренних стен до изделий - не менее 1 м, между стеллажами - не менее 0,7 м.
Если при хранении товара произошла его порча, то в первую очередь комиссия проверяет режим хранения. При нарушении указанного режима виновные лица возмещают организации убытки от порчи товара.
Материально ответственные лица, работающие на складе (магазине, ином торговом подразделении), ведут количественно-суммовой учет товаров на специальных карточках унифицированной формы. Кроме этого, материально ответственные лица составляют товарные отчеты, в которых отражают поступление и отпуск товаров за определенный период времени. Товарные отчеты с приложенными к ним первичными приходными и расходными документами передаются в бухгалтерию. Срок представления товарных отчетов (от 1 до 10 дней) устанавливается руководителем и главным бухгалтером торговой организации в зависимости от условий работы (объемов поставок, товарооборота и пр.).
Если товары учитываются торговой организацией по продажным ценам, то применяется так называемый стоимостный (суммовой) или сальдовый метод учета товаров. В таком случае материально ответственные лица составляют товарный отчет унифицированной формы ТОРГ-29 и отчет по таре унифицированной формы ТОРГ-30.
Форма ТОРГ-29 «Товарный отчет»
В адресной части товарного отчета следует указать наименование организации, структурного подразделения, Ф.И.О. материально ответственного лица, номер товарного отчета, дату его составления, а также период, за который он составляется.
В приходной части товарного отчета отражается в стоимостном выражении остаток товаров на дату составления предыдущего товарного отчета и поступление товаров и тары по сопроводительным документам. Каждый приходный документ записывают отдельно. При этом указывают наименование поставщика, вид приходного документа, его дату и номер. Затем рассчитывают общую сумму оприходованных товаров за отчетный период и итог прихода с остатком на начало периода.
В расходной части товарного отчета определяют общую сумму расхода товаров и тары за отчетный период. Каждый расходный документ отражается отдельной строкой (выручка по чекам контрольно-кассовой техники (ККТ), выручка мелкорозничной торговли по приходным ордерам, возврат поставщику некачественного товара, перемещение товаров, отпуск мелким оптом и т. д.).
Товарный отчет составляется для подтверждения товарного остатка.
Материально ответственное лицо составляет товарный отчет в двух экземплярах.
Все приходные и расходные документы, на основании которых составлен отчет, следует располагать в хронологическом порядке.
Нумерация товарных отчетов должна быть последовательной с начала и до конца года с первого номера.
Товарные отчеты материально ответственных лиц, которые поступили на работу не с начала года, нумеруются с первого номера от даты начала работы и до конца года.
В тексте и цифровых данных товарных отчетов неоговоренные исправления и подчистки не допускаются. Чтобы исправить ошибку в товарном отчете, необходимо аккуратно одной чертой зачеркнуть неправильную запись, надписать правильный текст или цифру, сделать запись «Исправлено», проставить дату исправления и подтвердить исправление подписями бухгалтера и материально ответственного лица.
Товарный отчет подписывают материально ответственное лицо и бухгалтер, который принимает этот отчет. Утверждает отчет руководитель торговой организации или лицо, на которое возложены эти обязанности приказом руководителя.
Первый экземпляр отчета сдается в бухгалтерию с приложенными к нему приходными и расходными документами. Второй экземпляр остается у материально ответственного лица.
Следующий пример покажет нам, как правильно заполнить товарный отчет.
Форма ТОРГ-28 «Карточка количественно - суммового учета»
Карточка ведется материально ответственным лицом на каждое наименование и сорт товара. Записи в карточке производятся в количественном и суммовом выражении на основании первичных приходных и расходных документов, которые материально ответственное лицо еда сдает в бухгалтерию с товарным отчетом.
Если количественно-суммовой учет применяется в организации розничной торговли, ведущей учет товаров по продажным (розничным) ценам, то на однородные товары с одинаковыми розничными ценами открывается одна карточка.
В оптовой торговле учет товаров ведется по покупным ценам. Составление товарного отчета по форме ТОРГ-29 является довольно сложным, так как для получения товарного остатка в покупных ценах необходимо и расходную часть товарного отчета составлять в этих ценах. Данные для отчета следует брать из карточек количественно-суммового учета (ТОРГ-28).
Этот отчет содержит следующие показатели: сумма остатка с предыдущего товарного отчета в целом по подотчету материально ответственного лица, приход товаров за период по наименованиям, расход товаров за тот же период по наименованиям и остаток в суммовом выражении на конец периода.
Такая форма отчета может применяться в торговой организации с небольшим оборотом товаров и ограниченным товарным ассортиментом.
Как правило, для оптовых организаций применяется следующая схема учета товаров:
1) материально ответственное лицо ведет «Журнал учета товаров на складе» (ТОРГ-18);
2) бухгалтер присваивает каждому наименованию поступившего товара номенклатурный номер и открывает на каждый поступивший товар карточку количественно-суммового учета (ТОРГ-28). Эта карточка передается материально ответственному лицу. Материально ответственное лицо производит в карточке записи по приходу и расходу товара. Если в организацию поступает новый товар с тем же наименованием и по той же покупной цене, то новая карточка не открывается, а записи производятся в прежней карточке;
3) в сроки, установленные руководителем и главным бухгалтером организации, материально ответственное лицо сдает бухгалтеру сопроводительный реестр сдачи документов (ТОРГ-31), к которому прилагает приходные и расходные документы. Если со склада отпускается товар в мелкорозничную торговую сеть, то в реестр необходимо включить расходноприходную накладную;
4) бухгалтер обрабатывает поступившие документы (делает по ним бухгалтерские проводки) и выводит товарный остаток на балансовом счете 41 «Товары» по каждому месту хранения товаров и материально ответственному лицу;
5) ежемесячно бухгалтер проводит сверку товарных остатков, которые числятся в карточках количественно-суммового учета (ТОРГ-28), с товарным остатком в балансе.
Форма ТОРГ-18 «Журнал учета товаров на складе»
Этот журнал предназначен для количественного учета товаров. Он содержит такие показатели:
- дату и номер приходных и расходных документов;
- приход, расход и остаток каждого наименования товара по количеству;
- сведения о поставщике или покупателе товара;
- прочие сведения (в 7-й графе можно указать, например, дату регистрации документа, сведения о поступивших товарах и пр.).
Журнал применяется для учета движения и остатков товаров и тары на складе (в кладовой). При компьютерной обработке приходных и расходных документов возможен вариант получения формы журнала в виде отдельной ведомости на бумажных и машинных носителях информации.
Журнал ведется материально ответственными лицами по наименованиям, сортам, количеству и цене.
Записи в журнал производятся на основании приходно-расходных документов или накопительных ведомостей по учету отпуска товаров итары за день.
Форма ТОРГ-31 Сопроводительный реестр сдачи документов»
Применяется для регистрации приходных и расходных документов. Составляется в двух экземплярах материально ответственным лицом на приходные и расходные документы по операциям за отчетный период.
Первый экземпляр с приложенными к нему документами под расписку передается в бухгалтерию или на обработку средствами вычислительной техники. Второй экземпляр остается у материально ответственного лица.
Поступление и отпуск товаров по наименованиям и количеству завскладом регистрирует в «Журнале учета товаров на складе» (ТОРГ-18).
Партионный учет товаров (формы МХ-10, МХ-19)
При партионном и партионно-сортовом способах хранения товаров на каждую партию товаров выписывается партионная карта в 2-х экземплярах. Один экземпляр остается на складе и является регистром складского учета, а второй - передается в бухгалтерию. Партионная карта заполняется по унифицированной форме № МХ-10 (утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 09.08.1999 г. № 66).
Одной партией считают:
- товары, поступившие одним видом транспорта, независимо от количества транспортных документов;
- товары одного наименования, поступившие одновременно по нескольким транспортным документам от одного поставщика.
Учет товаров в партионных картах ведется на основании приходных и расходных товарных документов. При заполнении партионной карты в ней указывают:
- номер партионной карты и дату ее составления;
- наименование товара;
- номер и дату акта о приеме товара;
- номер и дату накладной, по которой товар поступил;
- реквизиты поставщика, вид транспорта, место отправления;
- наименование, сорт и количество (массу) товара. По мере отпуска товаров в партионной карте указывают:
- дату отпуска;
- номер расходного товарного документа;
- наименование получателя;
- вид транспорта, место отправления;
- наименование, сорт и количество (массу) отпущенного товара. Полный расход партии товаров оформляют в партионной карте подписями заведующего складом и товароведа. После этого партионную карту передают в бухгалтерию для проверки. Если при проверке по данной партии выявляется недостача товаров, то недостачу в пределах норм естественной убыли списывают в расходы на продажу (Дебет 44 Кредит 41-1), а сверх норм естественной убыли - взыскивают с материально ответственного лица (Дебет 94 Кредит 41-1, Дебет 73-2 Кредит 94). При этом инвентаризация не проводится. Излишки товаров, выявленные при проверке, приходуют с отнесением на внереализационные доходы (Дебет 41-1 Кредит 91-1)
По окончании месяца остатки товаров в натуральном выражении из регистров складского учета заносятся материально ответственными лицами в «Ведомость учета остатков товарно-материальных ценностей в местах хранения» унифицированной формы № МХ-19. Ведомости заводятся на год по каждому материально-ответственному лицу. Путем подсчетов исчисляется общая стоимость товаров по ведомости учета, которая сверяется с данными синтетического учета по балансовому счету 41 субсчет 1 «Товары на складах». Ведомость подписывают работник бухгалтерии и материально ответственное лицо.
2. Задача
Составить проводки по операциям:
1. Получен товар от поставщиков 210 000 руб; в том числе НДС – 18%;
Д – 41 К – 60 – 210 000
Д – 19 К – 60 – 37 800
2. Произведены расходы по транспортировке товара – 4% от стоимости, в том числе НДС;
Д – 44 К – 60 – 8400
Д – 19 К – 60 – 1512
3. Оплачен счет поставщика товара;
Д – 60 К – 51 – 257 712
4. Выставлен НДС к возмещению из бюджета;
Д – 68 К – 19 – 39 312
5. Начислена торговая наценка на товар – 24%;
Д – 41 К – 42 – 260 400
6. Начислена заработная плата работникам торговой организации – 180 000 руб;
Д – 44 К – 70 – 180 000
7. Произведены отчисления на социальные нужды (по действующему законодательству – 26%).
Д – 69 К – 70 – 46 800