Дознание в ОВД
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 Выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно 4 Задача № 1 10Содержание
Введение 3
Выполнение неотложных следственных действий по уголовным
делам, по которым предварительное следствие обязательно 4
Задача № 110
Задача № 213
Заключение15
Список используемой литературы16
Введение
Уголовно-процессуальная деятельность органов внутренних дел распространяется на большое количество преступлений, отнесенных к подследственности органов дознания. Обусловлено это тем, что непосредственные задачи ОВД связаны с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности. Среди других государственных ведомств, упомянутых в уголовно-процессуальном законе в качестве органа дознания, органы внутренних дел наиболее приближенный к населению орган дознания, уголовно-процессуальная юрисдикция которого распространяется на значительную территорию обслуживания. Это и административно-территориальные образования (город, район, поселок и т.д.), и участок железной дороги или водного пути, и территория железнодорожного вокзала, морского, речного или воздушного порта, а также территории режимных объектов. В этой связи ОВД рассматривает заявлений и сообщений о преступлениях больше, чем любой другой орган дознания.
1. Выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно
При обнаружении признаков преступлений, отнесенных к подследственности органов предварительного следствия, орган дознания возбуждает уголовное дело в порядке ст. 146 УПК РФ и в течение 10 суток осуществляет по уголовному делу неотложные следственные действия для закрепления следов преступления и установления лица, совершившего это преступление. Производство неотложных следственных действий не является формой предварительного расследования, не входит в понятие «дознание», а представляет собой самостоятельное направление уголовно-процессуальной деятельности органа дознания.
Данная процессуальная деятельность возложена законодателем на органы дознания с той точки зрения, что не во всех случаях совершения преступления, следователи имеют возможность выехать на место преступления и сами приступить к его расследованию. В правоприменительной практике довольно часто встречаются ситуации, когда следователь не может приступить к расследованию немедленно. Это может иметь место по различным причинам. Например, когда между следственными подразделениями и местом совершения преступления находятся многие тысячи километров и следователь не может быстро прибыть на место происшествия. Вместе с тем отсутствие следователя и невозможность его участия в уголовно-процессуальной деятельности не следует рассматривать как основание к тому, чтобы не реагировать на факт совершенного преступления. В ожидании следователя (порой до нескольких дней) могут быть утрачены следы преступления, а также может скрыться лицо, совершившее преступление.
Учитывая такие ситуации, законодатель вменил в обязанной органам дознания начать уголовно-процессуальную деятельность вместо следователя, т. е. возбудить уголовное дело по преступлению, которое подследственно органам предварительного следствия.
Следует обратить внимание, что законодатель в качестве субъекта возбуждения уголовного дела по преступлениям, подследственным следователю, указывает не дознавателя, а орган дознания. В работе уже обращалось внимание на то обстоятельство, что орган дознания как участник уголовного процесса представляет собой формирование, систему, которая не может самостоятельно принимать какие-либо процессуальные решения. В этой системе начальник учреждения выступает в качестве начальника органа дознания. Следовательно, те предписания, которые законодатель адресует «органу дознания», не могут быть реализованы без «начальника органа дознания». Таким образом, указание на орган дознания как на субъект возбуждения уголовного дела по преступлениям, подследственным следователю, следует понимать таким образом, что постановление о возбуждении уголовного дела должно быть утверждено у начальника органа дознания, а затем в порядке ст. 146 УПК следует обратиться к прокурору.
Кроме того, следует обратить внимание на формулировку ч. 2 ст. 157 УПК РФ, где указывается перечень субъектов, имеющих право производить неотложные следственные действия. В п. 1 ч. 2 указанной нормы сказано, что данные действия производят органы дознания, указанные в п. 1 и 2 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, где перечислены дознаватели (следователи) органов внутренних дел, дознаватели (следователи) органов налоговой полиции. Анализ указанных норм закона позволяет сделать вывод о том, что применительно к тексту ст. 157 УПК законодатель фактически отождествляет понятия «орган Дознания» и «дознаватель» и, кроме того, указывает в качестве исполнителя неотложных следственных действий и следователя.
Следует иметь в виду, что законодатель устанавливает разграничение в компетенции между субъектами производства неотложных следственных действий (ч. 3 ст. 151 и ч. 2 ст. 157 УПК РФ). Например, дознаватель ОВД не вправе возбудить уголовное дело и производить неотложные следственные действия по преступлениям, отнесенным к подследственности органов ФСБ. Таким образом, производить неотложные следственные действия по престу-
плениям подследственных следователю вправе не любой орган дознания, а тот, чья компетенция это предусматривает.
Законодателем установлен срок полномочий органа дознания в качестве надлежащего субъекта расследования преступления вместо следователя. Орган дознания вправе производить по делу неотложные следственные действия только в течение 10 суток с момента возбуждения уголовного дела. Этот срок не подлежит продлению. В то же время, орган дознания вправе раньше, т. е. до истечения 10 суток, передать дело по подследственности. При этом следует соблюдать правила ч. 3 ст. 149 УПК РФ, а именно — уголовное дело с постановлением о передаче по подследственности направляется не конкретному следственному подразделению, а прокурору, который и определяет нужный орган расследования.
В отличие от УПК РСФСР законодатель, регулируя данное направление уголовно-процессуальной деятельности органа дознания, не установил четкого перечня следственных действий, которые вправе производить орган дознания по преступлению подследственному следователю. С этой точки зрения редакция УПК РФ (ст. 157) более удачна. Действительно, установив перечень следственных действий, возможных производством в порядке ст. 157 УПК РФ, законодатель существенно ограничил бы возможности органа дознания для закрепления следов преступления. Практически невозможно заранее предугадать, какое следственное действие в каждом конкретном случае окажется безотлагательным и неотложным.
Безотлагательный характер следственных действий, производимых органом дознания сразу же после возбуждения уголовного дела для закрепления следов преступления, придает им свойство неотложных. Фактически орган дознания вправе осуществлять любое действие, которое окажется безотлагательным и необходимым в каждом конкретном случае.
В п. 19 ст. 5 УПК РФ законодатель сформулировал понятие неотложных следственных действий — это действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предваритель-
ного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.
После направления уголовного дела прокурору для определения подследственности орган дознания вправе производить по этому уголовному делу следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. Если же прокурору направляется уголовное дело, по которому не было обнаружено лицо, совершившее преступление, то орган дознания обязан проводить розыскные и оперативно-розыскные мероприятия и без поручения следователя, уведомляя его о результатах своей работы.
На основании ч. 4 ст. 38 УПК РФ следователь вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о производстве отдельных оперативно-розыскных, розыскных и следственных действий. На основании ч. 4 ст. 157 УПК РФ после производства неотложных следственных действий и передачи уголовного дела следователю орган дознания может проводить по этому уголовному делу следственные и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя.
Надо заметить, что в правоприменительной практике при расследовании преступлений следователи довольно часто обращаются за помощью к органам дознания. В большинстве случаев эта помощь оказывается результативной, а совместная деятельность следователя и органов дознания по расследованию преступлений — плодотворной.
Как следует из анализа положений закона, к следственным действиям относятся имеющие познавательный характер процессуальные действия ведущих уголовный процесс государственных органов и должностных лиц, прежде всего следователя, направленные на обнаружение следов преступления, изъятие, фиксацию и исследование доказательств по уголовному делу.
Уголовно-процессуальным законом в качестве самостоятельных следственных действий предусматриваются:
1) осмотр;
2) освидетельствование; 3)следственный эксперимент;
4) обыск;
5) выемка;
6) наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и вы
емка;
7) контроль и запись переговоров;
8) допрос;
9)очная ставка;
10)предъявление для опознания; 11)проверка показаний на месте;
В соответствии со ст. 157 УПК РФ. Производство неотложных следственных действий
1.При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия. 2. Неотложные следственные действия производят:
1)органы дознания, указанные в пунктах 1 и 8 части третьей статьи
151 настоящего Кодекса, - по всем уголовным делам, за исключением
уголовных дел, указанных в пунктах 2-6 части второй настоящей статьи;
2) органы федеральной службы безопасности - по уголовным делам о
преступлениях, указанных в пункте 2 части второй статьи 151 настоящего
Кодекса;
3)таможенные органы - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188 частями второй - четвертой, 189, 190, 193 Уголовного кодекса Российской Федерации; (п. 3 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 58-ФЗ)
4)командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов - по уголовным делам о преступлениях,
совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;
5)начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами; (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
6)иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса.
3.После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с пунктом 3 статьи 149 настоящего Кодекса, (в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)
4. После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах, (в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ) [3,стр.156-159;4, стр. 108-112]
Задача №1
В ходе производства дознания дознавателю потребовалось изъять в учреждении ряд документов. Явившись в учреждение, дознаватель потребовал нужные ему документы, отобрал их и изъял. Это было оформлено «Актом изъятия ведомостей», которые подписали дознаватель и руководитель учреждения. Какое следственное действие необходимо провести в данном случае в данном случае и каков процессуальный порядок его проведения.
Ответ
В данном случае в соответствии со ст. 183 УПК РФ необходимо провести выемку документов.
1.При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка.
2.Выемка производится в порядке, установленном статьей 182 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей статьей.
З.Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса, (часть третья в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)
4.Утратил силу. - Федеральный закон от 05.06.2007 N 87-ФЗ.
5.До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно.
1.Выемка- самостоятельное следственное действие, которое заключается в изъятии у гражданина или организации определенных предметов или до-
кументов имеющих значение для дела. Указанное действие проводится, когда точно известно, где и у кого находятся предметы и другие объекты, подлежащие изъятию.
2.Выемку можно производить только по возбужденному уголовному делу о может иметь место лишь при наличии к тому достаточных фактических и формальных оснований, которые следует различать.
Фактические основания для производства выемки - это данные, позволяющие установить индивидуальные признаки предмета, подлежащего изъятию, и место его нахождения. Они могут быть получены из различных процессуальных источников показаний потерпевшего, свидетелей, обвиняемых, документов и других средств доказывания. Для принятия решения о производстве выемки наряду с этим могут иметь значение сведения, полученные от органов дознания.
Формальным основанием для производства выемки является мотивированное постановление следователя, органа дознания или прокурора, в котором должно быть указано, какой объект подлежит изъятию в процессе выемки (его наименование и индивидуальные признаки), место его нахождения, у кого предстоит произвести выемку.
З.Для производства выемки следователь выносит мотивированное постановление.
4.Необходимо учитывать правила, содержащиеся в ст. 25 Конституции РФ, согласно которой никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Поэтому для производства выемки в жилище (в которое следователь проникает против воли проживающих лиц) постановления следователя недостаточно. Необходимо получить для этого решение суда, принимаемое в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 29 и ст. 165 УПК.
5.При производстве выемки, как и обыска, участвуют понятые. Выемка чаще всего проводится для изъятия предметов и документов в учреждениях и организациях. Выемке какого-то определенного документа нередко предшествую
ет ознакомление следователя непосредственно в учреждении с рядом документов, среди которых находится (или предполагается, что находится) искомый документ.
б.Закон оговаривает особенности в правовом регулировании выемки документов, содержащих сведения, являющиеся государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны.
7.Выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан банках и кредитных организациях, производится следователем на основании судебного решения.
9.До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию. Если они выдаются добровольно, следователь изымает их. Этим выемка, в отличие от обыска, и заканчивается. В случае отказа от добровольной выдачи объектов следователь производит их выемку принудительно.
10. Выемка производится в том же порядке, что и обыск, но с изъятиями, установленными в соответствии со ст. 182 УПК РФ (основание и порядок производства обыска).
Задача № 2
При ознакомлении с материалами уголовного дела обвиняемый Усов заявил ходатайство о приобщении к материалам уголовного дела некоторых характеризующих его документов. Дознаватель отказал в удовлетворении ходатайства, на том основании, что срок дознания подошёл к концу , времени для истребования документов у него нет, кроме того, заявление ходатайств не предусмотрено ст.225 УПК РФ. Оцените правильность действий дознавателя.
Ответ:
В соответствии со ст. 119 УПК РФ Подозреваемый, обвиняемый вправе заявить ходатайство о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений для установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, обеспечения прав и законных интересов лица, заявившего ходатайство, или представляемого им лица соответственно. К имеющим значения для дела относятся в соответствии со ст.73 ч.З УПК РФ обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого.
Ходатайство заявляется дознавателю, следователю либо в (в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)
В соответствии со ст. 120.УПК РФ
Ходатайство может быть заявлено в любой момент производства по уголовному делу. Письменное ходатайство приобщается к уголовному делу, устное заносится в протокол следственного действия или судебного заседания.
Отклонение ходатайства не лишает заявителя права вновь заявить ходатайство.
В соответствии со ст. 121. УПК РФ
Ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления. В случаях, когда немедленное принятие решения по
ходатайству, заявленному в ходе предварительного расследования, невозможно, оно должно быть разрешено не позднее 3 суток со дня его заявления.
В соответствии со ст. 122. УПК РФ
Об удовлетворении ходатайства либо о полном или частичном отказе в его удовлетворении дознаватель, следователь, судья выносят постановление, а суд - определение, которое доводится до сведения лица, заявившего ходатайство. Решение по ходатайству может быть обжаловано в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса, (в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N87-03)
На основании вышеизложенного дознаватель поступил не правомерно т.к. заявленное ходатайство направлено на установление обстоятельств имеющих значение для уголовного дела (если в уголовном деле не достаточно характеризующих Усова документов и они имеют значение для уголовного дела). Данное ходатайство подлежит разрешению непосредственно после его заявления, при невозможности немедленного принятия решения по ходатайству, оно должно быть разрешено не позднее трёх суток со дня его заявления. Об удовлетворении ходатайства или об отказе дознаватель выносит постановление, которое доводится до лица, заявившего ходатайство.
Заключение
Подводя итог данной контрольной работы, можно отметить, что при обнаружении признаков преступлений, отнесенных к подследственности органов предварительного следствия, орган дознания возбуждает уголовное дело в порядке статьи 146 УПК РФ и в течение 10 суток осуществляет по уголовному делу неотложные следственные действия для закрепления следов преступления и установления лица, совершившего это преступление. Производство неотложных следственных действий не является формой предварительного расследования, не входит в понятие «дознание», а представляет собой самостоятельное направление уголовно-процессуальной деятельности органа дознания.
Данная процессуальная деятельность возложена законодателем на органы дознания с той точки зрения, что не во всех случаях совершения преступления, следователи имеют возможность выехать на место преступления и сами приступить к его расследованию. В правоприменительной практике довольно часто встречаются ситуации, когда следователь не может приступить к расследованию немедленно. Это может иметь место по различным причинам. Например, когда между следственными подразделениями и местом совершения преступления находятся многие тысячи километров и следователь не может быстро прибыть на место происшествия. Вместе с тем, отсутствие следователя и невозможность его участия в уголовно-процессуальной деятельности не следует рассматривать как основание к тому, чтобы не реагировать на факт совершенного преступления. В ожидании следователя (порой до нескольких дней), могут быть утрачены следы преступления, а также может скрыться лицо, совершившее преступление. Учитывая такие ситуации, законодатель вменил в обязанность органам дознания начать уголовно-процессуальную деятельность вместо следователя, то есть возбудить уголовное дело по преступлению, которое подследственно органам предварительного следствия.
Список используемой литературы
1. Конституция РФ
2. «Закон о милиции» РФ
3. Дознание в органах внутренних дел: учебно - практ. Пособие / под
ред. А.С. Есиной. - М. : ТК Велби, Изд - во Проспект, 2005. - 192 с.
4. Дознание в органах внутренних дел : Учебно - практ. Пособие. Изд. 2-
е, испр. и доп. / Под. Ред. А.С. Есиной. - М.: Издательство «Щит -М», 2004. -
128 с.
5. Научно - практический комментарий к Уголовно - процессуальному
кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. М.В. Лебедева; Науч. ред.
В.П. Божьев. М: Спарк, 2002. - 1007 с.
6. Уголовно - Процессуальный Кодекс Российской Федерации. - М.,
«Издательство ЭЛИТ», 2007 г. - 224 с.
7. Уголовный процесс. Досудебное производство: Учебник / Под ред. д.
ю. н., проф. А.В. Гриненко и д. ю. н. А.В. Ендольцевой. - М: ЦОКР МВД
России, 2006.-368 с.
8. Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по
специальности «Юриспруденция» / Под ред. В.П. Божьева. 3-е изд., испр. и
доп. - М: Спарк, 2002. 704 с