Древнейшие монастыри Тульского края
СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 3 ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ВСЕХ СВЯТЫХ (ВСЕХСВЯТСКАЯ КЛАДБИЩЕНСКАЯ) (КАФЕДРАЛЬНАЯ С 1944 г.) 5 ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВЯТЫХ ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ 7 УСПЕНСКИЙ СОБОР (БЫВШИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ) ХОЛОДНЫЙ (ЛЕТНИЙ) 10ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ВСЕХ СВЯТЫХ (ВСЕХСВЯТСКАЯ КЛАДБИЩЕНСКАЯ) (КАФЕДРАЛЬНАЯ С 1944 г.)5
ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВЯТЫХ ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ.. 7
УСПЕНСКИЙ СОБОР (БЫВШИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ) ХОЛОДНЫЙ (ЛЕТНИЙ)10
ХРАМ ВО ИМЯ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ)13
ХРАМ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ (КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ)14
ХРАМ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ)15
ХРАМ ВО ИМЯ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ)17
ХРАМ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ БОГОЛЮБСКОЙ (СВЯТЫХ ВЕЛИКОМУЧЕНИКОВ ФЛОРА И ЛАВРА)18
ХРАМ ВО ИМЯ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (ЦЕРКОВЬ УСПЕНСКАЯ В ПАВШИНСКОЙ СЛОБОДЕ)19
ХРАМ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ НА РЖАВЦЕ (НИКОЛЫ НА РЖАВЦЕ)20
ХРАМ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДМИТРИЯ СОЛУНСКОГО (ДМИТРОВСКАЯ КЛАДБИЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ)21
ХРАМ В ЧЕСТЬ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ЗА МОСКОВСКОЙ ЗАСТАВОЙ.. 22
ВВЕДЕНИЕ
Многочисленные церкви Тулы являлись не только местом молитвы наших благочестивых предков, но и своего рода историческими вехами – ориентирами всей культурно-исторической жизни города.
Архитектурные памятники прошлого требуют особого подхода к себе и бережного, внимательного изучения и сохранения.
Каждый из них имеет свою «биографию», отразившую определённый этап жизни нашего города. К памятникам прошлого нельзя подходить с предвзятых позиций, формально или бюрократически, это не только здания, стоящие на балансе местной городской управы, и объекты, имеющие определённый инвентарный номер. Кроме видимой, материальной ценности храмы несут иное содержание. Храм – обитель Духа Святого, там человек приобщается к святому и вечному. Храм имеет большое значение в воспитании духовности.
Здание храма является выражением определённых идей и стремлений общества определённого периода. Изучая строительство церковно-архитектурных памятников, мы ближе и глубже воспринимаем жизнь наших предков, их быт и интересы, входим в дух времени данной эпохи. Построение храма связано с глубокими социальными и духовно-нравственными причинами, давшими возможность осуществить саму постройку и наложившими известную печать на весь храм в целом.
Архитектура храма свидетельствует об эстетическом вкусе, художественных запросах определённой исторической эпохи. Перед историками-краеведами стоит целый ряд вопросов чисто нравственного и культурно-этнографического характера: почему храм построен вданном месте, кто был архитектором-проектировщиком, почему он посвящён определённому событию или памяти именно этого святого. Вызывают интерес и те художественные ценности (живопись, древние иконы, шитьё), которые были в храме, и их судьба. Ответ на многие поставленные вопросы по всем храмам дать невозможно, но в отношении наиболее значительных требуется их детальное изучение.
Сооружение храмов связано не только с личными чувствами или желанием одного лица – очень часто храмоздательство выражало волю более или менее значительно числа жителей города. Люди прежних поселений, поражённые тем или иным событием, оставляли своим потомкам в назидание каменную летопись архитектуры – воздвигали на памятных местах или в память каких-либо событий храмы как живые свидетельства происходившего.
По необъятным просторам нашей Родины повсюду встречаются эти молчаливые (но не немые!) памятники прошлого. Архитектурные памятники Москвы, Киева, Владимира, Суздаля, Петербурга являются свидетелями истории русского государства. Храм Покрова на Нерли, несущий на себе «печать тонкой поэзии», храм-памятник на Куликовом поле и множество других их каменных собратьев есть наглядная летопись величия и славы, подвигов и страдания русского народа.
Такое воплощение в камне идей, чувств, охватывающих народ в определённый исторический момент, можно проследить и в церковно-архитектурных памятниках нашего города.
Панорама Тулы на рубеже ХХ столетия неотделима от множества храмов и колоколен. Всего в городе к 1917 г., считая вместе с домовыми, было 66 православных церквей. Многие ценные памятники церковного зодчества не сохранились. Живых свидетелей прошлого становится с каждым годом всё меньше. Полного списка и описания храмов не существует, и только народная память ещё хранит воспоминания о них.
ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ВСЕХ СВЯТЫХ (ВСЕХСВЯТСКАЯ КЛАДБИЩЕНСКАЯ) (КАФЕДРАЛЬНАЯ С 1944 г.)
Ул. Л. Толстого, 79
На открытом в 1771 г. Вне города («на посаде») кладбище была построена в 1773 г. Деревянная церковь, которая в 1776 г. Была заменена каменным храмом во имя Второго Пришествия с приделами во имя Лазарева Воскрешения (в левой стороне) и в честь Всех Святых (правый придел). В 1825 г. было закончено построение верхнего храма во имя Преображения Господня с приделом в честь Воскресения Христова (освящён в 1863 г.). 30 лет (с 1833 по 1863 г.) заняло построение величественной трёхъярусной колокольни, увенчанной высоким шпилем (высота колокольни до креста 82 м). Несмотря на то, что между началом строительства обоих объектов – церкви и колокольни – прошло более полустолетия, архитектору-проектировщику Василию Федосеевичу Федосееву, как талантливому зодчему, удалось сохранить архитектурное единство Всехсвятского ансамбля: характерные портики со спаренными колоннами на углах храма построены зодчим в обоих верхних ярусах колокольни. В 1867 г. на углах первого яруса колокольни установлены фигуры трубящих ангелов.
По своему стилю храм относится к раннему русскому классицизму второй половины XVIIIстолетия. Влияние эпохи барокко сказалось в усложнённости церковного плана, в богатой пластике фасадов, в типично барочных, ничего не несущих колоннах в углах здания, в сложной креповке карнизов. Постройка церкви была начата через год после окончания сооружения здания Академии художеств в Петербурге, и на архитектурных формах Всехсвятской церкви сказалось явное влияние выдающегося творения А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. М. Вален-Деламота. Бросающееся в глаза взаимное несоответствие монументального основного объёма здания и явно недоразвитого его пятиглавия объясняется тем, что 8 августа 1790 г. обрушился один из пяти венчавших церковь крупного габарита куполов, вследствие чего была произведена реконструкция всего здания. На основании сходства с тульской церковью Рождества Богородицы (Зареченский район) предполагается, что автором нового завершения храма был тульский архитектор-самородок К. С. Сокольников.
В нижнем храме Второго Пришествия местные иконы были писаны «аттестованным иконописцем и тульским оружейником» Григорием Ивановичем Белоусовым, который, по его собственному выражению, «имел иконописное художество, писанное “из яйца”» (донесение Г. Белоусова Тульской консистории в 1763 г.)
В 1901 г. Тульская городская дума постановила соорудить на Всехсвятском кладбище храм-усыпальницу во имя Макария Жабынского. К храму предполагалось пристроить два изолированных помещения: для умерших от заразных болезней и для хранения трупов продолжительное время.
26 июля 1902 г. состоялась закладка храма-усыпальницы и всесословной богадельни на юго-восточной стороне Всехсвятского кладбища.
Построены эти здания не были, но до сих пор сохранился котлован на том месте, где планировалось строительство.
Из современных кафедральных соборов тульский Всехсвятский является одним из величественнейших произведений искусства, его внутренняя композиция производит незабываемое впечатление торжеством и нарядностью интерьера. Построенный на возвышенной местности, он виден со всех точек города, доминирует на общем фоне города и своей стройной колокольней прекрасно вписался в общую панораму Тулы.
Стены нижнего, а затем и верхнего храма были в 1955-1960 гг. расписаны картинами на библейские темы московскими художниками Павлом Александровичем Гладковым и Виктором Михайловичем Голубевым. Художники для стенописи брали лучшие образцы известных мастеров кисти, все сюжеты и орнаменты выполнены на высоком уровне.
ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВЯТЫХ ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ
Ул. Оборонная, 92
На южной , так называемой «Воронежской», окраине г. Тулы, «близ Конной площади», в 1898 г. был поставлен первый деревянный храм в честь Святых Двенадцати Апостолов. В «Клировых ведомостях» за 1907 г. об этой церкви сказано: «Деревянная церковь пожертвована церковным старостой села Никольского на реке Упе, Одоевского района, с согласия причта и прихожан. Перевезена в Тулу и установлена на Конной площади с добавлением нижнего леса». Церковь освящена 17 декабря 1898 г. епископом Тульским Белевским Питиримом.
Любовь наших предков к храмоздательству побудила из построить новый, большой каменный храм, который был заложен 8 июля 1903 г. тем же епископом Питиримом рядом с деревянной церковью Двенадцати Апостолов. До наших дней небольшая часовня у западных входных дверей храма ограждает место Святого Престола прежнего деревянного храма. Деревянная церковь была вновь разобрана и перевезена в 1908 г. в село Товарково Богородицкого района. Постройка каменного храма была закончена в 1908 г., а колокольня окончательно выстроена в 1909 г. (до этого в ограде стояла временная звонница на четырёх столбах).
Строителем храма считается местный кондитер Василий Евлампиевич Сериков (умер в 1919 г.), прах которого покоится у южной стены храма. Несмотря на то, что современное здание храма построено только в начале ХХ столетия, оно состоит в списке архитектурных памятников города, охраняемых государством.
В 1912 г. при храме были церковно-приходская школа, в которой обучались 9 мальчиков и 15 девочек, и рядом приходская богадельня для престарелых на 5 человек. Оба эти здания и сейчас стоят при входе в церковную ограду со стороны улицы Алексеева.
Пять бирюзово-зелёных луковицеобразных куполов крупного размера, поставленных на массивный куб из добротных красных кирпичей, составляют архитектурную композицию храма. Этот стиль является характерным для многих храмов средней полосы России, а невысокая кирпичная шатровая колокольня, примыкающая непосредственно к храму, со множеством кокошников и других украшений, дополняет общий ансамбль. Наличники окон (каждое окно обрамлено двумя пилястрами с капителями и завершено шлемовидной аркой), кокошники, балясины, аркатурный пояс (сделаны из белого известняка или окрашены в белый цвет) по кирпично-красному фону храма образуют белокаменное кружево, подчёркивая строгость и монолитность архитектурных форм, массивность и вместе с тем лёгкость и изящество всего строения.
Храм трёхпридельный: центральный – во имя Святых Двенадцати Апостолов, правый посвящён Святителю Николаю Чудотворцу, а левый – Великомученице Екатерине. Иконостас деревянный (в центральной части трёхъярусный, а в боковых приделах двухъярусный), позолоченный, богато украшен резьбой. Шесть больших и три средних резных киота в стиле иконостаса в центральном нефе составляют единый ансамбль и придают необыкновенно радостный и нарядный вид интерьеру храма. Это впечатление усиливается ещё тем, что полы храма, алтаря, солеи и широкая дорожка посредине храма от входных дверей до амвона – всё это выложено многоцветной, прекрасно подобранной цветовой гаммы метлахской плиткой. У западных врат храма на чугунных столбах сооружены хоры, на которых располагаются певцы правого хора. Стены храма расписаны художественными изображениями и растительным орнаментом. Копии картин многих известных художников украшают храм: В. М Васнецова (Распятие, князь Владимир и равноапостольная Ольга), проф. Маркова (Господь Саваоф), проф. Сорокина (четыре евангелиста в парусах храма), Гофмана (12-летний Иисус среди учителей, спасение утопающего апостола Петра, проповедь Христа из лодки), Плокгорста (Христос у Марфы и Марии, Вход Христа в Иерусалим, Христос благословляет детей) и другие.
К чтимым святыням храма относятся: икона Страстного Спасителя, иконы Матери Божией Тихвинской, Успения (над царским вратами главного алтаря, спускаемая на чтение акафистов в Успенском посту), Святителя Николая – перенесены из тульского Успенского женского монастыря; икона Божией Матери «Троеручица» - из церкви великомученика Георгия на Ржавце, икона Божией Матери Боголюбской – из церкви Флора и Лавра, деревянный крест, полученный из Иерусалима.
Размеры храма:
площадь трёх алтарей – 95,9 кв. м;
площадь средней части – 222,3 кв. м;
площадь притвора – 21,3 кв. м;
Всего: 339,5 кв. м.
Высота купола внутри храма 21,5 м, высота потолка в главном алтаре 8 м. Храм вмещает от 900 до 1350 человек. Общая площадь земельного участка 7777 кв. м (главным образом фруктовые сады).
В храме совершаются регулярные богослужения.
УСПЕНСКИЙ СОБОР (БЫВШИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ) ХОЛОДНЫЙ (ЛЕТНИЙ)
Кремль
По предположению исследователей, в середине вновь построенного в 1520 г. каменного кремля находилась первоначально деревянная церковь. В 1626 г. эта церковь носила название Архангельского собора и имела придел в честь Василия Парийского. В 1684-1685 гг. была построена первая каменная церковь и при ней небольшая колокольня. Новый собор назывался Успенским и имел два придела: Архистратига Гавриила и Тихона Амафунтского.
Ныне существующий собор построен в 1762-1766 гг. Имя талантливого зодчего, создавшего собор, не сохранилось. В 1767 г. с правой стороны собора был освящён придел во имя Святого Иоанна Златоуста, упразднённый в 1799 г. В 1772 г. к западу от собора начата постройка четырёхъярусной, с высоким позолоченным шпилем, колокольни (с часами) по проекту архитектора Праве. Колокольня закончена после 1781 г. Под колокольней находился небольшой храм в честь Святого Тихона Амафунтского (1778 г.) с приделом Святого Иоанна Златоуста (1853 г.). В 1913 г. в Тихоновом приделе временно совершали богослужение единоверцы города Тулы. Колокольня сгорела и разобрана в 1936 г.
Архитектурный план храма предельно ясен и монументален: над мощным и почти кубическим объёмом возвышаются пять широко и свободно поставленных восьмигранных световых барабанов, увенчанных луковичными главами с простыми коваными крестами. С востока к основному объёму примыкает низкий алтарь с выступающей закруглённой апсидой.
С простым объёмным построением храма резко контрастирует его богатое декоративное оформление в нарядных формах русского барокко. Все фасады собора покрыты сплошным узорчатым ковром насыщенного декоративного убранства. Внутреннее пространство собора представляет собой высокий просторный светлый зал с четырьмя столпами, несущими своды. Хорошие пропорции и большая высота придают ему торжественный и величественный вид.
Успенский собор примечателен не только по архитектурному исполнению, но и по своей уникальной внутренней стенной росписи. Собор был расписан в 1765-1767 гг. «града Ярославля посадскими людьми стенного писания». Фрески замечательны и по технике исполнения и по художественному стилю, а особенно по глубине и содержательности тематики. Эта роспись – последнее и совершеннейшее создание мастеров русского фрескового письма. Ярославские мастера живописи в Туле повторили прекрасные настенные росписи церкви Святого Пророка Илии своего родного города.
Находясь в зависимости от ярославских подлинников, фрески тульского Успенского собора имеют свои особенности, как в отношении изображений, так и в стиле писания. Фресковая живопись, обычно носящая традиционный характер, в Успенском соборе отразила новые декоративные особенности (костюмы, палаты, ландшафты) и новые эстетические запросы XVIII века.
Из всей стенной живописи собора особенно следует выделить картины, составляющие два определённых тематических комплекса: семь картин, изображающих Вселенские Соборы; четыре картины на западной стене храма, передающие содержание книги «Песнь Песней».
О последних картинах необходимо сказать подробнее. Передать в красках (иллюстрировать) книгу повествовательного содержания не всегда бывает легко, а изобразить в картинах книгу поэтически-аллегорического направления (какой и является «Песнь Песней») – удел немногих художников. Перед живописцами стояли задачи не только изобразить известные персонажи, но и отыскать самим для себя, а затем преподнести зрителям единство основной идеи текста, сконцентрировать в четырёх картинах восемь глав труднейшей для понимания книги, которая, по выражению проф. А. А .Олесницкого, явилась «неуловимой загадкой, предложенной человеческому духу Духом Абсолютным».
С этими задачами ярославские мастера блестяще справились: картины отличаются художественным вкусом по своей композиции, мастерством исполнения и глубиной понимания текста. Уже само избрание темы живописи – книги Библии, никогда не читаемой в церкви, - свидетельствует о широте и самобытности ярославских и тульских создателей архитектурно-художественного памятника.
Книга «Песнь Песней», допускающая различные толкования её текста, в фресках Успенского собора приобретает ещё и новое, принципиально отличающееся от других, раскрытие её основной идеи. Богословский экзегес библейской книги выносится на стены храма, а фрески наглядно изъясняют символику духовного союза Христа-Искупителя и учрежденной им церкви.
Большую художественную ценность представляет деревянный резной золочёный шестиярусный иконостас, сделанный тульскими резчиками.
С 1966 г. осуществляется комплексная реставрация собора.
Внутри собора с правой стороны около амвона, у стены, погребён архиепископ Никандр (Покровский, умер в 1893 г.), управлявший епархией более 30 лет.
Собор являлся свидетелем многих исторических событий нашей Родины: из собора после напутственных молитв ратные люди уходили на сражение с врагами, в нём же проходили встречи воинов после побед русского оружия.
В соборе хранились исторические реликвии: три знамени тульского ополчения 1812-1814 гг. и одиннадцать знамён войск, принимавших участие в крымской кампании 1855-1856 гг.
Собор возвращён верующим, в нём регулярно проводятся богослужения и продолжается реставрация.
ХРАМ ВО ИМЯ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ)
Советский пер., 1
Единственный в Туле архитектурный памятник XVIIв., сохранившийся в почти неизменном виде. Церковь – образец пятиглавого храма московского типа, распространённого в городах и сёлах Руси XVIIв.
Два ряда окон на рубеже XVIII-XiXвв. были расширены. Бесстолпное пространство церкви перекрыто сомкнутым сводом, на котором установлены пять глухих барабанов. Таким образом, всё пятиглавие является чисто декоративным элементом, лишённым какой-либо практической функции.
К западу от церкви находится небольшая трапезная, расширенная в 1858 г. К северо-западному углу трапезной примыкает высокая колокольня, завершённая сравнительно небольшим шатром. Главка колокольни была покрыта листовым железом по металлическому каркасу, а небольшие главки самого храма сделаны из особого кирпича и были покрыты черепицей, вероятно, зелёного цвета. Интересен орнамент из декоративных чугунных плит, вделанных в каменный пол трапезной.
В 1687 г. Благовещенская церковь была деревянной и имела придел Святого Василия Блаженного. В каменной церкви с 1692 г. были освящены два боковых придела – в честь Святителя Леонтия Ростовского и иконы Иверской Божией Матери.
С 1892 г. при церкви открыта церковно-приходская школа.
В настоящее время церковь действует.
ХРАМ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ (КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ)
Площадь Челюскинцев, угол ул. Революции
Образование прихода относят к 1611 г., когда был воздвигнут деревянный храм с приделом Великомученика Дмитрия Солунского. После пожара в 1696 г. была построена каменная церковь с приделом во имя Трёх Святителей.
В храме хранились ценные предметы начала XVIIв., полученные через сестру царя Михаила Фёдоровича, которая была замужем за первым тульским воеводой.
В 1759 г. церковь разобрали, и был сооружён новый храм с добавлением в нём с правой стороны придела во имя иконы Тихвинской Божией Матери (освящён в 1760 г.). В 1764 г. построена колокольня. В 1862 г. в новой пристройке к церкви был устроен придел во имя Святителя Тихона Воронежского. В 1876 г. в пристройке к холодной церкви освящён придел в честь иконы Толгской Божией Матери.
В 1894 г. при церкви открыта церковно-приходская школа.
Здания снесены в 1933 г., на их месте в 1936 г. сооружён памятник воину Красной Армии (работа скульптора С. Н. Попова).
ХРАМ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ)
Ул. Металлистов
Храм расположен на берегу реки Упы вблизи древней кремлёвской стены. Каменная церковь была построена в 1646-1649 гг., при ней был каменный придел в два этажа: в нижнем – алтарь во имя Архистратига Михаила, в верхнем – во имя Преподобного Сергия Радонежского. В храме хранились старинные иконы, пожертвованные царём Алексеем Михайловичем (середина XVIIв.) через своего духовника протоиерея московского Благовещенского собора Лукиана Кирилловича, который из-за царской опалы служил в тульской Казанской церкви.
Среди многочисленных ценностей Казанской церкви, имеющих художественно- историческое значение, следует особо отметить следующие:
а) резная на серебряной доске икона Казанской Богородицы, дар царя Алексея Михайловича и жены его Марии Ильиничны (1665 г.);
б) Казанская икона, шитая золотом и серебром по красному атласу, а слова тропаря (молитвы) и звёзды «низаны жемчугом». По преданию, эта икона является вкладом царицы Наталии Кирилловны Нарышкиной (матери Петра Великого);
в) икона Владимирской Божией Матери 1597 г. в богатом окладе, сооружённом в 1694 г. из золота и серебра «с камением драгим и жемчугом»;
г) Казанская икона (размер 46,8х39,6 см), присланная в Тулу митрополитом Казанским Маркелом в 1698 г. Надпись на иконе свидетельствует, что Казанская церковь – «строение государева духовника протопресвитера Лукиана Кирилловича» (умер в 1669(?) г. и погребён при Казанской церкви).
Некоторые предметы из Казанской церкви (например, икона Архангела Михаила 1734 г.) были переданы на хранение в тульское Епархиальное древлехранилище (т. е. церковный музей).
В 1817 г. двухэтажные приделы переделаны в одноэтажные. Казанская же церковь в прежнем виде существовала до 1838 г., когда она была разобрана, и на её месте построена при участии архитектора В. Ф. Федосеева новая церковь, освящённая 6 июля 1856 г. В новой Казанской церкви все иконы и стенная живопись написаны академиком Т. Е. Мягковым.
В 1868 г. построена новая колокольня.
В 1894 г. при церкви открыта церковно-приходская школа.
Здание снесено, на его месте построена школа ФЗУ. В настоящее время это профтехучилище.
ХРАМ ВО ИМЯ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ)
Союзный пер., 4
Приход образовался с XVIв. при существовавшей в 1567 г. церкви Святой Великомученицы Праскевы Пятницы. Из архивных данных видно, что в 1625 г. в приходе кроме деревянной Пятницкой церкви, была ещё другая, тоже деревянная, - в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Святителя Николая Чудотворца. В 1650 г. была выстроена каменная церковь Покрова Божией Матери с приделами Святителя Николая и Великомученицы Праскевы.
К 1765 г. церковь настолько обветшала, что её разобрали и построили новую, трёхпридельную, сохранив прежние наименования. После большого пожара 1834 г. от церкви остались одни только стены, но усердием добровольных жертвователей храм был полностью восстановлен.
В приходе существовали две школы грамоты.
Церковь занята под склад.
ХРАМ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ БОГОЛЮБСКОЙ (СВЯТЫХ ВЕЛИКОМУЧЕНИКОВ ФЛОРА И ЛАВРА)
Ул. Мосина, 16
В начале XVIIв. построена деревянная церковь во имя Святых Великомучеников Флора и Лавра. Вместо неё, неизвестно в каком году, но несомненно до 1745 г., была построена каменная церковь во имя тех же святых, в которой в 1748 г. был устроен с правой стороны придел во имя Святых Космы и Дамиана, а затем – придел во имя Знамения Божией Матери Боголюбской (после закрытия храма икона была перенесена в тульскую церковь Двенадцати Апостолов).
Новый каменный храм, сооружённый в 1796 г., был освящён во имя иконы Боголюбской Божией Матери, приделы в новом храме были отстроены раньше (1779 г.) и освящены во имя Святых Великомучеников Флора и Лавра (правый) и Святых Бессребренников Космы и Дамиана (левый). С этого времени церковь официально именовалась «Боголюбской», а в народе удержалось название «Флоровская». В 1833 г. выстроена новая колокольня.
В брошюре А. А. Любомудрова «Древняя Тула» сказано, что в постройке храма принимал участие Косма Семёнович Сокольников (1831 г.). Вероятно надо понимать, что К. С. Сокольников принимал участие в постройке колокольни, а не храма.
С 1894 г. в приходе открыта церковно-приходская школа.
Здание было занято под склад, колокольня снесена. Ныне здание возвращено верующим.
ХРАМ ВО ИМЯ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (ЦЕРКОВЬ УСПЕНСКАЯ В ПАВШИНСКОЙ СЛОБОДЕ)
Ул. Мосина, 49
Самые ранние указания о храме восходят к 1624 г.: уже в то время была деревянная Успенская церковь с приделом Святителя Николая, построенная «посацкими крестьянами Чёрной Слободки».
В 1720 г. вместо деревянной церкви начали строить каменную. Строительные работы были закончены в 1773 г.
Во время капитального ремонта 1811 г. трапезная была расширена и в неё устроен придел во имя иконы Божией Матери « Всех Скорбящих Радости». В1814-1816 гг., т. е. сразу после Отечественной войны, прихожане построили каменную колокольню.
В 1871 г. с обеих сторон храма были пристроены приделы, соединённые с главным храмом арками: во имя иконы Божией Матери «Скорпослушница» (с правой стороны) и Святого Великомученика Пантелеймона (с левой).
В 1887 г. в приходе открыто церковно-приходское училище.
Здание занято под мастерскую.
ХРАМ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ НА РЖАВЦЕ (НИКОЛЫ НА РЖАВЦЕ)
Ул. Революции, 6б
Место, занимаемое церковью, было некогда сплошным болотом, покрытым осокой и тростником, невдалеке протекала речка Ржавец. Постепенно почва осушалась, и в XVIIв. была построена деревянная церковь во имя Святого Николая, в народной памяти сохранилось название «Николы на Ржавце». Вместо этого храма в неизвестное время была построена цервовь деревянная во имя Рождества Богородицы с приделом Святого Николая.
В 1681 г. вместо этой церкви был поставлен деревянный храм во имя Иоанна Предтечи, купленный готовым у тульского Предтеченского монастыря. В 1749 г. построили каменную церковь Рождества Богородицы с приделом Святого Николая, а деревянную в 1751 г. продали в село Иван-Озеро. В 1831 г. был пристроен второй придел – в память Рождества Святого Иоанна Предтечи.
С 1895 г. при церкви открыта школа.
Церковь возвращена верующим. Храм, в котором ранее располагался цех обувной фабрики, отреставрирован. В 1997-1998 гг. восстановлена ранее снесённая колокольня.
ХРАМ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДМИТРИЯ СОЛУНСКОГО (ДМИТРОВСКАЯ КЛАДБИЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ)
Ул. Кладбищенская, 1а
Церковь расположена на окраине Чулковской слободы, близ реки Тулицы, на Чулковском кладбище.
Кладбище отведено в 1790 г. по прошению священноцерковнослужителей чулковской Христо-Рождественской церкви. Кладбищенская церковь во имя Великомученика Дмитрия Солунского освящена в 1801 г.
Храм строился во имя Сошествия Святого Духа, но когда церковь была отстроена, её освятили во имя Великомученика Дмитрия Солунского. Причиной переименования храма послужило то обстоятельство, что местные жители в день Святого Духа устраивали шумное народное гуляние («тюльпа»), и тульский преосвящённый Мефодий, желая отделить церковный праздник от языческого празднования, распорядился престольный праздник перенести на более позднее время.
По своему архитектурному плану церковь принадлежит к обычному в Туле трапезному типу. Трапезная и примыкающая к ней с запада колокольня всецело классического стиля, построены несколько позднее – в 20-е годы XIXв. В 1828 г. в храме устроено два придела: во имя Рождества Иоанна Предтечи и Святых Апостолов Петра и Павла.
До 1808 г. самостоятельного причта при храме не было и богослужения отправляли священники церкви Рождества Христова в Чулкове.
Площадь храма с алтарями и подсобными помещениями всего 303 кв.м.
При церкви была церковно-приходская школа.
В храме совершаются регулярные богослужения.
ХРАМ В ЧЕСТЬ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ЗА МОСКОВСКОЙ ЗАСТАВОЙ
Ул. Октябрьская, 78
Церковь построена в 1898 г. в псевдовизантийском стиле из красного кирпича с одним большим сводчатым куполом. Приделы во имя Великомученика Пантелеймона (внизу), наверху на хорах: Рождества Богородицы (слева) и Святителя Николая Чудотворца (справа). При церкви существовал приют имени митрополита Московского Сергия (Ляпидевского).
В здании размещался склад. Теперь храм действует.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лозинский Р.Р. Страницы минувшего. Тула, 1994.
2. Приходы и церкви Тульской епархии / Сост. П.Малицкий. Тула, 1895.
3. История Тульского края. Библиографический указатель. Тула, 1991.
4. Край наш Тульский. Рекомендательный указатель литературы. Тула, 1986.
5. Троицкий Н. И. Тульские древности. Тула, 2002.
6. Юркин И. Н. Николо-Зарецкая (Демидовская) церковь в Туле. Тула, 1994.