развитие памяти учащихся в процессе обучения на уроках русского языка и чтения

СОДЕРЖАНИЕ: Никифорова Людмила Геннадьевна (Еласовская средняя общеобразовательная школа Горномарийского района республики Марий Эл)

Автор: учительница начальных классов

Никифорова Людмила Геннадьевна (Еласовская средняя общеобразовательная школа Горномарийского района республики Марий Эл).

РЕФЕРАТ

Развитие памяти учащихся в процессе обучения на уроках русского языка и чтения

С. Еласы

Содержание

Содержание. 2

Введение. 3

Развитие памяти учащихся в процессе обучения на уроках русского языка и чтения. 4

Заключение. 20

Список литературы.. 22

Приложения. 23

Введение

Для современной школы исключительно важной является проблема развития познавательных способностей учащихся. Способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но формируются и развиваются в процессе деятельности. Учебная деятельность младших школьников создает большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей.

Одной из основ развивающего обучения является один из видов интеллектуального развития – развитие памяти младших школьников. С этой целью в традиционный учебный процесс активно вводятся разнообразные занятия, направленные на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка: памяти, внимания и других психических функций: зрительные диктанты; определенный набор (формируемый комплекс) для интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка; словарно-орфографическая работа, различные задания во время проведения чистописания, закрепления пройденного, изучения нового материала, заучивание наизусть.

В данном реферате рассматривается память, как один из видов интеллектуального развития младших школьников, индивидуальные различия памяти у людей, формирование и развитие памяти, использование различных заданий, развивающих память учащихся.

К реферату прилагаются тесты, схемы, урок (в котором использованы материалы для развития памяти), правила обращения с памятью, разработка классного часа «Память».

Развитие памяти учащихся в процессе обучения на уроках русского языка и чтения

Среди многих способностей, которыми одарен каждый нормальный человек со дня своего рождения, одной из важнейших является возможность запечатлеть и воспроизводить по мере надобности полученные впечатления. Эта способность составляет функцию памяти.

Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение его опыта.

Интерес к природе и механизмам памяти возник очень давно. Великий философ Древней Греции, живший за 4 века до нашей эры, - Аристотель написал специальный труд о работе памяти.

Еще древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, которые покровительствовали всем известным в то время наукам и искусствам. Кстати, сказать, имя этой богини дало название памяти. И в современных научных трудах можно прочитать выражения «мнемическая задача, мнемические действия, мнемическая деятельность».

Важнейшим достижением биологической науки, в частности, физиологии высшей нервной деятельности, явилось учение И.П. Павлова о законах образования в коре головного мозга животных и человека временных нервных связей – ассоциаций. Они являются материальной основой памяти.

На основе учения об ассоциациях психологи стали отличать механическую память от логической. Механической памятью называют удержание человеком какого-то материала путем установления случайных связей как между его частями, сторонами, так и между его появлением и какими-то внешними событиями, сопутствующими ему.

В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем так называемая словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения. Младшие школьники, особенно в 1 и 2 классах склонны к механическому запоминанию, путем механического повторения, без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. Они часто дословно заучивают и воспроизводят учебный материал без его реконструкции, существенного преобразования, без попыток передать его другими словами. Это объясняется по меньшей мере четырьмя обстоятельствами.

Во-первых, механическая память у младших школьников относительно хорошо развита, и они часто без особого труда запоминают материал дословно.

Во-вторых, младший школьник еще не понимает, что конкретно от него требуют, когда перед ним ставят задачу запомнить. Он еще не умеет дифференцировать задачи запоминания (что нужно запомнить дословно, а что – в самых общих чертах). А учитель часто помогает ребенку в этом, ограничиваясь требованиями воспроизводить материал правильно и достаточно полно. Правильно и полно, по мнению ученика, и означает дословно.

В-третьих, младшие школьники (особенно первоклассники и второклассники) еще плохо владеют речью, и им легче воспроизвести дословно, чем передать общий смысл своими словами.

И, в-четвертых, младшие школьники не умеют организовать смысловое запоминание, не умеют разбивать материал на смысловые группы, пользоваться логическими схемами, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста, связанный с его реконструкцией.

В отличие от механической памяти логическая или смысловая память выступает там, где человек устанавливает воспринимаемыми явлениями существенные смысловые связи.

Смысловая память – способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа, материала, мыслей, доказательств, аргументации, логических схем и рассуждений – приходит постепенно, развиваясь в процессе обучения. Учитель всемерно обязан стимулировать развитие смысловой памяти, побуждать детей осмысливать материал для лучшего запоминания, реконструировать его, излагать своими словами, сохраняя основное содержание.

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала.

Кратковременная – хранение материала от нескольких секунд до 10 минут.

Долговременная – время хранения информации продолжается.

Генетическая (родовая) – она обусловлена передаче наследующих признаков из поколения в поколение.

Память проявляется в специальной деятельности человека. Различают произвольную и непроизвольную памяти. Эффективность произвольного запоминания определяется степенью интеллектуальной активности младших школьников. Активность же находится в прямой зависимости от овладения младшими школьниками средствами организации и управления запоминанием. К числу таких средств относится прежде всего умение опознавать и дифференцировать мнемические задачи, т.е. задачи запоминания (запомнить дословно , если это важное определение или формулировка, запомнит суть, которую можно рассказать своими словами.)

Задача учителя – формировать у учащихся определенные установки запоминания. Учителю необходимо и обучить младших школьников приемам и средствам запоминания, смысловой группировке материала, составлению и использованию плана текста, как смысловой опоры запоминания, выделению своеобразных опорных пунктов для запоминания, соотнесению, сопоставлению, связыванию отдельных частей.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. В этом случае запоминание и воспроизведение происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которой связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Доказано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем определенных внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретений знаний и умений.

Со стороны родителей и учителей бывает много жалоб на плохую память ребенка, особенно в 1 классе. Первоклассник часто не помнит, что задано на дом, что надо принести из школьных принадлежностей на следующий день и т.д. в то же время родители говорят, что ребенок великолепно запоминает рекламу или может точно пересказать очередной бразильский сериал.

Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание, а во втором действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе.

В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной, речедвигательной Зрительная память связана с сохранением и воспро­изведением зрительных образов. У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зритель­ной памяти, который носит название эйдетической памя­ти. Вспоминая что-нибудь, воспринятое раньше, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях.

Слуховая память это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. В отдельных случаях, когда ребенок пытается запомнить словесную информацию, он шевелит губами или повторяет про себя сообщение.

Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребенка. Все, что известно малышу-дошкольнику, он узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать до 70 % информации, обучаясь в школе.

Эмоциональная память это память на эмоциональные переживания. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от него. Например, всплывающие по ассоциации отрицательные эмоциональные переживания часто вызывают у ребенка нервозность, скованность, неуверенность при выполнении какой-либо деятельности. Наоборот, положительные эмоциональные воспоминания тонизируют ребенка, делают его уверенным в своих силах.

На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.

Интенсивность каждого из этих видов памяти у взрослых людей, как правило различна. У детей дошкольного возраста разница в степени интенсивности того или иного вида памяти почти незаметна. Но со временем какой-либо из этих ее видов становится доминирующим. Это, по-видимому, объясняется тем, что в процессе запоминания каждый человек стихийно избирает один какой-либо метод заучивания: либо начитывает текст про себя, либо слушает его в исполнении другого, либо проговаривает сам. Это становится привычным, и таким образом тренируется один из видов памяти. Задача учителя – объяснить это ученикам и внушить им, что необходимо тренировать все виды памяти, чтобы сделать ее богатой, емкой, эластичной, прочной.

Однако без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для здорового ребенка. Вот почему так важно в тестировании и коррекции памяти ребенка ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запомнить.

Учебная деятельность младших школьников требует волевых усилий для того, чтобы удержать в памяти определенный учебный материал. Продуктивность произвольного запоминания зависит прежде всего от условий, которые создает учитель: использование наглядности, повторение, самоконтроль, мотивы и установка, осмысливание запоминания.

Чем моложе дети, тем большую роль в их познавательной деятельности играет чувственное восприятие. Поэтому для запоминания материала очень важно опираться, где это возможно, на наглядный материал . При этом учителю следует использовать макеты, пособия, картины, натуру не только на этапе запоминания материала, но и при его воспроизведении.

Многие учителя считают самым главным и эффективным средством прочного запоминания любого учебного материала его многократное однообразное повторение . Для продуктивности запоминания разнообразие повторений имеет важнейшее значение. Оно дает возможность по-новому посмотреть на уже воспринятый материал, выделить в нем то, что до этого не было выделено, и в соответствии с новыми задачами, которые ставятся перед каждым последующим повторением, направлять запоминание каждый раз по строго определенному пути. Естественно поэтому, что стандартное запечатление материала дает значительно меньший эффект, чем запоминание, включающее в себя разнообразное, модифицирующее повторение. Необходимо организовать повторение так, чтобы он заключало в себе всегда нечто новое, а не представляло собой простого восстановления того, что уже было. Важно, чтобы повторение включалось в новую деятельность (в решение новой задачи) как его необходимое звено, как основа решения новой задачи, как средство ее решения.

Исследование показало далее, что эффективным приемом запоминания является чередование чтения и попыток воспроизвести запоминаемый материал с элементами самоконтроля , самопроверки.

Психологическая сущность самоконтроля заключается в умении человека соотнести, сличить полученный в процессе выполнения какой-либо деятельности результат с заданным образцом с целью своевременного исправления ошибок и дальнейшего их недопущения. Возможности самоконтроля в процессе запоминания к 6 годам значительно увеличиваются. Подавляющее большинство детей этого возраста успешно используют самоконтроль как при запоминании наглядного, так и словесного материала. Результаты формирующего эксперимента свидетельствуют и о положительном влиянии даже самой задачи самоконтроля на обучение мнемическому приему. Самоконтроль, выступая в наглядно-действенной форме, стимулировал овладение детьми логическим приемом запоминания. Самоконтроль – составная часть учебной деятельности. Формируя эту способность в процессе мнемической деятельности, педагог помогает ребенку развивать не только память, но и произвольность поведения в целом.

Продуктивность мнемической деятельности, как и любой деятельности человека, в огромной мере зависит от побуждений, т.е. мотивов, от той готовности к её выполнению, которая выражена в установке.

Для запечатления материала ученик должен знать, для чего он должен запомнить предлагаемый материал, и хотеть этого добиться. Среди мотивов побуждающих учеников приложить усилия, чтобы овладеть учебными материалами, наиболее сильными являются познавательные интересы. Это стремление детей к знанию нового делает всю их учебную деятельность привлекательной для них и продуктивной. «Память ребенка – это его интерес», – говорят детские психологи. Познавательный интерес – логическое следствие и важнейшее условие успешной работы младшего школьника, быстрого и прочного усвоения им учебного материала и рациональных способов работы с ними.

Учитель широко и разнообразно использует и другие мотивы, побуждающие детей к наиболее точному и полному запоминанию учебного материала. Вводится в работу эффект товарищеского соревнования («Кто больше?», «Кто не сделает ни одной ошибки?») используется стремление детей получить хорошую отметку или получить другое поощрение: звездочку в тетради, запись похвалы в дневнике и др. эти факты говорят о том, что память ребенка не есть способность, количественно строго ограниченная, увлекательное или скучное содержание запоминаемого, степень трудности, знакомости, наглядности или абстрактности. Установка, личные отношения, интерес ребенка к выполняемой работе и понимание её значимости могут намного раздвинуть границы как объема, так и длительности сохранения воспринятого материала, повысить полноту и точность воспроизводимого содержания.

Привычка к осмысленному восприятию материала также связанна с улучшением памяти, особенно большую пользу в совершенствовании памяти учащихся оказывают упражнения и задания по пониманию различных текстов, сопоставлению к ним планов. Использование записей, составление схем различных объектов с целью их запоминания, создание определенной обстановки – все это примеры использования различных мнемотехнических средств. Их выбор обусловлен индивидуальными особенностями и личными возможностями человека. Лучше всего человеку опираться при совершенствовании памяти на то, что у него больше всего развито: зрение, слух, осязание, движения.

Для осмысливания запоминаемого необходимо, чтобы детям было ясно значение каждого слова, термина. Важно вопросами проверить, насколько дети поняли, о чем шла речь в рассказе, что было главным.

Рассмотрим некоторые конкретные приемы улучшения памяти , которыми мог бы воспользоваться любой человек. Чтобы что-либо запомнить быстро и надолго, рекомендуется в отношении материала выполнить следующую последовательность действий:

А. Мысленно связать запоминаемое с каким-либо хорошо известным и легкопредставимым в воображении предметом. Этот предмет далее связать с каким-нибудь другим, который окажется под рукой именно тогда, когда нужно будет вспомнить запоминаемое.

Б. Оба предмета в воображении соединить каким-либо причудливым образом друг с другом в единый, фантастический предмет.

В. Мысленно представить себе, как будет выглядеть этот предмет.

Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до нормального времени отхода ко сну. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые обычно в течение дня накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание. Однако любые приемы хороши лишь тогда, когда они подходят данному человеку, когда он сам их для себя выбрал, придумал или адаптировал, исходя из собственных вкусов и жизненного опыта.

Рациональным приемам осмысленного заучивания материала детей надо систематически учить начиная с дошкольного возраста. И именно в младших класса школы учитель должен решать эту основную задачу начального обучения, поставленную еще К.Д. Ушинским, - «Научить дитя учиться».

Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе предполагает использование нового типа лексико-орфографических упражнений, которые именуются комплексными интеллектуально-лингвистическими. Они направлены на существенное увеличение интеллектуального развития младших школьников, на повышение интереса к русскому языку и как следствие этого на усиление эффективности его изучения.

Комплексность данных упражнений многоаспектна. Во-первых, она выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется и лингвистическое развитие учащихся. Во-вторых, формирование каждого из этих двух составных также осуществляется комплексно.

Что касается интеллекта школьника, то указанные упражнения интенсифицируют процесс развития целого ряда качеств (внимания, памяти, мышления, наблюдательности).

К концу первого года обучения в умственной деятельности учащихся происходят существенные изменения. В области восприятия осуществляется переход от непроизвольно к более осмысленному наблюдению, нацеленному на решение определенной задачи. Качественно иной характер приобретают процессы, связанные с развитием памяти. Ребенок теперь осознает мнемическую задачу, отделяет ее от всякой другой. От механических приемов он переходит к овладению способами осмысленного запоминания. Существенное развитие получает его слуховая и зрительная память. При работе с простейшими лингвистическими материалами учащиеся уже используют приемы анализа, синтеза, группировки, классификации, обобщения, самостоятельно формулируют выводы на основе языковых наблюдений.

Правильно, грамотно построенные отношения между учителем и учащимися при рациональном распределении учебной деятельности и взаимном обмене способами действий составляют психологическую основу и являются движущей силой развития интеллектуальной активности индивида.

Во время выполнения различных заданий школьник совершает несколько умственных операций (сравнение, группировку, обобщение) и использует различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую.

Комплексное воздействие на сознание обучаемого в такого рода упражнениях реализуется через специфический набор и необычную компоновку языкового материала, а также через постановку нетрадиционных заданий. В каждом виде упражнений предусмотрен определенный набор, предназначенный для развития качеств интеллекта. Для обучения русскому языку в начальной школе предусмотрено более 50 формируемых комплексов, 18 наборов зрительных диктантов.

Рассмотрим некоторые из них.

Пример задания, осуществляемого при изучении темы «Ударные и безударные гласные».

Внимательно прочитайте написанные на доске пары слов и постарайтесь их запомнить (через 1-1,5 минуты закрываю второе слово каждой пары). Ориентируясь на первое слово каждой пары, напишите по памяти в столбцах вторые слова. Подберите к ним проверочные и напишите их. Орфограммы подчеркните.

Мост р...ка

Шум в…да

Лес гр…бы

Гвоздь д…ска

В первом классе их может быть 4-6 слов; во втором 6-8; в третьем 8-12; в четвертом 12-15. Такой подход способствует развитию объема памяти и внимания.

Аналогичные цели – увеличение учебной инициативы детей и усиление воздействия на их интеллект преследуются и во время проведения основных частей словарно-орфографической работы . Они реализуются за счет использования ряда приёмов формулирования заданий для учащихся. Каждый приём имеет свою специфику использования и несет определенную функциональную нагрузку.

Первый прием – поиск предназначенного для ознакомления слова, связанный с работой по фонетике и повторении изученного материала, осуществляемый на основе точных установок учителя. На доске следующие изображения:

Задание: Мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной фигуре, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово?

Этот прием, наряду с формированием лингвистических знаний и умений, обеспечивает увеличение оперативной памяти.

В следующем приеме учащимися делается установка запомнить слова, которые используются во время этапа урока, предшествующего словарно-орфографической работе.

Я СНЕЕТ Г ОЛОДАЕТ О ГОРЧАЕТ Д ИЧАЕТ А ЛЕЕТ ЯГОДА.

Определение лексического значения слова осуществляется путем совместного поиска-рассуждения, в котором принимает участие и учитель и ученик. Рассуждая, учащиеся самостоятельно формулируют определение предмета, обозначенного новым словом. Так при ознакомлении со словом ягода рассуждение может быть следующим.

У.: Подберите родовое слово к слову ягода.

Д.: Ягода – это плод.

У.: Какой это плод?

Д.: Это небольшой плод, сочный плод.

У.: Где растут ягоды?

Д.: На кустарниках, травах.

У.: Назовите полностью, что такое ягода?

Д.: Ягода – это небольшой, сочный плод, который растет на кустарниках и травах.

Работа такого рода повышает интерес к изучаемому слову, к языку в целом. Она углубляет и расширяет знания детей об окружающем мире, способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографии.

Введение новых слов в активный словарь детей направлен на развитие разнообразных интеллектуальных качеств, особенно различных видов памяти, внимания, речевых способностей.

На этапе изучения нового материала предпочтение отдается частично-поисковому методу. Предусматривается работа, направленная на углубленное его осмысление, активное запоминание в процессе обобщения и формулирования вывода. В разных темах в зависимости от содержания учебного материала используются разные виды обобщения:

Первый вид – обобщение учащимися изученного по заранее составленному учителем плану.

Второй вид – использование обобщающих таблиц.

Третий вид – план и схема одновременно.

Дальнейшее развитие памяти и других интеллектуальных качеств осуществляется на этапе закрепления вновь изученного материала , где широкое применение находят лексико-орфографические упражнения.

Учитывая те обстоятельства, что между орфографическими ошибками, совершаемыми учащимися младших классов, и их оперативной памятью существует прямая зависимость, а именно такие ошибки чаще встречаются у детей со слабо развитой оперативной памятью, в систему упражнений вводится следующий комплекс:

Пример задания, выполняемого при изучении темы «Правописание безударных гласных в корне слова».

Внимательно послушайте слова, постарайтесь их запомнить (читаю 1-2 раза):

Чернеть , кошачий , змеиный , темнеть , пчелиный , синеть , лебяжий , белеть , краснеть .

Ответьте на вопросы и выполните задания:

1. Сколько слов было названо?

2. На какие группы можно разделить все эти слова?

3. Какое слово было произнесено первым?

4. Напишите по памяти имена прилагательные.

5. Напишите по памяти глаголы.

6. Подчеркните орфограммы, объясните их написание.

Такое упражнение развивает оперативную память, слуховую память, аналитико-синтетические способности, внимание, речь.

«Существенную роль в развитии памяти играет речь. Поэтому процесс совершенствования памяти человека идет рука об руку с развитием его речи» (Р.С. Немцов Психология).

Развитию оперативной речевой памяти способствует диктант-игра «Кто больше запомнит», зрительные диктанты. Всего 18 наборов, в каждом наборе шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова «Тает снег» – 8 букв, то последнее предложение 18 набора состоит из 46 букв. Наращивание длины предложений происхо дит постепенно, по одной–двум буквам. Таким образом, оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из восьми–девяти слов.

Также развитию оперативной речевой памяти способствуют широко представленные в школьных учебниках русского языка такие упражнения, как распространение предложений, восстановление пропущенных слов, составление предложений из данных слов (восстановление деформированного текста).

Во всех случаях имеется в виду, что по мере продвижения в обучении учитель будет постепенно увеличивать количество слов, с которыми оперируют при записи предложения дети, что создает нагрузку на речевую память, которую только нагружая, и можно развивать.

Таким образом, развивая память учащихся при помощи специальных упражнений на уроках русского языка и, используя приемы самоконтроля, сориентированные на преодоление орфографических ошибок, в первую очередь в местах их наиболее вероятного появления в предложении, можно значительно повысить грамотность учащихся.

Заучивание наизусть – один из важных приемов запоминания. Оно способствует общему интеллектуальному развитию учащегося, повышению культуры его речи, обогащению лексики, привитию любви к художественному слову. Заучивание способствует развитию и усовершенствованию памяти, которую необходимо тренировать, чтобы она не за вяла, не засохла, как недозрелый плод.

Известно, что Фридрих Энгельс и в зрелые годы учил наизусть много стихов; тренировал свою память. В школьном возрасте следует интенсивно тренировать способность запоминания.

В связи с этим следует помнить о необходимости сугубо индивидуального подхода к школьнику, учета особенностей его памяти. Прежде всего учитель должен иметь представление об аномалиях в памяти детей. Если ученик жалуется на плохую память, следует установить, что ему мешает, и помочь устранению помех.

Наиболее распространенные причины ослабления памяти детей:

1. Хронические болезни, такие как ангина, гельминтоз (поражение глистами).

2. Нарушение слуховых центров головного мозга.

3. Дефекты речи – косноязычие, заикание.

4. Нарушение главных элементов суточного режима: сна, питания, пребывания на свежем воздухе, движения.

Первые две причины устанавливаются и устраняются врачами. Задача учителя – внять жалобам ученика и убедить родителей в необходимости обращения к врачу.

Третья помеха в зависимости от ее сложности, устраняется частично врачебным вмешательством, частично с помощью учителя.

Запоминанию часто мешает безразличное отношение ученика к заучиваемому тексту и стремление запомнить в результате пассивного повторения. Установив, что причиной плохого запоминания является недостаточность волевого импульса при плохой непроизвольной памяти, учитель советует детям чередовать повторение запоминаемого материала с попытками воспроизведения. Такие попытки стимулируют волю учеников.

Заключение

В настоящее время все активнее идет поиск обновления содержания школьного образования, поиск новых вариантов обучения с целью повышения его эффективности и развития школьников.

Линия на развитие познавательных интересов учащихся достаточно четко прослеживается и в учебниках русского языка и математики. В них увеличено число упражнений, направленных на развитие памяти учащихся.

Работая с учащимися младшего возраста, я все больше убеждаюсь в необходимости использования дополнительно комплексных интеллектуально-лингвистических упражнений.

Итак, практический опыт использования комплексных интеллектуально-лингвистических упражнений повышает интерес учащихся к русскому языку ,обеспечивает высокую активность учащихся на уроках, быстрое формирование правильной, логичной, доказательной речи школьников, существенный рост их орфографической грамотности.

Заучивание наизусть способствует общему интеллектуальному развитию учащегося, повышению культуры его речи, обогащению лексики, развитию и усовершенствованию памяти.

Предлагаемые тесты в приложении предоставляют учащимся проявить индивидуальность (показать насколько развита память) и способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю.

Использование схем и таблиц на уроках русского языка повышает степень осмысления изучаемого материала, усиливает запоминание и интеллектуальное развитие учащихся.

Таким образом уроки русского языка призваны осуществлять интеллектуальное развитие младших школьников на новом, более высоком уровне. Прежде всего он обеспечивается увеличением роли самих учащихся в организации учебной деятельности, основанной на осознанности и произвольности, что способствует углубленному осмыслению детьми учебного процесса. При этом учитель использует такие приемы и формы деятельности, которые заинтересовывают детей своей необычностью, новизной, нетрадиционными подходами, наполняют его игровыми моментами. Это в свою очередь развивает различные виды памяти детей, активизирует их интеллектуальные процессы.

Список литературы

1. Немов Р.С. Психология. Просвещение. 1995.

2. Люблинская. А. А. Учителю о психологии младшего школьника.1977.

3. . Буяльский. Б. А. Курс на мастерство. 1970.

4. Коломинский Я. Л.. Панько Е. А.. Учителю о психологии шестилетнего возраста. 1988.

5. . Крутецкий.В. А. Основы педагогической психологии. 1972.

6. ФридманЛ. М. Кулагина.И. Ю. Психологический справочник учителя.

7. //Начальная школа. 1991. № 1.

8. //Начальная школа. 1991. № 6.

9. //Начальная школа. 2003. № 1. . Бакулина Г. А. Использование интеллектуально-лингвистических упражнений на уроках русс кого языка.

10. // Начальная школа.1998. № 4.Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе.

11. //Начальная школа. 1999.№2. Развитие познавательных способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации.

Приложения

Правила обращения с памятью

1. Заучивай с желанием знать и помнить.

2. Ставь цель запомнить надолго.

3. Пользуйся смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой — кто хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго помнит.

4. Начинай повторять до того, как материал стал забываться. Помни слова К. Д. Ушинского: «... понимающий природу памяти будет беспрестанно прибегать к повторениям, и не для того чтобы починить развалившееся, но для того чтобы укрепить здание и вывести на нем новый этаж».

5. Заучивай и повторяй небольшими дозами.

6. Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.

7. После математики учи историю, после физики — литературу: память любит разнообразие.

8. Когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики, изображай карикатуры, сравнивай с тем, что знал раньше,— действуй!

9. Не учи стихи по столбикам. Короткие заучивай целиком, длинные –разбивай на порции.

10. Как можно быстрее, не дожидаясь полного заучивания, старайся воспроизвести, закрыв книгу. Помни слова Л.Н. Толстого: «Никогда не справляйся в книге, ежели чтобы-нибудь забыл, а старайся сам припомнить»,

11. Если получил задание во вторник, а отвечать надо в пятницу, не жди до четверга: выучи сразу, а накануне только повтори.

12. Изредка используй мнемотехнику — искусственные приемы, облегчающие запоминание. Цвета спектра, например, поможет не забыть такая фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»

Тест: Запомни слова

Оценка слуховой памяти - кратковременной и долговременной

Прочитайте ребенку следующие 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа, огонь.

Попросите его повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке.

6-7-летний ребенок повторяет 5-6 слов. Это показатель хорошей кратковременной памяти.

Назовите ребенку те слова, которые он не назвал, и так повторяйте 5 раз. Обычно к пятому повторению ребенок называет 9—10 слов.

Вернитесь к этому упражнению через час и, не называя слов, попросите ребенка вспомнить их. Долговременная память для ребенка 6-7 лет считается хорошей, если он припомнил 7-8 слов.

Тест: Запомни рисунки

Оценка объема кратковременной зрительной памяти

Ребенку показывают рисунок с изображением разных фигур (рис. 35), просят его рассмотреть этот рисунок очень внимательно и запомнить фигуры (их все­го 9).

Далее ребенку показывают другой рисунок (рис. 36), на котором есть 9 изображений из первого рисунка и еще 6 других, и просят его показать все 9 картинок из первого рисунка.

Время демонстрации первого рисунка 30 секунд. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее показывают вторую картинку.

Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше 1,5 минут.

В среднем дети 6-7 лет узнают не менее 6~8 изображений за 1 минуту.


Тест для оценки

механической памяти и способности к осмысленному запоминанию

Ребенку зачитывают пары слов, которые он дол­жен постараться запомнить.

Серия А

ТАРЕЛКА - СУП

ПОЧТА - ПИСЬМО

ЗИМА - СНЕГ

БУЛКА - МУКА

КАРАНДАШ - БУМАГА

МАШИНА - ДОРОГА

МУЛЬТФИЛЬМ -ТЕЛЕВИЗОР

БУКВЫ - КНИГА

САПОГ - НОГА

РЫБА - ВОДА

Затем зачитываются только первые слова, а ребенок называет к ним парные слова.

Упражнение на развитие объема кратковременной слуховой памяти: Каскад слов

Заранее подготовить список из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребенку. Расположите их, как показано на рис. 39.

Попросите ребенка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребенок повторяет обязательно в этой же последовательности, три слова и т.д. (интервалы между словами 1 секунда). Когда ребенок не сможет повторить определенный словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов).

Если во второй попытке ребенок справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребенок не сможет воспроизвести заданное количество слов.

  1. ОГОНЬ
  2. ДОМ, МОЛОКО
  3. КОНЬ, ГРИБ, ИГЛА
  4. ПЕТУХ, СОЛНЦЕ, АСФАЛЬТ, ТЕТРАДЬ

5. КРЫША, ПЕНЬ, ВОДА, СВЕЧА, ШКОЛА

  1. КАРАНДАШ, МАШИНА, БРАТ, МЕЛ, ПТИЦА, ХЛЕБ
  2. ОРЕЛ, ИГРА, ДУБ, ТЕЛЕФОН, СТАКАН, ПАЛЬТО, СЫН
  3. ГОРА, ВОРОНА, ЧАСЫ, СТОЛ, СНЕГ, КНИГА, СОСНА, МЕД
  4. МЯЧ, ЯБЛОКО, ШАПКА, МОРКОВКА, СТУЛ, БАБОЧКА, МЕТРО, ЦЫПЛЕНОК, НОСКИ
  5. ГРУЗОВИК, КАМЕНЬ, ЯГОДЫ, ПОРТФЕЛЬ, САНКИ, МОЛОТОК, ДЕВОЧКА, СКАТЕРТЬ, АРБУЗ, ПАМЯТНИК

Упражнение на развитие зрительной памяти

Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите ее повторить, сложить так же.

Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.

Другой вариант: вы просите ребенка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек.

Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать.

Игра на развитие памяти: Я положил в мешок

В эту игру можно играть с детьми, например, во время длительных поездок.

Взрослый начинает эту игру и говорит: Я положил в мешок яблоки. Следующий играющий повторяет ска­занное и добавляет еще что-нибудь: Я положил в ме­шок яблоки и бананы. Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: В саду у бабушки растут... (Поря­док тот же.)

В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.

Упражнение на развитие памяти на цифры, буквы, слова.

Покажите ребенку цифровой ряд, написанный на карточке, и попросите его повторить в той же последова­тельности эти цифры, затем увеличивайте этот ряд на одну цифру (рис. 40). Отметьте, какое максимальное количество цифр может повторить ребенок.

Далее предложите ребенку выполнить то же самое задание, но только зачитывая цифры без показа. (В пер­вом случае вы определяли зрительную память, а во вто­ром - слуховую.)

В третьей серии попробуйте научить ребенка одному из способов расширения способности к запоминанию. Начните с того цифрового ряда, который ребенок уже не смог повторить. Для того чтобы легче запомнить каждую цифру, научите ребенка отыскивать какую-нибудь анало­гию с соответствующим числом. Например: какое-то число совпадает с возрастом ребенка, какое-то - с номе­ром квартиры и т.д. Теперь ему будет легче воспроизвес­ти этот цифровой ряд.

Продолжите подобную тренировку, но пусть ребенок сам пытается найти какие-либо аналогии для того чтобы затем воспроизвести цифровой ряд.

Тот же самый прием можно использовать и для тре­нировки на запоминание букв и слов. Постоянно учите ребенка использовать свое воображение, находить ассо­циации, придумывать истории, связанные с тем, что нужно запомнить. Это помогает более надежно закрепить нужную информацию в долговременной памяти.

6

2

2

8

3

3

7

1

4

6

3

9

1

5

8

1

4

9

2

6

7

4

1

8

3

9

Скачать архив с текстом документа