Экологический аудит водных ресурсов
СОДЕРЖАНИЕ: Обзор главных целей экологического аудирования видов деятельности, связанных с использованием водных ресурсов. Оценка воздействия экологических последствий предприятия или организации на водные ресурсы. Обеспечение экологической безопасности производства.ФГОУ ВПО
Московский государственный университет Природообустройства
Кафедра Управления качеством
ДОКЛАД
на тему “Экологический аудит водных ресурсов”
Выполнили студенты 513гр:
Анникова Ю.И.
Бураков А.Б.
Проверила: Новикова Н.И.
Москва 2010
Оглавление
Цели экологического аудита в.р
Этапы экологического аудита в.р
Цели экологического аудита
Целью экологического аудирования видов деятельности, связанных с использованием водных ресурсов является:
• оценка воздействия экологических последствий предприятия или организации на водные ресурсы;
• установление соответствия деятельности требованиям действующих водного и природоохранительного законодательства;
• направления обеспечения экологической безопасности производства.
Экологический аудит для предприятий, вид деятельности которых связан с использованием водных ресурсов, проводится в следующих случаях:
• при выдаче разрешений для различных видов деятельности, оказывающих какое-либо воздействие на окружающую среду;
• при подготовке инвестиционных проектов и программ;
• при выявлении возможных экологических рисков.
В рамках экологического аудита аудиторы должны оказать содействие предприятиям и организациям в разработке своей политики по осуществлению предупредительных мер, направленных на выполнение экологических требований, норм и правил, а также помочь в снижение финансового риска деятельности предприятий.
Этапы экологического аудита водных ресурсов
В зависимости от целей и поставленных заказчиком задач определяются критерии аудита.
Аудит проводится в три этапа:
• 1-ый этап - подготовительный;
• 2-ой этап - основной;
• 3-ий этап - заключительный.
Порядок проведения подготовительного этапа аналогичен первому этапу проведения экологического аудита на предприятиях, виды деятельности которых связаны с использованием земельных ресурсов.
На первом этапе может быть проведено анкетирование предприятия, которое позволит получить первое представление о состоянии водных ресурсов. В анкете могут содержаться вопросы по экологическим авариям, общему состоянию объекта и его воздействию на окружающую среду, например:
1. Проводится ли на территории предприятия как плановые, так и внеплановые исследования воды?
2. Кто является ответственным на предприятии за надзор за водой на территории?
3. Были применены к предприятию санкции в результате проверок состояния воды?
4. Принимались ли меры по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки?
5. Имеются ли очистные сооружения?
6. Существует ли план по предупреждению аварийных ситуаций?
7. Составляется ли баланс по водоснабжению?
8. Существуют ли мероприятия по экономичному использованию воды? и т.п.
В процессе анкетирования и экспертизы аудитор должен воспользоваться данными статистической отчетности: форма 2-ТП (водхоз), 4-ОС, утвержденные Постановлениями ГСК РФ № 173 и № 60. Источниками информации для проведения аудита могут служить государственный водный кадастр, данные гидрометслужбы, санэпиднадзора, водных инспекций, а также материалы специализированной периодической печати.
Для полноты и достоверности проведения аудирования необходимо конкретизировать круг вопросов, по которым должны быть собраны исходные данные, в частности:
• описать все источники технологической, питьевой и охлажденной воды, а также существующие данные по качеству этих источников;
• обозначить источники водоснабжения на предприятия, объемы (проектные и фактические), состояние берегов, данные относительно водозаборных и гидротехнических сооружений, информацию о насосной станции (количество насосов, их мощность (проектная и фактическая)), состояние гидротехнических сооружений;
• объемы водоснабжения (проектный и фактический) и способы учета воды (водомеры, счетчики работы насосного оборудования и др.);
• описать источники питьевой воды для предприятия, регулярность хлорирования и проверки воды. Привести результаты и указать, как соблюдаются действующие стандарты. Дать сравнительный анализ загрязнения питьевой воды в динамике.
• описать порядок использования технологической питьевой и охлажденной воды, данные о качестве воды в обозначенных источниках;
• описать характеристику системы оборотного водоснабжения вод;
• приложить копии разрешений на водопользование с указанием даты выдачи и окончания срока действия;
• описать все источники и объемы сточных вод. Перечислить содержания загрязняющих веществ в сточных водах;
• описать процессы очистки сточных и оборотных вод;
• определить, куда осуществляется сброс очищенных (неочищенных) сточных вод;
• указать, проводились ли какие либо работы по очистке емкостей, в которые сбрасываются сточные воды т.д.
Для определения количества и качества используемой воды, теряющейся безвозвратно, сбрасываемой в водные объекты необходимо использовать следующую информацию:
• разрешение на водопользование;
• разрешение на пользование коммунальными водопроводными сетями;
• договоры на сброс сточных вод в канализацию;
• экологический паспорт предприятия, паспорт водного хозяйства;
• нормативы ПДС, данные о инвентаризации источников загрязнения водных ресурсов, инвентаризации источников сбросов;
• данные статистических отчетов по форме № 2-ТП (водхоз №3-ОС, № 1-канализация, № 1 (жилкомхоз),
• существующие экологические планы, карты-схемы, картографический материал, ТЭО;
• справки о платежах за пользование водными ресурсами, о платежах за загрязнение.
Все выявленные несоответствия, должны быть задокументированы.
При оценке исходной экологической документации предприятия аудитором должны быть проанализированы возможные расхождения, несоответствия, ошибки или недостаток приводимых данных. Для этого, рекомендуется обратить внимание на расхождение данных в статистической отчетности и справок о платежах; на расхождение данных между объемами потребления материалов и реагентов и заявленными объемами сбросов, включающие эти вещества, на отсутствие данных о неорганизованных сбросах; на противоречиях между заявленным выполнением планов природоохранных мероприятий и их эффективностью, на несоответствие между заявленной эффективностью работы систем очистки сточных вод и фактическими расходами реагентов на очистку.
Для получения полной и достоверной информации о состоянии водных объектов предприятия необходимо проведение натурного обследования водных ресурсов.
При натурном обследовании производятся:
• анализ состояния и тенденции загрязнения водных ресурсов непосредственно на предприятии и прилегающей территории;
• оценка загрязнения водных ресурсов;
• оценка объема безвозвратного водопотребления;
• оценка влияния различных факторов воздействия на водные ресурсы;
• выявление критических источников загрязнения водных ресурсов;
• выявление неорганизованных источников сброса загрязняющих веществ;
• анализ причин неблагоприятной экологической ситуации с учетом внешних источников, расположенных на прилегающей к предприятию территории.
Натурное обследование осуществляется в два этапа:
• обзорное обследование по имеющимся данным;
• инструментальное обследование в соответствии с выводами обзорного обследования.
Первый этап обследований начинается с характеристики водных объектов. Аудитор должен сделать описание гидрографической сети, выявить наиболее критические точки неблагоприятного воздействия на окружающую среду и наиболее подверженных негативному воздействию компонентов окружающей природной среды и природных объектов, а также произвести анализ причин неблагоприятной экологической ситуации водных объектов с учетом внешних источников.
Для водотоков указывается скорости течения, расход воды, морфометрические параметры русла (длина, ширина, глубина).
Для водоемов - морфометрические параметры, уровневый режим, течения.
Для водных объектов указываются характеристики береговых и гидротехнических сооружений; параметры; и пространственная привязка точек забора воды (водопотребления) и сбросов сточных вод.
Собираются данные по сосредоточенным сбросам сточных вод (промышленных, технологических, коммунальных, ливневой канализации, а также очистных сооружений), составляется их перечень согласно данным форм - 2-ТП (водхоз) и информации самого предприятия.
Характеристика каждого сброса указывается по объемам сточных вод и массам загрязняющих веществ (концентрациям).
Неканализированный поверхностный сток характеризируется объемами дождевого стока и стока талых вод, концентрациями загрязняющих веществ в этих стоках, а также данными о площадях объектовой и коммунальной застройки (в том числе индивидуальной), асфальтированной площади и площади зеленых насаждений.
Аудиторы после первого этапа должны обобщить информацию, полученную в результате обследования. Полученные результаты по видам и источникам загрязнений наносятся на карты-схемы или план обследуемой территории, с выделением зон с превышением нормативных величин загрязнения или видов воздействия с соответствующими источниками воздействия. Возможно применять фото- и видеосъемку.
После завершения первого этапа обследования основные его результаты с выводами и рекомендациями оформляются в виде протокола.
Если результатов обследования на первом этапе недостаточно для решения задач, необходимо проведение инструментального обследования на предприятии.
В состав работ по инструментальному обследованию объекта входят результаты наблюдений за загрязненностью поверхностных вод в исследуемом районе, поступлением загрязняющих веществ в поверхностные воды с окружающей территории, результаты наблюдений за загрязненностью подземных вод.
Наблюдения проводятся в местах водозаборов из реки и сбросов в нее сточных вод. Для учета загрязняющих веществ, поступающих с боковыми притоками, целесообразно проводить наблюдения в устье.
На водоемах в местах организованного сброса сточных вод намечается ряд радиальных мест от места выпуска сточных вод.
Отбор проб целесообразно проводить в том интервале суток, когда сбрасывается наибольшее количество специфических загрязняющих веществ. Объем проб должен соответствовать количеству воды, необходимому для проведения химического анализа.
Наблюдения по источникам загрязнений поверхностных вод выполняются с целью уточнения качественного и количественного состава сточных вод. Пункты наблюдений устанавливаются в местах выпуска сточных вод в водный объект.
Определяют период отбора в соответствии с режимом их сброса. При нерегулярном сбросе сточных вод отбираются пробы, составленные из порций, пропорциональных объемам сбрасываемых сточных вод в течение суток. В пробах сточных вод определяют содержание возможно большего количества загрязняющих, в т. ч. специфических веществ.
При отборе проб воды и донных отложений выполняются необходимые гидрологические наблюдения. Одновременно с отбором проб воды на водотоках измеряется уровень и расход воды, скорость течения реки, параметры русла. При обследовании загрязненности подземных вод отбираются пробы из колодцев, родников, других источников подземных вод.
После проведения натурных и инструментальных обследований необходимо проведение анализа и обобщение информации.
Аудиторам необходимо провести выявление приоритетных объектов исследования по загрязнению поверхностных вод. С этой целью обобщаются данные о сбросах вредных веществ в водные объекты обследуемой территории. Все сбросы следует распределить как по объему сбрасываемых вод и количеству в них загрязняющих веществ, так и в процентах к суммарному объему сбросов и количеству веществ. Выделяются специфические вещества с максимальными концентрациями.
Для установления влияния сточных вод различных производств на загрязнение водного объекта необходимо провести обобщение данных о состоянии качества воды водных объектов по тем же показателям, которые определяются в сточных водах с учетом специфики.
Необходимо установить приоритетность загрязняющих вредных веществ в поверхностных водах.
В этот перечень включаются компоненты, имеющие наиболее высокие значения превышений ПДК, их наибольшую повторяемость, вещества, сброс которых имеет массовый характер, наиболее токсичные вещества.
Анализируя статистические данные о концентрациях загрязняющих веществ в воде или их превышениях над ПДК за текущий и предыдущий период, аудитор должен определить тенденции изменения уровня загрязненности.
Аудиторы должны проводить оценку загрязненности поверхностных вод на основе нормативных показателей. С этой целью проводится сравнение наблюдаемых концентраций веществ с нормативными значениями ПДК.
Вредные и ядовитые вещества нормируются по показателю вредности (ЛПВ).
Оценка качества воды производится по следующим параметрам; содержанию взвешенных и плавающих веществ, запаху, привкусу, окраске, температуре воды, значению рН, наличию кислорода и органического вещества, концентрации вредных и токсичных примесей. Вредные и ядовитые вещества нормируются по лимитирующему показателю вредности – ЛПВ.
Результаты натурного обследования следует оформить в виде отчета. Его содержание должно отражать:
• краткое описание природных условий обследуемой территории;
• характеристику объекта и характеристику хозяйственной деятельности;
• описание источников загрязнения и его характеристик, приоритетные источники сбросов, расположение источников загрязнения с нанесенными на карты-схемы местами сброса загрязняющих веществ, данные об объемах и составе, характеристику и тип очистных сооружений;
• информацию о проводимых мероприятиях по защите окружающей среды от загрязнения;
• подробную характеристику этапов выполненных работ, включая использованные методы отбора и анализа проб;
• перечень загрязняющих веществ и его обоснование;
• рекомендации улучшению экологической обстановки;
• копии документов, таблицы, карты, схемы, графики.
В процессе проведения аудита необходима проверка правильности и своевременности осуществления платежей за водопользование.
Система платежей за водные ресурсы определена в Водном Кодексе РФ и включает:
• плату за пользование водными объектами (водный налог);
• плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов.
Платежи, связанные с пользованием водными объектами, осуществляют граждане и юридические лица, имеющие лицензию на водопользование.
Платежи, связанные с пользованием водными объектами, поступают в виде регулярных взносов.
Порядок установления и взимания платы, связанной с пользованием водными объектами, и ее предельные размеры определяются Законом РФ «О плате за пользование водными объектами».
Дифференцированные размеры платы, связанной с пользованием водными объектами, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.1 Закона РФ «О плате за пользование водными объектами» Плательщиками платы за пользование водными объектами признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами (кроме подземных водных объектов, воды которых содержат полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используются для получения тепловой энергии) с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Платежная база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется как:
• объем воды, забранной из водного объекта;
• объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды;
• площадь акватории используемых водных объектов;
• объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.
Расчет платежей за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты производится согласно Постановлению Правительства РФ «Об утверждения порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды. Анализ должен проводиться по всем видам платежей, установленных данному предприятию, по формам стат.отчетности № 4-ОС, форме № 1 (экофонд), форма № 2-ТП (водхоз) и форме № 1-ТП.