Экологическое право 11

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание. 1. Понятие, предмет, источники экологического права, экологические правоотношения 2. Право собственности на компоненты природной среды

Содержание.

1. Понятие, предмет, источники экологического права, экологические правоотношения

2. Право собственности на компоненты природной среды

3. Право природопользования

4. Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды

5. Платежи за природопользование

6. Ответственность за нарушение норм экологического права

7. Правовое регулирование использования и охраны земель и недр

8. Правовое регулирование использования и охраны вод

9. Правовое регулирование использования и охраны растительного мира

10. Правовое регулирование охраны и использования лесов

11. Правовое регулирование охраны и использования животного мира

12. Правовая охрана атмосферного воздуха, озонового слоя и климата

13 Правовой режим особо охраняемых природных территорий

1. Понятие, предмет, источники экологического права, экологические правоотношения

Экологическое право - это самостоятельная комплекс­ная отрасль права, представляющая собой совокупность право­вых норм, регулирующих общественные отношения по поводу окружающей среды (экологические отношения).

Предмет экологического права - это общественные отношения, складывающиеся в процессе использования природных ресурсов, их восстановлениями охраны, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности человека.

Окружающая среда представляет собой совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов (ст. 1 Закона «Об охране окружающей среды»). Это сложный природно-социальный комплекс, который возникает в процессе активного взаимодействия общества с природной средой. В зависимости от форм взаимодействия общества и природы общественные отношения, составляющие предмет экологического права, подразделяют на:

1)природоресурсные (отношения по использованию природных ресурсов восстановлению и охране);

2) природоохранительные (отношения по поводу охраны окружающей среды и обеспечению экологической безопаснос­ти человека).

Урегулированные правом природоресурсные и природоох­ранительные отношения называют экологическими право­отношениями. Структуру любого правоотношения составляют субъект, объект и содержание.

Субъектами экологических правоотношении в соот­ветствии со ст. 6 Закона «Об охране окружающей среды» являются: Республика Беларусь, физические лица (граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без граж­данства); юридические лица Республики Беларусь и иностран­ные юридические лица; административно-территориальные единицы Республики Беларусь, иностранные государства.

Объектами экологических правоотношений земля, не­дра, воды, атмосферный воздух, озоновый слой, раститель­ный и животный мир, леса особо охраняемые природные территории, типичные и редкие природные ландшафты, есте­ственные экологические системы, окружающая среда в целом.

На международном уровне объектами экологических право­отношений выступают также околоземное космическое про­странство, биологическое разнообразие и климат.

Юридические признаки, наличие которых позволяет при­знать ту или иную часть природы объектом экологических правоотношений:

1) естественное происхождение;

2) естественная связь с окружающей средой;

3) выполнение жизнеобеспечивающих функций (факультативный, поскольку ему отвечают не все части природы, напри­мер, животные и растения, включенные в Красную книгу).

Содержание экологических правоотношений состав­ляют права и обязанности субъектов, объем которых опреде­ляется; нормативными правовыми актами и зависит от совокупности отношений, участниками которых они становятся, а не от правового статуса самого субъекта.

В Республике Беларусь сложилась развитая система источников экологического права, то есть нормативных правовых актов содержащих нормы регулирующие экологические

правоотношения. Данную систему возглавляет Конституция Рес­публики Беларусь, закрепляющая важнейшие права граждан в области охраны окружающей среды, устанавливающая эконо­мические основы экологических правоотношений, основы от­ветственности за нарушение экологического законодательства. Все источники экологического права можно разделить на не­сколько уровней и групп.

Первый уровень составляют нормативные правовые акты собственно экологического содержания, которые делит­ся на 2 группы в зависимости от вида регулируемого правоот­ношения на: природоресурсное законодательство и природоохранительное законодательство.

1) Система природоресурсного законодательства ос­нована на естественных особенностях отдельных объектов эко­логических правоотношений. В эту группу входят следующие самостоятельные подотрасли экологического законодательства:

- земельное законодательство, регулирующее правовой ре­жим использования и охраны земель;

- законодательство о недрах - правовой режим использова­ние и охрана недр;

- водное законодательство - правовой режим использова­ния и охраны вод;

- лесное законодательство - правовой режим использования и охраны лесов;

- законодательство о растительном мире вне лесов;

- законодательство об охране и использовании животного мира;

- законодательство об охране атмосферного воздуха;

- законодательство об охране озонового слоя. Каждую из представленных подотраслей экологического за­конодательства возглавляет соответствующий законодательный акт; Кодекс Республики Беларусь о земле от 4 января 1999 г., Кодекс Республики Беларусь о недрах от 15 декабря 1997 г., Водный кодекс Республики Беларусь от 15 июля 1998 г., Лес­ной кодекс Республики Беларусь от 14 июля 2000 г., Законы Республики Беларуси «О растительном мире» от 14 июня 2003 г. «Об охране и использовании животного мира» от 19 сентября 1996 г. «Об охране атмосферного воздуха» от 15 апреля 1997 г. «Об охране озонового слоя» от 12 ноября 2001г.

2)Природоохранительное законодательство формиру­ют нормативные правовые акты об охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности.

Основу природоохранительного законодательства составля­ют нормы Закона «Об охране окружающей среды» от 26 нояб­ря 1992 г. (в редакции Закона от 17 июля 2002 г.), закрепляющие в самом общем виде механизмы эколого-правового регулирования, отдельные эколого-правовые институты.

Законодательные акты об охране окружающей среды.

1) Об особо охраняемых природных территориях: Закон Республики Беларусь от 20 октября 1994 г. в редакции Закона от 23 мая 2000 г.;

2) О налоге за использование природных ресурсов (эколо­гический налог): Закон Республики Беларусь от 23 декабря 1991 г. с изменениями и дополнениями;

3) О государственной экологической экспертизе: Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. в редакции Закона от 14 июля 2Q00 г.;

4) Об отходах: Закон Республики Беларусь от 25 ноября 1993 г. в редакции Закона от 26 октября 2000г.

Законодательные акты об обеспечении экологичес­кой безопасности.

1)0 правовом режиме территорий, подвергшихся радиоак­тивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыль­ской АЭС: Закон Республики Беларусь от 12 ноября 1991 г.;

2) О радиационной безопасности населения: Закон Респуб­лики Беларусь от 5 января 1998 г.;

3) О защите населения и территорий от чрезвычайных си­туаций природного и техногенного характера: Закон Республи­ки Беларусь от 5 мая 1998 г.;

4) О промышленной безопасности опасных производствен­ных объектов: Закон от 10 января 2000 г.;

5) О безопасности генно-инженерной деятельности: Закон Республики Беларусь от 9 января 2006 г.

Второй уровень образуют так называемые «экологизи­рованные» нормы и нормативные правовые акты, в которых он» содержатся. Под экологизацией законодательства понимается включение эколого-правовых требований в содержание нормативных правовых актов иных отраслей законодатель­ства (гражданского, административного, уголовного, финансо­вого, налогового и пр.). Таким образом, экологизированные нормы представляют собой нормы иных отраслей права, регу­лирующие экологические отношения в комплексе с собственно экологическими нормами.

Третий уровень в системе источников экологического законодательства представлен нормами международного права, регулирующими отношения по охране окружающей среды. Развитие экологического права Республики Беларусь
происходит в русле международных экологических процессов. Республика Беларусь является стороной международных документов, принятых по основным направлениям охраны окружающей среды: обеспечение доступа к экологической информации, обеспечение биологического разнообразия и биобезопасности, охрана озонового слоя, климата, редких и исчезающих видов животных и растений, трансграничных водотоков и международных озер, водно-болотных угодий и др. В настоящее время ведется работа по кодификации экологического законодательства путем разработки и принятия Экологического кодекса.

2. Право собственности на компоненты природной среды

Компоненты природной среды - это земля (включая почвы), недра, поверхностные и подземные воды, атмосфер­ный воздух, растительный и животный мир, а также озоновый слой и околоземное космическое пространство, обеспечиваю­щие в совокупности благоприятные условия для существова­ния жизни на Земле, то есть составные части природы, обладающие устойчивыми естественными признаками.

Компоненты природной среды, вовлеченные в хозяйствен­ную деятельность, Указывают природными ресурсами.

Право собственности на компоненты природной среды совокупность правовых норм, устанавливающих порядок вла­дения, пользования и распоряжения компонентами природной среды (право в объективном смысле) и объем правомочий отдельных

субъектов права по владению, пользованию и распоряжению при­родными ресурсами (право в субъективном смысле). Согласно ст. 213 Гражданского кодекса Республики Бела­русь установлены две формы собственности: государственная и частная. В соответствии с законодательством Республики Беларусь компоненты природной среды находятся в государ­ственной собственности. Исключение составляют лишь отдель­ные земельные участки, которые в определенных случаях могут находиться в частной собственности граждан Республики Бе­ларусь и белорусских юридических лиц, либо в собственности иностранных государств.

Компоненты природной среды отнесены к ограниченно оборотоспособным объектам (ст. 129 Гражданского кодекса Республики Беларусь), то есть таким, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению в порядке, установленном законодательными актами. Субъектами права собственности на компоненты природной среды являются:

1) государственной собственности - государство (Республика Беларусь);.

2) частной собственности - граждане Республики Беларусь,

юридические лица Республики Беларусь.

3) собственности иностранных государств - иностранные государства (в отношении отдельных земельных участков);

Содержание права собственности на компоненты природной среды составляют правомочия владения, пользования и распоряжения компонентами природной среды. Владение означает фактическое обладание компонентом природной среды, пользование предполагает извлечение полезных свойств, распоряжение - возможность совершать действия, определяющие юридическую судьбу компонента природной среды. Особенность государственной собственности на компоненты природной среды сострит в том, что государство самостоятельно осуществляет правомочие пользования (только владеет и распоряжается). Пользование сводится к получению платы за природопользование, осуществляемое юридическими и физическими, не являющимися собственникам.

3. Право природопользования

Природопользование представляет собой хозяйственную и иную деятельность, в процессе которой используются при­родные ресурсы и оказывается воздействие на окружающую среду.

Право природопользования - это совокупность право­вых норм, устанавливающих порядок использования компо­нентов природной среды и природных ресурсов (в объективном смысле), а также объем прав и обязанностей отдельного пользо­вателя (в субъективном смысле). Право природопользования подразделяется на общее и специальное.

Признаки права общего природопользования:

1) его субъектами являются только физические лица;

2) осуществляется для удовлетворения собственных потребностей (не имеет характера предпринимательской, коммерческой деятельности);

3) осуществляется без получения соответствующих разре­шений;

4) осуществляется без закрепления природных ресурсов за пользователями;

5) законодательством не определяются цели природопользования;

6) безвозмездный характер (осуществляется бесплатно).
Примерами права общего природопользования могут быть

сбор для удовлетворения собственных нужд дикорастущих плодов, ягод, грибов, любительский лов рыбы и добычу вод­ных беспозвоночных для личного потребления и т.п.

Признаки права специального природопользования:

1) субъектами являются, как физические, так и юридичес­кие лица;

2) осуществляется в процессе хозяйственной деятельности;

3) разрешительный характер (осуществляется на основании решений специальна уполномоченных государственных органов, специального разрешения (лицензии) договора аренды, концессионного договора и на иных основаниях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь);

4) целевой характер (осуществляется только в соответствии с целями, для которых предоставлен природный ресурс; неце­левое использование природного ресурса является основанием для прекращения права специального природопользования, что урегулировано специальным законодательством);

5) рациональность природопользования (использование при­родного ресурса должно характеризоваться устойчивостью, то есть длительным характером использования природного ресур­са без снижения его первоначальной кадастровой оценки);

6) платность (платежи за природопользование включают пла­тежи за использование природных ресурсов и платежи за вред­ное воздействие на окружающую среду).

Содержание права природопользования составляют права и обязанности природопользователей, которые закреплены в природоресурсном законодательстве

Основные права природопользователей:

1) право использования части природного ресурса в соот­ветствии с целевым назначением;

2) право собственности на результаты деятельности, свя­занное с природопользованием.

Основные обязанности природопользователей:

1) использование природных ресурсов строго по целевому назначению;

2) рациональное использование природных ресурсов;

3) не нарушение прав других природопользователей;

4) выполнение мероприятий по охране окружающей среды.

4. Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды

Управление в области природопользования и охра­ны окружающей среды - это деятельность государства по организации рационального использования, воспроизводства природных ресурсов, охраны и защиты окружающей среды, по обеспечению режима законности и конституционных гаран­тий прав граждан в экологических отношениях.

Основными функциями управления, составляющими содержание управленческой деятельности государственных орга­нов, являются:

1) планирование природопользования и охраны окружающей среды;

2) нормирование и стандартизация в области окружающей
среды (установление нормативов качества окружающей среды; нормативов допустимого воздействия на окружающую среду; лимитов на природопользование);

3) наблюдение за состоянием окружающей среды (мониторинг);

4) учет в области охраны окружающей среды и использова­ния природных ресурсов (государственный учет в форме веде­ния кадастров и учет, проводимый юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении хозяйственной и иной деятельности);

5) лицензирование в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

6) оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности (ОВОС);

7) экологическая экспертиза (проверка на стадии планирования, проектирования и принятия решений соответствия пла­нируемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы);

8) контроль в области охраны окружающей среды (система мер, обеспечивающих соблюдение требований экологического законодательства, предотвращение, выявление и пресечение нарушения экологического законодательства);

9) экологический аудит (независимая комплексная документированная проверка соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность» требований в области раны окружающей среды);

10)экологическая сертификация (подтверждение соответствия объектов оценки требованиям экологических нормативных правовых актов)

Система государственных органов управления в об­ласти природопользования и охраны окружающей среды вклю­чает на органы общей и специальной компетенции.

Органами управления общей компетенции являются Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Бе­ларусь, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах их компетенции.

К органам управления специальной компетенции в области охраны окружающей среды относят Министерство природ­ных ресурсов и охраны окружающей среды Республи­ки Беларусь и его территориальные органы, а также специально уполномоченные республиканские органы государственного уп­равления: Министерство здравоохранения Республики Бела­русь, Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерство лесного хозяйства Республики Бела­русь, Государственный комитет по имуществу Республики Бе­ларусь и иные республиканские органы государственного управления в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

5. Платежи за природопользование

Общее природопользование является бесплатным. На плат­ной основе осуществляется специальное природопользование, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

Платежи за природопользование включают:

1) платежи за использование природных ресурсов;

2) платежи за вредное воздействие на окружающую среду
(выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду; размещение отходов; ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ и (или) продукции, содержащей озоноразрушающие вещества).

Платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, а также за пользо­вание отдельными видами природных ресурсов (изъятие, до­бычу) взимаются в виде налога за пользование природными

ресурсами (экологического налога). Правовое регулирова­ние взимания экологического налога осуществляется на осно­вании Закона «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)».

Плательщиками указанного налога являются:

- юридические лица Республики Беларусь;

- иностранные юридические лица и международные организации;

- простые товарищества (участники договора о совместной деятельности );

- хозяйственные группы;

- индивидуальные предприниматели. Плательщиками налога не являются:v

- организации, финансируемые из бюджета (бюджетные орга­низации);

- индивидуальные предприниматели - плательщики единого на­лога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Налогом облагаются:

- объемы используемых (изымаемых, добываемых) природ­ных ресурсов;

- объемы переработанных нефти и нефтепродуктов органи­зациями, осуществляющими переработку нефти;

- объемы выводимых в окружающую среду выбросов (сбро­сов) загрязняющих веществ;

- объемы перемещаемых по территории Республики Бела­русь нефти и нефтепродуктов;

- объемы отходов производства, размещенных на объектах размещения отходов;

- объемы размещенных товаров, помещенных под таможен­ный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также, отходов, образующихся в результате унич­тожения товаров, помещенных под этот режим;

- объемы полезных ископаемых, добытых на разведанных за счет средств бюджета месторождениях, в стоимостном выражении;

- объемы производимой и (или) импортируемой пластмассо­вой тары и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования.

Внесение платы за использование природных ресурсов и вредное воздействие на окружающую среду не освобождает природоиользователя от осуществления мероприятий по охра­не окружающей среды и возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду.

6. Ответственность за нарушение норм экологического права

Эколого-правовая ответственность представляет собой правовое последствие нарушения экологического законодатель­ства и заключается в применении к нарушителям мер государ­ственного принуждения. К особенностям эколого-правовой ответственности относят:

1) в результате совершения экологического правонарушения вред причиняется как окружающей среде в целом, экологичес­кому благополучию населения (экологическая составляющая), так и конкретным лицам (экономическая составляющая);

2) поскольку природные ресурсы не имеют стоимости, при­меняются различные способы исчисления вреда (таксы, мето­дики, затраты на восстановление);

3) ответственность может наступать и в случае причинения вреда окружающей среде в результате правомерной деятельно­сти (например, возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства).

Основанием эколого-правовой ответственности является эко­логическое правонарушение - виновное противоправное деяние (действие или бездействие) причиняющее или могущее причинить вред окружающей среде, а также жизни и здоровью человека, «имуществу физических и юридических лиц. Законодательством предусмотрена дисциплинарная, гражданско-правовая, административная уголовная и специальная эколого-правовая ответственность за нарушение экологического законодательства. Специальная эколого-правовая ответственность предусмотрена природоресурсным законодательством и может выражаться в прекращении, приостановлении или ограничении права природопользования.

7. Правовое регулирование использования и охраны земель и недр

Земля - компонент природной среды, представляющий со­бой поверхностный почвенный слой планеты, выполняющий экологические, экономические и культурно-оздоровительные функции.

Земельные отношения составляют предмет самостоятельной отрасли права - земельного права. Основной нормативный пра­вовой акт - Кодекс Республики Беларусь о земле.

Правовое регулирование использования и охраны недр.

Недра - это часть земной коры, расположенной ниже по­чвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхно­сти и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Недрами признаются и выходы полезных ископаемых на поверхность.

Полезные ископаемые - твердые, жидкие или газообраз­ные природные образования земной коры, используемые или пригодные для использования во всех сферах человеческой деятельности.

Недра Республики Беларусь находятся в исключительной государственной собственности и не могут быть предметом куп­ли» продажи, дарения, наследования, вклада, залога или от­чуждаться в иной форме.

Законодательство о недрах - совокупность норматив­на правовых актов, регулирующих общественные отношения в области использования и охраны недр. Основной норматив­ный правовой акт!- Кодекс Республики Беларусь о недрах.

Право недропользования - это система норм, которые регулируют порядок и условия предоставления и использова­ния недр (в объективном смысле), объем прав и обязанностей отдельных недропользователей в связи с предоставлением им участка недр в пользование (в субъективном смысле).

Виды недропользования (ст. 12 Кодекса о недрах): гео­логическое изучение недр; добыча полезных ископаемых; стро­ительство (или) эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (метрополитенов, трубопроводов, хранилищ нефти и газа, захоронения отходов про­изводства, сброса сточных вод и т. д.); образование особо охраня­емых природных территорий и объектов, имеющих научную, историческую, культурно-эстетическую, санитарно-оздоровительную или иную ценность; сбор минералогических, палеонтологических и других уникальных геологических материалов.

Правовая охрана недр - система мер, направленных на обеспечение рационального использования недр, предупреждение их истощения и загрязнения в интересах удовлетворения потреб­ностей экономики и населения, охраны окружающей среды.

8. Правовое регулирование использования и охраны вод

Воды - компонент природной среды, представляющий со­бой всю воду, находящуюся в водных объектах. Все воды (водные объекты), расположенные на территории Республики Беларусь, находятся в исключительной собственности государ­ства, составляют государственный водный фонд и подразделя­ются на: поверхностные воды (реки, ручьи, родники, озера, пруды и т.д.) и подземные воды.

Водное законодательство совокупность нормативных пра­вовых актов, регулирующих общественные отношения в обла­сти использования и охраны вод. Основной нормативный правовой акт - Водный кодекс Республики Беларусь.

Право водопользования - совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия рационального использова­ния вод (в объективном смысле), объем прав и обязанностей отдельных водопользователей по использованию полезных свойств водного объекта в целях, предусмотренных законом (в субъективном смысле).

Водопользование подразделяют на общее и специальное, обо­собленное и совместное, первичное и вторичное.

Виды специального водопользования:

- Для питьевых, хозяйственно-бытовых и иных нужд населения

- Для лечебных, курортных, оздоровительных, спортивных, противопожарных целей;

- для нужд сельского хозяйства;

- для промышленных целей и нужд гидроэнергетики;

-для нужд воздушного транспорта (транспортных целей);

- для ведения рыбного и охотничьего хозяйства, любитель­ского рыболовства на объектах, находящихся на особо охра­няемых территориях.

Правовая охрана вод - совокупность законных способов, направленных на сохранение, восстановление, улучшение со­стояния природных запасов вод и водных объектов. Все вод­ные объекты подлежат охране от засорения, загрязнения и истощения.

9. Правовое регулирование использования и охраны растительного мира

Растительный мир - совокупность произрастающих дико­растущих растений, образованных ими популяций, раститель­ных сообществ и иных насаждений. Объекты растительного мира являются государственной собственностью за исключением:

1) объектов растительного мира, расположенных в грани­цах земельных участков, находящихся в собственности граж­дан или негосударственных юридических лиц;

2) объектов растительного мира, законно посаженных и культивируемых пользователями земельных участков или водных объектов.

Законодательство о растительном мире совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области охраны, защиты, использования и воспроизводства растительного мира. Основной нормативный пра­вовой акт - закон «О растительном мире».

Право пользования растительным миром - совокуп­ность правовых норм, устанавливающих условия и порядок использования юридическими лицами или гражданами объек­тов растительного мира или их свойств (в объективном смыс­ле), права и обязанности пользователей растительным миром (в субъективном смысле).

Право пользования объектами растительного мира подраз­деляется на общее и специальное.

Видами пользования объектами растительного мира яв­ляются:

- заготовка древесных соков;

- сбор, заготовка или закупка дикорастущих растений (в том числе мха, лишайников и грибов) и (или) их частей (ягод, орехов, шишек, иных плодов, почек, листьев, цветов, коры, корней и др.)

- сенокошение;

- пастьба скота;

- пользование объектами растительного мира в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных целях;

- пользование объектами растительного мира в научно-ис­следовательских и учебно-опытных целях.

Правовая охрана растительного мира представляет со­бой комплекс мероприятий, направленных на сохранение про­странственной, видовой и популяционной целостности объектов растительного мира, их численности, ресурсного потенциала и продуктивности, предотвращение повреждения, уничтожения или иного вредного воздействия.

10. Правовое регулирование охраны и использования лесов

Лес - совокупность естественной и искусственно создан­ной древесно-кустарниковой растительности (насаждений), на­почвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреацион­ных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научно-иссле­довательских и других целях.

Согласно гражданскому законодательству леса относятся к недвижимому имуществу, что отражается на правовом режиме их использования. В лесной фонд не входят единичные дере­вья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая расти­тельность (насаждения), расположенные:

1) на землях сельскохозяйственного назначения;

2) в пределах полос отвода железных и автомобильных дорог, иных - транспортных и коммуникационных линий и канал ов;

3) на землях оздоровительных учреждений, населенных пун­ктов (за исключением городских лесов);

4) на земельных участках, предоставленных гражданам для ведения коллективного садоводства и дачного строительства, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилых домов.

Лесное законодательство совокупность нормативных пра­вовых актов, регулирующих общественные отношения в обла­сти использования и охраны лесов. Основной нормативный правовой акт - Лесной кодекс Республики Беларусь. Лесным законодательством не регулируются отношения в области ох­раны и использования древесно-кустарниковой и иной расти­тельности, не входящей в лесной фонд.

Право лесопользования - совокупность правовых норм, устанавливающих условия и порядок многоцелевого использо­вания лесов, их сохранения и восстановления (в объективном смысле), права и обязанности лесопользователей по использо­ванию полезных свойств леса и обеспечению охраны окружа­ющей среды (в субъективном смысле).

Виды лесопользования (ст. 35 Лесного кодекса Республики Беларусь): заготовка древесины; заготовка живицы; за­готовка второстепенных лесных ресурсов (пней, корней, бересты, новогодних елок, еловой серки и др.); побочное ле­сопользование (заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сы­рья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, размеще­ние ульев и пасек, сенокошение, пастьба скота и др.); пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства; пользование участками лесного фонда в научно-исследовательских и учебно-опытных целях; пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических, спортивных и иных рекреационных целях.

Охрана леса - комплекс мероприятий по предупреждению пожаров в лесах, своевременному их обнаружению и тушению, а также по охране лесов от самовольных порубок, загрязнения сточными водами, химическими и радиоактивными веществами, отходами, хищений и других действий, причиняющих вред лесу.

Защита леса - система мероприятий по защите леса от болезней и вредителей, неблагоприятных факторов окружаю­щей среды.

11. Правовое регулирование охраны и использования животного мира

Животный мир - дикие животные (млекопитающие, пти­цы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, а также моллюс­ки, насекомые и другие), обитающие в состоянии естественной свободы на суше, в воде, атмосфере и почве, постоянно или временно населяющие территорию республики. Животный мир в Республике Беларусь является собственностью Республики Беларусь.

Законодательство о животном мире - совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области охраны, использования и воспроизвод­ства животного мира. Основной нормативный правовой акт - Закон «Об охране и использовании животного мира».

Право пользования животным миром - совокупность правовых норм, устанавливающих условия и порядок исполь­зования объектов животного мира, их сохранения и воспроиз­водства (в объективном смысле), права и обязанности пользователей животным миром (в субъективном смысле).

Виды пользования животным миром: охота ^рыболов­ство (промысловое и любительское); добыча животных не от­носящиеся к объектам охоты и рыболовства; пользование животным миром в научных, культурно-просветительных, вос­питательных и эстетических целях; использование полезных свойств жизнедеятельности животных (почвообразователей, ес­тественных санитаров среды, опылителей растений и других); использование животных в целях получения продуктов их жизнедеятельности (сбор яиц).

Охрана животного мира - комплекс! мероприятий* на­правленных на сохранение видового разнообразия и численно­сти объектов животного мира, по сохранению среды обитания, условий размножения, путей миграции и мест концентрации животных.

12. Правовая охрана атмосферного воздуха,

озонового слоя и климата

Атмосферный воздух — охраняемый природный объект, представляющий собой газовую оболочку нашей планеты. К атмосферному воздуху не относится воздух находящийся в вентиляционных и пневматических системах, баллонах, резер­вуарах и иных емкостях.

В силу своих физических свойств, таких как наличие посто­янного неконтролируемого человеком движения и непрерыв­ное перемешивание, атмосферный воздух не может быть объектом права собственности. Государство имеет суверенные права на воздушное пространство.

Законодательство об охране атмосферного воздуха -совокупность нормативных правовых актов, регулирующих об­щественные отношения в области охраны атмосферного возду­ха. Основной нормативный правовой акт - Закон «Об охране атмосферного воздуха».

Законодательством не предусмотрено правовое регулирова­ние пользования атмосферным воздухом.

Охрана атмосферного воздуха - совокупность организационных экономических, технических, правовых и иных ме­роприятий, направленных на предотвращение загрязнения атмосферного воздуха, осуществляемых государственными орга­нами, юридическими и физическими лицами.

Озоновый слой - это слой атмосферного озона располо­женный в стратосфере, который поглощает биологически опас­ное солнечное излучение.

Охрана озонового слоя - система мер, осуществляемых государственными органами, юридическими лицами и индиви­дуальными предпринимателями по предотвращению разруше­ния озонового слоя и его восстановлению в целях защиты жизни и здоровья человека и окружающей среды от неблагоп­риятных последствий, вызванных разрушением озонового слоя. Правовое регулирование охраны озонового слоя осуществля­ется в соответствии с актами международного законодатель­ства и Законом «Об охране озонового слоя».

Охрана климата - система мероприятий, направленных на предотвращение неблагоприятного воздействия на климат. Пра­вовое регулирование охраны климата осуществляется в соот­ветствии с актами международного законодательства Законом «Об охране окружающей среды» и Законом «Об охране ат­мосферного воздуха». Специальный нормативный правовой акт, регулирующий отношения в области охраны климата в Респуб­лике Беларусь отсутствует.

13. Правовой режим особо охраняемых природных территорий

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) - участки земли (включая атмосферный воздух над ними и не­дра) с уникальными, эталонными или иными ценными природ­ными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, историко-культурное, эстетическое и иное значение, изъятые полностью или частично из хозяйствен­ного оборота, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования. Целью объявления указанных терри­торий является сохранение биологического и ландшафтного разнообразия.

Законодательство об ООПТ — совокупность норматив­ных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области функционирования и охраны особо охраняемых при­родных территорий. Основной нормативный правовой акт -Закон «Об особо охраняемых природных территориях»

Виды ООПТ: заповедник; национальный парк; заказник; памятник природы а

ООПТ находятся только в собственности государства. За­конодательством устанавливается ряд ограничений деятельнос­ти, осуществляемой в пределах ООПТ.

Литература:

1. Мелихова Л.В. Основы Права , Москва 2000.

2. Основы права: экспресс-курс/ А.В.Щукина, Минск 2005.

3. Шишко Г.Б. Основы права Минск 2006.

Скачать архив с текстом документа