Экономическая основа социального государства
СОДЕРЖАНИЕ: Специальность: Бухгалтер Факультет: Бух учет, анализ и аудит Курс: 2 Вид работы: Реферат Дисциплина: Основы социального государства Тема: Экономическая основа социального государстваСпециальность: Бухгалтер
Факультет: Бух учет, анализ и аудит
Курс: 2
Вид работы: Реферат
Дисциплина: Основы социального государства
Тема: Экономическая основа социального государства
Содержание
Введение………………………………………………………………3
1. Социальное назначение государства…………………………………5
2. Роль социального государства в преодолении экономического
кризиса…………………………………………………………………….7
3. Экономическая роль социального государства……………………...14
Заключение……………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………………………17
Введение
Обеспечение социальной ориентации хозяйственной деятельности как на уровне отдельного предприятия (там, где это необходимо), так и народного хозяйства в целом требует наличия особого типа государства или, по крайней мере эволюции государства в его традиционном виде в данном направлении.
Теория и практика социального государства получили широкое развитие и признание во второй половине ХХ века, хотя корни, питающие идею такого государства, зародились намного раньше — одновременно с возникновением самого государства как института.
Экономическая теория социального государства возникла после второй мировой войны и предполагает проведение разумной политики в области налогообложения, кредитов, инвестиций, антимонопольного и таможенного законодательства, финансирования социальных отраслей и программ. Социальное государство создает правовое поле, устанавливает правила поведения на нем, механизмы функционирования и контроля для достижения следующих целей:
развития и устойчивой работы отечественного рыночного хозяйства, обеспечивающего экономическую безопасность для страны;
реального участия граждан в управлении производством, общественной и государственной жизни;
осуществления тарифной политики в интересах работодателя и работника;
социальной защиты и поддержки нуждающихся;
проведения политики справедливого распределения доходов, социальной солидарности граждан;
активной социальной политики и социального партнерства. По мере укрепления экономики, складываются условия и предпосылки для целенаправленной деятельности по реализации целей и задач социального государства. Это обусловлено востребованностью со стороны граждан России, выступающих за проведение сильной и активной социальной политики, отвечающей сути и принципам социального государства.
1. Социальное назначение государства
Социальное назначение государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет ступень вмешательства государства в жизнь общества. Государство существует, чтобы обеспечивать нормальное функционирование общества. Существует порядком концепций, объясняющих социальное назначение и роль государства: · консервативная, · либеральная, · социал-демократическая и · коммунистическая концепция социального назначения государства. Все они различаются в зависимости от степени вмешательства государства в жизнь общества и расположены в определенном порядке — сообразно мере возрастания роли государства от минимальной (консервативная) до максимальной (коммунистическую). Консервативная концепция исходит из того, что вмешательство государства в жизнь общества должен быть минимальным. Главная задача государства здесь — обеспечивать сохранение устоев общества, общественных отношений. Государство защищает общество через посягательств, катаклизмов. Когда возникают социальные потрясения, власть действует активнее и устраняет их. Социальное государство должно быть нацелено на обеспечение благосостояния общества, поддержку ущемленных слоев населения. Но одновременно надо осознавать, что каждый гражданин должен чувствовать себя под правовой защитой государства. Заботу со стороны государства должны ощущать не только бедные, но и более благополучные группы населения: богатые, крупный бизнес, держатели капитала, тем более что их роль в выведении страны из кризиса определяющая.
Именно социальному государству в нынешних условиях при осуществлении конкретных шагов, неизбежном «латании дыр» в социальной области, надлежит таким образом отрегулировать социально – трудовые отношения, чтобы достичь понимания о необходимости баланса между интересами отдельных социальных и профессиональных групп и всего общества в целом.
Либеральная концепция исходит из того, что главная задача государства — обеспечение прав и свобод граждан. Проводится мнение о минимуме вмешательства в жизнь людей. Государство проявляет активность в социальной сфере (образование, здравоохранение). Социал-демократическая концепция. Вмешательство государства в жизнь общества усиливается. Задача государства — обеспечить известный уровень равенства в обществе, достойные условия существования каждому члену общества. Власть контролирует уровень доходов населения (необходим государственный аппарат). Коммунистическая концепция. занятие государства в обществе максимальна. Государство — главное орудие социальных преобразований, его задача — довести общество к светлому будущему. Это ведет к тоталитарному государству. Социальное задача каждого конкретного государства определяется множеством факторов. В современном демократическом государстве определенная политика государства зависит от воли избирателей, социальное назначение такого государства — обеспечить последовательность в проведении курса в экономике, в социальной сфере, во внешней политике. Роль государства в обществе меняется от воли народа.
Социальное назначение государства раскрывается в его задачах. В любом случае, независимо через концепции социального назначения, государство решает задачи, стоящие перед обществом. Задача государства — это глобальная проблема, стоящая перед обществом для данном этапе его развития. Задачи государства — проблемы, требующие разрешения, они определяются условиями деятельности государства и носят объективный характер (т. к. они предопределены). Любое государство должно по мере возможностей разрешать стоящие накануне ним задачи. Главная задача социального государства – обеспечить стабильность в развитии страны и социальную защиту граждан в новых условиях. Вероятно, не встретит возражений такая, кстати, весьма, упрощенная формулировка: социальное государство – это государство, строящее свою политику с учетом интересов всех, без исключения, социальных слоев и профессиональных групп, составляющих современное общество.
Действительно, социальное государство должно быть способным в рамках своей социальной политики и разумного компромисса сбалансировать соотношение прав и обязанностей различных частей общества при неизбежном наличии у них различных интересов. В этом и заключается самая большая сложность. Ведь речь идет о держателях капитала, наемных работниках, безработных, молодежи, старшем поколении, представителях науки и пр.
Задачи государства на современном этапе: 1. обеспечение самосохранения общества и государства. 2. обеспечение безопасности и укрепление государства. 3. государство содействует социальному, экономическому и культурному развитию общества 4. княжество преодолевает противоречия, существующие в обществе (социальные, национальные).
2. Роль социального государства в преодолении
экономического кризиса.
Именно социальное государство, обладая финансовыми средствами, юридическими возможностями и административным ресурсом, призвано в рамках стратегии социально – экономического развития страны эффективно бороться с негативными последствиями экономического кризиса.
Это особенно важно для России, где государство традиционно выступало гарантом реализации социальной политики. Во многом поэтому оно, являясь практически монополистом в этой сфере, провозгласило себя государством социальным. Однако, как отметили участники конференции, Россия пока не соответствует стандартам, присущим социальным государствам, существующим в ведущих европейских странах, как не располагает и четко разработанной стратегией своего социально – экономического развития.
Между тем экономический кризис настоятельно требует от российского государства ответственной и эффективной социально – экономической политики. В этой связи значительный интерес для России представляет опыт деятельности ведущих европейских государств. Обобщая выступления участников конференции, представляется актуальным извлечь ряд необходимых уроков.
Первый урок для России: в ведущих странах Западной Европы значительно пересмотрены неолиберальные принципы в социально – экономической политике и приняты системные антикризисные программы. Цель данных программ – это обрести устойчивую поддержку большинства граждан и успешно вывести свои страны из экономического кризиса. При этом разработчики антикризисных программ учитывали сложившуюся дифференцированную структуру общественного сознания, господствующие в нем установки и ценностные ориентации, интересы социальных и этнических групп.
Реализуя свои программы, правящий класс ведущих стран Западной Европы стремится к тому, чтобы каждый последующий шаг в осуществлении намеченного курса сопровождался определёнными позитивными социально – экономическими сдвигами. Имеющиеся ресурсы социальное государство в этих странах пытается использовать так, чтобы можно было гарантировать выживание групп населения, наиболее пострадавших от кризисных потрясений.
Следует подчеркнуть, что правящий класс в скандинавских странах, в Германии, в Великобритании, во Франции стремится всячески избегать представления в общественном сознании, что в основе их обновленной политики лежит не всеобщий, а групповой интерес. Социальное государство в этих странах в своей антикризисной политике пытается исходить из принципов справедливости и солидарности со своими гражданами.
Второй урок для России заключается в том, что правящий класс в ведущих странах Западной Европы укрепил обратную связь с обществом посредством активного открытого диалога с ним по путям выхода своих стран из экономического кризиса. Все антикризисные программы были обнародованы и обсуждены в обществе. Такие институты гражданского общества как общественные структуры бизнеса, профсоюзы, политические партии, средства массовой информации, общественные организации активно включились в процесс обсуждения антикризисных программ.
Данная обратная связь позволила государственной власти в этих странах, с одной стороны, выявить конструктивные предложения граждан и их организаций по совершенствованию антикризисных программ, а с другой - обрести доверие граждан, продуктивно проводить необходимые преобразования. При этом, когда антикризисные меры правительств не оправдывают социальных ожиданий, граждане законными методами решительно отстаивают свои права.
Между тем в России со значительным опозданием - только 20 марта была опубликована Программа антикризисных мер правительства страны на 2009 год. Вопрос заключается в том, на сколько продуктивно будет организовано её обсуждение в обществе и на сколько эффективно она будет реализована.
Третий урок для России состоит в том, что антикризисные программы в ведущих странах Западной Европы учитывают интересы как различных социальных групп и слоев, так и всего общества в целом. Да, социальное государство, с одной стороны, должно быть нацелено на обеспечение благосостояния общества, поддержку ущемленных слоев населения. С другой стороны, социальное государство обязано обеспечивать соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина.
Заботу со стороны государства должны ощущать не только бедные, но и более благополучные группы населения, малый, средний и крупный бизнес, тем более что их роль в выведении страны из кризиса определяющая. Именно социальному государству в современных условиях при осуществлении конкретных шагов по выходу из экономического кризиса, надлежит регулировать социально – трудовые отношения, таким образом, чтобы достичь баланса между интересами отдельных социальных и профессиональных групп и всего общества в целом.
В настоящее время перед Россией стоят две чрезвычайно трудные задачи, во-первых, учесть интересы каждой социальной группы, не нарушая при этом интересы всего российского общества. Во-вторых, определить роль и место каждой социальной группы в системе социального партнёрства. Здесь речь идёт, в первую очередь, о взаимодействии государства как ведущего субъекта социального контракта и бизнеса как производительной силы общества. Представляется актуальным остановиться подробнее на этой проблеме.
Следует начать с поддержки малообеспеченных российских граждан, которые составляют ныне свыше 60% всех россиян. Для их поддержки необходимо, во-первых, ввести мораторий на рост цен на искусственно вздутые тарифы по электроэнергии, газу, железнодорожным перевозкам. Данный мораторий необходим и среднему классу – представителям малого и среднего бизнеса, которые в случае роста данных тарифов будут вынуждены поднимать цены на свою продукцию – продовольствие, бытовые услуги и т.д.
Во-вторых, следует ввести мораторий на все коммунальные платежи. Коммунальным службам для покрытия растущих расходов предложить совершенствовать организацию труда, технологию производства и сократить непомерные потери. В качестве компенсации за дополнительные расходы можно было бы также существенно (в разы) повысить коммунальную плату за избыточное (более 50 метров на человека) и так называемое второе жилье.
В-третьих, не уповая более на ипотеку, необходимо срочно начать переход от строительства преимущественно элитного коммерческого жилья к социальному строительству, в рамках которого возводить нормальные экономичные жилища для расселения аварийных домов и для молодых семей, предоставив им право постепенно выкупать по себестоимости полученное жилье. Это, в свою очередь, позволит многочисленным рабочим-строителям сохранить свои рабочие места.
Особое внимание социальное государство должно уделять сельским жителям. Для их поддержки следует стимулировать сельскохозяйственное производство доступными кредитами, реальными ценами на ГСМ, налоговыми льготами. Следует также обеспечить защиту отечественного производителя от агрессивного импорта путём повышения таможенных пошлин на ввозимую сельскохозяйственную продукцию. Важной мерой поддержки было бы наведение порядка в лесном хозяйстве и рыболовстве. Все эти меры позволят не только стимулировать сельских тружеников, но и диверсифицировать экономику.
Социальное государство обязано поддерживать безработных. В этих целях российскому государству необходимо сосредоточиться на развитии инфраструктуры – строительстве автомобильных и железных дорог, муниципального жилья, газификации, строительстве иных социальных и инфраструктурных объектов. При этом приоритетом должны стать те регионы, где наблюдаются массовые увольнения. Здесь важно подчеркнуть, что в отличие от Западной Европы в России нет перепроизводства, поэтому строительство инфраструктуры это мощный стимул к подъёму всей экономики.
Важную роль в социальном партнёрстве играет малый и средний бизнес. Его интересы отчасти защищаются мерами, названными выше. Вместе с тем следует принять ряд дополнительных, конкретных решений, облегчающих его деятельность. Например, о передаче в аренду начинающим малым и средним производителям за минимальную (символическую) оплату освобождающихся многочисленных офисных площадей и о предоставлении новичкам на 3 года полной налоговой амнистии.
Следует подчеркнуть, что в отличие от социальных государств Европы российское государство не исполняет своих обязанностей – не обеспечивает соблюдение и защиту закона. Поэтому в России до сих пор не сформировалась полноценная рыночная экономика. Для построения эффективной экономики российское государство вместе с обществом должны совершенствовать правоприменительные институты с помощью инструментов прозрачности. Это позволит защитить собственников от рейдерских захватов, свободу предпринимательства от административного произвола и поборов взяточников, равенство прав конкуренции от диктата монополистов.
Особо важную роль в осуществлении продуктивной социальной политики, развитии эффективной экономики играет крупный бизнес. Здесь важно социальному государству учесть интересы крупного бизнеса, таким образом, чтобы создать конкурентоспособную экономику, перейдя на инновационный путь развития. Для этого необходимо, во-первых, способствовать строительству новых наукоёмких производств, выпускающих авиационную и машиностроительную технику, высококачественный бензин, сжиженный газ и т.д. Во-вторых, предоставить налоговые льготы фирмам, специализирующихся на научно-исследовательских и опытно– конструкторских работах. В-третьих, осуществить налоговое стимулирование внедрения высоких технологий и энергосбережения. В-четвёртых, используя обусловленное кризисом резкое падение за рубежом цен на высокие технологии и новые наукоёмкие производства, способствовать их широкомасштабной закупке, стимулируя, тем самым, после кризисный инновационный прорыв.
Вместе с тем существует необходимость ввести уголовную ответственность и в разы увеличить размеры штрафов с крупного бизнеса за нарушение антимонопольного законодательства. Нарушение закона, некомпетентное и алчное управление, наносящее урон обществу, должны в крайних случаях караться путем национализации собственности.
Четвертый Европейский урок для России состоит в том, что необходимо принять срочные предупредительные меры по пресечению попыток части недобросовестных предпринимателей взвалить основные тяготы кризисного развития на плечи своего наемного персонала. Данные предприниматели, ссылаясь на экономический кризис, практикуют массовые увольнения без выплаты выходных пособий, резко сокращают заработную плату, переводят на неполную рабочую неделю без соответствующих компенсаций.
Поэтому необходимость превентивных защитных мер определяется как нравственными соображениями, так и тем, что распространение подобных методов обращения с наемными работниками чревато нарастанием социальной напряженности и может серьезно расшатать устои общественного порядка.
Отдавая себе отчет в этом, власть предпринимает усилия, направленные на то, чтобы включить в борьбу против злоупотреблений в этой области прокуратуру. Это, конечно, правильно. Однако, гораздо эффективнее активное вовлечение в эту борьбу общественных организаций и, прежде всего, профсоюзов, для которых она представляет главный смысл существования. В этом состоит пятый урок, который России целесообразно извлечь из европейского опыта.
Главная беда, правда, состоит в том, что в отличие от ведущих стран Западной Европы настоящих профсоюзов в России, по сути дела, пока нет. Наиболее массовая организация, именующая себя профсоюзной - Федерация независимых профсоюзов России несмотря на многочисленность (10 млн. членов), таковой не является. Эти «профсоюзы» превратились в своеобразные «социальные отделы» при администрации предприятий и учреждений», занимающиеся, главным образом, бытовыми проблемами.
Потеряло по ряду причин свою первоначальную социальную активность и альтернативное ФНПР профсоюзное объединение «Соцпроф». В этой связи перед обществом встает задача возродить и активизировать в интересах страны нормальное профсоюзное движение. Оно должно выполнить свое естественное предназначение: с одной стороны, минимизировать негативные последствия экономического кризиса для большинства российских граждан, а с другой - обеспечить уровень социальной стабильности, который бы облегчил менее болезненный для страны выход из кризисной ситуации.
3. Экономическая роль социального государства.
Роль государства в экономике и социальной сфере - ключевой вопрос экономической программы. Одной из иллюзий 90-х гг. являлась убежденность в том, что либерализация и приватизация сами по себе служат необходимыми и достаточными предпосылками для установления режима гарантий прав собственности и создания равных условий конкуренции для всех экономических агентов. Опыт Восточной Европы, Китая и стран СНГ показал, что новые эффективные рыночные институты могут быть созданы только сильным государством, которое умеет управлять своей собственностью, отвечает по своим обязательствам и жестко наказывает как рыночных агентов, не соблюдающих действующие правила игры, так и собственный аппарат, своими бюрократическими воздействиями искажающий эти правила. В условиях развитой демократии и стационарной рыночной экономики развитие страны происходит в основном на основе самоорганизации гражданского общества и предпринимательской инициативы, которые дополняются и корректируются конкретными целевыми воздействиями государства. Каждое из таких воздействий, будь то закрепление за государством определенных объектов собственности, изменение налогового режима, бюджетные ассигнования и субсидии, проведение активных акций экономического регулирования и т. д., должно обосновываться наличием, с одной стороны, четко сформулированных задач, а с другой - доказательства адекватности предпринимаемых мер именно этой задаче.
В России проблема заключается в том, что отсутствует как стационарный рынок, так и традиции демократического государственного регулирования. Существующая ныне практика государственного и муниципального управления несет отпечаток стихийного демонтажа социалистической системы с ее тотальным контролем государства над экономикой и обществом. В результате, с одной стороны, недопустимо ослаблены воздействия государства на ряд определяющих жизнедеятельность общества процессов (обеспечение обороноспособности, развитие образования и фундаментальной науки, структурное развитие экономики, безопасность жизни и пр.). С другой стороны, сохраняется инерция необоснованного и ресурсно необеспеченного, а потому вредного вмешательства государства в процессы развития общества и экономики, которые имеют большой потенциал саморегулирования.
Реалии нынешнего этапа и среднесрочной перспективы таковы, что государство должно существенно усилить свою ответственность и повысить эффективность воздействий в таких традиционных сферах общественной жизни, как управление, оборона, поддержка социальной сферы, фундаментальной науки и образования. Но кроме этого российское государство, учитывая особенности переходного периода и специфику экономики России, должно существенно расширить сферу своей ответственности в области экономики.
Заключение
В российской экономике и, более того, во всей жизни страны одновременно сосуществуют две тенденции. С одной стороны, хотя и непоследовательно, но все же продолжаются либеральные преобразования - от акционирования научных учреждений до монетизации льгот, причем за последние годы были проведены такие реформы, которые в 1990-е годы были бы отвергнуты как непопулярные и не соответствующие народным настроениям. С другой - быстро набирает силу противоположная тенденция - рост государственного вмешательства во все сферы жизни общества. В наибольшей мере она затронула политические аспекты, но в немалой степени коснулась и экономики.
Нарастание второй тенденции заставляет вновь возвратиться к вопросу о пользе и вреде государственного участия в экономической жизни. Как известно, на этот счет существуют разные точки зрения, причем в России наиболее популярны полярные взгляды. Либертарианцы, ссылаясь главным образом на опыт западных стран и особенно Ирландии, но также Китая и Кореи, доказывают, что чем меньше участие государства в экономической жизни, тем больше экономические успехи.
В сочетании с тенденцией усиления государственного контроля за экономическими процессами это делает прогнозы экономического будущего России все более и более неопределенными.
Список использованной литературы