Экономические реформы в Китае 2
СОДЕРЖАНИЕ: Сибирский государственный университет Телекоммуникаций и Информатики Реферат по предмету: «История экономики» Тема: «Экономические реформы в Китае»Сибирский государственный университет Телекоммуникаций и Информатики
Реферат по предмету:
«История экономики»
Тема: «Экономические реформы в Китае»
Группа: ЭДВ – 91
Выполнил: Фокина О.А.
Проверил:
Новосибирск 2009
Содержание
1. План;
2. Введение;
3. Основная теоретическая часть;
4. Заключение;
5. Список использованной литературы
План
1. Факторы и динамика экономического развития Китая.
2. Реформы в аграрном секторе.
3. Реформы в промышленном секторе.
4. Политика «урегулирования» и внешнеэкономические связи.
5. Реформа налоговой системы.
Введение
Беспрецедентные социально-экономические успехи Китайской Народной Республики (КНР) стали одним из важнейших событий мировой экономической истории последних десятилетий ХХ в. Весь мир буквально загипнотизирован высокими темпами роста ВВП в Китае. За два десятилетия социально-экономических реформ КНР превратилась в динамичную развивающуюся державу. Руководство КНР по-прежнему придерживается официального идеологического курса на строительство социализма, в стране сохраняется традиционная для социалистических стран политическая система с монополией коммунистической партии на власть
Успехи экономического развития Китая выражаются в росте объемов промышленного производства и занятии ведущих позиций в мире по производству многих видов продукции. Китай является мировым лидером в производстве угля, стали, цемента, зерна, мяса, хлопка, находится на ведущих мировых позициях по добыче нефти, производству электроэнергии. В середине 90-х гг. КНР – третья в мире держава по объему годового производства ВНП (исходя из паритета покупательной способности национальных валют).
Ведущие международные корпорации рассматривают Китай как наиболее перспективный мировой рынок. По оценкам специалистов, емкость китайского рынка составляет 300 млрд. долларов. Китай активно привлекает иностранный капитал. Он занимает второе место после США по количеству предприятий с иностранными инвестициями. В середине 90-х гг. на их долю приходилось 7,5 % промышленных предприятий и почти 19 % производимой продукции. В 1996 г. на таких предприятиях работало 17 млн. человек, они произвели 14,5 % ВВП. К концу 90-х гг. экспорт китайского капитала расширяется (достигает 18 млн. долларов). По этому показателю Китай занимает восьмое место в мире. Утечка капитала из страны по неофициальным данным достигает 50 млрд. долларов.
Нарастающие объемы внешнеторгового оборота при ежегодном росте экспорта в 16-17 % в 90-х гг. прочно поставили Китай в число крупнейших экспортеров мира.
Добившись существенных результатов по темпам экономического роста, динамике и объемам промышленного и сельскохозяйственного производства, Китай по-прежнему отстает от ведущих промышленных стран и стран со среднеразвитой экономикой по уровню производства и доходов на душу населения и уровню жизни. Заметно Китай отстает и по уровню общественной производительности труда.
Основная теоретическая часть.
1. Факторы и динамика экономического развития Китая
Высокая динамика экономического роста Китая проявляется прежде всего в таком обобщающем экономическом показателе, как рост ВВП в период экономических реформ с конца 1978 г. по 1997г.
Общий подъем и устойчивый динамичный рост социально-экономических показателей Китая базируется на раскрепощении и активизации развития производительных сил деревни. Китайская деревня, где проживает абсолютное большинство жителей страны, стала той базой, с которой начинался взлет китайского экономического «дракона». Осуществление в ходе экономической реформы преобразований производственных отношений, переход к рыночной многоукладной экономике в деревне стимулировали интенсификацию труда, повышение его эффективности, ускорили процесс углубления общественного разделения труда и специализации. Основанное на них ускорение темпов развития общественного производства позволило уже за первые шесть лет экономической реформы (1978-1984 гг.) увеличить сбор зерновых (на 100 млн. т), утроить размер чистого подушевого дохода крестьян, удвоить выход товарной продукции сельского хозяйства (с 30 до 60 %).
Особую роль в экономике китайской деревни стала играть так называемая «сельская промышленность» - промышленные предприятия волостей и поселков. В результате столь динамичного развития несельскохозяйственной сферы в деревне усиливается роль сельской экономики в обеспечении успешного роста всей китайской экономики. Так, если с 1952 по 1972 г. среднегодовые темпы прироста национального дохода составляли около 6 % и на долю экономики села приходилось 37,3 %, то в период 1978-1988гг., темпы роста национального дохода увеличились до 9,2 %, а на долю сельской экономики пришлось уже 63,6 % этого прироста. Эта тенденция усилилась в 90-е гг. Общий прирост ВВП Китая в 1992-1994 гг. обеспечивался в значительной степени за счет добавленной стоимости в экономике села. На ее долю в 1994 г. пришлось 75 %. Важно подчеркнуть, что все успехи сельской экономики Китая достигнуты при весьма малых размерах централизованных государственных инвестиций в сельское хозяйство. Фактически государство осуществляет неэквивалентный обмен с деревней, обеспечивающей финансирование экономики города за свой счет. Государство контролирует закупочные цены на важнейшие сельскохозяйственные культуры, частной торговле запрещено вести оптовые закупки сельскохозяйственной продукции. С помощью «ножниц цен» государство изымает из деревни до 80 млрд юаней ежегодно.
Важным фактором динамичного роста китайской экономики, ее промышленности, стало бурное развитие мелкого, технически примитивного производства. Политика государства, открывшая шлюзы народной инициативе, способствовала бурному расширению мелкого производства в городе и на селе. За период 1981-1997 гг. валовая продукция промышленности выросла более, чем в 9 раз. При этом в государственной, то есть технически передовой, - только в 3,2 раза. На долю крупных и средних предприятий в 1995 г. приходилось 3,9 % их общего количества и около 50 % валовой продукции в сопоставимых ценах. Бурно развивалось промышленное производство на волостно-поселковых предприятиях, которые в своем большинстве представляют собой мелкие предприятия с низкой технической оснащенностью. Быстрые темпы промышленного роста при слабой технической базе, отсутствие современных технологий и недостаточной квалификации работников не могли не сопровождаться крупными масштабами выпуска некачественной и бракованной продукции. Основными производителями некачественной, бракованной продукции является главным образом сфера коллективного и частного хозяйства.
К числу важнейших стимулирующих факторов экономического роста следует отнести налоговую политику. Основную налоговую нагрузку несут государственные предприятия при том, что коллективные предприятия и предприятия с иностранным капиталом получают по сравнению с ними заметные льготы и объемы производства там растут высокими темпами. Тяжесть обложения в сырьевых отраслях намного больше, чем в динамично развивающейся промышленности и сфере услуг. Вместе с тем, что несмотря на то, что рост объемов внешней торговли и иностранных инвестиций в 90-е гг. был весьма существенным, издержки в предоставлении налоговых и таможенных льгот экспортерам и иностранным инвесторам уже начали перевешивать стимулирующий эффект.
Весомым фактором, стимулирующим экономический рост, явилась система «подрядной ответственности», внедрявшаяся на предприятиях Китая с середины 80-х гг. При этой системе за государством закреплялась фиксированная в абсолютном выражении сумма налоговых отчислений, а тот прирост доходов, который образовывался в результате расширения производства, предприятие могло использовать по своему усмотрению. После заключения подрядных соглашений предприятиям также нередко предоставлялись индивидуальные налоговые льготы. В результате значительные суммы доходов не попадали под действие бюджетных механизмов перераспределения, оставаясь в распоряжении местных властей и предприятий. Это способствовало постоянному расширению инвестиционного спроса предприятий и потребительского спроса населения.
К существенным факторам, позволяющим длительное время поддерживать высокие темпы экономического роста в Китае, относится высокая норма накоплений. Традиционная склонность китайского населения к сбережению свободных средств при быстром увеличении доходов в годы реформ стала одним из важнейших источников инвестиционной политики государства, обеспечивающих наращивание темпов экономического роста.
Важную роль в обеспечении и поддержании высоких темпов экономического роста играет приток иностранного капитала. Благоприятный инвестиционный климат в стране, растущая открытость экономики способствуют активности международных компаний в Китае, повышают роль внешнеэкономического фактора в развитии страны.
2. Реформы в аграрном секторе
Развитие аграрного сектора в Китае сопровождается появлением новых тенденций. Фактически осуществлен переход от монокультурной системы земледелия с преобладанием зернового производства к многоотраслевому растениеводству (зерно, технические, прочие культуры). Растениеводство стало составной частью «большого» сельского хозяйства, включающего также животноводство, лесное, рыбное хозяйство. Самое «большое» сельское хозяйство влилось в возникшую за годы реформ многоотраслевую структуру экономики деревни, включающую ряд несельскохозяйственных отраслей производства: промышленность, торговлю, транспорт, услуги и др. Удельный вес несельскохозяйственных отраслей резко возрос, достигнув к 1995 г. 80 %. Развиваясь рекордными темпами, несельскохозяйственная сфера производства превратилась в решающий фактор развития экономики китайской деревни и представлена в основном волостно-поселковыми предприятиями. Небольшие промышленные предприятия, а также предприятия сферы услуг создавались в деревне и в дореформенный период, что было составной частью проводившейся государством политики самообеспечения отдельных местностей. Но в годы реформ основная функция волостных и поселковых предприятий стала принципиально иной. Речь идет об обеспечении трудовой занятости тех крестьян, чьи рабочие руки не находят применения в земледелии. Проблема избыточной рабочей силы в китайской деревне существовала всегда, однако в годы реформ вследствие интенсивного развития товарно-денежных отношений и прогрессирующей социальной дифференциации она приобрела особенно острый характер. Общие размеры избыточной рабочей силы в середине 80-х гг. оценивались не менее чем в 250 млн. человек. Важно и то, что развитие волостных и поселковых предприятий позволяет ограничить масштабы миграции крестьян в крупные города; и без того испытывающие сильное демографическое давление; диверсифицировать сельскую экономику; задействовать на нужды инвестирования свободные денежные средства крестьян.
Ныне «сельская промышленность Китая не только один из основных поставщиков потребительских товаров, но и энергоносителей, деталей, узлов для обрабатывающей промышленности, химических удобрений и ядохимикатов для сельского хозяйства. На ее долю приходится более 50 % производимых в стране изделий из шелка и трикотажа, 95 % кирпича, черепицы и мелких сельхозорудий, 35 % кожаной обуви, 40 % цемента и угля.
Волостные и поселковые предприятия обладают существенным экспортным потенциалом. Характерным примером их значимости может служить тот факт, что на долю этих предприятий приходится около 40 % выпуска обуви, которую носят жители всего мира. Только в США экспортируется ежегодно 700 млн. пар, что составляет больше половины импорта обуви США.
Изменения в структуре сельскохозяйственного производства привели к появлению ряда проблем. Одна из них – падение прибыльности основных производств отрасли, особенно зернового. С изменением отраслевой структуры сельского хозяйства и развитием несельскохозяйственной сферы деятельности в деревне в условиях либерализации цен на значительную часть продукции, заметно расширились возможности выбора крестьянами более прибыльных видов производства, что стимулировало утечку ресурсов из земледелия в другие отрасли аграрной сферы, в том числе несельскохозяйственные, и даже в город.
Другой проблемой является обострение противоречий между изменившейся структурой общественного спроса на сельхозпродукты и существующей производственной структурой сельского хозяйства. ( например, наметилась тенденция сокращения потребления низкосортных видов зерна и расширение спроса на высококачественное зерно – рис, пшеницу).
Дальнейшее развитие рыночных отношений в сельской экономике Китая ставит новые структурные проблемы и одновременно стихийно ломать сложившуюся производственную систему, осуществляя более рациональное размещение ее основных составляющих.
3. Реформы в промышленном секторе
В сфере промышленности в течение всего периода экономических реформ ведущее положение занимает государственный сектор. В собственности государства находится около 15,7 тыс. крупных и средних предприятий, что составляет менее 0,2 % всех предприятий, работающих в промышленности. Реформы в государственном секторе промышленности до середины 80-х гг. заключались главным образом в попытках увеличить хозяйственную самостоятельность предприятий. Им были предоставлены права на свободную реализацию внеплановой продукции; на более гибкое, чем раньше, установление отпускных цен; на автономный выбор поставщиков и потребителей. Теоретической основой такого подхода послужила концепция «отделения права собственности от права хозяйствования»: при формальном сохранении государственной собственности предприятия должны были получить относительную свободу во владении, пользовании и распоряжении государственным имуществом.
Основные направления реализации промышленной структурной политики в Китае в начале 80-х гг. осуществлялись:
- путем проведения политики «шести приоритетов», когда отраслям легкой промышленности в первую очередь поставлялось сырье, электроэнергия, капиталовложения, кредиты, импортное оборудование и научно-технические кадры;
- путем создания специального государственного фонда строительства важнейших объектов энергетики и транспорта;
- путем диверсификации форм собственности в промышленности и ее правового обеспечения как метода рационализации промышленной структуры.
Особое внимание уделяется развитию отраслей новой и высокой технологии. С этой целью реализуется специальная государственная программа. Не сбрасываются со счетов и «старые отрасли», например, черная металлургия. В 1996 году Китай вышел на первое место в мире по выплавке стали.
Необходимость быстрой и эффективной структурной перестройки промышленности диктуется и международной конъюнктурой. Китаю нужно не только вписаться в определяющие тенденции мирового экономического развития, но и обеспечить сохранение своих позиций на мировых рынках, а также попытаться отвоевать новые рубежи.
В этой связи важным механизмом международной экономической экспансии Китая должна стать перестройка организации промышленных предприятий. Примерно 2 тыс. государственных предприятий военно-промышленного комплекса, топливно-энергетических и других важных отраслей промышленности, на долю которых приходится около 25 % производства валовой продукции промышленности страны, будут превращены в корпорации при сохранении 100%-процентной государственной собственности. Фактически планируется организация и развитие государственных корпораций с перспективой их выхода на международные рынки и завоевания на них лидирующих позиций.
Экономические реформы в промышленности можно охарактеризовать следующими мероприятиями:
- городские предприятия могли избирать разные формы собственности;
- предприятиям разрешалось самим решать вопросы производства, снабжения, сбыта;
- допускалась самостоятельная кадровая политика, система зарплаты и премий;
- разрешалось в пределах, определенных государством, самим устанавливать цены.
4. Политика «урегулирования» и внешнеэкономические связи
Ускорение экономического развития сопровождается «перегревом» экономики, ростом цен, обострением проблемы инфляции. Для борьбы с явлением «перегрева» экономики китайские власти довольно часто используют «политику урегулирования» экономики, в основе которой лежат меры ограничительной финансовой политики. На какой-то период в результате таких мер удавалось добиваться приемлемых темпов экономического роста, а затем локомотив экономического развития вновь разгонялся. Исследования динамики развития экономики КНР свидетельствуют, что чередование периодов «ускорения» и «урегулирования» носит устойчивый характер и представляет собой определенную циклическую тенденцию.
К концу первого десятилетия проведения реформ 1988 г. – весна – лето 1989 г.), закончившийся известными событиями на площади Тяньаньмынь в Пекине. Вслед за этим была провозглашена политика «урегулирования» экономики.
Приоритетными целями ее были объявлены достижение баланса между совокупным спросом и предложением, преодоление «перегрева» экономики, диспропорций между основными отраслями, снижение инфляции. Влияние политики «урегулирования» расценивается в целом как положительное и стабилизирующее. Это, в частности, связано с действиями китайского правительства по увеличению эффективности экспорта, усилению контроля за внешнеэкономическими операциями, банковской деятельностью, по сокращению числа экспортно-импортных компаний. В рамках политики «урегулирования» в конце 1991 г. обнародавана концепция прав человека, подчеркивающая пориоритетность «права на существование» - жилье, одежду, питание. Гражданские свободы, по мнению руководителей Китая, играют подчиненную роль, и такой подход они обосновывают ссылками на традиционные ценности китайской цивилизации. Цели политики «урегулирования» были достигнуты в 1992 г., и Китай приступил к углублению экономических реформ и осуществлению открытой политики.
Составной частью нового этапа экономических реформ является территориальная открытость. Реализация этой политики началась с определения районов, в которых создавался льготный режим для иностранных инвестиций. Одной из первых была создана зона развития Пудун близ Шанхая. В 1991 г. был утвержден план организации зон высоких технологий (ЗТВ). В 1991 г. китайское правительство приступило к разработке тотальной стратегии по ускорению развития экономики и внешних связей с упором на освоение «четырех полос» ее территории. Под «четырьмя полосами» понимаются территории приморские, внутренние приграничные, вдоль реки Янзцы и железнодорожной магистрали от порта Ляньюньган (провинция Цзяньсу) до пограничного пункта Алашанькоу (Уйгурский автономный регион). С этого времени процесс территориальной открытости пошел особенно быстро. В 1992 г. на различных уровнях ( от общегосударственного до уездного) было санкционировано создание около 2 тыс. новых преференциальных зон. Возникли новые формы открытости: зоны свободной торговли, приграничные открытые зоны. В комплексе с прежними преференциальными образованиями они составляют многоярусную, диверсифицированную структуру. Территориальная политика реформ предполагает перенесение «экономического центра тяжести» с Востока на Запад, то есть с наиболее развитого в индустриальном отношении приморского района, которому отведена роль форпоста технологической модернизации и структурной перестройки, на слаборазвитый «окраинный» западный пояс. Таким образом, импульсы ускоренного экономического роста, исходящие из преференциальных зон побережья, будут постепенно распространяться на внутренние районы.
В каждом конкретном случае большое значение имеют так называемые стартовые условия роста. Например, в центральном поясе к таковым относятся либо богатые природные ресурсы, либо потенциал отдельных индустриальных районов, либо сравнительно развитая транспортная сеть.
Однако распространение «открытости» вглубь страны является не единственной функцией преференциальных зон. Другая их задача заключается в активизации связей с ближайшими соседями Китая. Например, в конце 80-х – начале 90 –х гг. были созданы зоны развития, специализирующиеся на привлечении инвестиций из конкретной страны. В 1989 г. в провинции Фуцзянь была создана зона Мавэй, ориентированная на тайваньские инвестиции; в 1993 г. достигнуто соглашение о создании в Тяньузине парка южнокорейских инвестиций и т.д. В Китае существуют и открытые зоны, выполняющие обе эти функции. Такие зоны, ориентированные на связи с Россией, в провинциях Хэйлунцзян, Цзиминь и автономном районе Внутренняя Монголия.
Еще одним аспектом открытости является отраслевой. Дело в том, что иностранные инвесторы заинтересованы в экспортной ориентации совместных проектов лишь в том случае, если это обеспечивает заметную экономию в результате использования дешевой китайской рабочей силы. Поэтому самые высокие валютные доходы приносят, как правило, низкотехнологичные трудоемкие отрасли промышленности и сфера услуг. Предприятия высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности с трудом добиваются валютной окупаемости, поскольку они создаются иностранными вкладчиками в основном для освоения внутреннего рынка КНР. А если национальные предприятия не всегда могут обеспечить им поставки сырья и компонентов нужного качества, то значительная часть валюты уходит на импорт материалов.
Открытая внешнеэкономическая политика Китая реализуется в разнообразных формах. Активное развитие внешней торговли дополняется привлечением иностранного капитала в форме прямых, отчасти портфельных инвестиций в в ссудной форме. Расширяется использование техники и технологии из-за рубежа, поощряется производственная кооперация и научно-техническое сотрудничество. Реализация открытой политики идет по линии отстаивания своих позиций в международном разделении труда, поиска в нем новых ниш.
Основным элементом внешнеэкономических связей КНР является внешняя торговля. За период экономических реформ она развивалась высокими темпами – в среднем около 16 % в год. По мере роста внешней торговли наблюдалось постепенное усиление роли внешнего фактора в национальной экономике. За годы реформ экспортная квота страны выросла до 20 %. Товарный экспорт Китая дает до 80 % всех валютных поступлений. Доля промышленных изделий в экспорте поднялась с 50% в 1980 г. до 80 % в 1997 г. Зависимость китайской экономики от импорта также заметно выросла, до 19,6 % в 1992 г. Все эти показатели свидетельствуют о достаточно глубокой вовлеченности Китая в мирохозяйственные связи. Ведущими торговыми партнерами КНР являются Япония и США. Основное место в экспорте Китая в 90-е гг. занимают текстильные изделия и одежда, машинотехническая продукция. Доля готовой продукции в экспорте достигает 80 %. В импорте КНР преобладают машины, оборудование, транспортные средства, наукоемкая продукция. Углубление процессов регионализации и картелизации мировой экономики, усиление «нового» торгового протекционизма заставили Китай совершенствовать свою внешнеторговую политику. Во второй половине 90-х гг. он стремится сочетать элементы режима импортозамещения продукции новых для него отраслей промышленности (энергетика, транспорт, связь) со стратегией экспортной ориентации в текстильной, легкой, электронной промышленности. При этом поэтапно уменьшается государственный контроль над внешней торговлей, поощряется привлечение иностранных инвестиций.
5. Реформа налоговой системы
Заметные сдвиги происходили в финансовой системе управления. От системы отчислений от прибыли был совершен переход к налоговой системе. К 1991 г. сложилась система, действовавшая вплоть до 1994 г. В целом ее формировали около 40 видов налогов, обеспечивавших государству получение более 30 % всех финансовых доходов. Были представлены новые положения по шести видам налогов: на добавленную стоимость (НДС, взимаемый в сферах производства, оптовой и розничной торговли, а также при импортировании товаров и услуг. Базовая ставка НДС составляет 17 % для некоторых категорий товаров (основные продукты питания, электроэнергия, средства производства для сельского хозяйства) установлена льготная ставка в 13 %); на потребление, на хозяйственную деятельность, на доходы предприятий, на ресурсы, на добавленную к земле стоимость. Значительно сузилась сфера действия акцизного налога. Он теперь не взимается с импорта. Из числа подакцизных товаров были исключены сельскохозяйственные продукты, химическая, электротехническая и радиотехническая продукция (остались алкогольно-табачные изделия, машинные масла, предметы роскоши, автомобили и мотоциклы). В сфере услуг взимается налог на деловые операции. Был пересмотрен также закон о личном подоходном налоге.
Другим направлением реформы стало упорядочение межбюджетных отношений. Была отменена существовавшая с 1988 г. система территориального финансового подряда, в рамках которой доходы вышестоящих бюджетов должны были формироваться главным образом за счет отчислений из нижестоящих бюджетов. Она заменена двухканальной системой с четким разграничением источников доходов между бюджетами разных уровней. В общегосударственный бюджет должны перечисляться: подоходный налог с государственных предприятий центрального подчинения; налог на деловые операции, взимаемый на железнодорожном транспорте и финансовом секторе; акцизный налог; таможенные пошлины; НДС по импорту; 75 % суммы прочих поступлений от НДС; 75% поступлений от налога на добычу природных ресурсов; 50% поступлений от налога на операции с ценными бумагами. Зачислению в местные бюджеты подлежат: подоходный налог с государственных предприятий негосударственных секторов; подоходный налог с физических лиц; сельхозналог; налог на деловые операции во всех отраслях сферы услуг, кроме вышеперечисленных; налог на сделки с землей; гербовый сбор; 25 % поступлений от НДС и ресурсного налога и 50 % - от налога на операции с ценными бумагами.
Постепенно складывалась рыночная система ценообразования. В ходе экономической реформы в Китае сформировалось несколько важнейших рынков:
- рынок потребительских товаров, получивший наибольшее развитие;
- рынок средств производства;
- рынок трудовых услуг;
- фондовый рынок;
- валютный рынок;
- рынок прав собственности на землю.
Ускорение экономического развития в Китае жестко сопрягалось с необходимостью подъема жизненного уровня народа. Проблема социальной платы за реформы рассматривается в рамках согласования и субординации трех составляющих: реформа – экономический рост – социально-политическая стабильность. Все они должны быть взаимосвязаны, скоординированы, сбалансированы. За двадцатилетний период реформ между этими векторами возникли заметные противоречия, но все же основной тенденцией экономической реформы была направленность на рост жизненного уровня населения, достижение которого обеспечивало социальную базу реформ.
Заключение.
Успех китайских экономических реформ во многом связан с особенностями избранной тактики – постепенным осуществление реформ, асинхронностью экономических и политических преобразований, умелым их идеологическим обеспечением. В этом смысле позитивные наработки китайского опыта имеют универсальное значение. В то же время учитывать качественные отличия китайской экономики от экономик большинства европейских постсоциалистических стран. Незавершенный характер индустриализации сделал возможным в КНР формирование негосударственных укладов экономики не на базе КНР в последние два десятилетия были достигнуты высокие темпы экономического роста.
При очень высоких среднегодовых показателях экономического роста в КНР тем не менее он весьма неравномерен. Динамике роста свойственны циклические тенденции, а именно – колебания между резкими ускорениями роста и вспышками инфляции, с одной стороны, и дефляционными замедлениями экономического роста – с другой. Причины такой цикличности связаны с незавершенностью институциональных преобразований в экономике, в частности, с сохранением среды «мягких бюджетных ограничений» в государственном секторе и связанных с ним хозяйственных укладах.
Характерной чертой преобразований в Китае является тесная взаимосвязь внутренних экономических реформ и мер по активизации внешнеэкономических связей. Процесс либерализации внешнеторгового и инвестиционного режимов носит постепенный характер. Привлечение иностранного капитала в китайскую экономику многовариантно: используются различные организационные формы совместных предприятий, разнообразные типы свободных экономических зон, дифференцированные методы налогового стимулирования инвестиций.
Российско-китайская торговля после бума 1992-1993 гг. вступила в стадию стагнации. Ее росту препятствует узость сложившейся товарной структуры. Преодоление такой ситуации возможно за счет развития двустороннего инвестиционного сотрудничества, в которое были бы вовлечены крупные предприятия двух стран.
Как уже отмечалось, среди множества проблем социально-экономического развития страны, которые предстоит решать в ближайшие годы китайским реформаторам, первоочередными являются две: модернизация сельского хозяйства и радикальное реформирование государственных промышленных предприятий. Решение этих двух ключевых взаимосвязанных проблем должно способствовать вхождению в систему рыночных механизмов, что, в свою очередь, даст мощный долговременный стимул росту промышленности и сельского хозяйства.
Список использованной литературы :
1. Булатов А.С. Мировая экономика. Москва 1999 год (страницы 613, 617, 620, 628, 640);
2. Колесов В.П., Осьмова М.Н. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Москва 2000 год. Издательство «Флинта» (страницы 335, 337-340, 343-344, 347-351);
3. Халевинская Е.Д. Мировая экономика. Москва 2000 год. (страницы 213-216, 218-219);
4. Статья Экономика Китая. Китай во внешнеэкономической деятельности. Раздел Мировая экономика и торговля (электронная версия);
5. Чжоу Синьчэн. Экономическая реформа в Китае: достижения и задачи. Раздел Зарубежный опыт. (электронная версия).