Экономические законы товарного производства

СОДЕРЖАНИЕ: Институт экономики, управления и права (г. Казань) Набережночелнинский филиал Факультет менеджмента Кафедра экономической теории Экономические законы товарного производства

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

Набережночелнинский филиал

Факультет менеджмента

Кафедра экономической теории

Экономические законы товарного производства

(курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория»)

Исполнитель: студентка 1 курса

Научный руководитель: ассистент Гатина Р.Р.

Набережные Челны – 2008

Содержание

Введение 3

1. Теоретические основы товарного производства 6

1.1. Основа развития общества — товарное производство.

Марксистская теория 9

2. Экономические законы 11

2.1. Общее определение понятия экономические законы 11

2.2. Закон стоимости 13

2.3. Закон спроса и предложения 21

2.4. Другие законы товарного производства 22

Заключение 25

Список использованной литературы 27

Введение

Жизнь человечества сложна, многообразна и противоречива. Чтобы выжить в современном мире, человек должен работать, окружающие его вещи в своем естественном состоянии не могут удовлетворить его потребности. Человек меняет форму, состояние и местонахождение объектов природы, занимаясь производством материальных благ, необходимых для развития общества. Все это требует знания элементарных законов экономики.

Экономические законы выполняют определенные функции, определяющим образом связанные с общественным развитием. При этом функции каждого из законов специфичны, как специфичны выражаемые ими устойчивые, существенные и прочные связи между явлениями экономики. Вместе с тем, вся совокупность экономических законов вводит экономическую жизнь общества, развивающегося в рамках каждой данной экономической системы, в определенное объективно обусловленное русло, в чем состоит ее главная функция.

Рынок, основа современной экономики, в процессе своего функционирования опирается на действие экономических законов. Механизм его определяют два важнейших экономических закона – закон стоимости и закон спроса и предложения.

Английская классическая и марксистская экономическая наука в лице А. Смита, Д. Рикардо и К. Маркса основным законом товарного производства считала закон стоимости. Открытие классиками этого закона составило целую эпоху в развитии человеческой цивилизации. К сожалению, в современной экономической науке, в особенности российской, этому закону не уделяется должного внимания. Между тем, принцип «невидимой руки», о котором так много говорят в современной России, А. Смит увязывал с действием закона стоимости. (11, с. 62).

Экономические законы на протяжении столетий в условиях различных общественных формаций функционировали стихийно, наподобие законов природы. Общественные катаклизмы потрясали человечество, приводили к колоссальным социальным и экономическим потерям. Особенно ярко это проявлялось в кризисах перепроизводства. После экономического кризиса 1929-1933 гг., охватившего весь мир, человечество в определенной мере научилось регулировать экономические процессы на основе познания экономических законов. Это проявилось в изменении характера экономических кризисов, в нейтрализации их негативных последствий для населения и для производства.

Неразработанность целого комплекса вопросов, многовариантность их решения, отсутствие точной методики анализа эффективности производства во взаимодействии с механизмом использования экономических законов во времена кризиса, все это определяет актуальность выбранной темы курсовой работы. Сегодня, в условиях нового надвигающегося финансового кризиса, эта тема особенно актуальна. Знание важнейших экономических законов и применение их на практике поможет «остаться на плаву», успешно преодолеть все негативные воздействия или хотя бы выйти из кризиса с минимальными потерями. Учет объективных экономических законов — непременное условие успешной хозяйственной деятельности.

Цель данной курсовой работы — построение логической системы критериев оценки эффективности экономических законов, определение, систематизация её форм, разработка теоретических принципов критериев оценки эффективности экономических законов в соответствии с познавательной и практической функциями экономической теории, а также, научиться самостоятельно проводить научные исследования, обобщать полученные знания, выдвигать и защищать собственные суждения.

Для достижения указанной цели в курсовой работе ставились следующие задачи:

1. Дать определение сущности товарного производства как экономической основы в современных условиях.

2. Исследовать формы товарного производства.

3. Построить логическую систему экономических законов товарного производства.

4. Изучить теоретические основы законов.

При изучении данной темы использовались общетеоретические методы абстракций и обобщений, математический, логический и социологический инструментарии, исторический и сравнительный анализ. А также, было использовано множество литературных источников, как отечественных, так и переведенных с других языков, в том числе и трудов, написанных величайшими экономистами, таких как А. Смит, К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Маршалл и др.

1. Теоретические основы товарного производства

Товарное производство — форма общественного производства, при которой продукты производятся не для собственного потребления, а для обмена; возникает на основе общественного разделения труда, ведётся экономически обособленными производителями. Обладает следующими специфическими признаками, которые предопределяют: что создавать, как использовать для этого факторы производства и для кого предназначаются продукты.

Во-первых, производство товаров, основано на общественном разделении труда, которое складывается между отдельными хозяйственными единицами. Его развитие предполагает прогресс производства: рост квалификации и умения работников, а также изобретение машин, которые облегчают и сокращают труд, позволяют одному человеку выполнять работу нескольких. Увеличение выпуска благ на специализированном предприятии создает возможность и необходимость обменивать излишнее их количество на большую массу других полезных вещей.

А. Смит на простом примере так объяснил значение разделения труда для подъема благосостояния всех единоличных собственников. «Каждый работник может располагать значительным количеством продуктов своего труда сверх того количества, которое необходимо для удовлетворения его собственных потребностей; и поскольку все остальные работники находятся точно в таком же положении, он оказывается в состоянии обменивать большое количество своих продуктов на большее количество изготавливаемых ими продуктов...» (11, с. 48).

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что товарное хозяйство дает широкий простор всеобщему экономическому закону разделения труда. В соответствии с этим законом экономика прогрессирует вследствие всё большей качественной дифференциации трудовой деятельности. В итоге возникает несколько форм разделения труда:

а) международное (между странами);

б) общее (между крупными отраслями народного хозяйства: земледелием, промышленностью и т.д.);

в) особенное (деление внутри крупных отраслей на подотрасли, виды производства на отдельных предприятиях);

г) единичное (внутри предприятий — на разные их подразделения).

Разумеется, единичная дифференциация труда на предприятии, связанная с незавершенным изготовлением какой-то части готового продукта, не может порождать товарного обмена. Такой обмен — следствие других видов разделения труда: международного (внешняя торговля), а также общего и особенного (внутренняя торговля).

Во-вторых, товарное хозяйство является открытой системой организационно-экономических отношений. Здесь работники создают полезные продукты не для собственного потребления, а для продажи их другим людям. Весь поток новых вещей выходит, как правило, за пределы каждой производственной единицы и устремляется на рынок для удовлетворения спроса покупателей.

В-третьих, товарному хозяйству присущи косвенные связи между производством и потреблением. Они развиваются по формуле: производство — обмен — потребление. Изготовленная продукция сначала поступает на рынок для обмена на другие изделия (или на деньги) и лишь затем попадает в сферу потребления. Рынок подтверждает или не подтверждает необходимость изготавливать данную продукцию для продажи. Именно через рыночный обмен устанавливаются экономические отношения между производителями и потребителями товаров. Следовательно, развитие разделения труда, открытость и рыночный характер хозяйственных связей сняли те преграды для прогресса экономики, на которые обрекало ее натуральное хозяйство.

В товарном хозяйстве общественный труд также должен каким-то образом учитываться и в определенных пропорциях распределяться между различными отраслями. Но здесь уже нет никого, кто бы прямо, сознательно и планомерно этим занимался. Поэтому и труд не может быть здесь выражен прямо и непосредственно в своей естественной форме — в форме рабочего времени. Задача такого учета и распределения падает тут на долю обмена, и общественный труд, затраченный на производство продукта, выражается лишь косвенно и при помощи обмена. Общественный труд, заключенный в каком-нибудь товаре, выражается здесь не прямо и абсолютно — в рабочих часах, но косвенно и относительно — в других вещах, на которые он обменивается. Вместо того чтобы установить, что, например, в паре сапог заключено 5 часов общественного труда, или 1 пара сапог = 5 рабочим часам, мы можем здесь сказать только, что в паре сапог заключено столько же труда, сколько, например, в 5 центнерах хлеба, или 1 пара сапог = 5 центнерам хлеба. Труд здесь определяется только относительно и путем обмена.

На место продукта и непосредственной трудовой затраты в этом хозяйстве выступают товар и меновая стоимость как особый «общественный способ выражать труд, потраченный на приготовление вещи» (7, т. 25, ч. 1, с. 197).

Благодаря этому особому, косвенному способу выражения затраченного на производство общественного труда, и самый труд превращается из простой, непосредственно выражаемой трудовой затраты в трудовую стоимость, т. е. в такую трудовую затрату, которая выявляется лишь относительно, только через посредство обмена и лишь в форме меновой стоимости товаров.

Товарное хозяйство может существовать только на основе закона стоимости. Прежде всего, «обмен продуктов как товаров представляет определенный метод обмена труда, зависимости труда одного от труда другого» (7, т. 25, ч. 1, с. 200). А без такого взаимного обмена труда и без взаимной зависимости и связи трудящихся никакое общество, основанное на разделении труда, немыслимо.

Подведем итог. Исходя из вышесказанного, товарное производство является важнейшим фактором мировых экономических отношений и отношений в обществе, а именно:

1. Товарное производство обслуживает самые разные социально-экономические системы.

2. Всякий продукт товарного производства имеет непременное свойство — полезность, то есть удовлетворяет какие-либо потребности людей.

3. Рост объемов товарного производства приводит к увеличению рабочих мест, снижению стоимости товара, а, соответственно, к увеличению благосостояния общества.

4. Увеличение выпуска товаров создает возможность и необходимость обменивать излишнее их количество на большую массу других полезных вещей.

5. Товарное производство является основой существования и развития общества.

1.1. Основа развития общества — товарное производство

Марксистская теория

Существенное влияние на формирование взглядов многих представителей экономической науки оказала концепция материалистического понимания истории, основополагающие принципы которой были разработаны Карлом Марксом (1818 — 1883).

Исходные положения концепции состоят в том, что основой существования и развития общества является материальное производство и те изменения, которые обусловлены сдвигами в сфере производства, прогрессом производительных сил.

Формы производства имеют свою специфику. С развитием производства создаются новые общественные отношения. Совокупность производственных отношений, материальный базис общества определяют формы сознания, юридическую и политическую надстройку общества. Право, политика, религия

управляются базисом; взаимосвязь между двумя сторонами общественного организма необычайно сложна и противоречива.

Действующие в обществе социологические законы выражают принцип соответствия между производительными силами и производственными отношениями, а также между идеологической и политической надстройкой и базисом. Принцип соответствия между уровнем развития производства и формой организации общества объясняет, почему происходят перемены в общественных отношениях: производственные отношения становятся тормозом развития производительных сил и должны быть преобразованы революционным путем. «С изменением экономической основы, — писал К. Маркс, — более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке» (7, т. 21, ч. 3, с. 185).

Теоретическая концепция Маркса выглядит весьма логично. Ее воздействия не избежали многие экономисты, историки, естествоведы, в том числе крупные представители теоретической мысли Запада.


2. Экономические законы

2.1. Общие определения понятия экономические законы

Как утверждал известный английский экономист А. Маршалл, экономические законы — это выражение общественных тенденций, «обобщение, гласящее, что от членов какой-либо социальной группы при определенных условиях можно ожидать определенного образа действий» (8, с. 291).

В литературе мы находим следующее определение экономического закона:

Экономический закон – это существенное, необходимое, устойчивое отношение в экономических явлениях и процессах, определяющее их развитие.

Экономические законы — это законы общественных действий людей. Они выражают сущность производственных отношений, устойчивые, постоянно повторяющиеся связи в развитии экономических процессов и проявляются через повседневную деятельность людей в сфере хозяйствования как такового, но и в правовой, идеологической и политической сфере. Ни какими нормативными актами и идеологическими установками нельзя заставить частного товаропроизводителя работать себе в убыток. Взаимодействиями с другими товаропроизводителями он просто обязан добиваться возвращения своих затрат на создание или продвижение экономического блага с прибылью. При том не меньшую по сравнению с другими. В противном случае он окажется неконкурентоспособным и разорится.

В соответствии с данным определением, можно относиться к экономическому закону как к особому объективному явлению и изучить его сущность, содержание, структуру (форму) и условия действия и проявления.

Сущность экономического закона заключается в выражении существенной связи способа производства, то есть конкретизация сущности закона непосредственно связана с раскрытием существа этой связи, которая является причинно-следственной связью, одна сторона которой обуславливает другую.

Экономические законы объективны — они не зависят от воли и желаний людей. Невозможно в силу чьих-либо субъективных предпочтений отменить или ограничить действие экономических законов, заменить их другими и т. д. Однако, будучи объективными, экономические законы познаваемы. Выявив их объективные требования, общество в целом и отдельные люди могут осуществлять хозяйственную деятельность, понимая, что возможно, а что принципиально не достижимо в рамках данной экономической системы. В связи с этим формируется рациональная основа для определения экономических целей и средств их достижения.

Экономические законы представляют собой сложную систему. Как правило, выделяют общие экономические законы — такие, которые действуют во все исторические эпохи, в любой экономической системе, и такие экономические законы, действие которых ограничено некоторыми историческими рамками. К общим экономическим законам относятся закон пропорциональности, закон роста производительности общественного труда, закон возвышения потребностей и др. Терминологическая характеристика законов второй группы разнообразна — их именуют особыми, особенными, специфическими и т. д.

Экономические законы не обязательно проявляются в каждом отдельном случае, в каждой хозяйственной операции; действие законов обнаруживает себя во всей массе, в системе экономических отношений. Устойчивая тенденция, воплощающая проявление одного или сразу нескольких экономических законов, называется закономерностью. Будучи познаны, объективные экономические законы находят отражение в системе теоретического знания в форме законов экономической науки. Законы науки характеризуют взаимосвязь между категориями, а через ее посредство — и взаимосвязь явлений и процессов хозяйственной практики.

По своему содержанию экономический закон носит диалектический характер. Элементами содержания закона выступают:

1. стороны причинно-следственной связи;

2. сам процесс взаимодействия между данными сторонами;

3. формы взаимодействия между ними;

4. результат этого взаимодействия.

Усложнение экономической жизни и переплетение хозяйственных связей, увеличение воздействующих факторов приводят к тому, что традиционные экономические законы модифицируются и нейтрализуются, проявляясь как тенденции развития данного периода или конкретной исторической эпохи.

В обществе действует система экономических законов. Они взаимосвязаны между собой. Различают следующие экономические законы:

1. Всеобщие законы — действующие на всех ступенях развития человеческого общества, во всех общественно-экономических формациях:

а) Законы возвышающихся потребностей;

б) Законы общественного разделения труда;

в) Законы повышения производительности труда и др.

2. Общие экономические законы действуют при наличии общих социально-экономических условий (товарно-денежные отношения):

а) Законы стоимости;

б) Законы спроса и предложения;

в) Законы денежного обращения и. др.

Далее рассмотрим подробнее некоторые экономические законы.

2.2. Закон стоимости

Рыночная экономическая система (как и всякая другая система) обладает свойством внутренней целости, которое позволяет ей сохранять себя во взаимодействии с внешней средой и саморазвиваться. Система — это объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов и явлений. Саморазвитие системы и взаимодействие ее элементов совершается по определенным законам.

Закон стоимости — объективный экономический закон товарного производства, регулирующий обмен товаров в соответствии с количеством затраченного на их производство общественно необходимого труда, т. е. по их общественной стоимости.

Закон стоимости предполагает формирование у каждого отдельного товаропроизводителя индивидуальных затрат труда и ресурсов и, соответственно, формирование индивидуальной стоимости и индивидуальной цены, однако рынок признает не эти индивидуальные стоимости и, соответственно, цены, а стоимости и цены общественные, рыночные, в основе которых лежат общественно необходимые затраты труда.

Закон стоимости имеет объективный характер, однако, эту объективность нельзя понимать в том смысле, что никакие внешние факторы не в состоянии влиять на рыночные цены. Конкретные формы и уровни рыночных цен испытывают на себе влияние самых различных факторов, а не только влияние общественно необходимых затрат труда.

Закон стоимости есть закон цен, ибо внешней формой проявления стоимости являются цены. Стоимость – это содержание рыночных отношений между участниками рынка, цена – форма этого содержания. Закон стоимости и внутриотраслевая конкуренция формируют отраслевые уровни рыночных цен. Индивидуальные цены могут не совпадать с отраслевым уровнем цен, поэтому товаропроизводители одной отрасли получают различные величины прибыли на единицу капитала. Закон стоимости и межотраслевая конкуренция формируют межотраслевые рыночные цены производства. Товаропроизводители различных отраслей получают на единицу капитала различные величины прибыли, что ведет к переливу капитала и формированию цен производства, которые обуславливают получение равной прибыли на равные капиталы.

Сумма цен производства в масштабе общества равна сумме стоимостей, перераспределение стоимости в результате перелива капитала отражает учет затрат капитала, однако общий уровень цен производства и их изменение в конечном счете предопределяются уровнем и изменением рыночной стоимости, уровнем и изменением общественно необходимых затрат труда.

В условиях товарного производства, основанного на частной собственности на средства производства, когда в обществе господствует анархия и конкуренция, закон стоимости выступает как стихийный регулятор всего общественного производства. Регулирующий механизм закона стоимости заключается в колебании цен, в их отклонении от общественной стоимости в результате конкурентной борьбы, под влиянием спроса и предложения. Превышение рыночной цены над стоимостью стимулирует рост предложения, а, следовательно, — увеличение производства товаров. Отклонение рыночной цены ниже стоимости вызывает сокращение производства товаров. «Каким бы образом ни устанавливались и ни регулировались первоначально цены различных товаров по отношению друг к другу, движение их подчиняется закону стоимости» (7, т. 25, ч. 1, с. 194). Когда уменьшается рабочее время, затрачиваемое на производство товара, цены падают, когда оно увеличивается — повышаются при прочих равных условиях и цены. Рыночная стоимость товаров является «центром тяготения», вокруг которого колеблются цены. Стихийное колебание цен вокруг стоимости неизбежно вызывает разорение основной массы средних и мелких товаропроизводителей, превращение их в лишённых средств производства пролетариев, вынужденных наниматься к владельцам предприятий. В то же время небольшое число товаропроизводителей обогащается и превращается в капиталистов, эксплуататоров чужого труда. Те товаропроизводители, индивидуальные затраты которых оказываются выше общественно необходимых, разоряются, те, у кого ниже, — обогащаются. Положение товаропроизводителей, имеющих индивидуальные затраты на уровне общественно необходимых, неустойчиво: с прогрессом производительных сил и, следовательно, со снижением общественно необходимых затрат труда, они, как правило, разоряются. Закон стоимости в частном товарном производстве приводит к расслоению товаропроизводителей. В условиях стихийного товарного хозяйства закон стоимости играет большую роль в росте и совершенствовании производства, повышении производительности труда, в снижении стоимости товаров, ибо его действие побуждает товаропроизводителей к снижению индивидуальных затрат труда по сравнению с общественно необходимыми. Стихийное действие закона стоимости ведёт к обострению антагонистических противоречий товарного хозяйства. При капитализме закон стоимости модифицируется в закон цены производства. «Так как совокупная стоимость товаров регулирует совокупную прибавочную стоимость, а эта последняя регулирует — как общий закон, управляющий колебаниями, — высоту средней прибыли, а, следовательно, общую норму прибыли, то, очевидно, закон стоимости регулирует цены производства» (7, т. 25, ч. 1, с. 197).

При социализме, экономическую основу которого составляет общественная собственность на средства производства, закон стоимости действует в новых условиях; он подчинён системе экономических законов социализма и планомерно используется обществом, в силу чего меняются содержание и формы его проявления. Этот закон не является регулятором общественного производства. Действие его проявляется прежде всего в необходимости стоимостной формы учёта затрат труда, поскольку при социализме сохраняются товарно-денежные отношения. Через установление плановых цен предприятия ориентируются на общественно необходимые затраты труда и стимулируется снижение этих затрат. Планомерно используя закон стоимости, социалистическое общество исходит из народно-хозяйственной эффективности производства. Распределение общественного труда и средств производства между отраслями осуществляется с целью достижения наиболее полного удовлетворения материальных потребностей и всестороннего развития всех членов общества. Закон стоимости используется социалистическим обществом и для ускорения технического прогресса, который обеспечивается тем, что в руках народного государства централизуется подавляющая часть прибавочного продукта. Система ценообразования связана с рациональными отклонениями цены от стоимости, что отражает объективную необходимость действия закона стоимости, поскольку всё производство и распределение происходят планомерно, изменения величины стоимости, вызываемые сдвигами в производительности труда, сами по себе не регулируют пропорции в народном хозяйстве. Социалистическое общество определяет пропорции народного хозяйства, прежде всего исходя из основного экономического закона социализма и закона планомерного, пропорционального развития. Общество учитывает, что величина стоимости лежит в основе цен товаров, а цены оказывают стимулирующее воздействие на производство. Однако закон стоимости не противостоит планомерности, а является элементом планомерной экономики, ибо сама стоимость складывается под регулирующим воздействием общества. Роль закона стоимости, так же, как и товарно-денежных отношений, исторически ограничена. С исчезновением товарно-денежных отношений, с переходом общества к учёту общественного труда непосредственно в рабочем времени исчезнет закон стоимости.

Подведем предварительный итог. Сущность закона стоимости состоит в том, что в товарном производстве основу пропорций обмениваемых товаров определяет рыночная стоимость, величину которой, в свою очередь, предопределяют общественно необходимые затраты труда.

Закон стоимости выполняет следующие функции:

Первая функция — осуществление учета общественного труда через формирование общественно необходимых затрат труда.

Вторая функция состоит в том, что закон обеспечивает распределение труда между различными сферами производства. Через механизм колебаний рыночных цен вокруг стоимости происходят перелив и перемещение факторов производства из одних отраслей национальной экономики в другие, регулируется соотношение между выпуском различных товаров.

Третья функция — стимулирующая. Закон стоимости стимулирует снижение производственных затрат. Если индивидуальные затраты труда превышают общественно необходимые, то для того, чтобы не разориться, товаропроизводитель обязан снижать величину этих затрат. Предприниматели стремятся производить продукцию с меньшими индивидуальными затратами труда, что при данных ценах обеспечивает ряд экономических преимуществ — ускорение реализации товаров, больший доход и прибыль. А, как известно, прибыль — объективный стимул развития производительных сил на базе ускорения научно-технического прогресса.

Четвертая функция — распределительная, когда с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение общественного продукта между регионами, предприятиями.

Пятая функция закона стоимости заключается в том, что на его основе происходит дифференциация товаропроизводителей. Индивидуальные затраты труда у товаропроизводителей неодинаковы. При продаже товаров товаропроизводители, у которых они ниже общественно необходимых, окажутся в выгодном положении — получат дополнительный доход. И наоборот, те из них, у кого индивидуальные затраты выше общественно необходимых и они не в состоянии возместить свои затраты труда, несут убытки, нередко подвержены банкротству, разоряются.

Таким образом, закон стоимости:

1. Стимулирует тех производителей, у которых индивидуальные затраты труда ниже общественно необходимых.

2. Обуславливает дифференциацию товаропроизводителей в зависимости от соотношения их индивидуальных трудовых затрат с общественно необходимыми.

3. Стимулирует снижение затрат.

4. Регулирует распределение труда по сферам производства.

5. Проявляется как закон цен — в основе цен лежит стоимость. Его функции осуществляются как при равенстве цены со стоимостью, так и при их расхождении.

6. Создаёт основы стоимостного или рыночного механизма регулирования пропорций производства.

Самое главное, что нужно всегда и непременно иметь в виду, когда мы говорим о законе стоимости и связанных с ним явлениях, — это то, что они являются отличительными особенностями товарного хозяйства и только в нем и имеют место.

Закон стоимости является законом равновесия товарного хозяйства, ибо только при соблюдении его, т. е. при обмене товаров по их стоимости, имеется пропорциональное распределение производительных сил и тем самым достигается равновесие между различными отраслями производства. «Форма, в которой проявляется пропорциональное распределение труда при таком общественном устройстве, когда связь общественного труда существует в виде частного обмена индивидуальных продуктов труда, — эта форма и есть меновая стоимость этих продуктов» (7, т. 23, ч. 2, с. 134). Но, так как, пропорциональное распределение труда и равновесие общественного производства необходимо для самого существования общества, то, следовательно, закон стоимости есть закон существования товарного хозяйства.

Не следует только никогда упускать из виду, что равновесие в товарном хозяйстве не представляет собою чего-то устойчивого и постоянного. Производители здесь не знают друг о друге, в обществе царит неупорядоченность или, как говорят, анархия производства. Понятно поэтому, что вскоре же после того, как равновесие в нем установится, оно вновь будет нарушено. Более того: в товарном хозяйстве нарушение равновесия общественного производства, т.е. факт, который сам по себе кажется ненормальным, является единственно возможным способом поддержания этого равновесия. Ведь только отклонения цен от стоимости вверх и вниз, т. е. нарушения равновесия, служат для производителей сигналом о том, в какую отрасль им следует направить свой труд, чтобы потребности общества были удовлетворены, т. е. чтобы необходимое равновесие установилось. Цены постоянно колеблются, но все время вокруг стоимости, равновесие постоянно нарушается, но для того чтобы вновь установиться. Такова особенность самого равновесия в товарном хозяйстве, сводящаяся к его неустойчивости и шаткости.

Закон стоимости является и законом развития товарного хозяйства. Благодаря тому, что стоимость товаров определяется общественно-необходимым трудом, все производители стремятся и оказываются, вследствие взаимной конкуренции, вынужденными все время развивать производительность своего труда. Но это означает рост производительных сил всего общества, т. е. его движение вперед, его экономическое развитие. Без такого побудительного мотива, который создается действием закона стоимости, экономическое — а с ним вместе и всякое иное — развитие общества было бы при товарном хозяйстве невозможно.

Сущность закона стоимости сводится к определению стоимости товаров общественно-необходимым трудом. Он проявляется как закон цен и его действие напоминает движение маятника: с повышением цены деятельность предпринимателя становится более активной, понижается цена — товаропроизводитель оказывается вынужденным свертывать производство и принимать меры к сокращению своих затрат, к удешевлению производства. Как крайность — он бывает вынужденным покинуть данную сферу приложения капитала и своих усилий. Тогда приток данного блага на рынок уменьшается и при прежнем объеме спроса цена снова пойдет вверх. Следовательно, закон стоимости, действуя в общей системе экономических законов через поведение людей, обеспечивает равновесие в хозяйственной деятельности.

Действие закона стоимости нельзя абсолютизировать, ибо его роль в рыночной системе хозяйствования имеет ограниченный характер. Этот закон достаточно убедительно объясняет экономические мотивы поведения товаропроизводителя, продавца. Но, оставаясь в рамках действия только этого закона, трудно, а в ряде случаев невозможно объяснить экономическое поведение другого субъекта рынка – покупателя, потребителя. В самом деле: товаропроизводитель при продаже своего товара хотел бы продавать его по такой цене, которая полностью возместила бы все его затраты и принесла максимум прибыли. Следовательно, вся логика его поведения предопределена требованиями закона стоимости. В ином положении оказывается потребитель товара: покупателя мало или вовсе не интересуют затраты производителя на данный товар, его экономический интерес в том, чтобы цена была низкой, качество товара высоким. Но, самое главное в том, что покупатель ценит или не ценит потребительские качества товара, его полезность, нужность или ненужность его для себя. Поведение этого субъекта рынка требованиями закона стоимости объяснить невозможно. Здесь требуется знание другого закона рынка – закона спроса и предложения.

2.3. Закон спроса и предложения

Фактически, закон спроса звучит так: чем цены выше, тем спрос ниже и наоборот, чем цены ниже, тем спрос выше. Таким образом, главным фактором который оказывает влияние на спрос, является цена.

На спрос также оказывают влияние неценовые факторы:

1. Доходы

2. Наличие данного товара на рынке (дефицит)

3. Психология покупок и вкусы потребителей

4. Эффекты ожидания: рост или снижение цен

5. Наличие на рынке товаров-заменителей (субститутов)

6. Наличие на рынке дополняющих друг друга товаров (комплементарных).

Все неценовые факторы рассматриваются в экономике не в динамике, а в статике, т.е. постоянными. Это означает, что ни один из этих факторов не может оказать на спрос такого решающего влияния как цена. Поэтому употребляется термин «при прочих равных условиях».

Однако спросу «противостоит» такое понятие как «предложение».

Предложение — это обобщающий термин, характеризующий поведение фактических и потенциальных продавцов товара.

Объем предложения товара — это количество товара, которое продавцы желают продать за определенный период (например, день или год). Объём предложения зависит от цены товара и других факторов, прежде всего от цен используемых в производстве ресурсов и имеющихся в распоряжении продавцов производственных технологий.

Термины «спрос» и «предложение» характеризуются теорией спроса и предложения. Суть этой теории сводится к следующему — стоимость, или цена товара определяется не затраченным на его производство трудом, а исключительно спросом и предложением. Согласно этой теории, если спрос превысит предложение, то стоимость товара повысится, а когда увеличится предложение при неизменном спросе, стоимость товара уменьшится. Сторонниками теории спроса и предложения были французский экономист Ж. Б. Сей и английский экономист Г. Д. Маклеод. Математическое выражение теории спроса и предложения встречается у Л. Вальраса. Этой теории придерживались также представители австрийской школы — К. Менгер, Э. Бём-Баверк, Ф. Визер. Английский экономист А.Маршалл пытался соединить теорию спроса и предложения с теорией предельной полезности и теорией издержек производства. (8, с. 295). Американский экономист П. Самуэльсон это соединение называл оптимистическим неоклассическим синтезом (10, с. 98).

2.4. Другие законы товарного производства

Закон денежного обращения — закон, определяющий количество денег, необходимых для обращения, равное сумме цен товаров, деленной на число оборотов одноименных денежных единиц. Он выражает объективную связь между количеством бумажных денег, находящихся в обращении, и уровнем цен. Закон гласит, что покупательная способность денег прочна, если их количество соответствует потребностям рынка в определенной массе денег. Эта масса прямо пропорциональна сумме цен на товары и платные услуги и обратно пропорциональна скорости обращения денег.

Закон возрастающих вмененных издержек — закон, согласно которому по мере увеличения объема производства, выпуска продукции сверх некоторого уровня вмененные, предельные издержки производства каждой новой единицы продукта возрастают.

Закон убывающей отдачи — закон, в соответствии с которым сверх некоторых фиксированных значений факторов производства предельный продукт при изменении любого из переменных факторов, влияющих на объем производства, будет уменьшаться по мере роста масштабов вовлечения этого фактора.

Закон накопления гласит, что часть выручки от хозяйственной деятельности необходимо направлять на расширение ее масштабов, на инвестиции. Если все пустить на потребление, то неизбежно затормозится или даже остановится экономический рост. Без накопления, обеспечивающего расширенное воспроизводство, фирма или даже страна потеряет устойчивость и конкурентоспособность, будет повержена другими конкурентами.

Закон производительной силы труда выражается в том, что благодаря развитию производительных сил общество сокращает общественно необходимые затраты труда на изготовление различных продуктов, предназначенных для личного или общественного потребления. По мере накопления людьми опыта, знаний, раскрытия законов природы, овладения ими и их использования происходит последовательное повышение производительности труда.

Закон общего макроэкономического равновесия гласит, что использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы, т. е. существует совокупная пропорциональность между:

— ресурсами и их использованием;

— факторами производства и результатами их использования;

— совокупным производством и совокупным потреблением;

— совокупным предложением и совокупным спросом;

— материально-вещественными и финансовыми потоками.

Следовательно, макроэкономическое равновесие предполагает стабильное использование их интересов во всех сферах национальной экономики.

Закон эффективности производства — сложная социально-экономическая категория воспроизводства, отражающая процесс развития производительных сил в тесном контакте с производственными отношениями. Это отношение между ценностями благ, которые произведены, и ценностями благ, от производства которых пришлось отказаться ввиду их большей альтернативной стоимости.

Закон конкуренции гласит, что в условиях существования многих хозяйственных субъектов, которые действуют независимо друг от друга, каждый из них стремится реализовать свой экономический интерес — получить доход (прибыль) при разных затратах производства и отличиях потребительских стоимостей.

Формой проявления экономического закона конкуренции является борьба за выживание, за получение места на рынке, за привлечение внимания потребителей к своей продукции. Усовершенствование производства происходит благодаря достижениям научно-технического прогресса, снижению затрат производства, достижению высокой нормы прибыли.


Заключение

Итак, экономические законы выступают как господствующая тенденция социально-экономического развития общества. Они проявляются не в каждом отдельном явлении или процессе, а во всей их совокупности на достаточно длинных отрезках времени. Они не являются демоническими повелителями, превращающими людей в покорных слуг, они определяют общую логику экономического развития. Люди не бессильны перед этими экономическими законами, не лишены своих интересов и активной инициативности в их реализации. Законы не зависимы от воли и сознания людей, но не от их деятельности. Это законы производственно-хозяйственной деятельности людей, общественных действий, и они имеют место только в человеческом обществе. Познав экономические законы и осуществляя свою производственно-хозяйственную деятельность в их русле, люди добиваются высоких результатов в своей деятельности, идущая же в разрез с ними деятельность приносит трудности. Учет экономических законов — непременное условие успешной хозяйственной деятельности.

По Марксу, в основе стоимости лежит только один производственный фактор — труд работников. Иной позиции придерживаются современные экономисты. Они в той или иной степени разделяют концепцию, согласно которой в основе стоимости лежит не один, а несколько производственных факторов — труд, капитал (средства производства), природный фактор (земля), предпринимательские способности. В соответствии с этим признается, что стоимость, во-первых, формируется всеми факторами, во-вторых, распадается на доходы.

Проблема стоимости может и должна решаться не на противопоставлении, а путем согласования, сочетания подходов. При определении ценностей товара важно учитывать как затраты (труд, рабочее время), так и результаты (количество и качество полезности), их взаимодействие.

По мере формирования мирового рынка действие закона стоимости распространяется и на мирохозяйственные связи. Здесь национальные стоимости выступают как индивидуальные, из которых образуются интернациональные. Страна с высокой производительностью труда имеет низкие индивидуальные затраты труда и при продаже товаров по интернациональной стоимости получает дополнительную прибыль, а с высокой индивидуальной стоимостью — проигрывает. Однако это не означает, что стране с низкой производительностью труда внешнеторговые связи невыгодны. Они целесообразны, если она получает товары дешевле, чем могла бы сама их производить. Здесь важна не столько сама по себе величина стоимости товаров, сколько соотношение национальной и интернациональной стоимостей экспортируемых и импортируемых товаров.

Влияние закона стоимости в рыночной системе хозяйствования проявляется, в конечном счете, в том, что этот закон выступает как своеобразная «невидимая рука», которая направляет производителя к своей цели – получению личной выгоды, удовлетворению собственного интереса. В этой связи А. Смит писал: «Каждый отдельный человек постоянно старается найти наиболее выгодное приложение капитала, которым он может распоряжаться… Но всякий человек употребляет капитал на поддержку промышленности только ради прибыли, поэтому он всегда будет стараться употребить его на поддержку той части промышленности, продукт которой будет обладать наибольшей стоимостью и обмениваться на наибольшее количество денег или других товаров». (11, с. 63).


Список использованной литературы

I Основная литература:

1. Базылев Н.И., Гурко С.П., Экономическая теория. / М., 2004

2. Барр Р., Политическая экономия: в 2-х т. Перев. с франц. / М.:

Международные отношения, 1994

3. Ермишин П.Г., Основы экономической теории. / М., 1999

4. Клюня В.Л., Зеленкевич М.Л., Черченко Н.В., Основы экономической

теории: Учебное пособие. / Мн.: Экоперспектива, 1997. — 336 с.

5. Кураков Л.П., Кураков В.Л., Основы экономики: Учебное пособие. / М.:

Гелиос, 2000. — 560 с.

6. Лемешевский И.М., Теория национальной экономики. / Мн.: 1994

7. Маркс К., Энгельс Ф., Сочинение, 21-25 т., 2 изд. / М.: Полиздат, 1988

8. Маршалл А., Принципы экономической науки: в 3-х т. Перев. с англ. / М.:

Прогресс, 1993

9. О системе категорий и законов политической экономики. / Под ред.

Цаголова Н.А. / М.: Издательство Московского университета, 1973

10. Самуэльсон П., Экономика: в 2-х т. / М.: Машиностроение, 1997

11. Смит А., Исследование о природе и причинах богатства народов. / М.:

Соцэкгиз, 1962

12. Экономика. Учебник./ Под ред. Булатова C. / М.: Юристъ, 2001

13. Экономическая теория: Учебник для вузов. / Под ред. Добрынина А.И.,

Тарасевича Л.С. / СПб.: Питер, 2002. — 542 с.

14. Экономическая теория: Учебник для вузов. / Под ред. Романова А.Н.,

Николаевой И.П., Клочкова В.В. / М.: Финстатпром, 1999

II Периодические издания:

1. Бизнес-Класс, № 36-37, 1999

2. Коммерсантъ, № 5, 1998

III Интернет-ресурсы:

1. www.wikipedia.org

Скачать архив с текстом документа