Экономическое содержание и роль федеральных налогов в формировании бюджетов всех уровней бюджетн
СОДЕРЖАНИЕ: Кафедра «Финансы и кредит» КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Бюджетная система Российской Федерации» на тему: Экономическое содержание и роль федеральных налогов в формировании бюджетов всех уровней бюджетной системыКафедра «Финансы и кредит»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Бюджетная система Российской Федерации»
на тему: « Экономическое содержание и роль федеральных налогов в формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы»
Содержание
Введение............................................................................................................ 3
I. Доходы бюджета............................................................................................ 5
II. Налоговые доходы..................................................................................... 10
1. Характеристика состава налоговых доходов федерального бюджета..... 10
2. Федеральные налоги и сборы..................................................................... 10
2.1. Налог на добавленную стоимость........................................................... 10
2.2. Акцизы...................................................................................................... 12
2.3. Налог на прибыль организаций.............................................................. 13
2.4. Налог на доходы физических лиц........................................................... 15
2.5. Налог на добычу полезных ископаемых................................................ 17
2.6. Сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами........................................................................................................ 18
2.7. Водный налог........................................................................................... 19
2.8. Государственная пошлина....................................................................... 20
3. Распределение налоговых доходов между бюджетами
различных уровней......................................................................................... 21
III. Анализ поступлений администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации за 2008-2010 гг........................................... 23
1. Анализ налоговых доходов за 2008-2009 г............................................... 23
2. Анализ налоговых доходов за январь-сентябрь 2009-2010 г.................. 24
3. Анализ налоговых доходов за январь-сентябрь 2008 и январь-сентябрь
2010 г............................................................................................................... 26
Заключение...................................................................................................... 28
Список использованной литературы............................................................. 30
Приложение 1. Распределение налоговых доходов между бюджетами ...... 32
Введение
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет.
К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
Очень важно отметить, что именно за счет налоговых поступлений государству удается удовлетворить различные потребности его граждан.
В настоящее время, аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое.
Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата.
В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны.
Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета.
Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями удельных весов:
- налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;
- отдельной группы налогов(например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;
- конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;
- отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;
-конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.
Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что налоги – важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета, поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны.
Объектом исследования являются налоговые доходы федерального бюджета.
Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить доходы бюджета;
2. изучить налоговые доходы федерального бюджета и их содержание;
3. рассмотреть распределение налоговых доходов между бюджетами различных уровней бюджетной системы;
При написании работы использовались нормативно-правовые акты РФ, учебная литература за 2007-2009 год российских авторов по теме работы.
I . Доходы бюджета.
Каждое государство для реализации присущих ему функций имеет доходы, которые представляют из себя денежные или материальные ресурсы, поступающие государству в процессе распределения или перераспределения национального дохода, национального богатства.
Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета (ст. 6 БК РФ).
Доходы бюджетов формируются в соответствие с бюджетным и налоговым законодательством РФ и поступают в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.
К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
К неналоговым доходам бюджета в соответствие со статьей 41 Бюджетного кодекса РФ относятся:
· Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
· Доходы от продажи имущества находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
· Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
· Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
· Средства самообложения граждан;
· Иные неналоговые доходы.
К безвозмездным поступления относятся:
· дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;
· субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);
· субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;
· иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;
· безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
К налоговым доходам относятся поступления от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, региональных налогов, местных налогов.
Федеральные налоги:
1. Налог на добавленную стоимость
2. Акцизы
3. Налог на прибыль организаций
4. Налог на доходы физических лиц
5. Налог на добычу полезных ископаемых
6. Сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами
7. Водный налог
8. Государственная пошлина.
Региональные налоги:
1. Налог на имущество организаций
2. Транспортный налог
3. Налог на игорный бизнес
Местные налоги:
1. Земельный налог
2. Налог на имущество физических лиц.
В структуре доходов бюджетов приоритетное место занимают налоги.
Мировая практика доказала, что главным инструментом мобилизации средств в бюджет являются именно налоги. Конечно, государство может использовать для покрытия расходов и займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных налоговых поступлений. Кроме того, государство может прибегнуть к денежной эмиссии, однако это, в свою очередь, может привести к инфляции и тяжелым экономическим последствиям. В результате главным источником доходов бюджетов остаются налоги.
Налоговый кодекс РФ дает определения налога и тесно примыкающего к нему, но все же отличного от него сбора. Под налогом понимается «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащего им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». Под сбором понимается «обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)» (ст. 8 НК РФ).
Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы изъятий финансовых ресурсов хозяйственных субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов.
Как известно, налоги выполняют две главные функции – фискальную и регулирующую. Именно выполняемые функции позволяют определить роль налогов в экономике и их место в жизни общества.
Фискальная функция налогов обуславливает основное предназначение налогов, так как налоги в современных условиях являются основным способом привлечения доходов в бюджет государства, основой его благосостояния. Экономическая сущность налогов сводится к изъятию государством части валового внутреннего продукта, создаваемого в экономике, с целью формирования единого фонда денежных средств для последующего финансирования за счет него предоставления государственных услуг.
Важный вопрос – распределение доходов по звеньям бюджетной системы РФ, которое проводится в целях балансирования текущих расходов бюджетов и выравнивания бюджетной обеспеченности населения различных регионов. При этом следует охарактеризовать понятие «собственные доходы бюджетов». К ним относятся:
· Налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах;
· Неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
· доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.
В каждой стране индивидуально формируется необходимый уровень централизации, что обусловлено целым спектром факторов экономического и политического характера.
II . Налоговые доходы федерального бюджета.
1. Характеристика состава налоговых доходов федерального бюджета .
Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным собранием РФ в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового продукта.
Налоговые доходы федерального бюджета являются основными в их общем объеме и характеризуют объем налоговой нагрузки на субъектов экономической деятельности. Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым кодексом РФ.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России.
2. Федеральные налоги и сборы.
2.1. Налог на добавленную стоимость (НДС)
Это один из основных бюджетных доходов: его доля в налоговых поступлениях федерального бюджета составляет примерно 50%. НДС – один из самых распространенных косвенных налогов. Кроме выполнения фискальной роли, НДС используется и как инструмент регулирования экономики.
Правила взимания налога регулируются главой 21 НКРФ.
Плательщиками НДС являются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Иностранные юридические лица имеют право исполнять обязанности плательщика НДС Налогоплательщик может быть освобожден от исполнения обязанностей по уплате НДС на 12 последовательных месяцев, если выручка от реализации товаров (работ, услуг) за три последовательных календарных месяца не превышает 2 млн.руб.
Данный налог является налогом на широкое потребление, поэтому наряду с реализацией товаров (работ, услуг) на территории России объектом обложения налогом является собственное потребление, строительно-монтажные работы, импорт товаров и некоторые другие операции с товарами (работами, услугами).
Налоговой базой является стоимостная оценка объектов обложения, при этом используется в основном по «рыночной цене». При исчислении базы НКРФ предусматривает перечень операций, не облагаемых НДС. Данные операции носят социальный характер, они утверждаются исполнительными органами федерального уровня.
Налоговая база расширяется за счет любых платежей, связанных с оплатой товара. Первоначально в погоне за ростом доходов бюджета ставки налога были явно завышены (в 1992 г. – 28%). НК установил три ставки налога: 18% - основная ставка; 10% - ставка на ограниченный перечень товаров (некоторые продукты питания и товары для детей); 0% - ставка для экспортируемых товаров и услуг.
Предусмотрены две расчетные ставки (9,09 и 15,25%), связанные с основными ставками. Их использование жестко регламентировано НК.
Для исчисления суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет по итогам налогового периода, необходимо: рассчитать величину налога, начисленную к уплате в бюджет, которая определяется как произведение налоговой базы и ставки; исчислить величину налоговых вычетов. Таким образом, в бюджет вносится разница между суммой НДС, начисленной к уплате в бюджет, и налоговыми вычетами. Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, исчисляется по итогам налогового периода. Налоговый период устанавливается как квартал.
2.2. Акцизы
Отличительной особенностью акцизов от других видов налогов является то, что они взимаются только с отдельных видов товаров (продукции) путем включения акцизов в цены этих товаров (продукции).
Второе и третье места по поступлениям в федеральный бюджет с незначительным разрывом делят акцизы и налог на прибыль.
В Российской Федерации обязанность по исчислению и уплате акцизов осуществляется по методу начисления, независимо от принятой организацией учетной политики для целей налогообложения. Налоговое обязательство появляется у налогоплательщика с момента отгрузки товаров (смены права собственности). Этот механизм позволяет избежать ситуации, когда товар произведен и отгружен потребителям, а оплата не производится в течение длительного времени.
Плательщиками являются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Под объектом налогообложения понимается не только реализация, но и передача в уставный капитал подакцизной продукции, собственное потребление и использование данной продукции для производства неподакцизной продукции.
Налоговой базой является стоимостная оценка объектов обложения, при этом используется в основном оценка «по рыночной цене». Но шире применяются твердые ставки налога к натуральным измерителям. При этом в налоговую базу включаются любые выплаты, прямо или косвенно связанные с поставкой подакцизных товаров, в том числе авансовые выплаты.
НК РФ установил ставки, которые постоянно индексируются. Перечень подакцизной продукции и соответствующие им ставки приведены в НК РФ (глава 22, статья 193).
По данному налогу налоговый период – календарный месяц.
Сумма акциза, начисленная за истекший налоговый период, рассчитывается по каждому виду подакцизных товаров путем умножения установленной ставки акциза на величину налоговой базы. Общая сумма акциза, начисленного за налоговый период, исчисляется путем суммирования полученных результатов. Налогоплательщик имеет право уменьшить начисленную сумму акциза на величину установленных налоговых вычетов.
Виды налоговых вычетов и порядок их применения регламентируются НКРФ. Таким образом, сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между начисленной суммой акциза исходя из налоговой базы за соответствующий налоговый период и суммой налоговых вычетов.
2.3.Налог на прибыль организаций
Налог на прибыль является одним из основных инструментов налогового регулирования макроэкономических процессов и одним из важнейших налоговых источников доходов бюджета.
Налогоплательщиками признаются российские и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в России.
Объектом налогообложения признается прибыль, которая представляет собой полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов.
К доходам для целей налогообложения прибыли относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы. Ряд доходов не учитывается для определения налоговой базы: имущество, полученное бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней, имущество, полученное организациями в рамках целевого финансирования, и т. д.
Расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты налогоплательщика. В зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности они подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные.
Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:
· расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);
· расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;
· освоение природных ресурсов;
· научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
· обязательное и добровольное страхование;
· прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
Налоговая база – это денежное выражение прибыли, исчисляемой в соответствие в гл.25 Налогового кодекса. Прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.
Налоговая ставка устанавливается в размере 20%, из них 2% зачисляется в федеральный бюджет, 18% - в бюджеты субъектов РФ. законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента. В федеральный бюджет зачисляется налог на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ, по ставкам 20 и 10%; налог на доходы с дивидендов – по ставкам 0, 9 и 15% и налог на доходы по государственным ценным бумагам – по ставкам 15, 9 и 0%.
Налоговый период по налогу на прибыль – календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Порядок исчисления налога следующий: налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму квартальной прибыли, подлежащей налогообложению.
2.4. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Налог на доходы физических лиц является одним из экономических рычагов в руках государства, с помощью которого оно обеспечивало и продолжает обеспечивать достаточные поступления доходов в бюджеты всех уровней, оказывает влияние на структуру личного потребления и сбережения граждан. Являясь федеральным налогом, НДФЛ используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов.
Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются граждане, являющиеся налоговыми резидентами РФ. Таковыми являются физические лица, которые находятся на территории России более 183 дней в году.
Объектом налогообложения у физических лиц, лиц – резидентов РФ является доход, полученный ими от источников в России, а также за ее пределами. Для нерезидентов РФ объектом налогообложения признается доход, полученный на территории России.
Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год.
При определении налоговой базы учитываются доходы, полученные плательщиком как в денежной, так и в натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды.
Доходы в денежной форме могут быть уменьшены в соответствии с НКРФ на установленные вычеты. Если сумма вычетов окажется больше суммы налогооблагаемых доходов, то налогооблагаемая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов и суммой доходов не переносится, за исключением суммы, израсходованной на приобретение и строительство жилья.
Доходы в натуральной форме рассчитываются исходя из цен соответствующих товаров (работ, услуг), которые определены ст.40 НКРФ, где сказано, что для целей налогообложения принимается цена, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, она считается рыночной. К доходам, полученным в натуральной форме, относятся, например, оплата за физическое лицо коммунальных услуг, питания, отдыха.
Доходы в виде материальной выгоды означают:
· получение экономии на процентах за пользование заемными средствами;
· приобретение товаров (работ, услуг) у взаимозависимых организаций и физических лиц по ценам, более низким по сравнению с ценами, по которым обычно реализуются эти товары, работы, услуги;
· приобретение ценных бумаг по ценам ниже рыночной стоимости этих бумаг.
Налоговая ставка. С 01.01.2001 г. При исчислении налога на доходы физических лиц вместо прогрессивной шкалы стала применяться единая ставка 13%. Ставка 30% применяется в отношении сумм доходов физических лиц – нерезидентов РФ. Налогообложение дивидендов производится по ставке 9%.
Сумма налога рассчитывается как соответствующая каждой налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом при фактической выплате денежных средств.
2.5. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Наиболее значимым из платежей за природные ресурсы является налог на добычу полезных ископаемых.
Плательщиками налога являются организации и индивидуальные предприниматели, пользователи недр.
Объект обложения – полезные ископаемые, добытые на участке, предоставленном организации в пользование.
В п. 2 ст. 336 Налогового кодекса РФ перечислены полезные ископаемые, которые не облагаются налогом на добычу:
· общераспространенные полезные ископаемые, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им для личного потребления;
· добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
· полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение.
· полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего предприятия и связанных с ним перерабатывающих производств;
· дренажные подземные воды, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых.
Налоговую базу рассчитывают по каждому из полезных ископаемых, для чего определяют количество и стоимость их добычи. Предусматривается два способа, с помощью которых можно определить объем добычи, - прямой и косвенный. При прямом используются измерительные средства, учитываются фактические потери. Косвенный способ можно применять только в том случае, когда известно содержание полезных ископаемых в добытом сырье и когда количество ископаемых нельзя определить с помощью прямых измерителей. В любом случае используемый налогоплательщиком способ должен быть оговорен в учетной политике. Перейти на другой способ можно только при изменении технологии добычи.
Ставки налога дифференцированы по видам полезных ископаемых.
Налоговый период по НДПИ – календарный месяц.
Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Срок уплаты налога в бюджет – не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая декларация представляется в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
2.6. Сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами
Плательщиками сборов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели – пользователи объектами животного мира и водных ресурсов. Объектами обложения выступают объекты животного мира и водных ресурсов, содержащиеся в перечне ст. 333.3 НКРФ (дикие животные, птицы, рыбы, морские млекопитающие и другие морепродукты).
Ставки сбора за пользование объектами животного мира установлены в рублях за одно животное и дифференцированы по видам животных. К примеру, максимальная ставка применяется при изъятии овцебыка, гибрида зубра с бизоном или домашним скотом, в размере 15 тыс. руб., а минимальная – 20 руб. за фазана или тетерева. При изъятии молодняка (в возрасте до одного года) диких копытных животных применяется ставка, пониженная на 50%.
Ставки сбора за пользование водными ресурсами установлены в рублях за одну тонну объекта водных биологических ресурсов и за одно млекопитающее. Дифференциация ставок осуществлена по бассейнам морей, рек, озер, водохранилищ и видам биологических ресурсов.
Ставки сбора за морских млекопитающих дифференцированы по их видам.
Сумма сбора за пользование объектами животного мира и водных ресурсов определяется как произведение соответствующего количества объектов, ресурсов и установленной ставки сбора.
Сбор за пользование объектами животного мира и водными объектами уплачивается в виде разовых и регулярных взносов. Разовый сбор составляет 10% от исчисленной суммы и вносится при получении лицензии, оставшаяся часть платится равными долями в виде регулярных взносов в течение срока действии лицензии ежемесячно не позднее 20-го числа. Сумма сборов зачисляется на счета органов федерального казначейства для последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
2.7. Водный налог
Плательщиками налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование.
Объекты налогообложения возникают в том случае, если организация и физические лица: забирают воду из водоемов; сплавляют по воде лес в платах и кошелях; используют водное пространство в других целях, помимо сплава леса в платах и кошелях. К таким целям относятся, например, добыча полезных ископаемых, проведение буровых и строительных работ и т.д.
Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно по каждому водному объекту (таблица 1)
Таблица 1
Налоговая база по каждому виду водопользования
Объект налогообложения | Налоговая база |
Забор воды | Объем воды, забранной за налоговый период, тыс.м3 |
Использование акватории водных объектов для сплава в плотах и кошелях | Объем сплавляемой древесины, тыс. м3 , умноженный на расстояние сплава в км/100 |
Использование акватории водных объектов в других целях | Площадь предоставленного водного пространства |
Использование водных объектов без забора воды для производства электроэнергии | Количество фактически произведенной электроэнергии за налоговый период |
Таблица 2
Налоговые ставки установлены в следующих единицах измерения
Объект налогообложения | Единица измерения ставок |
Забор воды | В рублях за 1 тыс.м3 забранной воды |
Использование акватории водных объектов для сплава в плотах и кошелях | В рублях за 1 тыс. м3 древесины, сплавляемой в плотах и кошелях на 100 км сплава |
Использование акватории водных объектов в других целях | В тыс. рублей в год за 1 км2 используемой акватории |
Использование водных объектов без забора воды для производства электроэнергии | В рублях за 1 тыс. кВт ч электроэнергии |
Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно по итогам каждого налогового периода как произведение налоговой базы и ставки налога. Срок уплаты налога – не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В налоговый орган представляется налоговая декларация.
2.8. Государственная пошлина
Государственная пошлина – это обязательный платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.
Плательщиками являются граждане РФ, иностранные граждане лидо лица без гражданства, а также юридические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов.
Размер государственной пошлины за совершение действий по юридическому оформлению гражданско-правовых обязательств и выдаче документов регулируется федеральным законодательством и един на всей территории РФ. Ставки государственной пошлины зависят от характера совершаемых органами власти действий и устанавливаются в следующих формах: в твердой сумме, выраженной в рублях; в процентном отношении к соответствующей сумме (иска, удостоверяемого договора и т.д.). При этом в некоторых случаях для исчисления государственной пошлины применяется регрессивная шкала ставок, при которой ставка, выраженная в процентах, снижается по мере роста налоговой базы (иска, договора и т.п.).
Действующим законодательством РФ предусмотрен достаточно широкий перечень лиц и организаций, освобожденных от уплаты государственной пошлины. В частности, освобождаются от уплаты государственной пошлины Герои СССР, Герои РФ, полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды ВОВ, граждане, пострадавшие от радиационных воздействий. Не уплачивают государственную пошлину также налоговые, финансовые, таможенные органы.
3. Распределение налоговых доходов между бюджетами различных уровней.
Распределение налоговых доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации относится к предмету регулирования бюджетного законодательства Российской Федерации.
Регулирующие доходы в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на соответствующий финансовый год. При этом недоимка как сумма налога и сбора, не уплаченная в установленный срок, в бюджетном законодательстве обезличивается.
Нормативы распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы РФ показаны в приложении 1.
III . Анализ поступлений администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации за 2008-2010 гг.
1. Анализ налоговых доходов за 2008-2009 г. (таблица 3).
млрд. руб. | |||
2008 год | 2009 год | в процентах к 2008 году | |
Всего поступило в бюджетную систему РФ | 10 032,8 | 8 379,3 | 83,5 |
в том числе: | |||
Налоги и сборы в консолидированный бюджет РФ (вкл. ЕСН) | 8 455,7 | 6 798,1 | 80,4 |
Государственные внебюджетные фонды | 1 577,1 | 1 581,2 | 100,3 |
Налоги и сборы - всего (вкл. ЕСН) | 8 455,7 | 6 798,1 | 80,4 |
в федеральный бюджет (вкл. ЕСН) | 4 078,7 | 3 012,4 | 73,9 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 4 377,0 | 3 785,7 | 86,5 |
из них: | |||
Налог на прибыль организаций | 2 513,0 | 1 264,4 | 50,3 |
в федеральный бюджет | 761,1 | 195,4 | 25,7 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 1 751,9 | 1 069,0 | 61,0 |
Налог на доходы физических лиц | |||
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 1 665,6 | 1 665,0 | 100,0 |
Единый социальный налог в федеральный бюджет | 506,8 | 509,8 | 100,6 |
Налог на добавленную стоимость | |||
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ | 998,4 | 1 176,6 | 117,9 |
на товары, ввозимые на территорию РФ из Республики Беларусь | 40,3 | 30,6 | 76,0 |
Акцизы | 314,7 | 327,4 | 104,0 |
в федеральный бюджет | 125,2 | 81,7 | 65,2 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 189,4 | 245,7 | 129,7 |
Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 1 742,6 | 1 080,9 | 62,0 |
в федеральный бюджет | 1 637,5 | 1 006,3 | 61,5 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 105,1 | 74,7 | 71,1 |
в том числе: | |||
налог на добычу полезных ископаемых | 1 708,0 | 1 053,8 | 61,7 |
в федеральный бюджет | 1 604,7 | 981,5 | 61,2 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 103,4 | 72,3 | 70,0 |
из него нефть: | 1 571,6 | 934,3 | 59,5 |
в федеральный бюджет | 1 493,0 | 887,6 | 59,5 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 78,6 | 46,7 | 59,5 |
Таблица 3
В 2009 году поступление налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ по сравнению с 2009 годом уменьшилось на 1657,6 млрд.руб., что составляет 19,6 %. На это повлияло снижение поступлений от уплаты налога на прибыль организаций на 1248,6 млрд.руб. (49,7 %), снижение поступлений от уплаты налогов и сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами на 661,7 млрд.руб. (38%).
2. Анализ налоговых доходов за январь-сентябрь 2009 – 2010 г. (таблица 4).
Таблица 4
млрд. рублей | |||
январь-сентябрь 2009 года | январь-сентябрь 2010 года | в процентах к 2009 году | |
Всего поступило в консолидированный бюджет Российской Федерации | 4 564,1 | 5 627,4 | 123,3 |
в том числе: | |||
в федеральный бюджет | 1 819,0 | 2 351,1 | 129,2 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 2 745,1 | 3 276,3 | 119,4 |
из них: | |||
Налог на прибыль организаций | 936,8 | 1 342,1 | 143,3 |
в федеральный бюджет | 142,9 | 182,9 | 128,0 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 793,9 | 1 159,2 | 146,0 |
Налог на доходы физических лиц | |||
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 1 175,5 | 1 240,9 | 105,6 |
Налог на добавленную стоимость | |||
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ | 889,4 | 980,1 | 110,2 |
на товары, ввозимые на территорию РФ | 21,7 | 35,0 | 161,3 |
Акцизы | 241,2 | 327,2 | 135,7 |
в федеральный бюджет | 59,9 | 83,6 | 139,6 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 181,3 | 243,7 | 134,4 |
из них: | |||
на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию | 3,1 | 3,4 | 111,6 |
в федеральный бюджет | 1,6 | 1,8 | 113,0 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 1,5 | 1,6 | 110,2 |
на табачную продукцию | 57,7 | 78,4 | 135,8 |
в федеральный бюджет | 57,7 | 78,4 | 135,8 |
акцизы на нефтепродукты | 107,5 | 125,3 | 116,5 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 107,5 | 125,3 | 116,5 |
млрд. рублей | |||
январь-сентябрь 2009 года | январь-сентябрь 2010 года | в процентах к 2009 году | |
акцизы на пиво | 23,1 | 63,2 | 272,9 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 23,1 | 63,2 | 272,9 |
акцизы на алкогольную продукцию (за исключением вин) | 45,9 | 49,5 | 107,8 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 45,9 | 49,5 | 107,8 |
Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 747,8 | 1 050,6 | 140,5 |
в федеральный бюджет | 696,5 | 1 027,6 | 147,5 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 51,4 | 23,1 | 44,9 |
в том числе: | |||
налог на добычу полезных ископаемых | 730,2 | 1 025,2 | 140,4 |
в федеральный бюджет | 680,5 | 1 004,2 | 147,6 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 49,7 | 21,1 | 42,4 |
из него нефть: | 645,0 | 922,4 | 143,0 |
в федеральный бюджет | 613,2 | 922,4 | 150,4 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 31,7 | 0,0 | 0,0 |
газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья | 54,1 | 63,3 | 117,1 |
в федеральный бюджет | 54,1 | 63,3 | 117,1 |
газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья | 4,8 | 7,4 | 155,3 |
в федеральный бюджет | 4,5 | 7,4 | 163,5 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 0,2 | 0,0 | 0,0 |
За период с января по сентябрь 2010 года поступление налоговых доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации по сравнению с поступлениями за такой же период 2009 года увеличилось на 1063,3 млрд.руб., что составляет 23,3%. Этому способствовало увеличение поступлений: налога на прибыль организаций на 405,3 млрд.руб. (43,3%), налога на доходы физических лиц на 65,4 млрд.руб. (5,6%), НДС на товары, ввозимые на территорию РФ на 13,3 млрд.руб. (61,3%), акцизов на 86 млрд.руб. (35,7%), налогов и сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами на 302,8 млрд.руб. (40,5%).
3. Анализ налоговых доходов за январь-сентябрь 2008
и январь-сентябрь 2010 г. (таблица 5).
Таблица 5
млрд. рублей | |||
январь-сентябрь 2008 года | январь-сентябрь 2010 года | в процентах к 2008 году | |
Всего поступило в консолидированный бюджет Российской Федерации (для 2008 г. включая ЕСН) | 6 538,1 | 5 627,4 | 86,1 |
в том числе: | |||
в федеральный бюджет | 3 225,4 | 2 351,1 | 72,9 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 3 312,6 | 3 276,3 | 98,9 |
из них: | |||
Налог на прибыль организаций | 2 016,2 | 1 342,1 | 66,6 |
в федеральный бюджет | 603,7 | 182,9 | 30,3 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 1 412,6 | 1 159,2 | 82,1 |
Налог на доходы физических лиц | |||
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 1 187,5 | 1 240,9 | 104,5 |
Налог на добавленную стоимость | |||
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ | 800,3 | 980,1 | 122,5 |
на товары, ввозимые на территорию РФ | 31,0 | 35,0 | 112,8 |
Акцизы | 232,3 | 327,2 | 140,9 |
в федеральный бюджет | 91,9 | 83,6 | 90,9 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 140,4 | 243,7 | 173,6 |
Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 1 405,0 | 1 050,6 | 74,8 |
в федеральный бюджет | 1 322,3 | 1 027,6 | 77,7 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 82,7 | 23,1 | 27,9 |
в том числе: | |||
налог на добычу полезных ископаемых | 1 379,7 | 1 025,2 | 74,3 |
в федеральный бюджет | 1 298,3 | 1 004,2 | 77,3 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 81,5 | 21,1 | 25,9 |
из него нефть: | 1 276,7 | 922,4 | 72,3 |
в федеральный бюджет | 1 212,9 | 922,4 | 76,1 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 63,8 | 0,0 | 0,0 |
За период с января по сентябрь в 2010 году поступление налоговых доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации снизился по сравнению с поступлениями налоговых доходов за такой же период в 2008 году на 910,7 млрд.руб., что составляет 13,9%. На это повлияло снижение поступлений: Налога на прибыль организаций на 674,1 млрд.руб. (33,4%), налогов и сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами на 354,4 млрд.руб. (25,2%).
Заключение
Выполненная курсовая работа позволяет сделать следующие основные выводы.
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных поступлений.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
Наибольший удельный вес в налоговых доходах федерального бюджета составляют налоги на товары, услуги (НДС, акцизы).
Аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура, и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. Таким образом, государство за счет налогов является плательщиком разнообразных потребностей его граждан.
Весьма серьезной проблемой является количество действующих в стране налогов. Сегодня на территории РФ также предусмотрена трехуровневая система распределения налогов:
1) федеральные налоги и сборы;
2) налоги и сборы субъектов Федерации;
3) местные налоги и сборы.
В России основную часть доходов бюджета составляют именно налоговые доходы.
Распределение налоговых доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации относится к предмету регулирования бюджетного законодательства Российской Федерации.
Проанализировав поступление налоговых доходов в бюджет РФ и распределение их между бюджетами различных уровней в 2008-2010 годах можно сделать вывод, что в за период с января по сентябрь в 2010 году удельный вес налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет увеличился по сравнению с 2009 годом и снизился по сравнению с 2008 году.
Список использованной литературы.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ принят ГД ФС РФ 17.07.1998 (ред. от 19.05.2010) / СПС «Консультант Плюс».
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ принят ГД ФС РФ 16.07.1998 (ред. от 09.03.2010) / СПС «Консультант Плюс».
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ принят ГД ФС РФ 19.07.2000 (ред. от 19.05.2010) / СПС «Консультант Плюс».
4. Федеральный закон от 24 июля .2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период до 2010 года».
5. Бюджетная система России: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 703 с.
6. Годин А.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник.-7-е изд., испр. И доп.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко »,2008.-628с.
7. Гринкевич Л. С. Государственные и муниципальные финансы России.- М.: КНОРУС, 2007.- 560 с.
8. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учебник. - 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Дело, 2006 – 384 с.
9. Паскачев А.Б. Налоги и налогообложение: учеб. Пособие. – М.: Высшее образование, 2008. – 384 с. - / Основы наук.
10.Перов А.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие. – 7-е изд., перераб. И доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 810 с.
11.Селезнев А. З. Бюджетная система Российской Федерации.- М.: Магистр,2007.- 383 с.
12.Шапкова Е.Ю. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко », 2007. – 336 с.
13.Финансы: Учебник / Под ред. М В. Романовского, О. В. Врубеля, Б.М. Сабанти.- М.: Юрайт-Издат, 2006.- 464 с.
14.www.minfin.ru
15.www.nalog.ru
Приложение 1.
Распределение налоговых доходов между бюджетами (%).
Налоговые доходы | Федеральный бюджет | Территориальные бюджеты (консолидированные) | ||
бюджеты субъектов РФ | местные бюджеты | |||
бюджеты муниципальных районов | бюджеты поселений | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Налог на прибыль организаций | 100 (в федеральный бюджет) | 100 (в региональный бюджет) | ||
Налог на доходы физических лиц | 70 | 20 | 10 | |
Налог на добавленную стоимость | 100 | |||
Акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья | 50 | 50 | ||
Акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого | 100 | |||
Акцизы на спиртосодержащую продукцию | 50 | 50 | ||
Акцизы на табачную продукцию | 100 | |||
Акцизы на автомобили легковые и мотоциклы | 100 | |||
Акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию РФ | 100 | |||
НДПИ в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) | 100 | |||
НДПИ в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) | 100 | |||
НДПИ (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) | 40 | 60 | ||
НДПИ на континентальном шельфе | 100 | |||
Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) | 100 | |||
Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) | 95 | 5 | ||
Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе | 100 | |||
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) | 20 | 80 | ||
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) | 20 | 80 | ||
Водный налог | 100 | |||
Государственная пошлина | 100 |