Экспедиция русского флота к берегам Северной Америки 1863 1864
СОДЕРЖАНИЕ: Введение 1 Предпосылки Экспедиции 2 Состав Экспедиции 3 Проведение Экспедиции 4 Результаты Экспедиции 5 «Вторая» Американская экспедиция 6 «Третья» Американская экспедиция
План
Введение
1 Предпосылки Экспедиции
2 Состав Экспедиции
3 Проведение Экспедиции
4 Результаты Экспедиции
5 «Вторая» Американская экспедиция
6 «Третья» Американская экспедиция
7 Интересные факты
Список литературы
Введение
Экспедиция русского флота к берегам Северной Америки (1863—1864) — действия военного флота Российской империи у берегов Северо-Американских Соединённых Штатов во время обострения отношений между Россией, с одной стороны, и Англией, Францией и Австрией — с другой стороны.
1. Предпосылки Экспедиции
В январе 1863 года на территории Царства Польского, Литвы, частично Белоруссии и Правобережной Украины началось национально-освободительное восстание.
Английское и французское правительства, чтобы ослабить Россию, решили вмешаться в польские дела, заявив о «поддержке» восставших поляков.
Обострение отношений с этими державами, особенно ввиду недавней Крымской войны, закончившейся поражением России, не могло не беспокоить русское правительство. В качестве превентивной меры было решено направить к берегам Северной Америки военно-морские соединения.
Это, во-первых, должно было бы создать угрозу английским и французским морским торговым путям в случае начала войны, и, во-вторых, высвобождало заранее крупные силы флота из тесноты оперативного пространства Балтики.
С другой стороны, в США в этот период шла Гражданская война, и присутствие в своих портах дружественных военно-морских сил соответствовало интересам Северных штатов.
Взаимопонимание с президентом Северо-Американских Соединенных Штатов Авраамом Линкольном было найдено быстро. Этому в немалой степени способствовала умелая и деятельная работа военно-морского атташе России в США капитана 1 ранга Степана Степановича Лесовского.
25 июня 1863 года император Александр II подписал высочайшее разрешение на посылку в Атлантический и Тихий океаны крейсерских эскадр для действий на торговых путях Великобритании в случае начала боевых действий.
2. Состав Экспедиции
Всего к берегам Америки было направлены две русские эскадры парусно-винтовых кораблей.
В Атлантике оперировала эскадра только что получившего звание контр-адмирала С. С. Лесовского:
· Фрегаты
· «Александр Невский» (капитан 1 ранга А. Н. Андреев)
· «Пересвет» (капитан-лейтенант Н. В. Копытов)
· «Ослябя» (капитан 1 ранга И. И. Бутаков)
· Корветы
· «Варяг» (капитан-лейтенант О. К. Кремер)
· «Витязь» (капитан-лейтенант А. А. Лунд)
· Клипер
· «Алмаз» (капитан-лейтенант П. А. Зеленый)
Эскадра имела приказ скрытно пройти Балтику и Северное море, базироваться на Нью-Йорк. Фрегат «Ослябя» перешёл со Средиземного моря.
К тихоокеанскому побережью Америки подошла и стала базироваться на Сан-Франциско эскадра контр-адмирала А. А. Попова:
· Корветы
· «Богатырь» (капитан-лейтенант П.А.Чебышев)
· «Калевала» (капитан-лейтенант Карпеллан)
· «Рында» (капитан-лейтенант Г.П.Сфурса-Жиркевич)
· «Новик» (капитан-лейтенант К.Г.Скрыплев) (погиб на переходе)
· Клиперы
· «Абрек» (капитан 1 ранга К. П. Пилкин)
· «Гайдамак» (капитан-лейтенант А. А. Пещуров)
3. Проведение Экспедиции
К 29 сентября все крейсеры эскадры контр-адмирала Лесовского прибыли в Нью-Йорк.
1 октября 1863 года контр-адмирал А. А. Попов появился в Сан-Франциско.
Приход русских кораблей оказался своевременным.
Уже в начале лета в канадском порту Эскмольт появилась английская эскадра из пяти кораблей, в том числе двух фрегатов. Англичане открыто демонстрировали готовность поддержать конфедератов (южан).
На тихоокеанском же театре сколько-нибудь сильных военно-морских сил у северян вообще не было — единственный броненосец погиб незадолго до этого. Южане же проявляли активность.
В виду угрозы нападения фрегатов южан «Алабама» (CSS Alabama ) и «Самтер» (CSS Sumter ) на Сан-Франциско контр-адмирал Попов отдал приказ, содержащий, кроме всего, следующие строки:
В случае появления в порту какого-либо корсара, снаряженного возмутившимися штатами, старший из присутствующих в порту командиров делает сигнал прочим судам «приготовиться к бою и развести пары». Если же ворвавшийся в порт корсар прямо начнет неприятельские действия, то старший из командиров тотчас должен дать сигнал прочим судам «сняться с якоря по способности» и возмутителя общественного спокойствия атаковать.
Наличие русских военных кораблей сдерживало флот южан от активных действий в их присутствии.
За девять месяцев корабли русских эскадр посетили многие американские порты, крейсировали в водах Карибского моря и Мексиканского залива, заходили на Кубу и в Гондурас, на Ямайку и Бермудские острова, в Гонолулу и Ситку.
Общественное мнение северных штатов приветствовало присутствие русских военных кораблей в их портах.
Сразу же после прибытия С. С. Лесовского в Нью-Йорк русские моряки были окружены подчеркнутым вниманием со стороны государственного секретаря У. Сьюарда и морского министра Г. Уэллеса. На русских кораблях побывали не только члены кабинета, но и руководители конгресса США, сенаторы, члены палаты представителей и их семьи (более 500 человек).
Заголовки американских газет того периода гласили: «Новый союз скреплён. Россия и Соединённые Штаты братствуют», «Русский крест сплетает свои складки с звёздами и полосами», «Восторженная народная демонстрация», «Большой парад на Пятой улице».
С другой стороны, лондонская «Таймс» 2 октября 1863 года писала об отношении жителей Нью-Йорка к прибывшей русской эскадре:
Муниципалитет и высшая буржуазия решили осыпать разными почестями русских офицеров... Зато французских и английских моряков вовсе не видно на берегу, хотя до 5000 их находится на тесном пространстве здешней морской стоянки... [Офицеры] не желают играть второстепенную роль на празднествах, где львами являются русские, а матросов не пускают потому, что американцы заманивают их к себе на службу.[1]
Сообщая о торжествах в Вашингтоне в честь русских моряков У. Сьюард писал, что «президент Линкольн... искренне хотел бы, чтобы прием в столице мог бы отразить сердечность и дружелюбие, которые наша страна испытывает в отношении России» .
Кроме демонстрации силы, российские моряки также оказывали и иное содействие хозяевам: например, команды кораблей эскадры Попова принимали участие в тушении гигантского пожара в Сан-Франциско 23 октября 1863 г.
4. Результаты Экспедиции
Известие о неожиданном сосредоточении обеих российских эскадр в американских портах произвело должное впечатление на деловые круги Англии: потенциальная угроза практически незащищённому в сложившейся ситуации оживлённому торговому судоходству подействовала отрезвляюще. Ввиду этого английское правительство приняло решение уклониться от поддержки Франции. Австрия тоже изменила свою позицию, и даже в дальнейшем оказала некоторое содействие России в подавлении мятежа. Франция, оставшись в изоляции, тоже вынуждена была отказаться от выступления против России.
В этом контексте политический результат Экспедиции превзошёл все ожидания.
После подавления восстания в Польше эскадра контр-адмирала Лесовского 20 июля 1864 г. была отозвана в Балтийское море, а эскадра контр-адмирала Попова возвратилась в воды Дальнего Востока.
К сожалению, Экспедиция не обошлась без потерь: во время перехода из Хакодате 14 сентября 1863 года в сильный туман корвет «Новик» налетел на камни у мыса Лос-Рейес севернее Сан-Франциско. Утонул один матрос, были госпитализированы ещё 12 человек. Разбитый корпус корвета был впоследствии продан с аукциона[2].
5. «Вторая» Американская экспедиция
«Второй американской экспедицией» называли походы русских эскадр в порты США в 1876 г. во время ухудшения отношений с Великобританией из-за поддержки Россией антитурецкого восстания в Болгарии. В этот момент в Средиземном море находилась эскадра контр-адмирала И. И. Бутакова из броненосного фрегата «Петропавловск», фрегата «Светлана», корветов «Аскольд», «Богатырь», клипера «Крейсер» и двух шхун. Чтобы избежать в случае войны их уничтожения превосходящими силами английского флота, русские корабли (за исключением ненадежного для океанского плавания «Петропавловска») было решено направить в атлантические порты США и при разрыве отношений с Англией приступить к крейсерским операциям. В ноябре русские корабли покинули порты Италии. Корвет «Богатырь» прибыл в Чарльстон 27 декабря; флагман контр-адмирала Бутакова фрегат «Светлана» под командой великого князя Алексея Александровича пришел на Хэмптонский рейд 31 декабря; корвет «Аскольд» пришел в Чарльстон 12 января 1877 г.; клипер «Крейсер» пришел в Нью-Йорк 4 февраля. В марте 1877 г. вся эскадра Бутакова была сосредоточена в Нью-Йорке.
Одновременно корабли эскадры Тихого океана и Сибирской флотилии под командованием контр-адмирала О. П. Пузино получили приказ следовать в Сан-Франциско. В октябре 1876 г. они вышли из китайских и японских портов, а к 25 декабря 1876 г. на рейде Сан-Франциско была сосредоточена эскадра из корвета «Баян», клиперов «Всадник» и «Абрек», шхун «Восток», «Тунгус» и «Ермак», к которым позднее присоединились канонерка «Горностай» и транспорт «Японец». По плану, выработанному контр-адмиралом Пузино, в случае войны его эскадра должна была напасть на Ванкувер, чтобы «нанести возможный вред неприятельским учреждениям и уничтожить встреченные там военные и купеческие суда», а затем идти к Австралии и крейсировать у ее западного (корвет) и восточного (клипера) побережья, создав склады на северном берегу Новой Гвинеи, на Соломоновых и Маршаловых островах. 30 апреля, после ослабления напряженности в русско-британских отношениях, русские эскадры получили указания покинуть американские порты и вернуться к обычному несению службы.
6. «Третья» Американская экспедиция
«Третьей американской экспедицией» была названа акция по организации в США русской крейсерской эскадры после окончания русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и требований Великобритании о пересмотре ее итогов. Поскольку в составе русского флота не оказалось достаточного количества исправных кораблей, пригодных для крейсерской службы, было решено приобрести в США торговые суда и использовать их в качестве вспомогательных крейсеров. Выделенных трех миллионов долларов должно было хватить на приобретение трех-четырех кораблей. Покупка кораблей и организация крейсерства была поручена капитан-лейтенанту Л. Л. Семечкину. 27 марта 1878 г. было решено немедленно снарядить экспедиционную партию под командованием капитан-лейтенанта К. К. Гриппенберга, которая направилась в США на зафрактованном немецком пароходе «Зимбрия» («Zimbria»). 17 апреля «Зимбрия» вошла в маленький порт Сауф-Вест-Харбор в штате Мэн. 26 апреля в Нью-Йорк прибыл Семичкин, в скором времени купивший три парохода («Штат Калифорния», «Колумбус» и «Саратога»). Их доставили для перестройки под крейсера в Филадельфию на верфи Крампа. 29 мая 1878 г. купленным пароходам присвоили наименования «Европа», «Азия» и «Африка» и зачислили в первый ранг военных кораблей. В сентябре в Филадельфию пришла «Зимбрия» с командами русских моряков. В декабре «Европа», «Азия» и «Африка» подняли Андреевские флаги. Поскольку угроза войны с Англией миновала, крейсера в конце декабря 1878 г. ушли из Филадельфии в Европу.
7. Интересные факты
· Во время Экспедиции на клипере «Алмаз» служил недавно окончивший Морской кадетский корпус Николай Андреевич Римский-Корсаков.
· На фрегате «Богатырь» вышел в свое первое дальнее плавание воспитанник Морского училища в Николаевске-на-Амуре Степан Осипович Макаров.
Список литературы:
1. Широкорад А. Б. «Россия-Англия: неизвестная война 1857—1907». Москва, издательство «АСТ», стр. 75
2. Соломонов Б., Последний поход корвета или жертва неначавшейся войны. Флотомастер.- 1997.- №2
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Экспедиция_русского_флота_к_берегам_Северной_Америки_(1863–1864)