Элективный курс по химии для учащихся 9 классов. Вещества вокруг нас
СОДЕРЖАНИЕ: Одним из направлений модернизации современного образования является переход к профильному обучению в старшей школе. Введение предпрофильной подготовки через организацию элективных курсов является необходимым условием создания образовательного пространства основной школыЭлективный курс по химии для учащихся 9 классов.
Вещества вокруг нас.
Одним из направлений модернизации современного образования является переход к профильному обучению в старшей школе. Введение предпрофильной подготовки через организацию элективных курсов является необходимым условием создания образовательного пространства основной школы.
В данном пособии представлена программа элективного курса по химии «Вещества вокруг нас», предназначенная для учащихся 9 классов.
В курсе представлены сведения, которые позволяют осознать процессы в окружающем нас мире, информация о необычных свойствах известных веществ, затрагивается проблема экологии, химический практикум.
Курс направлен на расширение и углубление знаний по химии, на развитие общеучебных умений и навыков, расширения кругозора.
Данная программа построена по общей схеме. В пояснительной записке охарактеризованы особенности курса, конкретизированы его цели и задачи. Приведено поурочное планирование. Сформулированы требования к уровню достижений ученика по окончании изучения курса, предложен список рекомендуемой учителю литературы и мультимедийных средств обучения. Приложение содержит пример конспекта проведения урока, практической работы.
Пояснительная записка.
Элективный курс рассчитан на 34 часа, рекомендован для учащихся 9 классов, проявляющих интерес к естественнонаучным дисциплинам, в целях организации предпрофильной подготовки.
Курс является несистематическим и может изучаться параллельно с традиционным школьным курсом химии (любая программа). Базируется на знаниях, получаемых при изучении основного курса химии, и не требует знаний теоретических вопросов, выходящих за рамки стандарта.
Цели курса:
Ориентирование учащихся на продолжение образования в классах естественнонаучного профиля, расширение и углубление знаний по химии, расширение кругозора, формирование экологического мышления.
Задачи курса:
- Развитие и укрепление интереса к предмету
- Раскрытие химизма окружающего мира
- Ознакомление учащихся с действием химических веществ на организм человека
- Углубление, расширение и систематизация знаний о строении, свойствах, применении веществ
- Совершенствование умений обращения с химическими приборами, посудой, веществами; решения экспериментальных задач
- Сформировать представление о профессиях, связанных с химией
Содержание курса.
Введение (1 час). Ознакомление учащихся с целями и задачами данного курса. Краткий экскурс по программе.
Тема 1
Простые вещества.(3 часа)
Кислород, озон, азот. Получение, применение, круговорот в природе, биологическая роль. Углерод, его аллотропные видоизменения: алмаз, графит, фуллерены. Воздух. Экология воздушного бассейна. Инертные газы.
Тема 2
Вода. (8 часов)
Состав. Строение молекулы воды. Свойства воды. Изотопы водорода. Тяжелая вода. Роль тяжелой воды. Биологическая роль тяжелой воды.
Аномалии воды: высокая температура кипения, расширение при замерзании, лед, изменение плотности в зависимости от температуры. Живая вода.
Вода в живых организмах. Биологическая роль воды и ее функции в организме человека, животных и растений.
Вода – универсальный растворитель. Кривая растворимости. Способы выражения концентрации растворенного вещества: процентная, молярная, нормальная. Приготовление растворов с заданной концентрацией. Жесткость воды и способы ее устранения.
Тема 3
Оксиды и их роль (7 часов)
Оксид углерода (IV).Получение углекислого газа, его свойства и применение. Физиологическое значение. Явление кашля и зевоты. Вред курения, состав сигареты. Химический состав растений. Фотосинтез. Сущность, продукты фотосинтеза: глюкоза, крахмал, кислород.
Оксид углерода (II), способы получения, свойства. Физиологическая активность угарного газа. Оксид углерода (II) как химическое сырье в органическом синтезе. Оксид кремния (IV). Распространенность в природе, биологическое значение кремния: эпителиальные клетки, эластин. Применение оксида кремния (IV). Оксиды азота.
Тема 4
Основания и их роль (3 часа)
Основания в быту. Гашеная известь, применение. Щелочи: гидроксид натрия, гидроксид калия. Мыла. Водородный показатель среды раствора. Кислотно-щелочной баланс.
Тема 5
Кислоты и их роль (4 часа)
Соляная кислота. Открытие соляной кислоты. Соляная кислота как составляющая желудочного сока человека и млекопитающих. Синтез соляной кислоты. Соединения серы: сероводород, серная кислота. Образование в природе, действие на организмы, применение. Качественные реакции на соляную, серную, сероводородную кислоты.
Уксусная кислота. Уксусная кислота как одно из снадобий в древние времена. Получение в настоящее время. Применение. Приготовление столового уксуса из уксусной эссенции.
Тема 6
Соли и их биологическая роль (5 часов)
Хлорид натрия. Поваренная соль в истории развития цивилизаций. Нахождение в природе, добыча. Биологическое значение поваренной соли. Пищевая сода, получение, применение. Глауберова соль, открытие, значение в медицине. Карбонат кальция. Нахождение в природе, добыча, применение.
Гидролиз солей. Качественные реакции на соли.
Тема 7
Вещества в домашней аптечке (2 часа)
Активированный уголь. Адсорбция угля.
Йод. История открытия, строение, физические и химические свойства, применение.
Пероксид водорода. Строение, свойства, получение. Противомикробное и обесцвечивающее действие пероксида водорода.
Перманганат калия. Состав, свойства, применение в медицине.
Витамины. Виды, необходимость применения витаминов.
Ртуть. Токсичность паров ртути.
Опасность самолечения.
Требования к результатам обучения.
После изучения элективного курса «Вещества вокруг нас» учащиеся должны:
Знать строение и свойства простых и сложных веществ, которые окружают нас в природе и быту, знать их биологическое значение, основные способы их получения, обработки, использование человеком; знать правила работы и обращения с лабораторным оборудованием;
Уметь производить простейшие измерения (массы, плотности, объема); готовить растворы с заданной массовой долей растворенного вещества; определять процентную концентрацию растворов кислот, щелочей, солей по табличным значениям плотностей; сравнивать, выделять главное, делать выводы и обобщения; организовывать свой учебный труд, пользоваться дополнительной литературой, использовать в процессе обучения ИКТ; работать с лабораторным оборудованием; составлять уравнения химических реакций и производить расчеты по ним (количества вещества, массы, объема); использовать полученные знания в повседневной жизни и в практической деятельности.
Планирование уроков элективного курса «Вещества вокруг нас».
Тема урока |
Изучаемые вопросы |
1. Введение |
|
2. Простые вещества. Кислород, озон, азот. |
Получение, применение, круговорот в природе, биологическая роль. |
3. Углерод. |
Аллотропные видоизменения углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. |
4. Воздух. |
Состав воздуха. Инертные газы, история открытия, применение. Источники загрязнения воздушного бассейна, способы очистки. |
5-6. Вода. Состав воды. |
Состав молекулы воды, строение, свойства. Изотопы водорода. Тяжелая вода. Биологическая роль тяжелой воды. |
7. Аномалии воды. |
Высокая температура кипения, расширение при замерзании, лед, изменение плотности в зависимости от температуры. Живая вода. |
8. Вода в живых организмах. |
Биологическая роль воды и ее функции в организме животных , человека и растений. |
9-10. Вода как растворитель. |
Водные растворы. Кривая растворимости. Способы выражения концентрации растворенного вещества. Процентная концентрация растворов. Молярная концентрация растворов. Нормальная концентрация. |
11. Практическая работа. Приготовление растворов заданной концентрации. |
|
12. Жесткость воды и способы ее устранения. |
Практическая работа. Способы устранения жесткости воды. |
13. Оксиды и их роль. Оксид углерода (IV). |
Получение, свойства и применение углекислого газа. |
14. Вред курения. |
Состав сигареты. Явление кашля и зевоты. Физиологическое значение углекислого газа. |
15. Фотосинтез. |
Химический состав растений. Сущность процесса фотосинтеза. Продукты фотосинтеза: глюкоза, крахмал, кислород. |
16. Практическая работа. Получение и свойства углекислого газа. |
|
17. Оксид углерода (II). |
Способы получения, свойства, физиологическая активность угарного газа. Оксид углерода (II) как химическое сырье в органическом синтезе. |
18. Оксид кремния (IV). |
Распространенность в природе, свойства, применение. Биологическое значение кремния, эпителиальные клетки, эластин. |
19. Оксиды азота. |
Закись азота, окись азота, азотистый ангидрид, двуокись азота, азотный ангидрид. История открытия, состав, применение. |
20. Основания и их роль. Основания в быту. |
Гашеная известь, получение, применение. Щелочи: гидроксид калия, гидроксид натрия. Мыла. |
21. Водородный показатель среды раствора. |
рН среды раствора. Кислотно-щелочной баланс. |
22. Практическая работа. Определение рН некоторых бытовых растворов. |
|
23. Кислоты и их роль. Соляная кислота. |
Многообразие кислот. Соляная кислота, открытие. Соляная кислота как составляющая желудочного сока человека и млекопитающих. Синтез соляной кислоты. |
24. Соединения серы. |
Сероводород, серная кислота. Образование в природе, действие на организмы, применение. |
25. Лабораторная работа. |
Качественные реакции на соляную, серную, сероводородную кислоты. |
26. Уксусная кислота. |
Уксусная кислота как одно из снадобий в древние времена. Получение уксусной кислоты в настоящее время. Применение. Приготовление столового уксуса из уксусной эссенции. |
27. Соли и их биологическая роль. Хлорид натрия. Карбонат натрия. |
Поваренная соль в истории развития цивилизаций. Нахождение в природе, добыча. Биологическое значение поваренной соли. Пищевая сода, получение и применение. |
28. Глауберова соль. Карбонат кальция. |
Нахождение в природе, добыча, применение. |
29. Практическая работа. Качественные реакции на соли. |
|
30-31. Гидролиз солей. |
Соли, подвергающиеся гидролизу. Гидролиз по катиону, по аниону. Уравнения гидролиза. |
32-33. Вещества в домашней аптечке. |
Активированный уголь. Адсорбция угля. Йод, история открытия, свойства, применение. Пероксид водорода, строение, свойства, применение. Противомикробное и обесцвечивающее действие перекиси водорода. Перманганат калия, состав, применение в медицине. Витамины, их виды, необходимость применения витаминов. Ртуть, токсичность паров ртути. Опасность самолечения. |
34. Конкурс творческих работ. (Презентации учеников) |
Литература
- Ахметов Н.С. Химия 10-11-М.: Просвещение 1998.
- Гольдфельд М.Г. Химия и общество-М.: Мир 1995.
- Гроссе Э. Химия для любознательных-Л.: Химия 1987.
- Кнуньянц И.Л. Химический энциклопедический словарь-М.: Советская энциклопедия 1983.
- Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии (в двух частях)-М.: Просвещение 1993.
- Трифонов Д.Н. Как были открыты химические элементы-М.: Просвещение 1980.
- Учебное электронное издание. Химия для школьников. Базовый курс 8-9 класс-МарГТУ 2002
- Харлампович Г.Д., Семенов А.С., Попов В.А. Многоликая химия-М.: Просвещение 1992.
- Химия: Методика преподавания №2,4-М.: Школьная пресса 2005.
- Ходаков Ю.В. Неорганическая химия. Методическая библиотека школы.-М.: Просвещение 1982.
- Электронное издание: 1С: Репетитор. Химия-М.: Фирма «1С» 1997.
Приложение. Урок 22. Пример практической работы.
Определение рН некоторых бытовых растворов.
Цель работы : Закрепить понятие о водородном показателе растворов. Установить рН предложенных растворов.
Даны реактивы: дистиллированная вода, лимонный сок, раствор питьевой соды, раствор мыла Dove, раствор хозяйственного мыла, раствор СМС, раствор шампуня Pantene, известковая вода, универсальная индикаторная бумага. Индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин.
Ход работы :
Опыт 1. Изменение окраски кислотно-основных индикаторов в зависимости от рН растворов.
Несколько капель каждого из растворов поместите в чашку для микрореакций. Добавьте в каждый раствор по одной капле лакмуса, метилового оранжевого и фенолфталеина.
Результаты наблюдений о характере среды оформите в виде таблицы:
Исследуемый раствор |
Индикатор |
Окраска |
Приблизительный рН |
Для определения рН воспользуйтесь следующими данными:
Индикатор |
Окраска |
Интервал рН изменения окраски |
Метиловый оранжевый Лакмус Фенолфталеин |
Красная – желтая Красная – синяя Бесцветная - малиновая |
3,1 – 4,0 5,0 – 8,0 8,2 – 10,0 |
Опыт 2 . Определение рН раствора с помощью универсальной индикаторной бумаги.
Для приближенного определения рН раствора используйте универсальную индикаторную бумагу, пропитанную смесью нескольких индикаторов с различными областями перехода. На прилагаемой к ней цветной шкале указано, при каких значениях рН индикаторная бумага окрашивается в тот или иной цвет.
Стеклянной палочкой перенесите 2-3 капли исследуемого раствора на универсальную индикаторную бумагу. Сравните окраску еще сырого пятна с цветной шкалой. Сделайте вывод о приближенном значении рН раствора.