Элективный курс по химии для учащихся 9 классов. Вещества вокруг нас

СОДЕРЖАНИЕ: Одним из направлений модернизации современного образования является переход к профильному обучению в старшей школе. Введение предпрофильной подготовки через организацию элективных курсов является необходимым условием создания образовательного пространства основной школы

Элективный курс по химии для учащихся 9 классов.

Вещества вокруг нас.

Одним из направлений модернизации современного образования является переход к профильному обучению в старшей школе. Введение предпрофильной подготовки через организацию элективных курсов является необходимым условием создания образовательного пространства основной школы.

В данном пособии представлена программа элективного курса по химии «Вещества вокруг нас», предназначенная для учащихся 9 классов.

В курсе представлены сведения, которые позволяют осознать процессы в окружающем нас мире, информация о необычных свойствах известных веществ, затрагивается проблема экологии, химический практикум.

Курс направлен на расширение и углубление знаний по химии, на развитие общеучебных умений и навыков, расширения кругозора.

Данная программа построена по общей схеме. В пояснительной записке охарактеризованы особенности курса, конкретизированы его цели и задачи. Приведено поурочное планирование. Сформулированы требования к уровню достижений ученика по окончании изучения курса, предложен список рекомендуемой учителю литературы и мультимедийных средств обучения. Приложение содержит пример конспекта проведения урока, практической работы.

Пояснительная записка.

Элективный курс рассчитан на 34 часа, рекомендован для учащихся 9 классов, проявляющих интерес к естественнонаучным дисциплинам, в целях организации предпрофильной подготовки.

Курс является несистематическим и может изучаться параллельно с традиционным школьным курсом химии (любая программа). Базируется на знаниях, получаемых при изучении основного курса химии, и не требует знаний теоретических вопросов, выходящих за рамки стандарта.

Цели курса:

Ориентирование учащихся на продолжение образования в классах естественнонаучного профиля, расширение и углубление знаний по химии, расширение кругозора, формирование экологического мышления.

Задачи курса:

  • Развитие и укрепление интереса к предмету
  • Раскрытие химизма окружающего мира
  • Ознакомление учащихся с действием химических веществ на организм человека
  • Углубление, расширение и систематизация знаний о строении, свойствах, применении веществ
  • Совершенствование умений обращения с химическими приборами, посудой, веществами; решения экспериментальных задач
  • Сформировать представление о профессиях, связанных с химией

Содержание курса.

Введение (1 час). Ознакомление учащихся с целями и задачами данного курса. Краткий экскурс по программе.

Тема 1

Простые вещества.(3 часа)

Кислород, озон, азот. Получение, применение, круговорот в природе, биологическая роль. Углерод, его аллотропные видоизменения: алмаз, графит, фуллерены. Воздух. Экология воздушного бассейна. Инертные газы.

Тема 2

Вода. (8 часов)

Состав. Строение молекулы воды. Свойства воды. Изотопы водорода. Тяжелая вода. Роль тяжелой воды. Биологическая роль тяжелой воды.

Аномалии воды: высокая температура кипения, расширение при замерзании, лед, изменение плотности в зависимости от температуры. Живая вода.

Вода в живых организмах. Биологическая роль воды и ее функции в организме человека, животных и растений.

Вода – универсальный растворитель. Кривая растворимости. Способы выражения концентрации растворенного вещества: процентная, молярная, нормальная. Приготовление растворов с заданной концентрацией. Жесткость воды и способы ее устранения.

Тема 3

Оксиды и их роль (7 часов)

Оксид углерода (IV).Получение углекислого газа, его свойства и применение. Физиологическое значение. Явление кашля и зевоты. Вред курения, состав сигареты. Химический состав растений. Фотосинтез. Сущность, продукты фотосинтеза: глюкоза, крахмал, кислород.

Оксид углерода (II), способы получения, свойства. Физиологическая активность угарного газа. Оксид углерода (II) как химическое сырье в органическом синтезе. Оксид кремния (IV). Распространенность в природе, биологическое значение кремния: эпителиальные клетки, эластин. Применение оксида кремния (IV). Оксиды азота.

Тема 4

Основания и их роль (3 часа)

Основания в быту. Гашеная известь, применение. Щелочи: гидроксид натрия, гидроксид калия. Мыла. Водородный показатель среды раствора. Кислотно-щелочной баланс.

Тема 5

Кислоты и их роль (4 часа)

Соляная кислота. Открытие соляной кислоты. Соляная кислота как составляющая желудочного сока человека и млекопитающих. Синтез соляной кислоты. Соединения серы: сероводород, серная кислота. Образование в природе, действие на организмы, применение. Качественные реакции на соляную, серную, сероводородную кислоты.

Уксусная кислота. Уксусная кислота как одно из снадобий в древние времена. Получение в настоящее время. Применение. Приготовление столового уксуса из уксусной эссенции.

Тема 6

Соли и их биологическая роль (5 часов)

Хлорид натрия. Поваренная соль в истории развития цивилизаций. Нахождение в природе, добыча. Биологическое значение поваренной соли. Пищевая сода, получение, применение. Глауберова соль, открытие, значение в медицине. Карбонат кальция. Нахождение в природе, добыча, применение.

Гидролиз солей. Качественные реакции на соли.

Тема 7

Вещества в домашней аптечке (2 часа)

Активированный уголь. Адсорбция угля.

Йод. История открытия, строение, физические и химические свойства, применение.

Пероксид водорода. Строение, свойства, получение. Противомикробное и обесцвечивающее действие пероксида водорода.

Перманганат калия. Состав, свойства, применение в медицине.

Витамины. Виды, необходимость применения витаминов.

Ртуть. Токсичность паров ртути.

Опасность самолечения.

Требования к результатам обучения.

После изучения элективного курса «Вещества вокруг нас» учащиеся должны:

Знать строение и свойства простых и сложных веществ, которые окружают нас в природе и быту, знать их биологическое значение, основные способы их получения, обработки, использование человеком; знать правила работы и обращения с лабораторным оборудованием;

Уметь производить простейшие измерения (массы, плотности, объема); готовить растворы с заданной массовой долей растворенного вещества; определять процентную концентрацию растворов кислот, щелочей, солей по табличным значениям плотностей; сравнивать, выделять главное, делать выводы и обобщения; организовывать свой учебный труд, пользоваться дополнительной литературой, использовать в процессе обучения ИКТ; работать с лабораторным оборудованием; составлять уравнения химических реакций и производить расчеты по ним (количества вещества, массы, объема); использовать полученные знания в повседневной жизни и в практической деятельности.

Планирование уроков элективного курса «Вещества вокруг нас».

Тема урока

Изучаемые вопросы

1. Введение

2. Простые вещества. Кислород, озон, азот.

Получение, применение, круговорот в природе, биологическая роль.

3. Углерод.

Аллотропные видоизменения углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены.

4. Воздух.

Состав воздуха. Инертные газы, история открытия, применение. Источники загрязнения воздушного бассейна, способы очистки.

5-6. Вода. Состав воды.

Состав молекулы воды, строение, свойства. Изотопы водорода. Тяжелая вода. Биологическая роль тяжелой воды.

7. Аномалии воды.

Высокая температура кипения, расширение при замерзании, лед, изменение плотности в зависимости от температуры. Живая вода.

8. Вода в живых организмах.

Биологическая роль воды и ее функции в организме животных , человека и растений.

9-10. Вода как растворитель.

Водные растворы. Кривая растворимости. Способы выражения концентрации растворенного вещества. Процентная концентрация растворов. Молярная концентрация растворов. Нормальная концентрация.

11. Практическая работа. Приготовление растворов заданной концентрации.

12. Жесткость воды и способы ее устранения.

Практическая работа. Способы устранения жесткости воды.

13. Оксиды и их роль. Оксид углерода (IV).

Получение, свойства и применение углекислого газа.

14. Вред курения.

Состав сигареты. Явление кашля и зевоты. Физиологическое значение углекислого газа.

15. Фотосинтез.

Химический состав растений. Сущность процесса фотосинтеза. Продукты фотосинтеза: глюкоза, крахмал, кислород.

16. Практическая работа. Получение и свойства углекислого газа.

17. Оксид углерода (II).

Способы получения, свойства, физиологическая активность угарного газа. Оксид углерода (II) как химическое сырье в органическом синтезе.

18. Оксид кремния (IV).

Распространенность в природе, свойства, применение. Биологическое значение кремния, эпителиальные клетки, эластин.

19. Оксиды азота.

Закись азота, окись азота, азотистый ангидрид, двуокись азота, азотный ангидрид. История открытия, состав, применение.

20. Основания и их роль. Основания в быту.

Гашеная известь, получение, применение. Щелочи: гидроксид калия, гидроксид натрия. Мыла.

21. Водородный показатель среды раствора.

рН среды раствора. Кислотно-щелочной баланс.

22. Практическая работа. Определение рН некоторых бытовых растворов.

23. Кислоты и их роль. Соляная кислота.

Многообразие кислот. Соляная кислота, открытие. Соляная кислота как составляющая желудочного сока человека и млекопитающих. Синтез соляной кислоты.

24. Соединения серы.

Сероводород, серная кислота. Образование в природе, действие на организмы, применение.

25. Лабораторная работа.

Качественные реакции на соляную, серную, сероводородную кислоты.

26. Уксусная кислота.

Уксусная кислота как одно из снадобий в древние времена. Получение уксусной кислоты в настоящее время. Применение. Приготовление столового уксуса из уксусной эссенции.

27. Соли и их биологическая роль. Хлорид натрия. Карбонат натрия.

Поваренная соль в истории развития цивилизаций. Нахождение в природе, добыча. Биологическое значение поваренной соли. Пищевая сода, получение и применение.

28. Глауберова соль. Карбонат кальция.

Нахождение в природе, добыча, применение.

29. Практическая работа. Качественные реакции на соли.

30-31. Гидролиз солей.

Соли, подвергающиеся гидролизу. Гидролиз по катиону, по аниону. Уравнения гидролиза.

32-33. Вещества в домашней аптечке.

Активированный уголь. Адсорбция угля. Йод, история открытия, свойства, применение. Пероксид водорода, строение, свойства, применение. Противомикробное и обесцвечивающее действие перекиси водорода. Перманганат калия, состав, применение в медицине. Витамины, их виды, необходимость применения витаминов. Ртуть, токсичность паров ртути. Опасность самолечения.

34. Конкурс творческих работ. (Презентации учеников)

Литература
  1. Ахметов Н.С. Химия 10-11-М.: Просвещение 1998.
  2. Гольдфельд М.Г. Химия и общество-М.: Мир 1995.
  3. Гроссе Э. Химия для любознательных-Л.: Химия 1987.
  4. Кнуньянц И.Л. Химический энциклопедический словарь-М.: Советская энциклопедия 1983.
  5. Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии (в двух частях)-М.: Просвещение 1993.
  6. Трифонов Д.Н. Как были открыты химические элементы-М.: Просвещение 1980.
  7. Учебное электронное издание. Химия для школьников. Базовый курс 8-9 класс-МарГТУ 2002
  8. Харлампович Г.Д., Семенов А.С., Попов В.А. Многоликая химия-М.: Просвещение 1992.
  9. Химия: Методика преподавания №2,4-М.: Школьная пресса 2005.
  10. Ходаков Ю.В. Неорганическая химия. Методическая библиотека школы.-М.: Просвещение 1982.
  11. Электронное издание: 1С: Репетитор. Химия-М.: Фирма «1С» 1997.

Приложение. Урок 22. Пример практической работы.

Определение рН некоторых бытовых растворов.

Цель работы : Закрепить понятие о водородном показателе растворов. Установить рН предложенных растворов.

Даны реактивы: дистиллированная вода, лимонный сок, раствор питьевой соды, раствор мыла Dove, раствор хозяйственного мыла, раствор СМС, раствор шампуня Pantene, известковая вода, универсальная индикаторная бумага. Индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин.

Ход работы :

Опыт 1. Изменение окраски кислотно-основных индикаторов в зависимости от рН растворов.

Несколько капель каждого из растворов поместите в чашку для микрореакций. Добавьте в каждый раствор по одной капле лакмуса, метилового оранжевого и фенолфталеина.

Результаты наблюдений о характере среды оформите в виде таблицы:

Исследуемый раствор

Индикатор

Окраска

Приблизительный рН

Для определения рН воспользуйтесь следующими данными:

Индикатор

Окраска

Интервал рН изменения окраски

Метиловый оранжевый

Лакмус

Фенолфталеин

Красная – желтая

Красная – синяя

Бесцветная - малиновая

3,1 – 4,0

5,0 – 8,0

8,2 – 10,0

Опыт 2 . Определение рН раствора с помощью универсальной индикаторной бумаги.

Для приближенного определения рН раствора используйте универсальную индикаторную бумагу, пропитанную смесью нескольких индикаторов с различными областями перехода. На прилагаемой к ней цветной шкале указано, при каких значениях рН индикаторная бумага окрашивается в тот или иной цвет.

Стеклянной палочкой перенесите 2-3 капли исследуемого раствора на универсальную индикаторную бумагу. Сравните окраску еще сырого пятна с цветной шкалой. Сделайте вывод о приближенном значении рН раствора.

Скачать архив с текстом документа