Эмоциональные свойства личности и управление эмоциями

СОДЕРЖАНИЕ: Типичные различия в эмоциональных особенностях личности. Основные формы выражения эмоций, их влияние на здоровье и деятельность человека. Необходимость управления собственными эмоциями, способы устранения нежелательных эмоций (регуляции и саморегуляции).

Реферат

по дисциплине: «Психология и педагогика»

на тему: «Эмоциональные свойства личности и управление эмоциями»


Эмоциональные свойства личности

Индивидуальные различия между людьми особенно ярко обнаруживаются в эмоциональной сфере. Основные различия в эмоциональной сфере личности связаны с различиями в содержании человеческих чувств, в том, на что, на какие объекты они направлены, и какое отношение человека они выражают.

По С.Л. Рубинштейну, типичные различия в эмоциональных особенностях личности проявляются:

1) в сильной или слабой эмоциональной возбудимости;

2) в большей или меньшей эмоциональной устойчивости. Эти различия характеризуют темперамент человека. Есть люди, которые легко воспламеняются и быстро гаснут («соломенный огонь чувств»), как и люди, у которых чувство возникает не сразу, но, воспламенившись, они не скоро охладеют. Хорошо известны эмоциональные различия людей в восприятии окружающего мира, в его оценке, в отношении к происходящим и ожидаемым событиям и т.д. Еще А.Ф. Лазурский писал, что если хорошее или дурное настроение становится господствующим, постоянным, то возникает тип оптимиста или пессимиста, который на весь мир смотрит сквозь розовые или темные очки. Как психологическая эмоциональная характеристика человека – это его общий тон и настрой на восприятие и оценку действительности. У оптимиста – это светлый, радостный тон восприятия жизни и будущего, у пессимиста – это настроение подавленности и безысходности.

Далее С.Л. Рубинштейн различает:

3) силу или интенсивность чувства и

4) его глубину. Чувство, сильное в смысле интенсивности или стремительности, с которой оно захватывает человека, может быть неглубоким. Этим увлечение отличается от любви. Любовь отлична от увлечения, в первую очередь, не интенсивностью чувства, а его глубиной, то есть не тем, как стремительно она прорывается в действие, а тем, как глубоко она проникает в личность. Глубина проникновения чувства определяется тем, насколько существенно для данной личности данное чувство и та сфера, с которой оно связано. При этом существенную роль играет широта распространения чувства. Она определяется тем, как широки и многообразны те сфере личности, с которыми данное чувство сплелось. Именно от этого в значительной мере зависит прочность чувства.

Характерологически очень существенными и глубокими являются различия между эмоциональными, сентиментальными и страстными натурами. Эмоциональные натуры переживают свои чувства, отдаваясь им, погружаясь в них. Они впечатлительны, возбудимы, но скорее порывисты, чем действенны.

Сентиментальные натуры скорее созерцают свои чувства, «любуясь их переливами». Они созерцательны и чувствительны, но пассивны.

Натуры страстные живут своим чувством, воплощая его напряжение в действии. Страстные действенны. Их не удовлетворяет ни непосредственное переживание своего чувства, ни его созерцание. Для них чувство – это страстное стремление.

Е.П. Ильин, описывая эмоциональные типы личности, наряду с оптимистами-пессимистами и сентиментальными, выделяет и рассматривает застенчивых, обидчивых и мстительных, эмпатийных, тревожных, совестливых и любознательных.

Управление эмоциями

Наши эмоции могут быть и приятны, и неприятны, они могут способствовать эффективной деятельности и полностью дезорганизовать ее, эмоции могут спровоцировать преступление и воплотиться в гениальных стихах, т.е. мы постоянно сталкиваемся с самыми разнообразными проявлениями и последствиями эмоций, которые могут быть как желательны и уместны, так и неуместны и, соответственно, нежелательны. Последнее предполагает необходимость управления собственными эмоциями.

Важно, что отсутствие внешнего проявления эмоций не говорит о том, что человек их не испытывает. Как известно, он может скрывать свои переживания, загонять их внутрь. Такое сдерживание, о чем вы узнали выше, чревато очень серьезными последствиями, в частности, возникновением соматических (телесных) заболеваний и неврозов. Поэтому стремление подавлять или искоренять эмоции в корне неверно, но умение регулировать их проявления совершенно необходимо.

Контроль в выражении эмоций проявляется в трех основных формах:

1) «подавлении» (сокрытии переживаемого эмоционального состояния);

2) «маскировке» (замене переживаемого эмоционального состояния выражением другой эмоции, отсутствующей в данный момент);

3) «симуляции» (выражении не переживаемой эмоции). Ситуативно использование данных способов контроля над эмоциональными проявлениями может быть оправдано. Однако постоянный контроль эмоциональных проявлений приводит к тому, что человек перестает «узнавать» свои эмоции, может затрудняться в определении того, что же он на самом деле чувствует в настоящий момент, таким образом, утрачивает важнейший ориентир в действительности.

Итак, нужно найти эффективные способы устранения нежелательных эмоциональных состояний, не приводящие к неврозу или сбросу напряжения на телесный уровень, а также, способы вызова желательных эмоций, которые могут способствовать оптимизации настроения и творческой деятельности.

Регуляция эмоциональных состояний (устранение нежелательных эмоций) возможна либо при воздействии извне (другого человека, музыки, цвета, природного ландшафта), либо в результате саморегуляции.

В настоящее время разработано много различных способов саморегуляции: релаксационная тренировка, аутогенная тренировка, десенсибилизация, реактивная релаксация, медитация и др. Овладение любым из названных способов саморегуляции для начала лучше осуществлять под руководством специалиста. И не забывайте, что овладение своими эмоциями потребует длительного времени.

Непосредственно снять у себя эмоциональное напряжение помогут:

· Отключение (отвлечение). Умение думать о чем угодно, только не о том, что огорчает или тревожит. Отвлечение использовалось еще в русских лечебных заговорах как способ устранения нежелательных эмоций. Отвлечение требует немалого волевого усилия, именно оно в итоге определит успешность отвлечения;

· Переключение. Связано с направленностью сознания на какое-нибудь интересное дело (чтение увлекательной книги, просмотр фильма и т.п.) или на деловую сторону предстоящей деятельности;

· Снижение значимости предстоящей деятельности. Осуществляется путем придания событию меньшей ценности или вообще переоценке значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось», «это не трагедия» и т.п.;

· Разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай неудачи (например, если не поступлю в этот институт, то пойду в другой);

· Получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации;

· Откладывание на время достижение цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т.п.;

· Физическая разрядка (как говорил И.П.Павлов, нужно «страсть вогнать в мышцы»). Для этого можно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь полезной физической работой и т.п.

Для актуализации желательной эмоции можно использовать свое воображение. Человек вспоминает ситуацию из своей жизни, которая сопровождалась сильными позитивными переживаниями. Очень скоро прошлая радость или гордость за себя, пережитая ранее, начнут «работать» в настоящем, меняя актуальное состояние. Для вызова желательных эмоций можно использовать музыку. Музыка является настоящей властительницей чувств и настроений человека. В одном случае она способна ослабить излишнее возбуждение, в другом – изменить грустное настроение на веселое, в третьем - придать бодрость и снять усталость.


Литература

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1999.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 1995.

3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. М., 1996.

4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М., 1997.

5. Иващенко Ф.И. Задачи по общей, возрастной и педагогической психологии. Мн., 1999.

6. Куницына В.Н. Межличностное общение. М., 2001. (Серия «Учебник нового века»).

Скачать архив с текстом документа