Развитие учебного процесса в школе может осуществляться двумя путями: медленным совершенствованием его отдельных частей или кардинальным изменением с реализаци
СОДЕРЖАНИЕ: Модульное обучение дает возможность провести в жизнь второй путь развития. Какие же изменения в учебном процессе связаны с введением в школьную практику модульного обучения?МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Развитие учебного процесса в школе может осуществляться двумя путями: медленным совершенствованием его отдельных частей или кардинальным изменением с реализацией системного подхода. Модульное обучение дает возможность провести в жизнь второй путь развития. Какие же изменения в учебном процессе связаны с введением в школьную практику модульного обучения?
В настоящее время учебный процесс в массовой школе продолжает сохранять объяснительно-иллюстративный характер, что приводит к усилению противоречия между требованиями ученика в развитии своих склонностей, интересов и традиционной малоактивной системой обучения. Тогда как одно из ведущих положений теории деятельности для эффективного обучения предполагает такую организацию деятельности, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученика. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. Перевод обучения на субъект – субъективную основу требует такой педагогической технологии, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей и умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Поэтому перед школьной практикой встала проблема поиска технологии обучения, позволяющей решить эту задачу. Такой технологией как раз и является модульное обучение, ибо оно базируется на позициях деятельного, активного, гибкого подхода к построению педагогического процесса.
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному. Именно оно интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Так из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется ориентировочная основа деятельности. Из психологии используется рефлексивный подход.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены: учебное содержание и технология овладения им. Т.о. модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.
Чем модульное обучение отличается от других систем обучения?
В-первых, содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д.
Во-вторых, меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и плюс личное индивидуальное общение.
В-третьих, ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.
В-четвертых, наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками.
Чтобы успешно вести работу по модульному обучению, лучше начинать с 8 класса. Младшие школьники не способны еще работать полностью самостоятельно.
Каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель. В модули входят крупные блоки учебного содержания. Поэтому каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели и на их основе выделяются учебные элементы (УЭ). Перед каждым модулем нужно проводить входной контроль (УЭ – 1) знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности учащихся к работе. Здесь можно предложить учащимся такие формы работы как диктант, тест, таблицу, работу с терминами, со схемами, рисунками, составить описание растения, животного, т.е. все то, что помогает ученику составить представление о его уровне знаний домашнего задания.
Затем учащиеся приступают к изучению нового материала (УЭ – 2). Необходимо четко продумать объем, структуру, уровень сложности содержания нового материала, логику построения деятельности учащихся, систему контроля и самоконтроля.
Не следует включать в модуль очень большой объем содержательной деятельности. Ученик должен все успеть за урок. Учитель должен обязательно задавать хороший темп работы своим учащимся.
Изучение нового материала обязательно предполагает самостоятельную работу с учебником, выполнение различных заданий, работу в парах, группе.
В конце каждого учебного элемента обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль. После завершения работы с модулем проводится выходной контроль. Он должен показать уровень усвоения всего модуля. За каждое задание модуля учащиеся «начисляют» себе баллы. «Стоимость» каждого задания оговаривается в модуле. Например, за тестовый контроль знаний из 5 вопросов ученик должен получить максимально 5 баллов, он ответил правильно на 3 вопроса – получает 3 балла. При работе учащихся с учителем за каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Очень важно учебный материал дифференцировать. Он должен быть таким, чтобы ученик эффективно его усваивал. Нижним пределом будет уровень обязательной подготовки. Другой уровень – выше обязательного (для сильных учащихся).
Используя модуль, можно успешно осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи, интегрировать учебное содержание. Важным критерием построения модуля является структура деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение. И здесь есть большая возможность осуществить проблемность в общении.
В модуле должна быть заложена возможность для повторения основного содержания. Эта возможность реализуется через учебный элемент «Резюме».
В конце модуля ученик должен сам оценить свою работу. В течение урока он выставлял себе баллы за самостоятельно выполненные задания, набирал дополнительные баллы при работе с учителем. Баллы заносятся в листок контроля, он дается каждому ученику перед началом урока. По этому листу учащийся сам выставляет себе оценку по количеству набранных баллов.
Листок контроля знаний
Фамилия, имя ученика |
||||
Учебный элемент (этапы работы) |
Кол-во баллов по номерам заданий |
Итого (кол-во баллов) |
||
1 |
2 |
3 |
||
УЭ – 1 Проверка изученного материала УЭ – 2 Изучение нового материала УЭ – 3 Закрепление нового материала Итого: Оценка: |
Как правило, модульные уроки идут 2 часа, но могут продолжаться меньше или больше, в зависимости от подготовленности класса, сложности изучаемой темы.
Самая большая сложность – тиражирование материала, поскольку каждый ученик должен получить свой модуль.
Что же дает модульное обучение?
Это возможность для каждого ученика включаться в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работать с дифференцированной по содержанию программой. Идет индивидуализация контроля, самоконтроля, консультирования. Важно, что ученик имеет возможность самореализоваться. Данная система обучения способствует продвижению каждого ученика на более высокий уровень обучения.
Поскольку управление учеником на уроке осуществляется через модули, то задача учителя состоит в грамотном выделении дидактических целей модуля и структурировании учебного содержания под эти цели. Это уже принципиально новое содержание подготовки учителя к учебному занятию. Оно обязательно приводит к анализу своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий. Учитель в процессе овладения технологией модульного обучения значительно растет профессионально. Это путь профессионального самосовершенствования учителя, возможность для его самореализации.
МОДУЛЬНЫЙ УРОК № 1
Деление клетки. Митоз
Номер учебного элемента |
Учебный материал с указанием заданий |
Рекомендации по выполнению заданий, оценка |
|||
1 |
2 |
3 |
|||
УЭ – 0 |
Цель: в результате овладения содержанием модуля вы должны получить знания о непрямом делении клетки – митозе, о подготовке клетки к делению и его фазах. |
Внимательно прочитайте цель урока |
|||
УЭ – 1 |
Подготовка к работе. I. Обсудите в группе и подготовьте устные ответы на следующие вопросы: 1. Что называется размножением? 2. Назовите известные вам способы размножения организмов? 3. К каким двум формам можно свести разнообразные способы размножения живых организмов? 4. Чем отличается половое размножение организмов от бесполого? II. Обсудите эти вопросы в классе. Оцените свои знания. |
Работайте в группах Оценивается 4-мя баллами Работайте с классом |
|||
УЭ – 2 Изучение нового материала |
Цель: получить представление о митозе. Задание: внимательно слушайте лекцию, выделяйте при записи новые термины. Зарисуйте схему митоза. Лекция по теме «Деление клетки. Митоз». План лекции : 1. Подготовка к делению. Основные процессы, происходящие в интерфазе. 2. Фазы митоза. 3. Биологическое значение митоза. |
В тетради схему рисуйте простым или цветным карандашом |
|||
УЭ – 3 |
Цель: самостоятельно изучить основные события, происходящие в митозе, понять биологическое значение митоза. I. Прочитайте текст «Подготовка к делению» в § 17 (Учебник для X-XI класса «Общая биология» под ред. Д.К. Беляева. – М.; Просвещение, 2004 г.) II. Изучите рисунок (№ 26, стр. 64 в § 17) учебника III. Обсудите ход митоза по рисунку (стр. 64 § 17). IV. Выполните задание (письменно) Задание 1: 1. Что обозначено цифрами 1-4? 2. Из скольких молекул ДНК состоят метафазные хромосомы? 3. От чего зависит размер хромосом? 4. Какие хромосомы называют гомологичными? Задание 2: 1. Дорисуйте схему митоза: а) изобразите изменения, происходящие в хромосомном аппарате во время каждой фазы. V. Проверьте правильность выполнения заданий. Оцените работу (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если в ответе есть ошибки – 0 баллов). Проанализируйте ошибки. |
Работайте самостоятельно Работайте в группе Работу выполняйте письменно в тетрадях Оценивается 4-мя баллами Оценивается 3-мя баллами Правильные ответы собирает учитель |
|||
УЭ – 4 Закрепление изученного материала. |
Цель: выявить уровень усвоения нового материала. Задание 1: Дайте определения терминам: - митоз; - веретено деления; - цитокинез; - интерфаза; - клеточный цикл; - хроматида; - центромера. Задание 2: 1. Заполните схему: ИНТЕРФАЗА основные процессы 2. Назовите фазы митоза, обозначенные на рисунке. Какие фазы относятся к кариокинезу, а какие – к цитокинезу? Обсудите результаты работы. Оцените свои знания. 3. Заполните таблицу: Фазы митоза
Обсудите результаты работы. Оцените свою работу. Критерии оценки: - нет ошибок – 5 баллов; - 1 ошибка – 4 балла; - 2, 3 ошибки – 3 балла; - 5, 6 ошибок – 2 балла. |
Работайте с учителем За каждый правильный ответ – 1 балл Работайте самостоятельно в тетрадях 2 балла Работайте в группе 3 балла Ваша оценка Работайте самостоятельно в тетрадях. Оценивается 5 баллами С учителем |
|||
УЭ – 5 |
Подведение итогов урока. 1. Прочитайте цели урока. 2. Достигли ли Вы цели урока? В какой степени? 3. Оцените свою работу на уроке. Подсчитайте количество баллов, которое Вы набрали при выполнении заданий. Поставьте себе оценку. |
Индивидуально Вместе с классом Лист контроля начертить в тетради и заполнить его |
Лист контроля
Этапы работы |
Количество баллов по заданиям |
Итого |
|||
УЭ |
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
№ 4 |
|
УЭ - 1 |
4 |
4 |
|||
УЭ - 3 |
4 |
3 |
7 |
||
УЭ - 4 |
7 |
2 |
3 |
5 |
17/ 28 б |
Критерии оценки. Если Вы набрали:
- 25-28 баллов, то оценка за урок «5»;
- 21-24 балла, то оценка за урок «4»;
- 17-20 баллов, то оценка за урок «3»;
- менее 17 баллов, то оценка за урок «неуд.»
Не огорчайтесь, у Вас еще будет возможность исправить положение.
Домашнее задание: если оценка «5», то задание Вы не получаете, если «4» - прочитайте §17 , если оценка «3» - Вы плохо знаете тему, повторите §17 и записи в тетради.
Творческое задание : составьте схему митоза на альбомном листе.
МОДУЛЬНЫЙ УРОК № 2
«Экологические группы птиц»
Номер учебного элемента |
Учебный материал с указанием заданий |
Рекомендации по выполнению заданий, оценка |
|||||||||||||||||||||||||||
УЭ – 0 |
Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами вы должны: 1) Повторить учебный материал о строении и происхождении птиц; об основных, систематических группах современных птиц. 2) Получить представление об особенностях строения и образе жизни птиц, относящихся к различном экологическим группам. 3) Научиться работать с предложенным учителем материалом. 4) Объективно оценивать свои знания. |
Внимательно прочитать цель урока |
|||||||||||||||||||||||||||
УЭ – 1 Проверка изученного материала |
Входной контроль (15 баллов). Цель: проверить себя, как усвоил материал по темам: «Строение птиц», «Систематические группы птиц», и убедиться, что готов изучать новый материал. Задание I. I ) Выполни тестовое задание: 1. Сердце птицы в минуту сокращается: а) 20 раз; б) 70 раз; в) 100 раз; г) 400 раз. 2. Из позвоночных животных только птицы: а) приспособились к полёту; б) имеют перьевой покров тела; в) откладывают яйца; г) обитают на суше. 3.Птицы произошли от: а) древних пресмыкающихся; б) древних кистепёрых рыб; в) древних земноводных; г) древних млекопитающих. 4. Зоб как видоизменение части пищевода имеется у: а) насекомоядных птиц; б) зерноядных птиц; в) хищных птиц; г) всех видов птиц без исключения. 5. Сердце у птиц: а) четырёхкамерное; б) двухкамерное; в) трехкамерное с неполной перегородкой; г) трех камерное. 6. У птиц, в отличие от пресмыкающихся, в головном мозге более сильно развиты отделы: а) передний мозг и мозжечок; б) передний, средний мозг и мозжечок; в) средний мозг и мозжечок; г) передний и средний мозг. 7. Основным сигналом для перелёта птиц является: а) уменьшение корма; б) похолодание; в) подрастание птенцов; г) уменьшение длины светового дня. 8. Из кожных желез у птиц хорошо развиты: а) потовые; б) сальные; в) копчиковая; г) потовые, сальные, копчиковая. 9. Цевка – это часть: а) верхней конечности; б) грудной клетки; в) клюва; г) нижней конечности. 10. В позвоночнике у птиц отделов: а)6; б)5; в)4; г)3. 11) Наука о птицах: а) птицеводство; б) орнитология; в) кинология; г) протистология 12). Развитие среднего мозга у птиц связано с развитием: а) обоняния; б) зрения; в) слуха; г) координации движений. 13). Скорлупа яйца и его белок образованны выделениями: а) яичника; б) семенника; в) яйцевода; г) клоаки. 14). Птицы – это: а) класс типа Хордовые; б) подтип типа Позвоночные; в) тип царства Многоклеточные. 15).В скелете кисти птиц сохранились остатки: а) трёх пальцев; б) двух пальцев; в) одного пальца. II ) Обсудите результаты работы. III ) Оцените свою работу. Критерии оценки
Задание II. (5 баллов). 1) Рассмотрите рисунок. К каким отрядам относится эти птицы? Каковы особенности внешнего строения птиц данных отрядов? 2) Обсудите результаты работы. 3) Оцените свои знания. Задание III (5 баллов). 1) Выпишите цифры, обозначающие птиц, относящихся к отрядам: а) дятлообразные, б) курообразные, в) соколообразные, г) гусеобразные, д) воробьинообразные, е) аистообразные; ж) голубеобразные, з) стрижеобразные, к) кукушкообразные. Птицы: 1. серый гусь, 2. домовой воробей, 3. обыкновенная горлица, 4. лебедь кликун, 5. серая ворона, 6. серая цапля, 7. большой пёстрый дятел, 8. белопоясничный стриж, 9. рябчик обыкновенный, 10. малый лебедь, 11. обыкновенная кукушка, 12. сизый голубь, 13. глухарь каменный, 14. чёрный коршун, 15. серый журавль, 16. гриф-бородач, 17. чернозобая казарка, 18. деревенская ласточка, 19. степной орёл, 20. белый аист. 2). 0бсудите результаты работы с учителем. Критерии оценки. 5 – 1-2 ошибки, 4 – 3-5 ошибок, 3 – 6-9 ошибок, 2 – 10 и более ошибок. 3). Оцените свои знания |
Работай самостоятельно в тетради В классе Ваша оценка С классом Ваша оценка Работайте самостоятельно в тетради Ваша оценка |
|||||||||||||||||||||||||||
УЭ – 2 Изучение нового материала |
Цель: получить информацию об экологических группах птиц. Продолжать формировать понятие о взаимосвязи организма и среды обитания. Задание: внимательно слушая лекцию, выделяйте при записи новые термины, лекция по теме: «Экологические группы птиц». План лекции. 1. Птицы леса. 2. Птицы пространств суши. 3. Птицы открытых воздушных пространств. 4. Птицы болот, пресных водоёмов, и их побережий. 5. Хищные птицы. 6. Птицы культурных ландшафтов. |
Делайте записи в тетради |
|||||||||||||||||||||||||||
УЭ – 3 Изучение нового материала |
Цель: Самостоятельно изучить экологические группы птиц по плану: - среда обитания видов; - способ добывания корма; - различные, приспособления, появившиеся у различных видов под влиянием естественного отбора. Задание I. 1) Изучите текст «Птицы леса» на стр. 177-178. 2) Внимательно рассмотрите рис. 259 (стр.177). 3) Как приспособились к условиям леса? Задание II. В тексте «Птицы степей и пустынь», «Птицы открытых пространств» найдите описание особенностей строение птиц этих экологических групп. Задание III. В тексте «Птицы болот и водоемов», «Дневные хищники» найдите описание приспособлений у этих птиц к условиям обитания. |
Работайте в группах Работайте в группах |
|||||||||||||||||||||||||||
УЭ – 4 |
Выходной контроль. Цель: проверить усвоение знаний об экологических группах птиц. Задание I. (3 балла). Дайте определение терминам: - среда обитания, - экология, - местообитание, - систематика, - классификация. Задание II. (3 балла) Рассмотрите рисунки: 1. Установите по рисункам: - Какие особенности строения развивались у птиц в связи с приспособлениями к жизни в различных местообитаниях? - какие приспособления развивались у этих птиц в связи с их питанием? 2. Обсудите результаты. 3. Оцените свои знания. Задание III. (5 баллов). 1.Рассмотрите рисунки «Строение лап птиц». Заполните таблицу:
2. Обсудите результаты 3. Оцените свои знания. Задание IV. (5 баллов) 1) Составьте краткую характеристику: - хищных, - водоплавающих птиц, по следующему плану: 1. оперение; 2. форма тела; 3. особенности строения лап; 4. особенности строения клюва; 5. гнездование и забота о потомстве; 6. особенности передвижения. 2) Обсудите результаты работы. 3) Оцените свои знания. |
Работа с учителем (за правильный ответ дополнительный балл) Ваша оценка С учителем. Ваша оценка. |
|||||||||||||||||||||||||||
УЭ – 5 |
Цель: подведение итогов урока, домашнее задание. Рефлексия: 1. Прочитайте еще раз цели урока. 2. Достигли ли вы заданных целей? 3. Что мешало достижению целей? 4. Можно ли сказать, что на ypoкe вы чувствовали себя уверенно? 5. Как вы оцениваете свою работу, работу своих товарищей? Если вы набрали больше 30 баллов – оценка 5; если 25-29 балла- 4; если 16-19 баллов – оценка 3, если меньше 16 баллов – неудовлетворительно, однако не огорчайтесь, постарайтесь на следующем уроке набрать баллов больше. Домашнее задание: 1. Сделайте кормушки для птиц. 2. Составьте кроссворд о птицах. |
Подсчитайте количество баллов, которое вы набрали. После выполнения задания поставьте себе оценку |
МОДУЛЬНЫЙ УРОК № 3
«Популяция и ее состав»
Номер учебного элемента |
Учебный материал с указанием заданий |
Рекомендации по выполнению заданий, оценка |
УЭ – 0 |
Интегрирующая цель: при изучении нового материала ты должен: 1) Указать, что такое популяция и из чего она состоит, явления в популяции. 2) Научиться работать с раздаточным материалом , выполнять задания, приводить примеры популяций, моделировать схемы состава популяций, подсчитывать количество баллов. |
Внимательно прочитать цель урока |
УЭ – 1 Проверка изученного |
Вводный контроль. 1. Дайте определения следующим экологическим терминам: (5 баллов) - фактор среды, - оптимальный фактор, - предел выносливости вида, - зона угнетения. 2. какой из перечисленных факторов будет ограничивающим (4 балла): а) для растений в океане на глубине 6000 м: - вода - температура - соленость воды - свет - углекислый газ б) для растений в пустыне летом: - температура - влажность - свет в) для ели в тундре: - температура - ветер - влажность - вечная мерзлота - свет г) для щуки обыкновенной в Черном море: - влажность - кислород - пища - свет - температура - солнечная радиация выписать рядом с номерами заданий правильные ответы. Каждый правильный ответ – 1 балл. |
|
УЭ – 2 Изучение нового материала |
Цель: усвоить, что все живые организмы в природе образуют скопление – популяции. Задание I. Работа с аквариумом: - Кто живет в аквариуме? - Сколько в аквариуме меченосцев? - Каково их внешнее строение? (совокупность особей одного вида, длительно населяющим определённую территорию, размножающихся путём свободного скрещивания и в той дли иной степени изолированных друг от друга, называют популяцией ). Задание II. а) В учебнике на стр.69 прочитай о взаимосвязях между отдельными популяциями. б) Приведите примеры популяций животных в нашей местности. Задание III. а) В учебнике на стр.69 прочитай о взаимоотношениях особей внутри популяции. б) Ответь на вопросы: - Какие виды образуют скопления особей в неблагоприятные периоды и зачем? - Для чего особи некоторых видов образуют группы, стаи, стада, колонии? - Какие биологические связи образуются между особями в популяции? |
Работа выполняется вместе с учителем. По одному дополнительному баллу Работа с учителем (за правильный ответ дополнительный балл) |
УЭ – 3 Изучение нового материала |
Цель: усвоить основные характеристики популяций. Задание I. 1. Работа с учебником ( стр. 70). Рассмотри колонию пингвинов. Какой прогноз можно дать данной популяции в ближайшие 2-3 года? 2. Найди в учебнике ответ на вопрос: - что такое плотность популяций? - как можно организовать учёт численности синиц в лесу? - учёт численности рачков-дафний в пруду? Задание II. (3 балла). а) Из чего состоит популяция? Состав популяции: по возрасту: молодые, средние, старые по полу: (Структура популяции – соотношение особей разного пола или разного возраста) б) смоделируй популяцию. Охарактеризуй ее. Что можешь сказать о своей популяции (устойчивая она или неустойчивая)? Задание III. (3 балла). Без подготовки дай определение: - численность популяций - плотность популяций 1 балл - структура популяций - возрастная структура 1 балл - половая структура - популяция 1 балл |
Работа в группах (оцени себя сам). Работа в группах (оцени себя сам). Работа в парах |
УЭ – 4 Изучение нового материала |
Цель: узнать об основных процессах, происходящих в популяции. Задание I. На стр. 71 учебника прочитай об основных процессах, происходящих в популяции: - рождаемость - смертность - иммиграция - эмиграция Ответь на вопросы: 1. Что может произойти с популяцией оленя, если уменьшится количество взрослых самок или самцов? Составь прогноз о будущем популяции (снизится рождаемость, популяция может погибнуть) 2 балла Задание II. Из прочитанного отрывка выпишите названия явлений, характерных для популяции: 2 балла «В гнезде синицы вылупились птенцы, через месяц 2 птенца погибли, а остальные продолжали расти (рождаемость, выживание, смертность). |
|
УЭ – 5 закрепление |
выходной контроль. Цель: проверить знания о популяции, её составе в основных характеристиках, Задание I. (2 балла). Прочитай считалку и скажи можно ли это множество птиц назвать популяцией?. Ответ поясни. Начинается считалка: На берёзу села галка, Две вороны, воробей, Три сороки, соловей. (нет, т.к. это множество разных видов птиц) Задание II. (1 балл) Ответь на вопросы: - что произойдёт с популяцией бизонов, если увеличится количество взрослых самок? (Повысится рождаемость, это обеспечит существование популяции). |
|
УЭ – 6 Подведение итогов УЭ – 7 |
РЕЗЮМЕ. Цель: определить усвоение материала о популяции. Задание. (3 балла) Прочитай текст, вместо точек поставь олова: Множество особей, сходных между собой и долго живущих на одной территории, называют........(популяцией).0соби в популяциях различаются по ………….и…………… составу (половому и возрастному). Состав популяции связан с: …………………..(рождением) …………………..(выживанием) …………………..(смертностью) РЕФЛЕКСИЯ - Как я оцениваю свою работу на уроке? - Работу своих товарищей. |
Подсчитай количество баллов, которое ты набрал. Поставь себе сценку за работу на уроке |
Примечание:
Если ты набрал 25 баллов и больше – оценка «5»
Если 24-20 баллов – оценка «4»
Если меньше 19 баллов – неудовлетворительно,
Однако не огорчайся, постарайся на следующем уроке набрать баллов больш
МОДУЛЬНЫЙ УРОК № 4
«Тип хордовые. Класс млекопитающие. Система органов полости тела млекопитающих»
Номер учебного элемента |
Учебный материал с указанием заданий |
Рекомендации по выполнению заданий, оценка |
||||
УЭ – 0 |
Интегрирующая цель: в процессе учебной работы над заданием ты должен: а) на примере собаки домашней изучить строение систем органов – пищеварительную, дыхательную, кровеносную, выделительную; б) отметить сходство их с соответствующими органами пресмыкающихся; в) выявить более сложное строение млекопитающих в сравнении с пресмыкающимися; г) научиться работать с предложенным учителем материалом и выполнять конкретные задания; д) объективно оценивать себя и свои возможности, подсчитывать баллы. |
Тема и цель урока записаны на доске |
||||
УЭ – 1 Проверка изученного материала |
Входной контроль. (5 баллов) Цель: Проверить себя как усвоил материал по теме: «Внешнее строение млекопитающих» и убедиться, что готов изучить новый материал. Задание I. (4 балла). Выполните тестовую работу. Внимательно прочитайте предложенное суждение. Выпишите номера правильных суждений. 1. Глаза млекопитающих имеют веки с ресницами. 2. У всех млекопитающих глаза располагаются по бокам головы. 3. У всех млекопитающих, имеющих волосяной покров, различают ость и подшерсток. 4. В поясе передних конечностей у большинства млекопитающих имеются такие же кости, как и у пресмыкающихся. 5. Туловище млекопитающих высоко поднято над землей. 6. Более совершенный способ передвижения у млекопитающих связан с особенностями строения кисти и стопы. 7. В коже у большинства млекопитающих имеются потовые железы. 8. Длина шеи у млекопитающих, как и у птиц, определяется количеством шейных позвонков. 9. Основой плечевого пояса млекопитающих является лопатка. 10. У всех млекопитающих зубы разделяются на резцы, клыки и коренные. Задание II. (5 баллов) рассмотрите рисунок. 1. Что обозначено цифрами? 2. Назовите железы кожи у собаки. 3. Какое назначение имеет волосяной покров? 4. Какие волосы различают на теле млекопитающих? 5. Чем кожа млекопитающих отличается от кожи пресмыкающихся и птиц? Задание III. (6 баллов). Рассмотрите на рисунке скелет кролика Найдите все отделы скелета и отдельные кости. Составьте таблицу. Скелет кролика
Какие отделы и кости скелета обозначены цифрами 1-14? Из каких отделов состоят – позвоночник и задняя конечности млекопитающих? За входной контроль поставь себе оценку в лист учета. Если набрал 15 баллов – «отлично» 11-14 баллов – «хорошо» до 7-8 баллов – «удовлетворительно» 6 баллов – «неудовлетворительно» |
Выполнять задания можно в любом порядке. Выполни задания (10 мин.) переходи к следующему учебному элементу. За каждый правильный ответ 1 балл. Правильность выполнения зад. №3 проверяется путем фронтальной беседы с учителем За каждый правильный ответ получаешь дополнитель-ный балл |
||||
УЭ – 2 Изучение нового материала |
Цель: Самостоятельно изучить строение и пункции пищеварительной системы млекопитающих Задание I. 1. Прочитайте самостоятельно в § 65 о строении и функциях пищеварительной системы. 2. Изучить рисунок 293, стр. 197 учебника. 3. Сравните пищеварительные системы млекопитающих и птиц. Задание II. Ответьте на вопросы устно. 1. Каково строение и назначение разных зубов собаки? 2. Каково строение и функции желудка? 3. У каких животных желудок имеет много камер? 4. Какие функции выполняет тонкая кишка? 5. У каких млекопитающих развита слепая кишка? Каковы ее функции? Проверь полученные самостоятельно знания по изученному материалу в беседе с учителем, подсчитай количество получениях баллов и запиши в лист контроля. За 5 правильных ответов получаешь 5 баллов; за 4 - 4 б. и т. д. |
Самостоятельно Работайте в паре Фронтальная беседа с учителем (за ответ 1 балл дополнительно) |
||||
УЭ – 3 |
Цель: Самостоятельно изучить строение кровеносной системы, дыхательной системы. 1. Прослушайте сообщение о кровеносной системе млекопитающих, фиксируйте в тетрадь основные моменты лекции, постарайтесь записать основные термины. 2. Изучить самостоятельно материал на стр. 198 – 199 учебника. Изучите рисунок 295 на стр.198. Расскажите друг другу о строении сердца и движении крови по сосудам. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ. Задание I. (5 баллов). Рассмотрите рисунок. Каковы особенности строении кровеносной системы млекопитающих по сравнению с другими классами позвоночных животных? Ответьте на вопросы: 1. Что такое вены, артерия? 2. Где начинается большой круг кровообращения? Где заканчивается? 3. Что называется газообменом? 4. Где начинается и заканчивается малый круг кровообращения? 5. В чем преимущество кровеносной системы млекопитающих перед кровеносной системой пресмыкающихся? Задание II. (2 балла). Напиши, какой цифрой на рисунке обозначено сердце млекопитающего, а какими – сердца земноводных и пресмыкающихся? Объясните. Задание III. (3 балла). 1. Каковы особенности строения органов дыхания млекопитающих? 2. Какую роль выполняют голосовые связки в жизни млекопитающих? 3. Как осуществляется вдох? |
Делайте записи в тетрадь Работайте в паре Работа с учителем Самостоятельно Работа в паре |
||||
УЭ – 4 Изучение нового материала |
Цель: Выяснить каковы особенности обмена веществ, у млекопитающих. Самостоятельно изучи материал на странице 99 учебника. Задание I. (4 балла). 1. Что такое обмен веществ? 2. Какие вещества поступают из окружающий среды в организм млекопитающего? 3. Какие вещества удаляются из организма? 4. Для чего необходима энергия организму? 5. В связи с чем обмен веществ у млекопитающих происходит более активно, чем у земноводных и пресмыкающихся? 6. Что является органом выделения у млекопитающих? 7. Где расположены почки? 8. Из каких органов состоит выделительная система? Сделай вывод об обмене веществ у млекопитающих. |
Работа с учителем За каждый правильный ответ – 1 балл. Заслушать ответ одного ученика |
||||
УЭ - 5 |
ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ. ЦЕЛЬ: Проверьте усвоение материала о внутренних органах млекопитающих. Задание I. (4 балла). Установите взаимосвязь между строением и функциями органов млекопитающих. Для этого пользуясь текстом учебника и записями в тетради заполни таблицу: Строение и функции внутренних органов:
Обсудите выполнение задания и оцените свою работу в группе. Задание II. (6 баллов). Докажите взаимосвязь строения систем органов с выполняемыми цифрами, для чего к цифрам (I-VI), обозначающим функции, подберите цифры (1-10), соответствующие их строению: I - защита внутренних органов – осуществление движения. II - удаление жидких продуктов распада III - осуществление газообмена между организмом и окружающей средой. VI - связь организма с окружающей средой, объединение организма в единое целое V - переваривание пищи VI - снабжение клеток, тканей, органов кислородом и питательными веществами, удаление из клеток, тканей, органов углекислого газа и жидких продуктов распада. VII – терморегуляция. 1 - скелет состоит из большого количества костей. 2 - нервы подходит ко всем органам, в в том числе к органам чувств 3 - к скелету прикрепляются мышцы. 4 - пищеварительная система снабжена железами, выделяющими пищеварительный сок. 5 - зубы разделены на резцы, клыки и коренные 6 - в коже расположены потовые железы. 7 - сок поджелудочной железы содержит много ферментов. 8 - в легких разветвляются гонкие кровеносные сосуды – капилляры. 9 - в брюшной полости по сторонам от поясничных позвонков расположены почки. 10 - кровь движется по сосудам малого и большого круга кровообращения. Ответы сообщит учитель. Набранное количество баллов запиши в лист учета. |
Работу выполняй самостоятельно в тетради Работай самостоятельно |
||||
УЭ – 6 Подведение итогов |
РЕЗЮМЕ. Цель: Определи, усвоил ли цели и тему урока Задание I. (4 балла). Прочитай текст, вместо точек поставь слова: Совокупность органов, выполняющих .... называется ... . Строение органов соответствует ... . Высокий уровень обмена веществ у млекопитающих обеспечивается совершенным строением органов………. Благодаря высокому……… |
Подсчитай количество баллов, которые ты набрал при выполнении заданий |
ЛИСТ УЧЕТА КОНТРОЛЯ
Ф.И __________________________________
Учебный элемент |
количество баллов по номерам задания |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
УЭ - 1 УЭ - 2 УЭ - 3 УЭ -4 УЭ -5 УЭ - 6 |
4 5 4 4 2 |
5 1-5 2 6 |
6 3 |
Если ты набрал 30 баллов и больше – оценка «5».
Если 29-24 балла – оценка «4».
Если 23-16 балла – оценка «3», если меньше 16 баллов – неудовлетворительно.