Развитие военного искусства в период Столетней войны
СОДЕРЖАНИЕ: Капетингов и Плантагенетов. Столетняя война охватила огромное историческое время от эпохи крестовых походов до заката Высокого средневековья. На полях сражений произошло то, чего никто не ждал французские храбрые рыцари были разбиты стрелами английских лучниковНОУ УВК «Взмах»
Развитие военного искусства в период Столетней войны.
Выполнил слушатель 8 класса:
Гончаров Максим
Санкт-Петербург
2011
Содержание.
Глава 1.Развитие вооружения в период Cтолетней войны. 4
Глава 2. Организация армий обеих сторон в ходе Столетней войны. 7
Глава 3.Развитие тактики во время Столетней войны. 10
Введение.
Темой моего реферата является развитие военного искусства в период Столетней войны. Я выбрал эту тему потому, что период Столетней войны и произошедшие в ее ходе изменения в военном искусстве были самым интересным для мне материалом во всей истории средних веков. Столетняя война, которая развернулась между двумя самыми могущественными государствами Европы - английским и французским королевствами была одним из самых важных событий в истории Англии и Франции. Она завершала долгое противостояние двух королевских домов - Капетингов и Плантагенетов. Столетняя война охватила огромное историческое время - от эпохи крестовых походов до заката Высокого средневековья. На полях сражений произошло то, чего никто не ждал - французские храбрые рыцари были разбиты стрелами английских лучников.
В своем реферате я хочу рассмотреть ход этой грандиозной войны, а также изобретения, которые возникли в период столетней войны.
Эти изобретения повлияли не только на исход столетней войны, но и внесли свой вклад в военное искусство всего средневековья и даже будущего, именно этим актуальна моя тема.
В моей работе я рассмотрю следующие вопросы:
· Как развивалось вооружение во время Столетней войны.
· Как изменялась организация армий обеих сторон.
· Как изменялась тактика в ходе войны.
В моем реферате я пользовался 12 источниками.
Наиболее полезными из них были:
· Перруа Э. Столетняя Война, Санкт-Петербург, 2002г.
(Из этого источника я узнал о состоянии армий Англии и Франции к началу Столетней войны).
· Разин Е. А. История военного искусства, т.2— СПб.: Полигон, 1999. (Из этого источника я узнал огромное количество информации об огнестрельном оружии и его роли в Столетней войне)
· Хогг О. Эволюция Оружия, Москва, 2008г. (Из этого источника я узнал, как развивалось огнестрельное оружие во время Столетней войны).
Глава 1.Развитие вооружения в период Cтолетней войны.
Во время Столетней войны было множество разных орудий, которыми пользовались армии обеих сторон. В Столетнюю войну использовалось оружие: длинный лук, арбалет, шариковый лук (вместо стрелы шарик), боевой молоток. Из древкового оружия: пика, бердыш, цеп, боевой цеп, боевые вилы, кинжал, стилет, кистень всадника, кистень пехотинца, копье, кувалда. Применялся лук: длинный и короткий. Кроме этого: меч, сабля, палица всадника, палица пехотинца, пика всадника, пика пехотинца, праща на посохе, рыцарское копье, топор.
Главным оружием английской пехоты был лук.
Луки являлись основным предметом гордости английских лучников. Ни в одной другой стране Европы того времени они не получили такого развития, как в Англии, где они были поистине народным оружием. Именно это и обусловило исключительные боевые качества лучников, поскольку для поддержания навыка стрельбы из лука необходима регулярная практика. Если бы стрельба из лука не была общедоступна (а временами и общеобязательна), то никакие эдикты и ухищрения не помогли бы набрать такое количество тренированных лучников для ведения войн. Нигде в Европе больше не решались доверить своему крестьянству столь грозное оружие в мирное время.
Хотя основным материалом для изготовления английского лука был тис, существовала масса других пород дерева, вполне пригодных для сооружения хорошего лука. К ним относились вяз, ясень, орешник, дуб и т.п. Тис был наилучшей древесиной по соотношению плотность/эластичность, что позволяло создать более эффективный лук при меньших его размерах. Под эффективностью здесь подразумевается не столько сила натяжения лука, сколько скорость, с которой он мог распрямиться и послать стрелу (что имеет прямое отношение к дальности и точности стрельбы).
Боевой лук того времени представлял собой деревянное изделие длиной 1,7-1,9 м. (это зависело от роста стрелка) так называемого D-образного сечения. Подобное сечение обеспечивало оптимальное распределение нагрузок, возникающих в процессе стрельбы по слоям древесины: внешние слои тиса на спине лука (стороне, направленной наружу) лучше выдерживают растяжение, а внутренние, на животе лука (стороне, обращенной к тетиве), лучше переносят сжатие. Сила натяжения английского боевого лука того времени находилась в пределах 35-70 кг. Для большинства бойцов скорее в пределах 40-50 кг. (они же были вполне обычными людьми). Дальность стрельбы из такого лука доходила до 300 метров, причем весьма сильно зависела от ветра. Следует отметить, что данная цифра справедлива для навесной стрельбы. Дальность прямого выстрела из лука значительно меньше - около 30 метров. Начальная скорость стрелы составляла 45-55 м/с. Основным видом стрельбы из лука в то время была навесная стрельба.
Стрела, падая с высоты 70-100 м. с хорошей скоростью была вполне способна пробить доспех и убить или серьезно ранить бойца. Если представить себе несколько сот или тысяч лучников одновременно ведущих огонь по определенному участку или отряду нападающих, то участь последних не вызывает сколь-нибудь заметной зависти.
Но, не смотря на прогресс английских лучников, французы в 1338 г. впервые применяют бомбарды. Во время Столетней войны, были изобретены первые простейшие пушки, чем было положено начало артиллерии. Эти пушки назывались бомбардами. Бомбарда представляла собой трубу, в которую сзади вставляли кружку с порохом (она называлась- камора). С появлением чугунных ядер, пушки стали различаться по калибру, измеряемому в фунтах. Пушки калибром до 5 фунтов назывались полковыми и использовались в бою против кавалерии и пехоты противника. Для штурма крепостных стен или полевых укреплений использовались осадные пушки. Калибр этих мощных орудий мог достигать 18 фунтов.
К концу XIV в. во Франции появились бомбарды весом до 14,5 т, заряжавшиеся с дула и бросавшие ядра весом в 410 кг.
Применялись орудия и меньшего калибра, которые заряжались с казенной части и бросали каменные ядра весом от 1 до 40 кг. Эти орудия назывались веглерами.
Каменные ядра бросались бомбардами на дистанцию до 1 км. Бомбарды применялись и в открытом поле и на борту корабля. Однако их применение было малоэффективно. Так, в бою при Грюнвальде (1410 г.) стрельба из бомбард не оказала влияния на ход боя. Орудия не могли менять раз занятую в бою позицию, заряжались они медленно и с большим трудом, порох был плохого качества.
В 1386 г. англичане захватили два французских корабля, вооруженных бомбардами. В это время морскими судами были гребные галеры и парусные нефы. Наибольшее распространение имели галеры, на носу которых устанавливались бомбарды с неподвижным креплением. Для ведения огня галера поворачивалась к противнику носом. Стреляли бомбарды каменными ядрами. С 1493 г. на судах стали применяться чугунные ядра. К этому времени корабль получил более правильную оснастку и парусность, что оказало влияние и на артиллерийское вооружение морских судов.
В этот же период появилось и совершенствовалось ручное огнестрельное оружие, которым вначале были ручные бомбарды двух видов: или маленький ствол, вставленный в деревянное ложе, или же широкий и короткий ствол с длинной железной рукояткой.
Ствол ручной бомбарды постепенно удлинялся, затем в нем стали различать две части — камору и дульную часть. Бомбарда, не имевшая каморы, называлась кулевриной. Она стреляла свинцовыми ядрами и обычно применялась всадниками.
В больших бомбардах воспламенение производилось раскаленным железным прутом, в ручных бомбардах — зажженным фитилем через затравочное отверстие, находившееся наверху. В последнем случае для производства выстрела требовались два человека: один держал бомбарду, другой приставлял зажженный фитиль к затравочному отверстию. В таких условиях о прицельном выстреле не могло быть и речи.
В первой четверти XV в. были изобретены прицел и мушка, что позволило производить прицельный выстрел. До этого наводка в цель производилась по стволу. Для прицеливания и производства выстрела из тяжелого аркебуза теперь изобрели сошку, а для пороха — деревянные трубки с одним зарядом в каждой. Стрелок носил на ремне через плечо 11 трубок (зарядов пороха), пороховой рог для насыпки затравочного пороха и сумку с пулями.
Аркебуз уступал арбалету в дальности, меткости, пробивной силе и скорострельности. В конце XV в. из аркебуза цель поражалась на 200–250 шагов, т. е. на дистанцию вдвое меньшую, чем из арбалета. Преимущества аркебуза заключались в меньшем его габарите, независимости от физической усталости стрелка и звуковом эффекте, пугавшем лошадей рыцарской конницы.
Таким образом применение огнестрельного оружия и луков изменило тактику ведения боя и составы армий. Также они повлияли на ход сражений Столетней войны, например в битве, при Креси.
Глава 2. Организация армий обеих сторон в ходе Столетней войны.
Французская армия к моменту начала войны состояла из феодального рыцарского ополчения, которое собиралось только в случае войны.
Число рыцарей, способных носить оружие, составляло примерно 2350—4000 воинов.
Ополчение состояло из тяжеловооруженных всадников, которые приобретали вооружение за свой счет. К ополчению добавляли массу необученной пехоты, которая собиралась в городах и сельских общинах.
Обычаи французов ограничивали службу рыцарей:
Конница - 40 дней
Пехота – 3 месяца
Из этого вытекали серьезные последствия, которые сказывались почти на всем протяжении столетней войны:
Крайняя малочисленность вооруженных сил (10-15 тыс. человек).
Кратковременный срок службы не позволял проводить какие-нибудь масштабные военные действия.
Рыцарское сословие к тому времени стало практически закрытой кастой. Система всеобщей воинской повинности, формально существовавшая во Франции, ко времени начала войны практически исчезла.
Все воины получали плату за свою службу.
Пехота численно превосходила конницу.
Английское войско, как и французское, формировалось на базе феодального оста (ополчения вассалов). Войском Англичан командовал сам король. Весь ост целиком получал жалование и мог вести сравнительно долгие кампании. Контракты, которые заключались с капитанами, назывались: «endetures».
(Оба их экземпляра писались на одном куске пергамента, который разрывался по зубчатой линии). Эти контракты позволяли в любой момент проверить состав отряда и выплатить жалование. Пехота, службу которой ценили очень мало, набиралась из западных горцев (прежде всего в Уэльсе).Отряды горцев отличались большей сплоченностью, чем ополчение, которым располагал король Франции.
Также в континентальных войнах англичане получали ощутимую поддержку от имперских наемников, которые набирались за очень высокую плату. Переправой войска за море занимались адмирал Севера и адмирал Юга. Каждый из них отвечал за свой сектор побережья.
В мирное время они были всего лишь судьями по морскому праву, а во время войны они принудительно набирали корабли во всех торговых портах.
В XIII веке и ранее лучники рассматривались как сугубо второстепенный и вспомогательный вид войск, их было относительно немного, располагались они произвольно и каждый стрелял кто во что горазд. Их разреженная стрельба была неэффективна на дистанции 200-250 м, так как попаданий было недостаточно, чтобы остановить массу вражеской конницы или пехоты.. На дистанции же прицельного выстрела главной мыслью лучника было успеть вовремя, скрыться за спинами своей тяжелой конницы или пехоты перед лицом приближающегося вражеского вала. В начале XIV века английские полководцы резко изменили этот подход. Лучников стали использовать многотысячными массами и в плотных боевых порядках.
Королевская власть в своей борьбе с феодалами не могла опираться на феодальные ополчения. Необходимо было лишить феодалов права иметь свою вооруженную силу и централизовать военное дело. Первые шаги в этом направлении были предприняты во Франции в середине XV в. во время Столетней войны.
В первой половине XV в. генеральные штаты Франции, являвшиеся органом сословного представительства, приняли решение, по которому феодалам запрещалось содержать собственное войско. В замках разрешалось иметь небольшие гарнизоны. Только король мог иметь войско и через своих чиновников собирать денежные налоги для его содержания. Вскоре после этого, в 1445 г., король Карл VII издал ордонансы (указы) о введении новой налоговой системы и об организации войска из уроженцев Франции. Согласно королевскому ордонансу, во Франции создавался регулярный воинский контингент. Набирался он из дворян и представлял собой тяжеловооруженную конницу.
Возникала новая форма организации армии. Рыцарское «копье» превращалось в определенное подразделение. Из «копий» составлялась рота (compagnie). Рота стала организационной, а затем и тактической единицей.
Количество «копий» в роте было различным — от 10 до 100; источники сообщают и различный состав «копья». Согласно ордонансу 1445 года «копье» состояло из шести человек (рыцарь, «кутилье» — пехотинец, вооруженный копьем с крюком, паж, два конных стрелка и кнехт — слуга) и шесть лошадей. Таким образом, в состав «копья» входили тяжеловооруженный воин (рыцарь), легковооруженный (паж), всадники, пехотинец и конные стрелки.
На основании указа Карла VII было сформировано 15 конных рот общей численностью в 9 тыс. человек. Солдатам и офицерам было положено определенное жалованье.
Для боя рота строилась в четыре шеренги: в первой — рыцари, во второй — «кутилье», в третьей и четвертой — конные стрелки. Рыцарь все еще был главным бойцом и не превратился в командира «копья». «Кутилье» и конные стрелки в бою являлись поддержкой рыцаря. Так же в случае крайней необходимости король мог созвать арьербан. (ополчение из вассалов своих вассалов).
Вскоре на опыте первых постоянных войск в Западной Европе появились постоянные регулярные армии из наемников.
Таким образов во Франции начало образовываться постоянное войско. В то время как в Англии все больше и больше значения придавали лучникам.
Поединок рыцарей. Германия. 1315 г.
Глава 3.Развитие тактики во время Столетней войны.
Англичане в ходе Столетней войны решили изменить тактику ведения боя, и начали комбинированно использовать лучников и спешенных рыцарей и применили ее против больших масс рыцарской конницы. Это произошло в битве при Креси. Когда было выбрано поле для битвы, английский полководец поставил на холме своих лучников и спешенных рыцарей. Спешенные рыцари не могли передвигаться, зато стояли, стальной стеной прикрывая своих лучников. Французы, напротив, бросили своих рыцарей в атаку на холм прямо с марша, не дав им ни отдохнуть, ни построиться. Это привело к весьма печальным последствиям для них, — стрелы английских лучников не могли пробить сам рыцарский доспех, но они находили дорожку в конской броне, либо в забрале шлема. В итоге до вершины холма добралось всего около трети французских рыцарей, раненных и измотанных. Там же их встретили отдохнувшие английские рыцари с мечами и боевыми топорами. Разгром был полным.
Фактически, в этой битве французы разбились о собственное же убеждение в непобедимости рыцарской конницы и о неспособности пехоты эффективно противостоять ей. Именно с этого момента начался рост значения пехоты в сражениях.
Но победа англичан скрывалась не только в разрозненности и плохой дисциплине Французов, но и в длинном тисовом луке, точнее не в самом луке, а в его новом тактическом применении.
Прицельная настильная дальность стрельбы из лука не превышает 100 м. Такая дальность недостаточна, чтобы надежно остановить рыцарскую конницу, преодолевающую 250 м в минуту рысью или 500 м галопом. Вдобавок, при настильной стрельбе вражеский строй поражается только с фронта, наиболее защищенного доспехами.
Теперь основной упор делался не на точность, а на скорострельность. Не надо было долго целиться в отдельного рыцаря, достаточно было быстро выпускать стрелы по вражескому отряду в целом. Как полагают, каждый английский лучник выпускал 10-12 стрел в минуту. Таким образом, 3-4 тысячи лучников за ту минуту, в течение которой к ним приближался строй вражеской конницы, могли выпустить до 40 тысяч стрел на фронте всего в километр (не случайно хронисты сравнивали такой обстрел со снегопадом). При столь плотной стрельбе по площадям ошибки отдельных стрелков компенсировали друг друга, и едва ли не каждый из нескольких тысяч вражеских всадников получал несколько попаданий. Причем стрелы, падая под углом около 45 градусов, поражали не только передний ряд спереди, но всю глубину вражеского строя, включая и хуже защищенные задние ряды. Таким образом, увеличение количества лучников привело к качественным изменениям: как выразился более поздний французский хронист Филипп де Коммин, в битвах нет ничего важнее их на свете, но только если они сильны и в большом количестве, потому что когда их немного, они бесполезны.
Этот метод массированного обстрела приводил к большому расходу стрел: в крупных сражениях их выпускались сотни тысяч. Поэтому английская армия возила с собой большой запас стрел (обычно около сотни на каждого лучника); повозки с ними во время боя ставили непосредственно за спинами лучников.
По сути дела, бои английских лучников в пешем строю послужили толчком к существенным изменениям в тактике английских войск. Начиная с боя при Креси ,английские рыцари также предпочитали сражаться в пешем строю.
Во всех сражениях после Креси английское войско старалось занять наиболее выгодную позицию для обороны. Максимально использовались все естественные преграды для того, чтобы замедлить продвижение наступавшего противника и исключить фланговые прорывы.
Иногда лучники носили с собой колья и втыкали их перед собой, это предавало им уверенности и защищало от рыцарской конницы французов. Иногда эти колья обрушивались на головы нападающих, когда те прорывались близко к лучникам. Основное преимущество лука достигалось на расстоянии, поэтому задачей лучников было не подпустить к себе нападающих слишком близко. Для защиты лучников от прорывов противника их отряды размещали между отрядами копейщиков.
Эту систему развил король Эдуард III. В его классическом построении, лучники строились V- образными построениями, направленными острием в сторону противника. Между ними стояли колонны копейщиков. В бою они стреляли по флангам надвигавшихся на копейщиков войск противника. Когда те подходили слишком близко к своим, лучники переносили свои усилия на задние ряды нападавших, разбивая их строй. Поэтому задачей нападавших было по возможности быстрее сблизиться с английскими войсками с тем, чтобы избежать губительного ливня стрел на подходах или свести его результаты к минимуму. Непонимание этих особенностей применения лука и привело к катастрофическим поражениям французской армии при Креси, Пуатье и Азенкуре. Во всех этих битвах цвет французского рыцарства пытался опрокинуть англичан лобовой атакой на окопавшихся лучников. Все эти рыцари были нещадно расстреляны.
При подобных условиях боя, в которых регулярно оказывались англичане, совершенно необходимо было поддерживать строгий порядок в войсках. Никакие преследования противника не допускались до тех пор, пока он не был совершенно разбит.
Солдат, крикнувший Havoc! (сигнал к разграблению и взятию заложников для выкупа) рисковал оказаться на виселице, поскольку угрожал безопасности войска.
Таким образом, обученные, хорошо экипированные, скованные жесткой дисциплиной английские лучники и пехотинцы, при умелом руководстве представляли собой страшную силу на полях сражений Столетней войны.
С изобретением огнестрельного оружия, тактика ведения боя кардинально изменилась. Если раньше все сражения начинались с лобовой атаки, то теперь все начиналось с обстрела противника, поэтому в бою враждующие стороны стремились добраться до артпозиций друг друга для того, чтобы захватить орудия. К тому же совершенно новые и еще плохо освоенные бомбарды уже оказывали влияние на способы ведения боя. Под огнем бомбард рыцари вынуждены были спешиваться, так как их лошади пугались выстрелов и сбрасывали рыцарей на землю. Именно эти изменения повлияли на будущее военное искусство мира.
Из этой главы я вынес, что в ходе Столетней войны была кардинально изменена тактика ведения боя, которая распространилась не только на Англию и Францию, но и на всю средневековую Европу.
Союзники Франции. Шотландские рыцарь и сержант. 1338 г.
Заключение.
В процессе работы над рефератом я все больше и больше узнавал о Столетней войне, ее ходе, экипировке рыцарей и различных сражениях.
В начале моей работы я еще не осознавал вклада Столетней войны в военное искусство средневековья. Но когда я начал углубляться в источники и подробнее разбирать тему я понял, что Столетняя война была грандиозной.
Я узнал что она привнесла огромный вклад в развитие тактики, строения и организации войск и во время столетней войны было придумано огромное количество различных орудий и боевых машин. И все эти изменения повлияли не только на военное искусство Англии и Франции, но и всей Европы. Столетняя война-это грандиозное событие в ходе которого произошло множество немаловажных событий. Военные действия продемонстрировали преимущество английского наемного войска над французским феодальным рыцарским ополчением, что заставило Францию создать постоянное наемное войско. Война показала, что тяжелая рыцарская конница утратила прежнее значение, увеличилась роль пехоты, особенно лучников, которые успешно боролись с рыцарями.
Я узнал много нового о возникновении и развитии огнестрельного оружия, оценил его вклад и влияние на исход столетней войны. Появление огнестрельного оружия кардинально изменило тактику ведения боя, повлияло на организацию вооруженных сил не только Англии и Франции, но и всей Европы. Также я нашел большое количество информации о пехоте и коннице Англии и Франции и был крайне удивлен тем, что, несмотря на возвышение значения конницы, значение пехоты возросло. Мне было крайне интересно работать над этой темой.
Список литературы.
Книги.
1. Перруа Э. Столетняя Война, Санкт-Петербург, 2002г.
2. Хогг О. Эволюция Оружия, Москва, 2008г.
3. Карман У. История огнестрельного оружия, Москва, 2006г.
4. Басовская Н. Столетняя война: леопард против лилии, Москва, 2002г.
5. Конспект по истории. Преподаватель: Горец А.В.2010-2011г.
6. Разин Е. А. История военного искусства, т.2— СПб.: Полигон, 1999.
7. Гуревич А.Я. История средних веков, Москва,1995г.
8. Семенов В.Ф. История Средних Веков, Москва,1970г.
Интернет.
1. Марей А. Армии Средневековья. / http://www.xlegio.ru/ancient-armies/military-organization-tactics-equipment/medieval-armies-review/
2. Снаряжение и тактика английских лучников времен столетней войны/ http://bascinet.ru/menatarms/engarch/
3. Луки и тактика/ http://bascinet.ru/menatarms/engarch/archtact/
4. Уваров Д. Битва при Креси и военное дело начала Столетней войны /http://www.xlegio.ru/ancient-armies/medieval-warfare/battle-of-crecy-1346/