Эволюция целей религиозных психопрактик в эзотерических системах мира

СОДЕРЖАНИЕ: В системе духовной культуры человечества значительную роль играют так называемые эзотерические учения [1]. Подобные учения существовали практически во всех религиозных традициях, однако, были доступны лишь ограниченному числу адептов.

А.Г.Сафронов

Сафронов Андрей Григорьевич окончил с отличием физико-технический факультет Харьковского государственного университета в 1992 году по специальности «теоретическая ядерная физика» и биологический факультет этого же университета в 1996 году по специальности «медицинская психология». С 1994 года – кандидат физико-математических наук, с 1999 – доцент по кафедре социально- экономических дисциплин. Является автором более 50 научных трудов, в том числе в зарубежных журналах, а также ряда книг и брошюр («Психология духовного развития», «Религиоведение», «Лекции по психологии», «Психологическое айкидо», «Психология религии» «Краткие очерки истории эзотерических учений» и др.), а также нескольких десятков статей в популярных журналах.

В настоящий момент Сафронов А.Г. является докторантом кафедры Теории и истории культуры Харьковской государственной академии культуры, проводит обучение в группах йоги, читает курсы лекций по дисциплинам «Религиоведение», «Психология религий», «Социология», «Религиозное наследие Востока» в Харьковском национальном университете, Харьковской академии культуры.

В системе духовной культуры человечества значительную роль играют так называемые эзотерические учения [1]. Подобные учения существовали практически во всех религиозных традициях, однако, были доступны лишь ограниченному числу адептов. В качестве примеров подобных систем вспомним индийскую йогу, последователей теории внутреннего эликсира среди даосов, исихазм в православии, духовные упражнения Игнатия Лойоллы, суфийские ордена и т.д.[1]. Периодическое просачивание иформации о подобных системах приводит к резкому возростанию интереса к проблемам духовности, появлению новых эзотерических и псевдоэзотерических, оккультных систем. В этой связи актуальным становится вопрос о правильной интерпретации и систематизации духовного опыта человечества, связанного с эзотеризмом и оккультизмом.

Распространённым является представление о том, что оккультные идеи не изменяются и не развиваются подобно научным и философским концепциям. Поддержанию подобного мнения способствуют многочисленные ссылки представителей подобных систем на древние источники или указание на традиционную преемственность своих школ. В действительности, мнение о неизменности оккультных идей ошибочно. Подобно всем другим элементам человеческой культуры, оккультизм развивается, отторгая или забывая одни идеи и выдвигая на первый план другие.

Адепты всех подобных систем стремились к личностному развитию, которое впрочем понималось по - разному.

Наиболее древнее представление о развитости человека можно соотнести с понятием личная сила. Подобные представления характерны для архаических народов, находящихся на стадии аниматизма и шаманизма. Так, жители острова Пасхи верили в существование особой безличной силы мана – энергии, пронизывающей все предметы материального мира, оживляющей и одушевляющей их. Вожди, колдуны и преуспевающие люди наделены большой мана, тогда как рабы и больные люди почти лишены мана. Мана содержится в сильных фетишах, что указывает на путь к увеличению личной силы путем присвоения большого числа сильных фетишей.

Более сложные представления о личной силе характерны для шаманизма, в котором личная сила соотносилась с числом помогающих шаману духов. Совершенствование искусства шамана было связано с приобретением новых духов –помощников, которых он находил в окружающем мире или забирал у других шаманов. Присвоение нового духа было сопряжено со значительными трудностями, поскольку шаман был вынужден вступать с каждым новым духом, которого он хотел подчинить, в битву, которая, как считалось, могла завершиться гибелью шамана.

Представление о личной силе как критерии развития человека можно заметить в индийской йоге, использовавшей термин тапас («жар»- санскр.) для обозначения особой энергии, которая накапливается в результате аскезы или строгого следования религиозным ритуалам [1,2], и могла быть выменяна на материальные или духовные блага. По меткому выражению Смирнова, «тапас являлся разменной монетой в торге с богами» [2].

Описанные выше традиция накопления тапаса относилась по всей вероятности к дравидийской традиции. Арийская эзотерическая традиция привнесла в йогу, как и в индийскую культуру в целом, идею «слияния» индивидуального пуруши человека с мировым Пурушей или Атманом.

Обычно идеи слияния интерпретируются с чисто субстанционалистических позиций, что полностью блокирует возможности реального изучения подобных феноменов. В действительности, «слияние» можно рассматривать как особое трансперсональное состояние человеческой психики. Вот как описывает подобное состояние Брихадараньяка-упанишада:

«Но когда ему кажется, что он, словно бог, словно царь, когда он думает: «Я есмь всё сущее», - это его высший мир.

Поистине, это его образ, поднявшийся над желаниями, свободный от зла и страха. И как муж в объятиях любимой жены не сознаёт ничего ни вне, ни внутри, так и этот пуруша в объятиях познающего Атмана не сознаёт ничего ни вне, ни внутри. Поистине это его образ, в котором он достиг исполнения желаний, имеет желанием лишь Атмана, лишён желаний, свободен от печали.

Таким образом, выявляется новая цель эзотерических психопрактик и параметр, характеризующий духовный уровень адепта – способность к произвольному достижению измененных состояний сознания (ИСС). Так в шаманизме статус шамана определялся в соответствии с его способностью достигать во время шаманского путешествия тех или иных областей верхнего или нижнего мира, более или менее отдаленных ветвей Мирового дерева. Аналогичным образом, в буддизме степень посвященности адепта оценивалась по его способности проникать сознанием в более высокие сферы (рупа) бытия.

Некоторые системы стремятся к достижению лишь одного строго определенного состояния, подобно последователям исихазма, стремившимся достичь состояния «непрестанного моления» и переживания ощущения реальности бытия Бога.

Важность достижения последователями религиозных систем ИСС отмечалась в работах М.Вебера [3], однако, отличие от измененных состояний сознания, достигаемых последователями экзотерических религий, изменения личности, к которым стремятся последователи эзотерических систем носят устойчивый характер. Кроме того, они вызываются адептами самостоятельно, а не индуцируются извне [4].

Идеи слияния с божеством, как цели духовной практики, можно найти и в индийской культуре («Бхакти-йога»), в тибетской - в техниках слияния с Идамом и даже в развитых формах шаманизма, где происходит временное слияние шамана с духом-помощником во время шаманского транса. Психологический механизм слияния состоит в том, что сознание адепта временно или навсегда сливается с одним из архетипов, приобретая при этом знания, опыт и возможности, соответствующие этому архетипу. В случае, если индивидуальное Я при этом уничтожается, адепт достигает и конечной цели освобождения, то есть выхода из всех этических и духовных перипетий.

Идея освобождения также претерпела ряд последовательных трансформаций. Так в классическом учении Будды под окончательным освобождением (нирваной) понималось состояние прекращение перерождений, достигаемое после смерти человеком, достигшим просветления, в частности, победившим желания. Однако последователи более поздних направлений будддизма, таких как дзен и ваджраяна наделили этот термин совершенно иным смыслом, интерпретируя освобождение как определённое психологическое состояние, в котором человек осознаёт себя свободным (сатори).

Когда патриарха дзен спросили: «Как обрести освобождение?» - он ответил: «Кто же тебя поработил?»

Признаками достижения подобного состояния являются: целостность восприятия мира, спонтанность поступков, осознанность и сконцентрированность на настоящем. С психологических позиций, подобное состояние можно охарактеризовать как правополушарное восприятие действительности.

Оккультные учения ХХ века выдвинули целую батарею новых идей и методов.

Наиболее значительные изменения претерпели цели занятий оккультизма. Наряду с традиционной целью ? достижением освобождения или просветления появились новые, такие как осознанность, психологическая целостность и адаптативность и др. Изменилось также отношение большинства систем к социуму: В отличие от большинства древних систем, отвергавших социальную жизнь, современные оккультные школы активно включают его в систему своих эзотерических практик, рассматривая его как своего рода полигон, необходимый для развития ученика или проверки степени его развитости [6].

Разумеется, новые представления возникли не на пустом месте. Их прообразы прослеживаются в более древних системах. Так осознанность, как и целостность, упоминается в дзене как один из признаков достижения состояния просветления. Умение контролировать эмоциональные аффекты тренировались в тибетской системе дзог-чен. Целостность в намерениях рассматривалась как проявление высоты духа в средневековой йоге и т. д. Однако только в ХХ веке благодаря трудам Г. Гурджиева достижение этих состояний стало основным элементом оккультной практики, принятым и в других школах.

Важным моментом, изменившим отношение к этим понятиям, является их психологизация, которая характерна для всего современного оккультизма.

Само базовое понятие оккультизма: освобождение, как и его противоположность карма, также получили психологическую окраску. Так карму стали рассматривать не как систему воздаяний, а как обусловленность человека его желаниями и устремлениями, толкающими к своей реализации, а также систему установок на отношение к различным ситуациям сверхсознания. В этом случае освобождение есть устранение давления на сознание со стороны эмоциональной сферы.

На базе этих представлений выделилось пять главных направлений, которые рассматриваются в качестве составляющих внутренней работы в различных системах.

Актуализация психических процессов, осознание себя в «здесь и сейчас»

Развитие сознания и самосознания.

Очистка подсознания.

Распрограммирование сверхсознания.

Достижение внутренней целостности.

Рассмотрим каждое направление более подробно.

Наиболее полно вопрос об актуализации психических процессов был рассмотрен в гештальт психологии Ф. Перлза, которая достаточно быстро вышла из разряда психотерапевтических систем и стала полуэзотерической школой.

Значительное внимание уделяется проблеме актуализации в трудах Г. Гурджиева и К Кастанеды. Некоторое количество интересных техник этой группы можно обнаружить у Ошо.

Главная ценность актуализирующих психотехник состоит в том, что они не только расширяют сознание способом актуализации, но и наиболее мягко приучают человека к рефлексии, необходимой для работы на последующих этапах.

Вторая цель, представляющаяся значительной последователям современных эзотерических систем - кристаллизация сознания и развитие самосознания. Термин «кристаллизация сознания» был введен в употребление Гурджиевым и означал формирование в человеке устойчивого внутреннего мира. Предельно важную, если не центральную, роль играла осознанность в учении Кришнамурти.

Понятие очищения подсознания, то есть отреагирование вымещенных чувств и эмоций, вызывающих невротическое напряжение, появилось благодаря психоанализу, однако прочно вошло во многие эзотерические и религиозные системы нашего времени. Так, по мысли Ошо очистка подсознания является важным этапом работы над собой не только потому, что позволяет снизить характерный для современного человека невротизм, но и благодаря тому, что она освобождает психическую энергию, необходимую для более глубокой внутренней работы.

Наиболее полный набор техник предложен Ошо в его знаменитой «Оранжевой книге».

В учении Карлоса Кастанеды также существует интересная техника – «стирание личной истории», которую с рассматриваемых позиций можно интерпретировать как направленную на очистку подсознания [6].

Стержневую роль играет очистка подсознания в Дианетике (клиринг).

Распрограммирование сверхсознания, т.е. освобождение от стереотипов, установок и комплексов, заложенных в процессе воспитания, также рассматривается последователями современных эзотерических систем как элемент работы над собой.

Роль родительского программирования в жизни человека была впервые досконально описана Берном, однако эффективных техник освобождения от подобных программ им предложено не было. Такие техники, как рефрейминг, появились позднее, благодаря способам Эриксонианского гипноза, НЛП, но суть большинства из них базируется не на распрограммировании сверхсознания, а в его перепрограммировании, т.е. замене одних программ на другие, более эффективные для конкретного человека.

Наибольшее внимание идее распрограмирования уделяют последователи «бунтарского» дзена и подобных ему систем.

Наивысшей фазой внутренней работы можно назвать работу по достижению внутренней целостности, т. е. синтез различных частей человеческой психики (субличностей) В работе с субличностями можно назвать две разные цели. Минимальная цель - это достижение когерентного состояния психики, т. е. состояния, при котором отсутствует борьба между различными субличностями - все они сотрудничают в достижении одной цели. Подобного состояния пытаются достичь последователи практически всех из перечисленных выше школ.

Более сложной задачей считается полная интеграция всех субличностей, т. е. достижение цельного состояния сознания. Характерной чертой данного состояния является способность человека, который достиг его, оставаться самим собой, в любой ситуации. У него нет никакой ни внешней ни внутренней потребности играть какие-либо роли. Техники, которые помогают достичь подобных состояний, предлагаются в трудах Ассаджоли и его последователей.

Список литературы

1. Торчинов Е.А. Религии мира. С-Пб,1998. - 382с.

2. Смирнов Б.Л. Санкхья и йога. Ашхабад, «Ылым», 1994. – 239с.

3. Вебер М. Социология религий. М., «Юрист», 1994. 704с.

4. Сафронов А.Г. Змінені стани свідомості в системі релігійного досвіду// Наукові записки Харківського військового університету серія “Соціальна філософія, педагогика, психологія” ” №4 Харків ХВУ 1999.-с.141-146.

5. Конзе Э. Буддийская медитация. М., 1993 С.7

6. Кастанеда К. Собрание сочинений 9 т. , Киев, “София”, 1993-98.

Скачать архив с текстом документа