Философия эпохи эллинизма
СОДЕРЖАНИЕ: Философия эпохи эллинизма. Эпоха эллинизма (начало датируется 323 г - смерть Македонского) - образование мировых монархий кот приходят на смену классическому античному полису. В эту эпоху возникло 3 философских направления: скептики, эпикурейцы, стоики.Философия эпохи эллинизма.
Эпоха эллинизма (начало датируется 323 г - смерть Македонского) - образование мировых монархий кот приходят на смену классическому античному полису. В эту эпоху возникло 3 философских направления: скептики, эпикурейцы, стоики.
Скептицизм.
Родоначальником С. явл Пиррон (365 - 275 гг. до н.э.). По его учению философ это человек кот стремится к счастью. Счастье же может состоять только в невозмутимом спокойствии и в отсутствии страданий. желающий достигнуть счастья должен ответить на 3 вопроса: «Из чего состоят вещи?»; «Как мы должны к ним относиться?»; «Какую выгоду получим мы из наших с ним отношений?».
На первый вопрос мы не можем дать никакого ответа: ни о чем нельзя утверждать определенно, что оно существует. Поэтому о любом способе познания нельзя сказать, истинный он или ложный, так как всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение.
Из невозможности однозначных утверждений о предметах Пиррон выводил ответ на второй вопрос: истинно философский способ отношения к вещам состоит в воздержании от каких бы то ни было суждений о них. Это не значит что не существует ничего достоверного: наши чувственные восприятия безусловно достоверны. Заблуждения возникают лишь в суждениях - там, где высказывающий пытается от кажущегося и являющегося заключать к тому, что существует поистине.
Ответом на второй вопрос определяется, по Пиррону, и ответ на 3й вопрос: выгодой, проистекающей из воздержания от всяких суждений будет невозмутимость или безмятежность, в которой С. видит высшую ступень возможного для философа блаженства.
Эпикурейство.
Эпикур главной целью своей философии считает необходимость обоснования для человека счастья. «Счастье в руках самого человека». Эта мысль требует онтологического обоснования. Эпикур наследует атомистику Демокрита, но вносит в нее одно существенное свойство - приписывает атому способность спонтанного т. е. самопроизвольного отклонения. Это и составляет предпосылку свободы человека. По Эпикуру человек стремится к счастью (общегреческая идея). В чем заключается счастье? Счастье есть стремление к благу. Благо есть все то, что порождает удовольствие. Обоснованию учения о пути, ведущем человека к счастью, должно предшествовать устранение всего, что стоит на этом пути: страха перед вмешательством богов в человеческую жизнь, страха перед смертью и загробным миром. Эпикур доказывает несостоятельность всех этих страхов. Боги не страшны, ибо они неспособны вмешиваться в человеческую жизнь; они живут не в нашем мире, а в промежутках между мирами. Так как душа смертна и есть временное соединение атомов, то осознавший эту истину философ освобождается от всех прочих страхов, препятствующих счастью.
Освобождение от гнетущих душу страхов открывает путь к счастью. Мудрец различает 3 вида удовольствия:
Мудрец стремится только к первым и воздерживается от всех остальных. Результат такого воздержания - полная невозмутимость/безмятежность, которая и есть счастье философа.
Стоицизм.
Против учения Эпикура вела борьбу школа стоиков, основанная Зеноном из Итиона на Кипре (не Зенон-элеец). Так же как и эпикурейцы, стоики главной задачей философии считали создание этики, опирающейся на физику и на учение о познании, которое они называли «логика».
Физика стоиков возникла как синтез физики Аристотеля, в частности учения о форме и материи с некоторыми элементами учения Гераклита. У Аристотеля соотносительность материи и формы прекращалась у границы, отделяющей мир от неподвижного перводвигателя, т.е. бога который уже не есть единство материи и формы, а только форма без материи. У стоиков, напротив, мир есть единое тело - живое и расчлененное, пронизанное одушевляющим его телесным дыханием (пневмой).
Единый телесный мир наделяется божественными свойствами, отождествляется с богом. Учение о строжайшей необходимости, по которой все в мире происходит, сочетается с учением о совершенстве и целесообразности мира, в котором все части, тела и существа зависят от целого, определяются целым и его совершенством.
Положению Эпикура о бесконечном множестве атомов и пустоте стоики противопоставили учение о единстве мира и сплошной заполненности мирового шара телами и пневмой; эпикурейскому учению о множестве миров - тезис о существовании одного единственного мира; отрицанию целесообразности в мире - убеждение в том, что все свидетельствует о существовании мирового плана и всеобщей целесообразности; атеизму эпикурейцев - учение о божественности мира и пневмы, пронизывающей мир, и разума, обнаруживающегося в мире. От Гераклита стоики заимствовали учение о происхождении мира из огня, о периодически повторяющемся возвращении мира в огонь, а так же учение о Логосе т.е. законе.
В этике противоположность между стоицизмом и эпикурейством сказалась в вопросе о понимании свободы и высшего назначения человеческой жизни. Вся физика и этика эпикурейцев направлены к тому, чтобы вырвать человека из оков необходимости. Для стоиков же необходимость (судьба, рок) - непреложна. Свобода как ее понимает Эпикур для стоиков невозможна. Действия людей отличаются не потому, свободно или несвободно они совершаются - все они происходят только по необходимости - а лишь потому, добровольно или по принуждению исполняется неотвратимая во всех случаях необходимость. Судьба согласного с нею ведет, противящегося - тащит.
Так как человек - существо общественное и вместе с тем часть мира, то движущее его поведением естественное стремление к самосохранению, по мнению стоиков, возвышается до заботы о благе государства и даже до понимания обязанностей по отношению к мировому целому. Поэтому мудрец выше личного блага ставит благо государства и при необходимости не колеблется принести ему в жертву свою жизнь.
Вывод:
Все течения эллинистической философии имеют своим главным вопросом проблему человеческого счастья, человеческого блага.