Философская картина мира 3

СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ Человек – единственное известное науке существо, обладающее такими свойствами как самосознание, разум, воображение. Триада «самосознание-разум-воображение» выводит человека на новый уровень, предполагающий особое отношение к окружающему миру. Эти свойства выходят за пределы инструментального мышления, характерного для животных, и требуют от человека создания картины мира.

ВВЕДЕНИЕ

Человек – единственное известное науке существо, обладающее такими свойствами как самосознание, разум, воображение. Триада «самосознание-разум-воображение» выводит человека на новый уровень, предполагающий особое отношение к окружающему миру. Эти свойства выходят за пределы инструментального мышления, характерного для животных, и требуют от человека создания картины мира.
Картина мира необходима личности для того, чтобы ориентироваться в мире, действовать целенаправленно для достижения поставленного результата, иметь точку опоры, позволяющую классифицировать жизненные впечатления. При этом неважно, во что именно он верит: в магию, науку или Бога, так как человеку необходима система координат, ценностей, жизненных ориентиров. Для человеческой особи, обладающей мировоззрением, мир имеет определённый смысл; совпадение его ориентиров с представлениями об устройстве мира окружающих её людей является для неё лично критерием истины. При этом картина мира ни абсолютно истина, ни абсолютно ложна: это всего лишь некоторый приблизительный образ мира, помогающий жить. Картина мира не соответствует истине потому, что сама жизненная практика наполнена противоречиями и иррационализмом.
Мировоззрение присутствует у каждого человека; некоторые говорят, что у них нет определённой картины мира, или что он реагирует на изменения в окружающем в зависимости от того, как он их воспринимает в данный момент…но, как известно, эти люди ошибаются, все их мысли не выходят за рамки принятых в обществе реакций и общепринятых представлений.
При встрече общества или индивида с носителями принципиально иного мышления, мировоззрение, отличающееся от общепринятого, объявляется безумием, ребячеством, нелепостью. Причина подобного отношения кроется в том, что человек обладает огромной потребностью в подобной системе координат, желательно – система должна на абсолютно все вопросы давать чёткие и непротиворечивые ответы. Именно поэтому люди с легкостью позволяют себе быть жертвами различных идеологий ( религиозных, политических и т.д. ), личностям, не находящимся под влиянием данных очевидна бесполезность подобных идеологий.
Как уже отмечалось выше, картина мира даже при несоответствии действительности выполняет некую важную психологическую функцию. В узком смысле слова речь идёт об субъективном понимании мира.
Примером такого понимания мира можно считать мифологическое мировоззрение.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА


Картина мира – это целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер. В основе понятия лежат представления о мире как о некой упорядоченной целостности. Картина мира связана с потребностью человека найти ответы на «вечные» вопросы: о происхождении мира, его устройстве, месте человека в нём, смысле и цели человеческой жизни.
Мифологическое мировоззрение – первая картина мира, сложившаяся в людских умах. Мировоззрение начало складываться, когда человек начал задумываться не только над вопросами вроде «Как сделать?», но и над «Почему что-либо происходит?» и «Как оно происходит?», то есть предпринял первые попытки осмысления мира.
Мифы – первая попытка обобщить и объяснить явления природы и общества в те исторические эпохи, когда человеческие особи только начинали исследовать окружающий их мир, не выделяя себя из него (древний человек ощущал себя частью мира, т.е. границы Я и не – Я были размыты). Мифологическая картина мира представляет собой единую, нерасчленённую, универсальную форму сознания, соединяющую в себе религиозные верования, политических убеждений и знаний.
В то же время мифологическая картина мира носит объяснительный характер. Это связано с тем, что мифологическая картина мира строится на основе аналогий и ассоциаций. Второй особенностью является антропоморфизм – перенесение человеческих свойств на мифические существа и явления природы. Антропоморфизм основан на всеобщей упорядоченности, гармонии и мере. Элементы антропоморфизма присущи всякому человеческому сознанию, они необходимы для поэтического восприятия мира и ощущения связи с природой. Третья особенность – это образность (мифологическое мировоззрение отражает действительность в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов).
Четвёртым основополагающим фактором является то, что мифологическая картина мира обладает особой нелогичностью, не отражает истинную суть мира и процессов. Объяснение мира происходит через образы, Вселенная представляется как живое существо, предметы и явления связаны некоторыми особыми связями, проведёнными как через основополагающие, так и через второстепенные признаки предмета.
Следует отметить, что подобная картина мира имеет свои особые пространство и время.
Мифологическое пространство представляет собой место, где обитают и действуют сверхъестественные силы, духи, тотем рода, боги.
Мифологическое время предполагает, что описываемые события прошлого происходят и сейчас, что и прошлое, и будущее с настоящим протекают одновременно, между ними нет особой разницы: из одной временной эпохи можно перейти в иную. Мифологическое время переходит в мифологическое пространство, они составляют единое целое. Этот образ символически представлен в общечеловеческом образе Мирового Змея, начиная от египетского Уробороса, соединяющего в себе и начало и конец Вселённой, Пространства и Времени, и заканчивая образами драконов, которые выступают в двойственной роли создателей - хранителей порядка и обитателей Хаоса.
Подобное удвоение мира, осуществляемое с помощью мифологической картины, характерно для человеческого общества начиная с самых ранних этапов его возникновения и заканчивая сегодняшним временем.
Мифологическая картина была характерна для всего общества в целом до XVII века, но это не значит что на сегодняшний день представители современного общества начисто лишены мифологического мировоззрения.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МИФОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА

В самом начале возникновения мифологического мировоззрения окружающее человека оценивалось с точки зрения зооморфизма. Весь мир представлялся как животное или как нечто, созданное из животного.
Первобытные охотники отождествляли мир с такими животными как лось, бык, медведь, мамонт и т.д. Леса представлялись шерстью животного, животные – его паразитами, а птицы вьющимися над зверем комарами. Когда животное, допустим – лось, устаёт от неподвижности, оно переступает ногами, и от этого возникают землетрясения и наводнения. Подобное отождествление Вселенной со зверем существует до сих пор в преданиях и мифах народов Севера, индейцев Северной и Южной Америки, народов Африки, Полинезии.
Представление о Вселенной, созданной из животного, до недавнего времени было широко распространено в индусских преданиях. Можно привести в пример запись из книги IV-V веков, где описывается создание мира из тела коня: «Череп коня стал сводом небес, глаза – солнцем и луной, пространство брюха – миром и землей, дыхание коня стало ветром, грива – лесами и травой, кровь, прежде бегущая по его жилам, реками и морем».
Оба варианта описания устройства мира предполагали, что Вселенная – это живое существо, в версии с созданием сущего из частей мира указывается на то, что животное не умерло, а его жизнь перешла в иное качество существования.
Подобная зооморфная мифологическая картина мира указывала на зверей как на демиургов. Демиурги-животные могли создать как мир, так и человека, явление, его род.
Из подобных представлений возник тотемизм – вера в родство человеческих коллективов с животными, растениями, иногда некими вещами и неорганическими предметами (явлениями). Тотем был покровителем всех представителей рода, его прародителем, он мог активно вмешиваться в дела состоящих с ним в кровном родстве людей. Люди, в свою очередь, не должны были убивать тотемного зверя, причинять ему какой-либо другой вред, употреблять его мясо в пищу. В некоторых случаях предусматривалось убийство тотемного существа, но только в ритуальных целях. Подобное отношение представителей общины объясняется тем, что зверь по кровному родству приравнивался к представителю рода, считался «своим».
Тотемизм может принимать иные формы; он дошел со столь ранних этапов развития человеческого самосознания в виде ритуалов, принятых в мировых религиях (христиане под видом хлеба и вина поедают тело и пьют кровь Бога, символ Христа – агнец, Святого Духа – белый голубь), личного тотемизма, тотемизма, характерного для общностей и групп (например, отождествление байкерами себя с волками).
Фетишизм был следующим этапом развития мифологического мировоззрения, выражающимся в поклонении неодушевлённым предметам. Человек приписывал фетишам некие особые свойства, способные оказать действие на окружающий мир и саму человеческую личность. Выражается в использовании талисманов, амулетов, «заколдованных» и «счастливых вещей».
Более поздней и сложной формой мифологического представления мира является анимизм. Анимизм – вера в духов и души. Потусторонние силы обитают на ином уровне Вселенной, обладают собственными волей и сознанием, могут вмешиваться в естественный ход событий, управлять им. Для ограждения рода от зловредного воздействия духов, выведывания отношения потусторонних сил к чему-либо существуют шаманы. Социальная функция шаманов целиком и полностью состояла в общении с духами.
Анимизм связан с одушевлением природы, что сохранило свое отражение в современном языке (в выражениях на подобие «небо хмурится»). В раннепервобытных общинах существовали смутные представления о добрых и злых духах, душах умерших людей и т.д. В современности анимизм представлен в виде спиритизма, веры в возможность осознанного общения с духами умерших людей.
Все ранние формы мифологического мировоззрения предполагали единство мифологического времени и мифологического пространства, разделение окружающего человека на человеческий мир и на мир потусторонних существ. На ранних этапах развития подобного мировоззрения считалось, что человек свободно может переходить из одного мира в другой по своей воле, свободно совершать необходимые действия в мифологическом пространстве, добиваясь различными манипуляциями с духами необходимого результата на человеческом плане существования бытия.
Одной из необычных картин мира, соединивших в себе примитивные формы мифологического мировоззрения, является мифология Древнего Египта.
Древнеегипетская цивилизация, датируемая 4 – 6 до н.э., обладает интереснейшей концепцией построения мира. Египетское мифологическое мировоззрение можно восстановить по священным текстам «Книги коровы», «Книги мёртвых», «Текстов пирамид», «Книги дыхания», «Адмуат»; а также по трудам посетивших страну Кем античных авторов: трудам Геродота и «Об Исиде и Осирисе» Плутарха.
Не смотря на великолепное и одновременное развитие в долине Нила таких искусств как-то: акустика, музыка, риторика, геометрия, анатомия, география, астрология, магия, медицина, химия, ораторское искусство, математика, философия, существующих по сей день в почти неизменившемся виде, мифологическое мировоззрение египтян поражает своей инаковостью, оно соединяет в себе архаичные и революционные для того времени черты.
Во-первых, это первая мифологическая картина мира, носящая космогонический характер. В египетской мифологии широко используются общечеловеческие образы: умирающего и воскресающего бога (см. миф об Осирисе), матери-Земли (Исида), Мирового Яйца.
Во-вторых, здесь присутствует основополагающий образ создающего самого себя из ничего бога; не смотря на высокую степень зооморфизма божества имеют антропоморфные черты.
В-третьих, в силу особенностей природно-климатических условий, в египетской мифологии не выработался образ персонифицированного мирового зла, в образе зла выступал бог Сет и его многочисленные приспешники, олицетворяющие пустыню, засуху и суховеи.
В целом, вся мифология направлена на развитие в человеке духовных качеств, установлении и сохранении общественного строя, почитании богов; об этом говорят «Исповедь отрицаний», которую должна произнести душа в загробном мире, и то, что греховным считалось не только причинение зла, но даже мысль о подобном.
Мифологическое мировоззрение Кема является истоком философий Китая, Индии и античной философии.
Античная философия, пожалуй, является самой стройной концепцией представления мира. Она представляет собой последовательно развивавшуюся на протяжении двух тысячелетий философскую мысль, несмотря на высокое разнообразие воззрений мыслителей того времени, единую, оригинальную, на редкость поучительную.
Мировоззрение античности построено на мифологических картинах и философских воззрениях Ливии, Вавилона, Египта, Персии, оказали определённое влияние культуры Древнего Китая и Индии. Однако, заимствования мастеров античной философии не умаляют величия античных мыслителей.
Развитие философских идей демонстрирует удивительную общность, направленность на объединение в едином космическом универсуме природе, богов и человека. Во многом это объясняется политеистическими корнями философии, и одновременно свидетельствует о присущем данной эпохе настрое созерцательности, стремлении охватить взглядом всю Ойкумену.
В мифологической картине мира древних греков природа выступает абсолютом, боги составляют её неотъемлемую часть и являются олицетворением природных сил. Человек, сохраняя связь с природой, освобождает свой разум от божественной власти.
Мифологическое воззрение на мир подробно и красочно представлено в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея», построенных полностью на основах мифа, вопрос о происхождении мира не задаётся. Такого же подхода к устройству мира придерживается Гесиод.
В начале каждый из олимпийцев представлял какую-либо природную стихию и социальный навык, но, по мере трансформации мифологического мировоззрения, боги приобретали всё больше человеческих чёрт, люди наделяли их такими человеческими пороками, как капризность, тщеславие, склонности к обману и предательству, гневливость.
Подобное представление о мире характерно до той поры, пока на смену предфилософским описаниям приходит сама философия. Философия Древней Греции носит мифологический характер, что обуславливается самой структурой общества, верой в реальное существование богов и отсутствием реального понимания устройства мира и происходящих в нём процессов. С трансформацией мировоззрения природа занимает центральное место в философских изысканиях, начинается поиск безличностного основания всех вещей – некой первосубстанции.
Природа не обосабливается как объект самостоятельного и специального рассмотрения и не отрывается от окружающих человека вещей, предстаёт перед человеческим разумом труднопостижимым, но доступным абсолютом и оказывается предметом созерцания прежде всего как совокупность окружающих человека вещей. Человек должен найти их подлинную природу, которая обычно скрыта.
На этом этапе она рассматривается как живое, одушевлённое, божественное целое; природа превращается в объект теорийного видения, развивается понятийный аппарат, первоначально в ранней философии сохраняются следы персонификации, голозоизм оказывается неискренним из философских концепций природы, что свидетельствовало не только о мифологическом прошлом философии, но и позволяло обосновать присутствие человека в мире, его субстанциональную укоренённость в природе.
Вторым этапом был период классической философии, представляющий собой антропологическую ступень философии. В целом период характеризовался рационализмом, мифопоэтическая картина мира во многом была восстановлена Платоном, он же противопоставил физическим описаниям онтологические обоснование. Аристотель создал категориальный аппарат философии и превратил её в научное (в античности – доказательное) знание.
Третий период относится к мифологическому миропониманию обоснованием человеческой жизни, этики с помощью аргументации и идей прошлых философских систем (из физики Гераклита, Демокрита, теории идей Платона).
Вплоть до XVII века на территории Европы господствовало мифологическая картина мира, основанная на религиозном описании устройства мира.
В мифологическом мировоззрении Бог рождается из чего-то, религиозном миропонимании он сам даёт начало миру. Бог есть первоначало и первопричина всех его составных частей. Миром правит Божественная воля, определяющая ход мировых событий и судьбы людей.
Мир разделён на две противоположные и враждующие части: добрую и злую (представление о многослойности мира). Верхний слой – это царство света, добра и справедливости, место пребывания Бога и ангелов, местонахождение Рая.
Низший слой – царство тьмы и зла, местонахождение ада.
Средним слоем является земля, человеческий мир. Она является местом вечной борьбы сил добра и зла за душу человека. Согласно религиозным представлениям, земля и история человечества должны иметь свой конец, который наступит, когда какая-нибудь сторона одержит верх.
В этот период была принята геоцентрическая модель мира, укоренившаяся в сознании еще со времени Аристотеля. Клавдий Птолемей, основываясь на положениях философии Аристотеля, разработал математическую модель равномерного движения планет по окружностям малого радиуса – эпицикла. Астрономические наблюдения, накопившиеся к этому времени, ясно указывали на несоответствие в движении планет геоцентрической теории.
Лишь в XIV веке Жан Буридан высказал серьёзные сомнения о том, что Земля находится прямо в центре Вселенной. Позднее польский астроном Николай Коперник сформулировал принцип относительности движения и убедительно показал, что видимое движение солнца, Луны и звезд связано с вращением Земли вокруг своей оси.
В 1609 – 1619 гг. немецкий астроном Иоганн Кеплер доказал движение планет вокруг Солнца и отказался от учения Аристотеля.
Развитие естественных наук и математики, механики, приведшее к открытию в конце XVII века Ньютоном закона всемирного тяготения, оказало огромное влияние на дальнейшее развитие философских взглядов на мир. На основе механических законов динамики возникла классическая космология.
Мифологическая картина мира уступила место научной картине мира, являющейся ядром современной картины мира.


СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МИФОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА

Мифологическая картина мира представляет собой донаучный вариант воззрения на мир, основанный на искусстве.
Элементы, составляющие мифологическую картину мира, необходимы для развития нормальной психики, поэтому личность с детства должна получать необходимую порцию фантастических впечатлений. Извлечь их можно из сказок, с помощью развития в детях творческого начала (рисование, музыка и т.д.). Известно, что все дети свободно рисуют до определённого возраста, но после переломного момента, как считается, способность к рисованию без обучения сохраняется лишь у единиц.
Подобное представление в корне не верно, любой человеческий индивидуум сохраняет в себе способность к созданию чего-либо, другое дело, что под влиянием общества и социальной системы, глушащей эти стремления, личность «забывает» об этой способности. Желание создавать остаётся у считанных единиц, которых современное общество в большинстве своём считает людьми «не от мира», одержимыми вдохновением, обладающих каким-либо особым врожденным талантом, либо просто эскапистами.
В этом выражается патология нормальности – ситуация, в которой личность с нормальными и естественными убеждениями, ценностями, мировоззрением должна обитать в социуме, нормой в котором считается совсем иное. Творчество является экзистенциальной потребностью человека, обусловленной триадой «самосознание-разум-воображение». Личность творящая чувствует себя лучше не только психически, но и физически.
Творчество и мифологическое мировоззрение связаны друг с другом, зависят друг от друга и основываются друг на друге. Во время творения картины или баллады реальный образ мира переосмысливается и готовое произведение искусства заключает в себе мифологическую концепцию автора, его взгляд на мир.
Во второй рукотворной природе образуется ещё одна надстройка, обусловленная чувственным восприятием мира – искусство, способное пробуждать в людях чувства. Этого не стоит недооценивать, в современном обществе, где среднестатистический человек испытывает более нежные чувства к машине, чем к жене, пробуждение чувств может производится с помощью искусства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мифологическая картина мира отметила становление и развитие представлений человечества о мироздании.
Её развитие на самых ранних этапах помогло выживанию первобытных людей, осмыслению ими мира и развитию представлений о нём, а также передаче накопленных знаний следующим поколениям.
Во время античности, великие умы, основываясь на мифологическом воззрении, основали и укрепили великую науку, объясняющую устройство Вселенной, пытающуюся объяснить природу человека и найти его место в мире.
Период Средневековья обозначен религиозным мировоззрением, укреплявшим роль государства и придающим социуму каркас в виде веры.
Официально мифологическая картина мира сменилась на научное мировоззрение в XVII веке.
Однако, в индивидуальном воззрении на мир прекрасно может сочетаться научная картина мира как с религиозной, так и мифологической картиной мира, потому что мифологическое воззрение не предусматривает знание и доказательств, но требует только веры


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

* Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности. сПб.; 1985.
* Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1988.
* Архипова Н.А. Космологические модели и крупномасштабная структура Вселенной.
* Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
* Спиркин А.Г. Философия. М., 2003.
* Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. 1962.
* Ауробиндо Шри. Мысли и афоризмы. 1913
* Бубер М. образы добра и зла. 1952.
* Адорно Т. Moments musicaux. Статьи 1928-1962 гг.
* Кохановский В.П., Яковлев В.П. История философии. Ростов – на – Дону. 2001.

Скачать архив с текстом документа