Реализация диагностической функции классного руководителя в работе по изучению личности младшего школьника
СОДЕРЖАНИЕ: Характеристика и систематизация психолого-педагогических основ, способствующих реализации диагностической функции классного руководителя. Задачи и функции классного руководителя. Методические основы организации диагностики личности младшего школьника.ГОУ СПО «ЕЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Выпускная квалификационная работа
(опытно - практического характера)
Реализация диагностической функции классного руководителя в работе по изучению личности младшего школьника
Ейск2010
Содержание
Введение
1. Психолого-педагогические основы изучаемого вопроса
1.1 Понятие о классном руководстве
1.2 Задачи и функции классного руководителя
2. Реализация диагностической функции классного руководителя
2.1 Понятие диагностики
2.2 Методические основы организации диагностики личности
2.3 Методические основы диагностики классного коллектива
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встает ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества.
21 января 2010 года президент России Дмитрий Медведев открыл Год учителя. По словам Д. Медведева, в Год учителя пройдут самые разные мероприятия, направленные на укрепление авторитета педагога и укрепление его социального статуса. Уважение и признание учительского труда должно стать мощным стимулом для развития всего учительского корпуса. Это, кстати сказать, и ключевое направление модернизации образования, уже предложены конкретные меры, которые будут способствовать сохранению в школах лучших учителей, специалистов, которые имеют различное образование. Потому как главное, чтобы тот, кто трудится в школе, обладал качественными и современными знаниями. И конечно, хотел просто работать с детьми, - подчеркнул президент.
Президент также сообщил о начале реализации образовательной инициативы Наша новая школа. Её смысл заключается в создании современной школы, такой школы, которая способна раскрыть личность ребёнка, способна воспитать в детях интерес к образованию, к учёбе, способна быть современной. Конечно, ключевая роль в реализации этой инициативы будет принадлежать нашим российским учителям. И я полагаю, что никакая инициатива не может быть осуществлена без нормального, творческого осмысления заложенных в ней принципов. Общеизвестно, что отечественная педагогика накопила уникальный опыт. Та база, которой мы располагаем, является действительно одной из наиболее востребованных в мире, и она в какой-то период создала нам весьма высокий уровень образования. Наша главная задача в сегодняшней жизни – его не растерять, - подчеркнул глава государства.
В решении этих задач ведущая роль отводится классному руководителю.
Сегодня классный руководитель является ведущей фигурой в организации целостного педагогического процесса в классе. Он определяет, что и как надо делать, чтобы ученики его класса были развиты, воспитаны. Из исполнителя рекомендаций и инструкций он превращается в исследователя. [15, 15]. Педагогический мониторинг становится основой деятельности классного руководителя, что и определяет актуальность выбранной темы.
Объектом исследования является воспитательная работа классного руководителя.
Предметом исследования выступают методы и способы работы классного руководителя при изучении и диагностировании классного коллектива, а также непосредственно личности младших школьников.
Цель работы: изучить и систематизировать психолого-педагогические основы, способствующие реализации диагностической функции классного руководителя.
Задачи, которые были поставлены для достижения цели, следующие:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
2. Рассмотреть задачи, функции классного руководителя, поле его деятельности.
3. Систематизировать методические требования к организации изучения личности младшего школьника и всего коллектива в целом, применяемые классным руководителем.
4. Разработать и апробировать диагностический комплекс, направленный на изучение личности младшего школьника для классного руководителя.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
-теоретические: анализ изучаемого методического материала и синтез;
-эмпирические: тестирование, наблюдение.
Теоретическую основу дипломной работы составили исследования Болдырева. Н.И., Рогова Е.И., Стефановской. Т.А., Ушинского. К.Д., Шиловой. Н.И., Щурковой. Н.Е. и других.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней сосредоточен комплекс методических требований, а также наиболее приемлемых методик к осуществлению диагностической функции классным руководителем.
Практическая значимость работы заключается в том, что накопленный в ней материал может быть использован учителями начальных классов (классными руководителями) и станет способствовать повышению профессионального мастерства педагога.
В 1 главе рассматриваются вопросы о том, когда сложился институт классного руководства, как он развивался, какой вклад в теорию развития классного руководства внесли педагоги и ученые. Также раскрываются существующие типы современного классного руководства, основные характеристики классного руководителя. Помимо всего вышеперечисленного в главе раскрываются задачи и функции классного руководителя.
Во 2 главе раскрывается общее понятие диагностики, а также направление диагностики – педагогическая диагностика, как она осуществляется, её функции, виды. Также рассматривается понятие педагогического мониторинга, этапы его осуществления, методические основы организации диагностики личности и классного коллектива. Выделяются основные методы изучения личности (беседы, составление характеристики, написание сочинения и так далее), а также класса (социометрия, изучение продуктов деятельности, наблюдение, анкетирование, ведение педагогического дневника).
Объем и структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. Работа изложена на 49 страницах печатного текста.
1. Психолого-педагогические основы изучаемого вопроса
1.1 Понятие о классном руководстве
Классный руководитель- учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе.
Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. Их права и обязанности определялись Уставом учебного заведения - основополагающим документом в деятельности любой школы. Именно он очерчивал круг полномочий всех педагогов детского учреждения. [12, 430]
Педагоги-наставники подбирались очень тщательно. Наиболее высокие требования предъявлялись тем, кто выполнял обязанности, аналогичные обязанностям современного классного руководителя. Классный наставник, воспитатель обязан был вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми. Педагог должен был быть примером во всем, даже его внешний вид являлся образцом для подражания.
Во времена Единой Трудовой Школы классный руководитель назывался групповодом.
Должность классного руководителя в школе была введена 16 мая 1934г. Постановлением СНК СССР и ЦИК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР». [17, 127]
Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Это был один из лучших учителей школы, утверждался он на эту должность директором. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.
Классное руководство как самостоятельное педагогическое явление в нашей стране имеет небольшую (чуть более 70 лет), богатую историю. Самыми плодотворными для развития классного руководства были 50 —80-е гг. XX в. Именно в этот период такие блестящие ученые, как Н. И. Болдырев, О. С. Богданова, А. И. Дулов, И.С.Марьенко и другие, разработали и апробировали целостную теорию классного руководства. Идеи этих выдающихся педагогов остаются востребованными и в настоящее время; они развиваются, совершенствуются, корректируются с позиций сегодняшнего дня.
Сущность, задачи и содержание работы классного руководителя менялись в зависимости от социального заказа. Так в «Положении о классном руководителе», утвержденном Министерством просвещения РСФСР в 1947 г., записано: «Основной задачей классного руководителя является сплочение учащихся класса в дружный, целеустремленный, работоспособный ученический коллектив в целях успешного разрешения учебно-воспитательных задач поставленных перед школой».[6, 291]. В педагогическом словаре 1960 г. говорится, что «классный руководитель - это учитель советской школы, осуществляющий наряду с преподаванием общую работу по организации и воспитанию ученического коллектива определенного класса».[7, 523]
В постсоветский период сущность деятельности классного руководителя меняется: «Классный руководитель в общеобразовательной школе Российской Федерации - педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы».[12, 444]
В настоящее время возродились типы таких образовательных учреждений, как гимназии, лицеи. Изменилась деятельность классической средней общеобразовательной школы. Соответственно, изменился институт классного руководства.
Сейчас имеется несколько типов классного руководства:
1) Учитель – предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя.
2) Классный руководитель, преподающий отдельную школьную дисциплину, то есть, имеющий минимальную учебную нагрузку. Их также называют классными дамами, кураторами ( лат.: попечитель; лицо, которому поручено наблюдение за какой – либо работой).
3) Классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель).
4) В некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника (вариант должности освобожденного классного руководителя), а также тьютора (лат.: защитник, покровитель, опекун). Тьютор может иметь минимальную учебную нагрузку.
В последнее время классного руководителя все чаще именуют классным воспитателем.
Таким образом, можно наблюдать, что институт классного руководства сложился давно, и в разные эпохи должность классного руководителя именовалась по-разному (классный наставник, групповод и т. д.). Но полномочия, по сути, оставались одни и те же – классный руководитель обязан вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми, должен быть примером во всем, создавать благоприятную почву для полноценного развития личности школьников, что и сейчас, несомненно, является главными обязанностями классного руководителя.
1.2 Задачи и функции классного руководителя
Классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог, который является центром организации, координации всех влияний, оказываемых на отдельную личность или на коллектив учащихся. Он просвещает родителей в области воспитания, координирует совместные усилия учителей – предметников, работающих в классе, а так же психолога, социального педагога. Классный руководитель – ведущий, самый уважаемый, самый подготовленный специалист.
Требования, предъявляемые к классному руководителю, диктуются уровнем развития современного общества, педагогической наукой и практикой.
Классный руководитель должен обладать следующими характеристиками:
1) Исследовательская компетентность – это знания, опыт в области педагогического исследования, то есть, процесса и результата научного изучения педагогических явлений с целью выработки новых знаний о содержании, закономерностях, совершенствования компонентов педагогического процесса, преобразования их на практике.
2) Коадаптационное мастерство – это высокий уровень коадаптационных умений, основанных на коадаптационных знаниях.
Коадаптация в педагогике – это соотнесение различных понятий, суждений, теорий; выявление взаимосвязей существующих систем, их приспособление к уже имеющимся и реализующимся на практике.
3) Медиаобразованность – это совокупность систематизированных медиазнаний, умений и определяемый ими уровень мастерства по реализации медиаобразования школьников. [17, 190]
Классный руководитель призван решать следующие задачи:
1) Создание классного коллектива как среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка.
2) Организация различных видов коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации.
3) Коррекция индивидуального развития учащихся класса, способствующая свободному и полному проявлению и развитию их способностей.
Функции, права и обязанности классного руководителя при всех версиях названия этой должности примерно одинаковы. Поскольку деятельность школы регламентируется ее Уставом, то деятельность классного руководителя также основывается на этом документе. [16, 32]
Классный руководитель выполняет несколько функций:
1) аналитико - диагностическую;
2) организационно – координирующую;
3) коммуникативную.
Аналитическая функция включает в себя:
1) изучение и анализ индивидуальных особенностей учащихся с помощью психолога (как правило, определяется тип личности, темперамент, акцентуация характера, особенности мышления, восприятия, памяти, речи и другие характеристики). Перед поступлением в 1 класс дети проходят тесты на выявление готовности к учебе и особенностей интеллектуальной деятельности. Тестирование проводит психолог, школьный или специально приглашенный;
2) изучение и анализ коллектива учащихся в его развитии;
Педагогу необходимо выявить уровень развития классного коллектива. От данного условия зависит характер и содержание работы классного руководителя с классом. В современных условиях очень важно также определить характер влияния окружающей среды на учащихся. Классный руководитель сам может организовать эту работу через наблюдение, беседы с учащимися, проведение специальных анкет, анализ творческих работ учащихся (сочинение типа «Наш класс»);
3) анализ и оценка семейного воспитания учащихся;
Классному руководителю очень важно наладить тесную взаимосвязь с родителями учеников, что позволит ему определить особенности семьи, в которой воспитывается ученик, и влияние этой семьи на его развитие. Посещение семьи, беседы с родителями и ребенком позволят реализовать данную функцию. [17, 193]
Также данные о семье школьников есть у психолога, социального педагога. Если семья «неблагополучная», то сведения о ней есть и у администрации школы;
4) анализ уровня воспитанности коллектива и личности.
Выводы об уровне воспитанности коллектива и личности нужно делать с привлечением всех учителей данного класса, чтобы они (выводы) были максимально объективными.
Организационно – координирующая функция предполагает:
1) организацию и проведение увлекательных воспитательных мероприятий, которые способствуют развитию личности ребенка;
2) создание условий для совместной работы семьи и школы;
3) обеспечение взаимодействия классного руководителя с учителями - предметниками для решения проблем учебной деятельности школьников;
4) сотрудничество с внешкольными организациями, позволяющее повысить эффективность учебно-воспитательного процесса (музеи, дома культуры, исследовательские центры и так далее);
5) тесную связь с органами детского самоуправления (ученические комитеты, Совет школы, различные детские организации);
6) организацию питания детей, уборки школьной и пришкольной территории, кабинетов, трудовой практики;
7) сотрудничество со специалистами – сотрудниками школы (психологами, врачами) для создания благоприятных условий воспитания и развития личности ребенка;
8) ведение школьной документации (записи в журналах, дневниках, личных делах детей, составление планов работы). [3, 8]
Коммуникативная функция заключается:
1) в формировании позитивных взаимоотношений между детьми, управлении взаимоотношениями в классе;
2) в формировании оптимальных отношений в системе «учитель - ученик». Здесь классный руководитель выступает как посредник в случае возникновения конфликта. Конфликты между учителями и учащимися бывают затяжными, тогда классному руководителю нужно предложить так называемый «компромисс Иггина» - третье решение, хотя бы в минимальной степени устраивающее обе стороны;
3) в обучении школьников установлению положительных взаимоотношении с людьми. [17, 197]
Классный руководитель - административное лицо и он имеет право:
1) получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;
2) контролировать успеваемость каждого ученика;
3) контролировать посещаемость учебных занятий детьми;
4) координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и социального педагога);
5) организовывать воспитательную работу с учащимися класса через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
6) выносить на рассмотрение администрации, Совета школы предложения, согласованные с коллективом класса;
7) приглашать родителей (или лиц, их заменяющих) в школу; по согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье и школе на предприятиях, решая вопросы, связанные с воспитанием и обучением учащихся;
8) получать помощь от педагогического коллектива школы;
9) определять индивидуальный режим работы с детьми (свободно, т.е. исходя из конкретной ситуации);
10) отказываться от лежащих за границами содержания его работы поручений. [17, 199]
Классный руководитель имеет право вести опытно – экспериментальную работу по проблемам дидактической и воспитательной деятельности, что определяется обязанностями классного руководителя:
1) организация в классе учебно-воспитательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
2) оказание помощи ученику в решении острых проблем (предпочтительно лично, можно привлечь психолога);
3) установление контактов с родителями и оказание им помощи в воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога).
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, в частности, овладеть методиками воспитания.
Целью деятельности классного руководителя является организация целостного педагогического процесса и осуществление его руководства.
Направления работы классного руководителя составляют воспитание в процессе обучения; внеклассная воспитательная деятельность в школе; внешкольная воспитательная деятельность через взаимодействие с семьей школьника, детскими и юношескими организациями и объединениями, учреждениями дополнительного образования.
Содержание работы классного руководителя определяют основные виды деятельности: педагогический мониторинг, проектировочная, организаторская и гностическая деятельность. [16, 50]
Показатели профессиональной, готовности к работе классного руководителя, к построению системы его воспитательной работы представлены в таблице 1.1
Таблица 1.1Показатели профессиональной готовности к работе классного руководителя
Минимальный уровень | Достаточный уровень | Продвинутый уровень |
Знание теории и методики воспитания: - знание современных подходов к организации воспитательного процесса; - творческое использование положительного опыта в своей практике |
Знание теории и методики воспитательной работы: - знание современных концепций, технологий воспитания; - умение интегрировать их в своей профессиональной деятельности |
Знание методологических, теоретических, технологических основ воспитания: - знание современной методологии воспитания; - знание современных концепций, систем, технологий воспитания; - умение на их основе создавать собственную (авторскую) систему воспитательной работы в классе |
Владение классным руководителем методикой изучения учащихся и коллектива (при изучении учащихся, коллектива используются различные методы: наблюдение, беседа, организация само -, взаимооценки воспитанников, социометрия, парное сравнение, эксперимент и др.) | Знание сути и умение осуществлять диагностико-прогностическую деятельность: - владение диагностическими методиками; - умение осуществлять прогноз хода воспитательного процесса, своей педагогической деятельности; - владение банком известных систем изучения учащихся, умение их интерпретировать в своей профессиональной деятельности |
Знание сути и владение технологией педагогического мониторинга: - умение составлять и реализовывать программу педагогического мониторинга; - умение координировать и внедрять самостоятельно разработанную систему изучения школьников; - умение отслеживать ход и результаты воспитательного процесса |
Владение методикой планирования воспитательной работы: - знание «алгоритма» составления плана, его структуры, различных матриц основной части плана; - умение составлять перспективный план |
Владение известными подходами, алгоритмами планирования воспитательной работы (И. П. Иванова, Н. Е. Щурковой, В. А. Караковского и др.), умение их интерпретировать в своей профессиональной деятельности | Знание сути и владение технологией проектировочной деятельности: - умение составлять концепцию, программу воспитания, план воспитательной работы; - умение проектировать воспитательную систему класса |
Владение методикой организации деятельности воспитанников: - знание современных форм организации деятельности учащихся (коллективно-творческих дел — КТД, деловая игра, моделирование ситуации и др.); - владение приемами вовлечения учащихся в организацию воспитательных дел; - умение на практике реализовывать задуманное |
Владение известными методиками организации жизнедеятельности учащихся (И. П. Иванова, Н. Е. Щурковой, В. А. Караковского и др.), умение их интерпретировать в своей профессиональной деятельности | Знание сути и владение технологией организаторской деятельности: - координация деятельности основных институтов социализации личности (семьи, образовательных учреждений Дополнительного образования, детских и юношеских организаций и др.); - организация воспитательной деятельности в процессе обучения (самостоятельно и с помощью предметников); - организация собственных воспитательных влияний вне учебной деятельности; - организация коллектива в качестве средства становления личности школьника; - индивидуальная работа с учащимися |
Владение методикой анализа при оценке воспитательной работы с коллективом и отдельными воспитанниками (умение выявлять и анализировать состояние и сдвиги в показателях воспитанности учащихся, в этапах развития коллектива). |
Знание и умение использовать на практике известные подходы к критериям, методикам выявления результативности воспитательного процесса; умение анализировать результаты воспитания |
Знание сути и владение технологией гностической деятельности: - осуществление сбора и анализа данных, полученных в ходе диагностической деятельности предметников, психологов, социального педагога и др.; - анализ данных, полученных в ходе собственной диагностической деятельности; - анализ изменений в уровне развития, образования, воспитанности школьников, ведение карты педагогического мониторинга; - анализ собственной деятельности, а при необходимости и других участников педагогического процесса с целью внесения изменений в задачи, содержание, формы и методы работы с детьми; - анализ воспитательной работы, КТД, внеурочной деятельности по предмету |
Владение методикой профессионального самообразования по организации воспитательного процесса: - знание структуры и содержания квалифицированной характеристики воспитателя; - умение дать оценку своей профессиональной подготовленности к воспитательной работе; - владение приемами изучения и использования положительного педагогического опыта |
Знание различных моделей (профессиональных требований) современного воспитателя, умение их интерпретировать в своей профессиональной деятельности; владение методиками самосовершенствования в области воспитания |
Знание сути профессиональной позиции педагога, умение ее анализировать, предъявлять; умение совершенствовать ключевые профессиональные умения: «учитывать самочувствие детей; прослеживать характеристики психологического климата; контролировать ход групповой деятельности; увеличивать меру самостоятельности через возложение полномочий; изменять профессиональную позицию в соответствии с меняющейся ситуацией» (Н.Е.Щуркова) |
Таким образом, классный руководитель – ведущая, ключевая фигура в организации целостного педагогического процесса в классе. Он является его руководителем.
Основные функции деятельности классного руководителя – аналитико-диагностическая, организационно – координирующая и коммуникативная, реализуются через такие виды работы, как педагогический мониторинг, проектировочная, организаторская и гностическая деятельность.
Осуществление данных видов деятельности рассматривается через призму деловых, профессиональных, личностных отношений с учащимися, учителями – предметниками, психологом, социальным педагогом, с родителями учащихся, с работниками дополнительных образовательных учреждений.
2. Реализация диагностической функции классного руководителя
2.1 Понятие диагностики
В разные времена под различными углами зрения рассматривался вопрос изучения учащихся. Так, великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».[19, 237] Он советовал педагогам тщательно изучать физическую и душевную природу человека, своих воспитанников и окружающие обстоятельства, вести «истории воспитания» каждого ученика.
Л.Н.Толстой требовал бережного отношения к ребенку, постоянного его изучения. Без этого невозможно воспитание подрастающего поколения. По мнению великого гуманиста, большое внимание к изучению детей уделяли такие видные русские педагоги-психологи, как А.Ф.Лазурский и П.Ф.Лесгафт. Они не просто призывали наблюдать за детьми, но и разрабатывали методы изучения и давали рекомендации по их применению.
П. П. Блонский раскрывал особенности возраста и давал рекомендации по работе с детьми различных возрастных периодов на основе детального изучения каждого ребенка.
Многосторонне подошел к решению проблемы А. С. Макаренко. «Знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в процессе безразличного его изучения, — писал он, — а только в процессе совместной с ним работы и самой активной помощи ему. Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания». [19, 125] Он подчеркивал важность воспитывающей функции изучения школьников.
По его мнению, знания о ребенке не должны лежать мертвым грузом, они должны служить воспитанию школьников, широко применяться на практике.
В.А.Сухомлинский утверждал: «Знать ребенка — это та самая главная точка, где соприкасаются теория и практика педагогики...». Одной из проблем современного образования является то, что обучение и воспитание не всегда основываются на знании психологии развития ребенка. Конечно, во многих школах действуют психологические службы. Однако каким бы квалифицированным специалистом ни был школьный психолог, он не сможет осуществить индивидуальный подход к каждому из нескольких сотен детей. Его исследования и рекомендации будут носить общий характер. [22, 18]
В этой ситуации большое значение приобретает диагностическая деятельность классного руководителя. Во-первых, как педагог, он имеет профессиональную психологическую подготовку. Во-вторых, он работает с относительно небольшим количеством детей и встречается с ними ежедневно.
Одно из значений термина «диагноз» в переводе с греческого языка – «распознание». Диагностика понимается как распознание чего – либо. [1, 3]
Диагностика в работе классного руководителя с классом может быть предварительной, тематической, оперативной, итоговой. Она может использоваться в зависимости от тех ситуаций, которые требуют ее применения. [18, 76]
Предварительная диагностика необходима классному руководителю при подготовке:
-внеклассных мероприятий
-организации поездок и экскурсий;
-при планировании внеклассной работы с коллективом учащихся;
-при анализе работы с классом;
-родительских собраний;
Тематическая диагностика проводится классным руководителем при подготовке различных мероприятий (к примеру, с родителями по определенной теме).
Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между детьми в классном сообществе, между детьми и родителями в решении проблем взаимоотношениях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся.
Итоговая диагностика проводится в конце учебного года: по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных конкурсах и фестивалях. Хорошо организованная диагностика работы школы в целом и воспитательной системы школы в частности позволяет оперативно решать вопросы качественного продвижения в своем развитии, планировать те мероприятия, результативность которых не вызывает сомнений.
Имеются такие виды диагностики: анкетирование, тестирование, социологический опрос, мониторинг.
Разработка системы диагностики и работа по ней позволяют классному руководителю не только хорошо узнать детей и проследить их развитие и становление как личности, но и владеть психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными учениками.
Диагностика в работе классного руководителя, комплексное изучение отдельных учащихся класса и всей группы в целом, является частью сравнительно нового направления - педагогической диагностики. Понятие «педагогическая диагностика» было предложено К. Ингенкампом по аналогии с медицинской и психологической диагностикой в 1968 г. в рамках одного научного проекта. Под педагогической диагностикой понимается также процесс постановки диагноза, т.е. процесс установления уровня развития, образованности и воспитанности школьников, тогда как психологическая диагностика предназначена для того, чтобы обеспечить сбор информации об особенностях человеческой психики. [1, 3]
По своим задачам, целям и сфере применения педагогическая диагностика самостоятельна. Она заимствовала свои методы и во многом образ мыслей у психологической диагностики. Педагогическая диагностика представляет собой систему действий по изучению, анализу педагогического процесса, определению и анализу результатов обучения. В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. [13, 167]
Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения.
Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий. [13, 170]
Таким образом, педагогическая диагностика призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, в интересах общества обеспечить правильное определение результатов обучения и, в-третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую, при направлении их на различные курсы и выборе специализации обучения. Диагностика, служащая улучшению учебного процесса, должна ориентироваться на следующие цели:
1. внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения;
2. определение пробелов в обучении;
3. подтверждение успешных результатов обучения;
4. планирование последующих этапов учебного процесса;
5. мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирования сложности последующих шагов;
6. улучшение условий учебы.
С помощью диагностических методик учитель получает данные о состоянии педагогического процесса, качестве обучения и воспитания, обученности и воспитанности школьников, обрабатывает эти данные, анализирует и оценивает их, корректирует и прогнозирует развитие педагогического процесса и учащихся.
Педагогическая диагностика, направленная на изучение процесса и результатов обучения и воспитания, важна не сама по себе, а как обратная связь в педагогической системе для более оптимальной организации педагогического процесса. С этой стороны наука выделяет следующие ее функции: контрольно-корректировочную, прогностическую, воспитывающую. [13, 186]
Первая состоит в получении данных и корректировке процесса воспитания. Вторая означает предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем. Третья состоит в том, что в процессе диагностирования и в связи с ним учитель имеет возможность оказывать воспитательные воздействия на учеников. Дело в том, что многие данные диагностики сообщаются ученикам и обсуждаются с ними, и на их анализе строится воспитательная работа.
Итак, педагогическая диагностика имеет предметом три области: результаты обучения в виде оценки знаний, академические достижения учащихся; результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся; результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности (последнее сближает ее с психодиагностикой). Короче сказать, диагностированию, то есть периодическому изучению, подлежит уровень знаний учеников, степень социального и психического развития, что как раз соответствует трем функциям процесса обучения: обучающей, воспитывающей и развивающей.
Педагогическая диагностика имеет свои определенные функции и виды.
Функциями педагогической диагностики являются:
- информационная функция (сбор сведений о личности, коллективе в целом);
- оценочная функция (установление уровня образования, уровня развития коллектива, уровня развития отдельного качества личности и др.);
- корректирующая функция (внесение частичных исправлений, поправок в ход педагогического процесса). [18, 84]
К видам педагогической диагностики относятся:
-начальная педагогическая диагностика (диагностика при постановке конкретных задач, в начале какого-то вида деятельности, в начальной стадии работы с детьми);
-текущая педагогическая диагностика (отслеживание хода педагогического процесса на разных его этапах);
- обобщающая педагогическая диагностика (диагностика при подведении итогов определенного периода жизнедеятельности коллектива или личности, при анализе реализации конкретной задачи и пр.).
Суть педагогической диагностики заключается:
- в сборе информации об объекте диагностики; в сравнении данной информации с предыдущей об этом объекте, возможно, с описанием другого идентичного объекта.
- в анализе с целью определения причин удач или неудач в развитии, образовании, формировании личности;
- в раскрытии и объяснении смысла изменений, происходящих в субъекте диагностики;
- в сообщении учащимся (их родителям, другим учителям) результатов диагностической деятельности;
- в проверке воздействия различных диагностических методов на субъект-объект диагностики. [18, 86]
Таким образом, педагогическая диагностика — это деятельность по распознаванию состояний, изменений, происходящих в объекте диагностики, результата педагогического процесса.
Педагогический мониторинг в системе работы классного руководителя состоит из двух основных этапов: аналитико-прогностического и организационно – технологического.
Первый этап включает в себя:
1. Осмысление содержания и предмета педагогического мониторинга.
3) Определение критериев, по которым отслеживаются результаты педагогического процесса.
4) Распределение того, что будет изучаться им самим, учителями – предметниками, психологом.
5) Выбор метода изучения школьников.
6) Разработка (определение) форм анализа и фиксации результатов педагогического мониторинга. [18, 26]
На втором этапе осуществляются следующие действия:
1) Осуществление классным руководителем педагогического мониторинга на практике.
2) Организация учебы и обмена опытом между предметниками, психологом по содержанию методов диагностики.
3) Проведение совещаний, педагогических консилиумов по анализу полученных данных. [18, 26]
Предметом педагогического мониторинга (отслеживания хода, результатов, перспектив развития педагогического процесса) является воспитанность детей и профессионализм педагогов. [18, 27]
Воспитанность - сложное социально-психологическое образование. Оно содержит в себе элементы общего, в которых отражена связь личности с окружающей действительностью, и индивидуального, в котором проявляется своеобразие данной личности: специфика сознания, чувств, поведения, своеобразие жизненного опыта. Синтетической формой выражения воспитанности принято считать качества личности.
Воспитанность школьников находится в прямой зависимости от профессионализма педагогов. Отслеживая тенденции изменения воспитанности школьников, классный руководитель занимается при этом самодиагностикой и диагностикой профессионализма других специалистов.
2.2 Методические основы организации диагностики личности
Классный руководитель, который только приступает к работе с коллективом учащихся, особенно если это 1 или 5 класс, должен уделить самое серьезное внимание изучению личности школьника, что позволит ему построить программу работы с классом с учетом особенностей личностного развития учащихся класса, учесть особенности развития личности школьника в организации воспитательной работы.
Серьезная и целенаправленная работа классного руководителя по изучению личности учащихся класса поможет избежать просчетов и ошибок в работе с детьми, проблем во взаимоотношениях учащихся со сверстниками, родителями, обществом.
Программа изучения личности ребенка предполагает системную и целенаправленную работу классного руководителя в течение нескольких лет. Программа изучения личности ученика - это своеобразный паспорт ребенка, составление которого - серьезный и долгий процесс, в котором принимают участие родители ученика, психолого-педагогическая служба школы, учителя-предметники и, конечно же, классный руководитель. [20, 89]
Программа изучения личности состоит из нескольких блоков, каждый из которых может и должен стать основой для изучения той или иной стороны развития личности школьника. Программа изучения личности школьника предполагает построение по ее содержанию необходимых диагностических исследований с учетом проблемных моментов в развитии ребенка.
Выявив предмет педагогического мониторинга и критерии воспитанности школьников, классный руководитель отбирает и распределяет во времени методы изучения детей и диагностические методики.
Здесь исследуются личностные особенности, познавательная сфера, интересы и склонности, место ученика в системе межличностных отношений. Результаты диагностики заносятся в социально-психологический паспорт, который отражает уровень развития ученика на каждом этапе.
Основным методом изучения учащихся является наблюдение. Преимущество этого метода заключается в том, что он дает информацию о поведении, поступках учеников в естественных условиях.
Педагог и воспитатель наблюдают за трудовой, игровой и учебной деятельностью школьников. Они оценивают, как учащийся относится к товарищам, к взрослым, родителям, к самому себе, а социальный педагог подмечает изменения микросреды, которая непосредственно влияет на формирование личности. Наблюдение дает полные сведения о ребенке, если оно сочетается с активным воспитательным воздействием на ученика. [20, 92]
Наблюдение сочетается с другими методами изучения учащихся. Начинается оно с изучения документов. Специалисты знакомятся с личными делами ребят, характеристиками (если они имеются), просматривают журналы за предыдущий год. При помощи этого метода педагог получает первые сведения о коллективе и каждом учащемся в отдельности. Изучая документы, классный руководитель накапливает информацию о своих будущих воспитанниках из бесед с учителями, работавшими ранее с классом, директором школы, завучем, организатором, врачом, библиотекарем. [17, 67]
Педагоги беседуют с самими учащимися, их родителями, с товарищами. Беседы бывают фронтальными, групповыми, индивидуальными. С помощью бесед удается выяснить не только интересы, взгляды учащихся, но и мотивы их поступков, действий.
Такому методу, как составление характеристики, отводится особое место. Цель этого метода - узнать не только того ученика, которого характеризуют, но и того, кто дает характеристику. В характеристиках чаще подчеркиваются доминанты (положительные и отрицательные) в развитии, образовании, воспитанности личности. Их обсуждение в классе существенно влияет на формирование общественного мнения. Составление характеристик может проводиться в устной и письменной форме, на классном часе или дома, на собрании или в свободном общении с воспитателем, психологом. На это не требуется много времени, так как характеристики не должны быть подробными. Самое главное - подчеркнуть основное, доминирующее в том или ином ученике. [17, 70]
Еще одним методом изучения учащихся является написание сочинения, например на тему «Мое общественное поручение» по следующему плану:
- Как я понимаю значение поручения для меня, класса (школы)?
-Хорошо ли я знаю свои обязанности по выполнению поручения?
- Все ли я смогу сделать по поручению?
-Мое отношение к дальнейшей работе по этому поручению.
Таким образом, диагностика в системе работы классного руководителя играет одну из главных ролей. Ведь еще великие педагоги прошлого говорили, что необходимо знать ребенка, его особенности характера и задатки, чтобы найти с ним общий язык, отыскать верные формы и методы работы, которые подходили бы для работы с тем или иным ребенком, а также коллективом в целом. В этом и состоит суть диагностической работы классного руководителя, являющейся, в свою очередь, звеном такого направления, как педагогическая диагностика.
Диагностика в системе работы классного руководителя может быть предварительной, тематической, оперативной, итоговой.
Схема исследования развития личности учащегося предполагает такие аспекты, как изучение личностных особенностей учащегося, его познавательной сферы, интересов и склонностей, а также места данного ученика в системе межличностных отношений.
Основными методами изучения учащихся является наблюдение, беседы с учителями, изучение документов, составление характеристики, а также написание сочинения самими учащимися на различные темы. Данные методы позволяют выявить различные качества личности ребенка, его интересы, способности, а также тип темперамента. Знание учителем типа темперамента каждого ребенка позволяет соблюдать определенную закономерность размещения детей в классе, учитывая этот аспект.
Схема размещения детей в классе с учетом формулы темперамента представлена в приложении №1.
Знание особенностей темперамента ребенка позволяет опираться на его сильные стороны и развивать слабые. В перспективе это поможет определить, в какой сфере профессиональной деятельности у него успешнее пойдут дела.
Следовательно, в ходе изучения школьников педагог не только не скрывает от них своих намерений, но и, наоборот, открыто действуя при диагностировании, вызывает у них желание познать себя, выяснить свои достоинства и недостатки, побуждая их к самоизучению, самовоспитанию.
Взаимосвязь изучения школьников классным руководителем и самоизучения ими самих себя является одним из эффективных путей совершенствования процесса воспитания. В этом случае наиболее интенсивно взаимодействуют и дают положительный результат система воспитания и система самовоспитания школьников. [15, 48]
Таким образом, ученик выступает одновременно объектом и субъектом диагностики, прогнозирования и целенаправленного формирования нравственного облика своей личности (воспитания и самовоспитания).
2.3 Методические основы диагностики классного коллектива
Классный руководитель, относящийся к своей работе неформально, уделяет большое внимание изучению классного коллектива, в котором он работает. Для этого он использует в своей работе мониторинговые исследования, которые помогают определить:
- уровень обученности учащихся;
- эффективность воспитательного процесса;
- уровень индивидуального развития учащихся и т. п.
Для отслеживания развития учащихся применяется комплекс психологических тестов, соответствующих возрастным особенностям ребенка. [18, 65]
Диагностические исследования в коллективе учащихся можно вести по следующей тематике:
- ценностные ориентации учащихся;
- социальные роли воспитанников;
- уровень сплоченности коллектива;
- уровень конфликтности класса;
- ранжирование качеств личности;
- состояние психологического климата;
- диагностика воспитанности школьников;
- уровень удовлетворенности учащихся и их родителей организацией воспитательного процесса в классе;
- уровень готовности к непрерывному образованию. [5, 24]
Классный руководитель может изучать познавательный потенциал
учащихся с помощью следующих методов и исследований:
- наблюдения за учащимися в ходе посещения уроков в своем классе;
- статистического анализа текущей и итоговой успеваемости;
- изучения степени развития познавательных процессов ребенка;
- самооценки самих учащихся;
- экспертной оценки специалистов.
Нравственный потенциал учащихся классный руководитель может изучить, определяя нравственную направленность личности, уровень воспитанности учащихся класса, уровень коммуникативной культуры классного коллектива. [9, 43]
Очень важным показателем развития классного коллектива является сформированность физического потенциала личности учащихся, удовлетворенность учащихся процессом обучения в классе. Для изучения классного коллектива можно использовать следующие методики, которые являются весьма эффективными:
- тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности личности;
- методика М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся;
- методика М.И. Рожкова «Определение уровня развития ученического самоуправления»;
- методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»;
- методики Е.Н. Степанова для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении. Здесь приводится пример методики изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью:
Учащимся предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием, используя следующие баллы:
0 - совершенно не согласен;
1 - не согласен;
2 - трудно сказать;
3 - почти согласен;
4 - совершенно не согласен.
1. Я иду в школу с радостью.
2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
3. В нашем классе хороший классный руководитель.
4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
5. У меня есть любимый учитель.
6. В классе я всегда могу высказать свободно свое мнение.
7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
8. У меня есть любимые школьные предметы.
9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельности.
10. На летних каникулах я скучаю по школе.
Анализ положительных и отрицательных ответов учащихся позволит определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью, что является весьма важным показателем и помогает определить отношение не только к школе, но и к классу, учителям, классному руководителю.
Содержание диагностикиучащихся можно свести к следующему: демографические данные об ученике и его семье, данные о здоровье и физическом развитии ребенка, общие и особые познавательные способности (внимание, память, воображение, мышление), эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера, направленность личности, отношения, ценности. Я – концепция, наконец, поведение и поступки учащегося.
Кроме того, классный руководитель изучает класс в целом как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей.
Схема изучения классного коллектива представлена на рис. 1.
|
Данные, отражающие уровень развития коллектива на данном этапе, вносятся в социальный паспорт класса.
Методы диагностики класса
Наука предлагает большой арсенал методов диагностики классному руководителю, однако ему нужны методики простые, нетрудоемкие, интересные для учеников и одновременно надежные. Приведем наиболее приемлемые для практического использования методы диагностики.
Наблюдение более всего доступно учителю и дает много сведений об учащихся; в сущности, любые контакты с учениками дают возможность наблюдать, но профессиональное наблюдение должно быть методически грамотным. Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует, чтобы была выделена цель и объект наблюдения - какие именно качества и особенности изучать, а также длительность и способы записи результатов. Например, можно записывать на отдельные карточки в ходе урока, внеурочной работы или после того поведение ученика в момент объяснения учителя, в период выполнения самостоятельной работы, во время уборки класса или на школьном вечере, в походе. Рекомендуется вести дневник классного руководителя, где на каждого ученика будет место для записей по мере наблюдения. Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях.
Мастерами наблюдения были Я. Корчак, В.А. Сухомлинский. А.С. Макаренко вел записи о своих воспитанниках. В современной школе есть учителя, которые ведут интереснейшие дневники, содержащие подробные сведения об учениках, их характеристики, то есть не только данные наблюдений, бесед, но и их анализ. [7, 237]
Анкетирование и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов). Составление анкеты – непростое дело и требует определения состава качеств, сведений, которые учитель хочет получить. Затем нужно ставить однозначно понимаемые и понятные вопросы, которых не должно быть очень много. Анкета позволяет быстро собрать много сведений и легко их обработать, однако ответы могут быть не всегда полные, точные, искренние.
Беседа, более гибкий способ опроса, может быть стандартизованной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности, что легче обрабатывать. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, однако требует определенного навыка. Например: «Как обычно проходит твой вечер?» - вопрос открытый, вместо закрытого: «Любишь ли ты смотреть телевизор?» В общем, беседа, как и наблюдение, наиболее естественный метод изучения школьника, но многие учителя, особенно начинающие не всегда умеют это делать. Учителю следует осознавать, что он хочет узнать об ученике, как лучше спросить об этом. Следует избегать грубых поучений, не путать диагностическую беседу с воспитательной, хотя в практике это часто совмещается. Надо вести себя непринужденно, внимательно, уважительно к ученику любого возраста. Ученик должен видеть, что им искренне интересуются и хотят помочь. Беседуя, надо не только слышать слова и интонации, но и видеть невербальные знаки: жесты, мимику, настроение. Результаты следует коротко записать.
Для изучения личностных особенностей используют также анализ документов (библиотечный формуляр, медицинская карта), творческих работ учеников (сочинения, рисунки). Социометрию используют для выявления межличностных отношений среди учащихся, то есть, микроклимата в классе. [4, 40]
В ходе реализации диагностико-прогностической системы классный руководитель анализирует полученные данные и делает выводы о воспитанности школьников. Однако для того чтобы проследить изменения в воспитанности и определить тенденции этих изменений, результаты педагогического мониторинга необходимо фиксировать. Формы фиксации могут быть различными. Это и педагогический дневник, диагностические карты, графики, диаграммы и др. Классный руководитель самостоятельно определяет, в какой форме он будет фиксировать диагностический материал. [18, 49]
Ведение педагогического дневника является самой распространенной формой фиксации мониторинговых данных. Это также удачная форма накопления, осмысления фактов, характеризующих учащихся, осмысления материала, являющегося основой для постановки диагноза воспитанности школьников. [18, 49]
Дневниковые записи могут вестись по-разному:
- в свободной форме, когда на каждого ученика отводятся страницы и по мере необходимости фиксируются данные по его развитию в течение учебного года, фиксируются данные диагностических срезов и пр.;
- в форме картотеки — характеристики на каждого ученика, куда заносятся показатели диагностики, само - и взаимодиагностики учащихся;
- в форме анализа данных, полученных в результате каждого диагностического акта.
Возможна фиксация результатов в виде описательных характеристик по следующим параметрам:
- эмоциональные проявления;
- поведенческие образования;
- речевые изменения;
- характеристики, связанные с оформлением внешнего вида;
- новообразования во взаимоотношениях между детьми;
- изменения в социально-психологическом климате;
- расположенность к отдельным видам деятельности;
- изменения во взаимоотношениях со взрослыми;
- изменения в полоролевом поведении подрастающих детей и так далее. [21, 84, 85]
В практике работы классных руководителей также часто встречаются диагностические карты. Они ведутся по коллективу в целом и больше напоминают карту-характеристику класса (таблица 2.1).
Некоторые классные руководители отмечают в таких картах-характеристиках тип семейного воспитания, основные достоинства и недостатки учащихся, положение в коллективе, принадлежность к общественным организациям и неформальным группам, профессиональные намерения.
Таблица 2.1 Карта – характеристика класса
Ф. И., дата рождения (по алфавиту, отдельным списком мальчики и девочки) | ||
Отец, мать, место их работы | ||
Данные медосмотра (Н – нормально, С – сколиоз, З – зрение, С – слух, СРД – сердечное заболевание) | ||
Успеваемость | Выше других предметов | |
Ниже других предметов | ||
Наличие повышенных способностей, специальных умений (указать предмет и доминирующие оценки по нему) | ||
Проявление в труде (Т – трудолюбив, ИТ – избирательно трудолюбив, Н – непостоянен, Л- ленив) | ||
Дисциплина (В – высокий уровень, С - средний уровень, Н – низкий уровень) | ||
Читательские интересы (по жанру) | ||
Занятость во внеурочное время | Кружки | |
Факультативы | ||
Секции | ||
Поручения | ||
Увлечения | ||
Уровень воспитанности (В – высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень) с указанием доминанты (положительной или отрицательной) |
Тщательное изучение учащихся и ученического коллектива позволяет проследить весь ход развития личности в процессе воспитания и обучения, планировать и целесообразно направлять индивидуальную работу с детьми. Изучение, знание и правильное использование факторов и закономерностей, формирующих личность ученика, позволяет добиться управляемости этим процессом, прогнозировать и корректировать развитие личности. Классный руководитель, основываясь на принципах гуманистической психологии, может оказывать помощь ученикам в их учебной деятельности и в общении, Конечно, необходимо обеспечивать психическую безопасность и комфорт детей, поэтому такая работа должна осуществляться под контролем психолога. Исследовательская деятельность способствует и развитию самого учителя, совершенствованию его отношений с учениками, родителями, окружающими.
Педагогический мониторинг — это деятельность, которая лежит в основе организации целостного педагогического процесса. Она является составной частью общей системы воспитательной работы классного руководителя и выступает как главнейшее условие модернизации воспитания школьников. В этой деятельности необходимо сотрудничество учителей-предметников, психолога, социального педагога, классного руководителя.
Таким образом, классный руководитель призван не только координировать деятельность учащихся и следить за состоянием протекания педагогического процесса, но также и реализовывать аналитико-диагностическую функцию, то есть, выявлять уровень обученности и воспитанности школьников, как всего коллектива в целом, так и каждого учащегося в отдельности. В этом ему помогут такие методы исследования, как наблюдение, беседы с учителями – предметниками, с психологом, родителями, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности учащихся, написание всевозможных сочинений и другие. Только в том случае классному руководителю удастся создать благоприятные условия для полноценного развития личности школьников, для формирования высокоорганизованного классного коллектива и осуществление процесса воспитания будет протекать намного легче и эффективнее.
Заключение
В настоящее время перед обществом стоит одна из главных задач – воспитание достойного поколения, с развитой и высоконравственной системой ценностей и жизненными приоритетами. Учебные заведения в этом играют главную роль, наряду с семейным воспитанием. Задачи воспитания могут быть решены лишь в том случае, если у молодого поколения будет надежный наставник, «путеводитель», который покажет детям верную дорогу в большую жизнь. И так как родители никогда не были и не будут единственными воспитателями своих детей, то данная роль отводится классному руководителю, функции и полномочия которого, в связи с современными требованиями, значительно расширяются.
Чтобы обеспечить нормальное развитие коллектива и каждого ребенка, как личности, классный руководитель становится исследователем. Педагогический мониторинг, таким образом, становится основой деятельности классного руководителя.
В ходе выпускной квалификационной работы было выяснено, что классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса, который должен обладать такими характеристиками, как исследовательская компетентность, коадаптационное мастерство и медиаобразованность. Вместе с тем, классный руководитель решает задачи по созданию классного коллектива, организации различных видов деятельности учащихся. И все это осуществляется на фоне развития способностей, интересов, склонностей детей. Поэтому в данном случае приобретает значимость диагностическая деятельность классного руководителя.
В поле его деятельности входит диагностика как личности каждого ребенка, так и всего детского коллектива в целом, для чего используются различные формы, методы исследования, такие как беседы с учителями- предметниками, с родителями, с психологами, наблюдение, анкетирование, анализ продуктов творческой деятельности, социометрия, мониторинг. Все это является областью педагогической диагностики.
Методики различных авторов, таких как Андреев А.А., Рокова М.И, Степанов Е.Н, Шилова М.И., Щуркова Е.Н., позволяют классному руководителю вполне объективно увидеть и оценить картину развития классного коллектива и личности детей, для того чтобы наметить дальнейшие пути формирования данного коллектива в организованный, сплоченный и ответственный.
Педагогический мониторинг сводит к минимуму стихийность в формировании, образовании и развитии личности, делает процесс воспитания более управляемым, повышает качество воспитания. Возникающая при этом взаимосвязь изучения и самоизучения воспитанности выступает в качестве главной психологической предпосылки активного и доброжелательного восприятия школьниками педагогических требований классного руководителя и учителей, что приводит к объединению процессов воспитания и самовоспитания и повышает тем самым эффективность целенаправленной воспитательной деятельности.
Список используемой литературы
1. Введение в психодиагностику: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / М.К. Акимова, Е.М.Борисова, Е.И.Горбачева и др.; Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – С. 3.
2. Воронов Е.А. Классный руководитель как психолог // Воспитание школьников, 2005, №8. - С. 10.
3. Капустин Н.П. Функциональные обязанности классного руководителя //Классный руководитель, 2005, №2. - С. 6, 8.
4. Классному руководителю об изучении передового педагогического опыта и проблемах воспитательной работы в школе (Методические рекомендации для классных руководителей) / Под общ. ред. Сметанина В.И., Кривошеева В.Ф. – М., 2003. - С. 40.
5. Кузнецов Ю.К. План работы классного руководителя: учеб. пособие. – Калинин, 2004. - С. 24, 57.
6. Классный руководитель. / Под ред. Болдырева. Н.И. – М., 1955. – С. 291.
7. Педагогический словарь / Под ред. Каирова. И.А. – М., 1960. – С. 237, 523.
8. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. - С. 187.
9. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф., - С.П.: Речь, 2002. – С. 39, 43.
10. Прихожан А. М. Диагностика эмоционально - ценностного отношения к себе у детей 5—9 лет // Детский практический психолог. — Июль. — 1995. — С. 32.
11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: В 2кн. – М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2002. - С. 78.
12. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. – М., 1993. – Т. 1. – С. 430, 444.
13. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М.: Аспект Пресс, 1995. – С. 167, 170, 186.
14. Соколинская Г.К. Планирование воспитательной работы в начальных классах // Классный руководитель, 2005, №5. – С. 25.
15. Стефановская Т.А. Классный руководитель (вчера, сегодня, завтра) – Иркутск, 2002. – С. 15, 48, 67.
16. Стефановская Т.А. Классный руководитель в современном образовательном учреждении – Иркутск, 2002. – С. 16, 32, 50.
17. Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – С. 67, 70, 127, 185, 190, 193, 195, 197, 199.
18. Стефановская Т.А. Педагогический мониторинг и проектировочная деятельность классного руководителя – Иркутск, 2002. – С. 26, 27, 48, 49, 65, 76, 84, 86.
19. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. – М., 1974. – Т.1. - С. 125, 237.
20. Фридман. Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов – М.: Просвещение, 1991. – С. 89, 92.
21. Щуркова Н. Е.Классное руководство: Рабочие диагностики. – М., 2002. – С. 84, 85.
22. Щуркова Н.Е. Педагогический анализ воспитательного процесса // Классный руководитель, 2006, №1. – С. 17, 18.
23. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника // Классный руководитель, 2004, №1. С. 12.