Финансирования дошкольных образовательных учреждений
СОДЕРЖАНИЕ: Контрольная работа Тема: Финансирования дошкольных образовательных учреждений 1 Как финансируется деятельность ДОУ? Частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, однако, ни Законом об образовании, ни Конституцией Российской Федерации не предусмотрено бесплатное содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях.Контрольная работа
Тема: Финансирования дошкольных образовательных учреждений
1 Как финансируется деятельность ДОУ?
Частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, однако, ни Законом об образовании, ни Конституцией Российской Федерации не предусмотрено бесплатное содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях. То есть государственные финансовые обязательства распространяются на образовательные услуги и не касаются услуг по уходу и присмотру за детьми (социальные услуги). За содержание детей в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, несут обязательства муниципальные власти и родители.
Учитывая данный принцип субсидиарной ответственности[1], система финансирования ДОУ, стимулирующая развитие сети и увеличение охвата детей дошкольным образованием, должна основываться на следующих принципах:
1. За счёт государства (средств бюджета субъекта РФ) финансируются образовательные услуги в объёме государственного образовательного стандарта вне зависимости от организационной формы ДОУ (государственное, муниципальное учреждение, автономное учреждение, негосударственное учреждение, автономная некоммерческая организация и пр.), типа и вида учреждения.
Органы государственной власти, планируя бюджет на очередной период, определяют нормативную потребность в средствах на финансирование реализации дошкольных образовательных программ. Эти средства законодательно закрепляются за муниципалитетами для ДОУ через объёмы субвенций. До учреждений эти средства доводятся муниципалитетами на основе конкурса. В этой схеме участвуют все учреждения реализующие программы дошкольного образования и имеющие лицензию независимо от их принадлежности.
2. Финансирование социальных услуг муниципалитет осуществляет совместно с родителями.
3. Родители оплачивают социальные услуги[2] (в размере, не превышающем 20% от общей стоимости содержания ребёнка в ДОУ), а также дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки государственного образовательного стандарта.
Расходы родителей дотируются за счёт средств муниципалитетов, используя заявительный порядок и систему адресной социальной помощи, а также целевое финансирование из местного бюджета на основании социальных программ.
4. Финансирование затрат на содержание материальной базы осуществляет балансодержатель (собственник). Если ДОУ находится на балансе муниципалитета, то необходимый объем затрат предусматривается за счет бюджета соответствующих органов местного самоуправления.
5. Финансирование ДОУ планируется и организуется учредителем на основе нормативов подушевого финансирования.[3]
Итак, механизм финансирования ДОУ предусматривает:
·деятельность ДОУ финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними;
·финансирование ДОУ осуществляется на основе нормативов субъекта федерации и местных нормативов, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому типу, виду и категории ДОУ;
·органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах собственных средств устанавливают нормативы, определяющие минимальные затраты на финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования, включая затраты на оплату труда работников ДОУ, приобретение учебного оборудования, пособий;
·норматив финансирования субъекта федерации применяется при расчете субвенций и субсидий местным бюджетам;
·органы местного самоуправления в пределах собственных средств устанавливают местные нормативы финансирования путем применения повышающих местных коэффициентов к региональным нормативам, а также устанавливая дополнительный объем затрат на дотацию родительской платы за социальные услуги, финансируют содержание и развитие материальной базы ДОУ;
·за счёт средств учредителя оплачиваются расходы по развитию и содержанию материальной базы;
·родители оплачивают социальные услуги (в размере, не превышающем 20% от общей стоимости содержания ребёнка в ДОУ), а также дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки государственного образовательного стандарта;
·расходы родителей могут дотироваться за счёт средств муниципалитетов на адресной основе в зависимости от материального благосостояния семьи;
·финансирование ДОУ планируется и организуется на нормативной основе.
Вводимый механизм отвечает следующим требованиям:
·прозрачность финансовых потоков;
·целевой характер финансирования финансируются не затраты учреждения как элемента сети, а образовательная услуга;
·нормативный способ планирования и исполнения бюджета;
·обоснованная дифференцированная оплата родителями услуг ДОУ, как один из элементов повышения доступности;
·возможность контроля целевого прохождения и использования средств;
·финансово-хозяйственная самостоятельность ДОУ.
2 Составить смету для Д/с пред. школьного образование
Необходимо решить вопрос с помещением для детского сада. Его можно взять в аренду и оно должно соответствовать определенным параметрам.. Особое внимание такому помещению уделяют представители СЭС (санитарно-эпидемиологической службы). Подходящее помещение — это шесть квадратных метров площади на ребенка, отдельные комнаты для игр и сна, спортивно-оздоровительный комплекс, медицинский кабинет, пожарная сигнализация, специальная мебель и оборудование.
Нужно набрать адекватных воспитателей и думать о том, как их научить работать в соответствии с выбранной образовательной программой или концепцией.
Помещение можно его купить или взять в аренду. Так, например, для трех-группового сада необходимо помещение 400- 500 кв. метров. В разных регионах России – самые разные цены. Общее для всех одно – это должен быть обязательно нежилой фонд. Если брать помещение в аренду у собственников города – то цена за эту площадь может варьироваться от 5000 руб до 90000 руб в месяц. При этом коммунальные услуги составят не менее 30000 руб в месяц (для некоммерческих организаций используются те же тарифы что и для всех прочих организаций). Коммерческая аренда (включая коммунальные услуги) будет стоить порядка 120000 руб.
Итого: от 35000 до 120000 руб.
Получение лицензии на открытие такого учебного заведения - затратная и очень хлопотная процедура.
Оценим затраты на эту процедуру:
·плата собственно за саму лицензию (она не столь и велика и составит от 1000 до 2500 руб);
·оплата услуг, сопутствующих лицензированию: заключение СЭС (чтобы его получить необходимо иметь отремонтированное помещение и полностью сформированную материально техническую базу детского сада и выполнить ряд исследований по назначению СЭС по списку из серии: замеры освещенности, замеры радиации, анализ воды из кранов детского сада и т.п. что обойдется в районе 15000 руб.); заключение Противопожарной службы (выдается бесплатно, но при условии всех выполненных противопожарных требований включая: пожарную сигнализацию – для помещения в 400- 500 метров - 150000 руб, договор на обслуживание пожарной сигнализации – 1500 руб в месяц, оснащение его огнетушителями – 5000 руб).
Итого: около 170000 руб.
Ремонт помещений детского сада .
Это самая основная затратная статья для открытия детского сада. Возможно удастся обойтись небольшим косметическим ремонтом, но скорее всего придется и двери менять, и стенки передвигать. Такой ремонт может потянуть 200000 – 1500000 руб.
Оснащение детского сада должно соответствовать требованиям Санитарных Норм и Правил для дошкольных учреждений и образовательной программе.
В детском саду для детей должны быть оборудованы места:
·для развивающих занятий и свободных игр (игрушки, канцелярия, методические пособия, детская мебель и оборудование);
·для музыкальных занятий и двигательной активности (рабочее место с музыкальным инструментом для педагога, детские музыкальные инструменты, игрушки и оборудование для физических занятий и подвижных игр);
·для сна (кровати, постельное белье не менее чем 2 комплекта на ребенка), для хранения верхней и сменной одежды (индивидуальные шкафчики, детские диванчики), для приема пищи (посуда, приборы, мебель);
·для санитарно-гигиенических процедур (горшки и/или детские унитазы, полотенца, хозяйственные принадлежности).
Кроме того, в саду должны быть оборудованы рабочие места с целью сопровождения детей:
· пищеблок (посуда для приготовления пищи, бытовая техника или профессиональное оборудование, мебель, спецодежда и пр.);
· медицинский кабинет (мебель, специальная мебель и мед. оборудование, медикаменты и приборы, холодильник, спецодежда и пр.);
· прачечная (стиральная машина, гладильная доска, утюг, спецодежда); кабинет администрации (мебель, оргтехника, канцелярия ит.п.).
Итого: минимальный уровень оснащения детского сада потребует на первом этапе сумму от 750000 руб.
Штатное расписание персонала, его квалификация, опыт работы, возможность совмещения основной деятельности и различных функциональных обязанностей других должностей – все это существенно влияет на формирование политики подбора и обучения персонала. В смету расходов детского сада необходимо заложить суммы заработной платы, премиального фонда, налога на заработную плату, компенсации на книгоприобретение для педагогических работников.
Итого: для нормального функционирования трех-группового детского сада эта сумма составит порядка 350000 руб в месяц.
Для того, чтобы найти клиента необходимо провести ряд мероприятий по продвижению услуг детского сада. Это будут маркетинговые, рекламные и ПР-акции. Одной из таких площадок для детского сада должен стать сайт. Его разработка, хостинг и прочие выплаты по поддержке и продвижению сайта составят от 3000 до 30000 руб. Сумма ежемесячных затрат на продвижение организации составит не менее 10000 руб в месяц.
Итого: до 40000 руб.
Самое главное, что родительская оплата будет поступать только с набором групп, а некоторые платежи придется платить задолго до начала работы детского сада.
Итак, для открытия детского сада в арендованном помещении площадью 400- 500 кв. м . понадобятся средства в размере около 1 млн. руб. Окупить вложения при полной загрузке детского сада можно в течение 1 года. Идеальная ежемесячная смета доходов и расходов на 45 человек обучающихся с оплатой в течение 9 месяцев по 20000 руб. будет выглядеть
Статьи | ВСЕГО руб. | % |
ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ | ||
Оплата за образовательные, оздоровительные услуги и питание | 925000 | 100 |
ИТОГО: | 925000 | 100 |
РАСХОДНАЯ ЧАСТЬ | руб | % |
Фонд оплаты труда (ФОТ), премиальный фонд, компенсация на книгоприобретение и начисления на заработную плату | 350000 | 38 |
Аренда и коммунальные услуги | 120000 | 13 |
Материально-техническая база | 25000 | 3 |
Реклама, маркетинг, ПР | 10000 | 1 |
Резерв на летний период (зарплата, отпускные, аренда и коммунальные услуги) | 155000 | 17 |
Питание | 60000 | 6 |
Медицинское обслуживание и медикаменты | 20000 | 2 |
Резерв на перерасчеты по болезни | 35000 | 4 |
Прочие расходы | 150000 | 16 |
ИТОГО: | 925000 | 100 |
При организации одно- или двух-группового сада затраты на аренду и персонал и некоторые другие затраты, конечно, будут ниже, но остальные расходы скорее всего не удастся существенно сократить. Поэтому детский сад площадью 400- 500 кв. метров для 3 групп – это самый оптимальный вариант рентабельного детского сада.
Как можно оптимизировать работу детского сада с точки зрения финансов? Нужно предлагать родителям гибкие программы пребывания с различными условиями оплаты, вводить группы выходного дня, предлагать дополнительные платные услуги для детей не посещающих детский сад (прием специалистов, кружки, секции, студии и т.п.), вести консультационную работу с родителями, организовывать досуговые мероприятия как для детей, так и взрослых. [4]
Список использованной литературы
1. Федеральная программа развития образования. Итоговый отчет по контракту №1050 от 24.05.2004.
2. «Реформирование и модернизация системы финансирования дошкольных образовательных учреждений»// Образование.-2008.-№4.
3. «Социальные услуги – услуги, которые не являются образовательными: питание, обслуживание детей, пребывание детей в дошкольном учреждении, уход, присмотр»//Образование.-2009.-№7.
4. Табунидзе Л. «Бизнес-план частного детского сада»// www.gicc.ru.