Реализация конституционных прав граждан в сфере окружающей среды
СОДЕРЖАНИЕ: Воронежский Государственный Университет Юридический факультет Кафедра международного и конституционного права Реализация Конституционных прав граждан в сфере окружающей средыВоронежский Государственный Университет
Юридический факультет
Кафедра международного и конституционного права
Реализация Конституционных прав граждан в сфере окружающей среды
Курсовая работа |
Научный руководитель: |
Воронеж 2001
Содержание
Введение;
I. Конституционное право личности на благоприятную окружающую среду:
- Понятие и содержание экологических прав граждан;
II. Нормативно-правовое закрепление права личности на благоприятную окружающую среду;
- Связанность органов исполнительной власти экологическими правами граждан, в частнсти правом на благоприятную окружающую среду;
- Право граждан на достоверную экологическую информацию и проблемы его реализации;
- Пределы административного и судебного усмотрения при обеспечении соблюдения и защиты экологических прав граждан;
III. Механизм защиты экологических прав граждан;
- Коллизии в праве и конституционная ответственность за экологические правонарушения;
- Защита экологических прав в судах;
- Защита прав граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью загрязнением окружающей среды;
Заключение.
Введение
Принятая в 1993 году конституция РФ закрепила ряд основополагающих прав и свобод человека и гражданина. Так, наряду с другими правами и свободами, выделяют и так называемые экологические права, закрепленные непосредственно в ст. 42 Конституции РФ. Хотя данная сфера конституционных прав граждан в юридической литературе необоснованно отодвинута на второй план, и еще мало изучена учёными-юристами, все они сходятся в одном: что недостаточно лишь простого закрепления экологических прав и свобод в Конституции, но и необходимо чёткое закрепление механизмов их осуществления в реальной жизни. Право человека на безопасную (здоровую) окружающую среду относится к числу его фундаментальных прав. В основе своей оно носит естественный характер. Длительное время потребность человека дышать чистым воздухом, пить чистую воду, есть чистые продукты удовлетворялась как сама собой разумеющаяся и не требовала правовой регламентации. Но те времена прошли. Сейчас, когда более двух третей экосистем в мире превратились в искусственные или полуискусственные, человек часто подвергается неблагоприятному, а то и опасному воздействию окружающей природной среды. Поэтому он нуждается в социальной защите, в том числе путем официального закрепления его права на безопасную (здоровую) окружающую среду. Что и послужило основным поводом для написания моей работы. Тот факт, что нормы права закреплённые конституционно очень часто в реальной жизни не выполняются и не реализуются, вследствие каких-либо экономических, социальных, политических юридических либо иных причин, также побудил меня к написанию данной работы, в которй я постараюсь разобраться в механизме реализации конституционного права каждого на благопрятную окружающую среду как нормативно, так и в повседневной жизни.
I. Конституционное право личности на благоприятную окружающую среду:
В соответсивии со ст. 42 Конституции РФ Каждый имеет право на благоприятную окружаюшую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением .(см. схема 1)
Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживать в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологически значимых решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, а также право на возмещение ущерба.
Схема 1, «Экологические права, устанавливаемые Конституцией РФ»
Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного законодательства.
Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы, их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Федеральной лесной службы, иных специально уполномоченных государственных органов. Добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия осуществляется для предотвращения и ликвидации их последствий. Единая система внебюджетных государственных экологических фондов объединяет Федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды и образуется из средств, поступающих от юридических и физических лиц, включая платежи за выбросы, сбросы, размещение отходов и другие виды загрязнения, штрафы за экологические правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства. Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в члены таких объединений и фондов, вносить свои трудовые сбережения; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды, излагать свое мнение, обращаться с заявлениями, жалобами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов; требовать ограничения, приостановления, прекращения их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан. За экологические правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации — административную гражданско-правовую ответственность. Экологические общественные объединения граждан могут разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать его экологическую культуру, привлекать граждан к природоохранительной деятельности; за счет своих средств и добровольного участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов; оказывать содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства; создавать общественные фонды по охране окружающей среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий; рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе, проводить общественную экологическую экспертизу (становящуюся юридически обязательной после утверждения ее результатов органами государственной экспертизы); требовать назначения государственной экологической экспертизы; выступать с изложением своей платформы в средствах массовой информации. Согласно ст. 13 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991г, государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать меры по выполнению их предложений и требований. Должностные лица и граждане, препятствующие осуществлению экологических прав и обязанностей, привлекаются к ответственности по закону. В частности, граждане и общественные объединения граждан могут требовать от гидрометеорологических и других соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Должностные лица, граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в несвоевременной или искаженной информации, отказе от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии среды и радиационной обстановки, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке (граждане - до десятикратного размера минимальной заработной платы, должностные лица — до двадцатикратного размера минимальной заработной платы).
Признание экологических прав граждан
Признание экологических прав граждан становится одним из наиболее существенных факторов развития российского экологического права. Закрепление в ст. 42 Конституции Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением , важно, прежде всего, с точки зрения вовлечения граждан в механизм охраны окружающей среды
Ранее, до принятия Конституции России 1993 г., в Законе об охране окружающей природной среды было закреплено право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью (ст. 11),(см. схема 3). В соответствии с Законом это право обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных резервных фондов помощи; возмещением в судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф; государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного законодательства, привлечением к ответственности лиц, виновных в его нарушении(данные меры являются основными способами реализации экологических прав граждан).
Для реализации данного фундаментального права важно, что Законом предусмотрен ряд существенных полномочий граждан и общественных экологических объединений в области охраны окружающей природной среды. Они включают право принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, референдумах по охране окружающей среды, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями, требовать их рассмотрения; требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии природной среды и мерах по ее охране; требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями (ст. 12, 13), (см. схема 2).
Схема 2 «Основные экологические права граждан»
Таковы конституционные основы экологических прав граждан и гарантии их реализации. В соответствии со ст. 18 Конституции права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием . Что касается практической реализации этих прав, то в настоящее время она затруднена по ряду серьезных причин. Основная из них — кризисное состояние экономики, невозможность, с одной стороны, обеспечить выделение хоть в какой-то мере достаточных финансовых и материальных средств на охрану окружающей среды, с другой — невозможность по экономическим соображениям закрывать экологически вредные предприятия или хотя бы ограничивать их деятельность. Другой причиной является низкий уровень правовой культуры граждан, знания ими законодательства по охране окружающей среды.
В защите прав граждан в области охраны окружающей среды действующее законодательство отводит значительную роль судам. Однако суды практически пока бездействуют в данной сфере, поскольку и физические, и юридические лица мало осведомлены о возможностях судебной защиты своих экологических прав.
Также в качестве основного конституционного экологического права граждан признается право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды(см. схема 3)
|
II. Нормативно-правовое закрепление права личности на благоприятную окружающую среду.
Чтобы человек чувствовал себя защищенным, прежде всего надо создать отвечающее общественным потребностям природоохранительное законодательство, которое в полной мере бы реализовывало конституционные права граждан. Несмотря на значительные масштабы и остроту экологических проблем, создаваемых радиационным загрязнением окружающей среды, потенциальную экологическую опасность эксплуатируемых многочисленных ядерных объектов, в России отсутствует законодательство о ядерной безопасности. Ответственность, хотя бы моральную, за экологические беды граждан и всего общества несут прежде всего российские законодатели. Закрепление в Основном законе и других актах природоохранительного законодательства экологических прав означает для законодателя необходимость учета их смысла и содержания при развитии и совершенствовании всего российского законодательства, в том числе в области охраны окружающей среды. Особая ответственность лежит на законодателе в связи с тем, что в настоящий исторический период практически обновляется или вновь создается весь нормативно-правовой массив. Конституционное признание права каждого на благоприятную окружающую среду ставит перед органами законодательной власти три основные взаимосвязанные задачи. Первая, касается создания законодательных основ обеспечения охраны окружающей среды в России. Вторая задача состоит в том, чтобы в законодательстве были закреплены правовые экологические меры, которые в перспективе позволили бы обеспечить восстановление и сохранение благоприятного состояния окружающей среды и соответственно реально обеспечивать право граждан на благоприятную окружающую среду. Третья задача заключается в определении необходимых правовых средств и гарантий защиты нарушаемых экологических прав граждан. Немыслимо предположить возможность защиты и обеспечения экологических прав граждан без формирования системы отвечающего общественным потребностям экологического законодательства. Задача создания в ближайшей перспективе современного законодательства является первостепенной для России. Закон «об охране окружающей природной среды» хотя и содержит ряд прогрессивных экологических мер и требований, но, как показала практика имеет ограниченный эффект. Причина этого не в его дефектах, она главным образом в том, что последоательная реализация его положений требует их развития в самостоятельных законов, правительственных постановлений и нормативных актов специально уполномоченных государственных органов. В Россиискои Федерации необходимо прежде всего принять пакет законов в области ядерной безопасности, об отходах а и потребления, об использовании агрохимикатов. Одновременно при развитии и совершенствовании природоресурсового, предпринимательского, гражданского, уголовного, администлативного и иного законодательства, реализация которого связана с охраной окружающей среды, в нем должен быть обеспечен учет экологических требований конституционных прав граждан. Для обеспечения конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду законодатель должен установить оптимальную и адекватную систему правовых экологических требований, выполнение которых позволит обеспечить сохранение, а где необходимо — и восстановление благоприятного состояния окужающей среды в России. При определении таких требований должны учитываться все ее основные характеристи: чистота, ресурсоемкость (неистощимость), видовое разнообразие эстетическое богатство и т. д.. Основными элементами правового механизма обеспечивающего сохранение и восстановление благоприятного состояния окр. среды в создаваемом экологическом законодательстве, должны стать нормирование (лимитирование) природопользоваия, всесторонняя оценка воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, государственная экологическая экспертиза и лицензирование экологически опасной деятельности, экономические стимулы и меры юридической ответственности. Представляется, что как одну из гарантий обеспечения констиционного права граждан на благоприятную окружающую среду законодателю следует при создании природоохранительного законодательства предусмотреть участие граждан в принятии решеий, реализация которых связана с существенным вредным возействием на окружающую среду. Особенно важно создать правовые предпосылки и урегулировать процедуры участия граждан в оценке воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду. В законодательном порядке гражданам должно быть предоставлено право защищать не только личные нтересы, но и публичные.
Под влиянием происходящих в 90-е годы в России перемен в политической, экономической и социальной сферах идет процесс более активного развития экологического законодательства в трех взаимосвязанных направлениях: а) создания массива собственно экологических законов и иных нормативных правовых актов; б) совершенствования природоресурсного законодательства; в) экологизации хозяйственного, гражданского, уголовного и иных отраслей в системе российского законодательства а) 19 декабря 1991 г. был принят головной комплексный акт отрасли экологического права — Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Закон предусмотрел ряд новых инструментов в обеспечении охраны окружающей среды или усовершенствовал имеющиеся. Это касается регулирования экологических прав граждан и общественных формирований, экологической экспертизы, экономического механизма охраны окружающей среды, экологического воспитания и образования, юридической ответственности за экологические правонарушения. Также на данный момент действуют и иные нормативно-правовые акты регулирующие отношения в данной сфере, так например, Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г.; Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г. и т. д.
Связанность органов исполнительной власти экологическими правами граждан
Статья 2 Конституции РФ устанавливает, что соблюдение прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства . Эти права определяют, в частности, деятельность исполнительной власти и местного самоуправления. Соблюдение экологических прав граждан является основным критерием надлежащего соблюдения и обеспечения законодательства органами исполнительной власти. В полной мере это относится кнормотворческой деятельности органов исполнительной власти, осуществляемой в рамках делегированного нормотворчества. При планировании и реализации всех мероприятий, имеющих отношение к охране окружающей среды, правительство и администрация обязаны учитывать и соблюдать экологические права граждан, определенные в Конституции и природоохранительном законодательстве.
В рамках общей обязанности Правительства Российской Федерации, иных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по исполнению природоохранительного законодательства в контексте соблюдения права каждого на благоприятную окружающую среду необходимо выделить прежде всего задачу надлежащей организации государственного управления и контроля в сфере охраны окружающей среды. Другая важнейшая задача Правительства — обеспечение адекватного финансировани охраны окружающей среды за счет средств государственного бюджета, выделяемого отдельной строкой, формирование внебюджетных экологических фондов и осуществление государственного контроля за эффективным использованием вложенных средств. На практике же организация управления охраной окружающей среды в последние годы находится в состоянии экспериментирования. В конце 80-х годов была предпринята попытка консолидации управления в рамках единого министерства, из которого впоследствии были выделены самостоятельные комитеты, ориентированные на обеспечение охраны и использования отдельных природных ресурсов. Соответственно по этой причине, а также из-за отсутствия должного финансирования эффективность управления природоохранительной деятельностью в стране в целом государственного контроля в частности остается крайне низкой. Центральная проблема в охране окружающей среды связана с финансированием. Стабилизация экологической ситуации в России, постепенное восстановление благоприятного состояния окружающей среды, реальное обеспечение экологических прав граждан требуют, как известно, колоссальных финансовых затрат. Законом об охране окружающей природной среды заложены принципы нового экономического механизма, направленного на обеспечение в перспективе права граждан на благоприятную окружающую среду. Создание экономического механизма охраны окружающей среды преследует две основные взаимосвязанные цели — расширить источники финансирования природоохранительой деятельности и создать условия экономической заинтересованости в соблюдении правовых требований охраны окружающей реды. Наряду с традиционными бюджетными средствами финансовые потребности будут в определенной мере удовлетворяться за счет системы внебюджетных экологических фондов, формируемых, в частности, из платежей за загрязнение окружающей среды, сумм, полученных по искам о возмещении вреда, штрафов за экологические правонарушения и др.
В условиях почти полного прекращения финансирования природоохранных программ из федерального и местных бюджетов консолидация экологических фондов в бюджет не только затрудняет, но и делает практически невозможной реализацию многих мер по стабилизации напряженной, а местами критической экологической обстановки в стране. Соответственно сводятся к минимуму возможности Правительства по выполнению возложенной на него Основным законом одной из основных обязанностей — осуществлять меры по обеспечению прав и свобод граждан (ст. 114) . Так же нормативно-правовую базу по охране окружающей среды, и конституционных прав граждан, пополняют не тоько законодательные, но и исполнительные ограны гос. власти РФ. Для выполнения возложенных функций органы исполнительной власти наделены государственновластными полномочиями, реализуемыми ими в определенных для этих организаций правовых формах. Компетенция Правительства РФ, возглавляющего систему органов исполнительной власти в области охраны экологических прав граждан, сформулирована на основании ст. 6 ЗаконаРФ «Об охране окружающей природной среды». Наряду с общими функциями по реализации государственной экологической политики, разработке государственных экологических программ и координации деятельности других органов исполнительной власти,Правительство реализует свои управленческие функции путем создания нормативной базы. Так, в соответствии с Планом действий Правительства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования на 1996 — 1997 гг., утвержденным Постановлением Правительства от 19 февраля 1996 г. # 155 «О плане действий Правительства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования на 1996 — 1997 годы», предусматривалась разработка нормативных актов и программ по следующим основным направлениям: — формирование политики устойчивого развития и правовое обеспечение охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Право граждан на достоверную экологическую информацию и проблемы его реализации
Чернобыльская катастрофа с особой остротой поставила вопрос о доступе граждан к экологической информации. Как реакция на эту общественную потребность Конституцией и Законом об охране окружающей природной среды гражданам было предоставлено право требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране . Конституция также закрепляет в качестве основного право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Хотя в последние годы информация о состоянии окружающей среды в стране стала более доступной и обширной, чем ранее, серьезные правовые проблемы в данной сфере остаются. Так, в апреле 1993 г. на Сибирском химкомбинате в Томске-7 произошла авария, повлекшая выброс в окружающую среду радиоактивных веществ. Последствия этой аварии с точки зрения «чистой физики» были неизмеримо меньше, чем в Чернобыле. И все-таки было нечто крайне опасное, что объединяло об аварии, — умолчание. В практике имеют место и более серьезные нарушения, в частности конституционного права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Наряду с этим правом Конституция РФ устанавливает общее право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29). Исключение составляют сведения, содержащие государственную тайну. Перечень таких сведений определяется федеральным законом. В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г, под государственной тайной понимаются «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации». По закону не подлежат засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровьюграждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях: о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии (ст. 7). Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с законом несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба
Что касается защиты права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, то она обеспечивается в порядке, определяемом Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарущающих права и свободы граждан», от 27 апреля 1993 г. и изложенном выше.
Пределы административного и судебного усмотрения при обеспечении соблюдения и защиты экологических прав граждан
Конституция РФ провозглашает закрепленные в ней права граждан непосредственно действующими. Вместе с тем, очевидно что с учетом напряженной экологической ситуации, а также сушествующих экономических и иных трудностей реализация права на благоприятную окружающую среду в России не может быть обеспечена в полной мере в настоящее время. Его следует рассматривать одновременно и как программное положение, на которое должны ориентироваться органы прежде всего исполнительной и судебной ветвей власти в своих действиях. В этих условиях, принимая решение, каждая из властей, очевидно, будет руководствоваться собственным усмотрением. При этом важно определить критерии допуска разумного, обоснованного усмотрения. Основным критерием может служить реальная возможность обеспечить в каждом конкретном случае соответствующее экологическое право.
Изучение практики природоохранительной деятельности в стране, особенно в системе исполнительной власти, дает немало примеров, когда те или другие управленческие решения принимаются по усмотрению административных органов. При этом игнорируются не только общественные экологические интересы, права граждан на благоприятную окружающую среду, но и прямые требования экологического законодательства. В этой связи встает вопрос о пределах административного и судебного усмотрения при принятии решений, затрагивающих экологические права граждан. Так, Закон об охране окружающей природной среды в качестве одного из элементов экономического механизма охраны окружающей среды предусматривает взимание платы за загрязнение окружающей среды. При этом в соответствии со ст. 20 порядок исчисления и применения нормативов платы должен определяться Правительством РФ. При определении порядка в нем были указаны конкретные суммы платежей в рублях, соответствующие общественным интересам на момент утверждения в Правительстве. В условиях постоянной инфляции встал вопрос об индексации сумм платежей с учетом уровня инфляции. Корректировкой сумм платежей занимается Минприроды РФ. «Мы индексируем плату за загрязнение далеко не в соответствии с темпами инфляции, — неоднократно заявлял министр В. И. Данилов-Данильян. — Немедленно разорять, предприятия за противоприродные грехи мы не считаем разумным. Не считаем целесообразным даже с экологическойточки зрения. Дальнейшееослабление промышленности, хозяйства, к которому привели бы эти меры, в принципе не будут содействовать оздоровлению окружающей среды. Они дадут противоположный эффект». Позиция министерства по вопросу о размерах платежей за загрязнение окружающей среды есть один из образцов административного усмотрения.
Иной образец административного усмотрения в сфере охраны окружающей среды дает Правительство РФ. Предусматривая плату за загрязнение окружающей среды, Закон об охране окружающей среды устанавливает общее правило: загрязняешь, или нарушаешь права – плати. Закон не допускает каких-либо исключений. В порядке делегированного нормотворчества Правительство РФ приняло постановление «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» от 28 августа 1992г. Согласно постановлению, органы исполнительной власти республик, в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований по согласованию с территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации и Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора могут понижать размеры платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождать от нее отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из республиканского бюджета РФ, из республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации (п. 4, 6). Учитывая огромную социальную остроту экологических проблем, представляется, что законодатель должен достаточно детально регулировать природоохранительные отношения в самом законе, а в необходимых случаях определять пределы делегированного нормотворчества.
III. Механизм защиты экологических прав граждан
Признание экологических прав граждан — одна из существенных новых характеристик развивающегося российского законодательства. Признав право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о еесостоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, Конституция РФ закрепила прогрессивные тенденции правового развития.
Конституционное регулирование экологических прав граждан имеет большое политическое и юридическое значение для России. В условиях сложной экологической ситуации в стране, крайне низкой эффективности природоохранительной деятельности государства, вовлечение граждан и их общественных объединений в охрану окружающей среды, можно ожидать, будет полезным. Закрепление и реализация экологических прав граждан стимулирует природоохранительную деятельность государства, так право на благоприятную окружающую среду предполагает возможность требовать соответствующего поведения от других субьектов, прежде всего от государственных органов и предприятий.
Закон РФ об охране окружающей природной среды, закрепил основные механизмы защиты экологических прав граждан. Он не только закрепил право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, но и предусмотрел ряд важных полномочий граждан, способствующих обеспечению защиты данного права. В частности, по Закону граждане имеют право требовать в административном или судебном порядке отмены решений оразмещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов; ставить вопрос о привлечении кответственности виновных юридических лиц и граждан; предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.
Конституция РФ также содержит ряд положений, прямо или косвенно направленных на обеспечение и защиту экологических прав граждан. Гарантируя государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, Конституция предусматривает в то же время, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).
В соответствии с Конституцией РФ предусмотренные в ней экологические права человека и гражданина являются непосредтвенно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Конституционная обязанность законодательной, исполнительной и судебной властей соблюдать экологические права человека и гражданина относится к важнейшим правовым принципам их защиты. При последовательной реализации, эти конституционные положения имеют существенное правовое значение как основа для постепенного восстановления благоприятного состояния окружающей среды в стране. Важно также и то, что могут быть обжалоаны в суд не только неконституционные, противоречащие экологическим правам граждан решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных бъединений и должностных лиц, но и бездействие этих органов лиц (ст. 46). Существующее ныне катастрофическое состояние окружающей среды в значительной степени явилось результатом бездействия государственных органов — представителей всех властей — законодательной, исполнительной и судебной.
Коллизии в праве и ответственность за экологические правонарушения.
В полном объеме подлежит возмещению вред, причиненный здоровью или имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятельностью предприятий учреждений, организаций или отдельных граждан. При определении величины вреда учитываются степень утраты трудоспособности потерпевшего, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, затраты на уход за больным, упущенные профессиональные возможности, затраты связанные с необходимостью изменения местажительства и образа жизни, профессии, потери, связанные с моральными травмами иневозможностью иметь детей или риском иметь детей тей с врожденной патологией. При определении ущерба имущества учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования, упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв. Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественного объединения. Сумма денежных средств взыскивается с причинителя вреда, а при невозможности его установления — за счет средств государственных экологических фондов. Предприятия, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, возмещают причиненный вред согласно ст. 1079 ГК. Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения финансирования такой деятельности соответствующими банковскими учреждениями. Территории с устойчивыми отрицательными изменениями в окружающей среде, угрожающими здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации, что влечет прекращение деятельности, отрицательно влияющей на окружающую среду, приостановку работы цехов, агрегатов, оборудования и т.д., ограничение отдельных видов природопользования. Финансовую ответственность несут виновники деградации среды. Таким образом, предусматривается обширная система мер, обеспечивающая экологические конституционные права граждан. Эти права конкретизируются и развиваются в российском федеральном законодательстве — Земельном и Водном кодексах, Основах лесного законодательства, законах о недрах, о животном мире, об охране и использовании атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях. Утверждено и начало применяться Положение об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС), согласно которому должны проводиться общественные слушания проектов, затрагивающих окружающую среду, учитываться и обсуждаться ближайшие и отдаленные последствия хозяйственной и иной деятельности, приниматься во внимание мнение населения, находящегося в сфере влияния проектируемого, строящегося или реконструируемого объекта.
Схема 4 «Виды экологических правонарушений»
Ответственность в российском конституционном законодательстве, за экологические правонарушения. (см. схема 5)
Система ответственности и санкций за противоправное экологически значимое поведение является достаточно сложной. Закон об охране окружающей природной среды перечисляет в разделе ХШ следующие виды ответственности: дисциплинарную, налагаемую в соответствии с уставами, положениями, правилами внутреннего распорядка за нарушения, вытекающие из трудовой функции или должностного положения; материальную ответственность работников перед предприятием в соответствии с трудовым законодательством; административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность.
Административная ответственность налагается либо по Кодексу об административных правонарушениях, либо по специальному экологическому законодательству уполномоченными органами контроля в области охраны окружающей среды, например бывшего Мин. природы, санэпиднадзора и др. В принципе перечень экологических проступков и санкций (штраф, приостановление производственной деятельности и т. п.) должен устанавливаться указанным Кодексом. При появлении новых административных экологических проступков, к примеру, в связи с принятием Федерального закона «Об экологической экспертизе» должны вноситься соответствующие дополнения в Кодекс. Законодатель либо не успевает этого делать, либо игнорирует происходящие изменения. В результате на практике применяются и Кодекс, и специальные экологические акты, которые, как правило, имеют либо отдельные статьи, либо разделы (главы) об ответственности, что является недопустимым.
Уголовная ответственность в Российской Федерации устанавливается только и исключительно Уголовным кодексом. Новый УК РФ в главе 26 содержит составы экологических преступлений, например нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ; нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов; нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами и токсинами; нарушение ветеринарных правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений; загрязнение вод; загрязнение атмосферы; загрязнение морской среды; порча земли и другие. Санкции, установленные новым уголовным законодательством, позволяют дифференцировать ответственность: лишение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы, исправительные работы, арест, обязательные работы — на определенный срок либо штраф в определенных размерах, исчисляемый в зависимости от минимальных размеров оплаты труда или доходов осужденного за определенный период времени.
Гражданско-правовая ответственность регулируется гражданским законодательством. Вопросы возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением, регламентируются также специальным экологическим законодательством (см., например, раздел XIV Закона «Об охране окружающей природной среды»).
Постановления и определения Конституционного суда РФ, по делам в сфере экологических правоотношений, занимают решающее место в системе нормативных актов, действующих в данной сфере. Так, в постановлениях Конституционного Суда РФ, от 1 декабря 1997 г. N 18-П, «ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 24 НОЯБРЯ 1995 ГОДА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС», и от 11 марта 1996 г. N 7-П «ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 3 СТАТЬИ 1 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 20 МАЯ 1993 ГОДА О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ АВАРИИ В 1957 ГОДУ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ МАЯК И СБРОСОВ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ В РЕКУ ТЕЧА В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНИНА В.С. КОРНИЛОВА» чётко видна позиция судей Конституционного суда, направленная, на отмену положений закона, и дополнений, принятых к нему, противоречащих или нарушающих права и свободы человека и гражданина, закреплённые в Конституции, а так же направленность на недопущение ущемления этих прав.
Схема 5 «Основные виды ответственности»
Защита экологических прав в судах
Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Важнейшую роль при этом играет право граждан на судебный иск. Такое право — один из новейших и основополагающих инструментов российского законодательства в сфере охраны кружающей среды. В соответствии со ст. 12 Закона об охране окружающей природной среды граждане имеют право требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека. Право гражданина на судебный иск в качестве универсального юридического средства защиты позволяет отстаивать не только интересы истца, но в конечном счете и всего общества, содействуя тем самым обеспечению режима законности и правопорядка. Одновременно это право служит действенной формой контроля за деятельностью аппарата, средством борьбы с бюрократией и злоупотреблениями властью. Судебная защита прав и свобод предусмотрена во многих действующих конституциях стран мира.
Порядок судебного обжалования регулируется Законом РФ об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, от 27 апреля 1993 г. Наряду с порядком судебного обжалования закон определяет круг действий (решений), которые могут быть обжалованы в суд, и пределы его действия. В качестве таковых он называет коллегиальные и единоличные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно возложена на гражданина какая-либо обязанность или он незаконно привлечен ккакой-либо ответственности. Очевидно, что этот закон не вполне соответствует ст. 46 Конституции, которая наряду с решениями и действиями предусматривает возможность обжалования бездействия соответствующих субъектов. Для сферы охраны окружающей среды возможность обжалования бездействия государственных органов потенциально вляется мощным правовым средством повышения эффективности природоохранительной деятельности в стране. Применительно к кругу действий и решений, которые могут быть обжалованы в суд и которые регулируются законом, обжалование допускается, если нарушены лишь права, свободы и интересы истца. При этом гражданин не имеет права обжаловать суд действия или бездействия, имеющие неблагоприятные экологические последствия для общества в целом. Между тем порой трудно доказать, что явно незаконное решение или действие (бездействие) нарушает экологические права истца.
Закон предоставляет истцу возможность выбора органа, который может обеспечить защиту нарушенного экологического права. Он может обратиться либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, должностному лицу. При этом суд не вправе отказать в приеме жалобы на том основании, что она предварительно не рассматривалась, кпримеру, в административном порядке. Закон допускает, что жалоба может быть подана самим гражданином, права которого нарушены, или его представителем, также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива. Необходимо учитывать, что для обращения с жалобой в суд по поводу неправомерных экологически значимых действий или решений государственного органа гражданин должен обладать некоторым минимумом правовых и экологических знаний. В настоящее время, подавляющее большинство российских граждан такими знаниями не обладает. С учетом этих обстоятельств, а также значительной потенциальной роли права граждан на иск по поводу невыполнения требований природоохранительного законодательства важно, чтобы кто-то представлял и защищал в суде экологические права и интересы отдельных граждан. Конституция устанавливает, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48). Такую помощь оказывают в основном юридические консультации, адвокатские конторы. Но сегодня эти организации едва ли способны оказать действительно квалифицированную юридическую помощь по экологическим вопросам. Правовая охрана окружающей среды — слаборазвитая область в России, поскольку в практической деятельности ей уделяется второстепенное значение, это не могло не сказаться на уровне правовых экологических знаний работников юридических консультаций и адвокатских контор.
Думается, что в этих условиях большую полезную роль в представительстве в судах экологических интересов граждан могли бы сыграть специализированные юридические фирмы. В последние годы такие фирмы стали появляться в России. К примеру, Санкт-Петербургский правовой центр «Юристы за экологию», юридическая фирма «Экоюрис» (Москва).
Закон об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, предоставляет гражданам выбор суда, в который они могут обратиться для защиты своих прав по усмотрению гражданина жалоба может быть подана либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, нарушившего его экологические права.
Закон определяет также сроки, в которые гражданин может обратиться в суд с жалобой. Если гражданин обжаловал решения или действия, нарушающие его экологические права, в адмистративном порядке, для него установлен срок в один месяц со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения или должностного лица в удовлетворении жалобы либо по истечении месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ. Если же гражданин избирает непосредственно судебный порядок защиты своих прав, для обращения с жалобой установен срок три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права. К тому же Закон наделяет суд правом восстановления пропущенного по уважительной причине срока подачи жалобы. Рассмотрев жалобу, суд выносит решение. Если жалоба обонована, суд признает обжалуемое действие или решение, неконституционным и обязывает удовлетворить соответствующее требование гражданина. Более того, на стадии принятия жалобы к рассмотрению по просьбе гражданина либо по своей инициативе суд вправе приостановить исполнение обжалуемого действия или решения.
С учетом того, что судебная практика в сфере защиты эколоических прав граждан в России еще небогата, значительный интерес представляет соответствующий зарубежный опыт. По законодательству об охране окружающей среды в зарубежных государствах одной из основных и наиболее распространенных форм защиты экологических прав граждан служит право каждого предъявлять иск о несоблюдении требований природоохраниельного законодательства.
Защита права граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью загрязнением окружающей среды
Наряду с правом на благоприятную окружающую среду Конституция РФ закрепляет право каждого на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Аналогичное право закреплено в Законе РФ об охране окружающей природной среды. По имеющимся данным, 20 — 30% заболеваемости населения непосредственно связано с провоцирующим действием загрязнения окружающей среды. Эти данные свидетельствуют об остроте и актуальности проблемы защиты конституционного права каждого на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 87 Закона об охране окружающей природной среды, возмещение вреда производится добровольно либо по решению суда. Возмещение вреда здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением по решению суда производится на основании иска потерпевшего. При определенных законодательством условиях иск о возмещении вреда здоровью гражданина в интересах потерпевшего может быть предъявлен членами его семьи, прокурором, общественной организацией (профсоюзной или экологической).
Обычной для России практикой возмещения вреда здоровью граждан в результате загрязнения окружающей среды (как частный случай повреждения здоровья вообще) является получение пособия по временной нетрудоспособности либо пенсии по инвалидности в случае стойкой утраты трудоспособности. Возмещение вреда потерпевшему в этом случае осуществляется при обращении его за помощью в медицинское учреждение, оформлении листка о временной нетрудоспособности либо по решению врачебно-трудовой экспертной комиссии и обеспечивается за счет средств социального и медицинского страхования, других источников материальной помощи. Иной вариант обеспечения возмещения вреда здоровью граждан представляет собой ситуация, в которой потерпевший не удовлетворен выплатой ему пособия или пенсии либо оказался вне сферы действия этой системы и обращается к причинителю вреда с требованием о полном возмещении причиненного вреда, включая, к примеру, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, затраты на уход за больным, затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии и др. В этом случае для защиты своего права на возмещение ущерба, причиненного здоровью гражданина экологическим правонарушением, потерпевший вынужден обосновывать свои требования и представлять доказательства причинения вреда здоровью, наличия причинной связи между повреждением здоровья и загрязнением окружающей природной среды, а также причинной связи между загрязнением окружающей природной среды и деятельностью загрязнителей — предприятий, учреждений, организаций и граждан. Новым и потенциально важным инструментом защиты прав граждан на возмещение вреда здоровью граждан, причиненного экологическим правонарушением, является медико-социальная экспертиза, предусмотренная ст. 50 Основ законодательства об охране здоровья человека. Медико-социальная экспертиза устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты. Медико-социальная экспертиза производится учреждениями медико-социальной экспертизы системы социальной защиты населения. Гражданин или его законный представитель имеет право на приглашение любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы. Причинно-следственная связь между заболеванием и загрязнением окружающей среды устанавливается документально на основе заключения медико-социальной экспертизы о состоянии здоровья потерпевшего, акта (справки) государственного органа экологического контроля о факте загрязнения окружающей среды определенное время и на определенной территории и справки с места работы, места жительства (органа местного самоуправления, паспортного отдела милиции или домоуправления), подтверждающей, что потерпевший в данное время находился в данном месте и, следовательно, подвергался вредному воздействию окружающей среды. Практически доказывание причинно-следственной связи в рассматриваемой сфере — дело чрезвычайно сложное. При подготовке материалов для предъявления о возмещении вреда, причиненного здоровью загрязнением окружающей среды, истец обосновывает размеры вреда и размеры компенсации. Суд при рассмотрении дела заслушивает доводы сторон, проверяет законность, правильность и обоснованность расчетов, а также всех других юридических и фактических обстоятельств дела и на этой основе принимает решение.
Заключение
Закрепление в Конституции РФ основных экологических прав и свобод человека и гражданина, а также признание и реализация данных прав в повседневной жизни, является неотъемлемым атрибутом становления правового государства. В своей работе я пришел к выводам, что: право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживать в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологически значимых решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию (т.е. право на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды), а также право на возмещение ущерба(право граждан на судебный иск, как право требовать возмещение причиненного ущерба. Такое право — один из новейших и основополагающих инструментов российского законодательства в сфере охраны кружающей среды). А также для того, чтобы человек чувствовал себя защищенным, прежде всего надо создать отвечающее общественным потребностям конституционно-экологическое законодательство, которое в полной мере бы реализовывало конституционные права граждан. Соблюдение экологических прав граждан является основным критерием надлежащего соблюдения и обеспечения законодательства органами исполнительной власти, без участия которых не была бы возможной в полной мере реализация экологических прав граждан, закреплённых в конституции. А также важнейшую роль при этом играет четкое закрепление и распределение полномочий государственных органов, осуществляющих реализацию данных конституционных прав граждан. Но в своей работе, я также убедился, что необходимо повсеместное развитие данных факторов, поскольку только их совокупность и систематизация приведет к необходимому эффекту – наиболее полной реализации гражданами своих экологических прав.
Таким образом, проблемы обеспечения, соблюдения и защиты экологических прав граждан в России в практическом плане сейчас далеки от решения. Механизм защиты экологических прав граждан в России находится на начальной стадии формирования. Важнейшую роль, с моей точки зрения, в решении этих взаимосвязанных проблем будут играть такие факторы, как создание развитой системы современного экологического законодательства, последовательное обеспечение финансирования охраны окружающей среды, профессиональная подготовка управленческого аппарата, прокурорских работников и судей, а также политическая воля органов законодательной, исполнительной и судебной властей.
Список использованной литературы:
- Конституция РФ.
- Лукашева Е. А. «Конституция Российской Федерации: совершенствование механизмов защиты прав человека», М.-1994г.
- «Правовая Охрана природы» Под ред. В. В. Петрова. М.: Изд-во Моск. Ун-та,1980г.
- Лукашева Е.А. «Общая теория прав человека».М.:изд-во Норма, 1996г.
- Кузнецова Н.В. «Экологическое право: Схемы, комментарии»/Учебн. Пособие.- М.: Новый Юрист, 1999г.
- Дубовик О.А. «Экологические преступления: комментарий к главе 26 УК РФ.-М.: Изд-во «Спарк», 1998г.
- Топорнин Б.Н. «Экологическое Право: от идей к практике».- М.: Институт Гос. и ПР. РАН, - 1997г.
- «Комментарий к Конституции РФ», отв. ред. Окуньков Л.А., 2е изд. – М. : Изд-во «БЕК», 1996г.
- Петров В. В. Окружающая среда и здоровье человека (три формы возмещения вреда здоровью)//Вести. МГУ. Сер. 11. Право. 1994. # 1; Колбасов О. С. Возмещение гражданам экологического вреда//Государство и право. 1994. # 8.
- Меньшиков В.Горький урок для депутатов//Зеленый мир. 1992.
- Голуб А., Гофман К., Лукьянчиков Н., Тихомиров Н.Нужен ли России деральный экологический фонд? Размышления о том, как Минфин собирается жика съесть//Зеленый мир. 1993. # 22. С. 1, 3.
- Людях И. А., Воробьев О. В., Колесова Н. С.Механизмы защиты рав и свобод граждан//Права человека: проблемы и перспективы. М., 1990. . 129.
- Шемшученко Ю.С. Человек и его право на безопасную(здоровую) окружающую среду//Государство и право. М., 1993, 120-126с.
- Закон РФ «Об экологической экспертизе» от 23 ноября1995г// СЗ РФ.1995. №48.Ст4556
- Постановление Конституционного Суда «По делу о проверке конституционности Лесного Кодекса РФ»// Собрание законодательства РФ, 19.01.98, N 3, ст. 429
- Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 N 18-П ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 24 НОЯБРЯ 1995 ГОДА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС// Собрание законодательства РФ, 15.12.1997, N 50, ст. 5711.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 11.03.96 N 7-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 3 СТАТЬИ 1 ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 20 МАЯ 1993 ГОДА О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ
ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ АВАРИИ В
1957 ГОДУ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ МАЯК И СБРОСОВ РАДИО-
АКТИВНЫХ ОТХОДОВ В РЕКУ ТЕЧА В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНИНА В.С. КОРНИЛОВА// Собрание законодательства РФ, 01.04.96, N 14, ст. 1550.
ФЗ «Об Экологической Экспертизе» от23 ноября 1995г(в ред. Федерального закона от 15.04.98 N 65-ФЗ)
- Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19декабря 1991г. // Ведомости СНД и ВС РФ, 05.03.1992, N 10, ст. 457.
- Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. // «Собрание законодательства РФ», 27.11.1995, №48. Ст 4556.
- Закон РФ «О государственной тайне» от27.01.93.//Собрание законодательства РФ, 13.10.97, N 41, ст. 8220
- Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»от27 апреля 1993г. // Российская газета, N 89, 12.05.1993.