Финансы социальной сферы
СОДЕРЖАНИЕ: ФИНАНСЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ. Социальная политика – это область деятельности государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях.ФИНАНСЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ.
Социальная политика – это область деятельности государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях. Инструментами реализации социальной политики государства служат законы, программы, нормы и нормативы финансирования, соответствующие стандарты и т. д. Сложившаяся в том или ином обществе модель социального развития является общественным компромиссом, результатом поиска общественно-политического баланса, равновесия интересов различных групп и слоев населения. Долгосрочной целью государственной социальной политики должно стать обеспечение уровня и качества жизни граждан по критериям постиндустриального общества.
Существуют следующие индикаторы уровня жизни населения:
а) среднедушевые денежные доходы;
б) среднемесячная начисленная заработная плата;
в) покупательная способность денежных доходов;
г) распределение населения по уровню среднедушевых денежных доходов;
д) коэффициент дифференциации доходов населения;
е) прожиточный минимум (физиологический и социальный);
ж) минимальная продовольственная корзина;
з) показатели дефицита низких доходов (т. е. недостаток по отношению к прожиточному минимуму);
и) обеспеченность населения товарами длительного пользования, услугами;
к) удельный вес расходов на образование, здравоохранение в ВВП и др.
Государство использует два метода в решении социальных задач:
1) адаптивный – это метод установления минимума прав и социальных гарантий для работающих. Он реализуется через проведение активной политики содействия занятости; социального партнерства в регулировании оплаты труда и распределения доходов; оптимизацию налогообложения и системы социального страхования;
2) защитный – для нетрудоспособных и социально незащищенных, не имеющих возможности обеспечить свое существование без помощи государства. Он реализуется через формирование фондов денежных средств для обеспечения социальной защиты населения. В настоящее время формируется система адресной социальной помощи. В реализации этого метода ключевое значение имеет государственное финансирование. Эта система государственного социального обеспечения. Обеспечение социальной защиты населения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, а также за счет государственных внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды – это целевые фонды финансовых средств, предназначенные для обеспечения дополнительными источниками финансирования приоритетных направлений социального развития общества. Средства внебюджетных фондов не входят в состав казны и, соответственно, на них не могут распространяться требования кредиторов РФ (субъекта РФ), относящиеся к погашению долговых обязательств. Так как в настоящее время в форме внебюджетных существуют исключительно фонды социальной направленности, вышеуказанная обособленность внебюджетных фондов обеспечивает стабильность социального развития при любой экономической ситуации в стране. Государственные внебюджетные фонды представляют целевые централизованные фонды денежных средств, формируемые за счет целевых обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. Внебюджетные фонды являются одним из методов перераспределения национального дохода государством в пользу определенных социальных групп населения. Наименование внебюджетного фонда отражает направление его использования. К доходам внебюджетных фондов относятся специальные целевые налоги и сборы; средства бюджета, перечисляемые в эти фонды; прибыль от предпринимательской деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим лицом (где это разрешено законом); кредиты, полученные фондом в банке. В настоящее время в нашей стране существуют только три внебюджетных фонда: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Пенсионный фонд РФ образован в 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения. Из этого фонда выплачиваются пенсии по старости и социальные пенсии (военнослужащим, в случае потери кормильца, по инвалидности и т. д.). Для выплаты пенсий по старости аккумулируются средства работодателей и работников. Средства на выплату социальных пенсий поступают из бюджета. Фонд социального страхования РФ создан в 1992 г. в целях обеспечения гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств. Он предназначен для финансирования выплат различных пособий: по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, для санаторно-курортного лечения и т. п. Источники средств данного фонда – обязательные страхование взносы работодателей, добровольные взносы юридических и физических лиц, доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда и др.
Фонд обязательного медицинского страхования РФ образован в 1991 г. Он создается на федеральном и территориальном уровне. Через него средства должны направляться страховым компаниям, учредителями которых выступает соответствующий уровень публичной власти и которые имеют лицензию на обязательное медицинское страхование. Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, медицинские программы и т. п. Средства Фонда формируются за счет обязательных взносов работодателей (для работающих граждан) и средств бюджета (для неработающих граждан или работников бюджетных учреждений).
Аннотация.
Финансы и кредит. Учебное пособие / Под редакцией Кустовой Т. Н.,
Стаковой Н. А.
РГАТА. – Рыбинск, 2007. – Ч.1. – 134 с.
Введение.
Подробно рассматривается бюджетная система социальной сферы Российской Федерации. Рассматривается денежные обороты которые дали возможность выделить денежно-расчетный, денежно-финансовый и денежно кредитный обороты, что позволило авторам в дальнейшем остановиться на специфике организации каждой из этих форм денежного оборота.
Статья предназначена будущих специалистов для расширения знаний по экономике.
Финансы и кредит. Учебное пособие / Под редакцией Кустовой Т. Н.,
Стаковой Н. А.
РГАТА. – Рыбинск, 2007. – Ч.1. – 134 с.
Рецензия
на статью «Финансы социальной сферы» , доцента Кустовой Т. Н. Рыбинской государственной авиационной технологической академии имени П. А. Соловьева. В рецензируемой работе описываются определения основных функций в сфере «Финансы социальной сферы» и важности их соблюдения в области государственного контроля.
Работа посвящена актуальной теме «социальной политики РФ». Центральным вопросом работы является - работоспособность различных социальных фондов в системе государства. Актуальность темы обусловлена деятельностью государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях.
Работу можно разделить на две части:
В первой половине статьи рассказывается о социальной политике государства и о существовании индикаторов жизни населения. Существуют различные индикаторы уровня жизни граждан. Опираясь на них можно определить насколько успешно государство справляется со своими обязанностями в социальной сфере. На современном этапе важно решение всех социальных задач, так как от их решения зависит будущее всего населения страны. Особенно остро стоит проблема во время Всемирного Экономического Кризиса, когда работодатели сокращают штат своих сотрудников и от того как успешно государство решает проблему трудоустройства граждан, зависят показатели уровня жизни населения.
Во второй половине говорится о решении социальных задач двумя методами это адаптивный и защитный способ. Адаптивный метод устанавливает минимумы прав и социальных гарантий для работающих. Он реализуется через проведение активной политики содействия занятости; социального партнерства в регулировании оплаты труда и распределения доходов; оптимизацию налогообложения и системы социального страхования. Защитный же метод дает возможности для нетрудоспособных и социально незащищённых не имеющих возможности обеспечить своё существование без помощи государства. Он реализуется через формирование фондов денежных средств для обеспечения социальной защиты населения.
Автор в этой работе показал структуру деятельности социальной политики, а именно: индикаторы уровня жизни населения, методы в решении социальных задач, различные внебюджетные фонды. Оценивая работу в целом, могу сказать, что автор очень подробно пояснил основные направления деятельности социальной политики государства.