Формирование интереса к урокам физической культуры у школьников

СОДЕРЖАНИЕ: Белгородский государственный университет Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры Курсовая работа формирование интереса к урокам физической культуры у школьников

Белгородский государственный университет

Факультет физической культуры

Кафедра теоретических основ физической культуры

Курсовая работа

формирование интереса к урокам физической культуры у школьников

Выполнила:

студентка заочного отделения 050653 группы

Степанова Е.В.

Проверила:

к.п.н., доцент Кадуцкая Л.А.

Белгород – 2010

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Интерес к физической культуре как фактор повышения активности учащихся на уроке. 5

Глава 2. Формирование интереса и повышение эффективности школьного урока физической культуры.. 9

2.1. Создание положительного эмоционального фона на уроке. 9

2.2. Правильная постановка задач на уроке. 14

2.3. Оптимальная загруженность учащихся на уроке. 16

Заключение. 19

Список использованной литературы.. 20


Введение

Проблема формирования и развития интереса школьника к урокам физкультуры в настоящее время в науке становится всё более обсуждаемой. Это, прежде всего, связано с потребностями общества в здоровом молодом поколении. Неустойчивость современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

В процессе обучения учащиеся не должны быть пассивными объектами воздействия учителя. Необходимо, чтобы они сами проявляли активность, направленную на овладение учебным материалом. В связи с этим перед учителем стоит задача всеми имеющимися в его распоряжении способами и средствами обес­печить высокую учебную активность учащихся.

Важно знать направленность активности школьника, какие цели она преследует: эгоистические или коллективистские, об­щественные или антиобщественные. Иначе, заботясь о повыше­нии активности и воспитывая таким путем трудолюбие, как од­но из положительных качеств личности, можно невольно спо­собствовать развитию других, уже отрицательных качеств лич­ности.

Для этого учитель должен формировать интерес к занятиям физическими упражнениями, целеустремленность учащихся в развитии у себя волевых, психических и физических качеств, вы­зывать у учащихся удовлетворение от уроков физической куль­туры. Важно при этом соблюдать дидактические принципы, ко­торые обеспечивают не только успешность обучения, но и со­хранение и укрепление здоровья учащихся.

Важно знать направленность активности школьника, какие цели она преследует: эгоистические или коллективистские, об­щественные или антиобщественные. Иначе, заботясь о повыше­нии активности и воспитывая таким путем трудолюбие, как од­но из положительных качеств личности, можно невольно спо­собствовать развитию других, уже отрицательных качеств лич­ности.

Активность учащихся на уроке физической культуры во многом зависит от са­мого учителя. Существует много путей и способов повышения активности учащихся: правильная постановка задач на уроке, эмоциональное проведение урока, создание положительного со­циально-психологического климата на уроке, устранение не­нужных пауз и т.д.

Цель : рассмотреть формирование интереса к урокам физической культуры у школьников.

Объект исследования : интерес школьников к урокам физической культуры.

Предмет исследования : процесс формирования интереса к урокам физической культуры у школьников.

Задачи исследования :

1. Рассмотреть интерес к физической культуре как фактор повышения активности учащихся на уроке.

2. Изучить формирование интереса и повышение эффективности школьного урока физической культуры.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Интерес к физической культуре как фактор повышения активности учащихся на уроке

Интересы учащихся к уроку физической культуры бывают разными. Это и стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, это и желание развить двигательные и волевые качества. Интересы мальчиков и девочек различны: девочки чаще всего думают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и по­ходки, реже о развитии быстроты, выносливости, силы. Маль­чики же хотят развить силу, выносливость, быстроту, ловкость.

Меняется значимость привлекательных сторон физической Культуры и с возрастом. Если младшие школьники проявляют интерес к двигательной активности вообще (дети любят побе­гать, попрыгать, поиграть, не очень задумываясь над тем, что это является средством их физического и психического разви­тия), то подростки занимаются физическими упражнениями уже с какой-то конкретной целью. У старшеклассников на первом месте стоят мотивы, связанные с их жизненными планами, то есть с подготовкой себя для определенной профессиональной деятельности.

С учетом конкретных причин проявления школьниками ин­тереса к физической культуре учитель физкультуры и должен строить свою работу по агитации и пропаганде физической культуры, по формированию интереса к своему предмету в целом, независимо от проходимого материала. Однако школьники проявляют и дифференцированный интерес к различному программному материалу. В младших классах мальчики отдают предпочтение спортивным играм, а девочки – подвижным. Все остальные упражнения учебной программы в этих классах нра­вятся учащимся примерно в равной степени [Ильин Е.П., 2000].

С 4-го класса интересы начинают все больше дифференци­роваться. Около трети девочек отдают предпочтение гимнасти­ке и акробатике и в то же время не любят общеразвивающих уп­ражнений. Часть мальчиков-шестиклассников не любят гимна­стику и отдают предпочтение легкой атлетике. У всех школьни­ков этого возраста наблюдается повышенный интерес к спор­тивным играм, особенно к баскетболу, эстафетам в виде сорев­нований. Это можно объяснить происходящими в свойствах нейродинамики изменениями, вызванными наступлением поло­вого созревания: нарастанием процесса возбуждения и увеличе­нием скорости его протекания.

В старших классах интересы школьников остаются пример­но теми же, но углубляется их дифференциация. Начиная с 9-го класса заметен резкий спад интереса к трудным и соревнова­тельным упражнениям. Это можно объяснить несколькими при­чинами. Во-первых, старшие школьники в связи с ростом само­сознания начинают заботиться о своем престиже и чутко реаги­руют на неудачи, которые могут быть во время соревнований. Во-вторых, как показано в ряде исследований, от младших к старшим классам положительное отношение к уроку физиче­ской культуры ослабевает. Особенно это заметно в группах школьников со средним и низким уровнем двигательной актив­ности [Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., 2001].

Снижается число школьников, желающих заниматься физи­ческой культурой в свободное время. С одной стороны, это объ­ясняется увеличивающимся разнообразием интересов старших школьников, а с другой стороны – нарастанием после периода полового созревания торможения по «внутреннему» балансу, свидетельствующим об уменьшении потребности в двигатель­ной активности. Это особенно отчетливо проявляется у девушек.

У старших школьников интерес к физической культуре со­храняется, если у них имеется цель занятий физическими упражнениями. Однако необходимо, чтобы эта цель сохранялась в те­чение длительного периода.

Например, спортсмены, выполняя неинтересные, с точки зрения обучающихся, упражнения, будут делать это добросовестно, с азартом, так как для них это средст­во достижения высокого спортивного результата. Школьники же в большинстве случаев отлынивают от таких упражнений, так как они не отвечают их цели посещения урока: побегать, поиграть, пообщаться с товарищами, на худой конец - избе­жать конфликта с учителем и родителями. Поэтому, чтобы школьники выполняли все упражнения добросовестно, надо формировать у них долговременную цель посещения уроков физкультуры – самосовершенствование.

Задачей учителя физической культуры является формирова­ние у школьников целеустремленности, то есть стремления достичь отдаленную по времени цель. Целеустремленность воз­никает только в том случае, если цель значима для школьника, отвечает его побуждениям и интересам и считается им достижимой.

Реальность достижения цели создает перспективу личности. Перспектива, или, как говорил А.С. Макаренко, «завтрашняя радость», придает целям особенно сильный побудительный ха­рактер. Но перспектива должна быть непрерывной, с постоянно возрастающими по трудности частными целями. Поэтому обя­зательна постановка учителем близких, промежуточных и отда­ленных целей [Сластенин В.А., 1997].

В качестве ближайших целей могут выступать разучивание какого-нибудь элемента сложного упражнения, выполнение уп­ражнения на выносливость и силу определенное число раз и т.д. В качестве промежуточных целей можно назвать выполнение спортивного норматива, подготовку к поступлению в ДЮСШ, овладение упражнением. Конечными отдаленными целями яв­ляются развитие качества до определенного уровня, выполнение разрядных нормативов, овладение умением плавать и т.п. От правильной постановки целей зависит поддержание, а порой и формирование интереса и целеустремленности школьников в сфере физической культуры.

В ряде случаев интересы и целеустремленность школьников, занимающихся спортом, могут вступать в противоречие с зада­чами физического воспитания этих школьников на уроках физ­культуры. В этом смысле школьники с узким интересом к заня­тиям только одним видом спорта и пренебрежительным отно­шением к физкультуре представляют для учителя физической культуры не меньшую трудность, чем учащиеся с отсутствием интереса к физкультуре вообще или наличием только созерца­тельного интереса (интереса болельщика), без стремления самим заниматься физической культурой.

Таким образом, поддержание интереса и целеустремленности у школьников во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры, и формируется ли у них удовле­творенность занятиями физической культурой.

Глава 2. Формирование интереса и повышение эффективности школьного урока физической культуры

2.1. Создание положительного эмоционального фона на уроке

Эмоциональный фон является важным фактором урока. Он возникает с момента ожидания учащимися урока физической культуры и существует на всем его протяжении. При этом эмо­циональный настрой может изменяться по ходу урока в зависимости от самочувствия учащихся, проявляемого ими интереса к упражнению, в связи с оценками их деятельности.

Порицания учителя физической культуры, высказанные в грубой или обидной форме, снижают активность учащихся на уроке, так же как и насмешки товарищей, причем особенно за­метно в средних классах. Старшеклассники меньше ориентиро­ваны на оценку своей деятельности другими, поэтому к насмеш­кам одноклассников они относятся более спокойно. Зато для старшеклассников весьма значим фактор «достигаемые резуль­таты» [Матвеев Л.П., 1991].

Постоянной заботой учителя физической культуры является создание и поддержание радостного настроения школьников на уроке. Наполняя их жизнь радостными переживаниями, учитель расширяет возможность управлять педагогическим процессом.

Однако радость на уроке – это не только и не столько весе­лье, сколько радость труда, учения. К.Д. Ушинский писал, что на уроке «должна царствовать серьезность, допускающая шут­ку, но не превращающая всего дела в шутку...». Урок физической культуры становится радостным для школьников, когда они двигаются, а не сидят, замерзая, на ска­мейках, когда они видят улыбку учителя, его шутку, когда видят результаты своего труда. Причем на первых порах не очень су­щественно, чем будут вызваны радостные переживания школь­ника – учебным трудом или обстановкой урока. Чем менее развиты и воспитаны дети, тем большее значение для них имеют побочные радости, например то, что урок ведет любимый учи­тель, что на уроке можно побегать, посмеяться, поиграть.

Молодой и неопытный учитель боится радости на уроке и не позволяет себе шутить, считая, что после улыбки школьники не способны серьезно работать. Он держит детей в строгости, а порой и в страхе. Однако это не прививает школьникам любви к уроку физической культуры. Опытный же педагог и без строго­сти достигает большего, так как знает, что при положительном настрое учащихся, вызванном радостью, легче создать серьезное настроение на уроке.

Радость на уроке не надо специально и натужно придумы­вать. Ее не внедришь насильно в душу ребенка. Чтобы у школь­ника сформировалось положительное отношение к урокам фи­зической культуры, необходимо, чтобы радостные переживания возникали у школьника многократно. Сам урок таит в себе много потенциальных возможностей для этого.

Как уже говорилось, чем зрелее учащиеся, тем в большей степени основным источником радости на уроке должен являть­ся сам процесс научения, преодоления трудностей, приобрете­ния нового, развития своих способностей и качеств личности. Однако имеется и ряд других факторов, повышающих эмоцио­нальность урока и вызывающих радость у школьников.

1. Обстановка урока и поведение учителя существенно влия­ют на его эмоциональность. Эстетика зала, эстетика поведения, принятого на уроке, сам учитель, светящийся радостью и заражающий ею учащихся, – все это имеет немаловажное значение.

Собранность учителя, краткость и четкость его команд и заме­чаний, бодрость тона его речи (не переходящей в крик) настраи­вают учащихся на мажорный и деловой лад. В то же время не всякая повышенная эмоциональность учителя полезна для уро­ка. Излишняя возбужденность учителя, его суетливость, шумли­вость приведут к повышению неорганизованной активности учащихся. Не надо сыпать на уроке бесконечными шутками, смеша и развлекая детей, но надо, чтобы строгость перемежа­лась улыбками, огорчения стирались всеобщей радостью от ус­пеха.

2. Использование игрового и соревновательного методов. Иг­ра и соревнование в силу присущих им психологических осо­бенностей – занимательности, престижности и др. – вызывают сильный эмоциональный отклик у учащихся. Однако нередко возникают настолько сильные эмоции, что выполнение учебных задач становится невозможным. Дети теряют контроль над сво­им поведением, шумят, не слушают команд учителя и т. д. Сильные эмоциональные переживания долго затухают после окончания игры, не дают сосредоточиться на новом задании, даваемом учителем. Поэтому использование игрового и соревновательного методов требует определенной формы, места и меры на уроке физической культуры.

Выполнение упражнений в соревновательной форме лучше планировать на конец урока и ни в коем случае не перед разучи­ванием техники упражнений, так как возникающее у школьни­ков в процессе соревнования с товарищами эмоциональное воз­буждение, обладая инертностью, будет препятствовать концентрации внимания на технике движений, а сами движения сделает импульсивными, резкими.

Для повышения организованной активности школьников на уроке можно устраивать соревнования между группами уча­щихся по дисциплине. В этом соревновании очки начисляются не просто за послушание, а за проявленную активность, творче­ство, за успех, достигнутый благодаря организованности и ста­рательности при выполнении физических упражнений. Этот прием эффективен, правда, только в младших и средних клас­сах. В старших классах предложение о соревновании по дисцип­лине встречается холодно. Это и понятно: деятельность старше­классников более осмысленна, целенаправленна, в меньшей сте­пени зависит от эмоций.

Пробудить у учащихся соревновательный дух можно сле­дующими приемами:

1. Объявить конкурс на лучшее исполнение упражнения.

2. Выделить лучшего по исполнению, чтобы на него равня­лись другие.

3. Организовать заочное соревнование учащегося с эталон­ным исполнением упражнения.

4. Организовать соревнование с самим собой.

Игра является привычной формой деятельности для школь­ников, особенно младшего возраста: ведь до школы они зани­мались только этим видом деятельности. Для ребенка игра – это не только развлечение, это путь его приобщения к миру взрослых, способ выполнения определенных социальных ролей в мнимой ситуации, средство развития его психических и физи­ческих качеств и способностей, средство формирования комму­никативных умений. Как отмечал Л.С. Выготский, игра – это средство развития ребенка, это школа воли (поскольку есть пра­вила игры, ограничивающие волюнтаризм ребенка), это не только подражательная деятельность, но и творческая, разви­вающая воображение, абстрактное мышление. Отсюда исполь­зование игрового метода на уроках физической культуры, наря­ду с повышением эмоциональности урока и придания значимо­сти физической деятельности, имеет и большое дидактическое значение [Ильин Е.П., 2000].

В младших классах хороший эффект дает использование сюжетных уроков, например «плавание на парусном корабле» и т. п. Учитель создает сюжет, в котором используется обычный программный материал. В соответствии с сюжетом в воображе­нии учащихся брусья превращаются в корабль, канат – в мач­ту, сами учащиеся – в моряков. Успешное проведение таких уроков связано с искусством перевоплощения учителя физиче­ской культуры, играющего ту или иную роль. Учитель сам дол­жен стать участником игры, сам должен поверить в реальность создаваемых им образов. Примитивная привязка сюжета к ре­ально выполняемым действиям эффекта не дает.

3. Разнообразие средств и методов, используемых учителем на уроке. Еще П.Ф. Лесгафт, говоря о методике физических уп­ражнений, подчеркивал, что «всякая однообразная деятельность утомляет, угнетает молодого человека и убивает в нем всякую самостоятельность». В настоящее время установлено, что однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психиче­ских состояний – монотонип и психического пресыщения. Пер­вое характеризуется снижением психической активности, поте­рей интереса к деятельности и развитием скуки, ослаблением внимания. Второе характеризуется, наоборот, усилением психи­ческого возбуждения, раздражительности, озлобленности, появ­лением отвращения к деятельности. Поэтому учитель должен разнообразить средства и методы проведения урока – исполь­зовать фронтальный, групповой и круговой методы проведения занятий, использовать для развития качеств разнообразные и меняющиеся частично от урока к уроку упражнения, проводить занятия на воздухе и т.д.

4. Музыкальное сопровождение на уроке. Хорошие резуль­таты в повышении эмоциональности урока дает использование звукозаписи. Музыкальное сопровождение ходьбы, бега и общеразвивающих упражнений во вводной части урока должно начинаться не сразу, а после двух-трех повторений упражнения. Начиная с третьего урока, ученики могут выполнять упражнения под музыку самостоятельно, без команд учителя, руководству­ясь только ритмом музыки и записанными сигналами. Учитель при этом получает возможность следить за учениками более внимательно, исправляя их ошибки.

Различная эмоциональная реакция человека на различную по характеру музыку была известна еще древним грекам. Это различие обусловливает необходимость подбора определенной музыкальной программы для стимулирования мышечной рабо­тоспособности. Музыка оказывает влияние на человека как ритмический и как эмоциогенный раздражитель. Поэтому она положительно влияет в том случае, если физические упражнения совершаются в ритме музыки (с этой целью для урока надо подбирать ритмичную музыку).

2.2. Правильная постановка задач на уроке

Нередко активность учащихся на уроке снижается из-за то­го, что учитель допускает ошибки при постановке задачи. Л.В. Вишнева выделяет наиболее типичные из них:

1. Учитель перечисляет упражнения, которые будут выпол­нять ученики на уроке, вместо того чтобы поставить задачу, ко­торая должна быть решена.

2. Задача, которая ставится учителем перед учащимися, яв­ляется значимой для него, а не для них. Например, учитель говорит школьникам: «Сегодня у нас совершенствование ведения мяча» или: «Сегодня у нас отработка зачетных упражнений».

3. Учитель ставит неконкретную задачу, например научить­ся метать. Такую задачу учащиеся плохо понимают, что приво­дит к формированию нечеткого представления об упражнении. Поэтому часто школьники не знают, чем же конкретно они занимались на уроке, что развивали, чего должны были достичь. Например, как выяснено Л.В. Вишневой, на вопрос: «Что нуж­но сделать, чтобы правильнее выполнить передачу мяча двумя
руками при игре в баскетбол?» – половина школьников отве­чали: «Больше тренироваться», «Чаще играть в баскетбол»; на вопрос: «Чему ты научился на уроке?» – половина учащихся ответили: «Играть в баскетбол», а еще четверть школьников сказали, что они научились выполнять упражнения с мячом. Конкретная же задача урока – научиться передавать мяч парт­неру – ими так и не была осознана.

4. Учитель ставит непривлекательные для учащихся задачи.
И конкретная постановка задачи может не привести к желаемо­му результату, если она не привлекает учащегося, не связана какими-то его потребностями. Нужно, чтобы задача была включена в значимую для школьника деятельность, вела к достижению желаемой им цели. Например, учитель объявляет, что в конце урока будет проведена игра в баскетбол между мальчи­ками и девочками, причем учитываться будут только те забро­шенные в корзину мячи, которые последуют после правильно выполненных передач. В этом случае у учащихся появляется стимул выполнять упражнение в передаче мяча партнеру пра­вильно.

5. Учитель ставит перед учащимися задачу, недостижимую в пределах одного-двух уроков. В этом случае у учащегося созда­ется впечатление, что затрачиваемые им усилия напрасны. По­этому он либо снизит свою активность, либо направит ее на вы­полнение тех упражнений, которые ему больше нравятся или которые у него лучше получаются, от выполнения которых он испытывает сиюминутное удовлетворение. Главной целью уро­ка для такого учащегося становится не получение знаний, фор­мирование умений и развитие качеств, а получение удовольст­вия от совершаемой им двигательной активности. В этом случае научение хотя и происходит, но носит характер не целенаправ­ленного, а попутного. Случайное же научение менее эффективно, так как учащиеся не осмысливают характеристики движе­ний, а обнаруживают их случайно, путем «проб и ошибок». Как показано психологами, обучение путем «проб и ошибок» требу­ет большого числа повторений. Кроме того, давая знание «как нужно сделать, чтобы достичь цели», оно не дает знаний и по­нимания «почему так надо сделать». Следовательно, при таком способе научения у школьников слабо проявляется познава­тельная активность [Мельникова В.М., 1987].

Случайное научение неустойчиво, оно сохраняется только для достижения сиюминутной задачи и стирается из памяти, как только задача решена. Поэтому учителя физической культуры часто жалуются, что в следующем классе приходится заново изучать даже простые элементы программы.

2.3. Оптимальная загруженность учащихся на уроке

Оптимальная загруженность учащихся на уроке обеспечивается рядом организационно-педагогических мер: устранением ненужных пауз, осуществлением постоянного контроля за учащимися, максимальным включением в учебную деятельность всех без исключения учащихся и др.

Устранение ненужных пауз. Часто можно наблюдать, как учащиеся вынуждены подолгу ждать своей очереди для выпол­нения упражнения. Например, взятие низкого старта занимает всего несколько секунд, а ожидание очереди – 2-2,5 минуты; выполнение упражнения на гимнастическом снаряде занимает около минуты, а ожидание подхода к нему – несколько минут. Такие длительные паузы снижают не только уровень функцио­нирования вегетатики, необходимый для выполнения мышеч­ной работы, но и рабочий настрой, мобилизационную готов­ность учащихся, расхолаживают их. Устранить эти простои можно несколькими путями:

1) обеспечением спортивными снарядами всей группы уча­щихся, используя нестандартное оборудование: дополнительные перекладины, наклонные лестницы, различные тренажеры;

2) выполнением учащимися в паузах подготовительных и
подводящих упражнений;

3) наблюдением учащихся за качеством выполнения упраж­нения одноклассником; это повышает познавательную актив­ность учащихся и дает возможность использовать идеомоторику, которая способствует формированию двигательного умения.

Следует, однако, иметь в виду, что нагрузка на вегетатику при таком наблюдении резко снижается, поэтому уменьшается функциональная подготовка учащихся [Ильин Е.П., 2000].

Осуществление постоянного контроля за учащимися на уро­ке. Активизировать учащихся на уроке физической культуры легче, если они знают, что их действия и поведение будут оцени­ваться. В связи с этим перед некоторыми уроками учителю по­лезно предупредить учащихся, особенно проявляющих пассивность, что сегодня у всего класса или отдельных учеников будут оцениваться активность, старательность, внимательность, дис­циплинированность и 4-6 основных видов деятельности (А.А. Глушак).

Однако этот метод активизации учащихся может иметь v отрицательные последствия – в случае оценивания отдельных учеников: другие, зная, что их оценивать не будут, могут вообще снизить свою активность на уроке. Поэтому кого именно учитель будет оценивать на уроке, учащимся сообщать не следу­ет.

Техника оценивания облегчается заранее составленной в конспекте урока таблицей, в которую заносятся фамилии 5-6 учащихся и 4-6 основных видов деятельности (элементы строя, общеразвивающие упражнения, элементы или комбинации уп­ражнений основной части урока). Оцениваются главным обра­зом заученные упражнения. В конце урока выводится поуроч­ный балл и отметки сообщаются всему классу.

Максимальное включение в деятельность всех учащихся, в том числе и освобожденных врачом от выполнения на данном уроке физических упражнений. Освобожденные учащиеся долж­ны присутствовать на уроке, внимательно следить за тем, что делают их товарищи, мысленно повторять упражнения, которые показывает учитель. Возникающий при этом идеомоторный акт способствует не только формированию двигательных умений, но и развивает даже (правда, в небольшой степени) силу и быст­роту. Наблюдение за действиями товарищей к концу урока при­водит к улучшению у освобожденных учащихся показателей внимания, в то время как у освобожденных школьников, сидя­щих в другом помещении, эти показатели могут ухудшаться.

Освобожденные от выполнения физических упражнений школьники должны принимать участие в уроке не только как наблюдатели, но и как активные участники, оказывая помощь в судействе, контролируя активность отдельных учащихся, вы­ступая в роли помощников-организаторов.

Особо стоит вопрос о том, что делать на уроке физкультуры школьникам-спортсменам. Нужен ли урок физической культуры школьнику, занимающемуся спортом, если и так он физически развит, многое из школьной программы умеет делать, да и на­грузки у него на занятиях в спортивной школе большие – зачем же их еще увеличивать?

При таком подходе упускается один важный момент: класс живет в школе как единый сложный социальный организм, со своими внутренними связями, отношениями. В нем не может быть «любимчиков», «звезд», иначе класс как коллектив пере­станет существовать. Поэтому создание особого расписания для Школьников-спортсменов, необязательность посещения ими Уроков физической культуры будут иметь отрицательные воспитательные последствия: эти школьники станут уважительно относиться только к спорту и пренебрежительно – к физкультуре, к одноклассникам, не занимающимся спортом [Лях В.И., 1998].

Школьники-спортсмены должны быть активными участниками уроков физической культуры, выступая на них в роли по­мощников, организаторов, судей, более опытных и умелых то­варищей, своего рода наставников, особенно для слабоуспе­вающих по физической культуре или проявляющих низкую ак­тивность на уроке.

У школьников-спортсменов учитель физической культуры должен воспитывать чувство ответственности перед своими то­варищами за оказываемую им помощь.

Заключение

В заключение данной работы можно сделать следующие выводы:

1. С учетом конкретных причин проявления школьниками ин­тереса к физической культуре учитель физкультуры и должен строить свою работу по агитации и пропаганде физической культуры, по формированию интереса к своему предмету в целом, независимо от проходимого материала.

2. Задачей учителя физической культуры является формирова­ние у школьников целеустремленности, то есть стремления достичь отдаленную по времени цель. Целеустремленность воз­никает только в том случае, если цель значима для школьника, отвечает его побуждениям и интересам и считается им достижимой.

3. Поддержание интереса и целеустремленности у школьников во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры, и формируется ли у них удовле­творенность занятиями физической культурой.

4. Постоянной заботой учителя физической культуры является создание и поддержание радостного настроения школьников на уроке. Наполняя их жизнь радостными переживаниями, учитель расширяет возможность управлять педагогическим процессом.

5. Оптимальная загруженность учащихся на уроке обеспечивается рядом организационно-педагогических мер: устранением ненужных пауз, осуществлением постоянного контроля за учащимися, максимальным включением в учебную деятельность всех без исключения учащихся


Список использованной литературы :

1. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. М., «Просвещение», 1987. – с. 287.

2. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд., испр. и допол. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 486 с.

3. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. (Факторы обуславливающие эффективность спортивной деятельности) ч.1. М., «Просвещение», 1983. – с. 219.

4. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1976.

5. Лях В.И., Копылов Ю.А., Малыхина Т.А. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: состояние, перспективы и пути реорганизации //Теория и практика физической культуры. 1998, № 9, с. 49-51.

6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: ФиС, 1991.

7. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский. – 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1981. – 383 с.

8. Педагогика. Под ред. В. В. Белорусовой и И.Н. Решетень. М., «Физкультура и спорт», 1987.

9. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.

10. Психологические вопросы физического воспитания в школе. – М., 1996.

11. Психология. Под ред. В. М. Мельникова. М., «Физкультура и спорт», 1987.

12. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Проф. Ю.Ф. Курамшина. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.

13. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. М., «Физкультура и спорт», 1978, 206 с., ил.

14. Физическая культура студента: Учебник / под ред. профессора, д.п.н., В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. – 448 с.

15. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.

Скачать архив с текстом документа