Формирование профессиональной компетентности будущих дизайнеров
СОДЕРЖАНИЕ: Формирование профессиональной компетентности будущих дизайнеров Субхангулова Л.М., аспирант кафедры теории и методики профессионального образования
Формирование профессиональной компетентности будущих дизайнеров
Субхангулова Л.М., аспирант
кафедры теории и методики профессионального образования
специальность педагогики и психологии профессионального образования
старший преподаватель
факультета «Дизайн и Сервиса»
г. Уфа, Башкирского экономико-юридического техникума (БЭК)
Образование есть деятельность растущего человека в специально организованной среде, взывающей его к мотивированной познавательной активности, насыщая новым, все более трудным, посильным учебным материалом. Образовательная среда, постоянно расширяющаяся сфера жизнедеятельности растущего человека – студента, включающая в себя все большее богатство его опосредованных культурой связей с окружающим миром.
Создание условий для становления и развития профессиональных качеств в ссузе – это тот резерв, который может обеспечить приближение обозначенной цели. Целенаправленно организованная среда для студента-дизайнера позволяет у будущего специалиста сформировать потребность в совместной деятельности, выработать стратегию взаимодействия, овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Развитие образовательной среды для студентов–дизайнеров выступает необходимым условием потому, что именно в пространстве ссуза, происходит студенческий обмен ценностями профессии дизайнера, осуществляется ценностное взаимодействие преподавателя и студента.
В современной педагогической литературе уделено достаточно внимания проблеме влияния среды на образование личности. Данная проблема рассматривалась в исследованиях В.Ю. Беляева, В.А. Иньковой, В.А. Козырева, В.А. Красильниковой, Г.В. Менг, В.Н. Нестеренко, И.Г. Полищука, Н.А. Сизинцевой, Д.В. Чернилевского.
Образовательная среда учит извлекать знания из собственной деятельности, из наблюдений и восприятий, раскрывать жизненное значение изучаемых объектов, вооружает азбукой логического мышления, осознанного восприятия вещей и слов, учит постигать принципы собственных действий и руководствоваться ими в новых ситуациях.
Образовательная среда является важнейшим условием формирования профессиональной компетентности студентов дизайнеров.
Специфика созданной творческой образовательной среды кафедры дизайна в значительной степени определялась внешними связями, выходом преподавателей и студентов (субъектов) за пределы университетской жизнедеятельности.
Для реализации принципа моделирования будущей деятельности в процессе обучения возникает необходимость в организации творческих, факультативных форм организации учебного процесса. Это творческие группы, научно-творческие лаборатории, где студенты на практике применяют полученные знания и умения, реализуя свой творческий потенциал. В мастерской кафедры проводится совместная работа студентов с преподавателями и мастерами производственного обучения. Совместное творчество играет большую роль в формировании образного и профессионального мышления. Разрабатывая эскизы, студенты погружаются в круг задач, вплоть до разработки сценария показа, самостоятельно принимая решения, используя при этом знания, полученные в процессе обучения.
Формированию профессиональной компетентности будущего дизайнера способствует участие в деятельности творческой лаборатории композиционного анализа, будущие специалисты выполняют роли организатора, дизайнера, конструктора, технолога, которые формируют профессиональную компетентность. На этом этапе особое значение приобретает педагогическая поддержка будущего дизайнера, анализ профессиональных и жизненных ситуаций, адекватная оценка своих возможностей, личной позиции и мотивации к самосовершенствованию в профессиональной деятельности.
Специально созданная среда способствует развитию потребности в получении новых знаний в области проектирования интерьера, зданий, архитектурно – ландшафтной среды. Анализ результатов учебной деятельности студентов–дизайнеров специализации «Дизайн», показал, что эффективным способом самореализации студентов в творчестве является конкурсная деятельность в сфере дизайна.
Метод целенаправленного педагогического наблюдения позволил определить, что студенты, вовлеченные в сферу профессиональных интересов, посредством конкурсов, выставок и участием в конференциях приобретают социокультурный «опыт жизни», лучше ориентируются в информационном пространстве, занимают инициативную позицию при решении проектных задач.
Каждый студент-дизайнер включен в ряд социальных взаимодействий. Ежедневная жизнь будущего специалиста-дизайнера связана с другими основными субъектами образовательного процесса: преподавательского состава и студенческой группой. Поэтому одним из факторов, влияющих на формирование профессиональной
компетентности будущего дизайнера являются особенности различных взаимодействий, в которые включен студент ссуза.
Нельзя не согласиться с тем, что необходимым условием становления профессиональной компетентности будущего дизайнера является профессиональная компетентность всего коллектива в целом.
Преподавательский состав кафедры «Дизайн» (и ссуза в целом) играет важную роль в процессе формирования профессиональной компетентности студентов, поскольку преподаватель, является источником тех установок, позиций, которые он стремиться сформировать у будущих специалистов, причем влияет на этот процесс своим гражданским, идейным и нравственным обликом.
Преподаватели ссуза, как специалисты в определенной области знаний в ходе учебно–воспитательной работы, производственной практики, курсового и дипломного проектирования демонстрирует обучающимся творческое отношение к профессиональной деятельности.
Также, свои знания и опыт передают студентам педагоги –осуществляется чтение лекций, руководство научно – исследовательской работой, практикой, выпускными квалификационными работами студентов. В осуществлении процессов творческого коммуникативного взаимодействия мы основываемся на том, что условием последующего самообучения и дальнейшего развития личности является
формированная потребность в приобретении новых знаний и умений.
Результаты целенаправленного педагогического наблюдения подтверждают, что рефлексивное субъект – субъектное взаимодействие в творческом процессе проектирования формирует наиболее высокий уровень творческой позиции личности, расширяет спектр мотивации учебно-проектной деятельности. Отсутствие активности студента – дизайнера в учебно-познавательной проектной деятельности формирует пассивных исполнителей в будущей профессиональной деятельности.
Производственная практика способствует овладению профессиональным мастерством, навыками работы в рабочем коллективе. Последнее особенно важно, так как художественное произведение в области дизайна является продуктом коллективного труда художника-автора и мастеров-рабочих. Создание такого произведения искусства всегда связано с производственным процессом, а значит и со многими специалистами, обеспечивающими выпуск продукции. Поэтому выполнить произведение в определенной технологической системе без утери элементов, раскрывающих замысел, можно только при осознании и практическом освоении возможностей, имеющихся в конкретном материале на конкретном производстве. Всему этому служит производственная практика, включающая изучение технологии непосредственно на производстве, участие в производстве, а также изготовление собственных проектов в материале.
Профессиональное творчество студентов к концу обучения становится более самостоятельным. При этом задача педагогов состоит не только в том, чтобы обучить будущего специалиста мастерству, а предполагает выявление, становление и развитие его творческой индивидуальности как неповторимого единства мировоззрения, внутреннего мира и творческих способностей.
Такой подход способствует формированию у студентов – дизайнеров на занятиях по дизайн проектированию устойчивой потребности в художественно-творческой деятельности на основе дальнейшего самообучения, что приводит к самоактуализации личности в реальной профессиональной деятельности.
В результате прослеживается положительная динамика в отношении к профессии, умение вступать в общение и поддерживать межличностные отношения с целью решения профессиональных задач.
Студенты, активно действующие в рамках обозначенной среды, значительно усовершенствовали свои знания и умения, осознавая их востребованность на практике. При обучении в специально организованной образовательной среде у студентов стремительно возрос интерес к предстоящей деятельности дизайнера, развивалось ценностное отношение к профессии, в целом повысился уровень профессиональной компетентности.