Формирование у детей дошкольного возраста гуманного отношения к природе
СОДЕРЖАНИЕ: В статье представлены научно-методические аспекты формирования у детей дошкольного возраста гуманного отношения к природе; выявлены педагогические условия воспитания гуманизма, показано взаимодействие дошкольного учреждения и семьи, направленное на становление предпосылок нравственно-ориентированной деятельности детей в мире природы.Формирование у детей дошкольного возраста гуманного отношения к природе
Л.Г. Нисканен,А.В. Прокопова
Сегодня особенно остро стоит вопрос о нравственном, гуманном отношении человека к миру природы. Это связано с потребительским и часто агрессивным отношением к природе, девальвацией нравственных ценностей. Эти и другие негативные тенденции деструктивно влияют на развивающуюся личность ребенка, в результате чего у него воспитывается прагматичное, антигуманное, а порой и жестокое отношение ко всему живому. Из сказанного следует, что формирование нравственной, гуманной личности необходимо начинать как можно раньше, уже в дошкольном возрасте.
Психологи и педагоги отмечают, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития у детей нравственно-ориентированной деятельности в природе (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф. Виноградова,
А.В. Запорожец, С.А. Козлова, В.Г. Нечаева и др.). У дошкольников появляется бескорыстная нравственная мотивация: они начинают испытывать потребность в проявлении добра, заботы о ком-либо, осознавать обязанности как перед другими людьми, так и перед объектами живой и неживой природы. Кроме того, они становятся способными понимать и оценивать значимость своих нравственных качеств, совершаемых поступков.
Природа представляет собой богатый материал для воспитания у дошкольников гуманизма. Общение с ней побуждает детей к размышлению о ценности всего живого, об ответственности каждого человека за все, что происходит с ним. Иногда ребенку не просто выразить и проявить гуманное отношение ко взрослому, сверстнику, значительно легче это сделать во взаимодействии с природой, когда дошкольник чувствует себя более уверенным, сильным, умеющим и знающим.
В дошкольном учреждении педагог имеет возможность целенаправленно формировать у ребенка гуманные качества, отслеживать динамику произошедших изменений в его нравственной сфере. Следует исподволь подводить дошкольников к тому, что необходимо не только сочувствовать объектам природы, но и оказывать им посильную, действенную помощь; важно сформировать у них понимание того, что животные и растения нуждаются в бережном и заботливом отношении к ним.
Экологически целесообразное поведение представляет собой совокупность знаний и активных проявлений ребенка: интерес к явлениям природы, понимание специфики живого организма, его потребностей, умение создавать для него необходимые условия; желание эмоционально откликаться на состояние животных и растений, их красоту. Отсюда следует, что воспитание у детей дошкольного возраста данного поведения возможно, но оно должно осуществляться системно, через единство формирования положительных чувств, знаний и навыков нравственно-ориентированной деятельности в природе.
Эта деятельность будет эффективной, если опираться на присущую дошкольнику эмоциональность, на положительные чувства к природным объектам, которые в свою очередь будут мотивировать детей на приобретение природоведческих знаний и на осознанное, гуманное поведение в окружающем мире. С этих позиций особенного внимания заслуживает развитие у детей таких чувств, как эмпатия, сопереживание, сочувствие, так как они основаны не на рациональном (прагматическом) взаимодействии с природой, а на желании эмоционально откликнуться на ее нужды, оказать помощь, заботу.
Следует учитывать, что взаимодействие с природой вызывает у ребенка яркие эмоциональные переживания, стремление испытывать эти чувства снова и снова. У дошкольника появляется желание быть рядом с объектами природы, оказывать им посильную помощь.
Для формирования гуманного отношения к природе необходимо, чтобы ребенок овладел системой экологических знаний, основанных на естественно-научных идеях: единстве живого и неживого; приспособленности живого организма к среде; многообразии и изменчивости природы; видении человека и природы как единого целого. В основе познания детьми природного мира лежит интерес, который постепенно приобретает познавательную направленность, если основан на «эффекте новизны» (Л.И. Божович, Л.С. Выготский,
В.Н. Мясищев, С.Г. Якобсон и др.). У дошкольников можно формировать достаточно стойкий и глубокий познавательный интерес к природному окружению, если опираться на эмоции ребенка, вызывать у него чувства радости, грусти, удовольствия, развивать стремление к познанию и др. (Н.Ф. Виноградова).
Доказано, что общение ребенка с объектами природы происходит благодаря непосредственной деятельности, в которой дошкольник активно познает окружающий мир, усваивает нормы и правила поведения и взаимоотношений с животными и растениями.
Гуманное, осознанно-правильное отношение к явлениям и объектам живой природы воспитывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, которые составляют его непосредственное окружение.
Особенность воспитательно-образовательного процесса заключается в том, что формирование гуманного отношения к живым объектам должно осуществляться во всех видах детской деятельности: бытовой, трудовой, игровой, учебной, художественной, что позволяет обеспечить дошкольникам систематическое, непосредственное, эмоционально-насыщенное взаимодействие с животными и растениями.
Эффективность сформированности нравственно-ориентированного поведения в природе определяется его прочностью и гибкостью, то есть способностью проявить его не только в привычных условиях взаимодействия со знакомыми объектами, но осуществлять перенос на другие объекты, требующие заботы.
Анализ исследований в области экологического воспитания детей дошкольного возраста, изучение практики работы дошкольных учреждений убеждают, что успешность формирования гуманных чувств к природе у детей зависит от того, насколько взрослые способны осуществлять воспитательный процесс. В этой связи основными направлениями нашей экспериментальной работы были: повышение психологической и методической готовности родителей и педагогов к формированию у детей гуманного, заботливого отношения к природе; поиск эффективной технологии экологического воспитания дошкольников; организация взаимодействия в системе «педагог - дети», «дети - родители», «педагог - дети - родители».
Совместная согласованная деятельность всех участников педагогического процесса способствует созданию благоприятных условий для развития у дошкольников заботливого отношения к миру окружающей природы.
Воспитание привычки заботиться об окружающей природе осуществляется при тесном взаимодействии дошкольного учреждения с семьей. В семье через близких людей ребенок получает первый опыт заботливых, гуманных отношений. При этом большое значение имеет настроенность родителей на формирование экологической культуры детей. Поэтому главное в нашей работе с родителями заключалось в том, чтобы вызвать у них интерес и желание воспитывать в детях заботливое отношение ко всему живому; дать им представление о необходимых условиях, способствующих воспитанию этого нравственного качества; убедить в необходимости тесного взаимодействия с дошкольным учреждением; оказать методическую помощь.
Основные формы работы с родителями: родительские собрания, тематические родительские собрания, групповые консультации, индивидуальные беседы, совместная с детьми деятельность по озеленению детского сада и групповых комнат, праздники и коллективные творческие вечера, субботники по благоустройству территории детского сада (осень, зима, весна).
Беседуя с родителями, мы убеждали их в том, что взаимодействие с природой является показателем общего нравственного развития ребенка, раскрывали возможности семьи и каждого ее члена в формировании у дошкольников гуманного, заботливого отношения не только к природному окружению, но и к родственникам, и к другим людям, объясняли, какое большое значение для ребенка имеет пример их собственного поведения.
В результате было выявлено, что достаточно эффективными являются тематические собрания (например, «Несколько шагов к заботливому отношению» и др.). На таких собраниях сообщаются теоретические сведения (что такое заботливое отношение, как его понимают дошкольники, кто в семье может стать объектом такого отношения) и др.
Большое значение имеет организация совместной деятельности детей и родителей в детском саду. Главным образом, это субботники по благоустройству территории детского сада (осенью, зимой, весной). Этот вид трудовой деятельности очень важен с точки зрения проявления заботливого отношения в природе. Дошкольников нужно приобщать к совместной трудовой деятельности со взрослыми, детям можно поручить доступные их возрасту задания: зимой — убирать снег, чистить дорожки, развешивать кормушки для зимующих птиц, весной — подметать территорию участка, помогать убирать ветки, оставшиеся после обрезки деревьев. В коллективном труде у ребят воспитывается бескорыстность, понимание зависимости всего живого от человека.
Как показывает изучение опыта дошкольных учреждений, повышение профессиональной компетенции в области экологического образования требуется и педагогам. Для этого прежде всего необходимо сформировать у них установку на развитие у детей гуманного отношения к природе, раскрыть технологию его становления, обеспечить тесное взаимодействие воспитателей с другими специалистами дошкольного учреждения (психологом, экологом, музыкальным работником, руководителем изодеятельности). Особую значимость приобретает умение педагога организовать в дошкольном учреждении эколого-развивающую среду, обеспечивающую разностороннее знакомство детей с природой ближайшего окружения, и включить все элементы среды в воспитательно-образовательный процесс.
Наибольшую результативность показали разные формы работы с педагогами, среди них семинар-практикум, на котором отрабатывается содержание и технология воспитания у детей заботливого отношения к природе. Для активизации и осмысления собственной деятельности педагогов целесообразно проводить тренинги. Они способствуют повышению профессиональной компетентности педагогов, дают им возможность не только получать полезную информацию, но и овладевать способами эффективного общения и взаимодействия с ребенком, учат лучше понимать себя и дошкольников. Для повышения экологической грамотности воспитателей большое значение имеют консультации (индивидуальные, групповые). Содержание их определяется результатами тематического контроля и наблюдений за работой педагогов дошкольного учреждения. По итогам проведенной методической работы с педагогическим коллективом целесообразно провести педсовет в форме соревнования. Использование такой формы способствовало повышению интереса воспитателей, требовало от них умения показывать все имеющиеся знания, демонстрировать опыт, воображение, творчество.
Работа с дошкольниками была направлена на развитие мотивационной сферы ребенка; обогащение и активизацию эмоционально-положительных переживаний в процессе взаимодействия с животными и растениями; усвоение детьми природоведческих и нравственных представлений; овладение нормами и правилами экологически целесообразного поведения; формирование умений и навыков гуманного отношения к природному окружению.
Была создана экспериментальная программа «Учимся заботиться», которая расчитана на воспитание эмоционально-нравственного отношения к природному миру, навыков и привычек заботливого поведения. С ее помощью также осуществлялось: развитие у детей познавательного интереса к природе; формирование экологических знаний об особенностях строения, поведения, приспособления к среде обитания живых организмов, представлений о нормах и правилах взаимодействия с природными объектами; развитие нравственно-мотивированной деятельности дошкольников в природе. Для реализации данной программы потребовалось обогатить природную среду в группах и в экологической комнате; обеспечить постоянный, непосредственный контакт детей с объектами уголка природы и зимнего сада; организовать систематическую трудовую деятельность. Программа «Учимся заботиться» помогла сформировать у старших дошкольников представления о том, что означает заботливое отношение, кто может нуждаться в заботе, какие чувства нужны ребенку, чтобы он мог проявить заботу.
Педагогический процесс выстраивался в соответствии с принципами чувственного познания, эмоциогенности, систематичности и последовательности, индивидуализации при организации детской деятельности.
Особенность воспитательно-образовательного процесса заключалась в том, что формирование заботливого отношения к живым объектам осуществлялось во всех видах деятельности детей — бытовой, трудовой, игровой, учебной, художественной, это позволило обеспечить дошкольникам систематическое, непосредственное, эмоционально-насыщенное взаимодействие с животными и растениями ближайшего природного окружения.
Важной задачей воспитательно-образовательного процесса являлось накопление детьми эмоционально-положительного опыта взаимодействия с живой природой, поддержание интереса и развитие мотивации. Для этого в живой уголок, зимний сад вносились новые животные и растения (попугай, канарейка, кролик, морская свинка, водяная и сухопутная черепахи; герань, фикус, циперус, монстера), за которыми дети вели наблюдения по собственной инициативе и по заданию воспитателя. В процессе такой работы ребята учились определять состояние живого объекта, обнаруживать причину неблагополучия и устранять ее.
Помимо непосредственного контакта детей с объектами живой природы использовались специальные игры, игровые упражнения, природоведческая литература, живопись, киноматериалы. Эти средства вызывали у детей яркие эмоциональные переживания, побуждали их к проявлению заботы (действовать так же, как герой произведения).
На развитие эмоциональной отзывчивости положительно влияли игровые ситуации, приемы идентификации, антропоморфизации, эмпатийные переживания, которые способствовали переносу ребенком опыта собственных переживаний на живой объект. Эмпатийные переживания способствовали проявлению положительных эмоций.
Гуманное отношение ребенка к природе невозможно, если у ребенка нет представлений о взаимосвязях между строением и образом жизни живого организма, о необходимости удовлетворения его жизненно важных потребностей, о роли взрослого человека и ребенка в поддержании жизни животных и растений, о способах проявления заботы о них. Дошкольникам необходимы также знания о нравственных качествах, от которых зависит заботливое отношение (терпение, настойчивость, сочувствие, сострадание, отзывчивость, трудолюбие, альтруизм).
Экологические и нравственные представления формируются как в непосредственном взаимодействии детей с животными и растениями (наблюдение, труд, экспериментирование), так и опосредованно через этические беседы, чтение и анализ художественной литературы, игры, проблемные ситуации, живопись. В результате дети лучше усваивали знания о животных и растениях как живых существах, о ценности живого. Осознанию дошкольниками необходимости гуманного, заботливого отношения к живым объектам способствовало чтение художественной литературы (М. Горький «Воробьиш- ко», М. Липскеров «Как волк теленочку мамой был», Е. Пермяк «Как Маша стала большой», Л. Толстой «Котенок», К. Чуковский «Айболит») раскрывали ребенку различные нравственные качества человека и способы проявления заботливого отношения. Прочтение завершалось беседой, в которой дети выражали свое отношение к событиям, поступкам героев, учились оценивать их действия, прогнозировать результат.
Вовлечение детей в исследовательскую деятельность, участие в экспериментировании давали им возможность включаться в поиск условий, необходимых для комфортного состояния живого организма.
Для приобретения опыта заботливого отношения к природным объектам детям предлагали ситуацию, когда появлялась возможность проявить гуманное отношение к живым объектам. Такой методический прием способствовал актуализации навыков и привычек экологически целесообразного поведения, стимулировал различные проявления непрагматической мотивации при взаимодействии с животными и растениями. У детей развивались рефлексивные действия, совершенствовались оценочные суждения по отношению к себе и к поведению сверстников, формировалось умение замечать неблагополучие в состоянии живых объектов и исправлять его самостоятельно или с помощью взрослого.
Технология воспитательно-образовательного процесса работы в этом направлении ориентирована на организацию совместной деятельности ребенка со взрослым. Взрослые являются инициаторами и партнерами по ее осуществлению (участие в совместном труде, решение реальных проблемных ситуаций).
В работе применялись методы и приемы, которые воспитывали у детей самостоятельность, инициативность. Это поручения и дежурства, сюжетные игры, реальные и специально созданные проблемные ситуации, задания для самостоятельных наблюдений, упражнения. Приобщение дошкольников к практической деятельности в природе осуществлялось на основе дифференцированного подхода: использование различных по сложности заданий, воздействие на детей через лидеров.
В результате проведенного исследования дети начали понимать, что такое заботливость, по отношению к кому они могут ее проявить и как это следует сделать. Существенным стало то, что дети стали испытывать чувство удовлетворения от того, что они могут оказать кому-то помощь, позаботиться о другом.
Список литературы
Виноградова Н.Ф. Воспитание нравственного отношения к природе у шестилетних дошкольников / Н.Ф. Виноградова. - М.: Просвещение, 1993. - 80 с.
Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка / Л.С. Выготский // Психология личности (тексты) / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Просвещение, 1992. - С. 161-165.
Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей /
С.Н. Николаева. - М.: Новая школа, 1993. - 27 с.
Нисканен Л.Г. Теория и методика экологического образования детей: учебно-методическое пособие для студентов вузов заочной формы обучения / Л.Г. Нисканен. - М.: МГПУ, 2011. - С. 51-63.
Прокопова А.В. Формирование у старших дошкольников готовности к нравственно-ориентированной деятельности в природе: дис. ... канд. пед. наук / А.В. Прокопова. - М., 2011. - 207 с.