Геракл

СОДЕРЖАНИЕ: Геракл - величайший герой Эллады. Образ Геракла в догомеровскую эпоху и в гомеровском эпосе. Геракл в произведениях Гесиода.

Ярослав Захарян

Введение.

Обращая взгляд на историю развития европейской цивилизации и человеческого общества в целом, ясно различается один из основополагающих, базисных и образующих периодов эволюции планетарного социума, определяемых приоритетно эллинской культурной и геополитической моделью, как сотни лет тому назад , так и в настоящее время. Древняя Греция была, есть и вероятно, ещё очень долгое время будет предметом жгучего , постоянного и нескончаемого интереса исследователей в области истории, литературы, психологии, философии, культуры, правоведения, мифологии и, думается, всех прочих общественных наук, основы которых берут своё начало в древнем мире вообще и в античном, эллинском мире, в частности.

Безусловно, чтобы познать , систематизировать и изучить греческую и в целом античную цивилизацию, необходимо первостепенно обратить взгляд на духовную культуру, понять или , по крайней мере попытаться вникнуть в суть образа мыслей, ментального сознания, самоидентификации и идеологии народа её созидавшего. Нужно окинуть взором самые широкие пласты духовной жизни древних греков, и в первую очередь это будут религиозные верования, мифологические образы и сюжеты эллинов, между собой прочно и неразрывно взаимосвязанные.

Данная работа является попыткой на примере вычлененного

фрагмента духовной культуры пролонгированного темпорально и, образно говоря, спирально раскрывающегося и свёртывающегося под воздействием развития общества, показать эволюцию и генезис “греческого духовного мира”, ментальности, персональной идеализации, как формы проявления внутренних представлений народа о величии. А таковым фрагментом является образ величайшего греческого героя древности - Геракла.

Необходимо отметить, что образ настоящего героя, как его понимали древние эллины, отнюдь не являлся их изобретением, открытием или, даже хотя бы последующей прерогативой. Подобные образы крайне популярны у самых разных народов самых различных исторических периодов, относящихся к родственным, взаимопроникающим и абсолютно чуждым культурным традициям. Притом, образы не просто похожи, часто они во многом практически конгруэнтны. Вот даже близко не полный перечень подобных примеров: древневавилинский Гильгамеш, финикийский Мелькарт, библейский Самсон, германо-скандинавский Донар (Тор) и Сигурд , армянские Вахагн и Давид Сасунци, тибето-монгольский Гесер, русский Илья Муромец, англо-саксонский Беовульф и, отчасти, даже индейский Гайавата.

Однако, именно древнегреческий Геракл вобрал в себя все самые лучшие черты героического, те стороны натуры, которые одновременно и сильно возвышали его над другими людьми и делали, а впрочем, и делают его интересным и близким самым различным слоям населения в самых разных странах во все времена. Это сила и благородство, аристократичность и народность , жестокость к врагам и милосердие, великодушие, щедрость и верность долгу, ум и почти детскую наивность.

Чем же образ Геракла привлекателен не только эллинам , но и современным людям? Думается, что можно выявить не менее двух сторон и не менее двух слоёв при ответе на данный вопрос.

Человек всех времён стремился во-первых к совершенству, а во-вторых к силе, и в обоих случаях как к духовным, так и к физическим. И хотя это качества в абсолютном выражении, даже потенциально практически невероятны, но теоретически возможны, и на примере отдельных индивидуумов относительно реализуемы, хотя в двухстороннем комплексе и маловероятны.

Сознательно, человек стремится к совершенству и гармонии, а образ Геракла мыслится именно таковым. Но почему? Видимо в силу совершённых им подвигов, ибо максимальная самореализация всегда виделась людям в отдельности и народам, да и всему человечеству в целом, как насущная потребность и необходимость, а, соответственно, как конечная цель бытия. А Геракл - это наглядный пример ближайшего приближения к этому.

Внешний же слой интереса, вызываемого образом Геракла более очевиден. Последние десятилетия человечество стало гораздо больше внимания уделять здоровью и физическому развитию, а соответственно физической культуре и спорту. А Геракл являет образец героя, щедро одарённого здоровьем и силой (как одной из ипостасей здоровья) и постоянно совершенствующего свои, данные богом (читай природой) качества в свершениях во благо людей (что дополнительно придаёт ему ореол романтизма и мужественности). К слову сказать, Геракл в Древней Элладе считался основателем Олимпийских Игр, а, учитывая всё возрастающее внимание к ним и растущее мировое значение оных, связь античности и современности через образ Геракла становится очевидной.

На протяжении истории постантичного периода деятели культуры, искусства и науки неисчислимое количество раз обращали внимание на античное духовное наследие, огромным, а может основополагающим пластом из дошедшего до нас в котором, является мифология древних греков. Как известно, любимейшим героем древнегреческой мифологии был Геракл, но почему-то это не нашло отражения в последующие времена. Хотя наблюдались отдельные обращения к данному образу, но однако они носили более касательный, неконкретный и поверхностный характер.

Лишь в последние сто лет интерес к мифологии возрос настолько, что деяния древнегреческих героев легенд и мифов стали широко известны, но и поныне выделение отдельных героев и исследование оных (в том числе Геракла) нельзя назвать тенденциозным явлением, что кажется с одной стороны закономерным в свете неразрывной связи с другими персонами и явлениями мифологического мира античности, с другой же стороны по меньшей мере странным, учитывая яркость, широту характеров и натур.

Однако, достаточно углублённо и полно исследованиями греческой мифологии занимались в своих работах Лосев А.Ф., Штоль Г.В. “Мифы классической древности”, Зелинский Ф.Ф. “Сказочная древность Эллады”, Альтман М.С. “Греческая мифология”, Радциг С.И. “Античная мифология”, Тахо-Годи А.А. “Греческая мифология”, Кун Н.А. “Легенды и мифы древней Греции”, Грейвс Р. “Мифы древней Греции”, Парандовский Я. “Мифология”, Гренчени-Вальдапфель И. “Мифология”, Нейхардт А.А. “Герои Эллады”, Голосовкер Я.Э. “Сказания о титанах” и другие. И в целом, древнегреческие мифы и легенды в общем являют собой сформировавшийся в современном человеческом сознании комплекс представлений.

Всё же, необходимо отметить, что при обилии исследовательских работ, ощущается явный недостаток источниковой базы по греческой мифологии, и особенно по древнему её периоду, который как раз и является предметом исследования данной работы.

Безусловно такая база во времена расцвета греческой цивилизации существовала и было наверняка более чем обильной, но до современности не дошла, сохранив лишь упоминания о некоторых авторах и их произведениях, а также преданиях, передававшихся в народе без указания на личности авторов, либо певцов. Самым известным из догомеровских певцов и поэтов является полулегендарный Орфей, который, как считалось был на 10 поколений старше Гомера. Мифы о нём переплетаются мотивами, в том числе с геракловыми (нисхождения в Аид - из подвигов Геракла). Также известен Мусей, бывший учителем, либо учеником Гомера, которому приписывались теогония и различные гимны, в том числе и л деяниях героев (а потому вероятно и Геракла). Некий мифический Лин, певец, якобы сын Аполлона и царской дочери, или по Гесиоду, сын музы Урании и Аполлона. Лина считали учителем Фамирида, Орфея и Геракла, поэтом и мудрецом, превосходившим самого Гомера и по старшинству и по искусству.

К дошедшим источникам относятся гомеровские поэмы “Илиада” и “Одиссея”, произведения Гесиода “Теогония” и др. и дошедшие гимны Архилоха, в которых есть мифологические соотнесения.

Поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея” были созданы в первой трети I тысячелетия до н.э. В той области древней Греции, которая носила название Ионии. “Составителей этих поэм было вероятно очень много, но художественное единство поэм предполагает какого-то неизвестного нам единоличного автора, оставшегося в памяти всей античности и всей последующей культуры под именем слепого и мудрого певца Гомера”1(Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М.,1996. С.34.). И хотя тематическими параллелями и косвенными указаниями поэмы связаны с Геракловым циклом подвигов, но лишь в отдельных стихах встречаются упоминания о самом Геракле, и часто даже не о нём самом, а о его силе и его подвигах в контексте лиц и сюжета эпоса.

Гесиод - возможно, младший современник Гомера или автор, несколько удалённый от него по времени. Как житель консервативной земледельческой области Греции, Беотии, он - наследник и хранитель древнейших традиций в художественной трактовке религиозной тематики. Его поэмы принято относить к VII в. до н.э. Основные дошедшие до нас произведения “Труды и дни” и “Теогония” (“ О происхождении богов”), в которой есть довольно много упоминаний о Геракле. Но в контексте исследования образа Геракла наиболее интересна было бы, не дошедшее произведение “Щит Геракла” - поэма в 480 стихах. В поэме не рассказывалось о всех подвигах Геракла, а изображается его поединок с чудовищем Кикном, сыном Ареса, причём на первом плане - длинное, тяжёлое и напыщенное , с большими преувеличениями изображегние щита Геракла, неудачное подражание XVIII песни “Илиады”, где описывается щит Ахилла.

Архилох - жил на острове Паросе в начале VII в. до н.э., по преимуществу прославился на все времена своими ямбами, почему и сопоставлялся с Гомером. Нам мало известно о его гимнах (хотя его знаменитый гимн Гераклу традиционно исполнялся в честь победителей, хотя и не дошёл до нас ). Писал он также басни, эротические стихотворения и эподы.

В целом, необходимо отметить, что в дошедших до нашего времени письменных литературно-исторических источниках архаического периода развития древнегреческой цивилизации, сведения и упоминания о Геракле совершенно неполны, необстоятельны, поверхностны, отрывочны и неперсонофицированы. На основании них трудно сложить всеобъемлющее и всеохватывающее представление об этом герое.

Целью данной работы и не является охват всех данных, а также создание законченного представления об образе Геракла, ибо на основании дошедших архаических источников о нём это и не представляется возможным. Первостепенной задачей мыслится концентрация и частичная систематизация упоминаний и указаний на Геракла в произведениях древнейших авторов.

1. Геракл - величайший герой Эллады.

Прежде чем исследовать упоминания о Геракле в древнейших источниках, следует обозреть саму личность Геракла, как самого значительного и популярного во всём античном мире героя. Нужно сказать , что даже в Римской культуре культ Геркулеса (так именовался в Риме Геракл) был очень распространён; и даже в культуре древнейших жителей Аппенинского полуострова этрусков существовал культ Геркле, соотносимого с Гераклом, которого почитали как прародителя этрусков.

Итак, Геракл. Вот краткое изложение комплекса сведений о нём на основании всех дошедших данных источников различных видов и жанров. Тиринфский царь Амфитрион, муж Алкмены, дочери Электриона, внук легендарного Персея, сын тиринфского царя Алкея и дочери Пелопа Астидамии отправился в поход против племени телебоев вместе со своим дядей микенским царём Электрионом. В это время Зевс, пленённый удивительной красотой Алкмены, приняв образ её мужа, спустился с Олимпа на её брачное ложе. Вскоре вернулся и сам Амфитрион. В назначенный Зевсом день у Алкмены родилась двойня - сын Амфитриона Ификл и сын Зевса - Алкид, прославившийся впоследствии под именем Геракла; это прозвище было дано ему дельфийской пифией и означало “совершающий подвиги из-за гонений Геры”. Действительно, ревнивая жена Зевса, Гера с самого младенчества ненавидела будущего героя. Богиня наслала на малютку, лежавшего в колыбели, двух огромных ядовитых змей. Но маленький Алкид задушил обеих змей. Хитростью Гера сделала так, что Геракл попал в зависимость от царя Микен и Тиринфа, трусливого и завистливого Эврисфея, сына Ефенела и Никиппы. Но Зевс решил, что Алкид-Геракл будет в подчинении у Эврисфея лишь до совершения им двенадцати великих подвигов, по приказу оного царя. А любимой дочери - богине Афине Зевс поручил оберегать героя и помогать ему. Божественная кровь, текшая в герое проявлялась в необычайных способностях ребёнка, который рос и развивался с необычайной быстротой. “Амфитрион, гордый тем, что растит сына Зевса, наделённого необычайной силой и привлекательностью, дал герою всестороннее образование. Геракл, кроме телесных упражнений и умения владеть оружием, занимался пением и игрой на кифаре.”1(Нейхардт А.А. Герои Эллады. СПб.,1999.С.220). Вскоре Геракл женился на Мегаре. Но богиня Гера наслала на Геракла такое безумие, что он лишил жизни троих своих сыновей и детей своего брата-близнеца Ификла. Дельфийская Пифия для очищения от скверны детоубийства и обретения свободы велела герою идти в Микены и служить Эврисфею до исполнения двенадцати непосильных для простых смертных подвигов.

Вот двенадцать подвигов Геракла, прославивших его навсегда и повсеместно во всей Ойкумене, а ныне, пожалуй, и во всём мире:

1.Геракл задушил Немейского льва - косматое чудовище, от шкуры которого отскакивали стрелы.

2.Геракл убил Лернейскую Гидру - чудовищное порождение Тифона и Ехидны. Змеиное огромное туловище увенчивалось девятью драконьими головами, причём одна из голов была бессмертной, а ядовитый укус гидры был смертелен. В ядовитую кровь и желчь гидры Геракл опустил свои стрелы и с той поры раны от его стрел стали неизлечимы.

3.Геракл истребил стимфалийских хищных птиц, угрожавших всему живому медными клювами, когтями и бронзовыми перьями, которые они, взлетая, роняли , нанося жертвам смертельные раны.

4.Геракл изловил керинейскую золоторогую и медноногую неутомимую лань, любимицу богини Артемиды.

5.Геракл обезвредил чудовищного эрифманского вепря, зверя с огромными клыками и бешеным нравом.

6.Геракл за один день вычистил гигантский скотный двор царя Элиды, Авгия, сына великого бога Гелиоса. Авгий обманул Геракла, не отдав ему обещанную награду. За это впоследствии герой напал на царя Элиды, убил его и захватил богатую добычу. После победы Геракл принёс щедрые дары богам, и учредил на равнине Элиды, среди священных олив, посаженных собственоручно героем в честь богини Афины, Олимпийские игры, которые праздновались каждые четыре года.

7.Геракл укротил свирепого критского быка царя Миноса, предназначенного в жертву Посейдону. Впоследствии отпущенного быка настиг и убил в марафоне Тесей из Афин.

8.Геракл увёл неукротимых коней-людоедов царя Фракии Диомеда, сына Ареса.

9.Геракл завоевал чудесный пояс Ипполиты, царицы амазонок. Этот подвиг помогал ему совершать, среди прочих, Тесей - другой замечательный герой Эллады.

10.Геракл угнал стадо коров великана Гериона, убив двухголового пса Орфа и убив самого Гериона.

11.Геракл голыми руками укротил трёхголового стража подземного царства мёртвых Аида - чудовищного пса Кербера. Попутно, Геракл освободил из царства мёртвых Тесея.

12.Геракл добыл знаменитые золотые яблоки из сада Гесперид - дочерей титана Атласа, державшего на своих плечах весь небесный свод. Попутно он перехитрил вещего старца Нерея; победил злокозненного великана Антея, сына богини земли Геи и Посейдона; заколол царя Египта Бусириса; освободил титана Прометея.

Помимо этого, по исполнении двенадцати великих подвигов, Геракл совершил ещё немало героических деяний - победив в борьбе могучего соперника - речного бога Ахелоя, женился на прекрасной Деянире, дочери калидонского царя Ойнея, покорил Эвбею и пленил прекрасную Иолу, решив жениться на ней. Желая отомстить, Деянира послала мужу отравленные одежды. Геракл в страшных мучениях решил покончить с собой, но смилостивившиеся боги вознесли его на Олимп и даровали ему бессмертие, приравняв к богам-олимпийцам, а Гера, забыв свою ненависть, отдала в супруги обожествлённому Гераклу свою прекрасную дочь, богиню вечной юности, Гебу.

И кроме того, есть много сюжетов прямо или косвенно связанных с прославленным героем Эллады, среди которых битва с кентаврами; победа Геракла над богом смерти Таната для вызволения жены своего друга Адмета, Алкестиды; спасение дочери Лаомедонта Гесионы; служба в течении трёх лет Эвриту во искупление убийства невинного Ифита; взятие приступом Трои; сражение, вместе с богами, против гигантов и многие другие. Ряд мифов посвящён деяниям Гераклидов, то есть потомков Геракла.

Вероятно, часть легенд, связанных с Гераклом не дошла до нас. Многое, не исключено дошло в искажённом или спутанном, неверно персонифицированном виде, но всё это не умаляет значения образа в древнегреческом сознании, а значит и во всей античной культуре.

Образ Геракла безусловно один из самых ярких, красочных, магнетичных, многогранных и многоликих в культурной традиции античной Греции.

2. Образ Геракла в догомеровскую эпоху и в гомеровском эпосе.

К величайшему сожалению историков античности, археологов, филологов и других исследователей, современная наука не имеет в своём распоряжении более древних античных письменных источников, нежели эпические поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея”. Поэтому, заключения и аналитические выводы по более раннему периоду мифологических представлений эллинов приходится в основном и, практически полностью, делать на основании гомеровских и более поздних письменных источников, часто не достаточно точно или слишком тенденциозно, односторонне, ангажировано отображающих представления и ментальные особенности культурных процессов, происходивших в более ранние периоды развития древнегреческой цивилизации.

Ныне, уже не представляется возможным достоверно реконструировать мифологический образ Геракла в период предшествующий появлению поэм Гомера, но то, что персона этого героя задолго до событий описываемых в “Илиаде” и “Одиссее” присутствовала в мифологических и легендарных песнях эллинов и их культурно-религиозных представлениях предполагается абсолютно безусловным. Этот тезис становится совершенно понятным и очевидным, учитывая те сравнения и сопоставления, которые приводятся в гомеровском эпосе

Хотя Геракл и не является значительным персонажем поэм Гомера “Илиада” и “Одиссея”, но однако его образ прослеживается в этих произведениях. “В поэмах Гомера действует единый по своей внутренней содержательной структуре идеал “хорошего” или “лучшего человека”, на который ориентировано и которому следует изображение каждого героя эпоса.

В соответствии с этим эпический герой должен быть непременно “беспорочным”, “достойным удивления”, “благородным”, “хорошим”, иметь “силу”, и, будучи “сильным”, в эпическом “гневе”, “ярости” являть “доблесть” и “способность” к подвигам, приносящим герою с одобрения соплеменников “честь”, “дары” и “славу” в веках. “Стыд” героя - страж эпического идеала.

Именно такими предстают перед нами герои гомеровского эпоса - и Геракл, ....” 1(Шталь И.В. “Одиссея”-героическая поэма странствий. М., 1978. С.72)

Однако, Геракл предстаёт в первую очередь как эталон, как высшая планка на которую вольно или невольно приходится равняться героям “Илиады” и особенно “Одиссеи”. Герои в древнегреческих представлениях полубог, богатырь, один из родителей которого обычно был смертным (по большей части из царского рода), а другой - бессмертный бог Олимпа. Традиционно различаются три поколения героев. Первое поколение героев принадлежит к роду титанов, враждебных Кронидам. Почти все они зевсоборцы: Тантал, Сизиф, Салмоней, Иксион и др., и низвергнуты в тартар. Второе поколение героев - великие подвижники, истребители великанов, титанических чудовищ и народов. Самые могучие из героев-полубогов - подвижников были сыновьями Зевса: Персей, Геракл и др. Третье поколение героев - участники героических Фиванских и Троянских войн. Нужно сказать, что условно эпические герои Гомера могут быть разделены даже не на три, а на четыре поколения по степени падения их героизации. Первое-второе поколение героев относится к более ранним временам и более значительным личным подвигам. Эти герои более эпичны и более близки к богам. Они отчасти даже соперничают с богами и порой побеждают (Геракл - Танат, Геракл - Ахелой....). Третье также величественно, но в целом уступает первым и признаёт это.

Во всяком случае в ответ на приглашение в состязании Одиссей говорит феакам:

“Сколько ни есть средь мужей состязаний, не плох ни в одном я.

Руки недурно мои полированным луком владеют:

Прежде других поражу я противника острой стрелою

В гуще врагов, хоть кругом бы и очень товарищей много

Было и меткую каждый стрелу на врага бы нацелил.

Луком один Филоктет меня побеждал неизменно

Под Илионом, когда мы, ахейцы, в стрельбе состязались;

Что же до прочих, то лучше меня никого, полагаю,

Нет теперь между смертных людей, кто питается хлебом.

Против же прежних людей я бороться никак не посмел бы,

Против Геракла иль против Еврита, царя Эхалии.

Луком не раз состязались они и с самими богами,

Вот почему и погиб великий Еврит, не достигнув

Старости в доме своём; умертвил Аполлон его - в гневе,

Что его вызвать посмел он в стрельбе состязаться из лука.

Дальше могу я достигнуть копьём, чем иные стрелою.

Только боюсь, чтоб ногами меня кто-нибудь из феаков

Не победил: истощили меня не совсем, как обычно,

Ярые волны морские: не всю ведь дорогу проделал

На корабле я сюда. И члены мои ослабели”.

(Гомер.Одиссея, VIII, 214-233).

Четвёртое, условно выделяемое, поколение вообще формально не относится к героям, но, однако, эпитеты и определения, применяемые Гомером по отношению к ним имеют героические корни. Таковы несчастный отец Одиссея Лаэрт, сын Одиссея Телемах, его друг Пирей и другие.

И в “Илиаде” и в “Одиссее” подобная смена поколений ощущается самими героями; ощущается как этико-эстетический сдвиг, как переход от лучшего к худшему:

“Редко бывает с детьми, чтоб они на отца походили, --

Большею частию хуже отца, лишь немногие лучше.”

(Гомер. Одиссея., II, 276-277).

Геракл гомеровских поэм - вечный боец и вечный борец. Геракл -“соучастник великих подвигов”(Гомер. Одиссея, XXI, 26), “вечно неодолимый в гневе” (Гомер. Одиссея, XI, 270), в царстве мёртвых он - “вечно целящийся из лука” или “вечно спускающий стрелу” (Гомер. Одиссея, XI, 608), а на его нагрудной перевязи - изображение некогда свершённых им деяний, сцены битв с врагами и борьбы с чудовищами:

“Огненноокие львы, медведи и дикие свиньи,

Схватки жестокие, битвы, убийства изваяны были”.

(Гомер. Одиссея, XI, 611-612)

Конечно, Геракл в “Одиссее” не главное действующее лицо, но он находится в духовной близости с Одиссеем, из-за схожести во многом их участи. Поэтому Одиссей, который - “мы” с ахейскими героями, сражавшимися под троей, также “мы” он и с предшествующим поколением героев в лице Геракла.

“....Что, злополучный, и ты, как я вижу, печальную участь

Терпишь, - подобную той, какую под солнцем терпел я?”

(Гомер. Одиссея, XI, 618-619)

- уравнивает с собой Одиссея Геракл при встрече в царстве мёртвых.

Но злая участь Геракла, которая, как он чувствует , сближает с ним Одиссея, состоит в подчинении значительно худшему мужу (Гомер. Одиссея, XI, 621), и как следствие в “тяжких подвигах” (Гомер. Одиссея, XI, 622), из которых подвиг путешествия в Аид тяжелее, “сильнее” (Гомер. Одиссея, XI, 624) любого другого.

“Был я им послан сюда, чтобы пса привести. Полагал он,

Неисполнимее подвига быть уж не может другого.

Подвиг свершил я, и пса из жилища Аидова вывел”

(Гомер. Одиссея, XI, 623-625)

- рассказывает Одиссею Геракл о поручении Еврисфея, приведшим его, живого в царство мёртвых.

Сила Геракла многократно прямо и косвенно упоминаема в гомеровских поэмах, как предмет преклонения, подражания и сравнения.

“Сих предводил Тлиптолем, копьеборец, гибельный в битвах, Силы Геракловой сын, рождённый с младой Астиохой, Взятой героем в Эфире, у вод Селлеиса, когда он Многие грады рассыпал питомцев Зевсовых юных.

Сей Тлиптолем, лишь возрос в благосозданном доме Геракла.

Скоро убил, безрассудный, почтенного дядю отцова,

Старца уже седого, Ликимния, отрасль Арея.

Быстро сплотил он суда и с великою собранной ратью

Скрылся, бежа по морям, устрашаяся мести грозивших

Всех остальных,- и сынов, и потомков Геракловой силы.”

(Гомер. Илиада, II, 657-667)

“Ликии царь Сарпедон! Какая тебе неизбежность Здесь между войск трепетать, человек незнакомый с войною? Лжец, кто расславил тебя громоносного Зевса рожденьем!

Нет, несравненно ты мал пред великими теми мужами,

Кои от Зевса родились, меж древних племён человеков,

И каков, повествуют, великая сила Геракла

Был мой родитель, герой дерзновеннейший, львиное сердце!”

(Гомер. Илиада, V, 633-639)

“Сына Геракла, столь славного силой и мужеством львиным”

(Гомер. Одиссея, XI, 267)

“После явилась Мегара; Креон, необузданно смелый,

Был ей отцом; а супругом Геракл, в испытаниях твёрдый.”

(Гомер. Одиссея, XI, 269-270).

Но порой прослеживаются и мотивы необузданности и неуправляемости силы, как бы являясь отголоском древнего страха перед божественной силой и подчинённости даже героев иногда безумной воле богов.

“Ифиту иск удался; но погибелью стала удача:

К сыну Зевсову, славному крепостью силы великой

Мужу, Гераклу, свершителю подвигов чудных, пришёл он, -

В доме своём умертвил им самим приглашённого гостя

Зверский Геракл, посрамивши Зевесов закон и накрытый

Им гостелюбно для странника стол, за которым убийство

Он совершил, чтоб коней громкозвучных присвоить.”

(Гомер. Одиссея, XXI, 24-27).

Таким образом, в гомеровском эпосе Геракл, не являясь основным действующим лицом присутствует как образец и идеал силы, дерзновенности (эпитет употреблявшийся Гомером для характеризации самых великих героев), необоримости и неустрашимой всесокрушающей моши. Геракл являет в “Илиаде” и “Одиссее” образ человека, но не простого смертного, а богоравного, в своём величии сравнимого лишь с Олимпийскими богами, а потому достойного подражания.

3. Геракл в произведениях Гесиода.

В поэме Гесиода “Теогония” (“О происхождении богов”), после пролога, посвящённого Музам, дан сухой и прозаический перечень сначала основных божеств, а потом браков богов со смертными женщинами.

“Следует отметить, что эпос Гесиода, вобравший мифо-эпические предания греческой архаики, несравненно более глубокой, нежели в эпосе Гомера, сохранил в детали , в намёке, в эпической формуле сведения о мифо-эпических представлениях,....и предания о богах, изначально чуждых греческому пантеону династической линии Уран-Крон-Зевс и вошедших в него, видимо, извне”.1(Шталь И.В. Греческий архаический эпос.// О происхождении богов. М., 1990. С.16.).

Исходя из этой посылки возможным делается предположение о внесении многих черт, присущих Гераклу из иных, нежели эллинская культурных традициях. Предпочтительно из более близких ахейской традиции, возможно из финикийского эпоса о Мелькарте. Вполне вероятно привнесение самого героического образа Геракла с региона Ближнего Востока (поражают сюжетные сходства с эпическими сказаниями о Гильгамеше). Хотя, безусловно, законченность, форму, особенности Геракл приобрёл в самой Греции. Также кажется вероятным родство образов эллинского Геракла и библейского Самсона, берущих свои истоки от одного корня.

Поэтому, образ Геракла раскрываемый частично в “Теогонии” Гесиода предположительно более близок к представлениям древнейшего периода развития эллинов.

Ко всему вышесказанному, необходимо добавить и тот немаловажный для построения стройного и законченного представления о архаической греческой мифологии факт, что Гесиод по уровню своего поэтического дара и художественного таланта явно и сильно уступал Гомеру, а потому в его повествованиях предположительно гораздо меньше вымысла, собственных добавлений, литературной обработки известных ему сведений. А потому сведения о мифологии того периода кажутся более достоверными, нежели гомеровские. Небезосновательно было бы предположить, что Гомер во многом достраивал, комбинировал, произвольно воссоздавал части мифологической культуры, не известные, либо не подходившие ему по сюжету, характеру, форме, либо иным сторонам литературного моделирования.

Однако основные сюжеты, типажи, персоналии и отношения богов и людей , в преданиях, изложенных Гесиодом как в целом, так и относительно персоне и образу данного исследования, не входят в противоречие, и , более того, в магистральных линиях вполне соответствуют тем, какие мы находим у Гомера.

Геракл, конечно так же в первую очередь силён и непреклонен в достижении самых трудных целей, в выполнении самых трудноразрешимых задач.

“Герионея того умертвила Гераклова сила

Возле ленивых коров на омытой водой Ерифее.

В тот же направился день к Тиринфу священному с этим

Стадом коровьим Геракл, через брода пройдя Океана,

Орфа убивши и стража короьего Евритиона....”

(Гесиод. Теогония., 289-293).

“Силой Кипридиных чар Океанова дочь Каллироя

Соединилась в любви с крепкодушным Хрисаором мощным

И родила Гериона ему, - между смертными всеми

Самого мощного, сила Геракла его умертвила

Из-за коров тяжконогих в омытой водой Эрифе”.

(Гесиод. Теогония, 980-984).

Здесь явно прослеживается обращение к десятому подвигу из двенадцати великих деяний Геракла, похищению коров Гериона.

“......................сама белорукая Гера-богиня,

Неукротимою злобой пылавшая к силе Геракла.

Гибельной медью, однако ту Гидру сразил сын Кронида,

Амфитрионова отрасль Геракл, с Иолаем могучим,

Руководимый советом добытчицы мудрой Афины”.

(Гесиод. Теогония, 314-318).

Имеется ввиду второй подвиг Геракла, уничтожение Лернейской Гидры.

“Также Немейского льва, в любви сочетавшися с Орфом.

Лев этот, Герой вскормленный, супругою славною Зевса,

Людям на горе в Немейских полях поселен был богиней.

Там обитал он и племя людей пожирал земнородных,

Царствуя в области всей Апесанта, Немеи и Трета.

Но укротила его многомощная сила Геракла”.

(Гесиод. Теогония, 327-332).

Тут, как и в двух вышеприведённых фрагментах проясняется вопрос происхождения очередного чудовища - Немейского льва, убийство которого было первым подвигом Геракла, из шкуры которого, отражавшей стрелы, герой сделал себе плащ, завязав лапы шкуры на своей могучей груди. Кстати сказать, именно в таком виде , в шкуре льва и с палицей в руках и вспоминается обычно образ Геракла.

Кроме этих упоминаний Гесиод в “Теогонии” передаёт миф о Прометее, которого также освобождает Геракл.

“А Прометея, на выдумки хитрого, к средней колонне

В тяжких и крепких оковах Кронид привязал Громовержец

И длиннокрылого выслал орла: бессмертную печень

Он пожирал у титана, но за ночь она вырастала

Ровно настолько же, сколько орёл пожирал её за день.

Сыном могучим Алкмены прекраснолодыжной, Гераклом,

Был тот орёл умерщвлён, а сын Иапета избавлен

От жесточайших страданий и тяжко-мучительной скорби, -

Не против воли высокоцарящего Зевса - Кронида;

Ибо желалось Крониду, чтоб сделалась слава Геракла

Фаворождённого больше ещё на земле, чем дотоле.

Честью великой решив отличить знаменитого сына,

Гнев прекратил он, который дотоле питал к Прометею”.

(Гесиод. Теогония, 521-533).

И уже в конце “Теогонии” Гесиод повествует о происхождении Геракла и его родственных связях, несколько более развёрнуто.

“Мощную силу Геракла на свет породила Алкмена,

В жаркой любви сочетавшись с Кронидом, сбирающим тучи.”

(Гесиод. Теогония, 543-544).

“Сын необорно-могучий Алкмены прекраснолодыжной,

Сила Геракла, приведши к концу многостонные битвы,

Сделал супругой почтенной своею на снежном Олимпе

Златообутую Герой от Зевса рождённую Гебу.

Дело великое между богов совершил он, блаженный,

Ныне ж, бесстаростным ставши навеки, живёт без страданий.”

(Гесиод. Теогония, 950-956).

Творчество Гесиода в отличии от гомеровского отражает мифологические представления нового периода развития древнегреческого общества. “Родовая община шла к упадку. И если Гомер был кануном классового общества, то Гесиод отражает уже ориентацию человека в пределах классового общества. Мифология, достаточно расшатанная уже у Гомера, прямо превращалась либо в мораль (дидактический эпос), либо в предмет собирательства и каталогизации (генеалогический эпос).1(Лосев А.Ф. Античная Литература. М.,1997. С.66.).

Заключение.

Образ Геракла - ярчайший героический мифологический образ в древнегреческой культуре, оказавший огромное и разнообразное влияние на процессы формирования представления греков о героике, героическом, человеческом величии и божественной воле, сочетании красоты, силы и идеалов справедливости и необоримой решимости в достижении самых невероятных целей. Одновременно и сам образ изменялся под воздействием развития эллинской культуры. И соответственно, можно говорить о взаимозависимости , взаимопроникновении, симбиотическом синергизме реальности с мифологией через идеал человека в образе Геракла. Условно говоря, если бы Геракл не существовал в античной мифологии, его следовало бы придумать, ибо вполне вероятно, что тот мир который ныне именуется европейской цивилизацией и к которому человечество привыкло без образа замечательного легендарного героя Древней Греции Геракла был бы совершенно иным.

Рассмотренный в данной работе ранний , так называемый архаичный период развития греческой цивилизации в историографическом, применительно к персоне Геракла и представлений о нём, смысле видится формообразующим, по причине отсутствия более ранних письменных источников. А потому видимо и наиболее достоверным, ибо вероятность базисного оттолкновения от оного наиболее значительна для последующих эпох, особенно учитывая огромный авторитет Гесиода, и, особенно, Гомера среди более поздних авторов и исследователей.

Итак, как Гомер, так и Гесиод, судя по дошедшим до нас источниках не занимались целенаправленно освещением жизни , деяний Геракла и представлений о нём, однако, однозначно, были не только знакомы с образом этого героя, но и прекрасно осведомлены о его легендарно-мифических подвигах, происхождении, родовых и прочих связях. Также авторы имели безусловно субъективное, но вполне адекватное суждение о чертах характера, жизненном пути и стремлениях сына Зевса и Алкмены.

Вероятно, многое в образе было привнесено из других цивилизаций. Герой скорее всего не имел реального прототипа, а наиболее весомым кажется мысль о собирательном прообразе, сконцентрированном в одной личности в самом плотном (даже по сравнению с другими героями) виде.

Образ Геракла, созданный архаичными греческими авторами широк, разносторонен, ярок. Он воплощает лучшие черты воина - эллина древних времён. К сожалению, в связи с узостью источниковой базы заметны лишь два взгляда на личность Геракла - Гомера и Гесиода; но даже они дают объёмную картину представлений о величайшем герое Античности.

Скачать архив с текстом документа