Реформы Петра Первого 3

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 1. Военная реформа Петра I 4 2. Административная реформа Петра I 12 Заключение 19 Список литературы 20 Приложение А 21 Приложение Б 22

Содержание

Введение ............................................................................................. 3

1. Военная реформа Петра I.............................................................. 4

2. Административная реформа Петра I............................................. 12

Заключение ........................................................................................ 19

Список литературы ........................................................................... 20

Приложение А.................................................................................... 21

Приложение Б..................................................................................... 22


Введение

Великий реформатор претворил в государственное устройство многочисленные изменения: произвел и военную реформу, изменил административное деление, активно участвовал в составлении правовых кодексов и т.д.

Деятельность Петра создала все условия для более широкого знакомства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм и представлений Московской Руси.

Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток российских правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы - все это становилось делом всей страны.

XVII век был временем, когда Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло продлиться не один ряд поколений. Реформы, как бы они ни были исполнены Петром, они были его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым.

Целью данной контрольной работы является наиболее полное и содержательное изучение военной и административной реформ Петра I.

Цель обусловила постановку и решение следующих задач:

- раскрыть основные военные реформы проводимые Петром I;

- рассмотреть административную реформу Петра I.

1. Военные реформы Петра I

Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Они имели наиболее ярко выраженный классовый характер.

До взятия Азова петровские нововведения в армии не были всеобщими, не касались всей армии в целом. И только с 1698-1699 годов непосредственно начинается всеобъемлющая полномасштабная военная реформа.

Первоначально для создания регулярных полков использовались два способа: прием всех желающих («волонтеров») в «вольницу», кроме крестьян, плативших государственные налоги; набор «даточных», т.е. крестьян, которых был оставить помещик в соответствии с установленными пропорциями.

В 1699-1700 годах Петр I провел централизованный набор рекрутов для пехоты. Новая система комплектования армии явилась закономерным итогом развития национальных особенностей русского военного искусства.

В 1705 г. правительство Петра I предприняло следующий шаг: был прекращен прием в «вольницу» и объявлен набор в так называемые «рекруты» непосредственно из крестьянского населения [7, c. 181].

Юридически начало регулярной армии Петра I положено было указами царя от 8 и 17 ноября 1699 года, где были определены источники формирования новых полков:

- первый источник – «охочие люди»

- второй источник – «даточные люди», т.е. собственно сами рекруты.

В итоге из охотников и даточных людей было создано 27 пехотных и 2 драгунских полка, общая численность 32000 человека. Их свели в 3 дивизии (командиры – Автомон Головин, Никита Репнин, Адам Вейде). 25 июня 1700 года в селе Преображенском состоялась торжественная передача первых 14 полков командирам дивизий, этот день принят русской военно-исторической наукой как дата учреждения регулярной армии России.

Заметим, что реформа на этом этапе не коснулась конницы - она, как и прежде, состояла из дворянского ополчения.

Рекрутские наборы проводились по мере надобности, о чем объявлялось в специальных указах. Количество набираемых рекрутов каждый раз определялось заново.

С 1705 до 1713 года (разгар Северной войны на суше) было проведено 10 рекрутских наборов, которые дали армии 337196 человек, что полностью удовлетворяло потребности армии в рядовом составе. До 1709 года рекрутские наборы проводились ежегодно – шла изматывающая Северная война. Распространение воинской повинности на самый многочисленный слой населения – крестьянство – необычайно расширило базу комплектования армии. Одновременно служба становится пожизненной и постоянной [2, c. 300].

Новая система комплектования давала большое преимущество русской армии перед западноевропейскими армиями, основанными на базе наемно-вербовочной системы. Она позволила создать армию с однородным национальным составом.

Рекрутские наборы забирали из народного хозяйства лучшие кадры, ведь набирались только здоровые мужчины в возрасте от 15 до 32 лет, не опороченные никакими преступлениями.

Для руководства государства и армии рекрутская система была более удобной, чем наемно-вербовочная. Однако рекрутские наборы ежегодно безвозвратно забирали до 40000 трудоспособных молодых мужчин.

Судьба рекрутов была тяжелой. В народе возникло сопротивление рекрутским наборам. Поэтому новобранцев заковывали в колодки как преступников, строили для них станции (места сосредоточения войск, мало чем отличавшиеся от этапных тюрем), клеймили специальными наколками, которые староверы называли «печатью антихриста».

Причина существования рекрутской системы заключалась в том, что она полностью соответствовала особенностям социальной и экономической структуры страны. Рекрутская повинность и крепостнические отношения – это две стороны одной медали.

Так создалась устойчивая система, обеспечивающая вооруженные силы людьми, которая просуществовала до 1874г. [3, c. 159]

Военное обучение Петр I возложил на А. Головина и А. Вейде. Обучение офицеров и солдат проводилось уже не по ратному обычаю как в XVII веке, а по «артикулу», по единому строевому уставу. Таким уставом было составленное А. Головиным «Строевое положение 1699 года». Позже оно было дополнено «Учением для гренадеров», которое уже под названием «Краткое обыкновенное учение и т.д.» служило официальным строевым уставом до 1716 года. Так была сделана первая попытка создания единых строевых правил:

- во-первых, были введены две категории обучения – для старослужащих и новобранцев;

- во-вторых, было значительно уменьшено количество перестроений и ружейных приемов;

- в-третьих, были выработаны простые, четкие команды и доходчивый командный язык [7, c. 182].

В 1699-1700 годах А. Головиным и Вейде, по поручению Петра, были составлены еще два уставных документа: «Ротные пехотные чины» и «Статьи воинские, как надлежит солдату в житии себя держать, в строю и учении как обходиться».

«Ротные чины» отражали идею, несвойственную многим западноевропейским вербовочным армиям, а именно: офицер должен «о солдатах иметь не малое попечение». Одновременно они требовали от офицера, чтобы он во всем был примером для солдат, требовали также от офицеров всех рангов строгой дисциплины и беспрекословного подчинения независимо от знатности происхождения.

«Статьи воинские» коротко и ясно формулировали основные требования к солдату. Главное требование – «служить с прилежанием». Дисциплинарные взыскания, устанавливаемые статьями, предусматривали не только физические, но и моральные меры воздействия на солдат.

Большое значение придавалось воспитанию в армии войскового товарищества и поддержанию твердой дисциплины. Солдаты должны беспрекословно исполнять приказы офицеров. Дисциплина поддерживалась очень сурово.

В регулярной армии Петра I служба стала пожизненной. Отставка давалась только больным и увечным. Военная служба тяжким бременем легла на население, и уклонение от нее было обычным явлением. Можно считать, что десятая часть рекрутов, постоянно была в бегах. Был случай, когда от 23000 драгун через несколько месяцев осталось только 8000, остальные – разбежались.

Первоначальное обучение рекруты проходили на специальных «станциях». На «станциях» постоянно находилось от 500 до 1000 рекрутов. Молодые солдаты поступали под начальство капралов, ефрейторов или старослужащих. Многие раненые офицеры посылались властями на рекрутские «станции», где они передавали молодым солдатам свой боевой опыт. Занятия по Уставу позволяли достичь единообразного обучения солдат [5, c. 245].

Со временем «станции» стали своеобразными центрами подготовки резерва для действующей армии. Рекрутов, прошедших предварительную подготовку, направляли на пополнение существующих полков и формирование новых.

Петровская система подготовки солдат устанавливала принцип последовательности и наглядности в обучении.

К офицерам предъявлялись высокие требования. По Уставу офицер был носителем воинской чести. Личная храбрость должна была быть обязательным свойством офицера. Боевой опыт необходимо было дополнять регулярным изучением военного дела. Пехотный офицер должен знать не только Строевую службу, но и артиллерию и фортификацию.

Петр понимал важность знания военных наук и всегда отдавал предпочтение тем, кто имел военное образование. Поэтому вместе с армией создаются первые военные школы для подготовки офицеров [2, c. 302]

В 1700 году при бомбардирской роте Преображенского полка была учреждена первая военная школа. Будущие офицеры-артиллеристы обучались начальной математике, артиллерии, правилам стрельбы, фортификации. В январе 1701 года в Москве основана школа «математических и навигационных наук». В 1712 году открылась первая русская военно-инженерная школа, а в 1715 году военно-морская академия в Петербурге.

В 1716 году опыт русской регулярной армии был обобщен в «Уставе Воинском». Был подведен итог важной исторической эпохе реформирования армии, закреплялась организация регулярного войска, применяемые им оперативно-тактические и стратегические принципы ведения войны.

Для поощрения отличившихся в бою, в 1700-1705 годах Петр I ввел ордена и медали. Их получали не только генералы и офицеры, но и солдаты.

Организовались первые офицерские училища для подготовки командных кадров.

На вооружении пехоты до 1709 года находилось ружье с ударно-кремневым замком с багинетом трехгранный штык, а позже – ружье со штыком и шпага. Дальность ружейного огня – 200 метров, с действительной дистанцией огня в 50 метров. Скорострельность – 1 выстрел в минуту. Солдат имел 30 зарядов при себе и 20 – в обозе. Ружье называлось фузеей, а солдаты – фузилерами [1, c. 107].

Петр I успешно провел преобразование всей армии. Регулярное войско получило четкую систему организации, которая была закреплена Воинским Уставом 1716 года. Армия Государства Российского состояла из трех родов войск: Пехота, Кавалерия, Артиллерия.

Пехота – главный род войск. Она делилась на гвардейскую, гренадерскую и линейную. В основу организации пехотных полков была положена организация существовавшая в России с конца XVII века. Затем она изменялась в зависимости от изменения способов ведения войны.

Первоначально пехотный полк состоял из 10 фузилерных (стрелковых) рот, сведенных в 2 батальона.

В 1704 году, в результате полученного боевого опыта, в штат пехотного полка была введена 1 гренадерская рота, а количество обычных фузилерных рот уменьшили до 8.

На вооружении пехоты до 1709 года находилось ружье с ударно-кремневым замком с багинетом трехгранный штык, а позже – ружье со штыком и шпага. Дальность ружейного огня – 200 метров, с действительной дистанцией огня в 50 метров. Скорострельность – 1 выстрел в минуту. Солдат имел 30 зарядов при себе и 20 – в обозе. Ружье называлось фузеей, а солдаты – фузилерами.

В армиях Западной Европы ружье рассматривалось в основном как охотничье оружие. Там предпочитали вооружать пехоту дальнобойными и тяжелыми мушкетами. В обращении ружье было намного удобнее громоздкого мушкета с его длинным стволом. Но дальнобойность ружья была меньше, чем у мушкета почти в 2 раза.

Надо заметить, что штык состоял на вооружении и в западноевропейских армиях. Но там штык был исключительно оборонительным оружием, тогда как в русской армии его чаще применяли как наступательное оружие – для проведения штыковой атаки.

Петр I большое внимание уделял форме и качеству обмундирования. Пехота и конница были одеты в кафтаны: зеленые с красными обшлагами – у пехоты, синие – у кавалерии. Солдаты носили также войлочную шляпу – треуголку, у гренадеров – кожаные каски. Чулки и башмаки с медной пряжкой, в походе заменявшиеся высокими сапогами. Суконные плащи в ненастную погоду. Волосы носили длинные, в парадные дни припудривая их мукой.

Подобное обмундирование не было удобным в условиях русского климата. Солдаты задыхались в своих толстых кафтанах летом и мерзли зимой под суконными плащами. А Петр мирился со всем этим, видимо, желая подчеркнуть новым обмундированием отличие своей армии от старого, дореформенного московского войска.

В воинской символике особо выделяется внимание Петра к знаменам. При Петре I в знамённой символике часто использовались Андреевские кресты, пальмовые ветви, монограммы царя.

В 1707 году были введены знамена меньшего размера для конного строя гвардейских полков.

Например, знамя конного строя Преображенского полка было чёрного цвета с косым крестом под короной в окружении пальмовых ветвей. Кайма знамени состояла из белых, синих и красных треугольников. Популярны в знаменной символике были аллегории, изображения мечей, лавровых и пальмовых ветвей, Андреевских крестов, кораблей. Главное полковое знамя было белым. Ротные знамена цветными.

В 1711-1712 годах появился тип знамён с гербами провинций, где последние были расквартированы. Герб провинции помещался в верхнем углу знамени у древка. Рисунок полотнища был обычно простым - либо одноцветное, либо с простыми геометрическими фигурами, крестами, полосами и т.п. Сохранился рисунок знамени Лейб-Гвардии Преображенского полка, на его белом полотнище изображён двуглавый орёл, нагрудный щиток которого окружен гербами подвластных России территорий. В правой лапе у орла меч.

В результате преобразований была создана сильная регулярная армия и мощный военно-морской флот, которого ранее у России просто не было. К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс. (из них числилось 2600 в гвардии, 41 550 в коннице, 75 тыс. в пехоте, 74 тыс. в гарнизонах) и до 110 тыс. нерегулярных войск. Флот состоял из 48 линейных кораблей; галер и других судов 787; людей на всех судах было почти 30 тыс.

Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем:

- создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их;

- появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меншиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);

- создание мощного военного флота;

- гигантский рост военных расходов и покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из народа [7, c. 183].


2. Административная реформа Петра I

Реформы Петра I в силу преобразований в различных сферах жизнедеятельности общества не могли не затронуть и государственно-административные отношения. Идею создания совершенного государственного аппарата царь вынашивал давно, но только когда сомнений в победе над Швецией уже не осталось, он решил приступить к ее реализации.

Образцом для задуманной государственной реформы Петр избрал шведское государственное устройство. Шведская государственная система была построена на принципах камерализма – учения о бюрократическом управлении, получившем распространение в Европе в XVII-XVIIIвв. Его характерными чертами были создание учреждений, специализирующихся на управлении в какой-либо сфере (например, финансово, военной и т.д.), устройство учреждений на началах коллегиальности, четкой регламентации обязанностей чиновников, а также установление единообразных штатов и жалований [1, c. 110].

Для этого в России все еще существовал средний аппарат управления - приказы. В них отсутствовали специализация и четкое разделение функций, был разнобой в обязанностях чиновников.

С 1708 г. Петр начал перестраивать старые органы власти и управления и заменять их новыми. В результате к концу первой четверти XVIII в. сложилась следующая система органов власти и управления.

Вся полнота законодательной, исполнительной, и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после завершения Северной войны получил титул императора.

Ключевое положение в петровской государственной системе занимал Сенат, утвержденный весной 1711г. По мере усиления самодержавия Боярская дума утрачивала свое значение. Никакого указа о ликвидации ее не сохранилось, по-видимому, его и не было. Петр просто прекратил пожалования в думские чины. Сведения о заседаниях Думы обрываются около 1704г., хотя уже с 1702г. ее функции как высшего правительственного органа стала выполнять так называемая Консилия министров – совет начальников важнейших государственных ведомств. Впоследствии Петр решил учредить Сенат как высший орган управления, который должен выполнять судебные, административные и законодательные функции.

Члены совета назначались императором. В порядке осуществления исполнительной власти Сенат издавал указы, имевшие силу закона. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался контроль за деятельностью всех правительственных учреждений. Генерал-прокурор должен был выполнять функции ока государства. Этот контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения. В первой четверти XVIII в. к системе прокуроров добавилась система фискалов, возглавляемая оберфискалом. В обязанности фискалов входило донесение обо всех злоупотреблениях учреждений и должностных лиц, нарушавших казенный интерес.

Следующим звеном в реформировании системы государственного управления были старые управленческие приказные структуры, на смену которых пришли коллегии. Сразу выделилась группа коллегий военного и внешнеполитического ведомства. Коллегия иностранных дел занималась вопросами внешних связей с другими государствами и заняла место посольского приказа. Военная коллегия заменила множество приказов (стрелецкий, пушкарский, рейтарский и др.), имевших касательство к вооруженным силам. Теперь комплектование и вооружение армии сосредотачивалось в руках одного учреждения [7, c. 190].

Взамен устаревшей системе приказов в 1717-1718 гг. было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Главными считались три коллегии: Иностранная, Военная и Адмиралтейство. В компетенцию Комерц-, Мануфактур- и Берг-коллегии входили вопросы торговли и промышленности. Три коллегии ведали финансами: Камер-коллегия - доходами, Штатс-коллегия - расходами, а Ревизион-коллегия контролировала поступления доходов, сбор податей, налогов, пошлин, правильность расходования учреждениями отпущенных им сумм. Юстиц-коллегия ведала гражданским судопроизводством, а Вотчинная, учрежденная несколько позже, - дворянским землевладением. Был создан еще Главный магистрат, ведавший всем посадским населением; ему подчинялись магистраты и ратуши всех городов. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение.

Абсолютно новым учреждением, стала адмиралтейская коллегия. Ее возникновение связано с превращением России в морскую державу и созданием военно-морского флота.

Ведущей в финансовом блоке была камер-коллегия. Она занималась сбором прямых и косвенных налогов. К прямым налогам относилась подушная подать. Под косвенными налогами подразумевались поступления от продажи товаров, торговля которыми находилась в монопольном владении государства. Только казна могла продать соль, вино, табак, поэтому в ведении камер-коллегии состояли питейные заведения, а также магазины по продажи табака и соли.

Большое значение в структуре центральных учреждений имели торгово-промышленные коллегии. Управление черной и цветной металлургией осуществляли берг-коллегия. Мануфактур-коллегия руководила деятельностью предприятий легкой промышленности: парусно-полотняными, суконными, шелковыми и другими производствами.

Кроме коллегий было создано несколько контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены. Одни из них, например Герольдмейстерская контора, ведавшая службой и производством в чины дворян; Преображенский приказ и Тайная канцелярия, ведавшие делами о государственных преступлениях, подчинялись Сенату, другие - Монетный департамент, Соляная контора, Межевая канцелярия и др. - подчинялись одной из коллегий.

Вместо поместно приказа, ведавшего в XVIIв. земельными делами, была организована вотчинная коллегия, но занималась она уже не раздачей земель за службу, а земельными спорами, делами о наследовании земли и т.д.

В 1720г. появляется еще одно центральное учреждение – главный магистрат, основная обязанность которого заключалось в управлении городами. На правах коллегии существовал также Святейший синод – орган, управляющий делами церкви. Еще в октябре 1700г. умер патриарх Русской православной церкви Адриан. Выборы нового не производились, а пост местоблюдителя патриаршего престола по решению царя занял митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский, не имевший никакой реальной власти. В 1701г. был восстановлен монастырский приказ, который все и решал в церковных делах. Петр, занятый формированием коллегий, с января 1720г. учредил духовную коллегию позже переименованную в Святейший синод. Это означало полное подчинение религиозной власти царю. Особое место занимали Преображенский приказ и сменившая его тайная канцелярия. Это был карательный орган политического сыска, занимающийся расследованиями разного рода государственных преступлений (от неодобрительных отзывов о царе до участия в вооруженных выступлениях против существующих порядков) [8, c. 215].

Коллегии стали основой центральной системы управления. Их практическая деятельность осуществлялась на основании специально разработанных при участии царя регламентов. Был даже создан Генеральный регламент (1719-1724), содержащий общие принципы деятельности бюрократического аппарата всех государственных учреждений. Идеология государственного реформирования Петра I базировалась на стремлении перенести военные принципы в сферу гражданской жизни и государственного управления. Царь относился к государственному учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту – как к воинскому уставу, а к чиновникам – как к военнослужащим.

Деятельность коллегий контролировалась прокуратурой во главе с генерал-прокурором. Одновременно этот институт явного контроля был продублирован системой тайного надзора – фискальством, весьма поощряемым при Петре. Институты прокуратуры и фискальства были прочно связаны, так как фискалы доносили о делах прокурорам и генерал-фискалу, который подчинялся генерал-прокурору [6, c. 194].

В 1707-1715гг. наряду с проведением реформ центральных органов управления Петром была осуществлена реформа местно управления. 17 декабря 1707г. был издан указ об образовании губерний.

В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения. Так, Смоленская и Архангелогородская губернии своим размером мало отличались от современных областей, а Московская губерния охватывала весь густонаселенный центр, территорию современных Владимирской, Ивановской, Калужской, Тверской, Костромской, Московской, Рязанской, Тульской и Ярославской областей, на которой жила почти половина всего населения страны. В число губерний вошли Петербургская, Киевская, Казанская, Азовская и Сибирская.

Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и судебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу.

Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с канцелярией при нем. Провинции, в свою очередь, делились на уезды с воеводой и уездной канцелярией. Некоторое время в царствование Петра уездная администрация была заменена выборным земским комиссаром из местных дворян или отставных офицеров. Его функции ограничивались сбором подушной подати, наблюдением за выполнением казенных повинностей, задержанием беглых крестьян. Подчинялся земский комиссар провинциальной канцелярии. В 1713 г. местному дворянству было предоставлено выбирать по 8-12 ландратов (советников от дворян уезда) в помощь губернатору, а после введения подушной подати были созданы полковые дистрикты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления. Роспись чинов 24 января 1722 г., табель о рангах, вводила новую классификацию служащего люда. Все новые учрежденные должности - все с иностранными названиями, латинскими и немецкими, кроме весьма немногих, - выстроены по табели в три параллельных ряда: воинский, статский и придворный, с разделением каждого на 14 рангов, или классов. Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и придворной службе. Этот учредительный акт реформированного русского чиновничества, ставил бюрократическую иерархию, заслуги и выслуги, на место аристократической иерархии породы, родословной книги. В одной из статей, присоединенных к табели, с ударением пояснено, что знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения, людям знатной породы никакого положения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут.

Суть новой губернской системы управления состояла в передаче части функций центральных учреждений губернатором, сосредоточении у них информации о населении, финансах и т.д. (Приложение 2).

Одним из завершающих элементов реформирования российского общества были провозглашение России империей и окончательное утверждение абсолютной монархии (самодержавия). Царь получил возможность всецело управлять страной при помощи полностью зависимых от него чиновников. Неограниченная власть монарха законодательно была закреплена в 20-м артикуле Воинского устава и Духовном регламенте, где отмечалось, что «Его Величество есть самовластный монарх, который на свете о своих делах ответа дать не должен…» [7, c. 194].


Заключение

Военная реформа - стала самой главной из всех реформ Петра I. Она продолжалась всё правление Петра I.

Петр провел радикальную реформу комплектования армии – ввел рекрутскую повинность. Главной причиной этого нововведения послужила пустая государственная казна. Именно поэтому для организации большой регулярной армии пришлось вводить принудительные рекрутские наборы.

Можно сколько угодно спорить об эффективности наемных войск, но при этом очевидно, что содержание их обходилось государству намного дороже содержания войска, где служба – не работа, а почетная обязанность гражданина.

Допетровские войска Московского государства для своего времени были вполне эффективны и успешно выполнили свою задачу по обороне страны.

Однако Петр I поставил перед страной новые цели – не пассивная защита, а активное соперничество с Европой. Очевидно, что эти новые задачи допетровская армия выполнить просто была не в состоянии. Это и послужило главным толчком к началу военной реформы.

Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека - капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.


Список литературы

1. Барабанов В.В. История России с древнейших времен до конца XX века. Учебное пособие / Под ред. В. Барабанова – М.: АСТ: Астрель, 2003. – 496 с.

2. Веко А.В. История России с древнейших времен до наших дней – Минск: Совр. Литератор, 2001. – 896 с.

3. Жукова Л.В. История России с древнейших времен до настоящего времени. Учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Экзамен, 2003. – 607 с.

4. История России: Учебное пособие для вузов. / Под ред. С.В. Леонова – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 256 с.

5. История России IX – ХХ вв.: Учебник / Под ред. Г.А. Аммона – М.: ИНФРА – М, 2002. – 816 с.

6. История России с древнейших времен до 1861 года. / Под ред. Н.И. Павленко – М.: Высш. шк., 2001. – 560 с.

7. Кириллов В.В. История России. Учебное пособие – М.: Юрайт-издат, 2007. – 661 с.

8. Мунчаев Ш.М. История России. Учебник для вузов. – М.: Норма, 2001. – 768 с.

9. Орлов А.С. Основы курса истории России. Учебное пособие – М.: Простор, 2003. – 651 с.

10. Скворцова Е.М. История Отечества. Учебник для вузов – М.: ЮНИТИ, 2004. – 845 с.


Приложение 1

Военные реформы Петра I


Приложение 2

Государственно-административные реформы Петра I

Скачать архив с текстом документа