Государственное регулирование инновационной сферы

СОДЕРЖАНИЕ: Оглавление Оглавление 1 Введение. 2 1. Важность инновационной сферы для экономического развития страны. 4 Конкурентоспособность, успешность страны на мировой арене. 4

Оглавление

Введение.2

1. Важность инновационной сферы для экономического развития страны.3

Конкурентоспособность, успешность страны на мировой арене. 3

Коммерческая выгода и роль в экономике. 3

2. Современные проблемы в сфере инноваций.3

Отсутствие молодых умов. 3

Разный подход к разным отраслям. 3

Малая скорость инновационного процесса и слабая связь между различными его этапами. 3

Отсутствие последовательности и непрерывности. 3

3. Используемые методы государственного регулирования в сфере инноваций.3

Вывод.Ошибка! Закладка не определена.


Введение.

Инновационная сфера - в РФ - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции, включающая создание и распространение инноваций.

Инновационная деятельность - деятельность, направленная на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами.

Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) — тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала).

Эти три составляющие присутствуют в нашей жизни и играют в ней невероятно большую роль. Инновации и их развитие – это работа не над настоящим, а над будущим.

Успешное формирование механизмов инновационного и научно-технологического развития является следствием прежде всего политических и социальных условий, складывающихся в обществе. Изучение опыта создания и функционирования аналогичных механизмов в развитых странах позволяет утверждать, что роль государства в решении возникающих проблем определяющая и заключается в первую очередь в формировании эффективной научно-промышленной политики, в правильном определении ее приоритетов, стратегии и механизмов воплощения, которые должны быть сконцентрированы на технологическом обновлении производственного аппарата, на прогрессе знаний и квалификации персонала, на удовлетворении потребностей рынка в продукции высокого научно-технического уровня.

Начало становлению теории инновации, было положено английским экономистом Дж. А. Гобсон (1858 – 1940)2. К факторам производства `земля, труд, капитал` он предложил причислить и такую составляющую как `талант`. Он ввел понятие `сфера прогрессивной промышленности` (`area of progressive industry`), имея ввиду сферу экономики, производящую товары, осваивающую новые рынки, внедряющую новые технологии. Именно в этой сфере ему представлялось оправданным получение капиталистической прибыли. Фактически речь шла об инновационной экономике, в которой наиболее полно проявляется, подлинна сила и оправдание предпринимательского класса.

Однако общепризнанным родоначальником теории инновации является австрийский ученый Й.А. Шумпетер (1883 – 1950)3, в своей работе `Теория экономического развития` (1912) предложивший понятие `новатор` и `нововведение` (инновация). Инновации он понимал как использование новых комбинаций существующих производительных сил для решения коммерческих задач и видел в них источник развития экономических систем. Можно сказать, спустя без малого 100 лет, не слишком устарела и классификация инноваций, предложенная Шумпетером: применение новых материалов, внедрение новых процессов, открытие новых рынков, введение новых форм организации4. Он выделял базисные и вторичные нововведения – и в целом заложил основы современной концепции инновации.

В 1939 г. в работе `Деловые циклы` Шумпетер увязал `длинноволновую` концепцию развития экономики Н. Д. Кондратьева5 со своей инновационной теорией, в результате чего сформулировал достаточно оригинальную теорию циклического развития, основным внутренним (эндогенным) механизмом которого считал нововведенческий процесс. Можно констатировать, что такой подход к осмыслению социально – экономической динамики в различных несколько модифицированных вариантах господствует в науке и в настоящее время.

Особенно актуализировались экономические и управленческие проблемы инновационной сферы в последние два десятилетия ХХ в. Потребность в систематизации представлений об инновационном процессе еще более возрастает в 1990 – х гг. под воздействием явления, получившего название `новой экономики`, или `экономики знаний`. Это приводит к существенной исследовательской и публикационной активности в области инновационного менеджмента в этот период. Можно условно выделить два подхода, на которых базируются научные экономические основы инновационной сферы: 1) общенациональный уровень инновационной сферы (Б. Лундвалл, Р.Нельсон, К.Фримен, А.А.Дынкин, Н.И.Иванова); 2) региональный уровень инновационной сферы (получил развитие в работах П.Линхолма, И.Майера, Ш.Тацуно, А.Г.Гранберга, В.В.Иванова и других ученых).

1. Важность инновационной сферы для экономического развития страны.

Конкурентоспособность, успешность страны на мировой арене.

Конкурентоспособность отдельной страны возможна только при переходе к практике осуществления непрерывного инновационного процесса, которому препятствуют нерешённые проблемы, связанные с правом и охраной интеллектуальной собственности.

Развитие на основе достижений науки и технологии может быть обеспечено только при качественном изменении системы управления НИОКР (Научно исследовательские и опытно конструкторские работы), создании инновационной системы и организации инновационного процесса.

Успешное формирование инновационной сферы является следствием, прежде всего политических и социальных условий, складывающихся в обществе. Изучение опыта создания и функционирования инновационной сферы в развитых странах позволяет утверждать, что роль государства в решении возникающих проблем определяющая. Она заключается в первую очередь в формировании эффективной инновационной политики, в правильном определении ее приоритетов, стратегии и механизмов воплощения, которые должны быть сконцентрированы на технологическом обновлении производственного аппарата, на прогрессе знаний и квалификации персонала, на удовлетворении потребностей рынка в продукции высокого научно-технического уровня.

Удержание экономики России на траектории устойчивого роста настоятельно требует, чтобы инновационная политика стала основой государственной концепции долгосрочного социально-экономического развития страны. Имея главными целевыми ориентирами повышение экономической эффективности хозяйственной деятельности и увеличение ее объемов, она должна направляться на модернизацию индустриального комплекса, преимущественное развитие его гражданского направления, работающего на производственный и потребительский секторы рынка, ресурсосбережение и энергосбережение, сохранение и приумножение научно-технического и интеллектуального потенциала.

Актуальность исследования экономической наукой теоретических основ национальной инновационной сферы обусловлена несколькими факторами. Во-первых, необходимостью научного определения и обоснования направлений перехода от сырьевого к инновационному типу развития экономики страны. Во-вторых, необходимостью более полного включения интеллектуальной составляющей производства в экономический потенциал России. В-третьих, сложившимися мировыми экономическими процессами интеграции и глобализации, которые ориентированы на современные знания, науку, технологии и производства, определяющие конкурентоспособность стран и возможность их развития в динамическом мире XXI века.

Коммерческая выгода и роль в экономике.

Следует отметить, что успешное использование такого мощного конкурентного оружия, как инновации требует глубокого осмысления инновационного процесса, формирования и применения эффективной инновационной стратегии и тактики, мудрого и деликатного менеджмента инноваций. Один из наиболее общих выводов из исследований в этой области, заключается в высокой степени конкретности управления инновационной деятельностью в каждом случае, определяемой имеющимися инновационными ресурсами, типом инновационных разработок, внутрифирменными, отраслевыми и макроэкономическими условиями, в которых они осуществляются.

Проведенные авторские исследования свидетельствуют о том, что в экономической науке существует большое число определений инноваций.

Различные ученые, в основном зарубежные, трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Например, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных процессов и оборудования. По мнению Б. Санто, инновация – это такой общественно – технико – экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, а ее появление на рынке может принести добавочный доход.

Побудительным механизмом развития инноваций в первую очередь является рыночная конкуренция. Производители и потребители в процессе использования устаревшей техники и технологии получают дифференциальный убыток, в результате чего вынуждены сокращать издержки производства на основе инноваций. Предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, имеют, возможность снижать издержки производства и соответственно стоимость реализуемых товаров (продукции, услуг). Следствием чего, является укрепление своих позиций в конкурентной борьбе с фирмами, предлагающими аналогичные товары (продукцию, услуги). Таким образом, выживаемости фирм в конкурентной борьбе способствует инновационная деятельность.

2. Современные проблемы в сфере инноваций.

Отсутствие молодых умов.

Не хлебом единым жив человек. Ему нужна еще возможность совершенствоваться, реализовать себя, утвердиться в жизни. Он хочет видеть перспективу и чувствовать себя, по крайней мере, на одном уровне с зарубежными коллегами. В наших, российских, условиях это почти невозможно. И вот почему. Во-первых, наука и опирающиеся на нее высокотехнологичные разработки у нас очень мало востребованы. Во-вторых, экспериментальная база, учебно-исследовательское оборудование, аппараты и приборы в учебных заведениях физически и морально устарели на 20-30 лет, а в лучших, самых передовых университетах и НИИ - на 8-11 лет. Если учесть, что в развитых странах технологии в наукоемких производствах сменяют друг друга через каждые 6 месяцев - 2 года, такое отставание может стать необратимым. В-третьих, система организации, управления, поддержки науки и научных исследований и, что особенно важно, информационное обеспечение остались, в лучшем случае, на уровне 1980-х годов. Поэтому почти каждый действительно способный, а тем более талантливый молодой ученый, если он не хочет деградировать, стремится уйти в коммерческую структуру или уехать за границу.

По официальной статистике, в 2000 году в науке были заняты 890,1 тысячи человек (в 1990 году в 2 с лишним раза больше - 1943,3 тысячи человек). Если же оценивать потенциал науки не по численности сотрудников, а по результатам, то есть по количеству зарегистрированных, особенно за рубежом, патентов, проданных, в том числе за рубеж, лицензий и публикаций в престижных международных изданиях, то окажется, что мы уступаем наиболее развитым странам в десятки, а то и в сотни раз. В США, например, в 1998 году в науке были заняты 12,5 миллиона человек, из них - 505 тысяч докторов наук. Выходцев из стран СНГ среди них не более 5%, причем многие выросли, учились и получили ученые степени там, а не здесь. Таким образом, утверждать, что Запад живет за счет нашего научно-интеллектуального потенциала, было бы неправильно, а вот оценить его реальное состояние и перспективы стоит.

Разный подход к разным отраслям.

Исследования, проведенные в отечественной экономике, свидетельствуют о том, что в России инновационные процессы осуществляются неодинаково в разных отраслях, в частности, в силу существующих диспропорций, сложившихся в инновационной сфере. Автором установлено, что типичной для России была и является многоукладность — наличие в отечественной экономике отрасли и даже подотрасли инноваций, находящихся на разных этапах жизненного цикла, со-стоящего из трех стадий: зарождения, роста и зрелости. Наряду с разработками и наукоемкой продукцией высокого уровня имелись инновации, находящиеся на заключительной стадии жизненного цикла. Например, серьезное отставание в эле-ктронике не исключило широкого развития авионики. Такая технологическая многоукладность поддерживалась в основном благодаря своеобразному натуральному хозяйству в научно-технической сфере. Для России, либерализация цен в начале 90-х годов и открытость границ нанесли такому натуральному хозяйству ощутимый урон.

Малая скорость инновационного процесса и слабая связь между различными его этапами.

Для бывшего СССР были характерны малая скорость инновационного процесса и слабая связь между различными его этапами. Из-за недостаточной согласованности между этапами (безадресности производимой продукции, монополистического положения некоторых участников технологической цепочки, ведомственных барьеров) инновационный процесс в некоторых случаях прерывался. Например, первая в мире стоматологическая лазерная установка была изобретена в Институте общей физики РАН, однако практического применения данное нововведение в России не получило.

Отсутствие последовательности и непрерывности.

Для инновационного процесса важны его последовательность и непрерывность. Это возможно только в том случае, если каждый предыдущий этап подготавливает условия и информацию для осуществления следующего.

Существует точка зрения, что управление инновационным процессом целесообразно начинать только с прикладных научно-исследовательских работ. Однако, это было предметно опровергнуто в процессе «отрицательного эксперимента и доказательства» Макнамары. Для доказательства необходимости финансирования Департаментом обороны США этапа научных исследований Макнамара в начале 1960-х г.г. в два раза сократил финансирования фундаментальных исследований (с 16 до 8%). Через 5-6 лет учёные – прикладники объявили, что у них, «кризис идей» и инновационная цепочка разорвалась. Другими словами, была обоснована необходимость включения фундаментальных и прикладных исследований в инновационную технологию, а также показана возможность управления начальными этапами инновационного процесса, в том числе и в интересах создания научно-технического задела.

3. Используемые методы государственного регулирования в сфере инноваций.

Так как инновационная деятельность в России еще не укрепила свои позиции в экономике и ни в коем случае не может нанести другим сферам, а наоборот нуждается в поддержке, можно рассказать о методах стимулирования инновационной деятельности. К мерам укрепления ресурсной (в первую очередь финансовой, организационной, нормативно-правовой) базы предприятий для развития можно отнести следующие.

Льготное налогообложение и кредитование:

исключение из налогооблагаемой базы, полностью или частично, той части полученного дохода, которая идет на инвестиции в собственное технологическое развитие, то есть на новые разработки и техническое перевооружение;
предоставление инвесторам (в первую очередь покупателям, потребителям, но не производителям) наукоемких продукции и услуг целевых инвестиционных налоговых кредитов, в том числе и синдицированных, на условиях их возврата из дохода, полученного от использования указанных продукции и услуг;
перечисление части доходов, получаемых от использования продукции высокотехнологичных производств, не в общий котел доходной части федерального бюджета, а на специальные счета развития этих производств;
освобождение (полностью, частично, на время) высокотехнологичных производств от уплаты налогов в федеральный или местный бюджет в случае, если эта мера противодействует спаду производства, способствует сохранению и созданию новых рабочих мест;
установление для высокотехнологичных производств, обладающих крупной научно-экспериментальной базой в общей структуре основных производственных фондов, такого порядка налогообложения основных фондов, землепользования, который позволял бы им направлять дополнительные финансовые ресурсы в инвестиции в основной капитал, поддерживая тем самым конкурентоспособность своей продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Бюджетное дотирование:

предоставление целевых бюджетных дотаций предприятиям, осуществляющим перспективные разработки и производство наукоемкой продукции для народнохозяйственных, государственных нужд.

Таможенное регулирование (таможенные преференции):

таможенная защита внутреннего рынка для тех отечественных товаропроизводителей, которые способны на качественно новой основе заполнить внутренний рынок сложной продукции российскими образцами (в первую очередь это касается электроники, иной бытовой и оргтехники);
снижение или освобождение от таможенных пошлин ввозимого высокотехнологического оборудования, не производимого в стране.

Эффективная амортизационная политика:

использование нелинейной (прогрессирующей) шкалы амортизационных списаний, при которой большая часть стоимости приобретенных основных средств списывается в начальный период их эксплуатации (но не позднее срока выполнения проекта (задания) или срока морального износа);
отнесение ускоренных амортизационных списаний на финансовые результаты деятельности предприятий с соответствующим уменьшением налогооблагаемой прибыли;
усиление контроля и ужесточение санкций за нецелевое использование амортизационных средств.

Совершенствование системы ценообразования:

установление и применение правил полной капитализации затрат на НИОКР, включая затраты на приобретение лицензий, патентов, для поставок продукции вне рамок государственного заказа.

Законодательная защита отечественных товаропроизводителей и их прав интеллектуальной собственности, государственный протекционизм:

поддержка различных форм производственно-финансовой интеграции российских товаропроизводителей и зарубежных корпораций, оказание протекционистской поддержки продвижению российской продукции на мировом рынке.

Нормативно-правовое регулирование и администрирование:

разрешение высокотехнологичным производствам, находящимся в государственной собственности, реализовывать в установленном порядке излишние ликвидные запасы технологического оборудования и площадей в целях собственного развития;
предоставление отсрочек по уплате налогов в случае задержки оплаты выполненного государственного заказа;
создание на коммерческой основе государственной сети (с правом последующей приватизации) инновационно-внедренческих и информационных центров для передачи и распространения разработок в области новых технологий в других отраслях экономики;
вытеснение устаревших технологий с помощью установления государством или регионами нормативных сроков их использования, исходя из целей ресурсосбережения, охраны окружающей среды;
изменение действующего порядка процедуры банкротства и прекращение процедуры банкротства в отношении высокотехнологичных предприятий и производств, прежде всего работающих в интересах обороны, поскольку это разрушает сложившуюся технологическую кооперацию;
установление порядка, гарантирующего предприятиям, обладающим наиболее важными, так называемыми критическими и ключевыми технологиями, долю прибыли от эксплуатации и использования своей продукции, выпущенной по государственному заказу, высоко прибыльными коммерческими организациями (например, операторами систем связи, навигации);
формирование и стимулирование платежеспособного спроса на товары и услуги, как основы восстановления финансового, кадрового и научно-производственного потенциала высокотехнологичных производств;
предоставление негосударственным предприятиям прав на результаты исследований и разработок, полученных по финансируемым государством программам НИОКР или фундаментальных и поисковых исследований;
расширение области использования новых для нашей экономики финансовых технологий, таких, как лизинг, венчурное финансирование, страхование рисков.

Патентно-лицензионная деятельность в целях распространения нововведений:

передача лицензий на новые разработки в долг на условиях возмещения затрат из будущей прибыли предприятия — получателя ноу-хау или на других взаимносогласованных условиях;
создание совместных акционерных предприятий, предусматривающее участие во владении ими поставщика лицензии на технологию (что облегчает доступ к местным и внешним рынкам);
развитие сети организаций технологического лицензирования (для передачи результатов исследований и разработок в сферы практического применения);
требование в заданиях на новые исследования и разработки по оборонной тематике об указании двойного (гражданского) применения полученных результатов, а также о будущей утилизации или второй жизни продукции, полученной с помощью этих результатов.

Участие в проектах, результаты которых имеют двойное применение:

селекция оборонно-ориентированных исследований и разработок, имеющих двойное применение, и доработка (переработка) технической документации для повторного многоцелевого и широкомасштабного использования полученных результатов в гражданской сфере;
создание системы распространения научно-технических и технологических новшеств, стимулирование передачи более совершенных технологий двойного применения из оборонной промышленности в гражданское производство.

Адаптация инновационных проектов к региональным условиям:

стимулирование закрепления высококвалифицированных кадров, их переподготовка, обучение и привлечение молодых специалистов для работы по новым технологиям.

Страхование рисков:

включение в стоимость инновационного проекта страховых взносов как платы за риски при его реализации.

Скачать архив с текстом документа