Государственное управление в России в XIX веке: эпоха реформ и контрреформ

СОДЕРЖАНИЕ: Этапы внутренней политики России второй половины XIX века. Александр II, Александр III: личности и стили управления. Государственный аппарат в эпоху реформ и контрреформ. Органы местного самоуправления и управление национальными окраинами в XIX веке.

ПЛАН

Введение

Александр II: личность и стиль управления

Александр III как государственный деятель

Изменения в государственном аппарате в эпоху реформ и контрреформ

Органы местного самоуправления

Управление национальными окраинами в XIX веке


ВВЕДЕНИЕ

Вторая половина XIX в. стала важным этапом в развитии российской государственности. Феодально-крепостнический строй к середине XIX в. полностью исчерпал все свои ресурсы. Стала пробуксовывать созданная Николаем I бюрократически-полицейская система управления. Усиление реакционного курса во внутренней политике не снизило нарастание антиправительственных настроений в обществе. Отставание от передовых капиталистических стран в экономической и социально-политической сферах привело к сокрушительному поражению России в Крымской войне (1853-1856 гг.). сменивший Николая Iв феврале 1855 г. новый император Александр II (1855-1881 гг.) отчётливо понимал необходимость либеральных реформ в различных областях государственной и общественной жизни. Кредо его царствования стала знаменитая фраза: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться до того времени, когда оно само собой начнёт отменяться снизу». Цель преобразований в государственном аппарате заключалась в том, что приспособить систему государственного управления к потребностям капиталистической модернизации страны.

Во внутренней политике России второй половины XIX в. выделяются два этапа:

Первый этап – подготовка и осуществление реформ 1860 –1870-х гг. – был связан с деятельностью императора Александра II и так называемых либеральных бюрократов, сторонников реформ из рядов чиновничества;

Второй этап – этап контрреформ – начался после трагической гибели Александра II и прихода к власти его сына Александра III (1881-1894 гг.) и характеризуется усилением консервативных тенденций во внутренней политике самодержавия, частичным пересмотром реформ предыдущего царствования.


АЛЕКСАНДР II : ЛИЧНОСТЬ И СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

Александр II вступил на престол 19 февраля 1855 г. в возрасте неполных 37 лет. В отличие от отца он был достаточно хорошо подготовлен к управлению государством. Его наставником, осуществлявшим общий надзор за воспитанием и образованием, был назначен поэт В.А. Жуковский. Стремившейся привить будущему императору уважение к закону, неприятие деспотизма, понятие высокой нравственной ответственности за судьбы страны, умение шагать в ногу со временем. Александр получил разностороннее образование: юридические науки ему преподавал М.М. Сперанский, историю, географию и статистику – К.И. Арсеньев, финансы – Е.Ф. Канкрин, военное дело – Г.В. Жомини, дипломатическое искусство – Ф.И. Бруннов. Обучение завершилось путешествием по России (1837 г.) и поездкой по Европе (1838-1839 гг.). Николай I охотно привлекал цесаревича к государственному управлению: так, в 1842 г., во время длительного отъезда императора из столицы, на Александра возлагалось решение всех государственных дел, в 40 – 50-х гг. XIX в. он председательствовал в различных секретных комиссиях, рассматривающих по поручению Николая I вопросы внутренней и внешней политики, в годы Крымской войны являлся военным губернатором Петербурга.

Александр II пришёл к власти в сложной обстановке военного поражения и общественно-политического подъёма. Своё царствование он начал с объявления амнистии декабристам, польским повстанцам и петрашевцам. Одним из примечательных явлений стала гласность, правда, весьма дозированная. С конца 50-х гг. XIX в. пресса начала превращаться в важный политический фактор: на её страницах активно обсуждались проблемы общественной и государственной жизни страны. Желая быть в курсе общественных настроений, Александр II повелел перепечатывать для себя издававшийся в Лондоне герценовский «Колокол». Постепенно на важнейших государственных постах оказываются представители реформаторской группировки «либеральных бюрократов»: братья Н.А. и Д.А. Милютины, А.В. Головнин, С.С. Ланской, Я.И. Ростовцев, А.П. Заблоцкий – Десятовский, Д.Н. Замятнин, М.Х. Рейтерн, В.А. Татаринов и др. Большое влияние на государственные дела, особенно в первые годы правления, оказывал брат императора великий князь Константин Николаевич, считавшийся главой этой группировки.

Вместе с тем современники отмечали, что Александр II не отличался твёрдой волей в политических делах, нередко перекладывал ответственность за принятие политических решений на своё окружение. Результатом подобного стиля управления стало возрождение института временщиков. Во второй половине 60 – первой половине 70-х гг. XIX в. таковым становится шеф корпуса жандармов и главный начальник Третьего отделения Собственной Е.И.В. канцелярии П.А. Шувалов, прозванный современниками за высокомерие и властность «Петром IV», в начале 80-х гг. XIX в. – М.Т. Лорис-Меликов, наделённый диктаторскими полномочиями для искоренения революционного движения в стране. Периоды энергичного реформаторства сменялись у Александра II периодами колебаний и движения вспять. Подобная непоследовательность вела к разочарованию в обществе итогами реформ. Способствовала росту революционных настроений.

Александр II стал первым российским монархом, на которого в буквальном смысле этого слова была развёрнута охота со стороны радикального настроения кругов.

В апреле 1866 г. в него стрелял член ишутинского кружка Д.В. Каракозов, в июне 1867 г. – польский эмигрант А. Березовский, в апреле 1879 г. – землеволец А.К. Соловьёв. В августе 1879 г. исполнительный комитет «Народной воли» принял решение об убийстве Александра II. Два покушения, организованные народовольцами – подрыв царского поезда под Москвой в ноябре 1979 г. и взрыв С.Н. Халтурина в Зимнем дворце в феврале 1880 г., - не достигли цели, однако третье покушение, организованное С.Л. Перовской, привело 1 марта 1881 г. к трагической гибели царя-реформатора.

Первой и самой главной реформой Александра II стала отмена крепостного права в 1861 г. Активная подготовка крестьянской реформы началась в 1857 г., когда был образован Секретный комитет по крестьянскому делу. Главой комитета стал А.Ф. Орлов, в прошлом главный начальник Третьего отделения Собственной Е.И.В. канцелярии и шеф корпуса жандармов. В отличие от предшествующих крестьянских комитетов деятельность Секретного комитета развернулась в условиях большей гласности. С конца 1857 г. началось создание губернских комитетов по крестьянскому делу, в связи с чем Секретный комитет в феврале 1858 г. было решено преобразовать в Главный комитет по крестьянскому делу. В феврале 1858 г. для обобщения проектов об отмене крепостного права, поступивших от губернских комитетов, при Главном комитете были учреждены редакционные комиссии. Наконец 19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей…» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». По этим правовым актам крестьяне получали личную свободу и общегражданские права и закрепляли за собой земельный надел на правах пользования. Одновременно создавались органы местного крестьянского самоуправления.

Отмена крепостного права инициировала проведение других реформ. Новый университетский устав (1863 г.) предоставил университетам довольно широкую автономию в решении учебных, научных и административно- финансовых вопросов, включая выборность ректоров, деканов и профессоров с последующим утверждением их в должности министром народного просвещения. Школьная реформа (1864 г.) утвердила принцип всесословности при получении среднего образования. «Временные правила о печати» (1865 г.) освобождали газеты и журналы от предварительной цензуры. Военной реформой предусматривалось введение нового военно-административного деления – на военные округа (1862-1867 гг.) и замена рекрутских наборов всеобщей воинской повинностью (1874 г.).

Но наиболее важное влияние на систему государственного управления оказали земская (1864 г.), городская (1870 г.) и судебная (1864 г.) реформы. Так, земская и городская реформы привели к созданию всесословных органов местного самоуправления: земских учреждений в губерниях и уездах, дум и управ в городах. Самой последовательной из реформ оказалась судебная, провозгласившая буржуазно-демократические принципы судоустройства и судопроизводства:

- независимость и отделение суда от администрации; равенство всех перед судом;

- введение институтов присяжных заседателей и присяжных поверенных (адвокатов);

- установление прокурорского надзора;

- создание более чёткой системы судебных инстанций.

Реформы 1860 –1870-х гг., несмотря на их ограниченность и половинчатость, имели очень важное значение для развития страны и означали первый крупный шаг по пути к буржуазной демократии.

Реформы 60 – 70-х гг. XIX в. вновь пробудили в обществе интерес к проблеме конституционализма. Первоначально конституционное движение развернулось в недрах дворянских собраний, затем, по мере становления земства, его центр переместился в земские учреждения. В земских адресах и ходатайствах, обращённых к верховной власти, нередко содержалось пожелание увенчать реформы конституцией и создать представительное законодательное учреждение. Со временем земское конституционное движение превратилось в значительный фактор общественно-политической жизни страны, оказывало серьёзное влияние на настроения, царившие в правящих кругах, подталкивало к выступлению с конституционными проектами высших государственных чиновников. Однако правительственный конституционализм эпохи реформ так и не достиг масштаба и уровня конституционализма первой четверти XIX в.: он носил более умеренный характер. А само содержание конституционных проектов не выходило за рамки предложений о привлечении выборных депутатов с мест к участию в законотворческом процессе.

Авторами правительственных конституционных проектов периода царствования Александра II были государственные деятели, призванные по должности охранять политический и общественный строй империи. Появились же эти проекты, как правило, в периоды обострения политической обстановки в стране. В 1863 г., во время студенческих волнений и польского восстания, министр внутренних дел П.А. Валуев выступил с предложением реформы Государственного совета. Инициатива шефа жандармов П.А. Шувалова о создании выборной комиссии по разработке законопроектов хозяйственного характера совпала по времени с организованным в 1874 г. народниками «хождением в народ».

Под воздействием социально-политического кризиса рубежа 70 – 80-х гг. XIX в. в правительственных кругах в 1880 г. появился проект о созыве представительного собрания, к работе которого планировалось привлечь депутатов от земств и городов. Его автором был М. Т. Лорис-Меликов, назначенный незадолго до этого министром внутренних дел. «Конституция Лорис-Меликова» (такое название получил этот документ) была одобрена Александром II утром 1 марта 1881 г. На 4 марта было назначено заседание Совета министров для окончательного утверждения лорис-меликовского проекта. Но убийство Александра II народовольцами, случившееся по иронии истории в тот же день – 1 марта 1881 г., перечеркнуло эту весьма умеренную попытку создать высшее представительное учреждение в России.

Последний всплеск правительственного конституционализма приходится на время правления Александра III. В 1882 г. министр внутренних дел Н.П. Игнатьев, заручившись поддержкой славянофильской общественности, предложил создать сословный представительный орган наподобие Земского собора и наделить его законосовещательными полномочиями. Этот проект также не был реализован.


АЛЕКСАНДР III КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ

Великий князь Александр Александрович был вторым сыном императора Александра II и потому с детства готовился не к управлению страной, а к военной карьере. Наследником престола он стал в 1865 г. после неожиданной смерти старшего брата великого князя Николая Александровича. Только с этого времени он стал получать фундаментальное образование, но наверстать упущенное, несмотря на прилежание и трудолюбие цесаревича, в полной мере так и не удалось.

Политические взгляды Александра III сформировались под воздействием К.П. Победоносцева, которому удалось привить будущему императору консервативно-монархическую систему ценностей, приверженность к принципам неограниченного монархизма, религиозности и русофильства. Не сочувствуя либерально-реформаторской политике отца, Александр III в бытность свою наследником престола открыто ей не оппонировал. Став императором и считая реформы предыдущего царствования политической ошибкой, он полагал, что ещё большей ошибкой будет возращение к дореформенным порядкам. Поэтому в основе его политики контр реформ лежало стремление не к ликвидации либеральных учреждений эпохи Александра II, а к установлению над ними бюрократического контроля со стороны государственных структур.

Особо следует подчеркнуть миролюбивый характер внешней политики императора Александра III. Он оказался едва ли ни единственным российским монархом, при котором Россия не принимала участия в военных конфликтах, и потому вошёл в историю страны как царь-миротворец.

Потрясённый убийством отца и испытывая давление со стороны реакционной части своего окружения, прежде всего обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева, Александр III начал своё правление с отклонения проекта М.Т. Лорис-Меликова о создании высшего представительного учреждения и отправил либеральных министров, задававших тон в предыдущее царствование, в отставку, 29 апреля 1881 г. был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия», положивший начало политике контрреформ.

В августе 1881 г. было издано «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Согласно ему любая местность могла быть объявлена министром внутренних дел на положении усиленной или чрезвычайной охраны. Это давало право местным властям издавать обязательные постановления, закрывать торгово-промышленные и учебные заведения, запрещать собрания и деятельность органов печати, высылать «подозрительных» и «вредных» лиц в административном порядке. Положение вводилось сроком на три года, но периодически продлевалось и действовало до 1917 г., что позволило современнику назвать его «фактической российской конституцией» (В.И. Ленин).

В 1882 г. была ужесточена цензура. Право закрывать печатные издания получило не только Министерство внутренних дел, но и обер-прокурор Синода. В 1884 г. ликвидируется университетская автономия, одновременно ужесточается полицейский контроль над студентами. В 1887 г. в соответствии с циркуляром о «кухаркиных детях» введены ограничения на приём в гимназии детей лакеев, прачек, мелких лавочников и т.д. Был принят ряд мер, направленных на пересмотр судебных уставов: ограничена несменяемость судей (1885 г.) и гласность судопроизводства (1887 г.), некоторые категории дел, прежде всего политические, были изъяты из юрисдикции суда присяжных. На рубеже 80 –90-х гг. XIX в. контрреформы затронули также систему местного самоуправления: в 1889 г. появляются земские начальники, подмявшие под себя крестьянское общинное самоуправление, в 1890 г. проведена земская, а в 1892 г. – городская контрреформы. Итогом правительственных мер стало ограничение самостоятельности земств и органов городского самоуправления.

Стабилизация государственного и общественного строя, достигнутая на путях политики контрреформ, могла носить только частичный характер. Что полностью подтвердилось бурными политическими событиями начала XX в.

ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ АППАРАТЕ В ЭПОХУ РЕФОРМ И КОНТРРЕФОРМ

Во второй половине XIX в. продолжали функционировать Государственный совет, Комитет министров, Сенат, Синод, Собственная Е.И.В. канцелярия, некоторые высшие комитеты.

Государственный совет сохранил значение высшего законосовещательного учреждения и прежнее организационное устройство. Особенно велика была его роль в подготовке и проведении реформ 60 – 70-х гг. XIX в. отчасти это объяснялось тем, что его председателем в 1865 –1881 гг. являлся брат Александра II великий князь Константин Николаевич, возглавлявший чиновничью группировку либеральных бюрократов.

Другим высшим законосовещательным и административным учреждением являлся Комитет министров. Он был более узким по составу органом. В его ведении находились дела по всем вопросам министерского управления, об учреждении акционерных обществ, по надзору за деятельностью государственного аппарата. В 60 – 80-х гг. XIX в. к Комитету министров был присоединён ряд высших комитетов: Сибирский, Еврейский, Западный, Комитет железных дорог, Комитет по делам Царства Польского и др. На пост председателя Комитета министров назначались опытные чиновники, занимавшие ранее министерские и иные высокие должности: А.Ф. Орлов (1856-1861 гг.), Д.Н. Блудов (1862-1864 гг.), П.П. Гагарин (1864-1872 гг.), П.Н. Игнатьев (1872-1879 гг.), П.А. Валуев (1879-1881 гг.), М.Х. Рейтерн (1881-1886 гг.), Н.Х. Бунге (1887-1895 гг.), И.Н. Дурново (1895-1903 гг.), С.Ю. Витте (1903-1906 гг.).

В период подготовки реформ возник новый высший государственный орган – Совет министров. Неофициально он заседал с 1857 г., официально же с ноября 1861 г. Совет министров состоял из министров, главнокомандующих, председателей Комитета министров и Государственного совета и ряда близких к императору лиц. Его председателем был сам император. Совет министров определял важнейшие направления внутренней политики: рассматривал проекты реформ и иных преобразований, годовые отчёты министров и т.д. Расцвет деятельности Совета министров приходился на 1857 – 1862 гг., в 1870-х гг. он собирается крайне не регулярно, а с 1882 г. его деятельность была прекращена.

Высшим органом суда и надзора по-прежнему оставался Сенат. В 1866 г. были открыты кассационные департаменты Сената – Уголовный и Гражданский, рассматривавшие жалобы и протесты по поводу нарушений форм судопроизводства.

Радикальным преобразованиям подвергались и Собственная Е.И.В. канцелярия. 6 августа 1880 г. упраздняется Третье отделение. Второе (кодификационное) отделение было передано в ведение Государственного совета, а Четвёртое преобразовано в самостоятельный высший орган – Собственную его императорского величества канцелярию по учреждениям императрицы Марии.

Особое место в системе высших органов государства занимал чрезвычайный орган – верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия. Она была образована в феврале 1880 г. после взрыва в Зимнем дворце, организованного С.Н. Халтуриным. Главным начальником комиссии был назначен генерал М.Т. Лорис-Меликов, наделённый фактически диктаторскими полномочиями. Главными задачами Верховной распорядительной комиссии являлись: объединение всех административных и судебных органов, созданных для борьбы с революционными выступлениями, экстренный разбор всех политических дел, упорядочение системы административной ссылки. Единственным высшим государственным органом, который совершенно не был затронут реформами, оставался Синод – орган управления делами Русской православной церкви.

В отличии от высшего аппарата управления система министерств в пореформенную эпоху подверглась гораздо меньшим изменениям. Продолжали действовать все прежние министерства. В 1865 г. создаётся Министерство путей сообщения, в ведении которого находились строительство и эксплуатация казённых железных дорог, а также контроль за частными железными дорогами. В 1865 г. в составе Министерства внутренних дел создаётся Главное управление по делам печати, на которое было возложено общее руководство цензурой и надзор за типографиями, книжной торговлей и библиотеками. Министерство государственных имуществ было преобразовано в Министерство земледелия и государственных имуществ.

До 1880 г. политическая полиция находилась в ведении Третьего отделения Собственной Е.И.В. канцелярии. В августе 1880 г. оно было упразднено, а его функции переданы Департаменту государственной полиции, образованному в составе Министерства внутренних дел. Позднее происходит объединение Департамента государственной полиции с Департаментом полиции. Его главная задача была определена как «предупреждение и пресечение преступлений и охрана общественной безопасности и порядка». Во главе Департамента полиции стоял директор, однако общее руководство им возлагалось на товарища (заместителя) министра внутренних дел, который одновременно являлся, как правило, и командиром отдельного корпуса жандармов.

Внутри страны Департамент полиции опирается на систему местных органов – охранные отделения, а за её пределами – на заграничную агентуру с центром в Париже, созданную П.И. Рачковским.

Судебная реформа 1864 г. изменяла всю судебную систему страны. Она состояла из мировых и общих (коронных) судебных органов.

Мировыми судебными органами являлись мировые судьи и съезды мировых судей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами на трёхлетний срок. К кандидатам в мировые судьи предъявлялись достаточно высокий имущественный и образовательный цензы. Юрисдикция мирового судьи ограничивалась участком. Мировые судьи рассматривали дела единолично.

Мировые судьи округа образовывали съезд мировых судей, являвшихся апелляционной инстанцией для участковых мировых судов.

В систему общих (коронных) судебных органов входили окружные суды и судебные палаты. Первую инстанцию составляли окружные суды, состоявшие из председателя и членов, назначавшихся императором по представлению министра юстиции. Судебные палаты были апелляционной инстанцией для окружных судов.

Судебная реформа 1864 г. по-новому определила положение прокуратуры. Она состояла при Сенате и общих делах. На неё возлагались обязанности надзора за судом, следствием и местами заключения, участия в качестве стороны в судебном процессе. Кроме местных и общих судов в России продолжали существовать духовные (консистории) и военные суды со специальной подсудностью, а для крестьян ещё и сословные – волостные суды.

Во второй половине XIX в. продолжался рост численности работников государственного аппарата.

В 1886 г. принимается Устав о службе по определению от правительства.

В XIX в. окончательно сложилась система чинопочитания. Но наиболее ярко она отразилась в титуловании. К чиновникам 1-го (канцлер) и 2-го (действительный тайный советник) классов по «Табели о рангах» обращались – «Ваше высокопревосходительство», 3-го (тайный советник) и 4-го (действительный статский советник) классов – «Ваше превосходительство», 5-го класса (статский советник) – «Ваше высокородие», 6-го (коллежский советник), 7-го (надворный советник) и 8-го (коллежский асессор) классов – «Ваше высокоблагородие», 9-го (титулярный советник), 10-го (коллежский секретарь), 13-го (провинциальный секретарь и сенатский или синодский регистратор) и 14-го (коллежский регистратор) классов – «Ваше благородие».

ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Местное управление до середины XIX в. строилось на основе актов 1775 – 1785 гг. и включало в себя два звена: коронную администрацию (губернские и уездные учреждения) органы сословного (дворянского и городского) самоуправления. В 1837 г. появилась новая административно-территориальная единица – стан. Он представлял собой административно-полицейский округ, состоял из нескольких волостей и возглавлялся становым приставом. На территории уезда создавалось по два-три стана. Реформы 60 – 70-х гг. XIX в. привели к созданию крестьянского сословного самоуправления, а также к проявлению органов губернского, уездного и городского самоуправления, носивших всесословный характер.

По реформе 1861 г., освободившей помещичьих крестьян от крепостной зависимости, были образованы органы местного крестьянского общественного управления. Крестьяне одного или нескольких селений образовывали сельское общество, которое должно было иметь свой сельский сход. На сходе избирался сельский староста, раскладывались повинности, осуществлялись земельные переделы. Сельские общества объединялись в волости. На территории волости функционировали волостной сход, волостное правление и волостной суд.

Все выборные органы и должностные лица крестьянского самоуправления избирались на трёхлетний срок.

В 1889 г. деятельность органов местного крестьянского общественного управления была поставлена под контроль земских начальников, назначавшихся министром внутренних дел по представлению губернаторов и губернских предводителей дворянства, как правило, из потомственных дворян. Институт земских начальников вводился на территории 40 губерний страны.

В 60 – 70-х гг. XIX в. в губерниях. Уездах и городах создаются всесословные органы местного самоуправления. В 1864 г. была проведена земская реформа. Земские учреждения формировались путём выборов. Все избиратели делились на три курии (избирательные собрания), образуемые по имущественному принципу. В первую курию – уездные землевладельцы – входили лица, имевшие не менее 200 десятин земли или обладавшие недвижимостью на сумму не менее 15 тыс. рублей. Во вторую курию – городские избиратели – включались купцы трёх гильдий, владельцы предприятий с оборотом свыше 6 тыс. рублей или недвижимого имущества на сумму не менее 500 рублей в небольших и не менее 2 тыс. рублей в крупных городах. Третья курия – выборные от сельских обществ – состояла преимущественно из крестьян.

Избранное уездное земское собрание являлось распорядительным органом местного самоуправления. Его председателем был уездный предводитель дворянства. Исполнительным органом местного самоуправления являлась уездная земская управа, состоявшая из председателя и членов.

Сфера деятельности земств ограничивалась хозяйственными и социальными вопросами местного значения.

Земская контрреформа 1890 г. преследовала цель ограничить самостоятельность земских учреждений.

Городская реформа готовилась одновременно с земской, но была проведена позднее – в 1870 г. По «городскому положению» создавались всесословные органы городского самоуправления – городские думы и управы. Избирательные права предоставлялись лицам мужского пола, достигшим 25 лет и платившим в пользу государства налоги и сборы. Они делились на три курии – крупных, средних и мелких налогоплательщиков. Председателем и городской думы, и городской управы был городской голова. Все органы городского самоуправления избирались на четырёхлетний срок.

Городская контрреформа 1892 г. поставила органы городского самоуправления в большую зависимость от губернских и городских властей. Замена налогового ценза имущественным резко уменьшило число городских жителей, обладавших избирательным правом. Для мелких городов вводилось «упрощённое управление», лишь внешне похожее на местное самоуправление.

УПРАВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫМИ ОКРАИНАМИ В XIX ВЕКЕ

Российская империя была многонациональным государством, на территории которой проживали разные народы. В XIX в. все ещё происходил её территориальный рост. В состав России были включены Финляндия (1809 г.), Бессарабия (1812 г.), Польша (1815 г.), Кавказ (первая половина XIX в.) и Средняя Азия (60 – 80-е гг. XIX в.).

Царство Польское с 1815 по 1830 г. имело свою конституцию. Российский император был одновременно польским царём и осуществлял верховное управление через наместника. Законодательная власть принадлежала Сейму. В административном отношении Царство Польское подразделялось на воеводства и поветы.

После восстания 1830 – 1831 гг. польская конституция и Сейм были упразднены, а воеводства и поветы переименовались соответственно в губернии и уезды. На территории Польши была размещена действующая армия. В 1874 г. была упразднена должность наместника.

Финляндия имела статус великого княжества (её великим князем был российский император). В ней также существовал свой законодательный орган – Сейм, избиравшийся сословиями. С конца 80-х гг. XIX в. усилилось наступление правительства на финляндскую автономию.

В 1822 г. была проведена реформа управления Сибирью. Она включала изменение административно-территориального деления, упорядочение препровождения и размещения ссыльных каторжан и принятие Устава об инородцах. По этому уставу всё нерусское население Сибири подразделялось на три категории: бродячих, кочевых и оседлых. К началу ХХ в. на территории Сибири существовало 4 губернии (Тобольская, Томская, Енисейская и Иркутская) и 4 области (Забайкальская, Амурская, якутская и Приморская).

С 1801 по 1876 г. три прибалтийские губернии – Курляндская, Лифляндская и Эстляндская – объединялись в единое Прибалтийское генерал-губернаторство. После его ликвидации в прибалтийских губерниях началось формирование общероссийских городских и судебных учреждений, которые в течение длительного времени существовали вместе с сословными органами управления и суда немецких баронов и бюргеров.

Из присоединённой к России в 1812 г. Бессарабии была образована Бессарабская область, переименованная в 1873 г. в Бессарабскую губернию.

Наибольшей сложностью отличалось управление Кавказом. Присоединение Кавказа к России растянулось более чем на полвека. В 1801 г. в состав России вошла Восточная Грузия. В 1804 г. Россия установила протекторат над Западной Грузией, в 1810 г. вошедшей в состав в качестве Имеретинской области. В результате русско-персидских войн 1804 –1813 гг. и 1826 – 1828 гг. и русско-турецкой войны 1828 – 1829 гг. вся территория Закавказья вошла в состав России.

В 40-х гг. XIX в. Кавказским комитетом и Шестым отделением Собственной Е.И.В. канцелярии была подготовлена административная реформа для Кавказа. В соответствии с ней в 1844 г. учреждается Кавказское наместничество.

В ходе присоединения к России Средней Азии из большей части её земель было образовано Туркестанское генерал-губернаторство (1867 г.), преобразованное в 1886 г. в Туркестанский край. Здесь сложилась так называемая военно-административная система управления.

С конца XVIII в. и по 60-е гг. XIX в. в состав Российской империи входили Аляска и Алеутские острова. Управление ими осуществлялось Российско-американской компанией, образованной в 1799 г.

Общий взгляд на систему управления окраинами не подтверждает широко распространённого в недавнем прошлом мнения, что дореволюционная Россия являлась тюрьмой народов. Региональное управление отличалось достаточной гибкостью, хотя и было в конечном счёте подчинено великодержавным целям российского самодержавия.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственное управление в России: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. А.Н. Марковой. – М., 2002

2. История государственного управления в России: Учебник/ Отв. ред. В.Г. Игнатов. – Ростов н/Д., 2002

3. Судьбы реформ и реформаторов в России: Учеб. Пособие/ Под общ. ред. Р.Г. Пихои, П.Т. Тимофеева. – М., 1999

4. Черняк В.З. История государственного и муниципального управления России: Учебник для вузов. – М., 2001

5. Ерошкин Н.П. история государственных учреждений дореволюционной России. – М., 1997.

Скачать архив с текстом документа