Государственный бюджет в системе рыночных отношений
СОДЕРЖАНИЕ: Сущность, функции государственного бюджета и факторы, влияющие на его содержание. Историческое развитие бюджетной системы в Республике Беларусь и особенности ее функционирования в переходном периоде. Методы экономического регулирования рыночных отношений.План
1. Сущность и функции государственного бюджета
2. Историческое развитие бюджетной системы в Республике Беларусь
3. Бюджет Республики Беларусь в переходном периоде к рынку
4. Роль и особенности бюджета в системе рыночной экономики
1. Сущность и функции государственного бюджета
Во всех формациях государственный бюджет играл важную роль в выполнении функций государства. Как основной инструмент государственного регулирования общественными процессами особое значение он приобретает в условиях рыночной экономики.
Бюджет как особая система общественных отношений исторически возникает и действует там, где существует государство с развитыми товарно-денежными отношениями.
На начальных ступенях развития человеческого общества государство имело возможность значительную часть своих затрат на строительство дорог, каналов, общественных зданий покрывать за счет поступлений от государственных хозяйств, имущества, использования рабского труда. Немалую роль в пополнении казны играли войны.
При феодализме потребности правителей вначале удовлетворялись за счет доходов от собственных имений, но по мере роста расходов устанавливались обязательные подати.
С ростом производительных сил, разделением общественного труда, возникновением городов, центров ремесел, начали развиваться товарно-денежные отношения. В этих условиях появляется возможность все возрастающие расходы покрывать денежными налогами. Общегосударственные расходы направляются не только на содержание двора, армии, полиции, но и на поддержку отдельных слоев населения, а также на развитие транспорта, промышленности, торговли.
Постепенно, исходя из объективной необходимости, отдельные сметы затрат и поступлений пытаются объединить в общую смету доходов и расходов, которая получает название «бюджет».
В России первые сведения об общей смете доходов и расходов государства относятся к 1654 г. При Петре I, когда проводились крупные реформы по увеличению доходов казны, была создана комиссия для руководства финансовыми делами. Однако ежегодно бюджет России начал разрабатываться только с 1812 г. после образования Министерства финансов.
В конце XVIII – начале XIX в. практически все государства Европы имели свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы казны на текущий год.
На содержание бюджета влияют субъективные и объективные факторы.
К объективным факторам относятся следующие:
· характер производственных отношений;
· уровень развития производственных сил;
· природные и экономические факторы.
Субъективными факторами являются следующие:
· тип государства;
· внешняя и внутренняя экономическая ситуация.
Экономическое значение бюджета заключается в следующем:
· активное влияние на общественное воспроизводство посредством налогов;
· совершенствование структуры общественного производства;
· определение стоимостных пропорций в распределении доходов на общегосударственные и внутрихозяйственные нужды.
Государственный бюджет является главным в системе финансовых планов любой страны, поскольку объединяет их в целую систему, определяя на текущий год финансовые взаимоотношения государства с разными звеньями хозяйства и населением.
Внутреннее содержание экономической категории наиболее полно реализуется через функции.
Существуют следующие функции бюджета :
· распределительная (перераспределения валового внутреннего продукта, национального дохода);
· регулирующая (охватывает государственное регулирование и стимулирует развитие экономики);
· социальная (финансовое обеспечение социальной политики государства);
· контрольная (осуществляется контроль за образованием и использованием центрального фонда денежных средств государства).
По своей сути государственный бюджет – это основной финансовый план государства, экономическая категория, совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда финансовых ресурсов государства.
Это весьма динамичная категория, которая зависит от множества объективных и субъективных факторов, и поэтому объем государственного бюджета, структура, содержание доходов и расходов различаются в каждом конкретном историческом периоде в различных странах.
2. Историческое развитие бюджетной системы в Республике Беларусь
Беларусь, лишенная государственной самостоятельности, не имела до 1919 г. своего бюджета, однако участвовала в формировании доходов государственного бюджета России. Доходы, поступающие с территории Беларуси, не превышали 15% в доходах бюджета России.
Основным доходным источником являлись налоги от казенной винной монополии (50%).
Акцизами облагались спички, керосин, табачные изделия, напитки по ставке 20%, пошлины и доходы от государственного имущества – 20%, прочие доходы – 10%.
Темпы роста государственных доходов на территории Беларуси до начала Первой мировой войны были ниже, чем в целом по России. Это связано с отсутствием крупных оборотов в промышленности и торговле.
Государственные расходы тоже имели свои особенности.
Военные расходы занимали первое место (30%) и направлялись в основном на содержание оборонительных укреплений и крупных военных гарнизонов. На строительство и содержание железных дорог направлялось 25,5% расходов (второе место).
Остальные расходы распределялись следующим образом:
· на государственное управление, юстицию и контроль – 13,5%;
· на просвещение – 11,0%;
· на хозяйственные министерства – 12,0%;
· прочие – 8,0%.
Республика Беларусь как государство образовалась в 1919 г. и формально имела право на самостоятельный бюджет. Однако из-за военных действий бюджет сформирован не был.
И только с образованием в 1922 г. Советского Союза государственный бюджет БССР вошел в состав бюджетной системы государства.
Основными доходными источниками являлись поступления от народного хозяйства (промысловый налог, плата за пользование государственными угодьями, подоходный налог, отчисления от прибыли). Основными расходными статьями бюджета являлись расходы на народное хозяйство и социально-культурные мероприятия.
В 1930 г. в доходной части бюджета произошли серьезные изменения, вызванные проведением налоговой реформы. Были введены для государственных предприятий налог с оборота и отчисления от прибыли. В результате налоговой реформы бюджет стал устойчивым.
В течение 1930–1931 гг. была получена самостоятельность бюджетов местных и сельских поселковых Советов депутатов.
Наибольший прирост доходов бюджета произошел в 1936 г., что объясняется увеличением такого доходного источника, как налог с оборота (рост объема производства и товарооборота). Налог с оборота и отчисления от прибыли составили 70% от всего объема доходной части бюджета.
Однако в 20–30-е гг. усилилась тенденция жесткой централизации управления финансовыми ресурсами страны. Концентрация основной части финансовых ресурсов в союзном бюджете означала финансовую зависимость государственного бюджета БССР от союзного правительства.
За годы Великой Отечественной войны Беларусь понесла огромный материальный ущерб. Только прямые потери от уничтожения имущества в ценах 1945 г. составили 75 млрд р., что в 35 раз превышало объем государственного бюджета в 1940 г.
Сформировать намеченную сумму государственного бюджета на 1945 г. не удалось. Половина всех расходов на развитие экономики и культуры в 1945 г. покрывалась за счет дотации из союзного бюджета.
В 50–60 гг. XX в. усиливается воздействие финансов и бюджета на количественные и качественные параметры экономического и социального развития страны.
Этот период отмечен расширением бюджетных прав БССР. Доходы и расходы в законе «О государственном бюджете СССР» стали предусматриваться лишь в общих объемах.
Налог с оборота на протяжении данного периода оставался основным доходным источником.
Особенностями этого периода является то, что впервые в истории Беларуси расходы на народное хозяйство стали доминирующими (на развитие промышленности, строительства, сельского хозяйства, коммунального хозяйства, транспорта и связи). Кроме того, во второй половине 60-х гг. XX в. были введены новые принципы планирования и экономического стимулирования.
Взамен отчислений от прибыли были введены налог на прибыль, плата за основные фонды, фиксированные платежи, взносы свободного остатка прибыли.
В конце 70-х гг. ХХ в. была разработана экономическая модель отраслевого хозрасчета и самоокупаемости. Она включила нормативный метод распределения прибыли между министерством и бюджетом.
Нормативный метод распределения прибыли существенно повысил ответственность министерств и организаций за выполнение своих обязательств перед бюджетом. Предприятия вносили в бюджет плату за производственные фонды, трудовые и природные ресурсы, а также отчисления от прибыли (дохода) по установленным нормативам.
Конец 80-х – начало 90-х гг. XX в. характеризуется перестройкой хозяйственной и общественной жизни в СССР, расширением прав региональных органов власти. С 1990 г. БССР перешла на новое самофинансирование своих расходов за счет собственных и закрепленных доходов союзного подчинения, оставляемых в ее распоряжении.
С 1991 г. начинается новый период в развитии Белорусского государства, который характеризуется формированием национальной бюджетной системы.
3. Бюджет Беларуси в переходном периоде к рынку
В 90-е гг. ХХ в. начался период формирования рыночных отношений в Республике Беларусь.
Главным назначением бюджета становится обеспечение финансовых функций государства. Первый бюджет суверенного государства характеризуется следующими особенностями:
· самостоятельность бюджета, базирующаяся полностью на мобилизованных на территории республики налогах и неналоговых поступлениях;
· усиление социальной направленности бюджетных ассигнований;
· усиление ряда фондов и резервов, предупреждающих диспропорции в хозяйстве, финансирование не учтенных в бюджете расходов, вызванных переходом к рыночным отношениям.
Впервые в бюджете Республики Беларусь появились следующие доходы:
· чрезвычайный налог по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
· средства от выпуска, акционирования и реализации государственной собственности;
· доходы от внешнеэкономической деятельности.
Однако, несмотря на существенное увеличение доходов бюджета Республики Беларусь их не хватило для покрытия расходов. Впервые за 36 лет официально был запланирован дефицит бюджета Республики Беларусь в сумме 3,7 млрд. р., что составляло примерно 11,6% от всех расходов.
В 1991 г. наблюдался особенно быстрый рост расходов на содержание правоохранительных органов, аппарата управления (почти в три раза по сравнению с 1990 г.). Это стало следствием увеличения численности работников, образования новых структур и комитетов. Вместе с тем расходы на социально-культурные мероприятия росли медленнее, чем весь объем бюджета, их доля в расходной части составляла только 26%.
В 1994 г. объем бюджета уже перешагнул триллионы рублей и по доходам прогнозировался в сумме 6,3 трлн. р., по расходам – 7,2 млрд. р. Решающую часть доходов государственного бюджета составляли косвенные налоги.
В 1992 г. были введены такие косвенные налоги, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на топливо. Поступление от этих источников достигло почти половины всех доходов бюджета.
Кроме них, в бюджет Республики Беларусь начали поступать и другие многочисленные налоги с юридических лиц:
· налог на прибыль;
· налог на недвижимость;
· налог за пользование природными ресурсами;
· налог за экспорт и импорт;
· чрезвычайный налог по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
· платежи за землю.
Переходный период наложил отпечаток и на структуру расходов, которые отражают некоторые новые тенденции в направлении бюджетных ассигнований, но по многим позициям весьма похожи на прежние статьи.
В суверенном бюджете Республики Беларусь появились расходы на содержание армии, пограничных войск, погашение государственного долга, выпуск национальной валюты и ценных бумаг. Резко (более чем в 5 раз) в 1993 г. возросли затраты на финансирование правоохранительных и судебных органов, на внешнеэкономическую деятельность.
Для бюджетов переходного периода характерным является резервирование ресурсов в специальных фондах, позволяющих профинансировать непредвиденные расходы, несколько смягчить возникающие диспропорции в экономике Республики Беларусь:
· в фонде стабилизации экономики;
· в резервном фонде Кабинета Министров Республики Беларусь;
· в фонде непредвиденных расходов местных Советов депутатов;
· в резервном фонде министра финансов Республики Беларусь;
· в страховом фонде.
Основные черты бюджета Республики Беларусь в переходный период следующие:
1. Бюджет остается основным инструментом централизации значительной части национального дохода и перераспределения его на общегосударственные нужды.
2. Доходная часть бюджета формируется в основном за счет налогов и сборов с юридических и физических лиц.
3. Расходы растут быстрее, чем источники их покрытия, что вызвано расширением функций государства, появлением многих новых общественных затрат.
4. Происходят изменения в структуре расходов, их содержании, усиливается социальная направленность бюджетных ассигнований.
5. Наряду с государственным бюджетом перераспределение национального дохода производится с помощью образования и использования специальных внебюджетных фондов.
6. Дефицит бюджета достигает огромных размеров в абсолютных цифрах и относительных показателях к валовому национальному продукту, что затрудняет управление финансами государства и оказывает негативное влияние на сбалансирование и развитие экономики.
7. Серьезные изменения происходят в бюджетном устройстве, и прежде всего в бюджетной системе Республики Беларусь, усиливается самостоятельность всех видов бюджетов. Но по-прежнему решающее место в выполнении общегосударственных и социальных программ принадлежит республиканскому бюджету.
4. Роль и особенности бюджета в системе рыночной экономики
Переход к рыночным отношениям предполагает существенное изменение всех экономических категорий, в том числе и государственного бюджета.
Государство пытается воздействовать экономическими методами на воспроизводственные процессы, сгладить некоторые социальные последствия стихийных рыночных сил. Эти действия государства и получили название государственного регулирования, которое приобретает форму экономического и социального регулирования.
Экономическое регулирование осуществляется прямыми и косвенными методами.
Прямые методы находят выражение в принятии законодательных актов, обязательных для выполнения всеми участниками воспроизводства.
Косвенные методы осуществляются при реализации финансовой и кредитной политики.
Государство использует бюджет для регулирования рыночной экономики, применяя различные его виды. К наиболее важным из них можно отнести:
· налоги, влияющие на развитие производства, спрос и предложение на различные виды услуг, товаров, работ;
· прямое бюджетное финансирование общегосударственных программ, обеспечивающих расширение общественного воспроизводства, совершенствование его структуры, прогресс общества;
· субсидирование некоторых отраслей, предприятий для выравнивания экономических условий их хозяйствования;
· выдачу беспроцентных или льготных кредитов, гарантий для банковских ссуд;
· создание за счет бюджетных ресурсов особых фондов и резервов для предупреждения диспропорций в развитии экономики, поддержку предпринимательства.
Мировая экономика подтверждает, что результативность государственного регулирования с помощью бюджета может быть достигнута лишь при соблюдении трех основополагающих принципов:
· эффективности;
· стабильности;
· социальной справедливости.
Эффективность экономики означает, что государство при формировании бюджета должно руководствоваться экономической целесообразностью и результативностью затраченных средств.
Стабильность экономики возможна лишь в том случае, когда государство контролирует экономический цикл, его взлеты и падения, воздействует с помощью бюджета и кредита на общеэкономические пропорции в распределении валового продукта, создает резервы для предупреждения диспропорций.
Социальная справедливость находит отражение в справедливом обложении налогами равных доходов субъектов, действующих в единых условиях, а также в финансировании широкой сети образовательных заведений, культурно-просветительских и медицинских учреждений, гарантирующих определенный уровень социальных благ.