Гражданские мотивы в лирике М. Лермонтова
СОДЕРЖАНИЕ: Гражданские мотивы в лирике М. Лермонтова Автор: Лермонтов М.Ю. После разгрома восстания декабристов в 1825 году в России наступили времена черной реакции. Новый император Николай I, напуганный выступлением на Сенатской площади, стремился подавить всякое проявление свободомыслия. Началась настоящая травля передовых людей России.Гражданские мотивы в лирике М. Лермонтова
Автор: Лермонтов М.Ю.
После разгрома восстания декабристов в 1825 году в России наступили времена черной реакции. Новый император Николай I, напуганный выступлением на Сенатской площади, стремился подавить всякое проявление свободомыслия. Началась настоящая травля передовых людей России.
29 января 1837 года страну потрясла ужасная весть: скончался раненный на дуэли Пушкин. А через несколько дней уже звучали страстные и гневные строки стихотворения “Смерть Поэта”. Его автор открыто говорил о том, кто были истинные убийцы Пушкина:
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона;
Пред вами суд и правда — все молчи!..
Смело выступив против тирании самодержавия, молодой Лермонтов продолжал дело погибшего Пушкина. Уже ранняя лирика Михаила Юрьевича (до 1837 года) представляет его как борца за свободу. Стихотворение “Жалобы турка” (1829 год) Лермонтов написал в форме письма “к другу, иностранцу”, но ясно, что в этом произведении речь идет о России, о тех порядках, которые царят в стране:
Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
Там за утехами несется укоризна,
Там стонет человек от рабства и цепей.
Друг! Этот край... моя отчизна!
В том же году Лермонтовым было создано стихотворение “Монолог”. В нем говорится о том, что умный, душевный и честный человек не может жить в светском обществе:
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует.
В стихотворении “Предсказатель” поэт говорит об ожидаемой им революции в России:
Настанет год, России черный год,
Когда цепей корона упадет.
Глубокая неудовлетворенность современной действительностью, протест против самодержавия роднят Лермонтова с декабристами.
Стихотворение “Парус” (1832 год) стало для многих символом творчества поэта. В нем чувствуется мятежный дух автора, страстное отрицание им покоя и глубокая грусть от сознания своего одиночества.
Следуя лучшим традициям Пушкина и поэтов-декабристов, Лермонтов обращается к истории родной земли. В стихотворении “Бородино”, которое принесло ему первую славу, молодой поэт изобразил Бородинскую битву, одно из главнейших событий Отечественной войны 1812 года. Были живы еще многие участники этого героического сражения. Среди них — родственники Лермонтова и крестьян из Тархан, поместья его бабушки. Их рассказы послужили основой произведения. Повествование ведется от лица старого солдата-артиллериста. Впервые не царь или полководцы, а простой русский народ был представлен автором как истинный герой, вынесший на своих плечах всю тяжесть войны. Стихотворение “Бородино” стало гимном русским богатырям, всегда готовым “постоять головою за Родину свою”. Позже Лев Толстой скажет, что без этого произведения не было бы “Войны и мира”.
Лермонтов горячо любил свою Родину, свой народ. Гнев и боль звучат в стихотворении “Прощай, немытая Россия...”:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Часто в стихах Лермонтова звучит тема одиночества, внутренней тоски, отчаяния. Белинский когда-то написал о себе, что жизнь вне Родины для него невозможна. Думается, эти слова можно смело отнести и к Лермонтову.
В стихотворении “Дума” Лермонтов размышляет о настоящем и будущем России. Он говорит о том, что потомки не простят ему и его современникам бездействия:
И прах наш, с гордостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом.
Добролюбов писал: “Лермонтов, обладая громадным талантом, сумев рано постичь недостатки современного общества, сумел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится в народе”.
Каждый стих Лермонтова бередит душу, каждое слово звучит, как набатный звон в мертвой тишине русского царства. Выступать в защиту свободы в годы реакции значило проявить большое гражданское мужество и смелость. До конца своей жизни Михаил Юрьевич Лермонтов был верен своей теме — теме борьбы за свободу русского народа, за процветание Родины.