Групповая работа как форма организации кружка

СОДЕРЖАНИЕ: Групповая форма обучения, ее основные принципы. Кружок как форма организации внеклассного занятия. Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе в форме кружка. Формы и виды проведения кружка. Организация кружка и программа занятий.

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Южно-Уральский государственный университет

Факультет Журналистики

Кафедра русского языка и литературы.

Курсовая работа

Групповая работа как форма организации кружка

Выполнил:

студент ФЖ-410

Шалимова Е.В.

Руководитель:

Тезина А.В.

г. Челябинск 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Групповая форма обучения

1.1 Основные принципы

1.2 Кружок как форма организации внеклассного занятия

1.3 Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе в форме кружка

1.4 Формы и виды проведения кружка

Выводы по I главе

Глава II. Организация кружка

2.1. Программа занятий

2.2. Конспект занятия «Публицистический стиль речи. Основные жанры газетных материалов»

Выводы по II главе

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении нескольких лет современная школа нуждалась в коренных качественных изменениях в отношении обучения и воспитания. В последние годы произошли большие перемены в жизни современной школы: изменяются учебные планы; разрабатываются и успешно вводятся в обучение альтернативные программы и учебники; появились частные школы, лицеи, гимназии, колледжи; изучается опыт зарубежных школ.

Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую тревогу. Сохранение традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельности учащихся и учителей, в невозможности решения многих жизненно важных задач обучения и воспитания. Совершенствование урока - основной формы процесса обучения - призвано обеспечить органическое единство. Качественно новое содержание обучения школьников предполагает качественно новые формы усвоения. Исходной формой освоения любого культурного содержания является сотрудничество. Классно-урочная система не в полной мере дает возможность приобретать навыки коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи, самостоятельности, а, следовательно, сдерживает процесс развития учащихся.

Всё вышеупомянутое побудило нас взять темой исследования групповые формы организации учебного процесса.

Цель курсовой работы заключается в исследовании эффективности разработанного нами плана занятий при групповой форме обучения на внеклассных занятиях (кружок), как одного из важнейших показателей учебной мотивации.

Задачи курсовой работы:

1) изучить литературу по теме исследования;

2) провести экспериментальную работу;

3) проанализировать результаты экспериментальной работы.

Мы считаем, что тема актуальна, поскольку традиционное предпочтение учителем фронтальной и индивидуальной форм привело в известной степени к деформации отношений не только между учителем и учеником, но и между самими учениками. Эти формы обучения почти исключали общение ребят в процессе работы, что не могло не отразиться на их интересе к учебе.

Предметом курсовой работы является групповая форма обучения - форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога, стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.


ГЛАВА I. ГРУППОВАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

В мировой школе использу­ются три организационные формы обучения: индиви­дуальная, групповая и фронтальная. На разных истори­ческих этапах предпочтение отда­валось то одной, то другой из них. Примерно до XVI в. основной была индивидуальная форма. За­тем ее заменяет групповая. А с XIX века, когда ведущей в массовой школе стала классно-урочная сис­тема, преобладает фронтальная.

В двадцатые годы в советской шко­ле была групповая форма обучения. Позаимствовав у американцев ос­нованный на принципе индивиду­ального обучения Дальтон-план, наши исследователи внесли в него ряд корректив, имеющих целью развитие у учащихся коллективис­тских черт, так появился бригадно-лабораторный метод. Для выполнения определенного задания сроком на одну-две недели учащихся в классе делили на бригады. В условлен­ное время бригадир отчи­тывался перед учителем за все сделанное. Однако очень скоро этот метод показал свою неэффек­тивность, и в начале 30-х годов вновь вернулись к классно-урочной систе­ме, для которой характер­но преобладание фрон­тальной формы. Эта фор­ма и по сей день является в нашей школе основной, а вот обучающие и воспи­тательные возможности групповой работы явно недооцениваются. К тому же она строится совсем на других принципах. Эстонский ученый X. И. Лийметс относит к ним следующие:

1) Класс разбивается на несколько небольших групп - от 3 до б человек;

2) Каждая группа получа­ет свое задание. Задания могут быть одинаковыми для всех групп либо дифференцированными;

3) Внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли;

4) Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;

5) Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом [5].

Как видим, для такой работы ха­рактерно непосредственное взаи­модействие и сотрудничество меж­ду учащимися, которые, таким об­разом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.

При отборе учебного материала для групповой работы необходи­мо уточнить, какие виды знаний будут представлены в предлагае­мом для совместного выполнения задании (понятия, факты, законы, методические знания, оценочные знания и т.д.). Надо помнить, что не всякий учебный материал под­ходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования. Первое - по своей структуре зада­ние должно быть таким, чтобы его можно было бы расчленить на отдельные подзадачи и подпункты. Второе - быть достаточно трудным, жела­тельно проблемным, допускать разные точки зрения, несовпаде­ние позиций. Чем более трудным оно является, чем больше инфор­мации необходимо для его пра­вильного выполнения, тем интен­сивнее идет взаимодействие меж­ду участниками группы.

Надо отметить, что преимущественно групповой работы в том, что ученик учится высказывать и отстаи­вать собственное мнение, прислу­шиваться к мнению других, сопо­ставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контро­ля над действиями других и само­контроля, формируется критичес­кое мышление. Групповое обсуж­дение, дискуссия оживляют поис­ковую активность учащихся.

Одно из самых важных условий эф­фективной организации группо­вой работы правильное, проду­манное комплектование групп. За частую преподаватели неверно делят на группы учащихся. Если работа пар­ная, то, как правило, в эту пару включают учащихся, сидящих за одним столом. Если рассчитана на четыре человека, то впереди сидя­щие ученики поворачиваются к сидящим сзади и совместно выпол­няют задание. Такое произвольное комплектование снижает эффек­тивность совместной работы. При комплектовании групп в рас­чет надо брать два признака: уро­вень учебных успехов учащихся и характер межличностных отноше­ний. Школьников можно объеди­нить в группы или по однороднос­ти (гомогенная группа), или по разнородности (гетерогенная груп­па) учебных успехов. Гомогенные группы могут состоять либо из сильных, либо из средних, и даже слабых учеников (естественно, группа, состоящая только из слабых учеников, себя не оправ­дывает). Решение обучающих и воспита­тельных задач лучше всего осуще­ствляется в гетерогенной группе, где и создаются более благоприят­ные условия для взаимодействия и сотрудничества. Сильный уче­ник, являющийся лидером, ведет за собой остальных. Но, возможно, что лидер подменит всю группу, сведя участие осталь­ных в коллективном выполнении задания до минимума. Поэтому при комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений уча­щихся. Психологи по этому поводу утверждают, что в группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отно­шения доброжелательности. Толь­ко в этом случае в группе возника­ет психологическая атмосфера вза­имопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх.

Если учитель хорошо знает, как относятся друг к другу его учени­ки, то он сам должен сформиро­вать группы. Если такой инфор­мации у него нет, то можно обра­титься к учащимся с вопросом: “С кем бы вы хотели работать в од­ной группе?”. Доказано, что ре­зультаты совместной деятельнос­ти сильно зависят от межличнос­тных отношений. Если в группу входят учащиеся, которые испы­тывают друг к другу неприязнь, то результативность работы будет минимальной. Такую груп­повую работу можно рассматри­вать и как важное средство реше­ния воспитательных задач.

Влияние количественного состава на психологический климат в группе, на ее работоспособность и результативность велика. Психологами проведены исследования, в которых выяснилось, что группа из четырех че­ловек в большей мере склонна к обсуждению проблемы, чем груп­па из восьми человек. Деятельность группы из четырех человек более продуктивна, чем работа пары. Важно и то, четной или нечетной является группа. Группа с четным составом учащихся при обсуждении сложной и спорной проблемы распадается на равные подгруппы и с трудом приходит к общему решению. Целесообразнее создавать группу с нечетным составом. Вообще считается, что группа из пяти человек является самой оптимальной. При определении количественного состава группы надо помнить одно: с увеличением численного состава снижается ее работоспособность, соответственно — и результативность.

Нужно отметить, что при всех имеющихся очевидных преимуще­ствах групповая форма обучения не имеет абсолютного значения. Для разных учащихся фронтальная, групповая и индивидуальная фор­мы имеют неодинаковое значе­ние. Учащиеся со средними спо­собностями одинаково хорошо ус­ваивают учебный материал, как при фронтальной, так и групповой формах. Этот слой составляет основную массу школьников, и обучение ориентировано именно на их познавательные возможности. У сильных учащихся на первом месте по продуктивности стоит индивидуальная работа, а у слабых — групповая. Слабые учащиеся при груп­повой работе выполняют объем любых упражнений на 20—30 процентов больше, чем при фронталь­ной форме [10].

Однако в школьной программе преобладает, как мы уже отмечали, фронтальная форма. Желая подтянуть отстающих, учи­теля работают с ними индивиду­ально. Такой подход очень важен, но оказывается, что больше всего в ин­дивидуальной форме работы нуж­даются сильные учащиеся, опере­жающие своих одноклассников. А для слабоуспевающих пред­почтительнее всего групповая форма, не исключая необходимости фронтальной и индивидуальной работы с ними. Организация групповой работы меняет функции учителя. Если на традиционном уроке он передает знания в готовом виде, то здесь должен быть организатором и ре­жиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Его действия должны сводиться к сле­дующему:

- объяснение цели предстоящей работы;

- деление учащихся на группы;

- раздача заданий для групп;

- контроль за ходом групповой работы;

- попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активно­му поиску;

- после отчета групп о выполнен­ном задании объявление результатов работы, обращение внимания на типич­ные ошибки;

- оценка работе учащихся.

При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперативно-групповые и дифференцированно-групповые:

- звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся.

- бригадная форма организует деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся.

- кооперативно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания.

- дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. Деятельностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредовано через звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.


КРУЖОК КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАСНОГО ЗАНЯТИЯ

В школах широко распространена кружковая работа, организуемая учителем по своему предмету. В предметные кружки, например, по литературе, русскому языку вовлекают учащихся нескольких параллельных классов, или даже различных возрастов. Очень важно, чтобы занятия кружков проводились по твердому расписанию, без переносов и пропусков. Организационная четкость и планомерность, сложившиеся традиции создают благоприятные условия и психологическую установку на творческую работу в области добровольно избранного и интересующего школьника занятия. Кружковая работа обеспечивает возможности и для осуществления более тесной связи и общения между детьми разных возрастов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей.

На наш взгляд организация внеклассных занятий по русскому языку и литературе в форме кружка журналистов имеет практическую ценность, поскольку, придавая большое значение вопросам функционирования родного языка и обучения ему, нельзя допускать недооценки русского языка как средства общения. В совершенствовании преподавания русского языка наряду с уроками большое значение имеет внеклассная работа по русскому языку. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой — глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами языка, которые не изучаются на уроках, но знание которых необходимо в речевой практике. Она создает благоприятные условия для речевой практики: ученик упражняется в русской речи по мере своих сил и возможностей при активной помощи учителя и товарищей.

Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, на практике используют уже имеющиеся в их арсенале навыки, а форма игры позволяет изучать русский язык с интересом.


ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В ФОРМЕ КРУЖКА

Кружок – основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы.

К принципам внеклассной работы в методической литературе относят принципы: взаимосвязи классных и внеклассных занятий, научной углубленности, практической направленности, занимательности, добровольности и равного права как сильных, так и слабых учащихся на участие во внеклассной работе, индивидуального подхода к каждому и развития творческих способностей, связи с внеклассной работой по родному языку.

Повышению интереса к внеклассной работе способствует занимательность. По мнению Абасова, занимательность (но, ни в коем случае не развлекательность) внеклассных занятий должна быть лишь педагогическим средством, но не целью работы [1]. Занимательность внеклассной работы связана с формой ее проведения, выбором методов и приемов работы, с использованием наглядности, интересных заданий, лингвистических игр, с привлечением интересных фактов.

Принцип равного права на участие во внеклассной работе всех учащихся требует сугубо индивидуального подхода к каждому ученику, оказания максимальной помощи, подбора специальных заданий, упражнений, форм работы.

Во внеклассных занятиях должны широко использоваться навыки, приобретённые на разных уроках. Так, организуя кружок журналистов, мы не только хотели развить устную и письменную речь детей, но и через специальные задания привить интерес к литературе, которая в свою очередь поможет обогатить словарный запас.

Для многих учеников русский язык не является любимым предметом. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому главная задача внеклассной работы - развитие у школьников интереса к русскому языку и воспитание потребности изучать его. Педагогами и психологами доказано, что познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения, поэтому развитие познавательного интереса к русскому языку оказывается столь важным для учащихся. Понятно, что этот интерес развивается, прежде всего, на уроках, но и то, что внеклассная работа предоставляет учителю огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым.

Интерес, по мнению методистов, - это «такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке» [6]. Исходя из основной цели внеклассной, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности:

1) воспитание коммуникативной культуры школьников;

2) расширение и углубление запаса знаний учеников;

3) выявление и поддержка одаренных учащихся;

4) поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку или литературе;

5) развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

А так же:

1) закрепление материала по русскому языку и литературе;

2) углубление и расширение знаний учащихся о русском языке и литературе;

3) развитие устной и письменной связной речи учащихся;

4) формирование орфоэпических, орфографических и пунктуационных навыков;

5) пробуждение и поддержание интереса к изучению русского языка и литературы;

6) развитие индивидуальных способностей учащихся.

Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так, широко используется во внеклассной работе и слово учителя, и беседа, и самостоятельная работа ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.

ФОРМЫ И ВИДЫ ПРОВЕДЕНИЯ КРУЖКА

В отличие от уроков работа в кружке по русскому языку или литературе характеризуется многообразием форм и видов.

Выделяются следующие формы проведения кружка:

- по способу подачи языкового материала — устные и письменные;

- по частоте проведения — систематические (постоянные) и эпизодические (разовые);

- по количеству участников — индивидуальные, групповые, массовые.

Каждая из указанных форм проведения кружка имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.

Во внеклассной работе по русскому языку или литературе преобладают, особенно с детьми младшего возраста, устные формы, что объясняется оперативностью устной речи и задачей развития в первую очередь устной речи.

На примере кружка журналистов отметим, что занятия проходили систематично и в групповой форме. Хотя приходилось заниматься и в устной форме индивидуально с детьми младшего возраста, нежели основная масса. Нами было отмечено, что к одной из самых эффективных письменных форм в работе кружка с детьми старшего возраста по русскому языку или литературы относится, например, стенгазета, которая вывешивается на видном месте, и становится достоянием учащихся. Другой не менее эффективной формой является письменные творческие задания – групповые или индивидуальные. В кружке журналистов эти задания занимали особенное место, потому что лучшие из них (статьи, рецензии, интервью, репортажи, и т. д.) как раз и фиксировались в стенгазете. Попадание в стенгазету, «на доску почёта», являлось огромным стимулом к участию в кружке.

ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ

Кружок как форма проведения внеклассного занятия дает учителю возможность применять самые разнообразные средства и формы работы для совершенствования русской речи учащихся в условиях естественной коммуникации, так как при проведении занятий во внеурочное время создаются реальные ситуации общения, полнее раскрываются творческие возможности детей.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

При правильной организации кружка возможны положительные результаты, в том числе появится заинтересованность в предмете, любовь к литературе, откроет или разовьёт творческие способности ребёнка, а, может быть, и предопределит будущую профессию ученика, что позволит ему своевременно начать углублённое изучение предмета.

Одним из важных условий успешной работы в группах является организация рабочего места каждой группы. Для выполнения заданий в группах часто необходим определенный набор принадлежностей, например, маркеры и бумага для подготовки презентаций и т.д. Учитель должен позаботиться об этом заранее и, возможно, каждый раз назначать себе в помощники разные группы учащихся для организации класса для работы в группах.

Задача учителя объяснить учащимся, что работа в группе - не развлечение в учебное время, это полноправная форма работы на уроке, правильное использование которой приводит к достижению определенных учебных и воспитательных целей. Поэтому учитель обязан сделать все возможное, чтобы ученики прониклись пониманием того, что они учатся сотрудничать и повышают свой уровень знаний. Для педагогики в XXI веке характерен пере­ход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс стро­ится как поисковая, исследова­тельская деятельность, в ходе ко­торой происходит обмен мнения­ми, разворачиваются дискуссии

Одна из педагогических технологий – групповой способ обучения - всё чаще и чаще используется в средней школе. Возможность применять несколько форм обучения - групповую, парную и индивидуальную – позволила учителям творчески подойти к составлению целых тематических циклов программы, организовать нетрадиционные уроки. Творческая самореализация учащихся и воспитанников происходит через индивидуальные и групповые занятия учеников школы в различных кружках, секциях, факультативах, как на базе школы, так и вне ее.

Форма группового обучения в классах и на внеклассных занятиях позволяет ученикам развивать логическое мышление, отстаивать свою точку зрения в дискуссиях, развивать коммуникабельность, дать возможность полнее проявить себя всем: и отличникам, и неуспевающим, и лидерам, и аутсайдерам. К тому же учителю предоставляется возможность улучшить дисциплину в классе, добиться положительного отношения учащихся к предмету и, возможно, повысить успеваемость всего класса за счёт передачи знаний отличников неуспевающим ученикам в группе во время дискуссий.


ПРОГРАМА ЗАНЯТИЙ

I. «Публицистический стиль речи».

Цель : углубить знания по теме.

Задачи : 1) научить различать газетные материалы;

2) научить искать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

3) продолжить развитие речевых навыков.

Ход урока : проверка домашнего задания: учащиеся проверяли друг друга и вслух обсуждали правильность выполнения домашнего задания. Учащиеся с помощью преподавателей выявляли орфографические и пунктуационные ошибки, а так же старались грамотно выражать свои мысли. Вместе с преподавателями были разобраны новые незнакомые слова, которые могут помочь в выражении мысли. Затем был выдан новый блок информации и задано домашнее задание: создать кроссворд по новой теме.

II. «Путешествие по страницам газеты».

Цель : систематизировать и обобщить знания пройденного материала.

Задачи : 1) развить мышление, логику;

2) научить пользоваться таблицами;

3) развить орфографические и пунктуационные навыки.

Ход урока : проверка усвоения материала предыдущего урока: учащиеся меняются кроссвордами и разгадывают их. Новый информационный материал выдаётся в форме игры. Для этого нами были использованы рисунки и схемы. В ходе занятия учащимся давались индивидуальные занятия. Домашнее задание: написать статью на свободную тему, объёмом 10-15 распространённых предложений. Жанр они так же могли выбрать самостоятельно.

III. «Аналитические газетные жанры».

Цель : углубить и систематизировать знания по теме.

Задачи : 1) развить умение анализировать, делать выводы;

2) воспитать интерес к работе в группе;

3) развить орфографические и пунктуационные навыки.

Ход урока : фронтальный опрос по пройденной теме. Самостоятельная проверка домашнего задания – работа в группах, где обсуждается статья и выбирается лучшая. Выдан очередной блок информации в виде схемы с рисунками. Началась работа по подготовке стенгазеты – группой были выслушаны предложения, как от преподавателей, так и от самих учащихся. Домашнее задание: подготовить статьи для стенгазеты. Тема - «Жизнь лагеря».

IV. «Аналитические газетные жанры».

Цель : закрепить знания по пройденной теме.

Задачи : 1) воспитать интерес к работе в группе;

2) развить орфографические и пунктуационные навыки;

3) научить расслабляться во время работы.

Ход урока : фронтальный опрос. Изучение нового материала в форме лекции. Были выбраны лучшие статьи. Продолжение работы по подготовки стенгазеты. В ходе работы нами был опробован новый метод – релаксационные паузы, которые дали эмоциональную разгрузку, например, игра «Буриме» - сочинение четверостиший на заданную тему, лучшие из которых также позднее оформили газету.

V. «Редакция «Золотые перья».

Цель : научить работать в группе.

Задачи : 1) научить группу выбирать одно единственное верное решение проблемы;

2) развить культуру речи;

3) развить орфографические и пунктуационные навыки;

4) развить творческие способности;

5) научить применять знания на практике.

Ход урока : в начале рока проведена грамматическая разминка. Весь урок прошёл в виде групповой работы – работа над стенгазетой. Ранее присвоенные должности были активизированы именно на этом уроке. Все участвовали в создании газеты, каждый в своей должности, что позволило наладить эффективную работу. Чтобы не было конфликтов должности раздавались самими учащимися. Создание стенгазеты стало своего рода контрольной работой.

VI. «Художественно-публицистические газетные жанры» .

Цель : научить объективно судить о проделанной работе.

Задачи : 1) развить орфографические и пунктуационные навыки;

2) развлекательная.

Ход урока : была выдана новая информация в виде лекции. Окончена работа по оформлению стенгазеты. Учащимися были выбраны лучшая статья и лучший журналист. Победителя наградили памятными призами. В конце урока были проведены занимательные игры на внимание и развитие памяти.


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Место: СОЛ «Берёзка».

Тема урока: «Публицистический стиль. Основные жанры газетных материалов».

Цель урока: Познакомить учащихся с публицистическим стилем речи и основными типами газетных материалов.

Задачи урока:

1) обучить навыкам журналистской деятельности;

2) развить культуру речи, умение применять знания на практике;

3) воспитать интерес к профессии журналиста.

Тип урока:

1) урок-лекция;

2) урок-практикум: деловая игра.

Метод: описательный, репродуктивный, исследовательский.

Форма организации урока: групповая работа.

Средства обучения: иллюстративный материал.

Ход урока:

I. Организационный момент (2 мин.):

1. Подготовка рабочего места к уроку.

2. Сообщение цели и задач урока.

II. Проверка домашнего задания (5 мин.):

Фронтальный опрос по предыдущей теме (предыдущая тема – «Век информации. Введение в профессию журналиста»):

- что такое «Средства Массовой Информации»?

- почему СМИ считается одной из движущих сил современного общества?

- кто такой «журналист»?

- для чего нужна профессия журналиста?

- какие виды журналистики Вы знаете?

- какими качествами должен отличаться журналист печатных СМИ от теле -, радио-журналиста?

III. Выдача новой информации по теме занятия (20 мин).

1.1. Публицистический стиль

(

ПС) – стиль, обслуживающий общественно-политическую сферу общения, реализующийся в газетных и журнальных статьях на политические и общественно значимые темы в ораторских выступлениях на митингах и собраниях, по радио, телевидению и т.д.

Цель ПС – передача общественно важной информации с одновременным воздействием на читателя (слушателя), убеждения его в чём-либо, внушения определённых идей, взглядов, побуждение к определённым поступкам, действиям.

Знаете ли вы, что первая газета вышла в 1702 г.; первый русский журнал в 1759г.; и только в 1939г. Телевидение в России.

Признаки публицистического стиля:

- ориентированность на интересы текущей жизни, т.е. даётся информация о том, что происходит сейчас, сегодня.

- широкий охват тематики, т. е. рассматриваются различные точки зрения по вопросу, с разных сторон;

- ориентированность на массы, т. е. информация подаётся для большого количества людей;

- проявление авторской индивидуальности, т. е. точка зрения самого автора или его индивидуально авторский стиль;

- стремление к экономии языковых средств, т.е. по сравнению с художественным стилем (стилем художественной литературы) публицистический стиль беден, это связано с попыткой в небольшом сообщении уместить большее количество информации;

- информационная насыщенность, т. е. в статье обязательно должно умещаться большее количество информации;

- проницаемость для лексики других стилей, т. е. слова из других стилей речи (научный, художественный, официально-деловой, разговорный) могут проникать в публицистический;

- отбор языковых средств с установкой на их общедоступность и общепонятность, т. е. слова обязательно должны быть доступными для людей разных возрастов, видов деятельности и т. д.;

Жанры публицистического стиля:

1) парламентская речь (устное выступление). Характеризуется:

- логической и взвешенной стороной рассмотрения проблемы;

- снижением эмоциональности речи;

- насыщенностью специальными словами и выражениями.

2) ораторский публицистический стиль. Характеризуется:

- большой эмоциональностью, красочностью;

- пафосом речи;

- большим количеством троп в речи (антитеза, градация, анафора, аллюзия);

3) стиль СМИ (примерами являлись газетные статьи, привезённые с собой). Характеризуется:

- броскими заголовками статей;

- парадоксами и различными видами игры слов;

- журналистскими речевыми штампами;

- жаргонными вкраплениями;

- хорошо продуманными словоупотреблениями со стремлениями занимательной оригинальности;

- стилистической ироничностью;


1.2. Основные жанры газетных материалов.

Вообще жанров газетных материалов очень много, к тому же распределение их к определённым жанрам затруднено из-за постоянных смешений различных жанров. Но мы изучим только пять основных. Это: статья, заметка, репортаж, интервью, рецензия.

Начнём с самого распространённого жанра – статья. Статья – это основной ключевой жанр публицистического стиля, короткое повествование в газете или журнале, поднимающая проблему и отражающая позицию автора к ней. Цель статьи – объяснить читателю проблему. Всегда формирует, какую позицию нужно занять читателю, какие практические интересы есть у участников ситуации. Проблемы, описываемые в статье, могут быть абсолютно разные: от политических в масштабах страны, до локальных в масштабах детского лагеря. Всё зависит от того, где будет публиковаться статья.

Следующий жанр, рассматриваемый нами – заметка. Это краткое сообщение на актуальную тему, которая может существовать как в устной форме, так и в письменной. Типов заметок не мало, но вот основные:

- анонс – сообщение о будущих культурных мероприятиях: время проведения, причины, участники, значимость.

- аннотация извещает аудиторию о появлении, существовании какого-либо издания, описывает его качества.

- блиц-портрет представляет собой краткие сведения о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности. Информация даётся на уровне внешних черт – возраст, должность и т. д.

- мини-история – история, предметом отображения которой является семейная, любовная, или иная жизненная интрига, построенная на взаимоотношении людей.

Интервью – бесед журналиста с одним или несколькими лицами на актуальные темы. В основе – получение автором определённых сведений с помощью метода «вопрос-оствет». Важно, чтобы и вопрос и ответ были информационного типа, т. е. не побуждали отвечающего анализировать действительность, а только выявляли его вкусы, отношение к человеку, побуждали его давать известную ему информацию.

Репортаж – оперативное сообщение о каком-либо событии, очевидным участником которого является корреспондент, при этом информация субъективна. Его своеобразие в применении метода наблюдения и фиксации в тексте хода и результатов ситуации. Происшествие описывается предметно, в деталях, в динамике, в ощущениях очевидца. Этот материал должен вызывать сопереживание аудитории.

Рецензия – жанр, основу которого составляют критические отзывы по произведению искусства, художественной литературы, науки и др. рецензируются выдающиеся, скандальные, новые произведения. Цель рецензии – рассказать о том, что заслуживает внимания, а что нет. Задача рецензента – увидеть то, что незаметно непосвещённому. Основу рецензии составляет анализ, который должен быть объективным. При анализе обязательно выявляется то новое, что отличает данный объект от других. Это новое и есть центр рецензии.

IV. Перемена (5 мин.)

V. Сейчас вы сами, с учётом полученных знаний, попробуете написать небольшую статью, или рецензию, или заметку. Можете взять интервью (друг друга, или у преподавателей). На это вам даётся всего 10 минут.

VI. Проверка задания. Обсуждение вместе с учениками. Ребята сами должны найти неточности и исправить их. Задача учителя найти орфографические и пунктуационные ошибки и указать верное написание. (10 мин.).

VII. Домашнее задание (3 мин.): найти и вырезать из газет по одной статье, жанры которых были рассмотрены на занятии (газеты заранее привезены практикантами).


ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ

Нами было выяснено, что форма организации группового обучения на внеклассных занятиях позволяет ученикам развить логическое мышление, отстаивать свою точку зрения в дискуссиях, развивать коммуникабельность, дать возможность полнее проявить себя всем: и отличникам, и неуспевающим, и лидерам, и аутсайдерам. Как следствие, учителю предоставляется возможность улучшить дисциплину в классе, добиться положительного отношения учащихся к предмету и повысить успеваемость всего класса за счёт передачи знаний отличников неуспевающим в группе во время дискуссий.

Экспериментальная работа, проведённая нами, доказывает, что использование групповой формы организации учебно-воспитательной процесса положительно сказывается на развитии детей. Не только повышается мотивации обучения, но и формируются коллективистские отношения, развивается самостоятельность. Коллективная форма даёт возможность высказываться стеснительным детям в более узком кругу сверстников.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кружок как форма проведения внеклассного занятия дает учителю возможность применять самые разнообразные средства и формы работы для совершенствования русской речи учащихся в условиях естественной коммуникации, так как при проведении занятий во внеурочное время создаются реальные ситуации общения, полнее раскрываются творческие возможности детей

Цель курсовой работы реализована. Мы исследовали эффективность разработанного нами плана занятий при групповой форме обучения на внеклассных занятиях (кружок), как одного из важнейших показателей учебной мотивации.

Задачи, поставленные в соответствии с целью данной курсовой работой, решены. Нами была изучена литература по теме исследования; проведена экспериментальная работа, в ходе которой мы подтвердили эффективность разработанного нами учебного плана занятий при групповой форме обучения. Экспериментальная работа доказывает, что использование групповой формы организации учебно-воспитательного процесса на уроке положительно сказывается на развитии детей. Дети учатся высказываться, находить верные решения, отвергать ложные, прислушиваться к мнению других. При такой форме организации учебного процесса повышается мотивация обучения, формируются коллективистские отношения. Развивается самостоятельность. Коллективная форма дает возможность высказываться стеснительным детям в более узком кругу сверстников.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абасов З.В. Форма обучения – групповая работа. М.: Просвещение, 1998. 340 с.

2 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 230 с.

3 Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе. М.: Амфора, 1998. 222 с.

4 Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. Спб.: Педагогика, 2000. 201 с.

5 Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке. М.: Наука, 1975. 78-104 с.

6 Михайлов С.В. Полодова Т.Д. Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе. М. : Наука, 1981. 305 с.

7 Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС, 2000. 290 с.

8 Танцоров С.Г. Групповая работа в развивающем обучении. Рига : Эксперемент, 1997. 100 с.

9 Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск : Пеленг, 1993. 345 с.

10 Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. 116 с.

Скачать архив с текстом документа