Iii. Мониторинговые исследования
СОДЕРЖАНИЕ: Таким образом, выпускник современной школы должен обладать определенными качествами личностиРаздел III. Мониторинговые исследования
Муниципальное образовательное учреждение гимназия № 174
Развитие познавательной активности учащихся
на уроках русского языка и литературы
Лузина Л.Н.,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
г. Екатеринбург
2007г.
Введение
Целью образования в программе развития образования Свердловской области на 2004 – 2007 год рассматривается социальная компетентность как общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, позволяющая устанавливать связи между знаниями и жизненной ситуацией, находить способы решения той или иной проблемы. Таким образом, выпускник современной школы должен обладать определенными качествами личности:
- гибко ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно применять необходимые ему знания на практике для решения возникающих проблем;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, контактным в различных группах;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;
- самостоятельно критически мыслить, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены.
Эти качества приобретаются в различных видах деятельности, прежде всего в процессе познавательной деятельности ученика, содержание которой определено Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта. Системообразующей в работе учителя-словесника становится проблема развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы.
Организация педагогической деятельности, направленной на решение данной проблемы, включает в себя следующие направления:
- создание условий для повышения качества образования учащихся через формирование и развитие познавательной активности;
- создание условий для реализации и развития личностного потенциала учащихся через осуществление личностно – ориентированного подхода к учащимся, организацию дифференцированной и индивидуальной работы.
Глава 1.Теоретический анализ сущности, структуры и содержания явления познавательной активности.
Анализ изученной литературы свидетельствует о том, что проблема развития познавательной активности давно волновала ученых. Существует множество трактовок познавательной активности.
Ф.И.Харламов познавательную активность трактовал как «интенсивную аналитико – синтетическую мыслительную деятельность учащегося в процессе изучения окружающего мира и овладения системой научных знаний». (Харламов Ф.И. Активизация учения школьников. Минск: Народная асвета, 1970, С.7)
А. Г. Маркова под проявлениями познавательной активности понимает «все виды активного отношения к учению как познанию: наличие смысла, значимости для ребенка учения как познания, все виды познавательных мотивов…» (Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М. Просвещение, 1983. С.45) Признавая за учащимся активное начало в познавательном процессе, она утверждает, что на основе этого школьник формируется как субъект учебной деятельности.
И.С.Якиманская отмечает, что «умственная активность» определяется личным, пристрастным «отношением ученика к усваиваемым знаниям». (Якиманская И.С. Развивающее обучение. М. Педагогика, 1979. С .58).
Г.И.Щукина рассматривает познавательную активность как «ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы», которое «выражает особое состояние школьника и его отношение к деятельности». (Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М. Педагогика, 1979. С. 18)
С данной трактовкой познавательной активности перекликается определение Т.И.Шамовой: «Активность в учении…не просто деятельностное состояние школьника, а…качество этой деятельности, в которой проявляется личность ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей».
Обращает на себя внимание направленность перечисленных выше определений: все они характеризуют позицию учащегося, поскольку речь идет о познавательной активности школьников. Между тем активизация познавательной деятельности – это двусторонний процесс: условия, активизирующие процесс познания, создает прежде всего учитель, а демонстрирует результат этих условий – собственно познавательную активность – ученик.
Коротаева Е.В. понимает под познавательной активностью личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в результате особым образом организованного процесса познания и с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Именно эта точка зрения нам кажется убедительной, но требуется уточнение: речь идет о таком качестве личности, которое проявляется в стремлении ребенка осуществлять поисковую деятельность, проявлять умственную гибкость и овладевать мыслительными операциями в соответствии с поставленными целью и задачами.
С.Л. Рубинштейн отмечал, что «один и тот же процесс может быть (и обыкновенно бывает) и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым». (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т.2 М. Педагогика, 1989. С.182) В силу индивидуальных и возрастных различий для одних учащихся процесс обучения опирается более всего на эмоциональную основу, у других – на интеллектуальную, у третьих – на волевую. Поэтому одни школьники реагируют только на отдельные этапы процесса познания, а другие сохраняют внимательность, заинтересованность и самостоятельность в течение всего занятия. Эта разность отражается в уровнях познавательной активности.
В литературе существуют различные подходы к типологии познавательной активности обучающихся. Разделение уровней познавательной активности, предложенное Г.И. Щукиной, опирается на традиционную классификацию методов обучения. Т.И. Шамова также выделяет три уровня познавательной активности, но определяет их по образу действия: воспроизводящая, интерпретирующая и творческая активность. Мы опирались на точку зрения Е.В. Коротаевой, которая предлагает свою типологию познавательной активности и выделяет четыре уровня:
- нулевой уровень познавательной активности: учащиеся характеризуются не отказом от учебной деятельности, а скорее, индифферентным к ней отношением, пассивны на уроке, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя,
- относительный уровень познавательной активности: учащиеся могут проявить активность и интерес при восприятии учебной задачи, самостоятельность и увлеченность в ходе решения, но они не в состоянии увидеть свои ошибки, хотя легко улавливают неточности в чужих работах,
- исполнительский уровень познавательной активности: ученики систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает педагог, они достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно самостоятельно, но начинают скучать, если изучаемый ими материал достаточно прост, если учитель занят с более слабыми детьми,
- творческий уровень познавательной активности: позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для ее решения.
Значит, основной для учителя становится задача перевести учащихся с одного уровня познавательной активности на другой, более высокий.
Глава II . Методические рекомендации по организации образовательного процесса на уроках русского языка и литературы с целью активизации познавательной деятельности учащихся.
Существует много путей активизации познавательной деятельности учащихся. К ним относятся следующие:
1) педагогические технологии на основе личностной ориентации учебного процесса - педагогика сотрудничества (И.С. Якиманская и др.),
2) педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся – игровые технологии (В.В. Репкин, В.В. Кирюшин),
3) технология развивающего обучения (Л.В. Занков, В.В.Давыдов, Г.К.Селевко и др.)
4) технология интенсификации обучения на основе схем и знаковых моделей (В.Ф. Шаталов)
5) педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (С.Н. Лысенковой), в основе которой лежит перспективно – опережающее обучение
6) технологии уровневой дифференциации на основе обязательных результатов «по интересам детей», а также коллективного способа обучения, основной целью которых является повышение учебной мотивации детей (Н.Н.Закатов и др.).
В основе организации учебного процесса в 5 – 7-х классах, где преобладает, как показывают материалы мониторинга, относительный уровень (или средний) уровень познавательной активности учащихся, должно быть желание педагога не только помочь учащимся включиться в учебную деятельность, но и поддерживать эмоционально – интеллектуальную атмосферу на протяжении всего урока. Удачными, на наш взгляд, здесь являются педагогические приемы, описанные Е.В. Коротаевой в книге «Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения» (глава «ТВУ – технология встречных усилий учителя и ученика»), например: в начале урока – «Отсроченная отгадка» (при знакомстве с темой «Самостоятельные части речи» - Л.В.Щерба: «Глокая куздра штеко будланула бокра и кубрячит бокренка») или «Эпиграф» (при изучении темы «ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах» - слова Митрофанушки: «Не хочу учиться, хочу жениться»), на повторительно – обобщающих уроках или на уроках подготовки к контрольным работам используем приемы: «Лови ошибку» , «Согласен – не согласен» , «Повтор с расширением» и т. д. После проведения первоначального диагностирования в 8-х классах также были использованы эти педагогические приемы.
Учащиеся с относительным уровнем познавательной активности нуждаются в умении использовать план ответа, опираться на опорные сигналы, создавать алгоритмы того или иного действия, рисунки – подсказки, таблицы. Формируют умение учащихся работать с текстом учебники русского языка под ред. М.М. Разумовской и учебник литературы под редакцией М.Б. Ладыгина. При работе с лингвистическими и литературоведческими текстами возможно использование приема, который можно условно назвать сократическими беседами, основной целью которых является умение работать с темой: ученики убеждаются в необходимости правильно вычленять из темы опорные слова и ключевые понятия, очерчивая тем самым «терминологическое пространство» текста.
С 8 класса начинается профильное обучение в МОУ гимназии № 174. Уровень познавательной активности учащихся 8-х классов, как показывает практика, различен: например, в 8 «А» (социально-гуманитарный) преобладает, относительный (средний) уровень, а в 8 «Б» (социально – экономическом) 65% определяют свой уровень ПА как привычно исполнительский ( выше среднего). Поэтому особого внимания требует вопрос организации и проведения уроков.
Структура подобных занятий предусматривает не менее четырех основных моделей. Учебные взаимодействия могут реализовываться прямолинейно: последовательная работа педагога с каждой группой учащихся. Урок может быть построен на «мозаичном» взаимодействии, предполагающем включение в учебную деятельность той или иной группы в зависимости от учебной задачи. Урок может быть активно – ролевым: ведущая роль в учебном взаимодействии отводится учащимся с высоким уровнем познавательной активности. И, наконец, взаимодействия на уроке могут носить комплексный характер, когда происходит совмещение всех предложенных вариантов.
Для того чтобы выпускник школы проявил высокий уровень познавательной активности, необходимы усилия как учителя, так и ученика. Деятельность учащихся привычно – исполнительского уровня обусловлена постоянной внутренней работой - работой мысли. Основными приемами, включающими учащихся этой категории в учебное взаимодействие на уровне субъекта, являются все проблемные, частично – поисковые и эвристические ситуации. Но не на каждом уроке можно создать проблемные ситуации, поэтому таких школьников можно подключать к технологии оценивания устных и письменных ответов одноклассников, то есть они могут брать на себя роль консультанта, эксперта.
К приемам интенсивной познавательной деятельности относятся самые различные формы дискуссий: «круглый стол», «заседание экспертной группы», «дебаты», «мозговой штурм». Подобные занятия, как отмечают психологи, позволяют учащимся самим решать трудные проблемы, создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.
Основной задачей учителя становится побуждение учащихся с привычно исполнительским уровнем познавательной активности к самоактивности в учении. Для них должна стать нормой готовность к решению проблемных, поисковых, нестандартных задач и ситуаций. В решении данной задачи важную роль играют принципы развивающего обучения: 1) построение обучения на более высоком уровне трудности, что дает пищу для направленной умственной работы и может содействовать быстрому интеллектуальному развитию ребенка, 2) резкое повышение удельного веса познавательной стороны обучения, теоретических знаний.
В 10 – 11 профильных классах все чаще проявляется готовность учащихся включиться в нестандартную ситуацию. Поэтому учитель должен обеспечить условия для проявления нестандартности в восприятии и интерпретации любой задачи. Эффективными в этом случае являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблемы, творчески применяют и добывают знания.
Следовательно, при организации учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка и литературы необходимо учитывать умственные способности учащихся, применять методы и приемы, стимулирующие познавательную активность школьников.
Глава III . Мониторинг познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы.
Итак, познавательная активность – это динамическая направленность личности, которая выражается в стремлении ребенка осуществлять поисковую деятельность, проявлять умственную гибкость и овладевать основными мыслительными операциями в соответствии с поставленными целями и задачами.
Важными показателями познавательной активности являются:
· поисковая активность, которая включает степень умственной самостоятельности, проявление инициативы, быстроту умственной ориентировки;
· умственная гибкость, которая проявляется в умении учащихся мобилизовать внимание и память, в умении быстро и точно перестраиваться с одного способа действия на другой, в умении находить и использовать различные способы решения одной и той же учебной задачи;
· степень владения мыслительными операциями – умение школьников логически мыслить и выделять главное, умение классифицировать и обобщать, умение выразить мысль графическим способом.
Отследить динамику умственного развития учащихся на уроках русского языка и литературы, измерить уровень проявления их познавательной активности позволяют специально разработанные тесты и задания, а также анализ существующих тестов, используемых учителями-практиками в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ.
В основу разработки тестов, направленных на определение уровня познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы, был положен ряд современных методик: а) методика Д.Векслера, используемая для измерения общих умственных способностей, включающая задания на осведомленность, понимание, нахождение сходства и определения словарного запаса; б) опросник ориентировочного теста школьной зрелости Я. Йирасика, вскрывающий общую осведомленность и развитие основных мыслительных операций; в) детский вариант «классификации», предложенный А.М.Шуберт и А.Я.Ивановой и включающий различной сложности классификации и обобщения; г) методика Т.А.Ратановой и Н.Ф.Чуприковой, основанная на исключении лишних слов и выявлении общих понятий.
Диагностика уровня владения основными мыслительными операциями
Диагностика основных мыслительных операций учащихся включает тесты, направленные на выявление особенностей отдельных операций мышления: анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования.
1. На классификацию и обобщение.
Тест №1 . Методика «Классификация».
Вариант А (облегченный вариант )
Материал : карточка со словами с орфограммой «Правописание гласных в корне»: предпол…гать, просв…щение, р…скошный, к…саться, выр…сли, изл…жение, р…сток, упр…щать, ф…нтазия, б…гровый, взб…раться, соед…нение, забл…стел, приор…тет, изв…нился, сокр…щать, п…лисадник, п…норама, л…боратория, препод…вать, отр…слевой, пар..доксальный, р…стениевод, прив…легия, разв…вать ум, выч…слить, зап…реться, д…кларация, эксп…римент, благосл…вить.
Инструкция . Распредели слова по группам в зависимости от орфограммы в корне слова.
Ключ : 1) проверяемые безударные гласные: просвещение, роскошный, упрощать, соединение, извинился, сокращать, преподавать, развивать ум, вычислить, благословить;
2) непроверяемые безударные гласные: фантазия, багровый, приоритет, палисадник, панорама, лаборатория, парадоксальный, привилегия, декларация, эксперимент;
3) чередующиеся гласные: предполагать, касаться, выросли, изложение, росток, взбираться, заблестел, отраслевой, растениевод, запереться.
Обработка результатов.
За каждый правильный ответ начисляется 1балл.
Максимальное количество баллов 30.
Вариант В (усложненный вариант)
Материал по теме «Правописание Н и НН» ученик находит самостоятельно, пользуясь дополнительной литературой.
Инструкция. Составь карточку для взаимодиктанта и карточку-информатор для проверки работы товарища.
Ключ.
Карточка-информатор.
1) Отыменные прилагательные: гусиНый, деревяННый, песчаНый, картиННый, революциоННый.
2) Отглагольные прилагательные: печеНый картофель, свящеННый, ткаНая скатерть, коваНый сундук, ранеНый боец.
3) Полные причастия: брошеННый камень, скошеННая трава, куплеННый товар, перепугаННый ребенок, гружеННая кирпичом баржа.
4) Краткие причастия: вопросы решеНы, местность исследоваНа, свеча погашеНа, штора опущеНа, письма получеНы, море взволноваНо.
5) Краткие прилагательные: девушка взволноваННа, дитя избаловаННо, люди подавлеННы, манеры изыскаННы, злодеи тупы и ограничеННы.
6) Наречия: глядел рассеяННо, бешеНо мчаться, кричал отчаяННо, толкнуть нечаяННо.
Карточка для взаимодиктанта.
Вопросы реше…ы, гуси…ый, манеры изыска…ы, кова…ый сундук, толкнуть нечая…о, свеча погаше…а, песча…ый, море взволнова…о, купле…ый товар, пече…ый картофель, глядел рассея…о, карти…ый, свяще…ый, штора опуще…а, беше…о мчаться, броше…ый камень, тка…ая скатерть, деревя…ый, перепуга…ый ребенок, дитя избалова…о, кричал отчая…о, революцио…ый, скоше…ая трава, письма получе…ы, девушка взволнова…а, злодеи тупы и ограниче…ы, ране…ый боец, груже…ая кирпичом баржа, люди подавле…ы, местность исследова…а.
Обработка результатов .
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Максимальное количество баллов 30.
Тест №2 Методика «Классификация»
Материал: простые предложения, в которых не ставится тире между подлежащим и сказуемым.
Инструкция. Соотнеси практику с теорией: с помощью простых предложений проиллюстрируй каждое теоретическое положение.
Знаки препинания в простом предложении.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Тире НЕ ставится, если… |
Примеры простых предложений |
1. Сказуемое присоединяется при помощи сравнительных союзов 2. Сказуемое выражено прилагательным, местоимением, предложно-падежным сочетанием 3. Подлежащее – личное местоимение, а сказуемое – существительное в Им. Падеже 4. Перед сказуемым стоит частица НЕ 5. Между главными членами стоит вводное слово 6. При наличии частиц ЛИШЬ, ТОЛЬКО 7. При наличии союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ 8. При наличии глагола-связки ЕСТЬ 9. Простое предложение разговорного стиля речи |
А Обычный воробей тоже интересная птица. Б «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина. В Пейзаж не привески к прозе. Г Луна словно репа. Д Март только начало весны. Е Горы как пышные складки на одежде земли. Ж Человек есть украшение мира. З Жизнь не шутка и не забава. И Электрический свет словно жидкий фонарь. К Я честный человек. Л Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый. М Чистое железо, в самом деле, редкость. Н Сердце не камень. О Я грамотей и стихотворец. П Небо без единого облачка. Р Практичность, по-моему, похвальное свойство. С Зато завтрашний день наш. Т Анапа тоже детский курорт. У Артем свой парень. Ф Книга полезная, нужная. |
Ключ: 1) Г, Е, И; 2) Л, П, С, Ф; 3) К, О; 4) В, З, Н; 5) М,Р; 6) Д; 7) А, Т;
8) Б, Ж; 9) У
Обработка результатов .
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Максимальное количество баллов – 20
Тест № 3 Методика «Исключение слов»
Вариант А ( облегченный вариант)
Инструкция. Исправь ошибки, исключая лишние слова, не входящие в группу однородных понятий.
1. Качественные прилагательные: белый, свежий, апрельский, умный.
2. Одушевленные существительные: девочка, кукла, книга, мертвец.
3. Глаголы I спряжения: спать, брить, колоть, сеять.
4. Относительные прилагательные: соломенный, железный, утренний, жесткий.
5. Переходные глаголы: взять, очертить, умыться, читать.
6. Существительные 1 склонения: армия, яблоня, Марья, няня.
7. Притяжательные прилагательные: лисья нора, мамина кофта, заячий след, аккуратный почерк.
8. Действительные причастия настоящего времени: дышащий, колеблемый, дремлющий, строящий.
9. Наречия: белым-бело, что-либо, где-нибудь, нелепо.
10. Деепричастие совершенного вида: выполнив, размышляя, проснувшись, нарисовав.
Ключ:
1. Качественные прилагательные: белый, свежий, умный.
2. Одушевленные существительные: девочка, кукла, мертвец.
3. Глаголы I спряжения: брить, колоть, сеять.
4. Относительные прилагательные: соломенный, железный, утренний.
5. Переходные глаголы: взять, очертить, читать.
6. Существительные 1 склонения: яблоня, Марья, няня.
7. Притяжательные прилагательные: лисья нора, мамина кофта, заячий след.
8.Действительные причастия настоящего времени: дышащий, дремлющий, строящий.
9. Наречия: белым-бело, где-нибудь, нелепо.
10. Деепричастие совершенного вида: выполнив, проснувшись, нарисовав.
Обработка результатов.
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Максимальное количество баллов – 30
Вариант В (усложненный вариант)
Инструкция.
1. Исправь ошибки, исключая лишние слова, не входящие в группу однородных понятий.
2. Используя предложенные ниже слова, допиши по 1 примеру в каждую группу слов.
1) Качественные прилагательные: городской, свежий, апрельский, умный.
2) Одушевленные существительные: девочка, вишня, книга, мертвец.
3) Глаголы I спряжения: спать, брить, видеть, сеять.
4) Относительные прилагательные: соломенный, теплый, утренний, жесткий.
5) Переходные глаголы: думать, очертить, умыться, читать.
6) Существительные 1 склонения: армия, яблоня, Марья, София.
7) Притяжательные прилагательные: лисья нора, чугунный котелок, заячий след, аккуратный почерк.
8) Действительные причастия настоящего времени: дышавший, колеблемый, дремлющий, строящий.
9) Наречия: белым-бело, что-либо, где-нибудь, какой-то.
10) Деепричастие совершенного вида: выполнив, размышляя, проснувшись, рисуя.
Слова для справок : закрыв, дача, вязать, добрый, колеблющий, кукла, волчья лапа, таять, по-моему, мартовский.
Ключ:
1) Качественные прилагательные: свежий, умный, добрый.
2) Одушевленные существительные: девочка, мертвец, кукла.
3) Глаголы I спряжения: брить, сеять, таять.
4) Относительные прилагательные: соломенный, утренний, мартовский.
5) Переходные глаголы: очертить, читать, вязать.
6) Существительные 1 склонения: яблоня, Марья, дача.
7) Притяжательные прилагательные: лисья нора, заячий след, волчья лапа.
8) Действительные причастия настоящего времени: дремлющий, строящий, колеблющий.
9) Наречия: белым-бело, где-нибудь, по-моему.
10) Деепричастие совершенного вида: выполнив, проснувшись, закрыв.
Обработка результатов.
За каждый правильный ответ 1 балл.
Максимальное количество баллов – 30
2. На осведомленность.
Тест № 4. Методика «Осведомленность»
Инструкция. Выбери правильные варианты ответов для объяснения постановки двоеточия в предложении.
Музыка П.И.Чайковского волнует слушателей: композитор с мастерством психолога глубоко проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и средствами своего искусства раскрывает духовно-эмоциональную жизнь людей.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чем говорится во второй части.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.
Ключ : 3
Обработка результатов .
Подобных заданий должно быть не менее трех. За каждый правильный вариант ответа – 1 балл.
Диагностика умственной гибкости
Для выявления уровня умственной гибкости учащимся предлагались тесты, выполнение которых требовало быстрого и точного переключения с одного способа действия (однократно применяемого в сходных задачах) на другой и мобилизации внимания и памяти. В качестве рабочего материала для оценки умственной гибкости и быстроты умственной ориентировки были использованы контрольно-измерительные материалы для ЕГЭ по русскому языку, первая часть которых включает 31 задание с выбором ответа. Среднее время выполнения одного задания этой части 1-3 минуты. Ориентировочное время выполнения заданий части А – 60 минут. За это время ученик должен сосредоточиться, внимательно прочитать задание, вспомнить изученный материал по основным содержательным разделам учебного предмета «Русский язык»: «Фонетика и графика», «Лексика и фразеология», «Морфемика и словообразование», «Морфология», «Синтаксис», «Орфография», «Пунктуация», «Речь. Текст», «Выразительность русской речи» - и лишь после этого выбрать правильный вариант ответа.
Обработка результатов.
За каждый правильный вариант ответа – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 31
Диагностика уровня поисковой активности учащихся
При диагностике уровня поисковой активности учащихся 8-11 классов учитывалась степень их умственной самостоятельности, проявление инициативы и быстрота умственной ориентировки.
Тест №5.
Инструкция. Пользуясь словарем литературоведческих терминов, составь тезаурус по основным разделам темы «Теория литературы»
Ключ.
1) Роды литературы и жанры: эпос, лирика, драма, рассказ, очерк, повесть, роман, роман-эпопея, трагедия, комедия, поэма, баллада, роман в стихах, послание, элегия, ода, эпиграмма, песня, дума,
2) Содержание художественного произведения: тема, идея, проблема, проблематика, конфликт, пафос.
3) Форма художественного произведения: сюжетные и внесюжетные элементы, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, пролог, эпилог, авторские отступления, вводные эпизоды.
Тест № 6.
Инструкция . Используя справочную литературу, подготовь карточку для взаимопроверки знаний по теме «Художественная речь» (на материале творчества поэтов Серебряного века).
1. Оксюморон 2. Олицетворение 3. Сравнение 4. Образ-символ 5. Эпитет 6. Метафора 7. Анафора 8. Гипербола 9. Сарказм 10. Аллитерация 11. Ассонанс 12. Инверсия |
А. Уже кленовые листы На пруд слетают лебединый, И окровавлены кусты Неспешно зреющей рябины. (А.Ахматова) Б. В болоте дрожит умирающий лик. То месяц багровый печально поник. (К. Бальмонт) В. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. (В.Брюсов) Г. Я конквистодор в панцире железном, Я весело преследую звезду, Я прохожу по пропастям и безднам И отдыхаю в радостном саду. (Н.Гумилев) Д. Наша улица снегами залегла, По снегам бежит сиреневая мгла. Мимоходом только глянула в окно, И я понял, что люблю ее давно. (И. Анненский) Е. Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака… (А.Ахматова) Ж. Я вольный ветер, я вечно вею, Волную волны, ласкаю ивы, В ветвях вздыхаю, вздохну, немею, Лелею травы, лелею нивы. (К. Бальмонт) З. Рождается внезапная строка, За ней встает немедленно другая… ( К. Бальмонт) И. В смокингах, в шик опроборенные, великосветские олухи В княжьей гостиной наструнились, лица свои оглупив: Я улыбнулся натянуто, вспомнил сарказмно о порохе. Скуку взорвал неожиданно нео-поэзный мотив. (И. Северянин) |
Тест № 7 .
Инструкция .
1. Вставь пропущенные буквы в слова орфографического теста по творчеству конкретного автора.
2. Используя предложенные слова, словосочетания и предложения, построй ответ по данной теме.
Вариант А.
Орфографический тест по творчеству В.А.Жуковского .
1. П…эт душевного п…рыва к неопр…делен…ому ид…алу.
2. ЛГ соз…рцает «плам…нь обл…ков», «др…жанье вод бл…стящих».
3. «И обе…силен…о безмол…ствует искус…тво?»
4. «Все необ…ятное в единый вздох т…снит…ся».
5. «Все дыш…т в ярких к…ртинах Жуковского какой(то) таинствен…стью, исполнен…ою ч…дных сил ж…знию».
6. Посредством с…зерцания и размышления.
7. «Человек может постич… в…личествен...ое бытие вселен…ой».
8. «Его р…мантич…ская муза дала рус…кой п…эзии душу и сер…це».
9. Во…создание и изобр…жение внутрен…ей ж…зни человека.
10. «И…точ…ник его вд…хновения есть собствен…ая натура».
11. Сп…собствовать с…зданию (не)повт…римой эм…ц…ональной п…литры.
12. Ф…рмирование нравствен…ых ид…алов.
13. Грус…ная песнь(восп…минание) об утрачен…ых друз…ях.
14. «Пр…скорбный, сумрач…ный, с главою накл…нен…ой…»
15. Поэзия пр…низан…а о…звуками любви к Мари…
16. Строки, отр…зившие горькое чу…ство (не)восп…лнимой утраты.
17. Мед…тативность и соз…рцательность л…рики Жуковского.
18. «Вечер» - первый закончен…ый образец эл…еги… нового типа.
19. Современ…ик из числа лучших представит…лей дв…рянской интел…генции.
20. Стр…мление к …бсолютной св…боде, к (не)дост…жимому ид…алу.
Вариант Б.
Орфографический тест по лирике А.С. Пушкина.
Тема любви. .
1. Отр…жаются в тр…ктовке веч…ной темы.
2. Л…рическая м…ниатюра.
3. Основан…а на суб…ективно(психологическом) с…держании…
4. Пр…обретает обобщен…ый смысл.
5. Выражен…о (не)повторимое переж…вание л…рического г…роя.
6. Образ любви как веч…ного чу…ства.
7. Образ «гений чистой красоты» является рем…нисценцией.
8. На г…роиню пада…т о…свет идеала.
9. Воспом…нание о р…альных чертах милой.
10. «Голос нежный» с…ставляет антит…зу «шуму» мира.
11. «Безнадежное» т…мленье в разлуке с во…люблен…ой
12. «Голос» звуч…л в памят…, (не)смотря на прох…дящие годы.
13. «Преж…ние мечты» ра…се…ны порывом жизнен…ой бури.
14. Любовь наполняет сер…це, одух…тв…ряя божествен…ым светом земной мрак.
15. Антит…за зам…рания и в…скресения.
16. Сер…це снов… б…ется в предчу…стви… любви.
17. Ра…крывает мысль о веч…но возр….ждающ…йся жизн…
18. Маж…рное завершение лирического сюжета.
19. Пр…дает образам г…рмоничную эм…циональную окраску.
20. Для лирического героя непр…емлема создаваемая им ди…гармония.
Вариант В.
Орфографический тест по творчеству А.С. Пушкина.
Тема поэта и поэзии.
1. Тема традиц…он…ая, скв…зная в …вропейской культуре.
2. Мон…лог поэта о себе самом встреча…тся в антич…ной поэзи…
3. Осн…вные аспекты – процес.. творч…ства, его цель и смысл, взаим..отношения поэта с читат…лем, взаим…отношения поэта с власт…ю, взаим…тношения поэта с самим с…бой (в…на, с…весть, опр…вдание).
4. Все напр…вления темы ш…роко пр…дставлен…ы у Пушкина.
5. В стих…творени.. «Лиц…нию» звучит тема гражданской мис…ии поэта, говорится о его задач…х перед потомством («В сатир… праведной порок изобр…жу И нравы сих в…ков п…томству обн…жу»).
6. В петербур…ский пери…д особое значение пр…обр…тает м…тив гражданского служения («Деревня»), м…тив внутрен…ей св…боды и независим…сти поэта («Н.Я.Плюсковой»), идея избран…ого круга поэтов как посв…щен…ых, «св…щен…ой истины друзей», против…п…ставля…мых толпе («Жуковскому»).
7. Ч…десные изм…нения прои…ходят как физически ощ…тимое перер…ждение.
8. Интонацион…ое в…звышение, в…дущее к кульм…наци…, передает…ся мног…кратным повт…рением союза «и».
9. Ан…логия между пр…роком и творческой личностью возн…кает (в)связи с упом…нанием о «глаголе» - слове, опр…деляющ…м их предназн…чение.
10. Лирический г…рой п…лучил в дар «язык» - правдивый (ант…теза «лукавому»), значит…льный (к…нтраст с «праз…нословным») и св…той (противоположность «грешному»).
11. В руках поэта оказывается оруж…е для вопл…щения св…той правды.
12. Поэт, чье творчество пр…низан…о плам…нем «угля», в который пр…вращен…о его «сер…це трепетное», должен ос…тить все уголки мира, д…стуч…ться до каждого «сер…ца», что(бы) дон…сти «волю» Божью – жизнен…ые нач…ла добра.
13. Образ (не)рукотворного пам…тника с…здается в ср…внени… с реальной гранитной колон…ой, установлен…ой в 1834 г. на (Д,д)ворц…вой площад… Санкт-Петербурга (в)честь имп…ратора Александра I.
Вариант Г.
Орфографический тест по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Образ Онегина.
1. На материале достаточ…но б…нальной житейской истори… ис…леду…тся множество пр…блем.
2. Опр…деление м…лодым человеком смысла жизн…, выб…ра им собствен…ой жизнен…ой дороги.
3. Цель и д…стойные, нравствен…о оправдан…ые способы ее достижения .
4. Автор ставил перед с…бою задач… не только правдиво во…произв…сти хар…актер и обст…ятельства, но и св…зать эти понятия.
5. Хар…актер г…роя об…условлен… прои…хождением, во…питанием, принятой с…стемой образования, све(тс, ц) ким общением, опр…делен…ым типом культуры.
6. Хаар…актер всегда (не)однозначен, против…речив, в нем (не)избежно есть свойства, заложен…ые в человеческий хар…актер пр…родой, и качества, во…питан…ые в нем людьми.
7. Соед…нение пр…родного и с…циального и борьба этих двух начал во многом опр…деляют драм…атизм судьбы Онегина.
8. Он «франт», «повеса пылкий», «св…бодный, в цвете луч…ших лет», «забав и роск…ши дитя».
9. За бл…стательной ст…роной его жизн… (н…)кому (н…)видны те черты, которым (н…)нашлось пр…менения в све(тс,ц)ком обществе.
10. Встреча с автором п…зволяет увид…ть за внешними холодн…стью, угрюм…стью, пр…зрительным отношением к окружающим глубокое внутрен…ее с…держание.
11. Подчеркнута трагичн…сть переживаний «чу…ствительной», «полной сож…лений», м…чтательной души г…роя, ощ…щающего свою (не)востребован…ость, (не)во…можность вырваться из п…рочного круга све(тс, ц)кой суеты.
Оценка результатов тестирования
При обработке тестовых заданий для определения уровня владения мыслительными операциями и умственной гибкостью, используется следующая формула подсчета:
А = So:Sx I00, где So - количество неправильно сделанных заданий в тесте, S - общее количество заданий в тесте.
Быстрота умственной ориентировки (важный показатель поисковой активности учащихся) вычисляется по формуле:
A1 = S : t , где S - количество правильно выполненных по всему тесту заданий, t - время, затраченное на их выполнение.
При обработке результатов тестирования можно использовать также следующую систему оценки основных параметров познавательной активности учащихся в зависимости от величины коэффициента:
· высокий уровень -- 81-100%;
· выше среднего- 61 - 80%;
· средний - 41 - 60%;
· ниже среднего - 21 - 40%;
· низкий – 0 – 20 %
Приводим характеристику каждого из них.
Низкий уровень.
1. Полная инертность учащегося на уроке: отсутствие мотивации обучения, нежелание участвовать в коллективной работе класса, полное равнодушие к получаемой информации. При проведении занятий ребенок нуждается в постоянном контроле и помощи со стороны старших.
2. Медленное восприятие и усвоение учебного материала, процесс выполнения заданий опирается на односторонний элементный анализ.
3. Неумение оперировать приобретенными знаниями и умениями, полное отсутствие концентрации внимания.
Уровень ниже среднего.
1. Слабая мотивация обучения: учащийся лишь время от времени принимает участие в коллективной работе класса и то в основном под нажимом учителя или при дополнительной стимуляции. Школьник не может логично и правильно оформить свои мысли в устной речи. Ответы его однозначны, в большинстве случаев даются наугад. Учащийся нуждается в постоянной помощи со стороны учителя.
2. Трудности в процессе восприятия и усвоения учебного материала. При выполнении заданий учащийся чаще всего опирается на односторонний элементный анализ, его обобщения носят не дифференцированный характер.
3. Медленный темп оперирования знаниями и умениями, сложность в переключении внимания, слабая его концентрация.
Средний уровень.
1. Слабая мотивация обучения: стремление принять участие в коллективной работе класса у учащегося проявляется лишь при личной заинтересованности ученика или интересной подаче учебного материала учителем. Присутствует стремление в силу своих возможностей сделать свою речь более доказательной. Ученик нуждается в периодической помощи, дополнительной стимуляции и контроле со стороны учителя.
2. Процесс восприятия и усвоения учебного материала зависит от качества его подачи. В ходе анализа учащийся вычленяет существенные признаки предметов и явлений, обобщение дифференцировано, но достигается путем длительных упражнений.
3. Учащийся умеет переходить с одного способа действия на другой, обладает для этого достаточной концентрацией внимания.
Уровень выше среднего.
1. Наличие относительно устойчивого мотива достижения цели: в решении проблемы учащийся активен, стремится дойти до конца, отличается высокой речевой активностью. Время от времени нуждается в помощи учителя.
2. Быстрое восприятие и усвоение учебного материала. Учащийся умеет производить всесторонний анализ и синтез: достаточно тесное разграничение существенных и несущественных признаков.
3. Легкость перестройки знаний, навыков и их систем в соответствии с изменившимися условиями. Высокая степень концентрации и переключения внимания.
Высокий уровень.
1. Наличие устойчивого мотива достижения цели: учащийся ведет целенаправленный поиск решения. Он самостоятельно преодолевает трудности в работе, находит и исправляет ошибки, производит адекватную самооценку результатов собственной деятельности. Не нуждается в дополнительной стимуляции со стороны старших. Речь учащегося доказательна, логична, последовательна.
2. Осуществляет тесную связь между операциями мышления, предвидит ход решения задачи, выполняет все задания на основе полного, всестороннего анализа.
3. Целесообразно варьирует способы действия, имеет высокую концентрацию внимания.
Литература
1. Казакова С.В. Воспитание умственной активности младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе/ Урал. Гос. Пед. ун-т – Екатеринбург, 2002.
2. Коротаева Е.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения.
3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., Просвещение, 1983.
4. Харламов Ф.И. Активизация учения школьников. – Минск: Народная асвета, 1970.
5. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Педагогика, 1979.
6. Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М., Педагогика, 1979.