Инфляция и антиинфляционная политика 5
СОДЕРЖАНИЕ: Макроэкономика Тема 10 Инфляция и антиинфляционная политика Информблок 1. Инфляция и ее виды. 2. Измерение инфляции. 3. Теории инфляции. 4. Последствия инфляции.Макроэкономика Тема 10 Инфляция и антиинфляционная политика
Информблок
1. Инфляция и ее виды.
2. Измерение инфляции.
3. Теории инфляции.
4. Последствия инфляции.
5. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса.
6. Антиинфляционная политика государства.
Основные термины темы
антиинфляционная политика , индексы цен , инфляция , количественная теория инфляции , теория адаптивных и рациональных ожиданий
10.1 Инфляция и ее виды
Инфляция представляет собой многофакторное явление, которое проявляется в росте общего уровня цен и в обесценении денежных знаков по отношению к реальным активам. Не всякое изменение цен на отдельные товары обязательно является инфляцией. Оно может быть вызвано улучшением качества продуктов, условий внешней торговли, другими факторами. В противоположность инфляции под дефляцией понимается общее падение цен и издержек. Замедление роста цен называется дезинфляцией.
Особенностями роста цен 70-90-х годов ХХ ст. являются непрерывность, всеобщность, неравномерность.
В экономической литературе выделяют следующие виды инфляции:
В зависимости от «глубины» государственного регулирования экономики, инструментария антиинфляционной политики инфляция может протекать в явной или подавленной форме. Процесс инфляции в явной или открытой форме проявляется в росте цен, снижении курса национальной валюты и т.п. Подавленная инфляция протекает в скрытой форме и проявляется в снижении качества продукции, изменении структуры ассортимента, увеличении дефицита в экономике, росте очередей.
В зависимости от объекта исследования различают национальную, региональную и мировую инфляции. В национальном и региональном масштабах объектом анализа является динамика оптовых и розничных цен, дефлятор ВНП в какой-либо стране, на уровне объединения стран, на международном рынке (например, ЕС).
В зависимости от инфляционных импульсов по отношению к системе, вызываемых внутренними и внешними факторами, различают импортируемую и экспортируемую инфляции. В случае поддержания в стране твердого валютного курса любое повышение цен на импортные товары будет импортировать инфляцию в страну. Значение этого фактора в развитии инфляционного процесса в стране зависит от доли внешней торговли в общем объеме ВНП. Чем она выше, тем больше эффект «импорта» инфляции.
В зависимости от темпов роста цен: до 10% в год – различают умеренную или ползучую инфляцию. При росте 200% в год – отмечают галопирующую или «латинскую». Свыше 200% - гиперинфляцию (по американскому экономисту Ф.Кэгану – свыше 50% в месяц). Данный критерий деления достаточно условен. Чтобы определить, какой тип инфляции наблюдается – умеренная, галопирующая или гиперинфляция, необходимо выяснить, насколько существующие темпы роста цен изменяют параметры общественного воспроизводства. Обычно ползучая инфляция не оказывает серьезного отрицательного воздействия на процесс воспроизводства. Наличие галопирующей инфляции свидетельствует о возникновении диспропорций в структуре экономики. Гиперинфляция наступает в периоды серьезных нарушений пропорций воспроизводства, когда экономика близка к краху. В то же время из анализа развития мировой инфляции видно, что экономика страны может приспособиться к очень большим (до 1000%) темпам роста цен. Примером могут служить некоторые страны Латинской Америки в 70-90-е годы и Россия 90-х годов ХХ ст.
В зависимости от того, насколько успешно экономика адаптируется к темпам роста цен, инфляция подразделяется на сбалансированную и несбалансированную. В первом случае цены растут умеренно и стабильно. Все остальные макроэкономические показатели изменяются практически адекватно. При несбалансированной инфляции цены на товары разномоментно подскакивают вверх, а экономика не успевает приспособиться к изменяющимся условиям.
В зависимости от способности государства воздействовать на инфляционный процесс она подразделяется на контролируемую и неуправляемую. В первом случае государство может замедлять или ускорять темпы роста цен в среднесрочном аспекте. Во втором – реальных источников для корректировки уровня инфляции нет.
В зависимости от изменения показателя ВНП при росте спроса в экономике различают истинную и мнимую инфляции. При мнимой инфляции наблюдается увеличение реального объема производства, обгоняющее рост цен (рост реального объема ВНП). На второй стадии по мере увеличения давления спроса происходят рост издержек, расстройство денежного обращения, стагнация производства (рост номинального объема ВНП).
В зависимости от точности прогноза хозяйственных агентов относительно будущих темпов роста цен и степени приспособления к ним выделяют прогнозируемую и непрогнозируемую (неожиданную) инфляции.
В зависимости от факторов, порождающих и питающих инфляционный процесс, выделяют инфляцию «спроса» и инфляцию «издержек».
Таким образом, инфляция – это результат разбалансирования совокупного спроса и совокупного предложения в обществе. Исходя из уравнения обмена количественной теории денег, совокупный спрос можно представить как произведение предложения денег и скорости их оборота; совокупное предложение – произведение физического объема выпускаемой продукции и уровня цен. Следовательно, всякое увеличение количества денег в обращении или скорости их оборота приводит к росту совокупного спроса, и наоборот. Рост денежной массы в обращении, влекущий за собой рост совокупного спроса, может быть вызван различными причинами: экспансионистской финансовой политикой, политикой государства, покрытием бюджетного дефицита с помощью «печатного станка», режимом расширения кредита, инвестиционным бумом, структурными сдвигами в потребительском вкусе и др.
Анализ развития инфляции, инспирированной спросом, схематически можно представить следующим образом.
Предположим, что в экономике существует равновесие. Графически оно выражается в пересечении кривых совокупного спроса AD и предложения AS в точке А с реальным естественным уровнем объема производства при данном (базовом) уровне цен (рис.10.1)
Рисунок 10.1 - Развитие инфляции спроса
Увеличение денежной массы (скорости оборота денег) сдвигает кривую совокупного спроса вверх AD’ вдоль кривой совокупного предложения до достижения нового равновесного уровня в краткосрочном аспекте. Расширение объемов производства происходит в соответствии с мультипликационным эффектом первоначального расширения спроса. Вместе с тем растущий спрос подталкивает вверх общий уровень цен. Вызванный ростом спроса рост цен по истечении определенного промежутка времени будет осознан всеми экономическими субъектами. Цена труда увеличится, возросшая стоимость всех остальных ресурсов также увеличит издержки производства. В результате кривая совокупного предложения переместится влево – вверх AS’ на величину роста цен. Кривая совокупного спроса опять переместится вверх на величину предыдущего прироста спроса. В последующих периодах будут происходить сдвиги кривых спроса и предложения так, что на долгосрочном временном промежутке весь рост спроса будет компенсироваться ростом цен, а объем производства вернется к своему естественному уровню.
Данный вид развития инфляционного процесса получил название инфляции, инспирированной спросом. Уровень инфляции спроса будет зависеть от формы кривой совокупного предложения, он определяется следующими факторами:
среднегодовыми темпами роста экономики;
положением на рынке труда и существующим уровнем полной занятости;
динамикой и темпами прироста компонентов совокупного спроса;
способностью хозяйственных агентов прогнозировать будущий рост цен.
Инфляционный импульс в экономике может возникать из-за изменений совокупного предложения. В рамках модели это будет отражаться в сдвиге кривой совокупного предложения влево. Реальный объем производства понизится, а цены вырастут. Обычной реакцией на повышение цен является рост предложения денег. Конечный результат этого процесса в долгосрочном периоде будет таким же, как и в случае первоначального роста спроса в экономике.
Протекание инфляционного процесса описанным выше способом получило название инфляции, инспирированной затратами, или инфляции издержек. При этом уровень цен может повышаться как в результате действительного роста издержек производства, так и за счет ожиданий увеличения текущих затрат.
Рост издержек обусловливается действием не только краткосрочных факторов (например, вследствие кратковременного увеличения совокупного спроса), но и долговременных:
наличием диспропорций и узких мест в производстве (структурная инфляция);
изменением структуры рынка в сторону его большей монополизации;
нарушением или шоком (срывом) предложения;
ростом зарплаты, обгоняющей темпы роста производительности труда.
Очень часто цены и зарплата, начав расти, втягивают друг друга в инфляционную спираль «зарплата - цены». Она проявляется в том, что трудящиеся добиваются повышения зарплаты, стремясь компенсировать рост цен. Рост издержек производства при неизменной норме прибыли повышает цены на продукцию. В результате работники требуют еще большего повышения номинальной зарплаты, а процесс развивается по кругу. Разорвать такую спираль достаточно трудно, поскольку спрос постоянно растет и в экономике существует полная занятость.
Рост спроса в экономике обычно приводит к повышению цен, зарплаты, занятости, реального объема производства. Этот процесс может выглядеть как инфляция издержек, даже если в действительности рост издержек вызван сильным давлением спроса. На практике оба вида инфляции протекают одновременно и взаимодействуют между собой.
10.2 Измерение инфляции
Глубину инфляционных процессов можно оценить с помощью индексов роста цен в различных секторах экономики, в том числе и потребительском.
Индексы цен – это относительные показатели, которые характеризуют соотношение цен во времени. Обычно цены базисного периода принимаются равными 100, а цены отчетного периода пересчитываются по отношению к базисному. Например, если в качестве базисного периода используется 1996г., а в 1999г. индекс роста потребительских цен составил 180, то это означает, что в 1999г. цены были выше на 80%, чем в 1996. Иначе говоря, тот товарный набор, который в 1996г. стоил 100 дол., в 1999г. стоил уже 180 дол. Темп роста цен или темп инфляции определяется как разница индексов цен отчетного и базисного года, деленная на индекс отчетного года и умноженная на 100. Так, например, если индекс розничных цен в 2003г. составил 200, а индекс 1998г. по отношению к базисному 1996 – 180, то темп инфляции будет равен
((200 – 180)/200)100 = 10 %.
Показателями инфляции могут служить также индексы розничных цен по отдельным видам товаров, количество и выпуск денег в обращение, индекс стоимости жизни, характеризующий динамику стоимости набора потребительских товаров и услуг.
С помощью так называемого правила величины 70 можно подсчитать количество лет, необходимое для удвоения цен. Необходимо разделить число 70 на темп ежегодного увеличения уровня цен, или темп инфляции. Если темп инфляции равен 10 %, то можно сказать, что через 7 лет (70:10) он увеличится вдвое.
В качестве косвенных показателей уровня инфляции могут использоваться данные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения и о превышении доходов населения над расходами в процентах к доходам. Так, сокращение запасов и рост вкладов, более быстрый рост доходов по сравнению с ценами свидетельствуют об опасности инфляционных процессов.
10.3 Теории инфляции
Количественная теория инфляции базируется на основных положениях количественной теории денег, к которым относятся следующие основные элементы.
Уравнение количественной теории денег – MV = PQ, где М – количество денег в обращении, V – скорость обращения денежной единицы, Р – цена сделки или товара, Q – сделка или товар.
Количество произведенной продукции и сделок определяется затратами факторов производства и производственной функцией.
Стоимостный объем производства в номинальном выражении (PQ) определяется предложением денег.
Уровень цен Р представляет собой отношение стоимостного объема производства (MV) к количеству произведенной продукции Q.
Таким образом, из количественной теории следует, что уровень цен пропорционален предложению денег. Поскольку темп инфляции – это изменение уровня цен, выраженное в процентах, можно сделать вывод: Центральный банк, контролируя предложение денег, полностью контролирует темп инфляции. Так, поддержание предложения денег на неизменном уровне будет означать стабильный уровень цен, увеличение предложения денег Центральным банком приведет к быстрому росту цен.
В соответствии с количественной теорией денег увеличение темпа прироста денежной массы на 1% вызывает увеличение темпа инфляции тоже на 1%.
Теория адаптивных и рациональных ожиданий. Теория адаптивных ожиданий основывается на предложении, что люди представляют свое будущее подобно недавнему прошлому, в соответствии с чем и формируют свои планы. Иначе говоря, если речь идет об инфляции, сопряженной со спадом, то фирмы предполагают, что темп инфляции относительно факторов производства будет таким самым, что и прошлогодний.
Теория адаптивных ожиданий рассматривает кривую совокупного предложения, имеющую положительный наклон на краткосрочных временных интервалах и перемещающуюся вверх в долгосрочном периоде.
Теория рациональных ожиданий утверждает, что формируя свои будущие планы, рационально мыслящий субъект должен подвергать анализу не только прошлое, но и будущее, принимать во внимание влияние настоящей и будущей экономической политики.
Проиллюстрируем последствия экспансионистской экономической политики, вызывающей расширение совокупного спроса, в теории адаптивных и рациональных ожиданий (рис.10.3).
Рисунок 10.3 - Последствия экспансионистской экономической политики в представлении теории адаптивных и рациональных ожиданий
Согласно теории адаптивных ожиданий расширение совокупного спроса с AD0 до AD1 в краткосрочном периоде заставит экономическую систему переместится из положения равновесия в точке Е0 при естественном уровне объема производства в положение равновесия Е1. В дальнейшем кривая совокупного предложения сдвигается вверх до AS1 и достигает равновесия в точке Е2.
В соответствии с теорией рациональных ожиданий расширение совокупного спроса будет полностью учтено в своих планах фирмами и домашними хозяйствами, что вызовет сдвиг кривой совокупного предложения до AS1. Экономическая система в долгосрочном периоде достигает точки равновесия Е2, минуя промежуточный период, с объемом производства, превышающим естественный уровень.
Таким образом, согласно теории рациональных ожиданий кривая совокупного предложения, несмотря на изменения в экономической политике, является одной и той же кривой и в коротком, и в длительном периоде. Она представлена вертикальной линией, совпадающей с естественным уровнем реального объема производства.
На основе положений теории рациональных ожиданий можно сделать вывод о невысокой эффективности экономической политики и об устойчивости экономической системы при естественном уровне реального объема производства, что совпадает с классическими представлениями об экономической системе.
10.4 Последствия инфляции
Снижение реальных доходов населения. Особенно сильно это отражается на лицах, получающих фиксированные доходы (пенсии, стипендии). Сужаются мотивы к трудовой деятельности, усиливается дифференциация населения по уровню доходов.
Обесценение сбережений населения.
Ухудшение условий жизни социальных групп с твердыми доходами. Возникновение опасности социальных потрясений.
Ослабление позиции властных структур, снижение доверия населения к правительственным программам и мероприятиям.
Возникновение трудностей с долгосрочным планированием, решения принимают спекулятивную направленность.
Повышение риска инвестирования. Появляются требования более высоких прибылей и процентов в качестве платы за риск.
В условиях инфляции экономические субъекты фактически выплачивают еще один налог, не предусмотренный налоговой системой – так называемый инфляционный налог (Ti). Суть его состоит в том, что если в условиях инфляции субъект хочет сохранить в текущем периоде размер своих реальных кассовых остатков на оптимальном уровне, то он должен из текущего дохода обеспечить прирост своей кассы в соответствии с уровнем инфляции:
Получателем инфляционного налога является эмитент денежной массы, то есть государство. Доход государства от инфляционного налога называется сеньораж (SI):
SI = (Mt - Mt – 1)/Pt – Mc,
где Мс – затраты по изготовлению новых денег.
Кроме того, государство получает дополнительный доход, основанный на прогрессивной шкале налогообложения, так как инфляция способствует росту номинальных доходов, в результате чего темп прироста номинальных налоговых поступлений опережает темп инфляции (так как налог уплачивается по более высоким ставкам), а также доход, связанный с уменьшением вследствие инфляции реальной величины государственного долга.
Перераспределение национального дохода между другими экономическими субъектами в условиях инфляции зависит от целого ряда факторов, таких, как соотношение темпов ожидаемой и фактической инфляции, темпа инфляции и ставки процента и т.п. В однозначном проигрыше оказываются получатели фиксированных номинальных доходов: бюджетники, пенсионеры, студенты.
10.5 Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса
Английский экономист А.У. Филипс первым попытался теоретически обосновать взаимосвязь между инфляцией и безработицей. В 1958 г. он выявил эмпирическую зависимость между ежегодным процентным изменением номинальной заработной платы и долей безработных в общей величине рабочей силы в Англии на протяжении 1861 – 1913 гг. Эту зависимость Филипс представил в виде кривой с отрицательным наклоном, что свидетельствовало об обратной связи между рассматриваемыми переменными. Впоследствии кривая получила имя своего создателя. Другие экономисты в 50-х и 60-х годах ХХст. исследовали более поздние статистические данные и подтвердили выводы своего коллеги.
Согласно кривой Филипса (рис.10.5) в исследуемом периоде заработная плата росла медленно при высоком уровне безработицы и быстрее – при более высокой занятости. Стабильность цен и низкая безработица оказались несовместимыми целями: снижение безработицы достигалось ценой ускорения инфляции, а снижение инфляции вело к увеличению числа безработных.
В дальнейшем американские экономисты П.Самуэльсон и Р.Солоу трансформировали соотношение между зарплатой и безработицей в отношение между ценами и безработицей. На графике это привело к сдвигу исходной кривой вниз. Новая кривая пересекала горизонтальную линию, соответствующую нулевому темпу роста цен. Норма безработицы в этой точке оказалась различной для разных стран.
Рисунок 10.5 - Кривая Филлипса
Стабильную обратную связь между безработицей и инфляцией можно объяснить двумя моментами. Во-первых, общий для страны рынок труда представляет собой совокупность отраслевых и региональных рынков труда. В экономике с растущим уровнем деловой активности в некоторых сегментах рынка труда полная занятость достигается раньше. Это ведет к росту заработной платы и, как следствие, к росту издержек, а значит, и цен на конечную продукцию. В то же время в других сегментах все еще сохраняется низкий уровень занятости. Рынок труда не может быстро приспособиться к происходящим изменениям, так как для того, чтобы безработные приобрели квалификацию, пользующуюся на данный момент спросом, требуются время и значительные денежные затраты. Кроме того, перемещение рабочей силы в растущий сегмент могут сдерживать географические и социальные факторы. Все это объясняет существование безработицы одновременно с растущим уровнем цен.
Во-вторых, профсоюзы, особенно в развитых странах, обладают достаточно сильной и реальной властью, которую легче реализовать по мере приближения экономики к состоянию полной занятости. Растущая деловая активность ведет к расширению спроса на труд и усиливает стремление профсоюзов добиваться повышения зарплаты. Наниматели, вынужденные считаться со снижением количества незанятых в экономике, идут на уступки и повышают заработную плату, что ведет к росту издержек, а следовательно, и к росту цен на товары.
В 60-е годы ХХ ст. кривую Филипса рассматривали как описание возможных комбинаций темпов инфляции и уровня безработицы, вдоль которого располагается сфера действий политиков. Например, стимулирующая кредитно-денежная и фискальная политика, проводимая с целью расширения совокупного спроса и снижения безработицы, приведет к усилению инфляции. И наоборот, меры, предпринимаемые с целью снижения инфляции, приведут к росту уровня безработицы.
Однако в конце 60-х годов ХХ ст. появились сомнения относительно стабильности кривой Филипса. Во многих странах рост темпов инфляции не сопровождался снижением уровня безработицы, а начало 70-х принесло одновременный рост инфляции и безработицы. Все это позволило сделать вывод о существовании не одной устойчивой кривой Филипса, а целого семейства краткосрочных кривых, т.е. в долгосрочном периоде кривая сдвигается вправо. Это происходит потому, что инфляция «съедает» прирост номинальной заработной платы. В результате снижаются предложение труда и занятость. Предприниматели из-за действий профсоюзов не имеют возможности снизить зарплату и поэтому для сохранения своих прибылей повышают цены, одновременно ограничивая прием новых работников.
В настоящее время для объяснения взаимосвязи между инфляцией и безработицей в долгосрочном периоде используется теория естественного уровня безработицы, предложенная в 1967 г. американским экономистом
М.Фридменом. В соответствии с ней поддерживать умеренные темпы инфляции в течение длительного периода можно только при естественном уровне безработицы, который в настоящее время составляет в экономически развитых государствах около 7% рабочей силы. Эта теория в начале 80-х годов ХХ ст. была применена в США и Англии, что привело к снижению темпов инфляции в этих странах.
10.6 Антиинфляционная политика государства
Антиинфляционная политика – макроэкономическая политика, нацеленная на стабилизацию общего уровня цен, смягчение инфляционной остроты.
Антиинфляционная политика осуществляется посредством стратегии и тактики, предусматривающих систему мер, связанных с борьбой с инфляционными процессами. Она может быть активной, направленной на ликвидацию причин, породивших инфляцию, и пассивной, которая представляет собой приспособление к условиям инфляции.
Антиинфляционная политика включает в себя:
регулирование совокупного спроса;
регулирование совокупного предложения.
Первое направление предпочитали кейнсианцы, второе – монетаристы. Кейнс исходил из того, что поднять уровень предложения можно, формируя эффективный спрос посредством государственного заказа и дешевого кредита. Эти меры правительства приводят к сокращению спада и уменьшению безработицы.
Однако такая антиинфляционная политика приводит к углублению дефицита государственного бюджета, который не должен покрываться дополнительной эмиссией денег. Кейнс предлагал покрывать его при помощи государственных займов, которые можно погасить в дальнейшем. Эта политика дает положительный эффект на протяжении ряда лет.
Монетаристское направление антиинфляционной политики возникло позже, когда кейнсианские рецепты борьбы с инфляцией были не только уже достаточно апробированы, но и их недостатки стали очевидными. В частности, в ряде стран существенно возрос государственный долг, и увеличивать его дальше практически было невозможно. В этих условиях монетаристы предлагали радикальные методы борьбы с инфляцией. Они исходили из ограничения совокупного спроса путем проведения денежной реформы конфискационного типа и бюджетного дефицита за счет сокращения социальных программ.
Поскольку монетаристы исходят из утверждения, что инфляция является чисто денежным феноменом, то метод шоковой терапии позволяет резко сократить темпы роста денежной массы (рис.10.6.1) и быстро сбить инфляцию. Однако этот метод сопровождается значительным спадом производства и сокращением занятости.
Вариантом шоковой терапии выступает денежная реформа конфискационного типа – обмен старых денег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен.
Поскольку предлагаемые меры тяжело переносятся населением, то инфляционная политика должна дать эффект за сравнительно короткое время.
Рисунок 10.6.1 - Шоковая терапия
Другим методом монетаристского направления антиинфляционной политики является метод постепенного снижения темпов инфляции (метод градуирования) (рис.10.6.2). Этот метод предполагает постепенно сбивать темпы роста денежной массы посредством многократного, но незначительного снижения. Метод градуирования позволяет избегать глубокого спада, снижая инфляцию постепенно.
Рисунок 10.6.2 - Постепенное снижение инфляции
Однако политика постепенного снижения темпов роста денежной массы нередко порождает инфляционную инерцию – прошлая инфляция порождает будущую, которая вызывается, в частности, индексацией денежных доходов. Индексация – это механизм, посредством которого заработная плата может быть частично или полностью защищена от роста общего уровня цен. Считается, что политика градуирования успешна в том случае, когда рост денежной массы и уровня цен не выше 20-30% в год.
Выбор метода шоковой терапии и метода постепенного снижения темпов роста денежной массы зависит от социально-экономической обстановки в стране. Обе эти концепции предлагалось использовать при переходе к рыночной экономике постсоветских государств. Кроме того, в теории перехода к рыночной экономике постсоветских экономик существует «гетеродоксальный» подход, комбинирующий элементы «шоковой терапии» и «градуалистской» теории. Дилемма «шоковая терапия – градуирование» вызывает необходимость разработки моделей «оптимальной» антиинфляционной политики.
Одним из альтернативных вариантов монетарным методам борьбы с инфляцией является политика регулирования цен и доходов, предусматривающая согласование между ростом доходов и ростом цен (адаптивная политика, альтернативная монетаристским методам борьбы с инфляцией). Этот подход появился в связи с тем, что сокращение инфляции посредством роста безработицы стоит огромных издержек, определяемых так называемым коэффициентом потерь. Он показывает, сколько процентов реального годового объема производства нужно «принести в дар», чтобы сократить уровень инфляции на один процентный пункт. Эти потери выражаются в снижении уровня жизни населения, поэтому государство должно оценить величину ожидаемых потерь в связи с высокой инфляцией.
Политика регулирования цен и доходов означает, что правительство или замораживает цены и номинальные доходы, или ограничивает увеличение денежной заработной платы увеличением средней (по стране) производительности труда, а повышение цен ограничивает повышением затрат на заработную плату. Политика регулирования цен и доходов использовалась на Западе. Она включала в себя следующие компоненты: ограничение заработной платы и цен; налоговое регулирование доходов; усиление рыночного механизма. Однако эта политика не оправдалась, поэтому большинством стран с рыночной экономикой не используется.
В 70-80-е гг. ХХ в., в период стагфляционных кризисов, школа «экономики предложения» выдвигает свой путь борьбы со спадом и инфляцией в экономике. В противовес кейнсианскому стимулированию спроса теоретики «экономики предложения» выступали за непосредственное стимулирование производства и предложения товаров. Главным способом такого стимулирования А.Лаффер и его последователи считали фискальную политику. Представители этой школы считали, что уменьшение налоговых ставок на предпринимателей увеличит их возможности инвестирования, а снижение налогов на заработную плату повысит стимулы к труду и его производительность.
Изменение структуры налогов, сокращение доли прямых налогов и увеличение доли косвенных налогов, отказ от прогрессивных ставок налогообложения, уменьшение расходов государственного бюджета также являются средствами борьбы с инфляционными процессами в экономике.
Выбор конкретных мер по борьбе с инфляцией обусловлен характером инфляции, который для каждой страны обладает специфическими особенностями и глубиной. В зависимости от характера инфляции определяется и комплекс борьбы с ней. В качестве причин инфляции может быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) либо опережающий рост заработной платы и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек), низкий курс национальной валюты и др., которые и предопределяют набор мероприятий, нацеленных на сдерживание инфляционных процессов.
Для предотвращения высокой инфляции правительство должно обеспечить:
эффективную налоговую систему и устойчивость государственных расходов;
одинаковые темпы увеличения денежной массы и национального дохода;
предотвращение «импорта инфляции».
[an error occurred while processing this directive]
Тема 10 Инфляция и антиинфляционная политика Тема 11 Государственный бюджет и фискальная политика. Государственный долг
Copyright © 2006,2007 СумГУ