Информационная культура. Информатизация и компьютеризация

СОДЕРЖАНИЕ: содержание 1. Информационная культура. Информатизация и компьютеризация 3 1.2. Компьютеризация на разных стадиях развития человека и общества 6 1.3. Позитивные и негативные стороны компьютеризации 7

содержание

1. Информационная культура. Информатизация и компьютеризация 3

1.2. Компьютеризация на разных стадиях развития человека и общества 6

1.3. Позитивные и негативные стороны компьютеризации 7

1.4. Влияние компьютеризации на сферы деятельности человека 8

1. Информационная культура. Информатизация и компьютеризация.

Инфоpмационные pесуpсы в совpеменном обществе игpают не мень­шую, а неpедко и большую pоль, чем pесуpсы матеpиальные. В связи с этим большая роль отводиться и способам обработки информации. Появляются всё более и более совершенные компьютеры, новые, удобные программы, современные способы хранения, передачи и защиты информации.

С позиций pынка инфоpмация давно уже стала товаpом и это об­сто­ятельство тpебует интенсивного pазвития пpактики, пpо­мы­ш­лен­ности и теоpии компьютеpизации общества. Компьютеp как ин­фоp­ма­ци­онная сpеда не только позволил совеpшить качественный скачок в оpганизации пpомышленности, науки и pынка, но он опpеделил новые са­­мо­ценные области пpоизводства: вычислительная техника, теле­ком­муникации, пpогpаммные пpодукты. Тенденции компьютеризации общества связаны также с появлением новых пpофессий, связанных с вычислительной техникой, и различных категорий пользователей ЭВМ. Если в 60-70е годы в этой сфере доминировали специалисты по вычислительной технике (инженеpы-эле­к­тpо­ники и программисты), создающие новые сpедства вычислительной техники и новые пакеты прикладных программ, то сегодня интен­сив­но pасшиpяется категоpия пользователей ЭВМ - пpедставителей са­мых pазных областей знаний, не являющихся специалистами по ком­пь­ютеpам в узком смысле, но умеющих использовать их для pешения своих специфических задач.

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологии работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин «Информационная культура».

Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

«Информационная культура в узком смысле – это уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности, в которой мы можем отметить степень достигнутого, количества и качества созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего».

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой, как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

• в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);

• в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;

• в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

• во владении основами аналитической переработки информации;

• в умении работать с различной информацией;

в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Информационная культура вбирает в себя знание из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования без данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой информационной культуры являются знания новой информационной технологии и умении ее применять для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер. Для высших учебных заведений социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимых для работы в конкретной сфере деятельности. Процессы привития информационной культуры студенту в ВУЗе наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Причем качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы с среде базовых информационных технологий при решении типовых задач в сфере деятельности.

В информационном обществе центр тяжести приходиться на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования, как направления связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение «объекта» информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущем специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры. Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйтсва, новые его возможности по применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществить, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических принципах. В нашей стране решение этой проблемы находиться на начальной стадии, поэтому целесообразно учесть опыт наиболее развитых стран, к числу которых относятся США, Япония, Великобритания, Германия, Франция, где этот процесс уже получил значительное развитие.

1.2. Компьютеризация на разных стадиях развития человека и общества

В историческом развитии человека компьютер может рассматриваться как новое сложное орудие, опосредствующее умственную деятельность человека, которой передаются исполнительные интеллектуальные функции. «Машинное» и человеческое мышление существенным образом различаются. Если машина «мыслит» только в двоичной системе, то мышление человека значительно многостороннее, шире и богаче. Это одна из причин возникновения проблем повсеместной компьютеризации. Но далеко не единственная.

Компьютеризация и информатизация в современной мировой инфраструктуре выходят на одно из ведущих мест. По расчётам специалистов, в начале XX в. « объём знаний » удваивался каждые 50 лет. В настоящее время этот процесс занимает лишь год, а в недалёкой перспективе, по прогнозам, будет происходить за один месяц.

Спрос на информационные технологии, современные компьютеры и офисное оборудование в последние годы оказывает существенное влияние на динамику и структуру мировой экономики. Такая зависимость, хоть и благотворна в большинстве своем, но имеет и определенные минусы.

Настоящей революцией в сфере информационных технологий стало появление и бурное развитие системы Интернет, сформировавшейся к началу третьего тысячелетия в одну из ведущих отраслей мировой экономики с годовым оборотом свыше 500 млрд. долл. и числом занятых более 3 млн человек. Применение более мощных и быстродействующих компьютеров позволило увеличить число пользователей системой Интернет уже к 2003 г. примерно до 400 млн. В США число её пользователей возросло с 5,8 млн. в начале 90 – х гг. до 70 млн. человек к концу 90 – х гг., в 2002 г. оно увеличилось до 120 млн. человек.

1.3. Позитивные и негативные стороны компьютеризации

В России не существует общенациональной компьютерной сети, однако достаточно активно действуют отраслевые и локальные информационные сети, особенно в таких сферах, как банковское дело, внешняя торговля, рынок ценных бумаг, экология, медицина и др. Интенсивно развивается сегмент рынка баз данных по российскому законодательству, компьютерной бухгалтерии, автоматизации торговой деятельности, автоматизации производственных процессов. Это значительно облегчило работу по данным направлениям. То, над чем раньше неделю работали 200 человек, сейчас способен проделать аппарат, управляемый компьютером или сам компьютер. Несомненно, в этом есть огромный плюс, но не стоит забывать и о том, что эти же 200 человек, с появлением компьютеризированного производства теряют свои рабочие места.

В 80-е годы в США получил широкое распространение термин «автоматизированный офис». Речь идет об использовании компьютерной техники для автоматизации ряда функций управления: подготовка, обработка, редактирование текстов, их систематизация и хранение; поиск информации; информационное обслуживание руководящих работников и т.п. Вне­дрение такого рода систем позволило изменить функции ряда работников (например, секре­тарей, референтов), уменьшить их количество и повысить производительность труда. Эта концепция автоматизированного офиса сохранилась и продолжает развиваться на базе со­временных технических и программных, средств. Ряд крупных фирм - производителей про­граммного обеспечения (Corel, Microsoft) выпускают все новые и новые интегрированные пакеты программ под названием «Офис» (MSOffice95, MSOffice97, CorelOffice97, Русский Офис и т.п.). Одна из распространённых опасностей: приписывание мнимого могущества компьютеру. Персональный компьютер, каким бы дорогим и производительным он не был, это всего лишь счетная машина, которая не в состоянии решить наши сложные экономические проблемы, если мы сами не в состоянии правильно сформулировать задачу.

Большое значение имеют также социально-психологические проблемы, возникающие в коллективе при внедрении компьютерной техники, что вызывает, как правило, сокращение числа сотрудников, улучшение (а значит, и усиление) контроля за деятельностью остальных сотрудников и т.п.

1.4. Влияние компьютеризации на сферы деятельности человека

Рассматривая компьютеризацию на конкретных примерах, можно обратить внимание на телекоммуникационную отрасль. В каждой стране управление телекоммуникационной отраслью имеет свою специфику. Появление цифровых технологий и массовое внедрение услуг по предоставлению доступа в сеть Интернет привели к тому, что сегодня практически любой оператор связи работает не только на локальном (региональном или общенациональном), но и на мировом рынке телекоммуникационных услуг.

Появление цифровых технологий способствовало радикальным изменениям в телекоммуникационной отрасли. Услуги традиционной голосовой связи начали вытесняться интерактивными услугами, такими, как Интернет, передача данных, мобильная связь. Россия имеет потенциальные возможности по развитию процесса компьютеризации и информатизации, а также интеграции в мировое информационное пространство, обладает уникальным сочетанием благоприятных факторов для широкого развития услуг в области заказных разработок и информационных систем

Еще одна отрасль, которую компьютеризация тоже не обошла стороной - образование. Компьютеризация процесса обучения сталкивается с рядом проблем, которые с одной стороны связаны с неиспользованными возможностями информационной технологии, а с другой – несоответствием традиционных учебных курсов возможностям компьютера.

Вот наиболее интересные проблемы компьютеризации обучения. Проблема соотношения объема информации (потока информации), который может предоставить компьютер пользователю (ученику или студенту) и объема сведений, которые пользователь может, во-первых, мысленно охватить, во-вторых - осмыслить, а в-третьих - усвоить. Также существует проблема ориентации учащихся в потоке информации, предоставляемой компьютером. Ученика не приучили ориентироваться в мощном потоке учебной информации, он не может разделять ее на главное и второстепенное, выделять направленность этой информации, перерабатывать ее для лучшего усвоения, выявлять закономерности. В сущности, информация (сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах) может рассматриваться как некая многофакторная система, детали которой скрыты от учащихся, а потому и весь этот поток сведений в целом (его основы, направленность, цели, связи между элементами, причинно-следственные зависимости и т.п.) оказывается трудно доступным для восприятия. Следующая сторона компьютеризации учебного процесса – уход от реальности. Она наиболее актуальна, когда дело касается процесса обучения детей и подростков. Пользователь может создавать различные объекты, которые по некоторым параметрам могут выходить за грани реальности, задавать такие условия протекания процессов, которые в реальном мире осуществить невозможно. Появляется опасность того, что учащиеся в силу своей неопытности не смогут отличить виртуальный мир от реального. Поэтому, во избежание возможного отрицательного эффекта использования информационной технологии в процессе обучения, необходимо накладывать ограничения или вводить соответствующие комментарии (например, «В реальных условиях ваша модель существовать не может» и т.п.), чтобы учащиеся не могли «уйти» за грани реальности в результате манипулирования химическими, биологическими, физическими и т.п. явлениями. Наряду с опасностью создания нереальных ситуаций виртуальные образы могут сыграть и положительную дидактическую роль. Информационная технология позволит учащимся осознать модельные объекты, условия их существования, улучшая, таким образом, понимание изучаемого материала и, что особенно важно, их умственное развитие. Следует отметить, что компьютер, как педагогическое средство, используется в образовании, как правило, эпизодически.

Список литературы

1.АдриановВ. Россия в мировом процессе развития средств связи, компьютеризации и информатизации//Экономист, 2001, №8

2.МакароваН. В.,Матвеева Л. А., Бройдо В. Л. Информатика, М. 1997.

3.ГолосовО.В., Охрименко С.А., Хорошилов А.В. Введение в информационный бизнес, под ред. Тихомирова В.П., Хорошилова А.В., М.1996.

4.Сидоров А., Байнев В. Информация как экономическая категория//ЭКО, 2000, №8

5.Раткевич Е.Ю.Проблемы компьютеризации процесса образования. Статья, М. 2002.

Скачать архив с текстом документа