Интервью в системе жанров

СОДЕРЖАНИЕ: Система жанров журналистики. Место интервью в системе жанров. Эволюция интервью. Техника жанра.

Введение

Жанр (франц. genre) – тип произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания [Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А. М. Прохоров. С56 2-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – С.431].

Система (от греч. systёma– целое, составленное из частей; соединенное), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство [Советский энциклопедический словарь/Гл. ред. А. М. Прохоров. С56 2-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – С. 1209].

Следовательно, система жанров журналистики – это единство связанных и находящихся во взаимодействии жанров журналистики. Одним из составляющих этой системы является интервью.

Интервью (от англ. interview– буквально встреча, беседа) – жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с политическим, общественным или иным деятелем по актуальным вопросам.

В журналистике нынешнего времени, когда в единицу времени человек получает огромное количество разнообразной информации, на первый план выходят информационные жанры. Традиционно к ним относят и интервью, жанровые особенности которого позволяют читателю, радиослушателю и телезрителю читать, слышать и видеть то, что видел и слышал журналист-интервьюер, но как бы «из первых рук». С другой стороны, интервью – разнообразный и непростой жанр, который занимает неоднозначную позицию, в частности – в жанровой системы. Поэтому определение места, занимаемого интервью в сложной и разнообразной системе жанров, актуально в современном мире, в условиях современной журналистики; поэтому определение места интервью в системе журналистских жанров и является основной целью этой работы.

Однако достичь этого, на наш взгляд, невозможно, не рассмотрев жанровую систему журналистики в основных ее проявлениях, не выделив группы жанров и не определив основные их характеристики.

В связи с этим нам кажется целесообразным не только дать понятие об интервью и постараться определить его место в системе журналистских жанров, но и показать эволюцию жанра интервью в ее связи с техническим прогрессом, то есть определить основные виды и характерные черты интервью в газете, на радио и телевидении.

Глава 1. Интервью в системе жанров

1.1. Система жанров журналистики

Содержание, документальное наполнение, целевая установка автора определяют проблему, направление, смысл и характер публицистического выступления, его форму, то есть жанр. Именно выбор жанра помогает плодотворнее работать над материалом, отбором фактов, трактовкой явлений. Жанры журналистики различаются по целям воздействия на аудиторию, широте освещения реальности, выразительно-изобразительным средствам, глубине анализа и широте обобщений. В связи с этим они подразделяются на три вида – информационные, аналитические и художественно-публицистические [Ворошилов В. В. Журналистика. – Учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. – С. 65].

1.1.1. Информационные жанры

К информационным жанрам относятся: новость, заметка, интервью, беседа, реплика, комментарий, репортаж, отчет. Рассмотрим наиболее значимые.

В заметке журналист достаточно подробно излагает факт и наиболее важные его составляющие (место действия, действующие лица). В репортаже автор эмоционально, объективно воспринимает определенные факты, рассказывая о них аудитории, как очевидец.

Заметке, отчету свойственна лаконичность, скупость выразительных средств. Для интервью и для репортажа, характерно использование практически всех художественно-выразительных средств, которыми пользуется публицистика. Если же говорить об информационных жанрах в целом, то их объединяет такое немало важное качество, как новизна и актуальность сообщаемого факта и оперативная его подача.

Заметка – это простейшая форма оперативного газетного сообщения. В основе ее лежит злободневный, общественно значимый факт. Для заметки характерны новизна и краткость. Важно увидеть за частным фактом явление, оценить его, прокомментировать. Наиболее краткая форма заметки – хроника, или новость.

Отчет – это информационное сообщение о мероприятии, на котором присутствует определенная аудитория (конференции и собрания, спортивные соревнования и выставки и т. д.). По характеру подхода к освещаемому материалу отчет может быть общим или тематическим, а по цели и особенностям изложения – информационным (речи, события, факты передаются последовательно) или аналитическим (внимание концентрируется на конкретном аспекте, дается оценка, комментарий случившегося) [Ворошилов В. В. Журналистика. – Учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – С. 67]

Репортаж можно рассматривать с двух позиций. Во-первых, как сбор, подачу информационных материалов для печати, радио или телевидения. Во-вторых, что является наиболее важным в нашей работе, как информационный жанр, характеризующийся оперативным и ярким рассказом о событии, ситуации, явлении. Основные требования репортажа – эффект присутствия, достоверности, сопереживания, поскольку автор такого материала всегда или очевидец или активный участник события.

К группе информационных жанров относится и интервью, то есть представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста. Однако же нужно отметить, что интервью называют не только жанром, но и методом получения сведений для других материалов. Интервью разнообразно в своих видах. Как жанр можно встретить интервью-сообщение (ответы даются в сокращении, излагаются наиболее существенные аспекты беседы), интервью-диалог (полный текст беседы), интервью-зарисовку (кроме содержания разговора передается обстановка беседы, ее характер и т. д.), интервью-мнение (комментарий события, явления, факта), массовые интервью (с пресс-конференций, брифингов).

1.1.2. Аналитические жанры

Основное отличие аналитических жанров журналистики заключается в том, что журналист-аналитик не ограничивается простой констатацией фактов. Он стремится анализировать их и сопоставлять с другими, оценивает явление, предлагает свое видение решения проблемы. Поэтому фактический материал аналитических жанров шире, в отличие от информационных. Имея дело с суммой однотипных фактов за определенное время, журналист стремится обобщить их, чтобы выявить все аспекты проблемы.

Важнейшим аналитическим жанром является статья. Она позволяет журналисту обстоятельно, глубоко исследовать и трактовать проблемы и явления действительности, осмысливать их и теоретически обобщать. Выделяют научно-популярные статьи (освещает достижения науки и техники) и проблемные (требуют всестороннего, глубокого изучения вопроса).

Не менее важен жанр корреспонденции. На конкретном материале достаточно небольшого масштаба разрабатывается актуальная тема, решается определенная проблема. Корреспонденция может быть информационной (например, сообщения зарубежных корреспондентов), аналитической (вскрывает причины описываемого явления) и установочными (журналист не просто анализирует факты, но и ставит новые проблемы, выдвигает новые злободневные вопросы для обсуждения).

Рецензия – аналитический жанр, через который журналист критикует, оценивает какое-либо произведение, театральные постановки, кинофильмы, телевизионные передачи, концерты, выставки и т. д.

К аналитическим жанрам также примыкают некоторые разновидности интервью. Такие как проблемные и портретные интервью.

1.1.3. Художественно-публицистические жанры

Главное отличие этих жанров заключается в подаче фактов. Конкретный, документальный факт отходит на второй план. На первый план выходят впечатления автора от факта, его оценка и авторские мысли. Основные жанры – очерк и зарисовка, отражающие положительные явления, а также сатирические жанры: фельетон и памфлет.

В зарисовке органически переплетаются признаки информационных и художественно-публицистических жанров, оперативный газетный жанр и разновидность очерка – этюд. Зарисовка повествует о не самом значимом событии, но изображает его зримо, наглядно, ярко. В ней изображается в очерковой форме какое-то одно явление, событие. Зарисовка может быть сюжетной или бессюжетной, может рассказывать о конфликте или быть бесконфликтной.

Очерк позволяет журналисту ярко, оперативно и доступно для читателя откликнуться на событие, явление. Дает возможность раскрыть образ интересного человека, дать портрет коллектива, рассказать о быте, нравах.

По тематике различают несколько видов очерка:

1. портретный очерк – рассказ о человеке, его жизни, взглядах;

2. проблемный очерк – автор прежде всего анализирует важную проблему в ее проявлениях через действия людей. Поэтому человек остается на втором плане.

3. научно-популярный очерк рассказывает о научной проблеме глубоко и доказательно, но доступно и популярно.

В то же время в очерке могут сочетаться черты различных жанров, например, репортажа, отчета, зарисовки, корреспонденции. Это говорит о жанровой свободе очерка, его подвижности. Позволяет автору менять тональ- ность повествования, ритмику изложения при условии композиционного, сюжетногои стилистического единства материала.

К этим же жанрам относятся фельетон и памфлет.

Фельетон представляет собой некий синтез трех начал: публицистического (описываемый факт не только злободневен, актуален, но и оперативен), сатирического (оценка факта предполагает сатирический анализ) и художественного (создается сатирический образ)

. Фельетон как жанр периодической печати требует максимальной насыщенностью фактами, но как литературная форма не может обойтись без фантазии художника. На стыке этих жанровых требований и рождается сатирический образ.

В отличие от фельетона, который носит характер насмешки, памфлет – обличительное произведение. Главные черты этого жанра: сарказм, патетика, высокая экспрессивность, а также злободневность, оперативность документальность и крупномасштабный объект обличения.

Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод: жанровая система журналистики весьма разнообразна. Она представлена различными группами жанров. Однако же в современной журналистике деление жанров на три обозначенные группы, на наш взгляд, стало условным. Это объясняется тем, что жанры очень подвижны. Так, например, интервью относят к информационным жанрам, однако же, существует проблемное и портретное интервью, которые выходят за рамки информационности и граничат уже с аналитическими жанрами.

1.2. Место интервью в системе жанров

Таким образом, мы рассмотрели жанровую систему журналистики, и обозначили три группы, в которые объединены все жанры. Это, как уже было сказано, группы информационных, аналитических и художественно-публицистических жанров. Традиционно интервью причисляют к разряду информационных жанров. Именно поэтому мы и рассматривали его как жанр информационный. Но в то же время нами было отмечено, что существуют несколько видов интервью, которые граничат с аналитическими жанрами, а именно: портретные и проблемные. Однако здесь следует отметить тот факт, что, к примеру, газетное интервью делится на интервью информационное и аналитическое.

Таким образом, мы видим, что интервью очень неоднозначно. Оно разнообразно в своих видах. Возможно, именно потому, что интервью занимает значимое положение в жанровой системе, входя одновременно в разряд как информационных, так и аналитических жанров, оно пользуется популярностью у журналистов и входит в число самых используемых жанров.

Интервью, как составляющая сложной системы, действительно занимает в этой системе одну из самых высоких позиций по частоте использования и технике исполнения. В современном мире поток информации, получаемый людьми слишком быстр, поэтому современная журналистика направлена на передачу информации, каких-либо фактов читателям, телезрителям и радиослушателям больше, нежели на глубокий анализ, сопоставление этих фактов. И поэтому, как нам кажется, все большей популярностью среди журналистов пользуются именно информационные жанры (в том числе интервью), которые служат только для передачи определенной информации ее потребителям, но не содержат причинно-следственных связей.

Интервью позволяет потребителю информации получать эту информацию как бы «из первых рук», несмотря на наличие в нем определенной доли субъективизма, которым больше всего отличается газетное интервью. Обозначенный субъективизм заключается, на наш взгляд, в следующем: оформляя полученную информацию в виде интервью и перенося на бумагу точно то, что сказал собеседник, журналист в определенной степени пропускает эту информацию через себя. И то, что выходит потом на страницах газет в вопросно-ответной форме, не есть разговор, проходивший между интервьюером и интервьюируемым в чистом виде. Это та же беседа журналиста с интервьюируемым, но в уже в «переводе» интервьюера.

Однако, как было отмечено, эта черта присуща в большей степени газетному интервью, когда потребитель информации читает то, что слышал журналист, но в меньшей – радио и телевизионному интервью, где тот же потребитель информации получает возможность слышать и видеть самому. В последнем случае потребитель информации слышит и видит то же, что и журналист, то есть получает информацию не в «переводе» интервьюера, а от того, кто является источником этой информации, ее носителем. И в этом случае человек, напрямую не задействованный в процессе интервью, становится в определенной степени его соучастником, поскольку он все слышит и видит, а следовательно, пропускает ее через свое сознание. Здесь потребитель информации осмысливает и «переводит» услышанное и увиденное в соответствии со своим мировоззрением, мироощущением, миропониманием.

Из выше сказанного можно сделать определенные выводы о месте интервью в жанровой системе. Интервью, как выше отмечено, - жанр многогранный. Об этом говорит уже то, что интервью является неотъемлемой составляющей как информационных жанров, к которым его традиционно относят, так и к жанрам аналитическим.

Кроме того, несмотря на кажущуюся легкость, интервью – один из самых сложных жанров, требующих следовать определенной тактике и стратегии. Легким интервью представляется, с нашей точки зрения, чаще всего потому, что обычно кажется, что нет ничего проще, чем задавать вопросы и записывать ответы на них. Однако практика показывает, сколь сложен этот жанр, как трудно иногда, но очень важно разговорить собеседника, повести интервью в нужное русло, а не просто записать речь интервьюируемого.

Однако, чтобы понять всю сложность жанра интервью, необходимо рассмотреть интервью, как жанр журналистики, выделить его разновидности, характерные; необходимо обозначить основные методики и приемы ведения интервью.

Глава 2. Интервью как жанр

Во введении нами было отмечено, что интервью – это жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами.

Но если обратиться к семантике слова, оно состоит из префикса inter, имеющего значение взаимодействия, взаимонаправленности, и слова view, одно из значений которого – взгляд, мнение. Значит, интервью – обмен взглядами, фактами, сведениями [Телевизионнаяжурналистика:Учебник. 2-е издание, переработанное и дополненное // Редколлегия: Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. – М.: Изд-во МГУ, 1998: - С 183]. Процесс жанрообразования, то есть обретения будущими публикациями характеристик, позволяющих относить эти публикации к тому или иному жанру, надо отличать от процесса возникновения названий жанров. Процесс обозначения, заявившей о себе новой группы публикаций, еще не получившей жанрового определения, не имеет строгих принципиальных оснований, не опирается на какую-то закономерность.

Иногда название возникает как результат акцентирования внимания субъекта, дающего жанру имя, на каком-то жанрообразующем факторе. Так, скажем, называя определенного рода публикации именем «интервью», его родоначальники закрепили за жанром название определенного познавательного метода, который применяется в журналистике для сбора информации и в какой-то мере фиксируется в самих материалах, относимых к этой группе (как вопросно-ответная форма изложения материала)[Тертычный А. А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000. – С. 75].

Говоря об интервью, как о жанре журналистики, необходимо рассмотреть историю его развития.

Процесс развития любого жанра журналистики напрямую связан с техническим прогрессом, то есть с появлением и распространением радио и телевидения. Поэтому мы будем рассматривать историю развития интервью через призму технического прогресса. Таким образом, во второй главе в порядке появления нами будут рассмотрены интервью в газете, радио и телевизионное интервью с учетом специфики соответствующих СМИ.

2.1. Эволюция интервью

Каждый жанр журналистики имеет определенные особенности, которые отличают его от других жанров. Различны они могут быть по форме и способу подачи, эмоционально-выразительным средствам и т. д.

Но, как нами уже было сказано ранее, эволюция жанров зависит от развития техники. Таким образом, рождение радио и телевидения обусловило появление новых разновидностей прежних жанров. Так появились радио и телевизионное интервью, которые однако не вытеснили уже имевшееся газетное, а развивались наряду с ним.

2.1.1. Интервью в газете

2.1.1.1. Информационное интервью

Выделение жанра «интервью» произошло в результате того, что в ряд публикаций, в ходе создания которых был применен метод интервью, фиксирует собой реальный процесс интервьюирования или же специально строится в вопросно-ответной форме, то есть в форме интервью. В том случае, когда автор ставит своей задачей лишь сообщение аудитории сведений, полученных от интервьюируемого лица, никак не пытаясь их комментировать, можно говорить, что он создает информационный материал. Однако в полной мере интервью получится информационным, если и в ответах его собеседника акцент будет сделан на вопросах: что? где? когда?

Информационное интервью ставит перед собой цель лишь проинформировать читателя о предмете авторского интереса, но не проанализировать этот предмет.

«Знакомьтесь: Павел Бородин.

- Ваше любимое блюдо?

- Рыба.

- Ваш любимый алкогольный напиток?

- Водка.

- Наличие дачи?

- Нет». [Знакомьтесь: Павел Бородин//www.mega.rostov.ru]

2.1.1.2. Аналитическое интервью

Жанр интервью является результатом «закрепленности» в журналистском тексте формы получения автором этого текста определенных сведений о действительности с помощью метода интервью. Как известно, сам по себе этот метод не относится к теоретическим методам. Очевидно, по этой причине и жанр интервью часто относят к информационным жанрам, базирующимсяименно на информации, полученной в результате применения эмпирических методов исследования.

При этом как бы остается в тени тот факт, что интервью, как и другие эмпирические методы, применяется для получения исходных сведений, необходимых для подготовки не только информационных выступлений, но и аналитических. Информация, полученная методом интервью, может быть трансформирована и представлена, например, на газетной полосе в виде корреспонденции, отчета, реплики, статьи. Это значит, что использование данного метода при сборе информации еще не порождает автоматически жанр интервью. Лишь в случае яркой проявленности в тексте «хода» применения этого метода он может определять форму такой публикации как диалогическую, вопросно-ответную.

По этому доминирующему признаку текст может быть назван жанром интервью. Однако то, к какой группе жанров можно причислить конкретное интервью – информационным или аналитическим, зависит уже от содержания текста, изложенного в форме интервью. Если информационное интервью несет в себе лишь сообщение о факте, отвечая на вопросы: кто? что? где? когда?, то аналитическое интервью, кроме того, содержит и анализ факта, отвечая при этом на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и т. д. Роль автора аналитического интервью заключается, прежде всего в том, что своими вопросами он задает прежде всего направление анализа, который обычно осуществляет сам интервьюируемый. С этой целью вопросы формулируются таким образом, что они требуют освещения узловых моментов какого-либо события, явления, процесса, ситуации.

Николай, вы где-то проговорились, что собираетесь подкопить денег, а лет через пять бросите своих российских поклонниц и махнете на Запад, чтобы предаться опере. Это правда?

- Ой, слушайте, смешно! Я не отрицаю, что мое материальное положение очень изменилось и дало мне возможность ездить за границу, брать уроки у известных мастеров. А все остальное неправда.

- Вас подают как оперного певца, снизошедшего для эстрады. Но для оперы вы еще молоды – синьор Паваротти вышел на сцену после тридцати…

- А через тридцать лет кто-то появится, и ему скажут: «Вы уже не подходите, Басков появился в двадцать пять». Собинов начал в девятнадцать, а Синявская спела в Большом театре в двадцать. Это все условности «доброжелателей», им лишь бы найти, на что напасть.

2.1.2. Интервью на радио

С появлением в 1895 году нового средства связи – радио, зарождается и новый тип журналистики – радиожурналистика. Привычные газетные жанры трансформируются, приобретают новые черты и становятся жанрами радиожурналистики.

Одним из важнейших жанров является интервью. Оно, как и многие другие жанры, пришло на радио из газеты. Но в новых условиях быстро адаптировалось, обрело черты и свойства, характерные для жанров звучащей журналистики.

Хотя радио и газетное интервью, можно сказать, близкие родственники, между ними существует немалая разница. Она проявляется, например, в том, что в газете журналист сам излагает ответы на заданные вопросы. Даже стенографическая запись ответов после расшифровки специально обрабатывается для печати. На радио в идеальном случае интервью создается в тот самый момент, когда его получает слушатель. Но и записанные на пленку интервью сохраняют черты подлинного документа, сохраняют голос, стиль речи, интонации говорящего. Содержание интервью в газете отвечает на вопрос, что сказал интервьюируемый, а радиоинтервью – на вопрос, что и как он сказал. Журналист-газетчик обрабатывает и готовит материал интервью после того, как состоится его разговор с интервьюируемым; радиожурналист, напротив, тщательно готовится к самому процессу, акту взятия интервью, то есть значительная часть его усилий связана с подготовкой к интервью.

Ответы на вопросы, поставленные радиожурналистом, одновременно с журналистом получают и слушатели, и таким образом, они как бы становятся участниками разговора с компетентным лицом, располагающим важной интересной информацией. Радиожурналист в этом случае выступает как представитель слушательской аудитории. Газетчик может по своему усмотрению изменить порядок вопросов в материале, который он готовит для печати, опустить одни вопросы и ответы, более подробно, обстоятельно изложить другие. Радиожурналист в случае, если интервью сразу передается в эфир, лишен такой возможности. описательный текст, так широко применяемый в газетных интервью, используется редко, как правило, в начале интервью или в заключительной его части, то есть за рамкой, за скобками основного материала.

Возможен, конечно, монтаж сделанной записи интервью; при этом допускается перестановка вопросов, деление интервью на части, которые перемежаются комментариями журналиста, автора материала. Но тогда правильнее говорить, не о радиоинтервью, а о рассказе корреспондента из студии с использованием предварительно записанных фрагментов интервью.

Как самостоятельная передача интервью обладает композиционной и сюжетной завершенностью. Оно включает в себя группу взаимосвязанных и взаимообусловленных вопросов в пределах определенной темы и соответственно содержит группу ответов, освещающих тему с большей или меньшей полнотой.

Интервью, как элемент сложной передачи (информационного выпуска, радиожурнала) или как элемент другого жанра (репортажа, очерка) не претендует на композиционную или сюжетную законченность, самостоятельность. Вне целого, вне передачи такое интервью не имеет никакой ценности [Жанры радиожурналистики: интервью //].

Таким образом, интервью представляет собой передачу, которая создается в момент записи на пленку или непосредственно в процессе вещания. Однако это не значит, что оно создается стихийно, импровизационно. «Сиюминутность», как отличительная особенность радиоинтервью, делает тщательную подготовку его не только совершенно обязательным, но и трудоемким, сложным производственно-техническим процессом, требующим от журналиста большого мастерства, опыта и ряда специальных навыков.

Рассмотрим два случая использования на радио жанра интервью. Интерес слушателей к определенной теме, проблеме диктует журналисту необходимость обратиться к специалисту, который со знанием дела может осветить ее. При выборе компетентного лица журналист учитывает, насколько известен, авторитетен, популярен этот человек. Немаловажным обстоятельством, которое влияет на подбор собеседника, является способность интервьюируемого рассказывать, его умение свободно, непринужденно держаться у микрофона.

Другими критериями руководствуется интервьюер, когда он поставлен перед необходимостью интервьюировать конкретное лицо: именно этого политика, именно общественного деятеля и т. д. Он тщательно обдумывает содержание и последовательность вопросов, готовит интервьюируемого. Последующая работа над интервью и в том, и в другом случае проходит аналогично. Журналист планирует вопросы и их чередование таким образом, чтобы в пределах отведенного времени сложилась композиционно целостная передача.

2.1.3. Телевизионное интервью

Телевизионное интервью обогатило жанр интервью существенным качеством – зрелищностью. Источником информации становится не просто звучащая речь со всем богатством ее риторики, интонационной, эмоциональной окраски, как на радио, но и мимика, жест, поведение собеседников, а нередко и окружающая их среда. Именно зрелищностью объясняется особая достоверность, и, следственно, широкое распространение жанра интервью в телепрограммах.

Интервью как жанр занимает особое место на телеэкране. Фактически нет ни одного выпуска новостей, где бы журналисты не задавали вопросов компетентным людям, не обращались к участникам различных событий, не интересовались мнением окружающих о важных событиях. Интервью – непременный элемент многих сложных телевизионных форм. Реже оно используется для создания самостоятельной передачи.

В зависимости от задачи, поставленной журналистом, различают интервью-мнение (высказывание по какому-либо поводу) и интервью-факт (сообщение о чем-либо известном данному лицу). Используют жанр интервью лишь тогда, когда интервьюируемый может сказать больше, чем журналист, или когда он своим выступлением поддерживает какую-либо общественную кампанию, если данный вопрос находится в центре внимания множества людей и необходимо выяснить их выяснить их взгляды.

Идеальное интервью на экране должно выглядеть как непринужденный разговор двух собеседников, один из которых информирован по данной теме больше другого. Исключение составляют ситуации официального характера. Но просто поговорить эти люди могли бы не в студии, без камер и осветительной аппаратуры. В этом заключается некоторая двойственность телевизионного диалога. В связи с этим существует типология интервью:

1. Протокольное интервью. Проводится с целью получения официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики государства. В качестве интервьюируемого выступает, соответственно, официальное лицо высокого ранга.

2. Информационное интервью. Цель – получение определенных сведений. Данный тип интервью входит в состав информационно-публицистических программ.

3. Интервью-портрет – особая разновидность телеинтервью, цель которого – по возможности наибольшее раскрытие личности собеседника. В данном случае преимущество имеют социально-психологические эмоциональные характеристики интервьюируемого, выявление его системы ценностей. Такой вид интервью очень часто выступает как составная часть экранного очерка.

4. Дискуссия ставит задачу выявить различные точки зрения или пути решения социально значимых вопросов.

5. Интервью-анкета используется для выяснения мнений по определенному вопросу у различных собеседников. Чаще всего это серия интервью, в которых разным участникам задается один и тот же вопрос. Оно проводится, как правило, вне студии. Собеседниками журналиста в этом случае могут быть люди разных возрастов, профессий. Например, школьник, военнослужащий, иностранный турист и т. д.

Наиболее простым выглядит протокольное интервью, так как журналист задает вопросы, нередко заранее согласованные и никак не связанные композиционно. Официальное лицо дает официальные ответы. Переспрашивать и что-либо уточнять не принято.

Наиболее распространенный вид телевизионного диалога – информационное интервью. Чаще всего такие интервью выполняют одновременно две задачи: получение социально значимой информации и выявление некоторых особенностей личности, являющейся носителем этой информации. Эта форма интервью существенно отличается от интервью-анкеты, где всем участникам диалога предлагается ответить на одинаковые вопросы. В информационном интервью каждый вопрос индивидуализирован, так как рассчитан на того человека, с которым в данном случае беседует интервьюер.

Портретное телевизионное интервью может выступать главной составляющей фильма-очерка. Такой портрет многомерен. Герой может предстать перед зрителем в своих отношениях с другими людьми, в противостоянии вечным проблемам бытия и т. д. Важнейшими здесь являются неподдельные эмоции героев, именно невербальная информации, которая заставляет сопереживать участникам передачи. Наиболее наглядные примеры – «Момент истины» Андрея Караулова, циклы передач Урмаса Отта, «Герой дня», «Час пик» и т. д.

Проблемное интервью - едва ли не самый сложный вид из всех рассмотренных нами выше видов интервью. Интервьюер должен заранее продумать основные тезисы беседы, свои вопросы и суждения, а также – возможные контраргументы собеседников, их реакцию на свои вопросы и свою – на их ответы.

Портретное и проблемное интервью несколько выходят за рамки информационности и примыкают к группе аналитических жанров

2.2. Техника жанра

В первой части второй главы мы рассмотрели интервью как жанр, определили характерные черты интервью разных видов, как то: интервью в газете, интервью на радио и телевидении. В целом все три вида одного жанра, как мы видим, похожи. Однако между ними есть существенная разница, которая вскользь была отмечена в самом начале. Различие это заключается уже в том, что радио и телевизионное интервью весьма наглядны, что очень сложно сказать о газетном интервью. И, как отмечено выше, в этих случаях телезритель и радиослушатель становится неким третьим участником, хотя в процессе интервью непосредственного участия не принимает. Для потребителя информации качество наглядности телевизионного и радиоинтервью – явление важное, поскольку в этом случае он сам может судить, что, как и почему происходит. Для журналиста в этом же качестве заключается сложность – как обеспечить потребителя яркой, наглядной, интересной, важной информацией, чтобы он не переключил телевизор на другой канал, а радио – на другую волну.

Конечно, немалый интерес для потребителя представляют и газетные интервью. Однако, как мы уже отметили в первой главе, этот вид интервью отличается субъективностью подачи материала. Здесь журналист в праве опустить вопросы и ответы, которые он считает менее важными для достижения намеченной цели, и более полно и ярко изложить другие. Он может поменять порядок вопросов, если это необходимо. И в этом случае интервью, вышедшее на страницах газеты – это вовсе не точная копия разговора, проходившего между интервьюером и интервьюируемым.

В то же время мы не можем упустить из виду тот факт, что именно газетное интервью является прародителем всех типов интервью. Поэтому, рассматривая технику ведения интервью, мы должны обратить внимание на схожесть некоторых методов подготовки и ведения интервью.

Самый первый этап любого интервью – это, конечно, подготовка к нему. Позицию интервьюера можно выразить примерно следующей формулой: я знаю, что ты знаешь, чего не знаю я. Интервьюер не имеет права начинать разговор без предварительной подготовки к нему. Конечно, он в праве не знать каких-то тонкостей, но предварительное выяснение общих обстоятельств – вежливость журналиста по отношению к интервьюируемому. Однако тут существует определенная степень риска впасть в притворство, то есть знать все настолько хорошо, что интервью будет носить условный характер. Но с другой стороны, глубокое знание предмета позволяет журналисту вести более содержательный разговор, направлять его в нужное русло, находить детали, известные лишь самому собеседнику.

Важную роль в процессе интервью играют вопросы. Здесь важно помнить следующее:

1. вопросы должны быть ясными. Если собеседник не понял вопроса, то виноват журналист, а не собеседник. Чтобы вопрос был ясен собеседнику, его должен понимать, прежде всего, сам интервьюер.

2. не следует допускать односложных ответов. Вопросы, предполагающие односложные ответы могут быть использованы в редких случаях в радио и телепередачах, но только тогда, когда это позволяет ведущему избежать подробного представления гостя, или если журналист хочет, чтобы собеседник вынес решающее суждение, подытожил мысль.

3. задавая вопросы, необходимо помнить о корректности и уважении к собеседнику. Этическое чувство должно подсказывать журналисту не прозвучит ли его вопрос слишком щекотливо. Необходимость предвидеть реакцию интервьюируемого есть проявление профессионального уважения к партнеру.

4. вопрос должен быть интересен.

Практика поставила перед журналистами, работающими в жанре интервью, несколько творческих вопросов. Следует ли знакомить интервьюируемого с вопросами заранее? Может быть, лучше назвать только тему будущего разговора, а вопросы задавать по ходу передачи?

Мировой опыт в области интервьюирования показывает, что успех интервью зависит от многих условий. От того, насколько ясно и глубоко представляет свою задачу журналист, когда берет интервью; насколько четки и конкретны требования редакции; от того, насколько хорошо подготовлены участники разговора.

Корреспондент имеет право задавать вопросы с целью получить такую информацию, которая носит специальный, личный, персональный характер, которая нова, малоизвестна, которую читателю, слушателю, зрителю будет логично узнать именно от этого человека.

В процессе радио и телеинтервью важно помнить, что именно интервьюируемый скажет то самое интересное и важное, ради чего происходит передача. Поэтому журналист должен внимательно следить за ходом интервью, чтобы в процессе корректировать свои планы. Например, не задавать «планового» вопроса, если собеседник по существу уже на него ответил. Кроме того, увлекшись разговором, интервьюируемый может далеко отойти от темы. И интервьюер должен быть очень внимателен, чтобы в нужный момент тактично направить говорящего в русло заданной темы.

Заключение

Таким образом, в проделанной работе мы рассмотрели интервью с точки зрения его позиции в жанровой системе журналистики. Для этого нами подробно была рассмотрена сама система жанров, определены ее основные составляющие, названы главные черты. Посредством последнего нами было определено место, которое интервью, с нашей точки зрения, занимает в системе жанров.

Но, принимая во внимание тот факт, что предметом исследования была не столько система журналистских жанров, сколько интервью, как одно из составляющих этой структуры, целесообразным, на наш взгляд, было также и изучение интервью как жанра. С этой целью нами была рассмотрена эволюция интервью в ее связи с развитием техники, то есть газетное интервью, радио и телевизионное интервью, а также техника интервьюирования.

Проделанная работа будет использована для продолжения темы интервью, его методов и т. д. Также может быть использована в качестве пособия по ведению интервью на практике.

Список литературы

1. Ворошилов В. В. Журналистика. – Учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. – 304с.

2. Грабельников А. А. Работа журналиста в прессе: Уч. пособие. – М.: Изд. РИП-холдинг, 2001. – стр. 274 – (Практическая журналистика).

3. Жанры радиожурналистики: интервью//www.vlazrum.ru

4. Муратов Сергей Александрович. Диалог: Телевиз. общение в кадре и за кадром. – М.: Искусство, 1983. – 159с.

5. Основы радиожурналистики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 264с.

6. Парфенов Л., Чекалова Е. Нам возвращают наш портрет: заметки о телевидении. – М.: Искусство, 1990. – 207с., [8] л. ил.

7. Плешаков Л. Интервью – начало всех начал // Профессия – журналист. 2000. № 10

8. Плешаков Л. Интервью: не торопитесь с вопросами, лучше расскажите что-нибудь сами // Профессия – журналист. 2000. №11

9. Плешаков Л. Вопросы-ловушки, или Как проверить непроверяемое // Профессия – журналист. 2001. №1

10.Плешаков Л. Интервью: всякое лыко – в строку, редкое слово – в строчку // Профессия – журналист. 2001. №2

11.Плешаков Л. Интервью: проход по минному полю // Профессия – журналист. 2001. №3

12.Плешаков Л. Иллюзия очевидности // Профессия – журналист. 2002. №1

13.Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. С56 2-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – 1600с., ил.

14.Соколовская В. Токи-воки // Профессия – журналист. 2001. №3

15.Тагина Т. Силки для ньюсмейкера // Профессия – журналист. 2001. №9

16.Телевизионная журналистика: Учебник. 2-е издание, переработанное и дополненное // Редколлегия: Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. – М.: Изд-во МГУ, 1998:-288с.

17.Тертычный А. А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 312с.

18.Цвик В. А. Журналист с микрофоном. Учебное пособие. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. – 40с.

Скачать архив с текстом документа