Инвестиционная политика Российской Федерации на современном этапе социально- экономического разв
СОДЕРЖАНИЕ: Федеральное Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования Академия Бюджета и Казначейства при Министерстве Финансов Российской ФедерацииФедеральное Государственное Образовательное Учреждение
Высшего Профессионального Образования
Академия Бюджета и Казначейства
при Министерстве Финансов Российской Федерации
Реферат
по дисциплине: «Финансы»
на тему:
«Инвестиционная политика Российской Федерации на современном этапе социально- экономического развития»
Выполнила:
студентка гр. 3Ф7
Барышникова А.А.
Преподаватель:
Подъяблонская Л.М.
Москва- 2010
Инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается на деятельности предприятий, ведет к увеличению валового национального продукта, повышает активность страны на внешнем рынке.
Следует отметить, что современная российская деловая среда не является благоприятной для привлечения инвестиций в реальную экономику. Инвестиционные ресурсы распределяются между регионами крайне неравномерно, в основном концентрируясь в крупных мегаполисах и богатых природными ресурсами регионах. Остальные регионы и большая часть перерабатывающих отраслей России не имеют возможности использовать инвестиционный потенциал.
Именно инвестиционной деятельности отводится ключевое место в процессе проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста. С позиции сущности реформирования экономики проблема повышения инвестиционной активности и улучшения инвестиционного климата является одной из узловых.
В экономике рыночного типа, к которой в настоящее время относят и Россию, хозяйствующие субъекты сами принимают решения об осуществлении инвестиций. При этом экономические агенты финансируют капиталовложения либо самостоятельно, либо за счет заимствования средств на финансовых рынках на конкурентной основе. Главными критериями необходимости инвестиций являются рост эффективности производства и максимизация прибыли. К тому же технологические изменения в состоянии базовых отраслей требуют больших капиталовложений.
В инвестиционной сфере России существует свой переходный период, характеризующийся определенными особенностями, к числу которых относятся:
· снижение доли и объема государственных инвестиций;
· формирование новой системы инвестиционных стимулов, в которой решающую роль играет ориентация на получение прибыли. Возрастает роль критериев принятия инвестиционных решений на основе анализа издержек и доходов;
· в экономике наблюдается возрастание доли производства потребительских товаров при одновременном сокращении выпуска товаров производственного назначения;
· возникают новые, в первую очередь негосударственные, источники финансирования.
В России, несмотря на периодическое оживление инвестиционного процесса, начиная с начала девяностых годов ХХ века, продолжается «инвестиционный голод». Опыт реформирования отечественной экономики показал, что основным источником инвестиций являлись и продолжают оставаться собственные средства предприятий. За годы реформ не стали достаточно надежными и стабильными ресурсами ни кредиты коммерческих банков, ни бюджетные средства, ни портфельные инвестиции, ни средства населения. Поэтому при фактически огромном дефиците внутренних средств, стремительном старении промышленно-производственного потенциала страны, необходимости обеспечения технологического перевооружения промышленных отраслей национальная экономика испытывает значительные потребности в инвестициях.
Для решения проблемы привлечения инвестиций в экономику страны необходима серьезная государственная инвестиционная политика, представляющая собой комплекс народнохозяйственных подходов и решений, определяющих объем, структуру и направления использования инвестиций в сферах и отраслях экономики.
Главной задачей государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды.
Инвестиционная политика должна быть ориентирована на:
- определение целесообразных для каждого периода времени объемов инвестиций и их структуры: отраслевой, воспроизводственной, технологической, территориальной и по формам собственности;
- выбор приоритетов;
- повышение эффективности инвестиций.
Данное определение обрисовывает все составляющие инвестиционной политики, но можно дать и более широкое трактование. Инвестиционная политика государства – комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства. Проще говоря, инвестиционная политика – это деятельность государства, направленная на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования.
Цель инвестиционной политики государства заключается в:
- обеспечении структурной перестройки экономики;
- стимулировании предпринимательства и частных инвестиций;
- создании дополнительных рабочих мест;
- привлечении инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции;
- стимулировании создания негосударственных структур, для аккумулирования денежных сбережений населения на инвестиционные цели;
- создании правовых условий и гарантий для развития ипотечного кредитования;
- развитии лизинга в инвестиционной деятельности;
- поддержке малого и среднего предпринимательства;
- совершенствовании системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса;
- создании условий для становления и развития венчурного инвестирования.
Следует отметить, что государственное регулирование инвестиций и инвестиционная политика - не однозначные термины. Во-первых, инвестиционная политика может иметь направленность невмешательства, тогда как понятие «государственное регулирование инвестиционной деятельности» говорит само за себя; во-вторых, государственное регулирование инвестиционной деятельности содержит инструменты, не относящиеся непосредственно к инвестиционной политике.
Государство регулирует инвестиционную активность посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, через государственные инвестиции, субсидии, льготы, кредитование, осуществление социальных и экономических программ. Для государственного регулирования особенно важно найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования.
Содержание государственного регулирования инвестиционной деятельности определяется целями, стоящими перед государственными органами, а также средствами и инструментами, которыми располагает государство при проведении инвестиционной политики.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность. Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.
До недавнего времени политика в области инвестиций была прерогативой федерального центра, принимающего решения о «горизонтальном» и «вертикальном» перераспределении инвестиций. Инвестиционные кризисы доказали неэффективность такой системы, и регулирование инвестиционной деятельности постепенно смещается на региональный уровень, на котором лучше видны текущие задачи развития, возможные к применению методы стимулирования.
К основным принципам инвестиционной политики государства на современном этапе можно отнести:
- снижение реальных процентных ставок до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в реальный сектор экономики на основе обеспечения сбалансированного бюджета и дальнейшего снижения инфляции;
- проведение налоговой реформы, предполагающей рассмотрение инвестиционных возможностей субъектов рынка на основе упорядочения, упрощения и структурной перестройки существующей налоговой системы, а также совершенствования амортизационной политики;
- осуществления процесса реформирования предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности;
- формирование организационно-правовых предпосылок снижения инвестиционных рисков с целью стимулирования сбережений населения, прямых инвестиций внутренних и внешних инвесторов;
- повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе их конкурсного размещения, смешанного государственно-коммерческого финансирования приоритетных инвестиционных проектов, представления государственных гарантий по частным инвестициям и усиления государственного контроля за целевым использованием бюджетных средств.[1]
В условиях глобализации экономики и интернационализации инвестиций еще одним важным принципом инвестиционной политики государства является создание условий для совершенствования корпоративных отношений, приведения уровня корпоративного управления в отечественных компаниях к международным стандартам.
Не меньшее значение на современном этапе развития российской экономики приобрела региональная инвестиционная политика.
Инвестиционная политика и страны, и региона зависит от того, каким образом протекает инвестиционный процесс, то есть многосторонняя деятельность участников воспроизводственного процесса по наращиванию ВВП и ВРП. В результате инвестиционной деятельности многообразных участников осуществляются практические действия по реализации всевозможных видов инвестиций: реальных и финансовых; долгосрочных и краткосрочных; государственных, частных и иностранных.
В инвестиционной деятельности государство выступает в нескольких лицах:
- организатора инвестиционно-финансового рынка;
- участника инвестиционно-финансового рынка;
- менеджера инвестиционных процессов.
Цели и задачи региональной инвестиционной политики, а также формы и методы ее реализации в различных регионах могут не совпадать, однако существуют общие генерализированные цели и задачи инвестиционной политики, которые заключаются в следующем:
- расширение объема и повышение эффективности инвестиций за счет совершенствования их структуры;
- приоритетное развитие производств, имеющих стратегически важное значение для экономики региона и страны в целом;
- превращение государственных инвестиций в «локомотив» повышения инвестиционной активности, в средство управления структурной трансформацией экономики;
- создание благоприятного инвестиционного климата в регионе как предпосылки экономического роста.
Инвестиционный процесс представляет собой многостороннюю деятельность участников воспроизводственного процесса по наращиванию капитала нации. Это – явление сложное и многообразное, поэтому целесообразно рассмотреть сущность самого понятия «инвестиции» и их классификацию.
Среди ученых-экономистов нет единого мнения относительно самого понятия “инвестиции”. Если говорить обобщенно, то инвестициями являются средства, вкладываемые в экономику, в экономические объекты и проекты, предназначенные для обеспечения производства экономическими ресурсами в будущем. Если же давать полное определение, то инвестиции – это любые имеющиеся средства, призванные служить удовлетворению будущих потребностей, для чего они отвлекаются от текущего использования и вкладываются в определенное направление, приносящее выгоду.
Под инвестициями понимаются финансовые, имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли или достижения социального эффекта. Ели речь идет о реальных инвестициях, инвестициями являются долгосрочные вложения капитала в предприятия различных отраслей экономики.
В состав инвестиций входят: денежные средства; целевые банковские вклады; акции; паевые взносы и другие ценные бумаги; движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и т.д.); имущественные права, вытекающие из авторского права и других интеллектуальных ценностей; совокупность технических, технологических, коммерческих знаний, «ноу-хау»; право пользования природными ресурсами, другие права и ценности.
Совокупность практических действий юридических лиц, граждан и государства по реализации инвестиций характеризуется как инвестиционная деятельность. Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды, оборотные средства, ценные бумаги, земля и так далее.
Инвестиционная сфера – это совокупность отраслей экономики, продукция которых выступает в роли инвестиций. В состав инвестиционной сферы входят:
- сфера капитального строительства;
- инновационная сфера;
- сфера обращения финансового капитала;
- сфера реализации имущественных прав субъектов.
Субъектами инвестиционной деятельности могут выступать инвесторы (заказчики), подрядчики и пользователи объектов, поставщики товарно-материальных ценностей, банки, инвестиционные компании, граждане государства и зарубежных стран.
В зависимости от субъекта инвестиционной деятельности выделяются:
- государственные инвестиции (средства бюджетов, внебюджетных фондов, заемные средства, средства государственных предприятий);
- инвестиции граждан;
- инвестиции негосударственных предприятий;
- иностранные инвестиции;
- совместные инвестиции.
В зависимости от оперируемых ценностей различают три типа инвестиций: реальные, финансовые и интеллектуальные.
Реальные инвестиции включают вложения средств в материальные активы (вещественный капитал: здания, оборудование, товарно-материальные запасы и др.) и нематериальные активы (патенты, лицензии, «ноу-хау» и др.).
Под финансовыми инвестициями понимаются вложения в ценные бумаги (акции, векселя, облигации и др.), целевые банковские вклады, депозиты и т.д.
Интеллектуальные инвестиции – это вложения средств в творческий потенциал общества, объекты интеллектуальной собственности, вытекающие из авторского, изобретательского и патентного права.
По характеру участия в инвестировании выделяют прямые, непрямые и портфельные инвестиции.
Под прямыми инвестициями понимается непосредственное участие инвестора в выборе объекта инвестирования и вложении средств без посредников. Непрямые инвестиции – это инвестирование через посредников. Например, приобретение лицами инвестиционных сертификатов инвестиционного фонда, который размещает полученные средства в объекты инвестирования по своему усмотрению, участвует в управлении ими и распределяет часть прибыли среди клиентов. Портфельные инвестиции – это вложения капитала в различные ценные бумаги
Инвестиции в воспроизводство основных фондов осуществляются в форме капитальных вложений. Это лишь один из видов инвестиционных ресурсов, направляемых на создание новых, техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Инвестиции же кроме основных фондов могут вкладываться в оборотные фонды, различные финансовые активы и отдельные виды нематериальных активов.
Капитальные вложения различаются по назначению, отраслевому и территориальному направлению, характеру воспроизводства, технологической структуре и по источникам финансирования.
Отраслевая структура характеризуется распределением капитальных вложений между отраслями народного хозяйства страны. Территориальная структура характеризует соотношение капитальных вложений по регионам страны. Технологическая структура – это соотношение доли капитальных вложений, направляемых на строительно-монтажные работы, оборудование, инструмент, проектно-изыскательские работы, прочие работы и затраты.
Воспроизводственная структура основных производственных фондов характеризует распределение капитальных вложений между различными видами воспроизводства: новое строительство, реконструкция, расширение, техническое перевооружение действующих предприятий.
При директивном планировании объемы и структура капитальных вложений формировались централизованно. В рыночных условиях основной регулятор объема и структуры инвестиций – рынок. Кроме него капитальные вложения в отдельные отрасли экономики и социальной сферы (инфраструктура, наука, экология и др.) регулируются государством.
Источниками капитальных вложений, а, следовательно, инвестиционной активности, являются ВВП (та часть, которая используется на накопление), отечественные и зарубежные займы. Указанные источники являются первичными. Посредством финансово-кредитной системы страны ресурсы распределяются, перераспределяются и выступают в виде: собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов; заемных, привлеченных средств инвесторов; бюджетных ассигнований; поступлений от благотворительных мероприятий и денежных средств населения.
Инвестиционную деятельность можно определить как совокупность практических действий по реализации всевозможных видов инвестиций.
Инвестиционная политика зависит от внутренней и внешней конъюнктуры – состояния экономики, уровня инвестиционной активности, тенденций роста и спада. Поэтому различают краткосрочную и долгосрочную инвестиционные политики, которые отличаются друг от друга временными факторами действия, продолжительностью периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия. Долгосрочная политика намечает линию экономического поведения на много лет вперед, краткосрочная же – на год или несколько месяцев.
В настоящее время возникла потребность устанавливать реально осуществимые темпы развития инвестиционной сферы, определять плановые показатели инвестиций, формировать их структуру, перечень целевых программ и инвестиционных проектов, подлежащих практической реализации в плановом периоде на основе многовариантных прогнозных расчетов. Прогнозирование инвестиций – сложный, многоступенчатый процесс изучения вероятностных сторон вложения капитала в ту или иную сферу экономики в будущем.
Прогнозирование инвестиций предполагает:
- осуществление количественного и качественного анализа тенденций инвестиционных процессов, существующих проблем и новых явлений;
- альтернативное предвидение будущего развития отраслей народного хозяйства как возможных объектов вложения капитала;
- оценку возможностей и последствий вложения средств в ту или иную сферу экономики.
Разрабатываются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы инвестиционной деятельности.
Краткосрочный прогноз служит для выработки тактики инвестирования и оценки возможных вложений в краткосрочные финансовые инструменты. Он разрабатывается с учетом влияния кратковременных факторов, выявленных в процессе анализа краткосрочных колебаний на рынке инвестиций.
Среднесрочный прогноз предназначен для корректировки стратегии инвестиционной деятельности и обоснования вложений в относительно небольшие по капиталоемкости объекты реального инвестирования и долгосрочные финансовые инструменты.
Долгосрочный прогноз связан, прежде всего, с выработкой стратегии инвестиционной деятельности и вложением средств в крупные капиталоемкие объекты реального инвестирования.
С точки зрения достоверности инвестиционное прогнозирование следует осуществлять на уровне страны в целом (макроуровень), отраслей и подотрослей, регионов (мезоуровень), отдельных предприятий (микроуровень). Процесс прогнозирования инвестиций можно условно подразделить на три этапа:
- прогнозирование возможных инвестиционных потоков;
- прогнозирование потребности в инвестициях;
- оценка экономической эффективности использования инвестиций с учетом факторов инвестиционного риска.
Анализируя международный опыт в области планирования инвестиций, можно отметить, что компании определяют для себя группу критериев, позволяющих принимать решения об объемах и направлениях инвестиций. Можно определить основные критерии, являющиеся базовыми практически для всех компаний, занимающихся инвестиционным планированием, это: размеры местного рынка; природные ресурсы и географическое положение страны (региона); доступность рынка; рабочая сила; валютный риск; возвращение капитала; защита прав интеллектуальной собственности; торговая политика (уровень тарифов, обменный курс национальной валюты, квоты, лицензии и др.); политическая стабильность; макроэкономическая политика (экономическая стабильность); инфраструктура и услуги (дороги, порты, коммуникационные сети, юридические, страховые фирмы, коммерческие банки и др.).
Помимо основных критериев определяются инвестиционные риски, включающие параметры, их содержание и удельный вес каждого параметра в процентах ( см. табл.10).
Таблица 1
Классификация инвестиционных рисков по параметрам
№ | Параметр | Факторы, учитываемые параметром | Уд. вес, % |
1 | Политическая стабильность | Оценивается возможность политических переворотов и их влияние на деловую активность | 12 |
2 | Отношение к иностранным инвестициям и прибыли | Размеры расходов на социальные нужды | 6 |
3 | Национализация | Возможность экспроприации до предоставления преимуществ местным предприятиям | 6 |
4 | Возможность девальвации | Влияние, а также действенность методов регулирования | 6 |
5 | Платежный баланс | Баланс общий | 6 |
6 | Бюрократические вопросы | Уровень государственного регулирования, осуществление таможенных формальностей, валютных переводов и подобных операций | 4 |
7 | Темпы экономического роста | Годовые фактические темпы роста валового национального продукта | 10 |
8 | Конвертируемость валюты | Возможность перевода национальной валюты в иностранную, а также место национальной валюты на рынке валют в той степени, в которой это касается предприятия | 10 |
9 | Возможность реализации договора | Возможность соблюдения договора, а так же возникновение трудностей вследствие различия в языках и обычаях | 6 |
10 | Расходы на зарплату и производительность труда | Уровень зарплаты, производительности труда и порядок оформления на работу | 8 |
11 | Возможность использования экспертов и услуг | Помощь, которую может ожидать предприятие в области юридических консультаций, бухгалтерии, по маркетингу, технологии, производства строительных работ | 2 |
12 | Организация связи и транспорта | Возможность использования транспортных услуг, система связи между предприятиями, развитие транспортной инфраструктуры | 4 |
13 | Местное управление и партнеры | Возможности и число партнеров, которые в состоянии представить капитал и решать совместно вопросы местного управления | 4 |
14 | Краткосрочные кредиты | Предоставление краткосрочных кредитов предприятиям и возможность их использования | 8 |
15 | Долгосрочный кредит и собственный капитал | Условия внесения партнерами своей доли в уставный капитал и условия предоставления кредита в национальной валюте | 8 |
Всего | 100 |
В России при планировании инвестиций на уровне страны и регионов используют понятие «инвестиционный климат». В отечественной экономической литературе несколько последних лет активно дискутируется сущность данного понятия.
Так, по мнению П. Гаглоева, С. Белогура, «под инвестиционным климатом страны или региона понимается обобщение характеристики совокупности экономических, социальных, политических и государственно-правовых условий, создающих определенный уровень привлекательности финансовых вложений»[2] .
По мнению К. Гусевой, инвестиционный климат – это «система социально-экономических отношений, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов на макро- и микро- уровне управления и создающих предпосылки для появления устойчивых инвестиционных мотиваций».[3]
По смыслу все авторы трактуют инвестиционный климат как совокупность различных факторов, посредством которых можно определить состояние внешней инвестиционной среды, в которой предполагается осуществление и развитие конкретного инвестиционного процесса.
Опираясь на такое понимание инвестиционного климата его структура приведена на рис. 1.
Факторы неэффективного регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации
Иными словами инвестиционный климат - это совокупность различных факторов, посредством которых можно определить состояние внешней инвестиционной среды, в которой предполагается осуществление и развитие конкретного инвестиционного процесса.
Следует уточнить и детализировать определение «регионального инвестиционного климата», который, по нашему мнению, представляет собой обобщенную характеристику всей совокупности социальных, правовых, экономических, организационных, политических, исторических, культурных предпосылок, наличие инфраструктуры рынка ценных бумаг и эффективного корпоративного управления. Это совокупность факторов и условий, предопределяющих привлечение в экономику региона инвестиций из различных источников финансирования для реализации интересов и целей регионального уровня.
Чтобы обеспечить поступательное развитие экономики и в стране в целом, и в каждом регионе необходим значительный инвестиционный потенциал.
Для возникновения инвестиционных ресурсов, формирующих инвестиционный потенциал, необходимы следующие условия: существование сбережений и способность населения делать текущие сбережения; возможность обслуживания долга; иностранные займы и инвестиции. Масштабы и эффективность реализации инвестиционного потенциала определяются степенью благоприятности инвестиционного климата. Инвестиционный климат определяется воздействием следующих основных факторов:
1. Геополитическое положение региона и его природно-ресурсный потенциал. Приграничное положение региона, прохождение через его территорию важнейших транспортных путей, в том числе для осуществления внешнеэкономической деятельности, наличие морских портов, соседство с промышленно развитыми регионами повышают его привлекательность для инвесторов.
Наличие собственной сырьевой базы, с одной стороны, повышает эффективность инвестиций за счет уменьшения транспортных издержек, снижения зависимости от внешних поставок сырья. Это может приобрести особое значение в условиях автоматизации региональных экономик и регионализации товарных рынков. С другой стороны, добывающие отрасли характеризуются высокой капиталоемкостью и длительными сроками окупаемости капиталоемких вложений, что делает их недоступными для реальных инвестиций мелких и средних инвесторов, одновременно ограничивая возможности привлечения кредитных ресурсов.
2. Производственный и финансовый потенциал региона и состояние региональных товарных рынков. Более привлекательными для потенциальных инвесторов являются регионы, располагающие развитой производственной инфраструктурой, дешевой рабочей силой необходимой квалификации, возможностями мобилизации финансовых ресурсов, свободными нишами на региональных рынках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.
3. Уровень развития рыночной инфраструктуры, таких ее инвесторов, как банки, биржи, оптово-розничные фирмы, торговые дома, страховые, инвестиционные, лизинговые компании, инвестиционные фонды и др.
Наличие этих институтов способствует формированию региональных рынков капитала, возможности мобилизации финансовых ресурсов для инвестирования за счет привлечения средств хозяйствующих субъектов, населения, посредством выпуска ценных бумаг, использования ресурсов банков.
4. Налоговая политика. Органы власти и управления субъектов Российской Федерации располагают широкими возможностями влияния на инвестиционный климат путем регулирования условий налогообложения, введения дополнительных льгот с целью привлечения инвестиций в приоритетные сферы экономики региона, страхование частных инвестиций за счет средств бюджета субъектов Федерации, инициирования создания на территории региона свободных экономических зон или режима наибольшего благоприятствования.
5. Внешнеэкономические риски. Неурегулированность межнациональных, межбюджетных отношений, нестабильность социально-политической ситуации в регионе, наличие острых социальных проблем, проявляющихся в повышении уровня политической активности населения, забастовочном движении, резко ухудшают климат в регионе и по своему влиянию на уровень инвестиционной активности могут перевесить все положительные экономические факторы.
Существуют различные методики определения сводной характеристики, посредством которой можно оценить состояние внешней инвестиционной среды, предопределяющей привлекательность и целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему (экономику страны, региона, отдельного предприятия). В одних случаях ученые такую характеристику называют рейтингом, в других – инвестиционным климатом.
Можно выделить три наиболее характерных подхода к оценке инвестиционного климата.
Первый из подходов – макроэкономический. Он базируется на оценке макроэкономических показателей, таких как: динамика валового внутреннего продукта и объем производства промышленной продукции; динамика распределения национального дохода, пропорции накопления и потребления; состояние законодательного регулирования инвестиционной деятельности; развитие отдельных инвестиционных рынков, в том числе фондового и денежного.
Второй подход – факторный, который основывается на оценке набора факторов, влияющих на инвестиционный климат. Среди них, например, такие как характеристика экономического потенциала; общие условия хозяйствования; зрелость рыночной среды в регионе; политические, социальные и социокультурные, организационно-правовые, финансовые и другие факторы.
Третий подход – рисковый. Сторонники данного подхода в качестве составляющих инвестиционного климата рассматривают два основных варианта: инвестиционный потенциал и инвестиционные риски. Инвестиционный потенциал оценивается на основе макроэкономической характеристики, включающей: наличие на территории факторов производства; в том числе трудовых ресурсов с учетом их образовательного уровня; потребительский спрос; результаты хозяйственной деятельности населения в регионе; уровень развития науки и внедрения ее достижений; развитость ведущих институтов рыночной экономики; обеспеченность комплексной инфраструктурой.
Инвестиционные риски оцениваются с позиции вероятности потерь инвестиций и дохода. В числе рисков учитываются: экономический, финансовый, политический, социальный, экологический, криминальный и законодательный.
На основе большой группы показателей оцениваются рейтинги каждого региона в целом, по каждому составляющему блоку инвестиционного потенциала и по каждому риску. В конечном итоге оценивается состояние инвестиционного климата с позиции развития региональной общественной системы в целом.
Макроэкономический подход привлекает сравнительной простотой анализа и расчетов. Он универсален, и его можно использовать для исследования инвестиционного климата в хозяйственных системах разного уровня. В нем учтена главная цель предпринимательской деятельности любого инвестора – получение прибыли и возврат вложенных средств через определенный промежуток времени. Но в нем не нашел отражения инновационный тип развития и экономической устойчивости.
Рисковый метод анализа и оценки инвестиционного климата представляет интерес, прежде всего, для стратегического инвестора. Он позволяет ему не только оценить привлекательность территории для инвестирования, но и сопоставить уровень риска, присущий новому объекту вложения инвестиций, с существующим в привычном для него регионе ведения бизнеса. При использовании рискового метода преобладает учет интересов инвестора, причем нередко не только экономических, но и политических.
Преимущества факторного метода – это учет взаимодействия многих факторов-ресурсов, а также иерархичности национальной экономической системы; использование статистических данных, нивелирующих субъективизм экспертных оценок; дифференцированный подход к различным уровням экономики, регионам при определении их инвестиционной привлекательности; стремление обеспечить максимально эффективное использование всех возможных источников инвестиций.
Категория «инвестиционный климат» достаточно субъективна, но, тем не менее, позволяет определить внешнюю инвестиционную среду, в которой предполагается осуществлять инвестиционный процесс, в то время, как традиционные методы привлечения инвестиций основаны на учете отдельных факторов, характеризующих отдельные направления развития предприятия, региона, страны в целом.
Все формы государственного воздействия на инвестиционные процессы подразделяются на три блока: правовой, административный и экономический. То есть всю совокупность методов регулирования можно разделить на: встроенные регуляторы инвестирования в рыночной экономике; экономические методы стимулирования инвестиционной деятельности со стороны государства; административно-правовые методы воздействия государственных органов на инвестиционную активность в стране. В зависимости от степени воздействия государства на инвестиционную деятельность методы можно разделить на пассивный и активный.
Пассивный метод связан с ориентацией предпринимателей на выбор наиболее эффективных вариантов инвестирования путем разработки индикативных планов инвестиций, активный же метод связан с прямым государственным инвестированием, а также проведением государственными органами мероприятий в налоговой и бюджетной сфере, направленных на активизацию инвестиционной активности предпринимателей.
При обосновании рационального плана инвестиций и приоритетных направлений государственной поддержки капиталовложений используются такие инструменты, как динамическая модель межотраслевого баланса, системы балансовых построений, отражающих инвестиционный процесс и его отдельные аспекты.
Государство реализует функцию по формированию в стране благоприятной инвестиционной среды через активный метод, связанный с повышением эффективности инвестиционной деятельности, через инструменты активного метода, которые обобщенно можно представить в следующем виде: создание благоприятных условий для деятельности частных предпринимателей; прямое участие государства в эффективных и значимых для страны проектах; внедрение принятых в международной практике критериев оценки финансовой эффективности инвестиций, таких как текущая приведенная стоимость, внутренняя норма рентабельности, срок окупаемости; стимулирование инвестиционной активности частного сектора экономики посредством налоговых льгот.
Некоторая часть инвестиций осуществляется непосредственно государством. Специалисты расходятся во мнении, хорошо это или плохо, должно ли государство подменять собой частных инвесторов, но едины в одном – важен не объем государственных инвестиций, а их эффективность, то, насколько они дополняют частные инвестиции.
Государственные инвестиции в первую очередь определяются государственной инвестиционной программой, в которой отражается, сколько и каких инвестиций нужно экономике, как для достижения текущих целей, так и в контексте долгосрочного развития. Государственные инвестиции в виде прямого финансирования инвестиционных проектов из государственного бюджета или предоставления льготных инвестиционных кредитов государственными финансовыми институтами – это важная составляющая инвестиционной деятельности.
Инструменты воздействия на частные инвестиционные решения условно можно разделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные. К первой группе относятся инструменты, которые создают общеэкономический климат инвестиций: влияют на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим.
Наиболее эффективными среди микроэкономических инструментов регулирования инвестиций являются меры, непосредственно влияющие на объем фондов, остающихся в распоряжении предприятия. Финансирование внутренних инвестиций обычно осуществляется из амортизационного фонда и прибыли. Из этого вытекают налоговые инструменты воздействия государства на инвестиционный процесс. В рамках налогового регулирования существуют такие формы стимулирования инвестиций, как ускоренная амортизация, инвестиционный налоговый кредит, выведение из-под налогообложения части прибыли, направляемой на финансирование капиталовложений производственного и непроизводственного назначения.
Специальным инструментом поощрения частных инвестиций являются государственные гарантии осуществляющему финансирование проекта учреждению. Положительным в данном инструменте является то, что в условиях высокого риска государство может эффективно повысить заинтересованность инвесторов, уровень инвестиций и взимать плату, которая может стать существенным источником поступлений в бюджет, отрицательным – гарантии могут превратиться в реальные долги, а также наличием целого ряда ограничителей.
Институциональные инструменты инвестиционной политики заключаются в создании механизмов координации инвестиционных решений частных компаний между собой и с государственными инвестиционными программами. Существует множество форм институциональных механизмов – от создания картелей в экспортных или переживающих кризис отраслях до политических и неформальных контактов. Создание финансово-промышленных групп позволяет свести вместе финансовый капитал и реальный сектор. Привлекает инвестиции и своевременная и качественная информация и консультации между правительством и деловыми кругами.
Иностранные инвестиции регулируются теми же методами, что и частные, но инструменты могут носить специфический характер. При привлечении и регулировании иностранных инвестиций используются гарантии правительства, налоговые инструменты – льготы, временные освобождения от налогов, преференции, институциональные инструменты – например, создание консультативных советов, лицензирование, ограничение или полное закрытие доступа в отдельные сферы деятельности.
Специфика региональной инвестиционной политики заключается в более узком круге доступных инструментов регулирования инвестиционной деятельности и в некоторой подчиненности инвестиционной политике федерального уровня, особенно в сфере законодательного регулирования. Данная специфика определена Конституцией Российской Федерации.
Еще одной специфической чертой проведения региональной инвестиционной политики является ее малая ресурсная база, а, значит, приходится применять наиболее эффективные методы по приоритетным направлениям и более полно использовать законодательное и косвенное регулирование.
На практике регионы имеют возможность применять следующие методы проведения инвестиционной политики:
- предоставление налоговых льгот участникам инвестиционной деятельности (регулирование ставок некоторых федеральных налогов, поступления от которых зачисляются в региональные бюджеты, установление региональных и местных налогов в соответствии с законодательством федерального и регионального уровня, создание на своей территории свободных экономических зон с особо льготными налоговыми условиями для инвесторов);
- создание за счет средств региональных бюджетов страховых и залоговых фондов, гарантирующих соблюдение обязательств перед инвесторами;
- участие региональных органов власти в инвестиционной деятельности через предоставление бюджетных кредитов, выпуск государственных займов, государственных инвестиций.
Регионы могут даже влиять на методы регулирования инвестиционной деятельности на федеральном уровне – посредством законодательной инициативы.
Таким образом, регионы обладают богатым инструментарием для регулирования инвестиционной деятельности с целью достижения главной задачи инвестиционной политики – создания необходимого уровня инвестиционной активности и эффективной направленности инвестиций.
Например, по оценкам независимых экспертов, Республика Коми имеет один из наиболее высоких инвестиционных рейтингов среди регионов России. Это обоснованно, так как республика обладает рядом уникальных преимуществ для инвесторов, обусловленных наличием богатейшей минерально-сырьевой базы (валовая ценность запасов полезных ископаемых республики составляет 8 % прогнозного потенциала России), недра республики содержат почти 30 % разведанных, подготовленных к промышленному освоению запасов бокситов России, около 50 % титановых руд, около 80 % пьезооптического и кварцево-жильного сырья, значительную часть ресурсов России по высококачественным баритовым рудам, каменным и каменно-магниевым солям. Таким образом, Республика Коми располагает значительным потенциалом для привлечения и, что важнее, для эффективного применения инвестиций, расширения уже существующих производств и создания новых. В частности, в настоящее время в республике разработан ряд инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение. К ним относятся:
- строительство железнодорожной магистрали Архангельск – Сыктывкар- Пермь. Новая железнодорожная магистраль сократит до 800 км пробег из регионов Урала и Сибири к Архангельску и Мурманску и обеспечит выход к портам Финляндии. Основной объем грузоперевозок по новой магистрали составят коксующиеся и энергетические угли, лесо- и пиломатериалы, нефтяные продукты, бокситовые, марганцевые и хромитовые руды, строительное и технологическое оборудование (расчетный объем инвестиций 650 млн. долл. США);
- создание в Удорском районе Республики Коми на базе избыточных лесосырьевых ресурсов производства товарной беленой сульфатной целлюлозы из древесины лиственных и хвойных пород в объеме 500 тыс. в год (общая сумма инвестиционных затрат расчетно составляет 796,4 млн. долл. США);
- строительство завода по производству соли «Экстра». Проектом предусматривается организация рентабельного производства высококачественной соли мощностью 360 тыс. в год на базе крупного месторождения (2750 млн. тонн утверждены Государственной Комиссией по запасам каменной соли). Сегодня спрос на данную продукцию в Европейской части Российской Федерации покрывается за счет импорта соли из стран Дальнего Зарубежья (стоимость реализации проекта 1681 млн. руб.) и др.
Необходима разработка механизмов реализации государственной политики для обеспечения экономической безопасности как хозяйствующих субъектов, так и региона в целом. Такими механизмами являются: активизация инвестиционной деятельности путем усиления регулирующей и стимулирующей роли государства в привлечении инвестиций в реальный сектор экономики, создание эффективно действующей системы защиты прав собственности инвесторов, создание условий для дополнительных эмиссий акций, налоговое стимулирование инвестиционной деятельности, обеспечение высокого уровня корпоративного управления.
В Республике Коми на сегодняшний день действует республиканский закон об инвестиционной деятельности, определяющий правовые и экономические условия ее осуществления, а также формы государственной поддержки инвестиционной деятельности, порядок ее оказания органами государственной власти республики.
Важным элементом системы стимулирования инвестиционной деятельности является налоговое стимулирование, как инвесторов, так и самих эмитентов. В этих целях государству необходимо разработать ряд мер, способных стимулировать потенциальных инвесторов, включая население к повышению инвестиционной активности.
Говоря о налоговом стимулировании инвестиционной деятельности посредством использования механизма рынка ценных бумаг, следует отметить, что российскими регионами не используется практически ни одна из форм налогового стимулирования инвесторов в ценные бумаги, положительно зарекомендовавших себя в большинстве развитых стран мира. К таким формам относятся:
- освобождение от налога на доходы физических лиц и налога на прибыль по операциям с ценными бумагами;
- зачет отрицательных курсовых разниц для различных инвесторов;
- перенос отрицательных разниц на несколько лет вперед;
- поощрение долгосрочных инвестиций налоговыми льготами, если акции держатся определенной доли бизнеса;
- налоговое поощрение вложений в акции приоритетных отраслей или акции, имеющие листинг на фондовой бирже;
- вычет процентов за кредит, взятый на покупку акций, из налогооблагаемой базы.
Кроме того, в целях стимулирования инвестиционной деятельности целесообразным также является восстановление налоговой льготы, действовавшей до 1 января 2002 г. В соответствии с этой инвестиционной льготой, компании могли выводить из-под налогообложения 50 % прибыли, если она направлялась на инвестиции. При этом не следует забывать, что налоговая льгота влияет на увеличение налогооблагаемой базы.
Еще одним эффективным механизмом активизации инвестиционной деятельности предприятий Республики Коми, в условиях недостатка собственных оборотных средств и невозможности получения дорогостоящих банковских кредитов является выпуск дополнительных акций в целях привлечения инвестиций. Однако, анализ структуры инвестиций в основной капитал по источникам финансирования как в целом в стране, так и в Республике Коми показывает, что роль дополнительных эмиссий ценных бумаг в привлечении инвестиций является мизерной, а доля государственных инвестиций заметно уменьшается.
Несмотря на внушительные масштабы сформированного в ходе приватизации корпоративного сектора, включающего около 30 тыс. акционерных компаний, роль эмитируемых ими ценных бумаг в финансирование инвестиций в России очень мала и составляет менее 1 % общего объема капитальных вложений в основной капитал.
Среди наиболее существенных причин отсутствия масштабных дополнительных эмиссий можно выделить следующие:
- противодействие этому держателей значительных пакетов акций, поскольку это ведет к уменьшению доли принадлежащих им ценных бумаг в уставном капитале общества и ослабляет контроль над ними;
- малочисленность эффективных собственников – субъектов присвоения, прямо или опосредованно обеспечивающих расширенное воспроизводство валового внутреннего продукта;
- незаинтересованность в раскрытии финансовой информации предприятиями и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
- пассивность отечественных институциональных инвесторов (страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов) на рынке ценных бумаг;
- достаточно высокое налогообложение дополнительных выпусков ценных бумаг;
- разочарование большей части инвесторов в возможностях фондового рынка, недоверие к ценным бумагам, эмитентами которых является как государство, так и акционерные общества;
- слабая правовая и гарантийная защита инвестиций, отсутствие эффективной системы защиты прав собственности;
- неразвитость отдельных составляющих инфраструктуры и субъектов рынка ценных бумаг;
- неэффективность существующего механизма государственного регулирования рынка ценных бумаг;
- низкая правовая культура потенциальных отечественных инвесторов;
- не высокий уровень практики корпоративного управления, который оказывает негативное воздействие на эффективность инвестиций, а также способствует возникновению более крупных проблем системного характера на национальном и региональном уровне.
Опыт показал, что проведение акционерными обществами дополнительных эмиссий сталкивается с упорным противодействием владельцев крупных пакетов акций. Они, к сожалению, предпочитают скорее оставить свои компании без притока инвестиций (путем дополнительных эмиссий), чем допустить возможность уменьшения принадлежащего им пакета акций. Эти акционеры понимают, что при дополнительной эмиссии, для сохранения своей доли и удержания контроля над предприятием, им необходимо будет вложить значительные средства в приобретение дополнительных акций (несравнимые по размеру с теми затратами, которые они понесли при приобретении данных пакетов в период приватизации). И это несмотря на то, что вложенные ими средства пойдут на развитие принадлежащего им же акционерного общества.
Такое положение связано с отсутствием эффективных собственников, призванных реализовывать и оптимально сочетать свои явно частные и общественные функции и, тем самым, прямо или косвенно обеспечивать рост благосостояния общества и большинства его социальных групп.
Одним из вариантов решения данной проблемы могло бы стать принятие специальных нормативно-правовых актов по стимулированию дополнительных эмиссий и предоставление акционерам соответствующих льгот.
Конечно, отдельные льготы, предоставляемые владельцам ценных бумаг, еще недостаточны для активизации инвестиционной деятельности. В действие должны быть приведены одновременно все элементы системы стимулирования этого процесса.
Немаловажным механизмом привлечения масштабных инвестиций является соблюдение и реализация принципов корпоративного управления. Низкий уровень корпоративного управления включает в себя и слабую правовую защиту инвестиций, и неэффективность механизма государственного регулирования, и низкую правовую культуру потенциальных инвесторов, что, в конечном счете, приводит к корпоративным конфликтам, возникающим на основе передела собственности и отсутствию доверия со стороны потенциальных инвесторов, т.е. оказывает негативное воздействие на привлечение инвестиций.
Работая в соответствии с принципами корпоративного управления, можно значительно уменьшить ряд существующих причин отсутствия масштабных эмиссий, поскольку добросовестная практика корпоративного управления является залогом того, что применяющая ее компания учитывает интересы широкого круга заинтересованных лиц и что руководство данной компании подотчетно самой компании. Это, в свою очередь, помогает поддерживать доверие со стороны инвесторов, как отечественных, так и иностранных, и привлекать более долгосрочные инвестиции. Очевидно, что коренное улучшение корпоративного управления должно базироваться на всестороннем изучении и практике применения отечественного и зарубежного опыта.
Кроме того, привлечению инвестиций в регион может способствовать определение рейтинга корпоративного управления предприятиями Республики Коми. Данный рейтинг представляет собой анализ, показывающий, в какой степени управление данной компанией соответствует положениям Корпоративного кодекса и международным принципам корпоративного управления и определяющий, как интересы акционеров компании поддерживаются управленческими действиями. Наличие рейтинговой оценки корпоративного управления в конечном итоге будет способствовать стабильному положению компании в глазах потенциальных инвесторов и привлечению масштабных инвестиций.
Таким образом, в современных условиях развития экономики, для решения задач подъема региональной экономики на долгосрочную перспективу и обеспечения экономического роста необходим комплексный подход к проблеме привлечения инвестиционных ресурсов и активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. Поэтому первостепенное значение приобретает анализ источников потенциальных инвестиций, достоверная оценка реальных возможностей их мобилизации, а также путей решения проблем их привлечения и выработка стратегии обеспечения эффективности привлекаемых инвестиций.
Список использованной литературы:
· Финансы. Учебник. Подъяблонская Л.М. - 2010г, Юнити.
· Финансы. Учебник
Автор: Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Курочкина В.В. и др. - 2007 г.
· Государственное регулирование рыночной экономики/ под ред. Кушлина В. И., Волгина Н.А. - М.: Экономика. – 2000.
· Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт (сравнительно-правовой комментарий)–М.:Юридическая фирма «Контракт», «ИНФРА-М», 2006.-
· Воронина Л.А., Е.О. Горецкая. Иностранные инвестиции как современный источник финансирования российской экономики // Финансы и кредит. 2008. № 9.
· Гусев К.Н. Иностранные инвестиции в России: новые рекорды // Банковское дело. 2008. № 5.
· Инвестиционная политика: учебное пособие / под ред. Ю.Н. Лапыгина. – М.: КноРус, 2006