Иоганн Вольфганг Гете
СОДЕРЖАНИЕ: Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832) - поистине универсальный гений -поэт, драматург, романист, переводчик, литературный критик, мемуарист, живописец, рисовальщик, искусствовед, режиссер, актер, ученый (притом тоже достаточно многосторонний : ботаник, оптик, зоолог, минераловед ), государственный деятель.Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832) - поистине универсальный гений -поэт, драматург, романист, переводчик, литературный критик, мемуарист, живописец, рисовальщик, искусствовед, режиссер, актер, ученый (притом тоже достаточно многосторонний : ботаник, оптик, зоолог, минераловед ), государственный деятель.
Родился 28 августа 1749 года в старом имперском городе - Франкфурте на Майне в семье зажиточного бюргера . Выдающиеся способности, широта интересов позволили Гёте стать одним из образованнейших людей своего времени. В Лейпцигском университете, куда он поступил в 1765 году занимается юриспруденцией и филологией .Там строго осуждалось его родное наречие и он испытывал всяческие притеснения.
В Лейпциге начинается его литературная деятельность. Первые лирические стихотворения и драмы (пастораль “Каприз влюбленного” 1769 год , комедия “Совиновники” 1768-69 ) написаны в стиле галантной поэзии рококо. В совершенно иной манере написаны “Три оды моему другу Беришу” (1767),
Ода первая
Садовник ! пересади
Этот прекрасный куст !
Жалко его оставлять
В почве бесплодной.
Крепок он от природы-
Этим одним и жив
Там, где земля скупится,
Там, где гноится воздух.
Взгляни! Весной он весь
В серебристо-зеленых листьях,
Их апельсинный запах -
Яд для гнуса...
Ода вторая
Пора! Уходишь-
Иди! Так надо.
Тут не житье
Тому, кто честен.
Смрад от болот
И осенняя сырость
Тут слились-
Нераздельно, навеки.
Тут плодятся
Гады и гнусы;
Тут- разгул
Их разбойничьей злобы;
Тут- похотливый
Огнежалящий змий
Выполз на берег
Погреться на солнце...
Ода третья
Будь бесчувствен!
Да не дрогнет сердце
В этом и без того
Неверном мире.
Бериш! Гони с лица
Улыбку весенних дней,
Чтоб не знавать ему
Свирепости зимних бурь.
Тщетной была б мечта,
Что от беды спасут
Вздох девичьей груди,
Рукопожатье друга...
в них Гете впервые использовал вольные ритмы нерифмованного стиха . После вызванного болезнью двухлетнего пребывания в родном городе Гёте в 1770 году отправляется для продолжения образования в Страсбург. Здесь он оканчивает университет, близко сходится с И.-Г. Гердером, теоретиком движения “Бури и натиска” , борющееся за объединение Германии, и в последующие годы возглавляет это движение.
Многообразие поэтического дарования Гете проявилось в том, что наряду с прославлением титанизма он создал необыкновенную по красоте чувств задушевную лирику. Таковы его “Зезенгеймские песни” вдохновленные любовью к дочери сельского пастора. Любовные песни Гете знаменовали решительный разрыв с рассудочной поэзией 18-го века.
Отсутствие сил способных сокрушить отживающий феодальный строй, вызвало кризис и распад движения “Бури и натиска”. Первым понял безнадежность штюрмерского бунтарства Гете. Это побудило его совершить поступок, вызывающий осуждение многих прежних друзей и поклонников поэта : в ноябре 1775 года он, на которого смотрели как на врага феодалов, принял приглашение владетеля мелкого Саксен-Веймарского герцогства Карла Августа, стал его придворным и министром.
Не оставил он и литературных занятий, но характер его творчества резко изменился. В стихотворении “Ильменау”,
Привет отчизне юности моей !
О тихий дол, зеленая дубрава !
Раскройте мне свои объятья снова,
Примите в сень раскидистых ветвей !
Пролейте в грудь бальзам веселья и любви.
Да закипит целебный ключ в крови !
Не раз, гора, к твоим стопам могучим
Влеком бывал я жребием летучим.
Сегодня вновь мой новый юный рай
На склонах мягких обрести мне дай !
Как вы, холмы, эдема я достоин:
Как ваш простор, мой каждый день спокоен.
И пусть забуду, что я здесь, как там,
Обречены живущие цепям,
Что сеет селянин в песок зерно свое
И строит притеснителю жилье,
Что тяжек труд голодный горняка,
Что слабых душит сильная рука.
Приют желанный, обнови мне кровь,
И пусть сегодня жить начну я вновь...
написанном ко дню рождения герцога в 1783 году, Гете выразил в конце надежду на то, что герцог позаботится о благосостоянии народа и его владениях. Именно эта мечта о просвещенном абсолютизме хотя бы на малой территории и побудила Гете обосноваться в Веймаре.
Обстоятельства сложились так, что и в личной жизни Гете его стремления натолкнулись на препятствия. В Веймаре он полюбил придворную даму Шарлотту фон Штейн, которая была старше его, замужем и имела детей. Отвечая на чувства поэта, она, однако, положила им предел, не допуская окончательного сближения. Любовь, не получавшая полного удовлетворения, была мучительна для Гете, но он долго мирился с этим положением. С наибольшей поэтической силой и с достаточной ясностью характер отношений Гете с любимой женщиной выражен в стихотворении “Warum gabst du uns die tiefen Blicke...”.
О, зачем твоей высокой властью
Будущее видеть нам дано
И не верить ни любви, ни счастью,
Как бы ни сияло нам оно!
О судьба, к чему нам дар суровый
Обнажить до глубины сердца
И сквозь все случайные покровы
Постигать друг друга до конца !
Сколько их, кто, в темноте блуждая,
Без надежд, без цели ищут путь,
И не могут, о судьбе гадая,
В собственное сердце заглянуть,
И ликуют, чуть проникнет скудно
Луч далекой радости в окно...
Эта любовь наложила отпечаток на творчество поэта.
В 1786 году Гете с разрешения герцога, но тайно от всех, даже от Шарлотты фон Штейн, уехал в Италию, где провел около двух лет. Он жил там среди художников и сам усердно занимался живописью, одновременно заканчивая начатые в Веймаре литературные произведения.
Поездка в Италию ознаменовала новый перелом в жизни Гете. В нем возродилась творческая энергия, и он вернулся в Веймар, чтобы зажить по-новому. Это проявилось в его разрыве с Шарлоттой фон Штейн. Гете взял в свой дом двадцатитрехлетнюю работницу Кристиану Вильпиус и жил с ней, не вступая в церковный брак. Ослабли связи с герцогским двором, Гете отошел от его дел, оставив себе лишь заботу о просвещении и руководство театром. Отныне он занимается только литературой, искусством, театром, а также наукой, расставшись с прежними многочисленными служебными обязанностями.
Замечательнейшим поэтическим итогом происшедшего перелома стали “ Римские Элегии” (1788-1790)-
О моей поре счастливой
Рассказать теперь должны вы.
Камень, речь поведи ! Говорите со мною, чертоги !
Улица, слово скажи ! Гений, дай весть о себе !
Истинно, душу таят твои священные стены,
Roma aeterna ! Почто ж сковано все немотой ?
Кто мне подскажет, в каком окне промелькнет ненароком
Милая тень, что меня, испепелив, оживит ?
Или, сбившись с пути, не узнал я дорогу, которой
К ней бы ходил и ходил, в трате часов не скупясь ?
Обозреваю пока, путешественник благоприличный,
Храмы, руины, дворцы, мрамор разбитых колонн.
Этим скитаньям конец не далек. В одном только храме,
В храме Амура, пришелец кров вожделенный найдет.
Рим ! О тебе говорят:” Ты - мир”. Но любовь отнимите,
Мир без любви - не мир, Рим без любви - не Рим.
собрание стихотворений, написанных с использованием эротической поэзии древнеримских лириков. Возлюбленная, воспетая Гете в этих стихах, - образ собирательный. В ней воплощена память о любовных радостях, испытанных Гете в Италии, и чувства, возбужденные Веймарской возлюбленной. Откровенная эротичность элегий вызвала осуждение и отчуждение со стороны светского общества и даже близких Гете людей.
Все переменилось, когда в 1794 году Гете сдружился с Фридрихом Шиллером (1759-1805), поселившемся в Веймарском герцогстве. То был союз двух творческих личностей, в котором каждый сохранял присущие ему взгляды, но оба сошлись в том, что отсутствие условий для преобразования социальной жизни не означает, что можно сидеть сложа руки. Они считали, что необходимо создавать такие произведения, которые содействовали бы общему подъему духовной культуры народа.
Свою главную задачу Гете и Шиллер видели в утверждении положительных идеалов, при этом оба поэта были убеждены, что красота, прекрасное в искусстве - важнейшее средство воздействия на человеческие души. У Гете есть ряд дидактических стихотворений, созданных им в эти годы и позже. В частности, особенно его “Метаморфоза растений” (1798)
Ты смущена, подруга, смешеньем тысячекратным
Этих, заполнивших сад, густо растущих цветов;
Множеству ты внимала имен, в твой слух беспрестанно
Диким звучаньем они входят - одно за другим.
Образы все - и подобны, и каждый от прочего все же
Разнится: в их кругу тайный заложен закон,
Скрыта загадка святая. О, если бы мог я любимой
В проникновенных словах тайну немедля открыть !
Пусть наблюдает теперь, как исподволь, мало-помалу
Вверх растение шло, цвет образуя и плод.
и “Метаморфозы животных”(1799-1806)
Если отважитесь вы подняться со мной до вершины,
Руку я вам протяну, и взор ваш окинет свободно
Ширь и даль природы. Она расточает, богиня,
Щедро жизни дары. Однако вседневной заботой
Не тяготится, как смертные женщины, о пропитанье
Чад своих. Это ей не пристало. Она утвердила
Двойственный вечный закон: каждой жизни предел
положила;
В меру потребности дав, дары отпустила без меры
Вдосталь всем и доступно сама же глядит
благосклонно
На хлопотливых детей, пособляя им в нуждах несчетных:
Без наставленья они живут, как начертано ею.
в которых излагается идея развития всего живого в природе.
Со смертью Шиллера кончился, в сущности, и классический период творчества Гете.“ Эпилог к Шиллерову “Колоколу” (1805-1815)
Да, было так. Страна кипела славой.
Явилось счастье новое в цвету.
Приветствовали песней величавой
Мы княжескую юную чету.
Народных толп налево и направо
Мы видели восторг и тесноту;
По-праздничному убраны ступени,
И “Поколение искусств на сцене.
Но грянул, как на погребальной тризне,
В полночный час глухой и скорбный звон.
Возможно ль ? Он, наш друг, кому в отчизне
Был каждый взор с любовью обращен!
Иль смерть зовет достойнейшего жизни ?
Весь мир потерей этой потрясен !
Какой урон друзьям и близким людям !
Рыдает мир, и мы ль рыдать не будем ?
был эпилогом веймарского классицизма.
В 1806 году в битве под Иеной, совсем рядом с Веймаром, Наполеон наголову разбил прусские войска. Прекратила существование так называемая Священная римская империя германской нации.
В ту пору все больше сторонников приобретает новое литературное направление - романтизм, возникшее в 90-е годы. Некоторые его деятели, как, например, братья Фридрих и Август-Вильгейм Шлегель, начинали вблизи Гете и Шиллера, но вскоре пути их разошлись. Гете и Шиллер отвергали ориентацию романтиков на Средневековье, ибо справедливо видели в ней апологию феодализма. Им были чужды индивидуализм и нервная экзальтация романтиков, являвшая собой полную противоположность идеалу классической гармонии.
Вследствие событий 1805-1806 годов Гете пересматривает прежние позиции. Гете не отказывается от своих гуманистических идеалов, но он достаточно чуток, чтобы почувствовать новую духовную ориентацию немецкого общества. Именно в те годы он завершает первую часть “Фауста”, которая выходит в свет в 1808 году.
Приближаясь к шестидесяти годам, Гете создает в1807-1808 годах цикл сонетов, посвященных юной возлюбленной Минне Херцлиб.
Гете издавна интересовался Востоком. В 1812- 1813 годах Иозеф фон Гаммер издал немецкий перевод стихотворений великого персидского поэта 14-го века Гафиза. Восхищение личностью и творчеством Гафиза сплелось у Гете с новым любовным увлечением, Марианной Виллемер. Это вызвало новый подъем лирического творчества поэта. В итоге чего в 1819 году вышел сборник стихов- “Западно-восточный Диван”.
Лирический дар Гете не иссяк до конца его жизни, только с годами характер лирики менялся. Поэзия Гете последнего периода, после семидесяти лет, в значительной мере философична. Его философская лирика интересна не только мыслями, но и особенностями формы. Прежде всего бросается в глаза необыкновенный лаконизм поэта.
22 июля 1831 года Гете закончил “Фауста”, начатого еще в 1771 году. “Фауст” его сопровождал на протяжение всей жизни.
Сюжет драматической поэмы навеян народной книгой 16-го века, удивительной личности доктора Фауста, который продал душу дьяволу в обмен на полноту земного могущества, знания и наслаждения жизнью. В образе Фауста Гете увидел воплощение исторического пути человечества, выходящего из мрачной обстановки Средневековья, ищущего новых путей жизни, “готового с бурей биться”, охваченного глубокими внутренними противоречиями и побеждающего. В спутники Фаусту дан Мефистофель. Гете переосмысливает образ средневекового дьявола, губящего душу человека, придав глубокий философский смысл образу. В моральном облике Мефистофеля воплощены циничные стороны феодального общественного развития, а в общем философском содержании образа - идея отрицания как необходимого условия движения вперед. Только в сопровождении своего “беспокойного спутника”- Мефистофеля-Фуст может постигнуть всю полноту жизни, достигнуть высшего развития. Но Мефистофель не смог подчинить себе Фауста. Сила отрицания не имела для Фауста самостоятельного значения, она была подчинена его беспокойным поискам положительного, борьбе за осуществление своих идеалов. Решение, которое Гете дал основной проблеме этой драмы, имеет глубоко гуманистический смысл, оно полно исторического оптимизма. Драматическая поэма Гете связана с высокой оценкой познавательных и творческих сил человека, смысла его исканий, его борьбы и движения вперед. В поисках настоящего счастья Гете заставляет своего героя пройти через различные стадии и превращения. В последней момент жизни Фаусту открывается, наконец, цель жизни человека на земле
“Жизни годы
Прошли не дароом, ясен предо мной
Конечный вывод мудрости земной:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой !”
Этот вывод явился логическим завершением стремления Фауста к полноте существования, к практическому значению созидательной деятельности. Фауст умирает, и дьявол готовится схватить свою жертву, но здесь открывается небо, и спасение приходит сверху.
Образ Фауста и другие художественные образы поэмы прочно вошли в культурный фонд человечества.
Некогда Гете сказал, что поэт, живописец, композитор обычно умирает, когда задача его жизни выполнена. Надо-де очистить поле для работы новых поколений. 16 марта 1832 года Гете простудился во время загородной прогулки в экипаже. Схватка со смертью была мучительна.22 марта его не стало. 26 марта гроб с талом Гете был водворен в герцогскую усыпальницу рядом с прахом Шиллером.
Список литературы
1 Гете И. В. Избранная лирика. Издательство .“Прогресс”1979.
2 Гете И. В. Собрание сочинений. Том первый Москва
“Художественная литература”1975.
3 Иоган Петр Эккерман Разговоры с Гете в последние годы его
жизни. Москва “Художественная литература”1981.
Краснодарский торгово-экономический колледж
лекция:
Иоганн Вольфганг
Гете
Краснодар.1998 год.