Иранские ковры – один из символов Востока
СОДЕРЖАНИЕ: Ни один дворец на Востоке не обходился без знаменитых персидских ковров. Шелковые и шерстяные персидские ковры ручной работы всегда были и остаются настоящими произведениями искусства.Иранские ковры – один из символов Востока
Ковры ручной работы – это божественная роскошь, которая была таковой во все времена. Ни один дворец на Востоке не обходился без знаменитых персидских ковров. Шелковые и шерстяные персидские ковры ручной работы всегда были и остаются настоящими произведениями искусства. В далекие времена их даже преподносили в дар европейским владыкам. Быть мастером-ткачом коврового искусства было не только выгодно, но и очень почетно, а также престижно. Искусство изготовления ковров в Иране насчитывает столетия, а секреты мастерства передаются в семьях мастеров из поколения в поколение.
Изделия иранских ткачей ковров как в древние времена так и на сегодняшний день считаются самым качественным и дорогим товаром. Ковры, изготовленные вручную, приводят в восторг неповторимостью рисунка и оригинальностью цветовой гаммы. Но не только внешние данные ковров приводят людей в восторг. Не оставляет равнодушными и качество ковров - плотность плетения и точное выполнение сложного орнамента. Использование только натуральных красителей в производстве нитей для плетения ковров делает рисунок стойким и практически вечным.
И все-таки персидские ковры не сразу стали произведениями искусства. В древние времена ковры, конечно, были по-своему красивы. Однако больше несли практическое, нежели эстетическое значение. Первые ковры представляли собой тяжелые полотна из шерсти и служили полом в домах, а также использовались в качестве межкомнатных перегородок. На коврах спали, коврами укрывались. Каждое племя имело особые отличительные знаки, вплетенные в ковры. Эти знаки назывались «гюли». Когда одно племя завоевывалось другим, в ковре победителя вплетался «гюль» побежденного племени. Очень часто на древнем ковре можно было по знакам причитать о славном военном наследии мужчин этого племени.
В наши дни сохранилось очень мало древних персидских ковров. На Алтае в 50-х годах прошлого столетия был найден, по мнению ученых, самый древний ковер. Его обнаружили в вечной мерзлоте, раскопав гробницу, возраст которой более двух тысяч лет. Гробница была частично разрушена. В нее попала вода и ковер был полностью вскрыт коркой льда. Каково же было изумление ученых, когда обнаружилось, что ковер после разморозки и сушки практически не пострадал. Сейчас этот ковер является одной из жемчужин Эрмитажа. Но только подумайте: более двадцати веков ковер пролежал в вечной мерзлоте и с ним практически ничего не случилось! Да, качество работы персидских мастеров ковровых дел говорит само за себя.
В странах Востока искусство ткать ковры было основным ремеслом. Мастера Турции и Китая, Индии и Пакистана, Средней Азии, Кавказа и Северной Африки соревновались в искусстве изготовления ковров. Но им так и не удалось превзойти мастерство персидских ткачей. До сегодняшних дней иранский ковер – самый лучший в мире, и настоящая гордость его владельца!
Сейчас тоже реально стать обладателем иранского ковра. Вот только нужно будет серьезно потратиться. Персидские ковры - не только самые лучшие в мире, но и самые дорогие. Причем шелковые ковры гораздо дороже шерстяных ковров. Но они того стоят. Во-первых, ручная работа всегда в цене. Во-вторых, в изготовлении таких ковров применяются только натуральные материалы и красители, что служит гарантией высокого качества изделий и долгого срока службы. И, конечно, неповторимость - практически невозможно найти два одинаковых ковра (если только не было заказа на изготовление двух таких). На создание одного ковра уходит от шести месяцев до нескольких лет. Время работы над одним изделием зависит от его размера, сложности орнамента, количества цветов и оттенков. Ковры изготавливаются в форме круга, овала, прямоугольника. Иногда поступают заказы на ковровые дорожки разной ширины и длины.
Цветовая палитра изготовления ковров огромна, но есть и цвета, которые предпочтительнее других. Это цвет топленого молока и цвет слоновой кости, бежевый во всех его проявлениях, красный, бордо, коричневый, индиго и изумрудно зеленый.
В Иране ткачество ковров - традиционное и распространенное ремесло во всех областях страны. И каждый регион имеет свои неповторимые узоры, по которым безошибочно можно узнать «родину» ковра.
Время идет, но ковры в жизни иранцев продолжают занимать почетное место. И в двадцать первом веке невозможно представить дом иранца без ковра на полу или на стене. Новый или потертый старенький ковер всегда найдет свое место в доме.
Производство ковров имеет и государственное значение. Каждый год в бюджет государства вливаются солидные средства от продажи персидских ковров. Поскольку иранские ковры самые дорогие в мире, за качество ковров в Иране отвечают на государственном уровне. Здесь осуществляется четкий контроль качества и натуральности сырья, чему есть немало доказательств. Например, когда был изобретен анилиновый краситель, персидский шах специальным указом запретил использование «химии» в производстве ковров. В наказание за непослушание отрубали правую руку! Но сейчас, к счастью, к таким суровым мерам не прибегают. Производители ковров относятся со всей ответственностью к своему ремеслу. Ведь персидский ковер несет не только коммерческую ценность, это еще и визитная карточка сегодняшней Персии.
Сейчас персидский ковер, благодаря своему качеству и неповторимой красоте, может стать не только долгосрочной инвестицией, но и семейной реликвией, передаваемой по наследству. У каждого ковра есть свой паспорт и сертификат качества. Данные в этих документах указываются на двух языках - арабском и английском. В документах называется государство-изготовитель, состав и качество изделия, дата и место изготовления, «имя» ковра и имя мастера, который его выполнил. Эти документы на ковер нужно обязательно сохранять до самой «смерти» изделия.