Использование тотемов в погребальном обряде Японии (со II тыс. до н.э. - до IX в. н.э.)

СОДЕРЖАНИЕ: В Восточной Азии происходили процессы интеграции, которые можно проследить и в погребальной культуре, что, в свою очередь, влекло за собой и изменение первоначальных тотемных образов.

Использование тотемов в погребальном обряде Японии (со II тыс. до н.э. - до IX в. н.э.)

Стронина О.Н.

В Восточной Азии происходили процессы интеграции, которые можно проследить и в погребальной культуре, что, в свою очередь, влекло за собой и изменение первоначальных тотемных образов. Тотем, изначально являлся священным животным рода, кровь которого символизировала единение рода. Пока текла кровь в животном - существовал род. Достаточно регулярно встречаются они в погребениях, как зажиточных японцев, так и бедноты. Так, например, при проведении раскопок на севере Японии было обнаружено более 200 тотемов драконов и тигров [1, с. 59]. Аналогичные японским тотемные образы встречаются в индийских и тайваньских погребениях [6, с. 87]. Создается впечатление, что Большая Восточная Азия в культурном плане основывалась на сходстве первобытно-религиозных представлений.

Однако при более глубоком анализе мнение это оказывается обманчивым. С одной стороны, использование тотемов в погребальных обрядах II тыс. до н. э. - IX в. н. э. действительно имело место, с другой стороны, назначение тотемов изменялось. Известно, что в начальном понимании тотемизм подразумевал запрет на убийство тотемного животного. Однако в погребениях IV-IX вв. археологами обнаружены шкуры, зубы когти не только тех животных, которых род или династия считали тотемными, но и целого ряда других.

Объяснение этого явления есть в японских источниках. Распространенным было представление, что дух предка должен был уйти из земной жизни вместе с умершим человеком, чтобы встретить его в загробном мире [2, с. 61]. Это свидетельствует о том, что произошла определенная трансформация представлений, вероятно, вызванная распространением буддизма и, в частности, его учения о переселении душ.

В Японии тотем превратился в элемент погребального обряда, где являлся лишь помощником в преодолении испытаний души и выполнял посредническую миссию между человеком и загробным миром.

В «Манъёсю» (источнике IX в.) есть сведения о погребальном обряде средневековой Японии: «...Умерла Сакурако. Отец передал ее тело богам, но не забыл сопроводить ее в мир смерти силой тигра и убил он тигра, и обращался к прародителю с просьбами о доброй участи дочери» [4, с. 97].

В буддизме традиционно лотос сопровождал Будду с момента достижения им нирваны. Особое значение этого цветка состояло в его предназначении: лотос должен был вдохнуть святость в Будду, чем объясняется правило, требовавшее хоронить тело Будды только с цветами лотоса [3, с. 64].

Япония, расположенная на окраине мировых культурных и религиозных традиций, сохраняла приверженность первобытным ритуалам. Это отразилось и на погребальном обряде. Так в захоронениях могущественных японских правителей присутствует атрибутика тотемизма. С распространением на японских островах буддизма, он впитал тотемистические элементы. Погребения монахов сопровождались изображениями и фигурами тотемов птиц и рыб. Согласно распространенным представлениям, они в Загробный мир попадали не по земле, а по воде или воздуху: «Монахи и демоны, прибегают к высшему, почитаемому богами и людьми — великославному, лишь по воде (воздуху), где они, без пыли, пополняют сонмы богов» [4, с. 15].

Дальнейшее развитие этой линии можно найти в постулатах дзэн- буддизма, придавшего японским обрядам необычайную утонченность, четкую знаковость, ставшую своеобразной нитью между прошлым и будущим.

Жители Страны восходящего солнца, впервые познакомившись с тотемизмом в конце XIX в. до н.э., сохранили ему приверженность до сих пор. Население этого древнего островного государства на протяжении более 1500 лет было верно своему традиционному погребальному обряду (который подразумевает и наличие тотема), дошел до нас в наиболее упрощенном своем виде - тотеме - символе.

Список литературы

Андреев В. Под знаком огня и тигра // Наука и религия. - 1985. - № 12. - С.59-60.

Барский К. Японская грамота жестов // Азия и Африка сегодня.—1998.- №6. - С. 61-65.

Буланова Н. Амулеты и талисманы. // Азия и Африка сегодня. -1993. - № 4. - С. 4-9.

Волхова А. А. Русский комитет для изучения Восточной Азии. //Проблемы Дальнего Востока. - 1977. - №1.- С. 15-17.

Маньёсю, пер. Лидова Н. Р. - М., 1999. - 213 с.

Танников К.Л. Представление о жизненной силе в Японии. //Этнографическое обозрение. - 1997. № 3. - С. 17-19.

Скачать архив с текстом документа