Исследование этнической толерантности подростков в образовательной среде

СОДЕРЖАНИЕ: Агеева Н.А. студентка 5 курса психологического факультета РОСИ Толерантность в общеупотребительном понимании определяется как настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе и как способность терпеть. Этническая толерантность подразумевает под собой акт нравственного самоопределения этносов к окружающей среде и к самим себе, к своей этнической идентичности.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Агеева Н.А.
студентка 5 курса
психологического факультета РОСИ

Толерантность в общеупотребительном понимании определяется как настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе и как способность терпеть. Этническая толерантность подразумевает под собой акт нравственного самоопределения этносов к окружающей среде и к самим себе, к своей этнической идентичности.
Проблема толерантности имеет огромное значение в наше динамичное, насыщенное межэтническими противоречиями и конфликтами время. Необходимость воспитания терпимости к людям настолько важна, что педагоги и воспитатели, опираясь на идею толерантности, реализуют в своей работе ту сверхзадачу, которая отвечает чаяниям нашей бурной реальности.
Исследование этнической толерантности занимает одну из важнейших позиций в изучении особенностей детей подросткового возраста. Ведь именно они, как никто другой, впитывают в себя негативные и позитивные установки, предъявляемые обществом.
Включённость в общение со сверстниками и взрослыми, в неформальные группировки и специально организованное взаимодействие, в межличностные и групповые контакты заметно влияют на формирование линии поведения и отношения подростка к вопросам, так или иначе связанных с демонстрацией собственного мнения относительно других этногрупп и национальностей. Причём данное направление не всегда успешно справляется с задачей воспитания адекватных форм толерантности и, при недостаточном контроле, может носить характер довольно яркого проявления негативизма. Это один из факторов развития этнической толерантности.
Важным значимым в развитии личности является воздействие СМИ. Анализ периодической печати, её просветительского потенциала позволил заметить, что воспитание толерантности в региональных изданиях практически не используются. Кроме того, проблемы межэтнического взаимодействия в регионе, в стране и мире в целом освещаются порою необъективно, зачастую авторы публикаций привносят своё отношение к той или иной проблеме, которое чаще всего негативное, лишённое толерантных установок.
В этом случае вся ответственность за воспитание толерантности у подрастающего поколения лежит целиком и полностью на плечах родителей и педагогов. Однако зачастую сами родители признаются в нехватке времени, а также умения сформировать у детей установки терпимого отношения к окружающим.
В связи с этим возрастает необходимость пристального внимания к данному вопросу со стороны всей системы образования, которая в наше время и является основным институтом по повышению межкультурной компетентности подрастающего поколения. Главной задачей непосредственно учителей и педагогов становится повышение уровня этнической толерантности, способствующей в дальнейшем бесконфликтному общению и терпимости к другим культурам.
Актуальность изучения этнической толерантности подростков в образовательной среде становится ещё более значимой в свете событий, связанных с миграцией населения и появлении в уже сформированных классах ребят другой этнической группы. Это поможет снизить уровень тревожности нового учащегося и в дальнейшем оказать положительное влияние на здоровое развитие личности.









Несмотря на широкий круг проблем, рассмотренных различными авторами для более полного и глубокого понимания толерантности в современном обществе, по-прежнему не до конца исследованным остаётся вопрос об этнической толерантности в подростковом возрасте – периоде, когда дети наиболее активны к восприятию внедряемых обществом позитивных и негативных наслоений.
Отсюда вытекает проблема, как наиболее эффективно организовать процесс формирования этнической толерантности у детей подросткового возраста. Наше исследование проводилось на базе одного из подмосковных детских оздоровительных лагерей санаторного типа и одной из курских школ. Оно осуществлялось в четыре этапа:
1. Выявление исходного уровня толерантности подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, и в условиях средней общеобразовательной школы.
2. Проведение формирующего эксперимента, куда входила серия полиэтнически направленных мероприятий, в целях активного включения и осознания подростками проблематики межэтнических отношений.
3. Проведение контрольного среза на выявление уровня сформированности этнической толерантности.
4. Сравнение уровня сформированности этнической толерантности у подростков в условиях лагеря и в условиях школьного класса.
Анализ полученных в ходе исследования данных на констатирующем этапе показал, что изначально уровень толерантности подростков лагеря и школы различается незначительно: 51,7% и 49,2% соответственно. Самые отчужденные отношения подростки выстраивают с представителями цыганской, чеченской, вьетнамской и негритянской этнических групп. Плодотворные отношения могут осуществляться с представителями армянской и американской этногрупп. И, наконец, симбиотические отношения выявлены во взаимодействии с украинцами и русскими.
Исходя из полученных результатов, была проведена серия полиэтнически направленных мероприятий, куда входили: беседа на тему «Час толерантности», коллективное творческое дело «Фамильный герб», общелагерное мероприятие «Новый год у разных народов мира», тренинг толерантности, просмотр фильма «Анна и король» с последующим анализом и др. При этом необходимо отметить, что в общеобразовательной школе этот перечень творческих дел по объективным причинам оказался беднее.
В итоге, после проведения данных мероприятий процент толерантных утверждений у детей в оздоровительном лагере составил на 33,5% больше, чем на первом этапе исследования. Что же касается ребят-подростков, находящихся на момент исследования в рамках школьного класса, то здесь нет заметного изменения по начальному и контрольному срезам по данной методике, и процент расхождения в среднем составил всего 7,9%.
Полученные показатели оказались заметно выше в пользу симбиотических отношений, так как подростки готовы осуществлять такого рода взаимодействие уже с представителями не только русской и украинской этногрупп, но и с армянами, американцами. Плодотворные отношения ребята готовы устанавливать абсолютно со всеми представителями этнических групп, в том числе и с теми, кто ранее входил в зону отчуждённых отношений.
Это говорит о том, что действительно в процессе включения детей в эмоционально значимую ситуацию, переживание и осознание подростком происходящего, во многом помогает осуществить процесс формирования не только личностной, социальной, но и этнической толерантности.
Таким образом, по результатам формирующего эксперимента действительно можно говорить о том, что уровень сформированности этнической и других видов толерантности гораздо выше в том случае, если сам подросток вовлечён в проблематику отношений, прочувствовал и пережил ситуации, прямо или косвенно наталкивающие его на размышления о необходимости толерантного отношения к окружающим людям.

Скачать архив с текстом документа